Сумская епархия. Признавая Украину суверенной и порицая сепаратизм, Церковь с самого начала предостерегала от насилия

Содержание

Православная неделя: избиение младенцев, УПЦ vs ПЦУ, волнения в Черногории

Неделя 31-я по Пятидесятнице

11 января православная церковь отмечает день памяти младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных. В этот день в городах России, Украины, Белоруссии, Молдавии, странах Прибалтики прошли различные мероприятия, посвященные профилактике абортов. Отмечать этот день, как день борьбы с абортами повелось с середины 1990-х годов по инициативе протоиерея Максима Обухова, руководителя православного медико-просветительского центра «Жизнь».

Инициатива священника постепенно стала всероссийской акцией, которая отражает христианский взгляд на аборты. День Вифлеемских младенцев наряду с Днем защиты детей стал основной датой общественных акций по профилактике абортов. За четверть века с момента основания центра «Жизнь» общественное сознание стало негативно воспринимать аборт. Об аборте как о вредном явлении заговорили президент, патриарх, министры, государственные деятели. Так церковно-частная инициатива принесла свои плоды и сформировала общественное мнение.

Церковно-частное партнерство реализуется и на Украине. В этой стране формируется новая нация, и в этом процессе раскольническая структура под названием «православная церковь Украины» (ПЦУ), действует все активней. 11 января руководитель ПЦУ «митрополит» Епифаний Думенко при сослужении армейских капелланов «освятил» для ВСУ 20 000 икон, «Пресвятая Богородица — покровительница украинских воинов». На этой иконе под Покровом Богородицы равноапостольный князь Владимир, казаки времен Запорожской Сечи, современные воины ВСУ, а также… Мазепа, каратель в форме УПА, активист Майдана.

Инициатива и финансирование этой иконы осуществлялись за счет средств фонда «Корона князей Острожских», возглавляет которую литовец родом из Осетии Робертас Габулас. Габулас занимается бизнесом по производству материалов для строительства дорог на Украине с середины 1990-х годов. Помимо того, он является заместителем председателя Международного комитета защиты прав человека в звании «генерал-лейтенант». Это наднациональная общественная структура, не обладающая дипломатическим статусом, штаб-квартира которой находится в Париже, под видом защиты прав человека активно вмешивается в жизнь стран третьего мира и постсоветских стран. Для важности руководство комитета имеет генеральские воинские звания, выданные ей же самой.

Фонд «Корона князей Острожских», помимо заявленной благотворительности, реализует проекты, направленные на дерусификацию Украины. Как известно, князь Константин Острожский был противником Московской Руси, хотя и являлся покровителем православных в Литовской Руси. Похоронен князь в главном храме Киево-Печерской лавры — Успенском соборе. Так вот, первоочередной задачей фонда, основанного в 2016 году, является установка утраченного надгробия князю Острожскому. Фонд создавался по итогам Межпарламентской ассамблеи парламентов Украины, Литвы и Польши, где было принято решение о создании единого культурного пространства этих стран, читай Речи Посполитой, в новом формате в виде блока.

За наследие лавры «украинская национальная церковь» — ПЦУ сейчас ведет борьбу в коридорах украинской власти, а фонд Габуласа является одним из инструментов этой борьбы. Фонд «Корона князей Острожских» участвует в атлантических проектах НАТО, активно сотрудничая с литовской-польско-украинской военной бригадой Litpolukrbrig, покровителем которой по «странному стечению обстоятельств» сделали князя Острожского. Проводятся совместные учения военнослужащих этих стран, где военными инструкторами выступают американцы. Не случайно на мероприятии ПЦУ по «освящению» икон было командование этой бригады, награжденное церковными орденами. Содержание общевойсковой иконы, перед которой призваны молиться воины Украины, должно, видимо, возбуждать у них некие чувства в колорите «национального православия».

Об этом в своей речи сказал и Епифаний:

Продолжается обмен критикой и противостояние между ПЦУ и Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП). «Почетный патриарх» УПЦ КП Филарет Денисенко действует последовательно. Сначала он произвел ряд «архиерейских хиротоний», а затем высказался о том, что в истории никаких «почетных патриархов» не бывает», и он считает, что «избран патриархом пожизненно». После этого сначала Филарет, а затем «митрополит» Белгородский и Обоянский Иоасаф отозвали свои подписи под постановлением так называемого поместного собора УПЦ КП. Намечается и переход общин. Первой ласточкой стал благочинный «Донецко-Славянской епархии ПЦУ» настоятель прихода Успения Пресвятой Богородицы города Покровска «протоиерей» Роман Колодий. В своем письме он, в частности, сказал:

«Я достаточно времени пробыл в составе ПЦУ и увидел, как священники пожирают один другого за деньги и церкви, как архиереи воюют между собой за власть в областях».

Он обращается к митрополиту Евстратию Зоре, главе ОВЦС ПЦУ, в связи с тем, что тот критикует пустые храмы во время богослужений «священства» УПЦ КП.

«…Все равно там больше благодати Святого Духа, чем у вас, потому что наши архиереи и священники служат с любовью. К сожалению, вам любовь неведома и у вас ее нет», — говорит он.

Читать еще:  Приносит ли перебежавший ежик счастье в дом. Миф о милых ежиках: чем зверьки опасны для человека и нужно ли их кормить

Помимо этого, Зоря обрушился с критикой на Филарета, обвинив старика-раскольника в том, что он «встал на путь неправды, на котором нет благословения Божьего». Таким образом, в отношении лидеров «национальных церквей» Украины, конкурирующих между собой, показательна народная мудрость «где два украинца, там три гетмана». После богослужения, на котором «третий гетман» глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Святослав Шевчук рукоположил нового епископа своей структуры, бывший митрополит Украинской православной церкви, ныне «митрополит» ПЦУ Александр Драбинко подарил ему панагию (образ Богоматери, носимый архиереями на груди). Эта панагия некогда принадлежала митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру (Сабодану), предстоятелю УПЦ МП. Именно Драбинко, будучи в свое время наиболее приближенным к главе УПЦ МП, делал все возможное для создания «национальной церкви», ставил своих протеже на епископские кафедры на Украине и агитировал архиереев УПЦ МП к процессу создания «поместной церкви».

К счастью, епископат УПЦ МП оказался мудрее этого юноши. Его примеру последовал только несостоявшийся предстоятель УПЦ МП, митрополит Винницкий и Барский Симеон. Его визит состоялся по итогам предварительных консультаций, после предновогоднего интервью Святослава Шевчука «Радио Свобода», который на вопрос об объединении ПЦУ и УГКЦ сказал:

«Между нами есть пока обмен декларациями о готовности разрабатывать дорожную карту».

Драбинко вспомнил о встрече предыдущего главы УГКЦ Любомира Гузара с митрополитом Владимиром, намекнув присутствующим, что «два старца» обсуждали будущее Церкви.

«Они тогда говорили — мы идем двумя путями, параллельно, цель у нас одна, но пока еще не время. Но мы когда-то увидим как это будет. Мы это время, я уверен, увидим, братья и сестры», — сказал он униатам.

Развитие именно такого варианта событий прогнозировало EADaily.

Сербская церковь

В Черногории тысячи людей во всех городах страны выходят на шествия-молебны против закона «О свободе вероисповедания», который, впрочем, уже вступил в законную силу. Скорее всего, президент Мило Джуканович возьмет паузу в процессе изъятия церковного имущества, пока протесты не пойдут на спад и не будут «зачищены» активисты протеста среди мирян. Активная фаза изъятия церковного имущества и последующего признания раскольнической Черногорской церкви начнется летом, после парламентских выборов.

В другой бывшей югославской стране — Северной Македонии, где православные составляют численное большинство и относят себя к Охридской архиепископии Сербской православной церкви, как и прогнозировало ЕАDaily, власти, по примеру Черногории, озаботились созданием собственной национальной церкви, не подчиненной Сербскому патриархату. 13 января Стамбул посетила делегация этой страны. Их принял глава Константинопольского патриархата архиепископ Варфоломей. Обсуждался вопрос «дарования» Томоса Охридской архиепископии на основе раскольничьей Македонской церкви, существующей с конца 1960-х годов. Стоит ожидать, что в ближайшее время начнется фаза активных консультаций властей Македонии и раскольничьей церкви Македонии с Фанаром и обмен делегациями. В Македонии, скорее всего, Фанар будет действовать по украинскому сценарию, параллельно с активными событиями, или чуть позже, чем в Черногории.

Элладская церковь

На заседании Священно синода Элладской православной церкви предстоятель архиепископ Афинский Иероним сказал, что «не будет присутствовать на Всеправославном совещании, поскольку созыв соборов и Синодов предстоятелей Православных церквей является канонической привилегией Вселенского Патриарха». О том, что это неверная трактовка канонов Православной церкви со стороны греческих церквей, уже сообщало EADaily.

Самостоятельная трактовка канонов — это новое явление в православном мире, созданное Вселенским патриархатом в 20 веке. Оно является обыкновенным «греческим высокомерием», помноженном на активную работу Госдепа США по расколу православного мира.

Опубликовано коммюнике Архиерейского собора ЭПЦ по «украинскому вопросу»

Афины, 12 октября 2019 г.

Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. Фото: Ромфея

Семь митрополий Элладской Православной Церкви попросили отсрочку в принятии решения по поводу предложения Архиепископа Афинского и всея Греции Иеронима «признать нашей церковью автокефалию Православной Церкви независимой Украинской республики», который счел провозглашение церковной автокефалии Украины «чрезвычайно полезным для Православной Церкви и ценным для укрепления отношений двух автокефальных православных Церквей-сестер, Великой Руси и Украины». Об этом говорится в официальном коммюнике внеочередного Архиерейского Собора ЭПЦ, состоявшегося сегодня, 12 октября, в Афинах, передает «Союз православных журналистов».

СПЖ приводит полный текст документа, опубликованного греческим ресурсом «Ромфея».

«Сегодня, в субботу 12 октября 2019 года, Архиерейский собор Элладской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима собрался на внеурочное заседание в зале Архиерейских Соборов.

Перед заседанием была совершена Божественная литургия в соборе обители Бесплотных сил в Петраки. Около 9 часов утра в большом зале заседаний Собора было совершено последование на начало работы Архиерейского Собора. Был прочитан список иерархов и зафиксирован кворум.

После этого был образован пресс-комитет, в который вошли высокопреосвященнейшие митрополиты: Навпактский и Свято-Власьевский Иерофей, Сиросский, Тиносский, Андросский, Кейский, Милосский, Дилосский и Миконосский Дорофей и Патрский Хризостом.

Согласно повестке, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним сделал сообщение на тему «Автокефалия Церкви Украины».

В предисловии этого сообщения Блаженнейший рассказал, что Священный Синод в экстренном порядке на достаточном числе своих заседаний рассматривал эту тему, которую он передал компетентным синодальным комиссиям: комиссии по догматическим и каноническим вопросам и комиссии по межправославным и межхристианским отношениям, чтобы они совместно в должном порядке доложили о ней Священному Синоду.

13 августа с.г. упомянутые комиссии представили Архиграмматии их совместный вывод и информационную справку под заглавием «Вопрос канонической юрисдикции священной митрополии Киева».

Читать еще:  Зачем женщины покрывают голову в церкви. Почему женщины и девушки покрывают голову платком в церкви? Можно ли ходить в церковь без платка

Комиссии, сформулировав пять основных канонических тезисов, пришли к следующему выводу: «На основании всего вышеприведенного рассмотрев тему автокефалии Церкви Украины с точки зрения канонической, но также и юридической, благоговейно докладываем, что нет никаких препятствий к признанию автокефальной Церкви Украины и полному принятию и поддержке Вселенского патриархата со стороны Элладской Церкви».

После этого Блаженнейший сделал краткую отсылку к институту синодального управления и административной организации Церкви, а также к институту автокефалии. Он отметил, что Церковь Украины всегда оставалась в канонической церковной юрисдикции Вселенского патриархата, который отказался от своей канонической юрисдикции, чтобы (Церковь Украины, — Ред.) смогла войти в сообщество автокефальных Православных Церквей. Это деяние Московская патриархия расценивает как неканоничное, как будто бы (Украина, — Ред.) канонически относилась к ней (к РПЦ, — Ред.).

Наконец, охарактеризовав провозглашение церковной автокефалии Украины как чрезвычайно полезное для Православной церкви и ценное для укрепления отношений двух автокефальных православных церквей-сестер, Великой Руси и Украины, (Архиепископ Иероним, — Ред.) предложил «признать нашей Церковью автокефалию Православной Церкви независимой Украинской республики».

После этого последовал конструктивный диалог и выражение позиции многих высокопреосвященнейших иерархов, и Архиерейский Собор решил ратифицировать решение прошедшего Священного Синода и предложение Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима, а именно: признать «каноническое право Вселенской патриархии даровать автокефалию, равно как и привилегию Предстоятеля Церкви Греции далее заниматься вопросом признания Церкви Украины», в то время как семь митрополий просили отсрочку в принятии решения».

Главная особенность приграничного расположения Сумщины — православная вера и традиции добрососедства

— Сумская епархия расположена в приграничной зоне. Это как-то влияет на епархиальную жизнь, на жизнь приходов?

— Исторически так сложилось, что Сумщина находится на границе с Российской Федерацией. Такое месторасположение определило историю края и менталитет жителей. Православие издревле на этой земле стало верой большинства. Поэтому неудивительно, что большая часть верующих Сумщины являются прихожанами Украинской Православной Церкви.

Другой особенностью приграничного расположения нашего края являются традиции добрососедства и миролюбия. Многие жители имеют родственные связи по обе стороны приграничья.

Сохранились традиции взаимного почитания святынь, празднования значимых событий церковной жизни. Ежегодный крестный ход с чтимой чудотворной Пряжевской иконой Божией Матери является подтверждением сказанного.

Помощь страждущему, каких бы политических взглядов он не придерживался, – главное для христианина

— Для Сумщины и ее жителей события 2014 года стали подлинной трагедией. Какова миссия Православной Церкви в этих сложных обстоятельствах?

— Действительно, события, происходящие в нашей стране, стали трагедией. И одновременно испытанием нашей веры. С первых дней мы молимся о мире и прекращении ненависти, злобы и насилия.

30 ноября прошлого года Господь положил мне на сердце составить текст молитвы о мире, которая вскоре была распространена по нашей и другим епархиям. За церковными богослужениями, а также ежедневно вечером в 21:00 дома — в молитве по соглашению о мире многие люди вновь и вновь повторяют эти слова, обращаясь ко Господу в надежде обрести долгожданный мир в Украине.

После того, как, к великому сожалению, появились первые погибшие, наша епархия также инициировала молитву об упокоении этих людей. Как мне кажется, общая молитва объединила христиан в единой вере, стала важным фактором актуализации веры.

В социальном служении, которое постоянно осуществляет Православная Церковь, также возникла особая необходимость. В окормлении особенно нуждаются те наши земляки, которые были призваны в ряды Вооруженных Сил Украины и оказались в зоне боевых действий.

Сумская епархия разработала систему мероприятий по оказанию помощи военнослужащим, а также мирным жителям Донбасса, которые пострадали в результате боевых действий. Эти мероприятия проводятся на всех приходах нашей епархии.

Помощь страждущему, каких бы политических взглядов он не придерживался, – главное, о чем следует помнить христианину. И руководствоваться верующий человек всегда должен Святым Евангелием.

Конечно, в этих сложнейших условиях от христианина требуется явить свою веру не на словах, а в реальных делах любви к своему ближнему. Люди начинают переосмысливать свою жизнь, воспитывают в себе качества настоящих христиан.

Признавая Украину суверенной и порицая сепаратизм, Церковь с самого начала предостерегала от насилия

— Как события общественно-политической жизни Украины отразились на жизни православной Сумщины?

— Те испытания, которые пришлось пережить жителям всей Украины и Сумщины в частности, трагичны. Наша страна в своей новейшей истории не знала подобных потрясений.

Люди стали ответственнее относиться к вопросам духовной жизни. Даже те, кто не имел опыта осознанной веры, стали чаще обращаться к священникам, прибегать к церковным таинствам.

Многие приняли участие в общеепархиальных мероприятиях социального служения. Помощь военнослужащим Украинской армии, вынужденным переселенцам из зоны военных действий, а также тем, кто остался на Донбассе и Луганщине, — вот основные направления, по которым ведется работа.

В то же время мы должны сказать о возникшем среди верующих напряжении. Безответственные заявления отдельных общественно-политических и религиозных лидеров вызывают обоснованную тревогу за судьбы храмов, иного церковного имущества в связи с угрозой рейдерства. Православные жители нашего края заявили о решимости отстаивать законное право на свое вероисповедание и свои святыни.

Сумская епархия стала инициатором ряда мероприятий, призванных сберечь общественный мир. Признавая Украину суверенным государством и порицая любые проявления сепаратизма, Церковь с самого начала противостояния предостерегала от насилия как способа решения любых вопросов. Позиция Сумской епархии по этим вопросам была неоднократно опубликована, а также изложена в ряде епархиальных документов.

Читать еще:  Митрополит федор.  Митрополит Филипп

Даже в трудные дни власть имущие не допустили насилия по отношению к православным Сумщины

— Как отношения складываются между Сумской епархией и государственной властью?

— Полагаю, что представители органов государственной власти на Сумщине хорошо понимают роль религии в жизни региона. Даже в самые трудные и напряженные дни люди, облеченные властью, не допустили крайних проявлений вражды и насилия по отношению к православным.

Думаю, что не в последнюю очередь уберегли наш край от непредсказуемых последствий взвешенность и рассудительность руководителей в вопросах межконфессиональных отношений.

Сумская епархия, как и прежде, настроена на сотрудничество с властью. Мы хотим созидать мир и благоденствие нашего общего дома – благословенной Сумщины.

Православные сумчане осознают ответственность за свой дом, свою землю. Сумская епархия призывает всех, независимо от религиозных взглядов и убеждений, объединить усилия в созидательной деятельности.

Мы категорически отвергаем любые призывы захватывать православные храмы и святыни насильственным способом. Мы категорически отвергаем и порицаем любые попытки инициировать так называемые «переходы» православных общин в иные юрисдикции. Подобные попытки обречены на неудачу. Православные верующие неоднократно подтверждали намерение защитить свои святыни.

Те общественные, религиозные и политические деятели, которые позволяют себе такие опасные «игры», должны осознавать, что на них лежит ответственность за возможные последствия этих «игр».

В церковном праве нет термина «объединение». Церковь допускает лишь ПРИСОЕДИНЕНИЕ

— Сегодня УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ призывают к созданию в Украине единой Поместной Церкви путем объединения этих конфессий между собой и с Украинской Православной Церковью. Как Вы относитесь к таким призывам?

— На первый взгляд, пожелания добрые. Единство — это та сила, в которой нуждается народ многострадальной Украины. О единстве верующих во Христа молится Святая Православная Церковь в своих ежедневных богослужениях. Но у каждой из конфессий свой взгляд на это единство.

Католики (в т. ч. «униаты»), например, призывают всех принять их еретические лжемудрствования: Филиокве, догмат о непорочном зачатии Девы Марии, догмат о непогрешимости Папы Римского. То есть, от православных требуется изменить веру. Для католиков западного и восточного обрядов единство — это подчинение папской власти. Кстати, глава УПЦ КП Филарет Денисенко однажды заявил, что согласен войти в молитвенное единство с Римом (см. Информ. бюлл. УПЦ КП, № 11, липень 1996, с. 25).

К лукавому единству призывают «филаретовцы». Люди, не имеющие священного сана или лишенные его и отлученные от Церкви, стремятся растворить украинское Православие в своих самочинных, безблагодатных и псевдоцерковных организациях и объединиться на равных с канонической Церковью.

Говорят, что Филарет даже обещал в случае этого «объединения» сложить свои полномочия. Но цена обещаний бывшего христианина Денисенко, готового идти на любые интриги ради славы человеческой и власти, нам очень хорошо известна. Хотим ли мы снова испытать действие его интриг на себе и своих пасомых? Думаю, это вопрос риторический. Тем более, что недавно Денисенко заявил, что с поста «патриарха» не уйдет.

Украинская Православная Церковь скорбит об отпадших от веры и Церкви и призывает всех к единству, основанному не на песке, а на твердом камне Священного Писания и Священного Предания Церкви.

Желание действенного мира между православными и отпадшими от Православия в Украине, примирения, братства ни в коей мере не должно вылиться в смешение. Евангелие учит, что тот, «кто Церковь преслушает, уподобляется язычнику» (Мтф. 18, 17), а смешение с язычниками является духовным блудодейством. Смешение церковной иерархии с безблагодатной иерархией, которая внедрится, как вирус, в тело Церкви, приведет к еще большим хроническим недугам.

В церковном праве нет термина «объединение». Церковь допускает лишь ПРИСОЕДИНЕНИЕ отпадших к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Украинская Православная Церковь, Предстоятелем которой является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, — часть единой Вселенской Православной Церкви — и есть Поместная Церковь в Украине. Поэтому отпадшие в расколы и ереси, но желающие спасения и единства, должны вновь присоединиться к истинной Церкви. Другого единства для канонического Православия быть не может.

Церковь не раз в своей истории примиряла непримиримых противников. Общество может поучиться

— Что может предложить Церковь для налаживания диалога и консолидации общества?

— Церковь не раз в своей многовековой истории способствовала общественному примирению, помогала непримиримым противникам начать диалог, создавала предпосылки для взаимодействия и сотрудничества. Ведь верующие люди изначально настроены на миролюбие, взаимопомощь и взаимоподдержку.

Светское общество может заимствовать наши главные принципы, которые позволят справиться с противостоянием. Мы же готовы всячески способствовать этому. Мы готовы принимать участие в реализации любых общественных инициатив.

Сумская епархия обладает большим опытом общественной деятельности и большими возможностями для широкого развертывания общественной деятельности. Этот опыт и эти возможности могут быть востребованы государством.

Я обращаюсь к единоверным согражданам. Дорогие братья и сестры, земляки! Пусть жизненные испытания, которые переживаем мы с вами в настоящее время, станут проверкой глубины и искренности нашей веры. Пусть решимость следовать за Христом в деятельном милосердии ради своего ближнего будет главным ориентиром нашей жизни. Призываю на всех вас милость и благословение Божие. Покров Пресвятой Богородицы да пребывает над всеми нами вовеки!

Источники:

http://eadaily.com/ru/news/2020/01/14/pravoslavnaya-nedelya-izbienie-mladencev-upc-vs-pcu-volneniya-v-chernogorii
http://pravoslavie.ru/124628.html
http://www.pravmir.ru/glavnaya-osobennost-prigranichnogo-raspolozheniya-sumshhinyi-pravoslavnaya-vera-i-traditsii-dobrososedstva/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector