Западная африка религия. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Распространение религий в Африке

Религии Африки

Африканский континент славится своим разнообразием во всех сферах, поэтому и религии Африки весьма разнообразны, тут имеются представители большинства современных направлений, устойчивое место занимают и старинные верования, привычные для здешних племён.

Большая часть населения Чёрного континента исповедует популярные по миру христианство и мусульманство, часто эти традиции адаптированы к африканским реалиям. Встречается ещё индуизм и иудаизм. Много здесь и приверженцев традиционных религий, пришедших издавна и связанных с длительным автономным историческим развитием.

Христианство пришло в Африку извне, случилось это, как гласит предание, в 42 году, тогда православную Коптскую церковь образовал Апостол Марк. А во 2-м веке новая религия стала популярной в Египте, а также в Эфиопии и Эритрее. Это движение распространилось на всё североафриканское побережье. Последующая история этой религии Африки такова:

  • 4 век – появление идеи основания африканской церкви, независимой от Европы, в частности Рима;
  • 5 век – создание монофизитской церкви на основе египетских и эфиопских христиан;
  • 7 век – вытеснение с севера христианства исламом.

Позже христианское движение снова стало набирать популярность, связано это с португальской колонизацией тогда, в 16-18 веке, миссионеры стали навязывать католичество. Впрочем, такая деятельность была мало успешной.

Были и иные периоды активизации христианской пропаганды:

  • середина 19 века – завоевание Африки западноевропейскими колонизаторами, активная работа миссионеров, создание всяческих орденов римско-католической церковью;
  • по окончанию 2 мировой войны христианство в Африке стало приспосабливаться к местным обычаям, наращивание африканского духовенства.

Результатом всех действий стало прочное положение христианства на материке, здесь его различные направления исповедуют около 400 миллионов африканцев, встречаются такие:

Наибольшее число христиан в таких частях Африки:

Афрохристианская или синкретическая религия образовалась соединением классических христианских традиций и местных верований и обычаев, это направление распространённое и важное, выделяют такие его группы:

  • адаптированные христианские секты;
  • секты мессианские;
  • секты языческо-христианского объединения;
  • эфиопские (чёрные) секты;
  • ветхозаветные секты.

Ислам в список религий Африки попал также с помощью иностранного вмешательства – его принесли арабы с Аравийского полуострова. Они завоевали североафриканское побережье в 7 веке, чтобы распространить свою религию захватчики пользовались активными экономическими и административными мерами:

  • ограничение прав для неверующих;
  • обложение их податями и прочее.

В итоге традиции ислама в северной Африке полностью установились в 12 веке. Отсюда торговцы и переселенцы стали приносить мусульманство и на восток континента, со временем тропическая часть также познакомилась с новой религией, которая стала серьёзной конкуренцией для христианства.

В современной Африке мусульмане живут в таких регионах:

Традиционные религии Африки

Несмотря на популярность всемирно известных церквей, традиционные религии Африки всё также востребованы и используемы, как и столетия назад. Данные верования прошли длиннейшую историю в уединении от всего мира, связаны они с африканскими традициями передаваемыми племенами из поколения в поколение. Всё это было связано с обыденной жизнью, природой, пониманием мира, поэтому отражало истинную сущность африканцев.

В связи с этим такие ритуалы настолько укрепились в сознании и жизни людей, что доныне проявляются во многих странах континента в той или иной степени. Обычно подобные религии встречаются в Чёрной Африке, причём многие африканцы могут спокойно исповедовать любую иную веру, тайно поклоняясь давним традициям.

Все традиционные религии Африки имеют общие черты, первой из которых является погребальный культ выраженный в глубоком почитании предков и всех умерших. Каждый, кто оставил жизнь, становится особым объектом для живых наследников, всеми семьями и родами почитали ушедших, проводили специальные ритуалы, чтобы духи помогали в жизни.

Именно так жил южноафриканский народ тхонга, для его представителей все души предков становились почитаемыми объектами. Такой культ у них семейный, жертвы и ритуалы совершают для духов двух линий – материнской и отцовской. Аналогично живёт и восточноафриканский народ джагга.

Следующей чертой африканских верований является тотемизм, который по сей день встречается некоторыми элементами в культуре стран Африки на востоке и юге, здесь тотемами являются животные. Бечуаны и сейчас имеют тотемические танцы.

Отдельно стоит культ животных, который произошёл от древнего страха перед опасными зверями. Для многих африканских народов таким почитаемым стал леопард, являющийся очень опасным хищником. Ещё встречаются культы различных змей, в Дагомее имеется даже соответствующий храм.

Те народы Африки, которые занимаются земледелием, часто формируют культ божеств, покровительствующих аграрному делу, они почитают повелителей различных природных объектов (леса, холмы, ручьи и т.д.). У зулусов даже имеется богиня Номкубулвана, дающая, при поклонении ей, плодородие земель.

Именно с африканскими традиционными религиями связано понятие фетишизма, ведь это явление встречается тут у многих народов. Фетишем выбирали любые предметы, помогающие и защищающие. Однако эти самые вещи помимо пожертвований узнавали и всевозможные надругательства, это делалось преднамеренно, чтобы спровоцировать фетиш на выполнение желаемого.

Говоря о традиционных религиях Африки, нужно вспомнить и о культе жрецов, которые встречались не только в вуду но и во многих других направлениях. Вообще, жрецы всегда считались важнейшими людьми в племенах, также были те, кто практиковал особые умения:

Среди современных африканцев встречаются подобные личности, которые помимо перечисленных функций могут выполнять и иные, например, являются духовными лидерами для местных. К тому же часто жрецы объединяются в союзы, которые распространяют своё влияние и на иные сферы, в том числе и на административные.

Западная африка религия. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Распространение религий в Африке

РЕЛИГИИ

Христианство, ислам, индуизм, различные секты и местные верования
сильно перемешаны в странах Африки. Не буду вдаваться в тонкости вероучений,
а перечислю религии сии с точки зрения утилитарной пользы, которую
может получить вольный путешественник от храмов и последователей сих
вер.

Читать еще:  Какие документы нужны на крестины ребенка. Что нужно знать о крещении ребенка

Христианство. Самая распространенная религия, представленная
в форме сотен различных конкурирующих церквей и сект. Встречаются
католики, лютеране, баптисты, иеговисты, мормоны, Универсальная церковь,
Новая апостольская церковь, Коптская православная церковь и Эфиопская
православная церковь. По поводу ночлега обращайтесь к священнику,
а если он откажет – к его пастве, выходящей после богослужения.
Успех вероятен повсюду, кроме как в Эфиопской православной церкви,
полезных свойств коей не выявлено.

Ислам.
Во всей северной Африке мусульмане составляют большинство
населения. Развиты традиции гостеприимства – можно попроситься заночевать
у местных жителей или в мечети. В Эфиопии, Кении, Танзании и других
экваториальных странах мусульмане, составляющие значительную часть
населения (порядка 30%), также могут помочь путнику. Небольшой процент
мусульман имеется также в южной части Африки – в Анголе, Намибии,
Ботсване, но их свойства никто не проверял. Единоверцам, наверное,
помогут.

Сикхи. Жители Индии распространились в восточной Африке издревле,
как и индийско-африканские торговые связи. Во времена Британской Империи
дешевая индийская рабочая сила прибывала в Африку на строительство
городов и железных дорог, а потом оседала там. Распространились в
некоторых странах Африки и индийские храмы, среди коих самые интересные
– сикхские.

Согласно учению сикхов, каждый путник может остановиться, бесплатно
ночевать и питаться в любом храме на срок до трех дней, а по договоренности
и дольше. Лучше всего относятся к путникам в Кении (храм в селе Макинду),
в Танзании (Дар-эс-Салам) и Замбии (Лусака). Есть сикхские храмы и
в других городах сих стран, но если храм мал, объедать его жителей
не стоит. А вот севернее экватора сикхские храмы в Африке не выявлены.


Кришнаиты и прочие индуисты. Встречаются в некоторых богатых
столицах, например в Найроби. Помогают только приверженцам своей религии,
а автостопщики пользы от сих не получали.

ОБЫЧАИ и НРАВЫ

Черные и белые. В некоторых странах Африки, типа Намибии, господство
белого человека завершилось совсем недавно. Здесь можно порой замечать
разницу в том, как к вам относятся белые и черные жители. Белые водители
не будут просить денег за подвоз, порой будут подкармливать и приглашать
в гости; черные, напротив, в гости не позовут, но деньги за подвоз
попросить могут. Пока они вас воспринимают представителем “высшей
касты”, к вам будет такое услужливое, но деньгоожидающее отношение.

Некоторые страны (Зимбабве, Руанда) проводят сейчас политику “черного
расизма”, подогревается нелюбовь местного населения к когда-то осевшим
здесь белым. Однако, когда вы подружитесь с местными жителями, и они
поймут, что перед ними не барин, а нормальный человек, – вы достигнете
успеха, и отношение черных жителей к вам будет улучшаться.


Зрители. В некоторых странах Африки, в особенности в Эфиопии,
местные жители любят рассматривать невиданную диковинку – приезжего
белого мистера. Ожидание машины на трассе, установка палатки, разведение
костра и простое прохождение по деревне может собрать порой до 100-150
зрителей. Как правило, они молчаливы и не приносят никакого вреда.
Разогнать их практически невозможно, да и не нужно. Занять их чем-либо
полезным, например кормлением путешественника, удается редко. Что
требуется от вас – не смущайтесь, привыкайте быть в центре внимания,
это Африка!

Хелперство. Во многих бедных странах развито хелперство, заключается
в следующем: бездельничающие жители деревень и городов, увидев белого
человека, якобы (по их мнению) не способного устроить свою собственную
жизнь, – стремятся помочь ему. Таких помощников мы называем “хелперы”.


Они довольно точно, но все же невпопад угадывают ваши желания и бегут
впереди оных. Если вы занимаетесь автостопом – вас стараются посадить
на автобус или такси; если вы ищете ночлег – стараются указать
отель; если гуляете по городу – обещают в качестве “гидов”
показать все его достопримечательности. Некоторые хелперы очень навязчивы,
несмотря на все уверения, что помощь не требуется, и прогнать
их бывает невозможно. Один “гид”, которого мы тщетно пытались
прогнать, трое суток сопровождал нас по Эфиопии. Процессы хелперства
нередко развиваются в деньгопрошение, когда самозваный гид сообщает,
сколько стоила его “ценная помощь”.

Профилактика – всем гидам сразу объясняйте, что оплаты не будет,
и всячески пресекайте попытки всяких бездельников вытребовать денег
за ничтожные и бесполезные “услуги”, не заказанные вами.

Впрочем, от хелперов бывает и польза: они могут вывести вас на нужную
дорогу, найти вам нужную едальню, лавку, магазин, посольство,
Интернет-кафе. Многие заведения, типа гостиниц для местных жителей,
могут не иметь вывески или быть отмечены только на местном языке; в поиске
таких дешевых гостиниц-едален хелперы могут реально помочь. Многие
хелперы готовы искать вам все и бесплатно, надеясь на комиссионные
найденного заведения.

Продавцы. Африканские продавцы порой, увидев “состоятельного
европейца”, сознательно завышают цену, особенно, если он по-английски
спрашивает ее. Не зная реальный порядок цен, где что дороже, где дешевле,
– легко войти в расход. Поэтому каждая страна Африки в день въезда
кажется дорогой, а потом, по мере вашего путешествия по ней, дешевеет.

Не покупайте товар, цену которого предварительно не спросили. Если
знаете местный язык, узнавайте цену с его помощью. Подружитесь с кем-нибудь
из местных англо- или русскоговорящих людей и узнайте примерный порядок
цен на все основные товары, интересующие вас.

Учитесь торговаться, если вам жалко переплачивать. Заинтересовавшись
товаром, не слишком показывайте свой к нему интерес. Невзначай спросите
цену. Если вы не знаете реальную цену на товар, – определите приближенно
ту цену, за которую вы хотите купить товар сей, и стартуйте с половины или
четверти цены. Если продавец не снижает свою цену, можно демонстративно
уйти, во многих случаях продавец вдогонку будет выкрикивать все более
низкие цены, по мере вашего удаления. Тогда можно вернуться.

Читать еще:  Любовный гороскоп на октябрь весы женщина. Любовный гороскоп для знака весы на октябрь

Продавец нередко, увидев вашу заинтересованность, будет бежать за вами с
товаром, предлагая скидки. Найдите в товаре какой-либо дефект, напомните,
что можете купить товар и в другой лавке, не только у этого продавца;
сделайте вид, что вообще не очень-то и хотите его купить, но можете
сделать одолжение, купив его за. Нередки случаи, что цена на товар
падает в 3-5-10 раз относительно первоначально заявленной!

Через некоторое время вы уже научитесь правильно определять цены на все
товары в Африке, и продавцы-жулики не смогут вас обмануть. С другой
стороны, помните, что многие продавцы, особенно вне туристских мест, вовсе
не жулики, и называют правильную цену. Африка – довольно дорогой
континент, и не спешите бить морду продавцам или отбирать товары
бесплатно! Бывает, что и бананы, хлеб, арбузы и апельсины, предлагаемые
вам в некоторых африканских столицах, стоят там действительно дороже, чем
в Москве.

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В АФРИКЕ.

В настоящее время среди народов Африканского континента распространено несколько групп вероисповеданий: местные традиционные культы и религии, ислам, христианство, в меньшей степени индуизм, иудаизм и некоторые другие. Особое место занимают синкретические христианско-африканские церкви и секты.

АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

Местные традиционные культы и религии – это автохтонные верования, культы, обряды, сложившиеся у народов Африки в процессе исторического развития до появления на этом континенте арабов и европейцев. Распространены среди большей части местного населения стран Тропической, Южной Африки и на острове Мадагаскар. Многие зарубежные исследователи ошибочно рассматривают местные традиционные культы и религии Тропической и Южной Африки как «единую африканскую религию».

Хотя составными компонентами религиозных представлений большинства африканцев являются фетишизм (почитание материальных предметов), анимизм (вера в многочисленные «души» и «духов»), магия (колдовство, суеверия), мана (безликая «сверхъестественная» сила), термин «местные традиционные культы и религии» весьма условен, поскольку применяется для обозначения различных религиозных представлений, культов, верований и обрядов многих народов Африки, находящихся на разных стадиях развития.

Существенное место в жизни африканских народов занимает культ предков. Некоторые западные авторы даже считают культ предков наиболее характерной религией Тропической и Южной Африки. Объектом почитания, как правило, бывают прародители семьи, рода, племени и т. д., которым приписываются сверхъестественные способности совершать как добро, так и зло. Распространены в Африке также культы сил природы и стихий (в виде «духов» природы).

Для народов с развитой или складывающейся государственностью (например, у йоруба, акан, балуба, зулусов и др.) характерны политеистические государственные религии с развитым пантеоном богов. В автохтонных традиционных религиях Африки большое место занимают ритуалы, церемонии, обряды и т. п., которые обычно связываются с различными этапами жизни человека. Таковы, например, похоронные обряды, обряды наречения имени, посвящения, инициации, заключения брака и др. Значительную роль в общественной жизни народов Тропической и Южной Африки, и особенно у народов Гвинейского побережья, продолжают играть тайные общества или союзы.

Всего местных традиционных религий придерживается свыше трети жителей Африки. Почти все они проживают к югу от Сахары, составляя около 42% общей численности населения этой части континента. Более половины сосредоточено в Западной Африке, причем около пятой части приверженцев традиционных религий проживает в Нигерии. В странах Южной Африки свыше половины местного населения придерживается автохтонных религий.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

В АФРИКЕ

Из мировых религий первым в Африку проникло христианство. Произошло это благодаря сирийским монахам-коптам в середине IV века, т.е. за пять столетий до того, как киевский люд первым на Руси приобщили к этой религии. Первыми христианами в Африке стали правители и жители древнего государства Аксум, которое в первые века нашей эры располагалось на севере современной территории Эфиопии и Эритреи. Ученые установили время укрепления в этом районе христианства по аксумским монетам, на которых вместо языческих символов появился крест.

Первоначально это было православное христианство (позднее было названо православием), к середине V в. преобладающим вероисповеданием стало монофиситство (от греческого «монос» – один, «фисис» – природа). Сторонники этого учения признают только одну природу Иисуса Христа – божественную, считая, что она поглотила его человеческую ипостась. Эфиопская монофиситская церковь наиболее близка к египетской коптской, русской православной, сирийской, армянской и грузинской церквям.

По мере распространения с VII в. в Африке ислама на протяжении многих веков эфиопы рассматривали свою страну как «островок истинной христианской веры в море язычества и ислама».

Христианские миссионеры развернули свою деятельность в Африке после завершения эпохи Великих географических открытий. Первыми были португальцы – Генрих Мореплаватель в 1417 году был назначен Великим магистром Ордена Христа, т.е. главным иезуитом и сохранял за собой эту должность до 1460 года. Этим папский престол возложил на Генриха и его рыцарей задачу по распространению среди язычников христианства, более того, Генрих получил исключительное право распоряжаться всеми новыми католическими приходами, образуемыми в заморских странах.

С самых первых шагов европейцев в Черной Африке духовные лица составляли значительную их часть. И эти духовные лица с самого начала пытались обратить в Веру Христову африканцев. Так, уже в самом первом опорном пункте португальцев в Западной Африке – крепости Эльмина, заложенной еще в 1481 г. на Золотом Берегу (ныне Гана) – были сразу же построены две церкви, для европейцев и для африканцев.

Читать еще:  Что такое христианство. Христианские символы

А уже в 1491 году были построены первые католические церкви в Конго. При закладке церкви в столице государства был торжественно крещен маниконго Нзинга а Нкуву, получивший христианское имя Жуау I, его супруга стала Леонорой а сын – Аффонсу. Внук первого крещенного маниконго принц Энрике в 1518 году стал первым африканцем, получившим сан епископа.

Отношения с миссионерами в Африке не всегда были гладкими. Так, в начале XVIII века в том же Конго вспыхнула Антонианская ересь. Это было крупное народное движение, отражавшее, в частности, недовольство развертывавшейся работорговлей и участием в ней миссионеров. В Конго появилась даже своя «африканская Жанна д’Арк» – пророчица Беатриче (африканское имя – Кимпа Вита), сожженная 1 июня 1706 года на костре.

Постепенно португальские миссионеры распространили свою деятельность на другие районы Африки. В государстве Мономотапа в юго-восточной Африке, например, в 1560 году им удалось обратить в католичество нескольких знатных вельмож и несколько сотен простолюдинов. Они активно действовали и в некоторых суахилийских городах.

С изменением соотношения сил в Европе все новые отряды миссионеров из разных стран и разных религиозных организаций устремлялись в Африку. К католическим прибавились и протестантские миссионеры разных конфессий – англикане из Британии, лютеране из немецких земель и пр.

Новый расцвет миссионерская деятельность получила к середине XIX века. В Африке развернули работу французские Лионское миссионерское общество, ордена Белых Отцов и Белых Сестер, Орден Святого Духа, английское Церковное миссионерское общество, немецкие Берлинское, Лейпцигское, Рейнское миссионерские общества, бельгийские Орден Непорочного Сердца Марии и Общество Иисуса (иезуиты), и многие другие.

В те годы миссионеры проникали все дальше вглубь Черного континента, часто в совершенно не известные европейцам места. Как пра­ви­ло, мис­сио­нер­ские стан­ции ос­но­вы­ва­лись в поселениях, которые были для ме­ст­ных на­ро­дов тор­го­выми или по­ли­ти­че­скими цен­трами.

В каждой миссии строились церковь и школа. Миссионеры старались привлечь как можно больше африканцев к церковной службе. Для этого им приходилось проделывать гигантский труд: они выучивали как можно скорее языки африканских народов, среди которых жили, и проповедовали на этих языках, а также постепенно переводили Катехизис и Библию на африканские языки.

В миссионерских школах африканские дети обучались не только и не столько Закону Божию – им давались те же знания, что их сверстникам в школах Европы, правда, в меньшем объеме. Но зато их усиленно обучали различным ремеслам – столярному, плотницкому, швейному, печатному и прочим.

Христианство в Африке в настоящее время исповедуют свыше 85 млн. человек. Около 8 млн. из них – выходцы из Европы или их потомки. Приверженцы отдельных направлений в христианстве распределяются следующим образом: католики – свыше 38%, протестанты – около 37% монофиситы – более 24%, остальные – православные и униаты. Больше всего сконцентрировано христиан в странах Восточной Африки – свыше трети (35% населения), столько же в Западной Африке. В Южной Африке христиане составляют четвертую часть населения региона, причем здесь католиков примерно в три раза меньше, чем протестантов.

В Восточной Африке более половины христиан – монофиситы, и почти все они проживают в Эфиопии. Поддерживаемая государством христианская церковь в Эфиопии оказала большое влияние на все стороны жизни страны. К кануну революции 1974 г. в Эфиопии насчитывалось около 14 тысяч церковных храмов, более 800 монастырей и примерно 200 тысяч священнослужителей. Уже с детских лет, обучаясь в церковной школе (а других до начала XX века в стране не существовало), каждый эфиоп ориентировался на восприятие духовных догматов христианской веры, которая регламентировала его жизнь от рождения до смерти.

В большинстве стран католики преобладают над протестантами. В Заире живет пятая часть всех африканских католиков. Более чем по 2 млн. их в Нигерии, Уганде, Танзании и Бурунди. Из остальных государств наиболее католицизированными являются Острова Зеленого Мыса, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Лесото, остров Реюньон и Сейшельские Острова.

Половина всех африканских протестантов приходится на две страны – ЮАР (27%) и Нигерию (22%). По одному с лишним миллиону протестантов проживает в Гане, Заире, Уганде, Танзании и на острове Мадагаскар. Монофиситы представлены сторонниками Эфиопской церкви (16,7 млн.), Коптской церкви в Египте (3,5 млн.) и небольшим числом армяно-григориан в Египте, Судане и Эфиопии. Православных менее четверти миллиона человек, причем половина относится к Александрийской православной церкви, более трети – к африканским православным церквам Восточной Африки (85 тыс.). Четверть миллиона адептов принадлежит к различным униатским церквам, в подавляющем большинстве к Коптско-католической и Эфиопо-католической.

Христианско-африканские церкви и секты представляют собой организации, которые откололись от западных церквей и сект и создали свою догматику, свои ритуалы, обряды и т. п., сочетающие традиционные элементы верований и культов с элементами христианства. В западной литературе их называют по-разному – синкретическими, независимыми, туземными, пророческими, мессианскими, сепаратистскими церквами или сектами. Как правило, в эти церкви и секты входят только африканцы, в подавляющем большинстве выходцы из одного племени или народа. Христианско-африканские церкви и секты распространены во всех регионах Тропической и Южной Африки. Эти организации первоначально носили антиколониальный характер и являлись своеобразной формой протеста против порабощения. Со временем эти движения переходили на чисто религиозную почву. В настоящее время все они являются только религиозными организациями и нередко находятся в оппозиции к правительствам своих стран. По некоторым оценочным данным, приверженцев христианско-африканских церквей и сект насчитывается по всей Тропической Африке 9 млн., что составляет 3% населения этого региона. Христианско-африканские церкви и секты распространены в 27 странах Тропической, Южной Африки и на острове Мадагаскар.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 390 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники:

http://afrika-raj.ru/kultura-afriki/religii-afriki.html
http://africa.travel.ru/religiya_in_Africa.htm
http://studopedia.net/1_39756_religioznaya-situatsiya-v-afrike.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: