День равноапостольных константина и елены. День равноапостольных царя константина и матери его, царицы елены

Равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена

Святой император Константин (306–337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи – Константин – был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) – на Востоке и императора Максимиана Геркула (284–305) – на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью “Сим побеждай”. Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых – святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин “Единосущный Отцу”, навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Читать еще:  К снится жареная рыба во сне. Жареная рыба

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение “Единосущный”, слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Познавательный сайт ,,1000 мелочей”

Популярные публикации

Последние комментарии

3 июня – День равноапостольных царя Константина и матери его, царицы Елены.

Откуда мы обычно черпаем сведения о жизни святых? Конечно же, из информационных источников церковного, богословского характера. Это могут быть православные журналы, газеты, книги, специфические сайты и просветительские ресурсы Интернета, а также христианские фильмы и передачи. Однако в том случае, если подвижник являлся одновременно государственным деятелем и/или прославившим страну полководцем, основные вехи его земного существования и характеристики личности непременно содержатся в исторических материалах.

Сведения о праведнике и правителе римском Константине:

Святой Константин родился в III столетии н.э., конкретнее – в 274-м году. Избранник Божий имел знатное происхождение, поскольку появился на свет в семье Констанция Хлора, соправителя Римской империи, и его супруги, царицы Елены. Отец будущего святого владел двумя областями великой державы: Галлией и Британией. Официально семья эта считалась языческой, однако на деле единственный сын цезаря Констанция Хлора и Елены рос истинным христианином, воспитываясь своими родителями в обстановке доброты и любви к Богу. В отличие от других соправителей Римской империи Диоклитиана, Максимиана Геркула и Максимиана Галерия отец святого Константина не учинял гонений на христиан во ввереных ему вотчинах.

Будущий правитель Рима отличался многочисленными добродетелями, среди которых особенно выделились спокойный нрав и скромность. Внешне святой Константин тоже располагал к себе окружающих, поскольку был высок, физически развит, силен и красив. Об этом свидетельствует описание облика императора, найденное в исторических источниках и составленное на основе археологических данных. Удивительное сочетание выдающихся душевных, личностных и физических качеств избранника Божия стало в годы правления святого Римом предметом черной зависти и злобы царедворцев. Заклятым врагом Константина по данной причине стал цезарь Галерия.

Годы юности святого прошли не в отчем доме. Отрок был взят в заложники и содержался при дворе тирана Диоклитиана в Никомидии. С ним хорошо обращались, но общения с семьей святого по большей части лишили. Таким образом соправитель Констанция Хлора желал обеспечить себе верность отца Константина.

Информация о святой царице Елене:

Что известно о личности правительницы Елены? Достаточно, чтобы составить законченное представление об этой женщине. Святая Елена не относилась к знатному роду, как ее супруг: избранница Божия родилась в семье владельца гостиницы. Замуж будущая царица вышла вопреки канонам того времени, не по расчету и не по сговору, а по взаимной любви. Со своим супругом, цезарем Констанцием Хлором Елена прожила в счастливом браке 18 лет. А после союз разрушился в одночасье: муж царицы получил от императора Диоклитиана назначение стать правителем сразу трех областей: Галлии, Британии и Испании. При этом тиран выдвинул Констанцию Хлору требование развода с Еленой и женитьбы соправителя на своей падчерице Феодоре. Тогда же Константин по воле императора Диоклитиана отправился в Никомидию.

Царице Елене на тот момент было немного больше сорока лет. Оказавшись в столь сложной ситуации, еще молодая женщина всю свою любовь сосредоточила на сыне – историки уверены, что с супругом она больше никогда не виделась. Святая Елена обрела кров недалеко от области, где находился Константин. Там они смогли иногда видеться и общаться. С христианством царица познакомилась в Дрепануме, который позже в честь матери Константина Великого (именно так впоследствии стали называть добродетельного правителя римского) переименовали в Еленополис. Крещение женщина прошла в местной церкви. На протяжении последующих тридцати лет Елена жила в беспрестанной молитве, культивируя в себе добродетели, занимаясь очищением собственной души от прежних грехов. Результатом проделанной работы стало приобретение святой почетного религиозного звания «равноапостольная».

Государственная деятельность избранника Божия Константина:

В 306-м году скончался Констанций Хлор, отец Константина Великого. Сразу же после этого скорбного события войско провозгласило последнего императором Галлии и Британии вместо прежнего правителя. Молодому мужчине в ту пору было 32 года – самый расцвет молодости. Константин принял бразды правления указанными областями в свои руки и объявил свободу вероисповедания христианства на вверенных ему землях.

Читать еще:  Кратко об основных направлениях буддизма. Буддизм: что это такое? Основные виды и концепции буддизма

Прошло 5 лет. В 311-м году западная часть империи попала в управление к Максенцию, отличавшемуся жестокостью и быстро из-за этого прослывшему тираном. Новый император задумал устранить святого Константина, дабы не иметь конкурента. На это сын царицы Елены принял решение организовать военный поход, цель которого видел в избавлении Рима от напасти в лице самодура Максенция. Сказано – сделано. Однако, Константину и его войску пришлось столкнуться с непреодолимыми трудностями: враг превосходил их численно, к тому же жестокий тиран прибег к помощи черной магии, дабы одержать во что бы то ни стало победу над защитником христиан. Сын Елены и Констанция Хлора несмотря на молодость был очень мудрым человеком. Он быстро оценил сложившуюся ситуацию и пришел к выводу, что поддержки ждать надобно лишь от Бога. Константин стал искренне и пылко молиться Творцу о ниспослании помощи. Господь услышал его и явил чудесное знамение в виде креста из света вблизи солнца с надписью «сим побеждай». Это случилось перед важной битвой с врагом, свидетелями чуда стали также и воины императора. А ночью царю привиделся сам Иисус с хоругвем, на котором был снова изображен крест. Христос объяснил Константину, что тот лишь с помощью креста одолеет тирана Максенция, и дал совет обзавестись таким же точно хоругвем. Послушавшись самого Бога, Константин одержал победу над недругом и завладел половиной Римской империи.

Великий правитель великой державы делал все на благо христиан. Он принял последних под свое особое покровительство, хотя никогда не притеснял и народы, исповедующие другие религии. Единственные, к кому Константин был нетерпим, так это к язычникам. Святому даже пришлось вступить в бой с правителем восточной части Рима Ликинием, который пошел на сына царицы Елены войной. Но все закончилось благополучно: с Божьей помощью Константин Великий разгромил вражеское войско и стал единовластным императором державы. Разумеется, он тут же объявил христианство главной религией империи.

Святые Константин и Елена многое сделали для распространения и укрепления христианства. В частности, царица отыскала в Иерусалиме Крест Христов, зарытый в землю противниками истинной веры в Бога. Часть святыни она привезла в Рим своему сыну. Елена скончалась в 327 году. Ее мощи находятся в итальянской столице. Константин же умер десятью годами позже, оставив царствовать в Риме трех своих сыновей.

Тропарь равноапостольных царя Константина и царицы Елены:

глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев/ и, якоже Павел, звание не от человек прием,/ в царех апостол Твой, Господи,/ Царствующий град в руце Твоей положи,/ егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы,/ едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольных царя Константина и царицы Елены:

глас 3

Константин днесь с материю Еленою/ Крест являют, всечестное древо,/ всех убо иудеев посрамление суще,/ оружие же на противныя верных людей:/ нас бо ради явися знамение велие/ и во бранех грозное.

Величание святым равноапостольным царем Константину и Елене:

Величаем вас, / святеи благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, / и чтим святую память вашу, / вы бо святым Крестом / всю вселенную просветили есте.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Равноапостольная Еле ́ на Константинопольская , царица

Дни памяти

19 марта – Обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей

22 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных

Житие

Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены

Свя­той им­пе­ра­тор Кон­стан­тин (306–337), по­лу­чив­ший от Церк­ви име­но­ва­ние “рав­ноап­о­столь­ный”, а во все­мир­ной ис­то­рии на­име­но­ван­ный Ве­ли­ким, был сы­ном це­за­ря Кон­стан­ция Хло­ра (305–306), пра­вив­ше­го стра­на­ми Гал­ли­ей и Бри­та­ни­ей. Огром­ная Рим­ская им­пе­рия бы­ла в то вре­мя раз­де­ле­на на За­пад­ную и Во­сточ­ную, во гла­ве ко­то­рых на­хо­ди­лись два са­мо­сто­я­тель­ных им­пе­ра­то­ра, имев­шие со­пра­ви­те­лей, од­ним из ко­то­рых в За­пад­ной по­ло­вине и был отец им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. Свя­тая ца­ри­ца Еле­на, мать им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на, бы­ла хри­сти­ан­кой. Бу­ду­щий пра­ви­тель всей Рим­ской им­пе­рии – Кон­стан­тин – был вос­пи­тан в ува­же­нии к хри­сти­ан­ской ре­ли­гии. Отец его не пре­сле­до­вал хри­сти­ан в управ­ля­е­мых им стра­нах, в то вре­мя, как во всей осталь­ной Рим­ской им­пе­рии хри­сти­ане под­вер­га­лись же­сто­ким го­не­ни­ям со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305), его со­пра­ви­те­ля Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311) – на Во­сто­ке и им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гер­ку­ла (284–305) – на За­па­де. По­сле смер­ти Кон­стан­ция Хло­ра сын его Кон­стан­тин в 306 го­ду был про­воз­гла­шен вой­ска­ми им­пе­ра­то­ром Гал­лии и Бри­та­нии. Пер­вым де­лом но­во­го им­пе­ра­то­ра бы­ло про­воз­гла­сить в под­власт­ных ему стра­нах сво­бо­ду ис­по­ве­да­ния хри­сти­ан­ской ве­ры. Фа­на­тик язы­че­ства Мак­си­ми­ан Га­ле­рий на Во­сто­ке и же­сто­кий ти­ран Мак­сен­тий на За­па­де нена­ви­де­ли им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на и зло­умыш­ля­ли его низ­ло­жить и убить, но Кон­стан­тин пре­ду­пре­дил их и в ря­де войн с по­мо­щью Бо­жи­ей раз­бил всех сво­их про­тив­ни­ков. Он мо­лил Бо­га дать ему зна­ме­ние, ко­то­рое во­оду­ше­ви­ло бы его вой­ско храб­ро сра­жать­ся, и Гос­подь явил ему на небе си­я­ю­щее зна­ме­ние Кре­ста с над­пи­сью “Сим по­беж­дай”. Сде­лав­шись пол­но­власт­ным пра­ви­те­лем За­пад­ной ча­сти Рим­ской им­пе­рии, Кон­стан­тин из­дал в 313 го­ду Ми­лан­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти, а в 323 го­ду, ко­гда во­ца­рил­ся как един­ствен­ный им­пе­ра­тор над всей Рим­ской им­пе­ри­ей, рас­про­стра­нил дей­ствие Ми­лан­ско­го эдик­та и на всю во­сточ­ную часть им­пе­рии. По­сле трех­сот лет го­не­ний хри­сти­ане впер­вые по­лу­чи­ли воз­мож­ность от­кры­то ис­по­ве­до­вать свою ве­ру во Хри­ста.

Читать еще:  Фен шуй для привлечения мужчины в жизнь. Фэн шуй любви

От­ка­зав­шись от язы­че­ства, им­пе­ра­тор не оста­вил сто­ли­цей им­пе­рии древ­ний Рим, быв­ший цен­тром язы­че­ско­го го­су­дар­ства, а пе­ре­нес свою сто­ли­цу на во­сток, в го­род Ви­зан­тию, ко­то­рая и бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в Кон­стан­ти­но­поль. Кон­стан­тин был глу­бо­ко убеж­ден, что толь­ко хри­сти­ан­ская ре­ли­гия мо­жет объ­еди­нить огром­ную раз­но­род­ную Рим­скую им­пе­рию. Он вся­че­ски под­дер­жи­вал Цер­ковь, воз­вра­щал из ссыл­ки ис­по­вед­ни­ков-хри­сти­ан, стро­ил церк­ви, за­бо­тил­ся о ду­хо­вен­стве. Глу­бо­ко по­чи­тая крест Гос­по­день, им­пе­ра­тор же­лал най­ти и са­мый Жи­во­тво­ря­щий Крест, на ко­то­ром был рас­пят Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Для этой це­ли он на­пра­вил в Иеру­са­лим свою мать – свя­тую ца­ри­цу Еле­ну, дав ей боль­шие пол­но­мо­чия и ма­те­ри­аль­ные сред­ства. Вме­сте с Иеру­са­лим­ским Пат­ри­ар­хом Ма­ка­ри­ем свя­тая Еле­на при­сту­пи­ла к по­ис­кам, и Про­мыс­лом Бо­жи­им Жи­во­тво­ря­щий Крест был чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­тен в 326 го­ду. На­хо­дясь в Па­ле­стине, свя­тая ца­ри­ца мно­гое со­вер­ши­ла в поль­зу Церк­ви. Она при­ка­за­ла осво­бо­дить все ме­ста, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Гос­по­да и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, от вся­ких сле­дов язы­че­ства, по­ве­ле­ла воз­двиг­нуть в этих па­мят­ных ме­стах хри­сти­ан­ские церк­ви. Над пе­ще­рой Гро­ба Гос­под­ня сам им­пе­ра­тор Кон­стан­тин по­ве­лел со­ору­дить ве­ли­ко­леп­ный храм в сла­ву Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Свя­тая Еле­на от­да­ла Жи­во­тво­ря­щий Крест на хра­не­ние Пат­ри­ар­ху, часть же Кре­ста взя­ла с со­бой для вру­че­ния им­пе­ра­то­ру. Раз­дав в Иеру­са­ли­ме ще­д­рую ми­ло­сты­ню и устро­ив тра­пезы для бед­ных, во вре­мя ко­то­рых са­ма при­слу­жи­ва­ла, свя­тая ца­ри­ца Еле­на воз­вра­ти­лась в Кон­стан­ти­но­поль, где вско­ре скон­ча­лась в 327 го­ду.

За свои ве­ли­кие за­слу­ги пе­ред Цер­ко­вью и тру­ды по об­ре­те­нию Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста ца­ри­ца Еле­на име­ну­ет­ся рав­ноап­о­столь­ной.

Мир­ное су­ще­ство­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви бы­ло на­ру­ше­но воз­ник­ши­ми внут­ри Церк­ви нестро­е­ни­я­ми и раз­до­ра­ми от по­явив­ших­ся ере­сей. Еще в на­ча­ле де­я­тель­но­сти им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на на За­па­де воз­ник­ла ересь до­на­ти­стов и но­ва­ци­ан, тре­бо­вав­ших по­вто­ре­ния кре­ще­ния над от­пад­ши­ми во вре­мя го­не­ний хри­сти­а­на­ми. Эта ересь, от­верг­ну­тая дву­мя по­мест­ны­ми со­бо­ра­ми, бы­ла окон­ча­тель­но осуж­де­на Ми­лан­ским Со­бо­ром 316 го­да. Но осо­бен­но гу­би­тель­ной для Церк­ви ока­за­лась воз­ник­шая на Во­сто­ке ересь Ария, дерз­нув­ше­го от­верг­нуть Бо­же­ствен­ную сущ­ность Сы­на Бо­жия и учить о твар­но­сти Иису­са Хри­ста. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра был со­зван в 325 го­ду Пер­вый Все­лен­ский Со­бор в го­ро­де Ни­кее. 318 епи­ско­пов со­бра­лись на этот Со­бор, его участ­ни­ка­ми бы­ли епи­ско­пы-ис­по­вед­ни­ки в пе­ри­од го­не­ний и мно­гие дру­гие све­тиль­ни­ки Церк­ви, сре­ди ко­то­рых – свя­ти­тель Ни­ко­лай Мир­ли­кий­ский. Им­пе­ра­тор при­сут­ство­вал на за­се­да­ни­ях Со­бо­ра. Ересь Ария бы­ла осуж­де­на и со­став­лен Сим­вол ве­ры, в ко­то­рый был вне­сен тер­мин “Еди­но­сущ­ный От­цу”, на­все­гда за­кре­пив­ший в со­зна­нии пра­во­слав­ных хри­сти­ан ис­ти­ну о Бо­же­ствен­но­сти Иису­са Хри­ста, при­няв­ше­го че­ло­ве­че­скую при­ро­ду для ис­куп­ле­ния все­го че­ло­ве­че­ско­го ро­да.

Мож­но удив­лять­ся глу­бо­ко­му цер­ков­но­му со­зна­нию и чув­ству свя­то­го Кон­стан­ти­на, вы­де­лив­ше­му опре­де­ле­ние “Еди­но­сущ­ный”, слы­шан­ное им в пре­ни­ях Со­бо­ра, и пред­ло­жив­ше­му вне­сти это опре­де­ле­ние в Сим­вол ве­ры.

По­сле Ни­кей­ско­го Со­бо­ра рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин про­дол­жал ак­тив­ную де­я­тель­ность в поль­зу Церк­ви. В кон­це жиз­ни он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние, под­го­то­вив­шись к нему всей сво­ей жиз­нью. Скон­чал­ся свя­той Кон­стан­тин в день Пя­ти­де­сят­ни­цы в 337 го­ду и был по­гре­бен в церк­ви Свя­тых апо­сто­лов в за­ра­нее при­го­тов­лен­ной им гроб­ни­це.

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1116.htm
http://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43662333616/3-iyunya—Den-ravnoapostolnyih-tsarya-Konstantina-i-materi-ego,
http://azbyka.ru/days/sv-elena-konstantinopolskaja-carica

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: