Варнава попросил у генпрокуратуры защиты от калиниченко. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава: Надо учиться Христовой любви

Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава: «Светским властям я никогда не уступал»

Митрополит Варнава возглавляет Чебоксарскую и Чувашскую епархию с 1976 года. За это время епархия вместе со всей Русской Церковью пережила период гонений и возрождения. Митрополит Варнава рассказывает о своем жизненном пути, памятных встречах и служении в Церкви.

– Есть некоторые особенности: чуваши хотят, чтобы в их храмах были чувашские священники. Если я предлагаю русского, то берут только на время, даже если хороший, и то стараются не брать. Они еще не так давно были язычниками, у них осталось много примет, сохранилась особая традиция похорон. Чуваши – преданный, трудолюбивый, простой народ. Если они полюбят, то будут стоять за священника. Главное – чтобы полюбили.

– Во многих храмах Чувашии Священное Писание, Литургия и молитвы читаются на чувашском языке. А кто стал инициатором окончания перевода, начатого до революции И. Яковлевым?

– В свое время мне пришлось хлопотать о возможности напечатать Священное Писание и богослужебные тексты на чувашском языке. И резолюцию от Патриарха Пимена я получил. Но в конце 80-х – начале 90-х годов работа остановилась. После избрания Патриарха Алексия II перевод был продолжен, помог отец Илья Карлинов. Будем надеяться, что в конце этого года Библия будет издана полностью на чувашском языке. Первый тираж составит примерно 10 тысяч экземпляров. Так что все, кто нуждается в Библии на чувашском языке, смогуг ее приобрести.

– Ваш дедушка был священником, а отецвыпускником Рязанской духовной семинарии. Оба прошли лагеря, оба пострадали за Христа. А как вы и ваша семья жили в те трудные годы?

– Мой дедушка был священником храма Иоанна Богослова в селе Высоком Рязанской области. Его арестовали и отправили в лагерь зимой 1929 года. Когда его забирали, ему было под 70 лет. Все верующие любили его, все село, и когда увозили его на санях, народ шел следом и просил, чтобы его отпустили, но следователь сказал, что он сам виноват: «Вот если сейчас он откажется от сана, то мы его сразу отпустим». А дедушка сказал: «Что ж, я всю жизнь служил у престола и сейчас откажусь? Вроде бы я вас обманывал? Нет, я лучше пострадаю, но от сана не откажусь!» И тогда сказали народу: «Вот видите – он сам хочет! Так что не хлопочите за него!» Дедушку переводили из лагеря в лагерь, и в конце концов он скончался.

После ареста дедушки наш приход остался без священника. В это время духовенство приезжало к нам на богослужения из других приходов и власти хотели храм закрыть. В 1931 году Рязанским архиереем было принято решение рукоположить в священники моего отца. Уже назначена была диаконская хиротония на Прощеное воскресенье 1931 года, но власти узнали об этом и арестовали отца в четверг на Сырной неделе. Состоялся суд, отца осудили на 10 лет. Потом пришло устное сообщение, что он скончался. Умер он молодым – в 35 лет.

Я своего отца не видел, я родился спустя семь недель после его ареста. Дальше жизнь наша сложилась так. Было принято решение все имущество конфисковать, семью выселить. В Великую субботу пришли нас забирать (у меня еще были два брата и сестра, все маленькие). Но у мамы как раз начались роды, и нам сказали, что сейчас не будут нас трогать. А потом уже за нами не присылали. Семь других семей сослали, и они погибли.

Наша последующая жизнь сложилась очень тяжело. Поскольку мы были членами семьи священника, у нас отобрали дом.

Слава Богу, что я с детства ходил в храм. На всю область оставался открытым только один кладбищенский Скорбященский храм Рязани, мама водила меня туда. В 1946 году открылся Борисоглебский собор, я там помогал. Потом, в 1953 году, епископ Николай (Чуфаровский) взял меня к себе иподиаконом.

Помню, было мне 17 или 18 лет. Я вышел из храма, и меня заметила дежурившая рядом милиция. Меня схватили, я стал возмущаться: «Зачем меня забирать?» – «Не ваше дело!» Привели меня в милицию, посадили вместе с пьяницами, напечатали бумажку и сказали: «Подпишись, что больше не пойдешь в храм, чтобы не соблазнять молодежь». Я, конечно, не подписал. Меня начали избивать, говорили, что убьют, если не подпишу. Дело было под Великую пятницу, и я думал: «Спаситель страдал, как хорошо, что я тоже сподобился!» Били меня двое, но, как ни странно, я не чувствовал боли. Потом пришел какой-то начальник и меня отпустили. А наутро я опять пошел в храм. Больше меня не трогали.

Читать еще:  Как человек приручил огонь примерно 6 предложений. Приручение огня

Я оставался иподиаконом у епископа Николая до 1955 года. В мае на день Святителя Николая у владыки был день Ангела, шла торжественная служба. Я помню, как владыка прощался со мной перед народом: «Нам, – говорит, – жалко отпускать Володю, но он в такое место идет – в монастырь! Будем молиться за него, чтобы он был хорошим монахом». Очень меня владыка любил. В этот же день я поехал в Троице-Сергиеву лавру.

– Как вы приняли решение стать монахом?

– Я думал об этом с детства. В монастырь было очень трудно попасть, в те годы их оставалось совсем мало. В 1954 году я поехал в Лавру помолиться, никого там не зная. Наместником там в то время был будущий Патриарх Пимен. Остановился я тогда в Рязани, у протоиерея Виктора Шаповальникова. И когда я вернулся из Лавры, отец Виктор начал меня расспрашивать, понравилось ли мне там, и спросил, не желаю ли я попасть туда. Я ответил, что в монастырь хочу, но в Лавру меня не возьмут, потому что там особенный монастырь. Потом сам отец Виктор съездил в Лавру попросить за меня наместника архимандрита Пимена. Они были близко знакомы, служили когда-то вместе в Ростове-на-Дону. Отец Виктор вернулся и сказал, что договорился насчет меня и надо срочно ехать. В тот момент я не был готов к такой спешке, даже с мамой не поговорил.

Я сразу же отправился к маме. Я знал, что она меня от себя не отпустит, потому что к тому времени я у нее один остался, братья и сестра разъехались. Тогда я решил взять обманом и сказал маме, что нашел себе невесту. Она, разумеется, сказала «нет», и тогда я предложил вариант – монастырь. «Да-да, – сказала она,– монастырь, конечно, лучше!» Но потом она все-таки узнала правду, благословила меня и подарила иконку. Так я и ушел в монастырь.

Приехал я в Лавру в мае 1955 года, там мне сразу выделили отдельную келью, на следующий день дали подрясник. 10 декабря, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», меня постригли в монахи. На Сретение в 1956 году Патриарх Алексий I рукоположил меня в иеродиаконы, а спустя год – в иеромонахи.

Было это так. Каждый год на первой неделе Великого поста Патриарх приезжал в Лавру говеть. Исповедовался, читал Великий канон и в субботу служил иерейским чином Литургию в своих покоях. И когда он готовился, то сказал наместнику: «Я сегодня хочу рукоположить в иеромонахи кого-нибудь. Только хорошего, чтобы достойный был. Плохого не давайте!» В Крестовской церкви пел хор, присутствовали будущий наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий (Воронов), несколько братии, священник Константин Нечаев, будущий наместник Лавры иеродиакон Платон (Лобанков), иподиакон Алексей Остапов. Тогда меня рукоположили.

В 1960 году меня поставили игуменом. Менялись наместники – один, второй, но я нес послушание монастырю, был практически всем доволен и не думал оттуда уходить.

– Ваша архиерейская хиротония состоялась 30 ноября 1976 года. Расскажите об этом памятном событии.

Когда я стал епископом, как я помню, последний раз служил с Патриархом в Богоявленском храме на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. После этого я сразу поехал в Чебоксары. Все мои вещи остались в монастыре. Мне было 45 лет.

– Как вы начинали свое служение? С какими трудностями пришлось столкнуться в последующие годы?

– В Чебоксарах мне сначала надо было обязательно сходить к уполномоченному по делам религий. Но я приехал в город зимой, под праздник Святителя Николая Чудотворца, и к уполномоченному идти времени не было. Позвонили ему по телефону, и он разрешил. На следующий день я пришел к уполномоченному Павлу Кондратьевичу Громову. Он был достаточно добрым человеком, но политика есть политика, Церковь ему полагалось зажимать. Пришел я к нему, а там какой-то посторонний человек сидит и дает мне наставления – убрать отца Илью, секретаря. «Вам подойдет другой священник. А этих надо убрать. Куда пожелаете. Не на месте они. Вы должны приходить ко мне в светской одежде, пономари должны пройти проверку у меня, по приходам не ездить, если только на какой-то юбилей, на учебу в семинарию без моего разрешения не направлять, желательно, чтобы и проповеди я тоже проверял».

И когда я все это выслушал, набрался смелости и сказал уполномоченному. «Павел Кондратьевич, я поеду в Синод и официально заявлю, что в епархии архиерей уже есть и мне там делать нечего. Скажу, что всем управляет уполномоченный». Сказал еще, что светскую одежду носить не буду, у меня ее нет. А он мне ответил: «Приходите ко мне через три дня. Подумайте о том, что я вам сейчас сказал!»

Читать еще:  Приснилось что переспала с начальником. К чему снится начальник в состоянии алкогольного опьянения

Прихожу я к Павлу Кондратьевичу через три дня, он в кабинете уже один. Спрашивает меня: «Ну как?» А я ему отвечаю: «Я остаюсь на своем!» – «Значит, мы с вами будем хорошо работать! – ответил он мне. – Вы не предатель и не хотите никого предавать!»

Были ситуации, когда мне приходилось сражаться. Отец Иоанн Адьюков делал свои свечи, это обнаружили и запретили. Уполномоченный вызвал меня и говорит: «Это нарушение, ты не имеешь права так делать». В то время была принята такая практика: я рукополагал священника и потом мы с ним вместе шли к уполномоченному на регистрацию. А насчет отца Иоанна уполномоченный сказал: «Пускай приезжает ко мне, я зарегистрирую, что он снят с должности». А я ему прямо ответил: «По канонам он ни в чем не виноват, а если у вас что-то нарушил, то вы и снимайте его регистрацию, а служить он будет. Притом восковые свечи нужны на престоле!» – «Как?» – «Так!» Он испугался и не отобрал регистрацию, не стал устраивать скандал.

В общем, ни одного священника при мне не сняли, и рукополагал я кого хотел и только потом представлял уполномоченному. Слава Богу, что за 33 года управления епархией у меня не было серьезных неприятностей. С властями я находил общий язык и никогда им не уступал.

Материалы раздела подготовили
священник Сергий Пушков,
иеродиакон Иосиф (Ключников),
Анна Курская.
Фото диакона Валерия Краснова

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Варнава, митрополит Чебоксарский и Чувашский (Кедров Владимир Викторович)

Родился 21 апреля 1931 г. в с. Высокое Рязанского района Рязанской области (предки его были священниками и служили в храме с. Высокое с XVII в.; только отец не стал священником, окончив лишь Рязанскую духовную семинарию). В 1945 г. окончил среднюю школу.

В 1952-53 гг. прислуживал в храме Святой Троицы в с. Бахмачеево Рязанской обл.

В 1953-1955 гг. был иподиаконом в кафедральном соборе святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба в г. Рязани.

В мае 1955 г. вступил в братство Троице-Сергиевой лавры и был назначен помощником ризничего.

10 декабря того же года наместником лавры архимандритом Пименом (Извековым) пострижен в монашество с наречением имени в честь святого апостола Варнавы.

18 января 1956 г. назначен ризничим лавры.

9 марта 1957 г. в Крестовом храме лавры во имя Филарета Милостивого рукоположен во иеромонаха. В 1958 г. награжден наперсным крестом.

В 1960 г. возведен в сан игумена. В 1963 г. награжден крестом с украшениями.

В 1965 г. возведен в сан архимандрита.

В 1970 г. назначен благочинным лавры. В 1971 г. от братии Троице-Сергиевой лавры был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви.

30 ноября 1976 г. в Сергиевом Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим, архиепископ Волоколамский Питирим, епископы Рязанский и Касимовский Симон, Орловский и Брянский Глеб.

В 1983 г. с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон.

7 сентября 1984 г. возведен в сан архиепископа.

27-31 октября 1984 г. сопровождал Святейшего Патриарха Пимена в его поездке в Болгарию.

В 2001 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. назначен (журнал № 91) главой Чувашской митрополии и утвержден (журнал № 103) в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары Республики Чувашия.

Место работы: Чувашская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Чебоксарская епархия (Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:

Речь при наречении во епископа Чебоксарского и Чувашского 29 ноября 1976 г. // ЖМП. 1977, № 2, с. 18-19.

В день памяти святителя Николая (сказано 19 декабря 1976 г. во Введенском кафедральном соборе г. Чебоксар) // ЖМП. 1977, № 7, с. 30.

Одушевленный храм // ЖМП. 1980, № 5, с. 32.

Значение храма в жизни христианина (сказано 9 июля 1980 г. в с. Козловка) // ЖМП. 1981, № 5, с. 36.

В день памяти святителя и чудотворца Николая (проповедь, произнесенная в Никольском храме в г. Кнаше, 19 дек. 1981 г.) // ЖМП. 1983, № 12, с. 30.

  • 1971 г. — орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • 2011 г. — орден прп. Серафима Саровского I ст.;
  • 2016 г. — орден свт. Иннокентия Московского I ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • орден Животворящего Креста Господня I-III ст. (Иерусалимская Православная Церковь).
Читать еще:  Поздравление одногруппника с др. Поздравления

ВАРНАВА (КЕДРОВ)

В миру Кедров Владимир Викторович, родился 21 апреля 1931 года в селе Высоком Рязанского района Рязанской области. Предки его были священниками и служили в храме села Высокого с XVII века. Дед — протоиерей Иоанн Кедров служил в Высоковском храме апостола Иоанна Богослова, в 1929 году был арестован и репрессирован. Отец — Виктор Кедров был арестован в 1931 году, репрессирован, и сведений о нем никаких не было. Когда пришли арестовывать мать, у неё начались предродовые схватки, арест не состоялся, что спасло и её и сына Владимира. Мать Евдокия Петровна одна воспитывала четверых детей, которые с детских лет посещали храмы.

В 12 лет познакомился с Пелагеей Рязанской и стал ходить к ней. Она говорила всем, что Володя будет большим человеком, а в 1956 году — произошла встреча со схимонахом – пустынником Георгием, который предсказал ему архирейское служение.

В 1945 году окончил среднюю школу.

В 1952-1953 годах прислуживал в храме во имя Святой Троицы в селе Бахмачеево, Рязанской обл.

В мае 1955 года вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры и был назначен помощником ризничего.

10 декабря того же года был пострижен в монашество с наречением имени в честь апостола Варнавы. Постриг совершен наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым).

18 января 1956 года назначен ризничим Лавры.

15 февраля 1956 года рукоположен во иеродиакона в Богоявленском патриаршем соборе патриархом Московским и всея Руси Алексием.

9 марта 1957 года рукоположен во иеромонаха в Лаврском Крестовом храме во имя Филарета Милостивого.

В 1960 году возведён в сан игумена.

В 1965 году возведён в сан архимандрита.

В 1970 году назначен благочинным Лавры. В начале 1970-х некоторое время служил исполняющим обязанности лаврского наместника.

В 1971 году был членом Поместного Собора Русской Церкви от братии Троице-Сергиевой Лавры.

30 ноября 1976 года хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию в Сергиевом Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры совершили: патриарх Московский и всея Руси Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин), архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев), епископы Рязанский и Касимовский Симон (Новиков), Орловский и Брянский Глеб (Смирнов).

В 1983 году с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон.

7 сентября 1984 года возведён в сан архиепископа.

С 27 по 31 октября 1984 года сопровождал патриарха Пимена в его поездке в Болгарию.

17 июля 2006 года Священный Синод заслушав прошение о почислении на покой в связи с достижением 75-летия, постановил: просить продолжить архипастырское служение [1].

За время служения владыки Варнавы на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей: мужские – Чебоксарский во имя Святой Троицы, Алатырский во имя Святой Троицы, Александро-Невский в селе Каршлыхи; женские — Чебоксарский в честь Преображения Господня, Алатырский Киево-Никольский Новодевичий, Цивильский в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Иверский в селе Шерауты, открыто более 210 приходов, восстановлено Чебоксарское духовное училище. В епархии создан Православный миссионерский центр, ведущий активную борьбу с многочисленными сектами, развернувшими свою деятельность на территории Чувашской Республики. На многих приходах открыты дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Священнослужители епархии окормляют места лишения свободы.

Награды

Церковные:

  • наперсный крест (1958)
  • наперсный крест с украшениями (1963)
  • орден св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1971);
  • орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени;
  • орден свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского 2-й степени;
  • ордена Животворящего Креста Господня 1-й (с крестом Гроба Господня), 2-й и 3-й степени (Иерусалимской Православной Церкви)

Светские:

  • Российский государственный орден Дружбы
  • Российская государственная премия в области строительства и архитектуры
  • Почетный гражданин города Чебоксары

Сочинения

  • Речь при наречии во епископа Чебоксарского и Чувашского от 29 ноября 1976г. // ЖМП. 1977, №2, с. 18-19.
  • «В день памяти Святителя Николая, чудотворца» (19 декабря 1976г. в Кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Чебоксары). // ЖМП. 1977, №7, с. 30.
  • «Одушевленный храм». // ЖМП. 1980, №5, с. 32.
  • «Значение храма в жизни христианина» (9 июля 1980г. в с. Козловка). // ЖМП. 1981, №5, с. 36.
  • «В день памяти Святителя Николая, чудотворца» (Проповедь, произнесенная в храме Святителя Николая г. Канаш. 19 декабря 1981г.). // ЖМП. 1983, №12, с. 30.

Источники:

http://pravoslavie.ru/38059.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/31745.html
http://drevo-info.ru/articles/9908.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector