Живая богиня кумари. Бывшая богиня: как живут те, кто перестал быть королевской Кумари в Непале

В гостях у Кумари, как живёт богиня в Непале

Когда я была у Кумари, то ясно осознала, что передо мной просто маленькая девочка, которая пытается поиграть со мной после нашей «фотосессии»..

С 17 века в культуре непальской народности невари существует традиция выбора богини Кумари. Это девочка 3-6 лет, которую выбирают из определенной касты ювелиров и поклоняются ей как богине, до тех пор, пока она не перестаёт ею быть. Процесс избрания сравнивается с поиском нового воплощения Далай-ламы. Когда девочка становится Кумари, в ее теле поселяется богиня Таледжу, которая покидает тело Кумари с наступлением первых «критических дней» или болезнью, связанной с потерей крови.

Грамотные представители народа Невари относятся к Кумари с почтением, но и с жалостью, говоря о том, что это очень тяжелая жизнь, если ребенок не может играть со сверстниками, женщина не может реализовать себя и выйти замуж. Но на самом деле большинство Кумари всё-таки выходят замуж и имеют детей. К Кумари-божеству приходит на дом частный учитель, а когда девочка перестает быть Кумари, то она может ходить в школу. В общем, всё не так плохо. Правда Кумари не может выезжать за пределы Непала, но если кто-то из них начитается тревел-блогов и очень захочет стать путешественницей, то ничто не сможет остановить бывшее божество).

Это дом-храм Кумари. Пока богиня поселяется в теле девочки, она и её семья должны жить здесь.

«Гостиная» в доме Кумари. На полках — её игрушки.

Старшая сестра Кумари пришла из школы.

Младший братик Кумари.

Фотографии в доме Кумари. Кумари — единственный человек, который имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу, благословение) королю, а сейчас — президенту, тк короля в Непале больше нет. Люди приходят в храм Кумари, чтобы прикоснуться к ее ногам и получить благословение.

Игрушки и раскраски Кумари.

Комната для приёма посетителей. Только в своей комнате Кумари может ходить, в других местах ей нельзя касаться ногами земли и пола.

Нынешнюю Кумари зовут Юника. Ей 6 лет.

Кумари с мамой и папой.

В гостях у самой взрослой Кумари Непала

В долине Катманду, в Патане, живёт самая взрослая Кумари. Она до сих пор «соответствует стандартам» Кумари, но её уже не удобно носить (Кумари не могут касаться ногами за пределами своей комнаты и их всегда носят). Поэтому при живой взрослой Кумари уже было выбрано несколько других юных Кумари. Взрослая же Кумари так же принимает посетителей в своей квартире-храме.

Портрет Кумари в молодости в её квартире.

Лестница в квартиру самая обычная, это уже не действующий храм, как у остальных Кумари (всего их несколько в разных городах Непала).

На полках так же стоят игрушки, в свободное время Кумари смотрит телевизор и читает прессу. На стенах — портреты Кумари разных времён.

Самая взрослая Кумари Непала Дхана. В 2014 году ей 63 года.

Кумари разных времён — портреты на стене Дханы.

Рекомендую к прочтению:

©2014. Ольга Салий. Копирование материала запрещено.

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Каково быть непальской богиней, которой все поклоняются. А потом стать обычной девочкой

Таледжу — одна из главных богинь долины Катманду. В Непале верят, что она обитает в теле кумари. По легенде, она покровительствовала то ли королю Трайлокье Малле (XVI–XVII век), то ли Джаю Пракашу — последнему императору династии Малла (XVIII век). По одной из версий монарх однажды стал приставать к богине — она возмутилась и исчезла. Король долго пытался искупить свою вину уговорами и молитвам. В итоге Таледжу пошла на уступки, но согласилась являться королю только в образе маленькой девочки. С тех пор в Непале выбирают кумари из детей народа невари и рода Шакья, к которому принадлежал Будда. А поклоняются ей как буддисты, так и индуисты. Богиня Таледжу вселяется в девочку и живет в ее теле до наступления первой менструации.

Читать еще:  Покойник дарит розы во сне. Дар от покойника во сне

Претенденток выбирают по гороскопу и 32 признакам совершенства. Среди них — тело, подобное баньяну, бедра как у оленя, грудь как у льва, шея как морская раковина, ресницы как у коровы, голос, напоминающий утку . Есть популярная легенда, по которой претенденткам устраивают тест на смелость, запирая их на ночь в темном храме с 108 головами убитых буйволов. Но на самом деле это лишь миф.

Нихира Шакья, новоизбранная богиня

Шестилетняя девочка восседает на золотом троне и с надменным видом осматривает посетителей. На ней — ярко-красное платье и такого же цвета маникюр и педикюр. На шее свисает увесистый серебряный амулет. Ноги стоят на бронзовом подносе, заполненном лепестками и рисом — богиня не должна ступать по земле. Рядом на коленях сидит беременная мать. Она помогает дочке поставить тику (точку на лбу) всем, кто пришел ей поклониться. Двое мужчин по очереди целуют ребенку ноги и оставляют пожертвование. Девочка быстро устает от посетителей и начинает капризничать. Следующих гостей просят повременить с визитом, пока ребенок не успокоится.

Нихира в роли живой богини всего пять месяцев, но уже осознала свою избранность. Из скромной девочки она превратилась в избалованную. Ее избрали кумари в Патане, одном из трех городов долины Катманду. Своя богиня есть также в Бхактапуре и Катманду. В столице живет главная, королевская кумари.

— Главный критерий, по которому выбирают кумари, — удачный гороскоп. То есть такой, в котором нет плохих для страны астрологических знаков, — говорит отец Нихиры, 30-летний Нироз Раджан. — При рождении каждый невар получает от астролога свиток. К тому, что там написано, мы относимся очень серьезно. Я даже жену себе выбрал по гороскопу — из трех претенденток ее знак зодиака лучше других сочетался с моим.

Нихира обошла четырех конкуренток, что стало для ее родителей неожиданностью: они даже не выдвигали ее кандидатуру — это сделала община. Новый статус дочери изменил жизнь всей семьи. Вместе с родителями и сестрой Нихира переселилась во дворец, где они будут жить до ее первой менструации. И тогда среди детей трех-четырех лет выберут новую кумари.

— Теперь мы называем нашу дочь не по имени, а обращаемся к ней Дийя Майджу, то есть маленькая девочка-богиня, — рассказывает Нироз Раджан. — Из‑за новых обязанностей мы с женой ушли с работы, так как все свое время должны посвящать ей.

Прикасаться к кумари могут только ее родные. Каждое утро мать Нихиры одевает ее, собирает волосы в хвост и выводит длинные жирные стрелки до висков. Она же помогает дочери с домашним заданием. Около четырех часов в день богиня посвящает учебе. Преподаватели сами приходят к ней во дворец. Из предметов — математика, непальский и английский язык. Как раз сейчас у девочки начался урок. Но она не хочет учиться, а тянется к телевизору.

— Все, вам пора, — командует ее отец. — Богине нужно отдохнуть.

Матина Шакья, предпоследняя королевская кумари

Во внутреннем дворе Кумари-Гхар в Катманду щелкают затворы камер. Дальше этого патио иностранцам заходить нельзя. А фотографировать королевскую кумари и вовсе категорически запрещено. У дворца дежурят непальцы, которые могут поклониться живой богине после обеда в строго отведенные часы.

За тремя окнами с красными занавесками находится комната кумари. Еще несколько месяцев назад там жила Матина Шакья. Она поселилась во дворце, когда ей было три года, и провела здесь девять лет. А когда девочке исполнилось двенадцать, ее божественная должность перешла другому ребенку.

Сейчас Матина привыкает к новому дому — родному. Его приходится делить с большой семьей. Во дворце она одна жила в просторной комнате, которая была почти такого же размера, как вся родительская квартира. У богини была собственная ванная, а теперь приходится ждать своей очереди почистить зубы.

Читать еще:  Как пишется имя прасковья. Редкое имя Прасковья: история и характеристика

Матина сидит рядом с отцом в тесной комнате и смотрит на все слегка отстраненно. После жизни во дворце, где с нее сдували пылинки, сложно вернуться к обычной. Там богине разрешали играть с куклами всегда, когда она этого хотела. Никто не мешал ей смотреть телевизор. О бытовых заботах кумари вообще не знала. В те редкие моменты, когда Матина покидала дворец, ее носили на руках. Вернувшись домой, бывшая богиня даже ходить училась заново.

— Несмотря на то, что я жила вдали от семьи, родные могли приходить ко мне каждый день, — рассказывает Матина. — Друзья посещали меня тогда, когда я этого хотела. Если я желала какую‑то игрушку, мне ее покупали. Но только если игрушка была безопасной.

Богиня не может проронить ни одной капли крови. Иначе карьере конец. Считается, что тогда дух богини Таледжу, который живет в теле девочки, покидает его.

— Я ощущала необъяснимую силу каждый раз, когда надевала золотое ожерелье нага в виде змеи, — вспоминает Матина. — А надевала я его, когда покидала дворец. Это происходило тринадцать раз в год — во время фестивалей. Когда на мне было это древнее украшение, я целый день не хотела ничего есть и пить. Я вообще не чувствовала усталости и не ощущала никаких эмоций. Я могла часами ставить тику всем, кто приходил за благословением.

Желающих всегда много. Во время фестиваля у дворца выстраиваются длинные очереди. Поклониться ребенку приходят буддисты и индуисты, а также первые лица страны. Получить тику от королевской кумари — хороший знак. Каждый год президент, а раньше король, приходит к кумари за благословением. Непальцы верят, что она может не только исцелять, но и предвидеть будущее. За тем, как девочка ставит тику президенту, наблюдают всей страной. Если в процессе этого обряда ребенок заплачет — это не к добру.

— Во время разрушительного землетрясения, которое произошло четыре года назад, Катманду охватил хаос, — говорит Матина. — Здания складывались как карточные домики. Люди в панике бежали кто куда. Вокруг все кричали и плакали. Но мой дворец практически не пострадал, а я была необъяснимо спокойна. Сидела в своих покоях и ничего не боялась. Меня защищала богиня.

Если верить отцу Матины, его дочь никогда не болела, когда была кумари. Во время фестивалей он тоже ощущал некую энергию — и мог целый день носить дочь на руках или в паланкине (крытые носилки. — Прим. ред.), не испытывая при этом усталости.

— Один из самых важных праздников в Непале — Индра-Ятра, или фестиваль кумари. Он проходит осенью. Каждый в Непале празднует его. — говорит отец Матины. — А если во время фестиваля непалец находится в другой стране, он старается взять с собой фотографию кумари в праздничном красном одеянии. Это платье — единственное, что девочка может оставить себе на память о божественном времени.

Нанимаи Шакьи, 60-летняя бывшая богиня

У входной двери в квартиру 60-летней Нанимаи Шакьи висит большая фотография действующей кумари. В светлой комнате стену украшает еще одно черно-белое изображение девочки-богини. На фотографии — Нанимая Шакья полвека назад. Женщина встречает меня в красном сари. Маникюр, украшения, помада и тика — все в тон платья. Красные в комнате также занавески, стены и обивка дивана. В Непале верят, что этот цвет приносит удачу. Он окружает кумари везде: одежда, постельное белье, полотенца и даже зубная щетка у нее красная.

— Это мой любимый цвет, — улыбается хозяйка. — Он мне напоминает о той поре, когда я была кумари. Хорошие были времена. Меня боготворили, носили на руках, оберегали, выполняли любой каприз. Мне не надо было ни о чем заботиться. Но самое ценное, что я получила, — знания. Я была первой кумари, у которой был частный учитель. Образование тогда было недоступно другим девочкам в Непале… Тяжело было потом, когда нужно было возвращаться в мир людей. Три месяца совсем не покидала дом — боялась выходить на улицу. Затем появились первые заботы, которые мне были незнакомы во время жизни во дворце. Пришлось самой ходить по магазинам, делать уборку, мыть посуду.

Читать еще:  Хайам Омар Рубаи (Лучшие переводы).

Еще одна сложность, с которой столкнулась Нанимаи, — суеверие. В Непале долгое время верили, что человек, который взял в жены бывшую кумари, в скором времени умрет от чахотки. Поэтому мужчины обходили богинь стороной. Своим примером Нанимаи доказала, что бояться кумари не стоит. А еще она первой из бывших богинь закончила школу и открыла аптеку. Вместе с мужем она воспитала двоих дочерей и сына. Сейчас нянчит пятерых внуков на пенсии.

— Хотели, чтобы ваша дочь или внучка тоже стала кумари?

— Сложный вопрос, — задумалась женщина. — Моя дочь хотела быть кумари. Но так как мой муж из другой касты, это невозможно. Знаете, я бы хотела вернуться в то время, когда я жила во дворце вдали от проблем внешнего мира. Без всех этих забот.

Топ-10 интересных фактов о живой богине кумари из Непала

Как выбирают кумари, как проходит жизнь маленьких живых богинь из Непала и другие интересные факты

Обновлено 2018-04-02
_______

Познакомьтесь, это Кумари, единственная в мире живая богиня. Ее родина — Непал, далекая горная азиатская страна. Своей величественной осанкой, ярким одеянием и большой тикой на красном лбу она действительно напоминает небожительницу. Kafetop подготовил для вас несколько интересных фактов о настоящей живой богине.

    Во время религиозных праздников перед Кумари склоняет голову сам король. С ней совещаются министры правительства, а каждое ее слово скрупулезно изучают местные ученые с дипломами самых престижных университетов.

Живая богиня носит особое украшение — золотую змею с бриллиантовыми глазами, обладающую удивительными свойствами: накануне важных событий змея начинает извиваться.

Выбирает Кумари очень строгая государственная комиссия из многих претенденток, принадлежащих к касте ювелиров. Будущая богиня должна обладать гороскопом, соответствующим гороскопу короля, и еще 32 качествами: красотой, черными глазами, приятным голосом, отважным сердцем.

Она перестает быть живой богиней, как только на ее коже появится кровь, или по достижении половой зрелости. Тогда небожительница возвращается в свою семью и со временем может выйти замуж. Хотя непальцы убеждены, что мужчина, ставший ее мужем, скоро умирает, практически все бывшие Кумари уже вышли замуж.

Народ Непала верит, что в избранной ими маленькой девочке живет богиня Таледжу, которая тот час же покидает тело, как только у Кумари начнутся менструации (или выпадет первый зуб).

После того, как были проведены все ритуалы очищения, Кумари на белых простынях переносят в ее дворец Кумари Гхар, где она постоянно живет, общаясь с ограниченным числом лиц. Покидает свой дворец богиня в строго определенные дни и только в золотом паланкине, так как не имеет права касаться земли за пределами дворца.

Вся жизнь Кумари с момента ее избрания пропитана мистическим смыслом. Действия и поступки богини трактуются ее служащими и просителями на определенный лад. К примеру, если во время аудиенции девочка кричит или плачет, то посетителей, пришедших к ней с просьбой, ждет тяжелая болезнь или смерть. Спокойствие Кумари во время приема убедит просителей в том, что их пожелания будут исполнены.

Желания избранного ребенка исполняются тщательнейшим образом. Никто не в праве указывать девочке, что ей делать, а только направлять и подсказывать.

В 2007 году произошел прелюбопытнейший случай. Кумари Саджари Шакья покинула пределы своего дворца и страны, чтобы посетить презентацию фильма «Живая богиня». Ее должны были лишить титула, так как согласно правилам поездка осквернила телесную чистоту девочки. Однако позже руководители храма просто решили провести над Кумари процедуры очищения, о чем и были оповещены непальцы.

Традиции, связанные с почитанием живой богини, сформировались относительно недавно, лишь в XVII столетии, хотя ритуалы, связанные с Кумари (пуджи девочек) существовали значительно раньше. В Индии имеются сведения о таких пуджах, относящиеся к периоду более 2600 лет тому назад, а в Непале, скорее всего, этот обряд появился с VI века. Письменные свидетельства о пуджах (ритуалах) с описанием выбора, украшений и ритуала Кумари относятся к XIII веку.

Источники:

http://www.free-writer.ru/pages/kumari.html
http://daily.afisha.ru/cities/11461-kakovo-byt-nepalskoy-boginey-kotoroy-vse-poklonyayutsya-a-potom-stat-obychnoy-devochkoy/
http://www.kafetop.ru/news/top_10_interesnykh_faktov_o_zhivoj_bogine_kumari_iz_nepala/2018-04-02-389

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector