Что вы знаете о сократе. Сократ как провозвестник абстрактной идеи

Что вы знаете о сократе. Сократ как провозвестник абстрактной идеи

О великом философе Сократе, у наших современников нет достаточной информации, многое является загадкой. При жизни он не оставил никаких записей. Только из работ его учеников Платона и Ксенофонта, мы можем составить представление о жизни Сократа.

Жизнь Сократа и даже его смерть считаются ярким примером и образцом мудрости и добродетели.

Мы знаем, однако, что он был сыном Софрониска и Файнарети из муниципалитета Алопеки, родился в Афинах в 470 году до н.э. Он женился в старости на Ксантиппе, в браке родилось 3-е детей.

Сократ (Σωκράτης) знаменит тем, что в корне изменил философское учение от природного рассмотрения на реального человека.

Философия Сократа

Главной отличительной чертой афинского философа была его высокая мораль, простой и скромный образ жизни, добродушный юмор, искренность и остроумие. Сократ считал, что лучшим способом для жизни человека – сосредоточится на саморазвитии, а не вести погоню за материальными благами. Он призвал других сконцентрироваться больше на дружбе и чувстве общности, потому что это лучший способ выжить вместе. Достоинство стоит больше, чем что-либо в идеальной жизни, все свои речи посвящал поиску добродетели. Истина лежит в тени существования и может быть только одна, независима от наших желаний и человек должен подчинятся ей. А сначала нужно её найти, пройдя через размышления, сомнения, противоречия.

По Сократу, философ должен помочь человеку найти свою истину, не предлагать готовые ответы, а стараться сориентировать его в многочисленной стихии мыслей и идей.

Знаменитый диалог или метод Сократа, базировался на дискуссии между двумя индивидуумами в форме «вопрос-ответ». Такой метод позволял ему исследовать глубину мыслей собеседника.

За философскими исследованиями наблюдали многие, в основном это были молодые люди. Они образовали вокруг него группу, которая не представляла собой школу, потому что Сократ не учил систематически, он вёл беседу с людьми любого социального класса.

В отличие от софистов (платные древнегреческие преподаватели убеждения и красноречия), Сократ не брал деньги у своих учеников. Он избегал участия в политике и предпочитал вести свой собственный независимый курс.

Он считал себя оводом и что укусы овода беспокоят самодовольных граждан, пробуждая их от дремоты.

Сократ считал, что самопознание должно быть достаточным, чтобы жить хорошей жизнью, приравнивал знание к добродетели, считал что, люди могут достичь абсолютных знаний, но не всегда это проходит безболезненно, сравнивал познания с болью родов, также обязательным условием он считал логику.

Сократ говорил, что когда люди действуют неэтично делают намеренно, желания их берут верх над их разумом. В противном случае, человек не знает, что является правильным, а что нет, для этого просто не хватает знаний о том, как подобает вести себя в тех или иных обстоятельствах. Таким образом, мы ответственны за то что мы знаем, а что нет и поэтому мы ответственны за наше собственное счастье. Выводы, которые из этого делал философ, были названы «парадоксами».

Знаменитая фраза Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю», имела продолжение: «но другие не знают и этого». Он побуждал людей заботиться о своей душе, познавать себя, потому что только так мы можем узнать себя, только тогда можем начать заботиться о себе. Он считал душу как истинную сущность человеческой добродетели, то, что позволяет заполнение человеческой природы путем поиска и совершенствования. Самопознание это мудрость и оно может отличить правильное от неправильного (и для нас и для других). Каждый день все сталкиваются с ситуациями, в которых должны выбирать между удобной конвенцией или преданностью истине и разуму. Сократ считал, что мы никогда не должны делать плохо, даже в ответ на негативный выпад в наш адрес. Развивать в себе такие качества как смелость, мудрость, скромность, уметь признавать своё невежество и всегда оставаться человеком.

Смерть Сократа

Обвинили Сократа в неуважении к богам и развращении молодёжи. На тот момент ему было 70 лет. Его смерть таит ещё больше загадок, чем его жизнь.

Одно из предположений было, что Сократ оказался “козлом отпущения”, что его смерть была слабительным лекарством от зол Афин.

тюрьма Сократа в Афинах

Сократ сказал, что ни один истинный философ не боится смерти: «Я считаю, что всё то что случилось со мной это хорошо и те кто считает, что смерть это плохо – не правы. Более того, ни один демон не высказал противоположную точку зрения, что означает, что я говорю правильно. Является ли смерть небытием и потерей сознания или как говорят другие это миграция души из этого мира в другой. При условии, что нет сознания, а сон тронутые мечты, то смерть будет невыразимой прибылью. Потому что если кто-то хочет спать спокойно, я считаю, что это будет одна из лучших ночей своей жизни. По существу вечность будет одна ночь. Но если смерть это путешествие в другое место, где все мертвы, то что может быть лучше, чем это? Будет возможность общаться с Гомером, Орфеем, Гесиодом?

Читать еще:  Происхождение имени нелли и его толкование. Нелли (Неля)

Если это так, то дайте мне умереть снова и снова! Я встречу тех, кого присудили к смерти, как Паламиди и сравню страдания всех. Прежде всего, я буду иметь возможность продолжать искать истину и неправильное знание, как в этом мире и постараюсь найти то, что имеет смысл. Так что давайте радоваться смерти и знаю, что ничего плохого не может случиться с хорошим человеком, до или после смерти. Боги не допустят этого.

Я ясно вижу, что умереть и быть свободным является лучшим для меня, я не сержусь на моих обвинителей, потому что я не пострадал, хотя, конечно, они не желают мне хорошего. И ещё, когда подрастут мои сыновья, я хочу просить вас, чтобы вы наказали их, если они будут стремиться к богатству, а не к добродетели».

Сократ

СОКРАТ (ок. 470/469-399 до н.э.), афинский философ, удостоившийся поистине вечного памятника – диалогов Платона, в которых Сократ выведен главным действующим лицом. Родителями Сократа были скульптор (или каменотес) Софрониск и Фенарета. Отец, вероятно, был довольно зажиточным гражданином (судя по тому, что Сократ воевал как гоплит, т.е. тяжеловооруженный воин), однако сам Сократ нисколько не заботился о своем имуществе и к концу жизни чрезвычайно обеднел. Свое учение Сократ излагал только в устной форме. Наши сведения о нем происходят из нескольких источников, среди которых изображение и упоминания Сократа в комедиях Аристофана – прижизненные и пародийные, а портреты Сократа у Платона и Ксенофонта – посмертные и хвалебные, однако они мало соответствуют друг другу. Сообщения Аристотеля, по-видимому, опираются на Платона. Свой вклад в легенды о Сократе внесли и многие другие дружественно или враждебно настроенные авторы.

Жизнь. Сократу было 37 лет, когда началась Пелопоннесская война. В круг людей, с которыми он водил знакомство до войны, входили интеллектуалы из круга Перикла – музыкант Дамон, ученый Архелай, софист Протагор и блистательная Аспасия. Имеются сведения о его знакомстве с философом Анаксагором (о чувстве неудовлетворенности, оставшемся у него от чтения Анаксагора, Сократ рассказывает в платоновском Федоне). У Зенона Элейского Сократ учился диалектике, а позднее посещал лекции софиста Продика и участвовал в диспутах с Горгием, Фрасимахом и Антифонтом. На войне Сократ отличился в сражениях при Потидее (432 до н.э.), Делии (424 до н.э.), а также при Амфиполе (422 до н.э.). Важнейшим этапом в становлении Сократа как мыслителя явилось провозглашение его «мудрейшим из людей» Дельфийским оракулом (об этом повествует Платон в Апологии Сократа). Размышляя об этих словах и сопоставляя их с собственным убеждением в том, что он «знает только то, что ничего не знает», Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания, к чему побуждают человека и значащиеся при входе в дельфийский храм Аполлона слова «Познай самого себя», стало общим принципом сократовских исследований. К 423 до н.э. он сделался достаточно заметной фигурой для того, чтобы навлечь на себя сатирические выпады сразу двух афинских комедиографов – Аристофана и Амейпсия. Сократ сторонился политики, насколько это было возможно, хотя к числу его друзей принадлежали Ферамен, Хармид, Критий и Алкивиад. Первые трое были вождями Тридцати тиранов, свергнувших афинскую демократию, в то время как Алкивиада его политический оппортунизм довел до измены родному городу. Имеются свидетельства, что эти связи повредили Сократу на суде. В 406 Сократ пытался воспрепятствовать истерическому и противозаконному приговору стратегам, привлеченным к суду после выигранной афинским флотом битвы у Аргинусских островов, а в 404 пренебрег исходившим от Тридцати тиранов повелением схватить Леонта с Саламина, внесенного ими в проскрипционные списки.

Уже в пожилом возрасте Сократ вступил в брак с Ксантиппой, родившей ему троих детей (возможно, это был его второй брак). Бедность Сократа, его неприхотливость и необычная внешность вошли в поговорку. В 399 его привлекли к суду по обвинению в «нечестии» и «развращении молодежи» и признали виновным незначительным большинством голосов. Когда Сократ не пожелал признать свою вину и не стал просить о замене смерти изгнанием, за смертный приговор было подано уже больше голосов. В течение месяца Сократ находился в тюрьме, после чего ему во исполнение приговора поднесли чашу с цикутой. Платоновские сочинения Апология Сократа, Критон и Федон, где рассказывается о суде над Сократом, его пребывании в тюрьме и казни, увековечили непреклонное мужество Сократа, его непоколебимую верность своим принципам.

Учение. Пытаясь представить себе Сократа как учителя, мы неизменно получаем противоречивую фигуру. Смертный приговор Сократу обычно относят на счет вырождения демократии, однако восстановленный в Афинах в 403 режим был вполне человечным и умеренным и основывался на принципах политической амнистии, которые неукоснительно соблюдались. В данном случае все указывает на то, что конкретным и наиболее серьезным было обвинение в «развращении молодежи», но что именно стоит за этими словами, можно только гадать. В диалоге Критон обсуждается проблема защиты Сократа от обвинения в «подрыве законов» – возможно, это указание на то, что его влияние на молодежь воспринималось как покушение на самые основы общества.

Читать еще:  Ульяна значение имени и характера девочки. Значение женского имени ульяна

С гомеровских времен юноша, вышедший из школьного возраста, получал «высшее образование» благодаря общению со старшими: выслушивая устные наставления и подражая поведению своих наставников, он приобретал качества взрослого гражданина (греч. «аретэ», что означает «доблесть» или «добродетель»). Точно так же среди политической элиты передавались из поколение в поколение приемы осуществления государственной власти. Однако теперь все эти функции были отобраны у семейного круга и переданы иной инстанции (получившей форму учреждения, созданного специально для этой цели уже после смерти Сократа), прототипом которой сделалась Академия Платона. Во главе этого процесса стояла как раз та группа интеллектуалов, в которую входил Сократ, это они принесли в Афины из Ионии и западной Греции концепцию «профессионального» образования. Сократ, которому пришлось действовать в Афинах, должен был нести особенно тяжелое бремя. В 423 сразу два комедиографа, Амейпсий (Конн, комедия не сохранилась) и Аристофан (Облака), заклеймили его как руководителя новомодной школы, в программе которой стоят уроки юношеского бунта и сыновнего непослушания. К 399 такое представление о Сократе выкристаллизовалось в обвинение в «развращении молодежи». В диалогах учеников Сократа неизменно рассматривается вопрос: могут ли отцы и старшие передать молодежи добродетель, или этому надо учиться специально?

Углубившись в анализе культурного кризиса эпохи еще на один шаг, мы приблизимся к объяснению силы сократовской диалектики. Непонятно, почему она так зачаровывала греков на протяжении двух поколений (при том, что в ней склонны были видеть орудие разрушения), если не пытаться отыскать ключ в происходившей во времена Сократа смене способа человеческого общения. Афины пребывали на завершающей стадии перехода от устной речи к письменному слову. Это, в свою очередь, влияло на лексику и форсировало изменения в формах человеческого сознания. Такие перемены можно определить, вообще говоря, как переход от поэзии к прозе, от образа к абстракции, от интуитивных навыков к рациональным операциям. Абстрактная идея представлялась каким-то новым, восхитительным открытием, и провозвестником ее был Сократ. В тех же Облаках Аристофана он осмеян как абстрактный мыслитель (phrontistes), отыскивающий «мысли» (phrontides) и возглавляющий «мыслильню» (phrontisterion), а также как священнослужитель понятий, которые парят в небесах, словно облака. «Мысли» должны были вызывать смех уже потому, что это были мысли. Кроме того, Сократ у Аристофана изъясняется новой «речью», говорит на абстрактном жаргоне, где идеи обретают форму. Поглощенность идеями, которую высмеивает Аристофан, у учеников Сократа изображается как поиск определений для таких отвлеченных понятий, как «благое» и «справедливое», а также как процесс становления точного языка, который позволил бы выразиться понятийному познанию в противоположность конкретному опыту. Основоположение сократовского метода, как его дал Аристотель, сводится к парадоксу «Добродетель есть знание», или, более точно: «Человеческая добродетель есть состояние ума».

Сократ настаивал на систематическом умственном образовании молодежи, но отказывался брать деньги за свои услуги, не желая быть причисленным к профессиональным учителям мудрости, софистам (такое клеймо пытались поставить на нем его обвинители). Лучше любого из современников Сократ осознавал основное направление, в котором двигалась эпоха, и обозначил его в виде двух положений: 1) степень абстракции, к которой стремится мысль, должна быть абсолютной и совершенной, сведенной средствами диалектики к «идее как таковой»; 2) в человеке кроется мыслящая сила, способная к осуществлению этой задачи. Эта сила – псюхэ. С чего начинается познание? Псюхэ чувствует притяжение («эрос») к другой псюхэ и «совокупляется» с ней посредством «логоса» (слова), порождая последовательность мыслей, которые очищаются затем методами диалектики. Учение Сократа, выраженное в терминах любовной символики, воплощалось в личности самого Сократа, и, быть может, именно это обеспечило ему неувядаемую славу.

ЛИТЕРАТУРА
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969
Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984
Платон. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1990-1994
Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб, 1993
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993

Основные идеи Сократа

Основная характеристика главнейших источников знаний о Сократе и его учении. Особенность сократического метода диалектики. Главный анализ противопоставления внешнего софистического мышления внутренней философской науке. Способы поиска истинного познания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сократ — античный мыслитель, первый афинский философ

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э.

Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.

Сократ – является родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сокрастического метода (метод диалектических споров). Он излагал свое учение устно. Он ничего не писал, а лишь беседовал. Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать “экзамен души”, подвести итог жизни. По свидетельству Платона: “Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа”.

Читать еще:  К чему снится перебегать дорогу перед машиной. К чему снится дорога: пора в путь? Брод - толкование сновидения

Главнейшими источниками знаний о Сократе и его учении, дошедшие до наших дней – воспоминания Ксенофонта и диалоги Платона.

Основные идеи Сократа:

Основной метод Сократа – майевтика (от греч. повивальное искусство). Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки». Майевтика была создана Сократом как искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник формулирует дотоле неизвестные ему утверждения («рождает истину»). Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать ее.

Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть. Как утверждает Сократ (в диалоге Платона «Теэтет»), он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой, с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание. сократ диалектика истинный познание

Себе он отводит скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам.

Поиск истинного знания:

Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя. Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания.

Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. Сократ считал, что человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.

Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.

Многие высказывания, традиционно относимые Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы: «Никто не желает зла», «Никто не делает зла по своей воле», «Добродетель — это знание».«Сократовыми парадоксами» также могут называться самоссылающиеся парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также приписываемая Сократу: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе. Защищал от несправедливого суда осуждённых на смерть стратегов. Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, поскольку считал телесную любовь лишь следствием неспособности сдерживать порывы низменной стороны человеческой души.

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры.

В 399 г. до н. э. Сократу предъявили обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд.

Учение Сократа знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии.

Источники:

http://www.thisgreece.ru/istoriya/261-sokrat
http://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/philosophy/izvestnyie-filosofyi/sokrat/
http://revolution.allbest.ru/philosophy/00540832_0.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: