Почему на троицу не служится молебен. О молебнах после литургии

Все, что вы хотели знать о молебнах

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Что такое молебен

Святой Иоанн Кронштадтский совершает молебен. Литография.

Существует много видов Богослужений и молитв, совершаемых как в церкви, так и келейно (дома). Большинство из них входят в так называемый суточный богослужебный круг. Но бывает, что у верующего человека случается особая потребность помолиться. Это может быть радостное событие, а может, необходима помощь свыше в трудных обстоятельствах. В таких случаях священник служит небольшой специальный чин — молебен.

Молебен – это краткое богослужение, посвященное Господу, Божией Матери или святому, совершаемое священником, или епископом по какому-либо случаю по просьбе верующих людей. При этом подаются записки о здравии молящихся.

Какими бывают молебны

Иногда, в зависимости от значимости события, по которому служится последование, молитва приобретает торжественный характер и вызывает особый духовный подъем у верующих людей. Например, совершаемое до революции благодарственное молебное пение по случаю восшествия на трон какой-нибудь царской особы, а так же рождения Наследника.

Полезные материалы

Или в наше время совершаемый во всех православных храмах молебен в Неделю Торжества православия. Бывает, что при большом стечении народа, он поется во время Крестного хода, например, в Пасху или храмовый праздник. Молебное пение на Новый год, на начало учения отроков, — так же собирают большое число молящихся.

В повседневной приходской практике наиболее распространены молебны, которые служатся по требованию богомольцев. Поэтому они входят в число так называемых треб. Книги, где написаны такие чинопоследования, называются требниками.

Молебны, которые наиболее часто заказывают это:

  • малое освящение воды;
  • общий молебен (при любой нужде);
  • перед началом всякого доброго дела;
  • благодарственный;
  • о недужных многих или едином;
  • чин благословения в путешествие;
  • о страждущих от алкоголизма и наркомании;
  • перед хирургическим действием (операцией).

Более редко совершаются молебны:

  • за творящих милостыню;
  • во время «бездождия» (засухи);
  • во время «безведрия» (когда непрестанно идет дождь);
  • во время «губительного поветрия и смертоносной заразы»;
  • чин «обхождения полей насеянных», и многие другие.

О водосвятных молебнах и святой воде

Богослужебный сосуд для освящения воды — кандия и крест.

Особое место в ряду требных исполнений занимает молебен с освящением воды. Это маленькое чудо, которое совершает Господь, всякий раз приводит в восторг и верующих, и священнослужителя, совершающего водоосвящение. Приготовляется чистая вода в специальной чаше, а так же в другой удобной посуде, зажигаются свечи. На стол или на край чаши кладется крест, разжигается кадило.

Певчие поют стихиры, посвященные Божией Матери и всем святым, читается отрывок из Апостола и Евангелия. Затем поется мирная ектения с особыми прошениями и читаются специальные молитвы на освящение воды. После этого священник берет в руки крест, трижды опускает его в воду, хор поет трижды тропарь Кресту.

И вот – чудо совершилось! Священник берет кропило и окропляет освященной водой — и стены храма, и алтарь, и молящихся людей. Если такую воду освящали в доме, окропляются все помещения, а так же надворные постройки.

Так называемое «малое освящение» воды проводится круглый год по просьбе верующих. Так же церковью установлены несколько дней в году, когда положено обязательно совершать этот чин. Это праздник 14 августа, когда из алтаря выносится Крест, и положено исходить к водным источникам для их освящения.

Освящают воду и в пятницу Светлой седмицы, и в день Преполовения, 25-й день между Пасхой и Троицей. Так же по уставу положено служить молебен с водоосвящением в день храмового праздника. В Евангелии (Ин. 5,1-15) есть история о купальне Силоам, которая называлась овечьей, так как в ней омывали овец для жертвы. Один раз в году Ангел возмущал воду в купальне, и она становилась целебной на короткое время. Вспоминая эту историю, Церковь и приняла обычай освящать воду, а этот отрывок из Евангелия читается на молебне.

Святую воду хранят в отдельном месте, как святыню. Обычно ее употребляют понемногу каждый день утром, на голодный желудок вместе с просфорой после утренних молитв. В случае необходимости можно выпить святой воды и в течение дня. Так же ей окропляют жилище, вещи, продукты, купленные в магазине, добавляют в тесто при изготовлении хлеба.

Как можно объяснить свойства святой воды человеку, не верующему в чудеса? Можно ему напомнить, что наши слова, это не просто набор звуков. Каждое слово имеет значение и воздействует не только на людей, но и на окружающий мир. Словом можно сделать больно, а можно вылечить больного. Особенно, если это слово соединено с верой в силу Божию.

Освящение воды это не что иное, как усердная молитва, прошение к Богу о том, чтобы от этой воды мы получили благословение, исцеление, прощение грехов и т.д. не за наши заслуги, а за подвиги и молитвы всех святых и Богородицы.

По этим нашим просьбам Господь и делает воду святой, целебной и прогоняющей все нечистое. В завершении молитв в воду погружается Крест, который является святыней и придает еще больше веры предстоящим людям в то, что вода принимает благодать Божию и с этого момента она становится другой, очищенной, способной даровать освящение и благословение.

Читать еще:  Сон волосы на ногах. Волосы на ногах у себя

Неслучайно верующие так любят молебны с водоосвящением, после которых долго хранится это «обыкновенное чудо» — святая вода.

По каким случаям совершают молебны?

Когда человеку хочется поблагодарить Господа о выздоровлении, об успехах в жизни, о рождении ребенка, о материальном достатке и так далее, служится благодарственный молебен. В чинопоследовании приводится отрывок из евангелия от Луки, где Христос укоряет неблагодарных иудеев и хвалит самарянина, который один из всех поблагодарил Господа за исцеление.

В случаях, когда отправляются в путешествие один или несколько человек, заказывают последование «о путешествующих». В этом случае вспоминается история одной из книг Священного Писания Ветхого Завета о сопутствии Ангела, когда Товия, сын праведного Товита отправился в дальнюю страну. Тогда Ангел избавил Товию от беды и исцелил его отца от слепоты. Священник просит от лица верующих, чтобы Господь так же послал ангела на дорогу, как когда – то Товии.

Название молебна «о болящих» говорит само за себя. Сами больные или их родственники просят помолиться об облегчении болезни и скорейшем выздоровлении.

Так же в наше время особенно актуальным стал молебен «об избавлении от алкоголизма, наркомании и табакокурения». Все знают, как тяжело, когда в семье существует такая проблема. Во многих храмах установлено регулярное совершение молебнов об избавлении от этих зависимостей.

Когда человек приступает к важной и ответственной работе, служится молебен «на начало всякого доброго дела».

Молебен в храме

Если долго нет дождя, и наступает засуха, так же если наоборот, если долго льют проливные дожди, существуют чинопоследования «при бездождии» и «при безведрии», в которых священник вместе с верующими просит Бога избавить их от этих бедствий. В этих случаях вспоминают пророка Илью, который имел такую духовную силу, что по его молитве Бог сначала «заключил небо» и три с половиной года была засуха. Затем, по его же молитве, пошел обильный дождь и напитал иссохшую землю.

Церковь — это живой организм. Поэтому если в обществе возникает потребность молитвы о какой-либо новой проблеме, которой раньше не существовало, такой чин будет составлен.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Почему на Троицу мы молимся на коленях?

О богослужебных особенностях праздника Троицыпротоиерей Константин Пилипчук, секретарь Киевской епархии, доцент КДА.

Какие богослужебные особенности праздника Пресвятой Троицы?

– Богослужение на Троицу, совершающееся в нынешнее время, значительно отличается от службы в первые века христианства. Тогда этот праздник не был так широко известен и, по мнению литургистов, праздновался в воскресный день, фактически ничем не отличаясь от обычной воскресной службы.

Со временем, начиная с III и особенно с IV века, когда Церковь уже получила легитимный статус, богослужение Троицы начинает приобретать новые краски и новые молитвословия.

Когда появилась коленнопреклонная молитва?

– В IV веке уже появляются коленопреклонные молитвы, авторство которых приписывают перу Василия Великого. Также IV столетием датируется свидетельство святителя Иоанна Златоуста о том, что храм на этот праздник украшался зеленью и цветами. С VII столетия нам известен кондак праздника, авторство которого принадлежит Роману Сладкопевцу. К VIII столетию Иоанном Дамаскиным и Косьмой Маюмским были написаны торжественные каноны Троицы.

И вот с IX–Х столетий в литургических источниках возникает торжественная, очень полюбившаяся теперь православному народу стихира праздника: «Царю Небесный…» Эта стихира настолько хорошо иллюстрирует образ третьей Ипостаси Святой Троицы – Духа Святого, которого в Евангелии Сам Господь называет «Утешителем», что с XIV–XV веков она входит в так называемое начало обычное всех чинопоследований Православной Церкви, всех молитвословий, даже утреннего и вечернего правил.

Полный чин торжественного богослужения Пятидесятницы впервые появляется в уставе Константинопольской Церкви в Х веке.

Есть ли богослужебные особенности Литургии?

Основную особенность и особую торжественность Литургии предавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных (готовящихся принять христианство). Отсюда происходит появление торжественного крещального песнопения «Елицы во Христа крестистеся. » вместо «Трисвятого». Эта особенность способствовала популяризации этого праздника в древности и его распространения. Причем эта особенность также совподает с праздником Святой Пасхи и Крещения.

М. Нестеров. Троица Ветхозаветная

Еще одно песнопение, которое тоже относится к этому празднику,это замечательная стихира «Видехом свет истинный…»

– Со временем она тоже вошла в чинопоследование Литургии. Ее стали воспевать после Причастия на каждой службе. Причем в период от Пасхи до Пятидесятницы, 50 дней, эти молитвословия не используются, подготовляя человека к тому, чтобы он с особым вниманием воспринял смысл этих песнопений в день Святой Пятидесятницы.

Также от Пасхи до Пятидесятницы Церковь отменяет коленопреклонение. И самой яркой особенностью службы Троицы является служение Великой Вечерни в сам день праздника после Божественной литургии, с чтением коленопреклонных молитв. Именно с этого дня мы снова начинаем петь молитвенное обращение к Святому Духу и снова получаем разрешение Церковного Устава на коленопреклонение.

Прп. Андрей Рублев. Троица

Что значит коленопреклонение в религиозном отношении?

– В древней Церкви ектении, которые использовались в богослужениях и были не так многочисленны и не так содержательны, как в настоящее время, всегда сопровождались коленопреклонением.

Само коленопреклонение в религиозном отношении имеет очень важное значение – человек через свои физические, внешние проявления демонстрирует свое отношение к Богу, свое особое Его почитание. Когда человек в умилении и благоговении стоит перед Богом – ему хочется преклонить свои колени перед Ним.

В коленопреклонных молитвах на Троицу каждый из нас обращается к Богу, во Святой Троице Единому, Отцу, Сыну и Святому Духу, дабы Господь не оставил свое творение, не оставил всех нас без Своего личностного внимания, без Своей Благодати, Своей любви и заботы.

Читать еще:  К чему во сне видеть свою. Что значит если снится сон во сне? Сонник Змеи, к чему снятся Змеи во сне видеть

Троица. Коленопреклонные молитвы

Правда ли, что Пятидесятница является венцом спасительного замысла Божиего о человеке, исполнением всего земного служения Иисуса Христа?

– Совершенно верно. Господь перед Своими страданиям сказал апостолам, что Он должен пойти на страдания, иначе не придет к ним Утешитель: «. Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. » (Ин 16:7). Завершая свою земную миссию, Господь посылает нам Духа-Утешителя, Который собирает всех нас воедино, в особое мистическое Тело Христово – Церковь, и дарует нам особые благодатные дары, особую помощь, без которой мы не сможем войти в Царствие Небесное.

Особенно важно, что с этого момента, с момента сошествия Святого Духа, Господь открывает нам возможность быть вместе с Ним, открывает нам Царские врата в рай. Но надо понимать, что для нас это лишь потенциальная возможность.

Мы говорим, что Господь победил смерть, Господь победил грех, но в то же время являемся очевидцами того, что и смерть, и грех присутствуют в земной жизни человека – в каком же смысле мы должны воспринимать эти слова?

Господь никогда не нарушает воли человека. Он в Своей любви желает, чтобы каждый из нас, по собственной воле и без принуждения, вернулся в лоно отчее, в эдемские обители. Но своими собственным усилиями, талантами или дарованиями мы не сможем этого сделать, не сможем противостоять греху. Поэтому Господь учредил Церковь и преподает нам в Ней Божественные Таинства. Первые Таинства это – Крещение и Миропомазание, которыми Господь запечатлевает человека в Святом Духе, через помазание миром дарует нам обетование, что не оставит нас. И уже от нас самих зависит: быть с Господом или нет, войти в Царствие Божье или нет, прийти к Творцу или нет.

Молебен

Моле́бен (молебное пение) – богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.

Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.

Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…

Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением.

По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.

В Чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.

О недопустимости молебнов после Литургии

Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.

Глава из книги «Евхаристия»
профессор Архимандрит Киприан (Керн)

Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.

Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!

После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.

Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.

Читать еще:  К чему снится что поссорилась с другом. К чему снится ссора

Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.

Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.

Мы ссылаемся на авторитет, научный и литургический авторитет церковности покойных митрополита Антония Храповицкого и епископа Гавриила Чепура, которые всегда решительно осуждали эти молебны после Литургии и их не служили никогда.

«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».

4 февраля (по ст.ст) 1923 года (Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. ТСЛ, 2003, стр. 72.).

Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)

– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит Таврион (Батозский) говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.

– Вот и владыка (митрополит Сурожский Антоний) и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.

Священник Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»

Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.

Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?

И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.

Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.

Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.

Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся Церковь, все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.

Источники:

http://pravoslavie.wiki/o-molebnah.html
http://pravlife.org/ru/content/pochemu-na-troicu-my-molimsya-na-kolenyah
http://azbyka.ru/moleben

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: