Александро-невский собор в варшаве. Костелы

Конец русской Польши.Собор Александра Невского.

Алекса́ндро-Не́вский собо́р в Варша́ве (польск. Sobór św. Aleksandra Newskiego) — уничтоженный православный собор, построенный в административном центре Царства Польского (Российская империя). Располагался на Саксонской площади (позже переименована в площадь Пилсудского)[1]. Собор по проекту архитектора Леонтия Бенуа был заложен в 1894 и открыт в 1912 году. По завершении строительства собор достигал в высоту 70 м и был на то время самым высоким зданием в Варшаве.

Средства на строительство жертвовались частными лицами со всей империи. Сумма в 13 500 рублей была пожертвована Иоанном Кронштадтским, значительная часть денег на постройку собора была получена за счёт обязательных пожертвований из муниципалитетов, находившихся под управлением Гурко, и введением специального налога в Варшаве. Общая стоимость строительства собора составила более 3 миллионов рублей. По проекту Л. Н. Бенуа (помощники – арх. Феддерс П. А., Покровский В. Н., Покровский В. А.) собор был пятикупольным с квадратным основанием и отдельно стоящей колокольней.

В 1900 году строительство собора, вмещавшего 2,5 тысячи человек, было закончено, и 9 ноября над главным куполом был установлен четырёхконечный крест. 70-метровая колокольная храма стала самым высоким зданием в Варшаве.

Работа над интерьером собора продолжалась под руководством профессора Николая Покровского ещё 12 лет. Фрески для храма рисовал Виктор Васнецов, 12 мозаичных панно набраны в мозаичной мастерской В. А. Фролова по эскизам В. М. Васнецова и Андрея Рябушкина. В оформлении собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Алтарь был украшен колоннами из яшмы, подаренных Николаем II. Главный из 14 колоколов (отлитых Колокольно-литейным заводом П.Н. Финляндского) на звоннице был пятым по величине в империи.

В начале 1915 года в ходе Первой мировой войны русское население было эвакуировано из города вместе с православным духовенством. Из Александро-Невского собора был вывезен иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. В ходе оккупации Варшавы немецкими войсками собор использовался в качестве гарнизонного костёла и немецкой кирхи. Собор был переименован в честь св. Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе 25 февраля, первая лютеранская служба — 5 марта. С куполов собора была снята позолота, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан.

В 1918 г., спустя три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех (!) православных церквей города (за исключением двух – кладбищенской на Воли и приходской на Праге).

Вопрос разрушения собора рассматривался на заседании Польского Сейма 1 Созыва. Единственный голос против его разрушения принадлежал русскому депутату Николаю Серебренникову. Невзирая на протесты, собор был снесён в 1924—1926 годах, вместе с другими православными храмами в Варшаве (действующими остались только две православные церкви). Придавая большое значение политическому и национальному значению разрушения крупнейшего православного собора в межвоенной Польше, варшавский магистрат также выпустил специальный заём, «каждый поляк мог стать причастным к этому делу». Заём был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса.

Разрушение собора заняло немало времени. По сообщениям польской печати число так называемых «малых взрывов», произведенных специально созданными магистратом бригадами, равнялось пятнадцати тысячам. В июле 1926 г. Храм Святого Благоверного князя Александра Невского вместе с колокольней был окончательно снесен, а 23 июля в Москве скоропостижно скончался в своей мастерской великий живописец Виктор Михайлович Васнецов.

Эти фрагменты -все что сохранилось от мозаик Васнецова.

После разрушения собора из всех художественных шедевров великих русских мастеров уцелело совсем немного. Небольшой фрагмент композиции В.М. Васнецова «О Тебе радуемся, Благодатная» вместе с уцелевшим мозаичным полотном художника Н.А. Кошелева «Спас со строителем», представляющая Л.Н. Бенуа, державшего модель собора, благодаря усилиям православных подвижников в 1924–1926 гг. это полотно было перевезено в полесский город Барановичи в построенный там в 1931 г. православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Другие орнаменты после длительного хранения в Национальном музее Варшавы были установлены в православном храме Марии Магдалины в Праге, правобережной части Варшавы. Соборные колонны из яшмы отправлены в усыпальницу маршала Пилсудского в Краковском Вавеле. Мраморные части были использованы и в других местах, в том числе в католических костелах.

Главными мотивами сноса послужило то, что собор, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей.

ВАРШАВСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР НА САКСОНСКОЙ ПЛОЩАДИ

Мысль о необходимости строительства православного кафедрального собора в Варшаве высказал незадолго до того вступивший в должность генерал-губернатора И. В. Ромейко-Гурко, герой сражений на Балканах. Она была изложена им в специальной записке на Высочайшее имя и получила одобрение у императора Александра III. По словам И. В. Ромейко-Гурко, все тогдашние варшавские православные храмы могли вместить лишь около одной десятой православных жителей города (их было тогда в Варшаве 43 тысячи), что особенно бросилось в глаза новому генерал-губернатору, старания которого способствовали сбору необходимых для возведени храма денежных средств. Значительную часть их составили добровольные пожертвования со всей России. Жертвователями были представители всех слоев населения, начиная с Императора и членов его семьи, всех сословий. Дарили деньгами, строительными материалами, церковной утварью. 28 августа 1893 г. был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И. В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л. Н. Бенуа, утвержденная Александром III 13 января 1894 г.

2 июня 1894 г. архиепископ Флавиан освятил место под строительство, а 30 августа, в праздник св. Александра Невского и именины государя, в присутствии И. В. Гурко совершил закладку собора во имя “небесного покровителя наших царей”. Третий камень положил св. Иоанн Кронштадтский, который стал крупнейшим жертвователем на постройку (13500 руб.). В постройке автору помогали академики архитектуры В. А. Покровский и П. А. Феддерс, епархиальный арх. В. Н. Покровский.

В соборе имелись два боковых придела: южный, во имя Св. Николая, и северный, во имя Свв. Кирилла и Мефодия. Величественная 70-метровая столпообразная колокольня напоминала колокольню Ивана Великого Московского Кремля, её вершина которой стала самой высокой точкой города.

Читать еще:  Кто такой пилигрим. Что или кто такой пилигрим? Средневековый мир в терминах, именах и названиях

В соборе проходили важнейшие события в жизни русской Варшавы – юбилей Отечественной войны 1812 г., всенародное моление о здравии наследника цесаревича, на которое собрались все учащиеся всех учебных заведений Варшавы; празднование 300-летия Дома Романовых.

Александро-Невский православный собор, стал “апогеем, – как пишет современный польский историк архитектуры П. Пашкевич, – сакрального строительства” в польской столице.

1900 г. явился важной вехой в создании храма. Он был в целом построен, и 9 ноября на главном его куполе водрузили четырехконечный крест. В том же году была организована специальная Художественная комиссия, призванна разработать и осуществить проект убранства Александро-Невского собора. Проект, предложенный крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Н. В. Покровским, был принят комиссией в начале лета 1900 г. и позднее утвержден епархиальными и губернскими властями.

К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В. М. Васнецову, иконы были написаны В. П. Гурьяновым и многими другими русскими иконописцами. Живописное убранство исполняли крупнейшие русские художники: Н. Н. Харламов, В. В. Беляев, Н. А. Кошелев, А. П. Рябушкин и др.; мозаики – известная мастерская Фроловых. Общая стоимость постройки с живописью составила громадную сумму 3 087 027 руб. 26 коп., храм вмещал 2,5 тыс. чел.

На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч (!)произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.

Главный престол “с редкой торжественностью” был освящен 20 мая 1912 киевским митрополитом Флавианом во имя благоверного великого князя Александра Невского. “Созидая сей храм, – сказал архиепископ Варшавский Николай, – его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия”.

Превращение в костел и последующее разрушение

Начавшаяся Первая мировая война привела к эвакуации в 1915 году русской администрации и православного духовенства из Варшавы. 5 августа 1915 года Александро-Невский православный собор был оккупационными властями обращен в гарнизонный католический костел св. Генриха. Первая католическая служба в “костеле св. Хенрика” состоялась 25 февраля, лютеранская – 5 марта 1916 года. На хорах установили орган, на месте главной алтарной преграды – алтарь (иконы эвакуировали перед оккупацией в Россию), с куполов сняли позолоту.

В конце 1918 г. Польша стала независимым государством, и уже через три месяца варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей, за исключением двух, существующих и поныне – кладбищенской на Воли и приходской на Праге. Фактически была решена и судьба грандиозного храма на Саской площади, который польские искусствоведы даже объявили “малоценным” и к тому же занимающим слишком большую площадь в условиях ее “недостатка в Варшаве”. Официальных “причин” оказалось слишком много, и хотя сейчас все они выглядят по меньшей мере нелепыми, тогда возможно было серьезно рассуждать даже о том, что собор необходимо разрушить ради изменения фона, на котором будет установлен памятник князю Ю. Понятовскому.

Собор уничтожали медленно, планомерно на протяжении нескольких лет, с того самого момента, когда в период Первой мировой войны немцы заняли Варшаву. Год за годом процесс разрушения собора нарастал. Решением сейма от 2 июля 1920 г. “в связи с экономическими трудностями” дело разборки было отложено. Попытки спасти его ни к чему не приводили. Не помогли даже громкие протесты в польском Сейме и Сенате. Вот, например, что говорил в Сенате летом 1924 г. православный сенатор В. В. Богданович:

Разумеется, ослепление охватило не все польское общество, в котором к тому же национальные меньшинства составляли более одной трети населения. Причем на долю православных приходилось около двенадцати процентов (было пять миллионов человек). Раздались голоса за сохранение собора. Они не были единодушными, да и причины их появления оказывались порой противоположными. Однако все лица, которым они принадлежали, включая и выдающихся польских деятелей, таких, например, как писатель Стефан Жеромский, считали разрушение варварской акцией. Сторонников недопущения разрушения собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать “соборитами”, тем самым как бы подчеркивая их непатриотичность. Оказались невостребованными и предложени другой части сторонников сохранения собора, но в измененном виде: в качестве музея мартирологии польского народа (что предлагал С. Жеромский), архива, даже гарнизонного костела.

Однако собор был обречен. Желая придать кампании разрушения крупнейшего в межвоенной Польше православного храма поистине всенародный общегосударственный характер, варшавский магистрат выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”. Для окончательного разрушения собора магистрат призвал специальные бригады, которые и завершили уничтожение, используя тактику “малых взрывов”, число которых составило в общей сложности 14 800 (!).

К 1926 г. от собора не осталось и следа. Едва ли все это можно объяснить и оправдать, как считает Я. Тазбир, известный польский историк и культуролог, наличием “в определенные исторические моменты” неких “национальных самоощущений”, тем более что речь идет об уничтожении христианской святыни в христианском государстве, не только не обремененном воинствующим атеизмом, как это имело место в СССР, но и продекларировавшим свою приверженность христианским идеалам в особых статьях своей Конституции, подчеркнувшим ее подписанием правительством новой независимой Польши специального соглашения, конкордата, с Римским престолом в 1925 г. .

Во многих странах мира оказались частицы убранства собора и различные предметы из него. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавеле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора (яшмовых колонн, подаренных императором Николаем II). “Взятое у собора” можно увидеть и в других местах, в том числе и в католических костелах. Финским кирпичом замостили тротуары.

Более счастливой оказалась судьба у нескольких мозаичных панно из собора, точнее, их отдельных частей, перевезенных в полесский город Барановичи и укрепленных на стенах построенного в 1931 году православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди них была и часть мозаики Н. А. Кошелева “Спас со строителем”, представляющая Л. Н. Бенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции В. М. Васнецова “О Тебе радуется. ”

Читать еще:  Жанар имя. Имя как фраза

Иконостас собора некоторое время хранился в помещении церкви варшавской русской гимназии, после чего чета Тройчуков выкупила его и он был установлен в Каменецком Симеоновском храме.

Православный кафедральный собор в Варшаве стал едва ли не первым в Европе XX столетия христианским храмом, стертым с лица земли волею государственной власти. Даже в СССР взрыв храма Христа Спасителя последовал лишь в конце 1931 г. Во II Речи Посполитой, как официально именовалась межвоенная Польша, разрушение православных святынь началось значительно раньше. Вслед за ликвидацией в первые два года существовани независимой Польши около четырехсот православных храмов (1918-1920 гг.) и разрушением варшавского кафедрального собора во всей II Речи Посполитой началось массовое уничтожение православных святынь. Во многих воеводских центрах, в том числе и там, где православные жители являлись коренным населением, были разрушены городские православные соборы. Одновременно с варшавским, в 1924-1925 гг., был уничтожен величественный православный собор во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Литовской площади в г. Люблине – первая епископская кафедра св. Патриарха Тихона. Подобные акции продолжались в течение всего периода существования II Речи Посполитой, достигнув своего апогея в летние месяцы 1938 г. Тогда в июне и июле на Холмщине по требованию “католической общественности” военно-полицейскими силами было уничтожено около 150 сельских православных церквей. Все это происходило в местностях, населенных исключительно православными украинцами, проживавшими здесь многие столетия, окончательно изгнанными отсюда в первые годы после окончания Второй мировой войны в ходе специальной карательной операции “Висла”.

Настоятели

  • Антоний (Марценко) (не ранее июля – не позднее октября 1922)

Александро-Невский собор (Варшава)

  • Главный — святого благоверного князя Александра Невского;
  • северный — святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
  • южный — святителя Николая Чудотворца

Алекса́ндро-Не́вский Собо́р в Варша́ве (польск. Sobór św. Aleksandra Newskiego ) — русский православный собор в столице Польши, построенный на исходе императорской России. Располагался на Саксонской площади (сегодня переименована в площадь Пилсудского) [1] . Собор по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа был заложен в 1894 и открыт в 1912 году. После завершения строительства собор достигал в высоту 70 метров и был на то время самым высоким зданием в Варшаве.

Собор был разрушен польскими властями в середине 1920-х годов, спустя менее чем 15 лет после открытия. Главными мотивами сноса послужило то, что собор, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей. Кроме собора св. Александра Невского в Варшаве поляками по тем же мотивам были уничтожены и многие другие православные храмы на территории страны [2] .

Содержание

Предыстория

Польское государство прекратило своё существование в 1795 году в результате разделов Польши. Варшава вошла в состав Российской империи в 1815 по решению Венского конгресса и стала одним из крупнейших городов империи. Чтобы предотвратить повторение восстаний, во второй половине XIX века в городе располагался большой гарнизон русских войск. Большой приток русских солдат и чиновников, большей частью православных, а также политика по обращению униатов в православие, послужили причиной строительства православных храмов. В 90-х годах XIX века в Польше было построено около 20 православных церквей, большей частью полковых [3] .

Идею строительства в Варшаве большого кафедрального собора впервые высказал в своей записке императору Александру III Генерал-губернатор Польши Иосиф Владимирович Гурко. По его словам, существовавшие православные храмы в Варшаве могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих [2] , и новый собор «свидетельствовал бы своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском Государстве».

Строительство и архитектура

28 августа 1893 года был организован комитет по строительству собора, который возглавил Гурко. Император одобрил архитектурный проект, предложенный Л. Н. Бенуа. 2 июня 1894 года место строительства на Саксонской площади было освящено архиепископом Флавианом. 30 августа, в праздник св. Александра Невского и именин императора, в присутствии И. В. Гурко архиепископ Варшавский и Холмский Флавиан (Городецкий) совершил торжественную закладку собора во имя «небесного покровителя наших царей» [4] .

Средства на строительство жертвовались частными лицами со всей империи. Сумма в 13 500 рублей была пожертвована Иоанном Кронштадтским, однако значительная часть денег на постройку собора была получена за счёт обязательных пожертвований из муниципалитетов, находившимися под управлением Гурко и введением специального налога в Варшаве [5] . Общая стоимость строительства собора составила более 3 миллионов рублей. По проекту Л. Н. Бенуа (помощники – арх. Феддерс П. А., Покровский В. Н., Покровский В. А.) собор был пятикупольным с квадратным основанием и отдельно стоящей колокольней.

В 1900 году строительство собора, вмещавшего 2,5 тысячи человек, было закончено, и 9 ноября над главным куполом был установлен четырёхконечный крест. 70-метровая колокольная храма стала самым высоким зданием в Варшаве.

Работа над интерьером собора продолжалась под руководством профессора Николая Покровского ещё 12 лет. Фрески для храма рисовал Виктор Васнецов, 12 мозаичных панно набраны в мозаичной мастерской В. А. Фролова по эскизам В. М. Васнецова и Андрея Рябушкина. В оформлении собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Алтарь был украшен колоннами из яшмы, подаренных Николаем II. Главный из 14 колоколов на звоннице был пятым по величине в империи.

20 мая 1912 года главный придел собора был торжественно освящён митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) во имя св. князя Александра Невского.

Южный предел храма был освящён 27 мая 1912 г. архиепископом Варшавским и Привисленским Николаем (Зиоровым) во имя св. Николая.

Северный придел был освящён им же 3 июня 1912 г. во имя святых Кирилла и Мефодия. Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай на освящении произнёс следующую речь: «Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия» [2] . После открытия в соборе отмечались важнейшие торжества в жизни русской Варшавы — юбилей Отечественной войны 1812 года, празднование 300-летия дома Романовых.

Читать еще:  Где святая земля. Баночка со святой землёй из Иерусалима "Святая земля"

Между 1912 и 1915 годами под колокольней была освящена часовня (Русский паломник, журнал, 1915, № 35, с. 553).

В начале 1915 года в ходе Первой мировой войны русское население было эвакуировано из города вместе с православным духовенством. Из Александра-Невского собора был вывезен иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. В ходе оккупации Варшавы немецкими войсками собор использовался в качестве гарнизонного костёла и немецкой кирхи. Собор был переименован в честь св. Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе 25 февраля, первая лютеранская служба — 5 марта. С куполов собора была снята позолота, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан.

После возвращения независимости Польше в 1918 году судьба собора, возвращённого православной епархии (настоятелем собора стал архиепископ Антоний), была предметом многолетних споров. Собор воспринимался поляками как символ русского господства и потому был крайне непопулярен. Искусствоведческий факультет Университета Стефана Батория в Вильнюсе подтвердил, что здание собора не имеет особой художественно-исторической ценности [5] .

Были предложения полностью переоборудовать внешний вид собора под католический костёл. Писатель Стефан Жеромский выдвинул идею о создании в соборе музея мартиролога (мученичества) польского народа или этнологии. Однако наиболее популярно было утилитарное мнение: так как после отсоединения Польши от России православных прихожан в Варшаве практически не осталось, собор, как символ чужоземной веры, занимающий много места на одной из основных площадей Варшавы и не представляющий собой выдающегося произведения архитектуры, должен быть снесён.

Невзирая на незначительные протесты, собор был снесён в 1924—1926 годах, вместе с другими православными храмами в Варшаве (действующими остались только две православные церкви). Придавая большое значение политическому и национальному значению разрушения крупнейшего православного собора в межвоенной Польше, варшавский магистрат также выпустил специальный заём, «каждый поляк мог стать причастным к этому делу». Заём был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса [2] .

Попытки сохранить собор делались даже когда его начали сносить, однако противников сноса было мало, и их упрекали в недостатке патриотизма. Летом 1924 года православный член польского сената Вячеслав Богданович произнёс речь в его защиту:

Снос собора потребовал много времени и около 15 000 малых взрывов. Мраморные плиты из собора были использованы при оформлении различных зданий в Варшаве. Значительная часть фресок была перевезена в Покровскую церковь в Барановичах [6] . После длительного хранения в Национальном музее Варшавы другие фрагменты [7] были установлены в православном храме Марии Магдалины на Праге (правобережной части Варшавы). Яшмовые колонны были перевезены в усыпальницу маршала Пилсудского в Кракове.

См. также

Примечания

  1. Спутниковая фотография места, на котором располагался храм. Фото с Google Maps
  2. 12345 Журнал «Радонеж» 1999, № 9-10 «Александро-Невский собор в Варшаве». статья Юрия Лабынцева и Ларисы Щавинской.
  3. Wortman, Richard S. (2000). Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy. Volume Two: From Alexander II to the Abdication of Nicholas II. Princeton University Press, 254—255. ISBN 0-691-02947-4.
  4. Молчанов К. Новый православный собор во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве. 1894—1912. Варшава. 1912; Проекты православного собора в Варшаве // ХВЕВ. 1894. № 4; Закладка нового православного соборного храма в Варшаве 30 августа 1894 // ХВЕВ. 1894. № 17; Покровский Н. В. Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве с объяснительной запиской. СПб. 1900.
  5. 12 Paweł Giergoń — Sobór św. Aleksandra Newskiego na placu Saskim w Warszawie
  6. Статья про Барановичи на «Глобусе Беларуси».
  7. Фрагменты внутреннего убранства собора.

Литература

  • Шингарёв В. К освящению нового кафедрального собора в Варшаве // Варшавский епархиальный листок. — 1912. — № 10. — С. 145—150.
  • Торжества освящения нового кафедрального собора в Варшаве во имя св. благоверного Князя Александра Невского // Варшавский епархиальный листок. — 1912. — № 11. — С. 162—167.
  • Освящение приделов в новом Варшавском Александро-Невском кафедральном соборе // Варшавский епархиальный листок. — 1912. — № 12. — С. 175—176.
  • Молчанов К. Новый православный собор во имя св. благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве. 1894—1912. — [б. м., б. г.]. — 12 с.
  • Лабынцев Ю., Щавинская Л. Александро-Невский собор в Варшаве // Радонеж. — 1999. — № 9-10. — С. 10-11.
  • Сокол К. Г. Русская Варшава. — М .: Синергия, 2002. — С. 41-44. — ISBN 5-7368-0252-Х
  • Malte Rolf. Russische Herrschaft in Warschau: Die Aleksandr-Nevskij-Kathedrale im Konfliktraum politischer Kommunikation. – In: Jenseits der Zarenmacht. Dimensionen des Politischen im Russischen Reich, 1800-1917. Hrsg. v. Walter Sperling. Frankfurt/M., Campus, 2008 (Historische Politikforschung, 16), 163-190.
  • Piotr Paszkiewicz — «Pod berłem Romanowów. Sztuka Rosyjska w Warszawie 1815—1915». ISPAN. Warszawa 1991

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Александро-Невский собор в Варшаве
  • Описание в Tygodnik Illustrowany за 1 мая 1920 года (польск.)
  • Галерея с фотографиями собора
  • Ещё одна галерея
  • Ещё одна крупная фотогалерея собора на старых почтовых открытках http://www.chram.com.pl/index.php?p=2&c=62

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Александро-Невский собор (Варшава)” в других словарях:

Собор Александра Невского — Содержание 1 Россия 2 Беларусь 3 Украина … Википедия

Варшава — У этого термина существуют и другие значения, см. Варшава (значения). Город Варшава Warszawa … Википедия

Площадь Маршала Юзефа Пилсудского (Варшава) — Площадь маршала Юзефа Пилсудского (польск. Plac Marszałka Józefa Piłsudskiego) парадная площадь в центре Варшавы, Польша. Площадь названа в честь маршала Юзефа Пилсудского, который сыграл важную роль в восстановлении польской государственности… … Википедия

Таллин — Столица Эстонской Республики Таллин эст. Tallinn … Википедия

Кошелев, Николай Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кошелев. Николай Кошелев … Википедия

ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, создана в окт. 1840 г. с названием «Варшавская и Новогеоргиевская» в результате преобразования Варшавского вик ства Волынской епархии в самостоятельную епархию. С янв. 1843 г. Варшавская и Волынская, с июля 1860 г. Варшавская и… … Православная энциклопедия

Tallinn — Столица Таллин Tallinn Флаг Герб … Википедия

Линданисе — Столица Таллин Tallinn Флаг Герб … Википедия

Реваль — Столица Таллин Tallinn Флаг Герб … Википедия

Ревель — Столица Таллин Tallinn Флаг Герб … Википедия

Источники:

http://pikabu.ru/story/konets_russkoy_polshisobor_aleksandra_nevskogo_6863462
http://drevo-info.ru/articles/3849.html
http://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/175621

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: