Как образовались цифры. Центр одаренных детей

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы .

  • Гос. образование
  • Частное образование
  • Доп. образование
  • Доп. развитие

В России будут созданы “Центры для одаренных детей”.

Элитные школы для очень умных детей.

Государство решительно настроено на улучшение Российского образования. Большая часть современных учебных заведений не в состоянии дать весь объем необходимых знаний по многим объективным причинам и самая важная из них – т.н. “усредненное” образование, которое является препятствием на пути к полному получению знаний действительно одаренных детей. Для преодоления этого будут созданы специальные “элитные” школы для детей, чьи возможности по обучению будут выше “среднего по стране”.

● Будущая элита Российской науки будет обучаться в специальных условиях.

В современных условиях развития страны, беспрецедентных свободы, неопределенности и рисков, в значительной степени теряют свое значение все ранее известные «объективные предпосылки» устойчивого развития: природные ресурсы, экономические модели, политические системы, идеологические ограничения, культурные стереотипы.

На первый план в качестве «пропуска в будущее», выходит то, что называется «человеческий капитал», понимаемый, прежде всего, как способность людей творить новое во всех областях, при этом не столько модифицировать, комбинировать то, что уже было разработано и освоено, а именно создавать новые, не имеющие аналогов в прошлом артефакты науки, техники, искусства, быта — Культуры в широком смысле.

В этой связи для России, которая в очередной раз в своей истории оказалась на пороге принципиально новой эпохи, крайне необходимо наличие достаточно большой и общественно значимой группы людей, обладающих личностной одаренностью, то есть высокоспособных к решению задач, которые в настоящее время даже не сформулированы, поскольку эти задачи никак не следуют из рефлексии допетровского, российско-имперского и даже советского опыта.

Именно этим людям предстоит перевести страну в режим предвидения, прогнозирования, проектирования и реализации новаций во всех четырех сферах: духовно-культурной, политической, социальной, экономической.

Основываяся на данной концепции в последнее время были предприняты конкретные шаги для реализации этой задачи.

31 июля 2017 года, в рамках проекта ФЦПРО «Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей» состоялся вебинар, на котором исполнителем проекта Институтом мобильных образовательных систем (ИМОС) были представлены разработанные Концепция и модели специализированных образовательных организаций для одаренных детей, а также проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих их деятельность.

Представляя Концепцию специализированных образовательных организаций для одаренных детей, профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель лицейских программ Н.В. Любомирская отметила, что:

ключевой целью является создание в Российской Федерации эффективной сети специализированных образовательных организаций, нацеленных на то, чтобы как можно больше одарённых детей получали возможность стать «одарёнными взрослыми», то есть, состояться в качестве профессионалов высочайшего уровня.

Предлагается проектирование и развёртывание системы специализированных образовательных организаций для одарённых детей, которая будет оказывать влияние на систему общего образования Российской Федерации в целом, содействовать устойчивому росту качества образования в нашей стране.

Член Экспертного совета при правительстве РФ Андрей Баркин представил три модели специализированных образовательных организаций для одаренных детей, а также, коснулся рисков, которые могут сопровождать их реализацию.

Заместитель директора Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ ВШЭ А.А. Вавилова ознакомила участников вебинара с проектами постановлений Правительства Российской Федерации:

  • «О специализированной образовательной организации для одаренных детей»,
  • «О сети специализированных образовательных организаций для одаренных детей»,
  • изменениях, которые предполагается внести в приказы Минобрнауки России,

а также проектами нормативных актов регионального уровня.

Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ ВШЭ – образован в 2001 году и занимается проведением прикладных научно-исследовательских разработок в области правового обеспечения реформы российского образования; вопросами развития образовательного законодательства Российской Федерации и анализом правоприменительной практики. Сотрудники Центра активно участвовали в разработке и общественном обсуждении проекта федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, а после его принятия – в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов.

По заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в течение 2017 г. компанией «Мобильное Электронное Образование» разработаны:

“Концепция и модели специализированных образовательных организаций для одаренных детей, а также проекты нормативных и правовых актов федерального и регионального уровней, локальные акты, обеспечивающие функционирование специализированных образовательных организаций для одаренных детей”.

В качестве приоритетных образовательных целей данного инструментария определены:

  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей;
  • создание условий для развития творческой личности;
  • развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
  • обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Данные шаги вплотную подводят нашу образовательную систему к “революционным” преобразованиям, задуманным еще несколько лет назад и дающим реальные перспективы ее развития.

Разглядеть гения

Как надо работать со способными учениками? Кто и где их должен учить? Какие школьные предметы даются одаренным труднее всего? Об этом корреспондент “РГ” беседует с ведущим научным сотрудником Лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, профессором МГППУ Натальей Шумаковой.

Наталья Борисовна, много ли вообще одаренных детей?

Наталья Шумакова: Называют разные цифры. Но если мнения обобщить, то около 20-25 процентов детей нуждаются в продвинутом обучении. Одаренность может проявляться в разном возрасте. Ее главный признак у детей – повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация. Если ребенок получает пятерки и даже побеждает на олимпиадах, это еще не значит, что он станет одаренным взрослым. И, наоборот, ребенок, который не получал пятерок и никогда не побеждал на конкурсах, может стать выдающимся человеком.

Более того, в младших классах у одаренного ребенка может быть плохая оценка по иностранному или русскому языку, потому что на начальных этапах изучения этих предметов большое значение имеет механическое запоминание. А для одаренного ребенка это может быть большой проблемой. Я много лет веду исследования на базе московской гимназии N 1569 “Созвездие”. Встречались очень способные школьники в естественных науках, у которых с русским языком был полный провал.

К сожалению, учителям сложно осознать, что ученик, который плохо учится, может быть одаренным. В России идет огромная утечка талантов до подросткового возраста. Недавно в Москве вышла книга доктора психологических наук Елены Щеблановой “Неуспешные одаренные школьники”. Думаю, педагоги, прочитав книгу, посмотрят на своих учеников другими глазами.

Есть ли способы разглядеть эти 25 процентов детей и как надо учить? С середнячками или отдельно?

Наталья Шумакова: Мы отработали хорошую модель оценки детской одаренности. Первый этап – умение ребенка решать логические задачи. Например, такие: “Юля выше, чем Аня, а Оля выше, чем Юля. Кто самый высокий?” Предлагаем около 20 таких заданий. Следующий – игровое занятие: специальные увлекательные задания помогают обнаружить особенности мышления и развития ребенка. Например, детям показывают коробочку и говорят: угадайте, что тут спрятано. Все спрашивают: “Это зеленое? Это красное? Это белое?” И вдруг раздается: “А с этим можно играть?” Психологи отмечают такого ребенка. Третий этап – приглашение к разговору.

Читать еще:  Как считается девятина после смерти. Имеет ли значение вид одежды

Таким образом, в класс попадают дети с высокой познавательной мотивацией и интеллектом выше среднего. Учить их по стандартным программам в обычном классе не очень продуктивно. Наша образовательная система идеально отлажена для “среднего” ученика. Я считаю, что в каждой школе должны быть те или иные формы работы с одаренными детьми. Это могут быть классы для одаренных детей или группы, собираемые из разных классов для дополнительного или альтернативного обучения. В первой половине дня можно давать этим детям основную программу, а во второй – дополнительные развивающие занятия.

А для чего вы в таких классах переставляете мебель?

Наталья Шумакова: Развитие способностей идет не только при решении умных задач, но и в диалогах, обсуждении. А какое обсуждение возможно, если дети смотрят друг другу в затылок? Мы ставим столы кругом, чтобы каждый видел и слышал других. Это ведь еще и формирование навыка работы в коллективе.

Некоторые дети в 5-6 лет феноменально быстро считают чуть ли не пятизначные цифры. Это проявление математического таланта?

Наталья Шумакова: Это может не иметь ничего общего с одаренностью, просто такая феноменальная способность к счету – и все. Но даже если ребенок хорошо решает логические задачки, это еще не значит, что он непременно одарен в математике. Опыт показывает: часто раннее проявление слабенького таланта заслоняет проявления более сильного в более позднем возрасте.

А родителям я хочу подсказать: результаты одаренного ребенка очень зависят от того, что он делает, в какой мере эта деятельность связана с его интересами и незаурядными способностями. Например, прирожденный художник может плохо скопировать чужую работу, но выполнит блестяще свою. От будущего математика можно ожидать двойки за контрольную, но при этом он блестяще справится с решением самой трудной задачи.

Что самое важное в концепции поддержки одаренных, которую одобрило минобрнауки?

Наталья Шумакова: Она определяет приоритеты в работе с одаренными детьми и дает возможность получать государственное финансирование. К сожалению, концепция пока не дает полного ответа на вопрос: среди кого и как искать одаренных детей? А самое главное, как им помочь, как их не потерять? Ученые говорят о двух подходах: когда самые способные дети определяются после участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и когда делается акцент на создании максимально богатой интеллектуальной, художественной, творческой среды. Великий английский ученый Фрэнсис Гальтон еще в XIX веке изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей превышал средний процент среди остального населения. Современные исследования подтверждают: значение генетики очень велико. Но для “запуска” нужны определенные условия. Их надо создавать.

Концепция предлагает: дополнить вузовские курсы “Педагогика” и “Психология” разделами об одаренных детях и организовать подготовку и переобучение для учителей, которые пойдут работать в спецшколы и лицеи. Студентов заставят изучать международный опыт работы с талантливыми детьми. Появятся новые образовательные программы в институтах повышения квалификации учителей. Если сейчас учитель, подготовивший призера, победителя Всероссийской или международной олимпиады, не имеет ни премий, ни прибавок к окладу, то в ближайшем будущем такие педагоги смогут рассчитывать на солидное материальное вознаграждение. Будет объявлен всероссийский конкурс на подготовку методических пособий по выявлению одаренности.

В бюджетах появятся субсидии, гранты, стипендии для тех, кто работает с одаренными школьниками и студентами. А талантливым школьникам за их успехи выделят именные гранты.

Искать и поддерживать таланты поручат особому Координационному совету при правительстве России. Средства для этого поступят в специальный фонд, который обяжут регулярно публично отчитываться обо всех тратах. Этот же фонд станет финансировать Всероссийскую олимпиаду школьников и другие.

Число олимпиад и других интеллектуальных состязаний вырастет, расширится их тематика.

Работы победителей предлагается публиковать в Интернете, чтобы гарантировать честность отбора. В ближайшее время могут появиться олимпиады по философии, социологии, политологии, а вузы и научно-исследовательские институты, которые захотят проводить творческие конкурсы для школьников, получат поддержку.

Помощь, в том числе финансовая, обещана некоммерческим и общественным организациям, которые работают с одаренными детьми.

Самым талантливым студентам дадут гранты и именные стипендии. Уже в этом году студенты и аспиранты, которые учатся на специальностях, востребованных экономикой, получат 3000 именных стипендий президента РФ в размере не менее 7 тысяч рублей, а также 5000 стипендий правительства в размере не менее 5 тысяч рублей. Существенно вырастут и обычные стипендии, в том числе для аспирантов. В новой версии проекта закона “Об образовании” говорится, что размер студенческой стипендии будет не меньше половины МРОТ, а аспирантской – не меньше МРОТ. Вырастет и социальная стипендия.. Таким образом, студент вуза, который имеет право на обе стипендии, будет получать не менее 6 тысяч рублей, а аспирант – не менее 12 тысяч.

Эти необычные умники

Ректор МГУ Виктор Садовничий вручил пятерым лучшим студентам премию своих научных симпатий. Среди награжденных был и студент мехмата Виктор Омельяненко, который сразил всех наповал: он потребовал усилить учебную программу на факультете!

Учась в лицее Белгорода, Виктор побеждал на всех олимпиадах по математике (“РГ” за 30.10.2009 г.). Уже в пятом классе заявил учительнице математики, что хочет изучать тригонометрию. В результате парня перевели в экстернат, чтобы он мог больше времени тратить на любимый предмет.

Девятиклассник Максим Дидин из Переславля-Залесского завоевал в этом году “золото” в ЮАР на Международной естественно-научной олимпиаде. В гимназии он выделялся с первых дней. Например, мог просидеть весь урок под столом, а потом за пять минут до звонка выдать все решения. В общем, когда отец, физик по образованию, решил учить ребенка сам, учителя начальной школы особо и не возражали. Но посещать гимназию все-таки было надо – хотя бы для того, чтобы научиться работать в коллективе. Однако мальчик стал задавать учителям вопросы, от которых те просто терялись. Например: “Зачем учить столько правил русского, если в физике достаточно знать три закона и все при этом понятно?” Или: “Почему Ленский приревновал Ольгу, ведь он не был ее мужем?”.

Таких детей, как Витя или Максим, большинство преподавателей очень боятся. Потому что не знают, как с ними работать. Да и не хотят. Так получилось, что одаренными детьми в России никто никогда серьезно не занимался. Все действия государства по поддержке необычных детей сводились к проведению Всероссийской олимпиады и других интеллектуальных конкурсов.

Достаточно успешно учителя и вузовские педагоги научились работать только со старшими школьниками в четырех СУНЦах при университетах, да еще в нескольких школах, куда приглашают детей, уже в чем-то проявивших себя. Все остальные достижения российских гениев, можно считать, вопреки системе обучения. Кому-то здорово повезло с учителем, как Вите Омельяненко, кого-то учили дома родители, как Максима Дидина.

Читать еще:  Вытащить червя из тела во сне. К чему снится черви в теле

После окончания школы проблем у одаренных детей меньше не становится. Особенно, если они рано поступают в вузы. В МГУ был случай, когда 13-летний студент физического факультета заселился в общежитие вместе с мамой. Ничего хорошего из учебы не вышло. Были в МГУ и 11-летние студенты. Если в прежние годы МГУ охотно брал вундеркиндов на учебу, то сейчас ректор Виктор Садовничий относится к таким экспериментам осторожно: “Потому что видел результат!”

25 процентов детей, как правило, бывают одаренными. Надо только это разглядеть и поддержать талант

Двоечников среди одаренных я не видела

Валентина Лычева, преподаватель математики, лицей 38, Белгород:

– В начальной школе важно развивать гибкость мышления, умение предложить несколько вариантов решения задачи, нестандартный ход. К сожалению, в начальной школе почти не ведется кружковая работа. А она очень важна для развития логики. У меня сейчас в 5-м классе есть 3-4 человека, с которыми можно решать задачи далеко за пределами школьной программы. В 7-м классе уже можно будет давать им углубленную программу по математике. Раньше не стоит.

В этом году из моего класса в СУНЦ при МГУ уехали шесть старшеклассников. Только один из этих учеников был отличником. Остальные учились на четверки, но двоечников среди одаренных я не видела. Уверена, что лучшего результата в работе с одаренными можно добиться только при индивидуальном обучении.

В пять лет сын решал уравнения

Александр Дидин, папа чемпиона Международной естественно-научной олимпиады юниоров:

– Самая большая беда для ребенка – пассивное развлечение. Ему надо подбросить что-то занимательное. Мой сын, например, в год с удовольствием играл с головоломками, например, с никитинскими квадратами. В пять лет он решал устно систему уравнений с тремя неизвестными. В семь пошел в школу, и – развитие затормозилось. Если тебя хвалят за простенькие примеры, кто ж будет решать сложные задачи, над которыми надо думать неделю? Решили, что он будет учиться в экстернате. Умные родители и педагоги не накачивают детей знаниями, а учат соображать, как их добывать.

Обычным учителям некогда работать с талантами

Елена Малявина, педагог Дворца творчества на Воробьевых горах, учитель математики в школе 179 МИОО:

– Я несколько лет веду кружок математики для младших школьников, где мы в основом занимаемся логическими задачами. Однажды привели ребенка, которы еще в школу не ходил. Но он прекрасно справлялся с заданиями, а в следующем году поступил в знаменитую 57-ю школу и за год успешно окончил два класса. Одаренные дети, как правило, хорошо учатся. Но бывает и иначе. У одного из моих учеников в школе по математике была. двойка! Я даже не поверила сначала, но оказалось, не нашел общего языка с учителем. Мама потом перевела его в другую школу. Одаренные дети требуют особого подхода. Они могут быть малоконтактными. Учителю в обычной школе некогда работать с такими детьми, а в кружке, где 10-12 человек, такая возможность есть. Недавно с учениками из началки стал работать СУНЦ при МГУ, группы там тоже заполнены и мест для всех не хватает.

– Знаменитые россиянки сестры-погодки Диана и Анжела Князевы окончили школу, когда им было 10 и 11 лет, а диплом Финансовой академии при правительстве получили соответственно в 13 и 14 лет. Потом сестры получили диплом Российского нового университета и диплом доктора Стэнфордского университета в США. Сейчас им 25 и 26 лет, они работают в Рочестерском университете в США, который носит статус исследовательского. Там девушки специализируются на финансовом корпоративном праве, читают лекции и занимаются наукой – недавно выпустили труд по финансам. Лидером в этой паре по-прежнему является старшая сестра Диана.

Бывшие сокурсники по Финансовой академии вспоминают, что у сестер была феноменальная память, они знали назубок все лекции и страницы учебников..

– Россиянин Дмитрий Воевудский пока последний, кто в нашей стране стал студентом в 14 лет. В 2011 году он с красным дипломом окончил Воронежский госуниверситет (факультет романо-германской филологии) и сейчас пишет кандидатскую диссертацию.

1. Как с помощью одного действия получить из пяти единиц сто?

2. Шнурок разрезали в семи местах. Сколько частей шнурка получилось?

3. Три сестры Валя, Саша, Оля учатся в разных классах. Назовите имена старшей, средней и младшей сестры, если известно, что Валя не старше Оли, а Саша не старше Вали?

4. Шесть пирожных разделили между братьями и сестрами так, что у братьев их оказалось на два меньше, чем у сестер. Сколько у кого?

5. Ваня живет в 12-этажном доме, на 9-м этаже, если считать сверху. На каком этаже живет Ваня?

6. У Даши две юбки: красная и синяя – и две блузки: в полоску и в горошек. Сколько разных нарядов есть у Даши?

7. Отцу и сыну вместе 40 лет. Сколько будет им вместе через три года?

8. Валя любит молочные ириски и не любит шоколадные. В вазе 7 молочных и 4 шоколадных ириски. Сколько нужно достать конфет не глядя, чтобы среди них точно попала хоть одна молочная?

9. Фрекен Бок испекла 30 плюшек. Малыш съел несколько штук, Карлсон на 17штук больше. Домомучительнице досталось всего три плюшки. Кто сколько плюшек съел?

(из заданий Кировского физико-математического лицея,

Санкт-петербургского физмат лицея 30, пособий Г.Левитаса)

Зачем собирать одаренных детей в базу

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

19 октября отметил 200-летие Царскосельский лицей – питомник российских талантов в разных областях: от поэзии до службы государству. Педагоги, пестующие детские таланты сегодня, убеждены, что стране нужна электронная база одаренных школьников – как часть среды, которая развивала бы детские способности. Идею создания базы предложила 8 октября на встрече президента с активистами “Единой России” певица “Геликон-оперы” Мария Максакова. Дмитрий Медведев поддержал ее инициативу.

Сейчас в президентской Комиссии по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ идет обсуждение концепции сопровождения – коучинга – талантов, рассказала РИА Новости член Комиссии и заместитель председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты России (ОПРФ) Любовь Духанина. По ее словам, к ноябрьскому заседанию Комиссии концепция поддержки одаренных детей должна быть уже сформирована, а “пока собираются дополнительные предложения”.

“Государство приняло решение, что поддержка талантов становится одним из главных направлений развития образования”, – говорит Любовь Духанина.

Системная поддержка талантов

Поддержка одаренных детей должна стать “системным механизмом, для талантов должен быть создан социальный лифт”, подчеркивает Любовь Духанина. Начинать поддерживать детей надо уже с детского сада. По словам эксперта, предполагается “персональный коучинг на этапах детский сад, школа, вуз, аспирантура, докторантура”.

Коучинг надо вести “до создания первого социально значимого для страны проекта”, уточняет Любовь Духанина. Нужно поддерживать, к примеру, авторские изобретения, победы на международных конкурсах и т.д.

Талантливые дети нередко растут в необеспеченных семьях, “они не могут поехать на Олимпиаду просто потому, что им не во что одеться”, замечает замглавы комиссии по развитию образования ОПРФ. Таким детям нужно оказывать социальную поддержку: обеспечивать возможность нормально питаться и одеваться.

Читать еще:  Дерево, которое нужно посадить, чтобы привлечь удачу и достаток. Денежное дерево по фен-шуй

“Многие студенты со второго курса вынуждены работать, так как стипендия крайне мала, – продолжает Любовь Духанина. – При этом часто идет нерациональное использование их [интеллектуальных – ред.] ресурсов”. По ее мнению, стоит рассмотреть возможность дополнительных социальных стипендий.

При создании базы талантов имеет смысл учесть опыт семи федеральных центров по развитию одаренности (в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Челябинске, Ставрополе и Владивостоке), в которых детей готовят к олимпиадам в дистанционном режиме, проводят дополнительные лекции, позволяют углубленно изучать школьную программу, отмечает Любовь Духанина.

Своя собственная электронная база талантов и система их поддержки существует, например, в Красноярском крае. В ней числятся школьники, имеющие достижения в науке, искусстве и спорте. Детей вывозят в лагеря отдыха, где проводят мастер-классы.

“Важно, чтобы одаренных детей персонально приглашали в кружки, на дополнительные занятия, – сказал РИА Новости исполнительный директор одной из известных московских школ, Московского центра непрерывного математического образования (МЦНМО), Иван Ященко. – Дети должны чувствовать, что они востребованы”.

Талантливым ребятам важно обеспечить возможность общения друг с другом, – это один из сильных стимулов к дальнейшему развитию, подчеркивает Иван Ященко. “В школах с углубленным изучением предметов дети постоянно общаются со сверстниками, близкими им по интеллектуальному развитию. А во дворе одаренный ребенок вряд ли найдет много единомышленников”.

К работе с талантливыми школьниками нужно шире привлекать ученых, которые могли бы вести индивидуальные проекты ребят. Иван Ященко подчеркивает: “Дети должны видеть, что такое реальная научная работа. Это интеллектуальный марафон. А школьные олимпиады – это всего лишь бег на короткие дистанции”.

Эффективный вариант поддержки талантов – к примеру, Турниры Ломоносова – многопредметные олимпиады, организованные математиком Николаем Константиновым в 1978 году и с тех пор проводимые в Москве ежегодно, говорит исполнительный директор МЦНМО. По результатам этого турнира даются грамоты за владение разными предметами.

Еще один способ поддержки талантов – летние школы “Современная математика”, в которых участвуют, например, МГУ, Институт открытого образования, ведущие ученые (сюда приезжали, например, академики Владимир Арнольд и Виктор Васильев), студенты и школьники. “Тем самым не теряется связь между выпускным классом и первым курсом вуза”, – комментирует Иван Ященко.

Поддержка талантов и потепление человеческого климата

Человеческий климат в обществе улучшится, если создать благоприятную среду для реализации детских талантов, убеждена руководитель московского Городского ресурсного центра одаренности, профессор Московского городского психолого-педагогического университета Виктория Юркевич.

“Это серьезная нравственная проблема для государства и общества – дать человеку реализовать себя, – подчеркивает психолог. – Нам нужно образование, которое учит мыслить, развивает, показывает проблемные точки в науке”.

20% людей в обществе – “элита, или, по крайней мере, активные люди”, 80% людей инертны, говорит Виктория Юркевич. “Сегодняшняя драма состоит в том, что многие люди так и не нашли себя, не хотят и не умеют работать”.

Человеку нужно дать, как минимум, “паллиативные возможности для развития”, считает эксперт. Сейчас для этого существует много технических возможностей: “есть ресурс “Электронная гимназия”, есть скайп, есть дистанционное образование”. Однако обучение не должно идти бессистемно, уточняет эксперт.

МГППУ сейчас разрабатывает свой проект поддержки одаренных московских учеников. По словам Виктории Юркевич, психологи “пойдут по школам” (на начальном этапе отобрано 34 школы) и будут отбирать мотивированных детей по трем параметрам.

Первый параметр – итоги интеллектуальных тестов. Второй параметр – достижения: победы на олимпиадах, сделанные проекты, участие в конференциях, общественная работа.

“Значим и социальный интеллект ребенка. По сути, нужно учитывать любые движения ребенка, которые говорят о его активности, мотивированности, желании чего-то достичь”, – комментирует Виктория Юркевич.

Третий параметр отбора – интересы ребенка, хобби: шахматы, издание журнала, занятия в Школе юного математика и пр. Тут предполагается опрос учителей, одноклассников и родителей, которые должны рассказать, “насколько действительно велика активность ребенка”. “Мы берем любых детей с яркой мотивацией, которые хотят себя в этой жизни что-то сделать”, – заключает Виктория Юркевич.

Вовремя вскочить в социальный лифт

Существует этап, на котором мозг ребенка оказывается готов к серьезным изменениям, к интеллектуальной нагрузке. Этот момент нельзя пропускать, подчеркивает профессор МГППУ Виктория Юркевич. Нужно обеспечить мозгу интеллектуальную пищу, вовремя дать ему программу развития, а ребенку предоставить возможность самоактуализации.

Но тут возникает вопрос, восприимчивы ли педагоги к таким моментам в жизни ребенка, и насколько они вообще готовы работать с одаренными детьми.

“В работе с талантами движущей силой служит сообщество энтузиастов”, – говорит исполнительный директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко. По его мнению, государство должно адресно поддерживать таких педагогов, создать фонд, аналогичный Российскому фонду фундаментальных исследований, предоставляющему ученым гранты на конкурсной основе.

Для обычных среднестатистических педагогов одаренные дети “зачастую некомфортны”, говорит заместитель председателя комиссии по развитию образования ОПРФ Любовь Духанина. По ее словам, “учителя порой одинаково воспринимают детей с плохим воспитанием и детей с мотивацией, то есть не отличают одних от других”. В итоге одаренные дети учатся по банальным программам, хотя нуждаются в насыщенных программах с опережением.

По мнению Любови Духаниной, педагогам, работающим с юными талантами, зачастую нужно повышение квалификации.

Существует и такая проблема, как непредсказуемость успехов, добавляет Виктория Юркевич. “Обычный ребенок может вдруг поразить своими достижениями. И, наоборот, одаренный ребенок может как раз ничего не добиться”, – поясняет психолог.

Если у ребенка есть способности, но нет мотивации, то способности могут в конечном итоге пропасть, замечает руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский.

Учителя школ нередко замечают такое явление, как “олимпиадный спорт”, говорит Иван Ященко. Дети рассматривают олимпиады как свое основное занятие и, вместо того, чтобы учиться, только и ездят на олимпиады.

Такой “олимпиадный спорт” создает у ребенка искаженную картину реальности. “Я принципиальный противник олимпиад в начальной школе, когда ребенку говорят, что он первый в Москве по тому или иному предмету”, – говорит исполнительный директор МЦНМО. Это вредно и для самого ребенка (он может начать чувствовать себя звездой), и для его одноклассников.

“Ребенок должен понимать, что олимпиада – это игра. Очень много положительных примеров, когда победители олимпиад находили впоследствии хорошую работу, но много и отрицательных примеров, когда вундеркинды в конечном итоге теряли себя и спивались”, – замечает Иван Ященко.

У “непрерывной селекции талантов есть серьезный момент: конкуренция детей между собой”, подчеркивает руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский. По его убеждению, нельзя создавать такую атмосферу, при которой дети бы постоянно нервничали. “Те, кто не попадет в число избранных, будут озлоблены и демотивированы”, – говорит ученый.

“Дети должны чувствовать, что социальный лифт – справедливый, что они могут вовремя вскочить в него, и он их поднимет”, – резюмирует Давид Константиновский.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источники:

http://obrmos.ru/go/go_scool/Articles/go_school_zentr_odar.html
http://rg.ru/2012/02/01/odarennie.html
http://ria.ru/20111019/464508404.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: