Дарвин и церковь. Теория эволюции и религия — путь в бесконечность

Дарвин и церковь. Теория эволюции и религия — путь в бесконечность

Двойной юбилей Чарльза Дарвина – 200 лет со дня рождения и 150 лет со дня выхода в свет его книги «Происхождение видов» – дал повод еще раз поспорить по случаю его теории естественного отбора. В свое время она произвела революцию в науке, поколебав основанные на Библии представления о неизменности живущих на Земле видов. В XX веке религия попыталась взять у Дарвина реванш, выдвинув теорию научного креационизма, а в последнее время – теорию разумного замысла, оставляющую место и для эволюции, и для Творца. Наконец, мы можем вспомнить и о религиозности самого Дарвина – не стань он ученым-натуралистом, у него были бы все шансы занять место пастора Англиканской Церкви. Однако в конце жизни ученый, по-видимому, пришел к полному агностицизму. Корреспондент «НГР» побеседовал о роли религии в жизни Дарвина и о его теории эволюции с Анной Клюкиной, директором Государственного Дарвиновского музея в Москве.

– Анна Иосифовна, в этом году исполняется 150 лет со времени публикации «Происхождения видов» Чарльза Дарвина. Скажите, почему, на ваш взгляд, теория естественного отбора вызывает так много нареканий в религиозной среде по сравнению с другими научными теориями?

– На мой взгляд, сама теория естественного отбора не вызывает никаких нареканий в просвещенной религиозной среде. Более того, идея естественного отбора была принята Католической Церковью в прошлом веке.

Хотя Православная Церковь официально и не признала факт эволюции, творчески мыслящие православные священники неоднократно указывали на отсутствие противоречия между библейскими текстами и эволюционной теорией. Протоиерей Александр Мень писал, что шесть дней творения надо воспринимать не как календарные сутки, а как исторические периоды. Бог создавал не конкретные виды живых организмов, а законы их развития. В своей статье «Православие и эволюция» диакон Андрей Кураев утверждает, что согласно библейским текстам Бог не создает жизнь, но наделяет моря и земли свойством создавать виды животных и растений.

– Был ли религиозен сам Дарвин?

– Да, Дарвин был религиозен, ведь он окончил богословский факультет Кембриджского университета.

– Считал ли он свои научные исследования направленными против религии? Сознавал ли, что разрушает авторитет Библии?

– Чарльз Дарвин занимался изучением процессов, которые происходят в природе. Развитие животного и растительного мира на Земле – это объективная реальность, существующая совершенно независимо от того, что на этот счет считает религия или наука. Дарвин один из первых постарался понять законы развития биосферы, сделал попытку описать их. Его научные исследования были направлены на познание истины, а не против религии. И он совершенно не ставил перед собой задачу разрушить авторитет Библии.

В то же время Дарвин прекрасно осознавал, что его открытия противоречат общепринятому мнению о неизменности мира в той же степени, в какой гелиоцентрическая модель мира Галилея противоречила религиозным воззрениям XVII века. Как Галилей, так и Дарвин, будучи истинными учеными, руководствовались фактами, а не верованиями большинства.

– На ваш взгляд, совместимы ли теория Дарвина и креационизм в том или ином виде?

– Несовместимы по определению. Креационизм – представление об акте единовременного творения всего сущего. Теория Дарвина объясняет механизмы биологической эволюции, то есть постепенного развития биоты.

– Христианство подвергает моральному осуждению доктрину социал-дарвинизма, которая естественный отбор и борьбу видов за выживание переносит на современный социум. Скажите, каким образом появилась эта доктрина? Вытекает ли она непосредственно из теории Дарвина?

– Христианство совершенно справедливо подвергает критике эту доктрину. Социал-дарвинизм возник в результате механического переноса принципа естественного отбора на человеческое общество. Сделал это английский философ Герберт Спенсер (1820–1903). Похожие взгляды можно было встретить у многих популяризаторов дарвиновской теории эволюции – в частности, у Эрнеста Геккеля и Дмитрия Писарева. Публичная полемика заставляла этих людей забывать не только об академичности, но и об объективности. Сам Дарвин как грамотный и последовательный ученый был далек от таких воззрений и в письмах к Геккелю говорил о недопустимости подобных «обобщений».

– Креационисты, когда хотят доказать несостоятельность теории Дарвина, часто ссылаются на то, что современная биология уже ушла далеко вперед, что существуют и другие теории. Скажите, признают ли недарвиновские теории факт эволюции? Можно ли к ним причислить теорию разумного замысла?

– Относительно аргумента, что наука ушла далеко вперед и появились новые факты и теории, опровергающие дарвиновский принцип естественного отбора, хочется привести полушутливое замечание новосибирского энтомолога Олега Костерина, опубликованное им в 2007 году в статье «Дарвинизм как частный случай «бритвы Оккама». Оно гласит: «Современные биологические исследования опровергли дарвиновскую гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка: человек не произошел от обезьяны, он просто является одним из видов обезьян». В качестве недарвиновской теории эволюции нередко рассматривается выдвинутая в 1980-е годы теория нейтральной эволюции, допускающая помимо отбора существование стохастических (вероятностных) факторов эволюции – дрейфа генов и эффекта основателя (эффект основателя – закрепление и распространение в популяции какой-то характерной особенности, имевшейся у одного из основателей популяции. В результате действия эффекта основателя и дрейфа генов популяция может оказаться сильно отличной от той, от которой она ранее отделилась. – «НГР»). Нет нужды доказывать, что эта теория целиком и полностью укладывается в рамки дарвиновской концепции. С теорией разумного замысла несколько сложнее. Думаю, что в отличие от теории научного креационизма теория разумного замысла допускает эволюцию. Другое дело, можно ли считать эти теории подлинно научными? Наверное, это зависит от философских взглядов конкретного человека.

Читать еще:  К чему снится черная большая собака? К чему снится черная собака. Сонник восточных мудрецов

Павел Круг
Опубликовано в НГ-Религии от 18.03.2009
Оригинал: http://www.ng.ru/ng_religii/2009-03-18/5_evolution.html

Дэвид Вилли
Би-би-си, Рим

Ватикан проводит пятидневную конференцию, посвященную 150-летнему юбилею публикации научного труда Чарльза Дарвина «Происхождение видов».

Тема конференции — совместимость дарвиновской теории и концепции креационизма, то есть сотворения мира.

Это первая из двух международных научных конференций, которые пройдут в этом году при официальной поддержке Ватикана.

Они направлены на то, чтобы переоценить значение работ двух революционеров от науки, бросивших вызов религиозным представлениям о мире — Галилея и Чарльза Дарвина.

Ученые, философы и теологи со всего мира съехались в именитый Папский Григорианский университет в Риме, чтобы обсудить, насколько теория эволюции совместима с католическим учением.

На протяжении долгого времени христианские течения враждебно относились к дарвиновской концепции, поскольку она противоречит буквальному библейскому представлению о сотворении мира.

Однако католическая церковь никогда официально не осуждала Дарвина, в отличие от Галилея, которого Ватикан заставил официально отречься от своей теории гелиоцентрической системы мира.

Папа Иоанн Павел II говорил, что эволюция — это «больше, чем гипотеза».

Однако уже в 2006 году один из влиятельных кардиналов, Кристофф Шонборн из Вены, бывший студент и друг папы Бенедикта XVI, внес разногласие по этому вопросу, заявив, что дарвиновская теория естественного отбора несовместима с христианским учением.

Ведущий американский биолог, профессор Франциско Аяла намерен заявить участникам конференции, что так называемая теория разумного замысла, ключевой элемент научного креационизма, предложенный христианами, не выдерживает никакой критики.

«Несовершенное, если не сказать хуже, устройство живых организмов заставляет сомневаться в разумности их потенциального разработчика», — считает профессор.

«Животный мир полон дефектов, дисфункций, странностей, излишеств и жестокости», — добавляет он.

Адрес статьи на bbcrussian.com: http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/russ ian/international/newsid_7920000/7920259.s tm

Эволюционная теория Чарльза Дарвина не противоречит христианскому вероучению, признал Ватикан накануне 200-летия со дня рождения великого ученого. Основы эволюционизма можно проследить у святого Августина и Фомы Аквинского, заявил глава Понтификального совета по культуре Джанфранко Равази.

Таким образом, были развеяны слухи о том, что папа Бенедикт XVI поддерживает доктрину креационизма, сообщает InoPressa со ссылкой на британскую газету The Times.

Равази отметил, что теория Дарвина никогда не подвергалась официальному осуждению со стороны Римско-католической церкви. «Я утверждаю, что идее эволюции есть место в христианской теологии», — согласился с ним Джузеппе Танцелла-Нитти, профессор теологии из понтификального Университета Санта-Кроче в Риме.

В марте под эгидой Святого престола пройдет знаковая конференция, посвященная 150-летию выхода в свет дарвиновского «Происхождения видов». Изначально даже ставился вопрос об исключении обсуждения доктрины креационизма из повестки дня. В итоге она будет рассмотрена лишь как «культурный феномен» на одном из непленарных заседаний.

Ранее Англиканская церковь принесла неофициальные извинения Дарвину за «неправильную реакцию» на его эволюционную теорию, напоминает «Независимая газета». В преддверии юбилея на официальном сайте Англиканской церкви появилась новая страница, посвященная ученому. Глава отдела церкви по общественным связям Малколм Браун отмечал в своей статье, что в теории Дарвина нет ничего противоречащего христианскому учению.

«Он наблюдал природу, развил теорию, чтобы объяснить то, что он видел и начал долгий и мучительный процесс собирания доказательств, — пишет Браун. — В результате наше понимание мира расширилось. Сам Иисус побуждал людей наблюдать окружающий мир и размышлять». Руководство церкви отметило, что статья Брауна отражает ее позицию, однако официального заявления все-таки пока не последовало.

Книга «О происхождении видов», которая перевернула взгляды на природу и происхождение человека, вышла в свет в 1859 году. Сам Дарвин хорошо понимал, что публикация его теории вызовет недовольство многих верующих, но не собирался молчать: «Думаю, не найдется человека, которому не хотелось бы огласить результаты работы, поглотившей все силы его и способности. Я не нахожу вреда в своей книге: случись неверные взгляды, их вскорости полностью опровергнут другие ученые. Уверен, что истину можно познать, лишь одолев все превратности судьбы».

Видные ученые и авторитетные религиозные лидеры призывают закончить споры об эволюционной теории Чарльза Дарвина (Charles Darwin), 200-летие со дня рождения которого будет отмечаться в текущем году, и предупреждают, что воинствующие атеисты пользуются ею как оружием для атаки на религию. В совместном письме ученые и верующие также призывают сторонников креационизма признать существование множества доказательств теории Дарвина, которая объясняет, как развивалась жизнь на Земле. Об этом сообщает The Telegraph.

Послание подписали в числе прочих два епископа англиканской церкви, представитель Совета мусульман Великобритании, член Евангельского союза, профессор Лорд Уинстон (Lord Winston), специалист по лечению бесплодия, и профессор Сэр Мартин Эванс (Martin Evans), обладатель Нобелевской премии по медицине.

Письмо было написано после того, как были опубликованы результаты опроса 2 тысяч человек, проведенного религиозным исследовательским центром Theos. Опрос показал, что половина сторонников эволюционной теории не могут объяснить сложность мира природы, а каждый третий респондент полагает, что Бог создал Землю в течение последних 10 тысяч лет.

Авторы письма считают, что креационисты должны тщательнее изучить доказательства, полученные в последние годы благодаря достижениям в генетике и подтверждающие обоснованность теории Дарвина. А дарвинисты должны прекратить использовать эволюционную теорию как средство пропаганды анти-теистического мировоззрения.

Большая часть XIX и ХХ веков прошла под знаком торжества идей дарвинизма, а точнее, «синтетической теории эволюции». Но сегодня многие сомневаются в истинности этой теории, по крайней мере, применительно к человеку. Так, согласно опросу Gallup, проведенному в 2007 году, большая часть населения США (53% опрошенных) полагает, что Бог создал людей такими, каковы они сейчас. Теория «разумного замысла», согласно которой люди развивались миллионы лет от более примитивных организмов, но этим процессом руководил Бог, находит поддержку у 31% опрошенных. И лишь 12% считает, что эволюцией, приведшей к появлению человека, никто не управлял.

Читать еще:  Бывает исповедь. Перечень грехов на исповеди

Дарвин против Бога? 5 заблуждений о теории эволюции

Часто можно встретить такое мнение, что теория эволюции противоречит христианской вере. Это заблуждение встречается как среди верующих, которые считают богохульной версию «происхождения от обезьяны», так и среди людей далеких от религии, для которых творение человека за один календарный день кажется абсурдным. Зачастую проблема заключается в том, что как верующие, так и их противники, плохо знакомы либо с теорией эволюции, либо с богословской мыслью, либо, и с тем и другим. Рассмотрим некоторые заблуждения.

Человек произошел от обезьяны . Теория Дарвина не говорит о происхождении человека от обезьяны, она утверждает, что у человека и обезьяны был общий предок. Т.е. современные мартышки, шимпанзе не были нашими предками, согласно теории эволюции, предком человека был австралопитек. Общий предок человека и шимпанзе жил 6-7 миллионов лет назад, и он также был предком австралопитека. Современные обезьяны не имеют к нашему происхождению никакого отношения, а, следовательно, отпадает вопрос почему современная обезьяна не эволюционировала до человека.

Дарвин был атеистом . Дарвин был бакалавром теологии и никогда не причислял себя к атеистам, в своих работах он подчеркивает, что эволюция не могла произойти без вмешательства Творца (Подробнее см. Чарльз Дарвин – атеист или христианин?). Открытие Дарвина не было доказательством отсутствия Бога (как и полет Гагарина в космос), но оно изменило религиозные представления Дарвина и его современников. Наука, бросая вызов богословию, углубляет и расширяет религиозное понимание Бога. Мир и Бог оказываются сложнее, чем человек думал раньше. Смена научной гипотезы приводит к изменению богословских взглядов.

В теории эволюции много нестыковок. Теория эволюции со времен Дарвина продвинулась далеко вперед, некоторые положения были опровергнуты наукой, а критики теории эволюции продолжают указывать на пробелы в теории, которые сейчас уже устранены наукой. Развитие генетики, с одной стороны, подтвердило теорию эволюции, с другой – внесло некоторые корректировки. По мнению современных последователей теории, эволюция может происходить не только постепенно, от поколения к поколению, но сразу, под действием случайных мутаций. В научном мире нет сомнений в верности теории эволюции, есть расхождения в некоторых деталях. Не должно сбивать с толку слово «теория», ведь «теория относительности» тоже теория, но мало кто ставит ее под сомнение.

Библия утверждает, что мир был сотворен за 6 календарных дней . Библейская книга Бытия, в которой описывается сотворение мира, это не прямой репортаж с места событий и даже не учебник естествознания. Для понимания текста необходимо в первую очередь правильно определить ее жанр, что это за текст? Библия состоит из множества книг, которые по христианской традиции классифицируются на законодательные, исторические, учительные и пророческие. Книга Бытия относится к законодательным, т.е. даже с точки зрения традиции, это не история. И было бы ошибкой интерпретировать ее с точки зрения истории, так же, как и, например, притчи. Можно предположить, что притча о блудном сыне имела место в истории, но это совершенно не важно для читателя. В книге Бытия можно обнаружить много внутренних противоречий, не потому, что авторы поленились все проверить или были глупее нас (цифры там никак не складываются в прямую хронологию), а потому что они хотели сказать что-то другое.

Теория эволюции не совместима с христианством и учением Церкви . Самое простое и очевидное опровержение этого – официальная позиция Католической церкви. Католики любят порядок, и чтобы не смущать людей в 1950 году Папа Пий XII в энциклике «Humani generis» заявил, что теория эволюции не противоречит учению Церкви, поскольку касается происхождения материи, а не души. В Православной церкви нет такой четкой позиции, нет официального документа против или за теорию эволюции, но можно привести примеры священников , высказывающихся в защиту научной теории.

Если Вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал 🙂

Эволюция

Эволю́ция (от лат. evolutio — развёртывание) — термин теории естественного происхождения Земли, человека и всех форм жизни, исходящей из последовательного отрицания или игнорирования сверхприродного разумного плана мироздания. В контексте теории эволюции развивается тезис о непрерывном самосовершенствовании природы, вводится учение о поступательном развитии форм жизни от низших к высшим.

Следует различать «эволюцию» как биологическую теорию и «эволюционизм» как мировоззрение.

В рамках биологической теории эволюции также необходимо определиться с понятиями: макро- (межвидовая эволюция: из мухи может получиться слон) и микроэволюция (изменения на внутривидовом уровне). Если первое — чрезмерное обобщение отдельных явлений, то второе — заложенный Творцом биологический механизм адаптации, выживаемости живых существ в мире после грехопадения.

Для трезвой оценки эволюционизма следует разделить вопросы и аргументы на научные и богословские.

Научная несостоятельность эволюционизма

а. Эволюционизм основан на ложном переносе бесспорных микроэволюционных процессов на фантастические макроэволюционные. Это род софизма.
То, что эволюционная теория научно объясняет внутривидовые биологические процессы, не делает истинными теории абиогенеза (теорию возникновения живого из неживого) и антропогенеза (теорию происхождения человека от животных).

б. Сотни миллионов и миллиарды лет жизни биологических объектов на нашей планете, которые принципиальны для теории эволюции, — это теория. Используемые эволюционистами принципы актуализма (униформизма) — аксиомы, положения, принимаемые без доказательств. Они голословно утверждают, что геологические процессы, которые мы можем наблюдать в настоящее время, являются такими же, какими они были в отдалённые по времени геологические эпохи.

в. Способность наименее противоречиво объяснить нынешнее состояние животного мира вовсе не означает истинность такого описания. Предположим, что некая система функционирует определённым образом. Не зная целей и задач этой системы, исключая из системы Творца, не имея возможность наблюдать за ней (имея лишь фрагменты её жизнедеятельности), какие закономерности её развития возможно вывести? Лишь те, которые в большей степени будут соответствовать мировоззрению исследователя.

Читать еще:  Приснилась перестановка. К чему снится мебель по соннику

Богословская несостоятельность эволюционизма

а. Эволюционизм сталкивается с вопросом о наличии разумного целеполагания в безличной природной жизни, поскольку безличная природа лишена сознания и присущего ему разумного плана, следовательно, не может направлять процесс развития в сторону совершенствования всех форм жизни.

б. Следует учитывать, что учёные исследуют мир падший, искалеченный грехопадением. Для эволюционной теории смерть и болезнь — естественные элементы развития, а не результат грехопадения. Отрицая грехопадение, придётся отрицать и искупление, и Боговоплощение, и необходимость христианского подвига. Всё это можно назвать богословием падшего человека. Трагичной иллюстрацией духа макроэволюционизма явился перенос его Гитлером в социальную плоскость.

в. Основной фактор эволюционной теории — естественный отбор. Центральной идеей существования живых существ ставится эгоизм; получается, что мир изначально зол. Как же применить к этому оценку Творцом такого мира: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма ( Быт.1:31 )? Очевидно, что в Эдеме не было естественного отбора, «естественного» лишь для падшего мира, не будет его и в Царствии Божием.

Принципы дискуссии со сторонниками эволюционизма

а. Следует учитывать, что эволюционная теория не остановилась на Дарвине, он лишь дал мощный толчок её развитию. Кризис дарвиновской теории привёл к возникновению новых идей: скачкообразной эволюции (пунктуализма), постепенного изменения (градуализма), катастрофизма… В настоящее время главенствует синтетическая теория эволюции.

б. Настойчиво требуйте у оппонентов объяснять отстаиваемые ими идеи в общедоступной форме, без отсылок к авторитетам и научным трудам. Простота обнажает нелепость некоторых искусственных обобщений.

в. Имейте в виду, что книги и научные работы — это далеко не всегда доказательства, а лишь возможные теории. Поэтому будьте внимательны к высказываниям «Некто убедительно доказал, что…». Доказал возможность, но не обязательно истинность.

г. Не используйте непроверенные аргументы. Например, эту вырванную из контекста цитату Дарвина: «В высшей степени абсурдным, откровенно говоря, может показаться предположение, что путем естественного отбора мог образоваться глаз…» (Дарвин, 1872)

д. Не смешивайте аргумент и доказательство. Такие понятия, как антропный принцип, кембрийский взрыв, 2-й закон термодинамики, Кошмар Дженкина, межвидовый барьер в той или иной степени уже адаптированы эволюционистами к своей теории.

е. Наиболее распространённые преувеличения эволюционистов состоят в:
— переносе результатов лабораторных экспериментов со строго заданными условиями на реальный мир;
— переносе явлений растительного мира на животный (если что-то возможно в растительном мире, то это же подразумевается возможным и в мире животном);
— распространении результатов экспериментов и наблюдений над микроорганизмами на всю живую природу.

ж. Будьте готовы к тому, что ваши оппоненты будут вести полемику высокомерно и агрессивно. Это обычное проявление гордости ума, к которому относятся квазирелигиозные теории самовозникновения и саморазвития жизни.

з. Ссылки на «теорию заговора» учёных-эволюционистов выглядят наивными, но отрицать общий духовный корень этой теории было бы столь же наивно.

О теории теоэволюционизма, попытки симбиоза креационизма и эволюционизма

Концепция «Теистического эволюционизма» или «творения через эволюцию» рассматривает эволюцию как способ, который Бог использует для того, чтобы создать человека и остальных живых существ. Предполагается, что Бог сотворил некую неоформленную материю и заложил в нее некие принципы, по которым она развивается.
Другие теистические эволюционисты говорят, что Бог не просто дал законы природы, а затем самоустранился, но и Сам контролировал эволюцию и направлял в нужное русло, чтобы в конце концов на земле появился человек и все животные и растения, необходимые для его жизнедеятельности. Таким образом, шесть дней творения, описанные в Библии, совпадают с эволюцией. Однако здесь есть сразу несколько подводных камней.

1. Возникает проблема страданий и смерти. Теистический эволюционизм предполагает, что смерть и страдания в творении существовали с самого начала и были способом, посредством которых Бог создал всё живое. Естественный отбор, борьба за существование, всё это началось за сотни миллионов лет до возникновения человека. Эволюция, как известно, была сопряжена не только с появлением, но и с исчезновением целого ряда групп, вспомним динозавров. Получается, что Бог, если Он творил посредством эволюции, одной рукой что-то создавал, а другой уничтожал.

2. Есть еще и другая проблема. Продуктом эволюции являемся не только мы с вами, животные, растения, бабочки, которые всем нравятся, но и смертоносные бактерии, вирусы, паразиты, отравляющие жизнь человеку.

3. Само грехопадение, этот фундаментальный догмат христианства, в рамках теистического эволюционизма становится проблематичным. Что представляли собой первые люди? Они были полуживотными? Но тогда могли ли эти создания, обуреваемые животными инстинктами, сделать осознанный выбор, быть им с Богом или против Бога? И о каком рае можно говорить применительно к такому пещерному человеку?
Получается, что Бог, если Он действовал с помощью эволюции, изначально сотворил людей смертными, поскольку они произошли от смертных животных, сотворил их греховными, поскольку люди унаследовали от животных инстинкты и соответствующее поведение.
Получается, что никакого грехопадения и не было. Многие теистические эволюционисты, включая таких известных, как Пьер Тейяр де Шарден, говорят, что от догмата о грехопадении, хотя ему две тысячи лет, надо отказаться. Как писал один из современных теистических эволюционистов англиканский священник и биохимик Артур Пикок, «у людей никогда не было райского прошлого, и они являются скорее поднимающимися животными, чем падшими ангелами».
Но если не было грехопадения, то и искупление не нужно. Чей грех пришел загладить Господь, если греховность человека — нечто врожденное, то, с чем он был сотворен? Здание христианского вероучения начинает рассыпаться, если мы всерьез задумаемся над выводами, которые можно сделать из учения о творении через эволюцию.

Источники:

http://westernizer.com/faq/16
http://zen.yandex.ru/media/id/595414be77d0e6fb43d2bdd8/5980e53e9044b584b313e9be
http://azbyka.ru/evolyuciya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector