Народные приметы на 29 января. Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Народные приметы на 29 января. Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Зима резвится не в лесу, а у нас на носу.

Ясный день – к хорошему урожаю.

Коли тропинки черны – урожай на гречу.

Звездист небосвод – ждет ягодный год и на скот велик приплод.

Дня прибыло на куриную ступню.

Метель на Рождество – пчелы будут хорошо роиться.

Погода ясная и небо звездисто – к урожаю гороха.

Иней на деревьях – к хорошему урожаю хлебов.

Если на Рождество капель – не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет.

Снежная погода – добрые хлеба.

Именины празднуют: Клавдия, Артем, Евгения, Иннокентий, Николай, Сергей.

Имя дня – Клавдия. Оно происходит от римского родового имени Клавдий, которое означает «хромой». Клавдия – спокойная и уравновешенная женщина. Она с детства приучается помогать матери, может приготовить обед, поухаживать за малышами и делает все это с явным удовольствием. Она трудолюбива и настойчива, пользуется заслуженным уважением среди соседей, коллег и друзей. Клавдия, родившаяся в январе, умеет терпеливо переносить все невзгоды в жизни, никогда не обременяет окружающих своими проблемами и готова сама оказать посильную помощь попавшему в затруднительное положение человеку.

Рождественская кутья, или сыть

Пшенная или перловая крупа – 1 стакан, вода – 1 л, изюм – ½ стакана, мед – 100 г, мармелад – 100 г, орехи – 100 г. Крупу хорошо промыть и отварить до мягкости, добавив в середине варки тщательно промытый изюм. Затем откинуть на решето, обдать холодной водой, дать стечь и выложить на блюдо. Мед растворить с небольшим количеством теплой воды, смешать с кутьей и толчеными грецкими орехами. Украсить мармеладом, часть которого можно смешать с кутьей.

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Кто положил свою жизнь в свете разумения и служит ему, для того не может быть отчаянных положений в жизни, тот не знает мучений совести, не боится одиночества и не ищет шумного общества, – таковой имеет высшую жизнь, не бежит от людей и не гоняется за ними. Его не смущают помыслы о том, надолго ли дух его заключен в плотской оболочке; поступки такого человека будут всегда одинаковы, даже в виду близкой кончины. Для него одна забота – жить разумно в мирном общении с людьми.

Народное название: Рождество, Рождество Христово.

Традиции. С этого дня начинаются Святки – святые дни, связанные с событиями появления на свет Господа нашего. В эти двенадцать дней принято веселиться, думать только о хорошем и проводить время с семьей – ведь праздника дети ждут больше, чем взрослые. Это время радости, игр и веселья – для забот и проблем есть остальные дни в году. В этот день можно было избавиться от безответной любви. Делали это таким образом. Брали камень, который служил гнетом в кадке с огурцами или квашеной капустой, клали его в горящий в печи огонь и ждали, когда он раскалится. Затем девушка или юноша выкатывали его на совок, бежали к проруби и со словами: «Мое сердце в тебе, а твое в камени!» – бросали его в воду. Раскаленный камень должен был в ледяной проруби расколоться, если это происходило, то безответная любовь покидала сердце. В этот день выметали нечистую силу из дома. Для этого хозяйка или старшая в доме женщина брала веник из крапивы, заготовленный еще летом, ошпаривала его крутым кипятком и выметала сор из всех углов и укромных мест дома. Праздник невозможен без праздничного угощения, и в этот день на столе обязательно должны были стоять двенадцать блюд – по числу апостолов. Большая часть из них были мясными – недаром забой скота приурочивали именно к Святкам. Обычно готовили сочиво, кутью, блины, студень, заливную рыбу, окорок, буженину, бараний бок с кашей, домашнюю колбасу, жареного поросенка, поросенка, фаршированного гречневой кашей, гуся или утку с антоновскими яблоками, утку с капустой, пироги и пряники. Но праздники праздниками, а о делах не забывали. Рубили деревья – на срубы, чтобы по снегу вывезти их из лесу, заключали зимние договора и сделки.

Сугробы высоко набило – к хорошему году.

Если оттепель – весна будет ранняя и теплая.

Во время обеда на Рождество нельзя пить – будешь часто пить на сенокосе.

В день Рождества хозяину не годится со двора идти – овцы заблудятся.

О Святках гнутой работы не работают (обручей, полозьев и прочего), а то приплода скота не будет.

Лапти плести – родится кривой; шить на Рождество – уродится слепой.

Темные Святки – молочные коровы, светлые Святки – ноские куры.

На Рождество Христово метель – пчелы хорошо роиться будут.

На Рождество опока (иней) – урожай на хлеб; небо звездисто – урожай на горох.

Если на Рождество путь хорош – к урожаю гречи.

На Святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к Рождеству хоть сурова, да нова.

Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещенье, Светлое Воскресение, Иоанново Рождение.

Именины празднуют: Михаил.

Имя дня – Михаил. Чаще всего с самого детства у этого человека проявляются такие черты, как подвижность, любознательность, азарт. Имя склоняет этого человека к добродушию, однако оно же частенько наделяет своего владельца изрядной обидчивостью. Порой чувство обиды настолько сильно, что Михаил может и руки распустить, но вскоре начинает жалеть о сделанном, чувствует себя виноватым и старается загладить вину. Михаил – спокойный, уравновешенный человек, в семье он обычно неплохой хозяин, на работе – аккуратный и старательный сотрудник, но обидчивость может остаться присущей ему на протяжении всей жизни. Михаил, родившийся в январе, – самолюбивый человек, но его природная обидчивость может всерьез осложнить ему жизнь и помешать исполнению многих далеко идущих планов.

Читать еще:  В какое время совершается исповедь. Как правильно исповедоваться? Что говорить батюшке — пример

Народные приметы на 29 января. Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Составитель А. В. Пряжникова

Новый месяцеслов. Книга советов и рецептов на каждый день

Эта книга станет для вас добрым другом на долгие годы

На переплете воспроизведен фрагмент картины выдающегося итальянского художника, видного представителя эпохи раннего Возрождения Антонелла да Мессина (ок. 1430–1479) «Св. Иероним в хижине» (ок. 1474).

Дорогие читатели! Перед вами необычное издание – собрание отечественных традиций, обычаев, поверий на каждый день, своего рода свод проверенных временем и народной мудростью каждодневных правил. Они доступны и просты, но делают нашу жизнь более осмысленной и интересной, они позволяют понять многое и в нашей истории, и в нашей культуре, и в нашей жизни.

Как и все книги в «Библиотеке газеты «Магия и Жизнь», это издание подготовлено и выпущено по просьбам и предложениям читателей.

И в редакцию газеты «Магия и Жизнь», которая участвовала в подготовке издания, и Наталье Ивановне Степановой приходило и приходит немало писем читателей, которые проявляют интерес к отечественным обычаям и традициям, просят рассказать о них.

Продолжая традиции русского месяцеслова (календаря, численника), являясь прямым продолжением, дополнением «Месяцеслова», изданного в «Библиотеке газеты «Магия и Жизнь», эта книга знакомит с приуроченными к конкретному дню обрядами, традициями, поверьями, рецептами, содержит советы, сохраненные многими поколениями.

При подготовке книги использованы труды и работы Владимира Даля и Ивана Сахарова, Аполлона Коринфского и Ивана Забелина, многих других наших соотечественников, изучавших, как жили наши предки, как и почему возникли те или иные приметы, обряды, поверья.

В книгу включены и народные знания, традиции, верования, опыт, собранные и, вопреки запретам и гонениям, сбереженные для нас Натальей Ивановной Степановой, ее предками.

Если же вы захотите узнать больше об отечественных традициях, об обычаях и обрядах, являвшихся на протяжении веков неотъемлемой частью жизни наших предков, то вы можете обратиться к работам, которые приведены в помещенном в конце издания перечне книг.

Мы искренне надеемся, что это издание станет вашим добрым другом и советчиком на долгие годы, с его помощью вы узнаете много нового, обретете здоровье, благополучие и уверенность.

Январь – просинец, сечень, ледень, зимец, прозимец, Василь-месяц, перелом зимы – первый месяц года и второй месяц зимы. Свое современное название он получил от латинского слова Januarius – имени римского бога мира Януса, который ведал дверями, входами и выходами и вообще всяким началом, в том числе и началом человеческой жизни, а также был покровителем договоров и союзов. День Януса отмечался 9 января. Изображался бог мира двуликим: одно его лицо было обращено в прошлое, другое – в будущее. На Руси январь первоначально был одиннадцатым по счету, так как первым месяцем считался март, когда же год стал отсчитываться с сентября, январь оказался пятым. Наконец, с 1700 года этот месяц сделался первым. Петр Великий, желая привести к западноевропейскому календарю начало нового года, отменил древнее летосчисление от сотворения мира и повелел вести его от Рождества Христова. Чтобы узаконить это, он издал два указа: в первом, от 19 декабря 1699 года, он велел писать впредь с 1 января во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира. «А буде кто не хочет, – говорилось в этом документе, – то писать и от сотворения мира, и от Рождества Христова». Во втором указе, от 20 декабря 1699 года, было подробно расписано, как надо встречать новый, 1700 год. 20 февраля 1918 года в России было введено новое летосчисление, и мы с вами получили еще один праздник – старый Новый год, который отмечают с 13 на 14 января. Январь на Руси – глухозимье, время покоя в природе, самый холодный месяц года, крыша зимы. Но день в этом месяце прибавляется на полтора часа. Как ни холодно еще, а солнце начинает пригревать.

Ворона кричит на полдень, в сторону юга – к теплу, на север – к холоду.

Снегири поют при смене погоды – перед снегопадом.

Воробьи сидят на деревьях втихомолку – пойдет снег без ветра.

Собака растягивается на полу и спит, раскинув лапы, – к теплой погоде.

В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.

В январе растет день – растет и холод.

В январе снегу надует – хлеба прибудет.

Если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое.

С января солнце на лето поворачивает.

Январь на порог, прибыло дня на воробьиный скок.

Январь подкладывает дров в печку.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.

Январю-батюшке – морозы, февралю – метелицы.

Январь-батюшка год начинает, зиму величает.

Январь – перелом зимы.

Зимой солнце светит, да не греет.

В январе и горшок на печи замерзает.

Холодные январи подряд не бывают.

Сух январь – крестьянин богат.

Если в январе частые метели, в июле – частые дожди.

Если в январе эхо далеко уходит – морозы будут крепчать.

Январь – весне дедушка.

Застучал дятел по дереву в январе – значит, ранняя весна будет.

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего; а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Народное название: Пров, Вонифатий.

Традиции. В первый день нового года традиционно не работали, поскольку считалось, что потом весь год пройдет в тяжком труде. На новогодних торгах первому покупателю делали скидку, потому что считался «дорог почин» – он определял коммерческий успех впредь на весь год. Первые двенадцать дней нового года, по народным представлениям, отмечали погоду на каждый день. Особо знающие люди даже обращали внимание на настроение каждого дня и примечали, в какие месяцы надо ждать хороших известий, а в какие – плохих. Считалось также, что чем дольше простоит в доме новогодняя елка, тем лучше, а Новый год встречать нужно только в новой одежде. В этот день надо было обязательно поклониться родной земле и вспомнить за праздничным столом всех ее защитников, положивших жизнь за благополучие родной земли. Святой Вонифатий, память которого отмечается в этот день, был известен как целитель от пьянства, ему молились об избавлении от запоя. Как говорится в ЧетьяхМинеях, он сам страдал этим недугом, но потом, преодолев свою страсть, «имене Господня исповедник и страдалец славен показася». Поможет избавиться от пьянства такой заговор. Живую щуку сажают в большую посуду с вином и настаивают двенадцать дней; щука дает много слизи, и настой протухает. Им поят пьяницу, приговаривая: «Как щука не терпит вина, також бы не терпел его раб Божий». Хорошие результаты дает и такой заговор. На бутылку водки надо прочитать такие слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Земля ты, моя мати, прикажи мне, рабу Божьему (имя), от сего угодия взяти добру траву зарахил. Тебе, мати земля, на стояние, а мне для рабов и рабынь, для лишения их пьянства. Сей раб Божий (имя) все вино оставил, не видит, не слышит и не чувствует; так бы сей раб Божий (имя) о вине не думал, глазами не смотрел, слухом не слыхал, чувствами своими не чувствовал и отбегал от вина. Как тошно помирать, так бы тошнилось вино рабу Божьему (имя), отныне и до века. Аминь». Затем эту водку дать пьянице.

Читать еще:  Древнерусские обычаи – кладезь всевозможных ритуалов. Обряды на руси в языческой и христианской традициях

Группа

ТОЛСТОВСКАЯ ЗАСТАВА

Информация

Другое

Действия

14 469 записей Показать записи сообщества

Доброе утро, дорогие друзья!

Приметы и традиции на 16 января

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым Показать полностью…

Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения: все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство.

Народное название: Малахия, Малахов день, Гордей, оберег коровы.

Традиции на 16 января
В этот день отмечались «гордеи» – в этот день вспоминали поговорки о гордости, издавна считавшейся пороком. «Гордым быть – глупым слыть», «Сатана гордился – с неба свалился! А мы гордимся – куда годимся?» – говорили в народе.

Кроме того, в этот день вспоминали пророка Малахию. Считалось, что в Малахов день можно отчитать «каженника» – так называли припадочного, «порченого» человека с «дурной» кровью. В домашних условиях это сделать было невозможно, и за помощью обращались к знахарям и сведущим людям.

Больного семь утренних зорь подряд сажали на верею – это природное возвышение, нечто вроде вала, который можно встретить на пойме или на лугах около реки, так чтобы его обдувал ветер.

Знахарь надевал белую рубашку задом наперед, читал специальные заговорные слова и поил больного росой, которую собирали летом и бережно хранили. Но даже для опытного знахаря лечение такого больного было делом чрезвычайно опасным.

Ведь изгнанная из тела больного нечистая сила тут же старалась найти себе другого хозяина. И вселиться бесы могли не только в человека, но и в животное (чаще всего корову). Поэтому крестьяне старались держаться подальше от места лечения и всячески оберегали в этот день скотину.

Считалось, что в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, задаивают коров – выдаивают у них не только молоко, но и кровь. Для того чтобы это предот­вратить, над воротами привязывали сальную свечу. Чтобы с коровой не случилось беды, обращались к домовому.

Оставляли для него в хлеву специально испеченный пирог и просили его: «Дедушка домовой, пои мою скотинушку, пои да корми, гладко води. Бежи, молочко, по жилочкам да в вымечко, из вымечка да в титечки, из титечек да в подойничек, да по крыночкам на толсту сметаночку». Корову в этот день тоже не оставляли без внимания: ее непременно кормили молочной овсяной кашей, хлев чистили, проверяли, не дует ли, затыкали щели соломой. Давали корове и кусок каравая.

Доброе утро, дорогие друзья!

Приметы и традиции на 15 января

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым Показать полностью…

Простота жизни, языка, привычек придает силу нации, а роскошь жизни, вычурность языка и изнеженность привычек ведет к слабости и погибели.

Народное название: Сильвестр, куриный праздник, Серафим.

Традиции на 15 января
За Васильевым днем празднуется Селиверстов день (в память святого Сильвестра, папы римского). В эти особенно морозные дни холод выгоняет из-под земли двенадцать сестер-лихоманок, у каждой из которых свое имя: лихорадка, лихоманка, трясуха, огневица, кумоха, китюха, желтуха, бледнуха, ломовая, маяльница, знобуха, трепуха. Считали, что лихоманки – существа тощие, слепые, безрукие, уродливые, они не могут ни войти в избу, ни отворить дверей. Если эти существа голодны, то смирны и стоят, как сиротки, у притолоки, выжидая, не выйдет ли кто из виноватых – слабых, восприимчивых к болезни людей.

Поэтому, чтобы обезопасить домашних, надо было помыть особым образом притолоку, чтобы лихорадки не смогли забраться в дом. Делали это особым составом, в который входили четверговая соль, зола из семи печей, земляной уголь, выкапываемый на Иванов день из-под чернобыльника. После этого целый год не боялись лихорадок, а если болезнь все же случалась, то полагали, что она была напущена в чужом доме, по ненависти злых людей. О лихорадках говорили: «Лихорадка – не матка, треплет, не жалеет, уходила, умучила, согнула да скрючила».

Сберечь от лихорадки могла также ладанка, в которую зашивали высушенную и истолченную голову змеи или лягушки. Иногда больного вели в холодную баню, раздевали и клали на несколько минут на полок – считалось, что лихорадка подумает, что человек умер, и уйдет сама, по доброй воле.

Читать еще:  Что означают детские имена. Как правильно выбрать имя

В этот день чистили курятники, окуривали их от болезней и напастей смолой и девясилом. Ребятишкам дарили петухов, вылепленных из глины. Считалось, что в этот день семигодовалый черный петух откладывает в навозе яйцо, которое высиживает жаба. В июне из него вылупляется царь змей василиск с головой петуха, туловищем жабы и хвостом змеи. Поэтому в этот день особо следили за курятниками и вешали в них черный камень с дыркой – «куриный бог», горлышко разбитого кувшина, тележное колесо, чтобы защитить кур от сглаза.

Приметы на 15 января
• Оба рога месяца остры и ярки – к ветру.

• Оба рога месяца круты – к морозу.

• Отлогие рога месяца – к ненастью.

• Сорока вблизи жилья летает, под стреху лезет – быть вьюге.

14 января 1904. Ясная Поляна.

Проснулся нынче здоровый, физически сильный и с подавляющим сознанием своей гадости, ничтожества, скверно прожитой и проживаемой жизни. И до сих пор – середины дня – остаюсь под благотворным этим настроением. Показать полностью… Как хорошо, даже выгодно чувствовать себя, как нынче, униженным и гадким! Ничего ни от кого не требуешь, ничто не может тебя оскорбить, ты всего худшего достоин. Одно только надо, чтобы это унижение не переходило в отчаянность, в уныние, не мешало стремлению хоть немного выпростаться из своей вонючей ямы, – не мешало работать, служить, чем можешь. Сейчас пришло в голову кое что. И прежнее записать:

1) Какое праздное занятие вся наша подцензурная литература! Все, что нужно сказать, что может быть полезно людям в области внутренней, внешней политики, экономической жизни и, главное, религиозной, все, что разумно, то не допускается. То же и в деятельности общественной. Остается забава детская. «Играйте, играйте, дети. Чем больше играете, тем меньше возможности вам понять, что мы с вами делаем». Как это стало несомненно ясно мне.

Доброе утро, дорогие друзья!

Приметы и традиции на 14 января

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым Показать полностью…

О, как счастливы мы, проживая без ненависти к ненавидящим нас; как счастливы мы, если среди ненавидящих мы живем.

О, как счастливы мы, свободные от жадности среди жадных! Среди людей, снедаемых жадностью, живем мы, свободные от нее.

О, как счастливы мы, ничего не называя своим. Светлым богам подобны мы, напо­енные святостью.

Народное название: Василий Великий, Васильев день, Васильев вечер, Василий – покровитель свиней, Василий-свинятник, свиной праздник.

Традиции на 14 января
В этот день надо было отряхнуть от снега и инея плодовые деревья, потому что святой Василий Великий, по народному поверью, охраняет сады от вредителей. Делали это с такими заговорными словами: «Как отряхиваю я, раба Божья (имя), бел-пушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!»

В этот день до рассвета варили гречневую кашу, по которой гадали о благополучии семьи.

Хозяйка ночью приносила из амбара крупы, а хозяин – воды из реки или колодца. Крупа и вода стояли на столе до тех пор, пока истопится печь; к ним никто не должен был прикасаться – иначе это плохая примета.

Когда печь протапливалась и можно было начинать варку, все семейство садилось за стол, а хозяйка говорила такие заговорные слова: «Сеяли, растили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжий пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать».

Затем все вставали из-за стола, а хозяйка с поклонами ставила кашу в печь. Когда каша была готова, вынимая горшок из печи, хозяйка говорила: «Милости просим к нам во двор со своим добром».

Прежде всего посуду осматривали: цел ли горшок, не откололся ли от него кусочек, не пошла ли трещина, цела ли глазурь. Потом смотрели: полон ли горшок? Если каша выкипела, это предвещало беду дому. Горшок открывали: красная каша предвещала счастье всему дому, будущий урожай и талантливую дочь, белая – угрожала бедами.

Затем кашу пробовали: несоленая обещала много работы без всякого результата, пересоленная – много хлопот, горьковатая – плохие известия, сладковатая – благополучный год. Если каша удалась – съедали ее до последней крошки, если же сбылась какая-нибудь из плохих примет – выбрасывали вместе с горшком в прорубь.

Этот день считался отправной точкой в году, сроком найма и разного рода хозяй­ственных договоров.

В этот день на Руси ходили по домам с пожеланиями добра, богатства и мира. В этот же день отмечали так называемый праздник Овсеня – языческого бога плодоро­дия: молодежь ходила по домам и «сеяла овес», то есть из мешка раскидывала по дому овес и пела песни во славу будущего урожая. Во время представлений Овсень ехал на поросенке, а за ним шли ряженые.

В этот день совершали засевание зерен. Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, го­ворили: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому, да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Хозяйка собирала с пола зерна и убирала их до посева.

Приметы на 14 января
• Василий Великий – зиме середка.

• Если будет туман – к урожаю.

• На Васильев вечер день прибавляется на куриный шаг (на час).

• Если на Василия сильный мороз и снег – к урожаю хлебов, если тепло и нет сне­га – к неурожаю.

• На Василия ветер – к урожаю орехов.

• Если поутру на Василия деревья покрыты густым инеем – год будет хлебородным.

Источники:

http://www.litlib.net/bk/97454/read/5
http://www.litmir.me/br/?b=208406&p=16
http://vk.com/wall-61272104?offset=0

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: