Толкование на Евангелие от Иоанна (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Предисловие

Сила Духа Святаго, как написано ( 2Кор. 12, 9 ) и как веруем, совершается в немощи, в немощи не тела только, но и разума, и красноречия. Это видно как из многого другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом. Отец у него был рыболов; сам Иоанн занимался тем же промыслом, каким и отец; он не только не получил греческого и иудейского образования, но и вовсе не был учен, как замечает о нем божественный Лука в Деяниях ( Деян.4:13 ). Да и отечество его самое бедное и незнатное, как местечко, в котором занимались рыбною ловлею, а не науками. Его произвела на свет Вифсаида. Однако же, смотри, какого Духа получил этот неученый, незнатный, ни в каком отношении незамечательный. Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов. Так как они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего довольно ясного и наглядного, то угрожала опасность, что люди, привязанные к земному и немогущие помыслить ни о чем высоком, подумают, что Христос тогда лишь начал Свое бытие, когда родился от Марии, а не родился от Отца прежде веков. В такое заблуждение, как известно, впал Самосатский Павел. Посему великий Иоанн возвещает о горнем рождении, не преминув, впрочем, упомянуть и о воплощении Слова. Ибо говорит: «И Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ).

Иные говорят, что Православные и просили его написать о горнем рождении, так как в то время появились еретики, учившие, что Иисус был простой человек. Говорят также, что святой Иоанн, прочитав писания прочих евангелистов, подивился истинности их повествования обо всем и признал их здравомысленными и не сказавшими ничего в угоду апостолов. Впрочем, о чем они не ясно сказали или совершенно умолчали, то он распространил, уяснил и прибавил в своем Евангелии, которое и написал в то время, как находился в заточении на острове Патмосе, спустя тридцать два года по Вознесении Христовом.

Иоанн был любим Господом более всех учеников за его простоту, кротость, добродушие и чистоту сердца или девство. Вследствие такого дарования ему вверено и богословие, наслаждение таинствами, для многих незримыми. Ибо «блаженны , – сказано, – чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ). Иоанн был и сродник Господа. А как? Слушай. Иосиф, обручник пречистой Богородицы, имел от первой жены семерых детей, четырех мужского пола и трех женского пола, Марфу, Есфирь и Саломию; сей-то Саломии Иоанн был сын. Таким образом, оказывается, что Господь был ему дядя. Так как Иосиф отец Господу, а Саломия дочь этого Иосифа, то Саломия приходится сестрою Господу, а посему и сын ее Иоанн – племянником Господу.

Быть может, не неуместно разобрать и имена матери Иоанна и самого евангелиста. Мать, называемая Саломиею, означает мирную, а Иоанн – благодать ее. Итак, пусть всякая душа знает, что мир с человеками и мир от страстей в душе становится матерью божественной благодати и порождает ее в нас. Ибо душе, возмущаемой и ведущей борьбу с прочими людьми и с самой собою, неестественно удостоиться божественной благодати.

Нам представляется и еще одно дивное обстоятельство в этом евангелисте Иоанне. Именно: он один только, а матерей оказывается у него три: родная Саломия, гром, ибо за великий глас в Евангелии он – «сын громов» ( Мк. 3, 17 ), и Богородица, ибо сказано: «се, Матерь твоя!» ( Ин. 19, 27 ).

Сказав это прежде изъяснения, мы должны теперь начать разбор и самих речей Иоанновых.

ТОЛКОВАНИЕ на Евангелие от Иоанна, 9:1-38 (блж. Феофилакт Болгарский)

ТОЛКОВАНИЕ на Евангелие от Иоанна, 9:1-38 (блж. Феофилакт Болгарский)

Ин.9:1. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

Господь уходит из храма, чтобы укротить сколько-нибудь гнев иудеев. Приступает к исцелению слепого, чтобы этим знамением смягчить их жестокосердие и упорство, хотя они и не воспользовались сим, и вместе показать им, что Он не напрасно и по самохвальству сказал: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Прилично Сам подошел к слепому, а не сей к Нему.

Ин.9:2. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

Ученики, приметив внимание Его к слепому, спрашивают: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Вопрос сей кажется странным. Ибо как он мог согрешить прежде рождения своего? Апостолы, вероятно, не разделяли языческого суеверия о том, будто душа прежде соединения с телом живет в ином мире и за грех, как бы в наказание, нисходит в тело. Будучи рыболовами, они ничего такого не могли слышать, ибо подобные мысли принадлежали мудрецам.

Читать еще:  Пожелания удачи успехов в делах. Верим ли мы в настоящий счастливый случай

Итак, вопрос кажется неразумным, но не для внимательного. Ибо знай. Апостолы слышали, как Христос сказал расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Теперь видят слепого и недоумевают, и как бы так говорят: «Положим, что тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать; потому что он слеп от рождения. Или родители его? Нельзя и этого сказать, потому что сына за отца не наказывают.» Итак, апостолы в настоящем случае не столько спрашивают, сколько недоумевают.

Ин.9:3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его,

Господь в разрешение недоумения их говорит: «Не согрешил ни он (ибо как бы согрешил прежде рождения), ни родители его». Впрочем, Он говорит это, не освобождая их от грехов. Ибо не просто сказал, что не согрешили родители его, но прибавил, что «родился слеп». Хотя родители его и согрешили, но не за то с ним это убожество. Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо.

Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез. 18:1, 2). А чрез Моисея постановил законом: «да не умрут отцы за сыны» (Втор. 24:16).

«Но как же, — скажешь, — написано: «Наводяй грехи отцев на чада до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:7)?» На это можно сказать, во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи. Чтобы вышедшие из Египта не подумали, что они не будут наказаны тем же, чем отцы их, хотя бы согрешили и хуже их, говорит им: «Нет, не так. Грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие.» Если видим, что нередко и дети умирают в наказание родителям, то знаем, что Бог берет их из здешней жизни по человеколюбию, чтобы в жизни не делались хуже родителей и не прожили на зло своей душе или даже многих других. Но бездна судеб Божиих сокрыла эти случаи в самой себе. А мы простремся далее.

Но: это для того , чтобы на нем явились дела Божии.

Вот опять другое затруднение. Иной спросит: «Как Он сказал это? Ибо это значило бы, что человек, лишенный света, был обижен для того, чтобы на нем явились дела Божии? Разве они не могли явиться иначе?»

Какую же, скажи ты, человек, он терпит обиду? «Ту, — скажешь, — что света лишен». И какой вред от того, что лишен чувственного света? Напротив, он более облагодетельствован. Ибо вместе со зрением телесным он прозрел и очами душевными. Слепота послужила ему на добро, так как чрез исцеление от нее он познал истинное Солнце Правды. Итак, слепец этот не обижен, а облагодетельствован.

Потом всякий, занимающийся словом Божиим, должен знать, что частицы «для того, чтобы» нередко употребляются в Писании для обозначения не причины, а самого события. Например, у Давида сказано: «Так что (яко да) Ты праведен в приговоре Твоем» (Пс. 50:6). Давид не для того согрешил, чтобы Бог оправдался. Но вследствие греха Давидова довелось Богу оправдаться. Ибо когда Бог наделил Давида столькими дарами, каких он не был достоин, а он преступил заповедь Божию, совершил убийство и прелюбодеяние, и царскую власть употребил на оскорбление Бога, то, какое отсюда вытекало следствие, как не то, что Бог, судящий и обличающий Давида, оправдался и явился победителем осужденного царя, потому что он преступил закон Того, от Кого получил царство, нарушил по тому самому, что был царем? Будучи честным человеком, он не мог бы так легко совершить два столь великих преступления. Итак, видишь, в предложении «так что Ты праведен» (славянское «яко да оправдишися») частица означает не причину, а следствие.

Таких оборотов речи много найдешь и у апостола. Например, в послании к римлянам: «Что можно знать о Боге, то явно для язычников, так что они безответны» (славянское «во еже быти им безответным») (Рим. 1:19-20). Бог дал язычникам знание не для того, чтобы они, согрешая, были безответны, но для того, чтобы они не грешили. А как они грешили, то вследствие сего знание сделало их безответными. И опять: «Закон же пришел после», «да умножится прегрешение» (Рим. 5:20). Хотя закон дан не для того, чтобы грех умножился, а для того, чтобы уменьшился, но как принявшие закон не хотели уменьшить греха, то закон и послужил им к умножению греха. Ибо грех их стал важнее и тяжелее оттого, что они имели закон, и, однако же, грешили.

Читать еще:  Икона божьей матери значение чем помогает. Типы икон богоматери

Так и здесь, выражением «для того, чтобы явились дела Божии» указывается не причина, а следствие. Ибо чрез исцеление слепого прославился Бог.

Нередко иной строитель дома одно сделает, а другое оставляет неоконченным для того, чтобы неверящему, что он устроил первую часть, мог чрез устройство недоконченного доказать, что он же есть художник и прежде устроенного. Так и Бог наш Иисус, врачуя поврежденные члены и приводя их в естественное (нормальное) состояние, показывает, что Творец и прочих членов есть Он же.

«Чтобы явилась слава Божия», говорит это о Самом Себе, а не об Отце. Ибо слава Отца была явна, а нужно было явиться славе Иисуса и тому, что Сотворивший человека в начале есть Он. А в том, без сомнения, немало славы, когда откроется, что Тот, Кто ныне явился Человеком, в начале как Бог сотворил человека. Что Он говорит о Самом Себе, слушай далее.

Ин.9:4. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

Он прибавляет: «Мне должно делать дела Пославшего Меня». «Мне, — говорит, — должно явить Самого Себя и совершить дела, могущие показать, что Я совершаю то же, что и Отец творит». Смотри, не сказал, что Мне должно делать дела такие же, какие творит Отец, но те самые, которые Отец творит. «Мне, — говорит, — должно делать те самые дела, которые творит Пославший Меня».

Мне должно делать их, «пока есть день», пока длится настоящая жизнь, и люди могут веровать в Меня. Потом «наступит ночь, когда никто не может делать», то есть веровать, ибо делом называет веру. Итак, в будущем веке никто не может веровать.

Настоящая жизнь есть день, потому что мы в течение ее, как днем, можем делать; хотя апостол Павел и называет ее ночью, частью потому, что здесь неизвестны совершающие добродетель или порок, и частью по сравнению со Светом, Который озарит праведников. Будущий век есть ночь, потому что там никто не может делать; хотя апостол Павел и называет его днем, потому что праведные явятся во свете и откроются дела каждого. Итак, в будущем веке нет веры, но все будут повиноваться, желающие и нежелающие.

Ин.9:5. Доколе Я в мире, Я свет миру.

«Доколе Я в мире, Я свет миру», ибо учением и явлением чудес просвещаю души. Посему и теперь должно Мне просветить души многих чрез уврачевание слепого и просвещение зрачков в глазах его. Как свет, Я должен просвещать и чувственно, и духовно.

Ин.9:9. Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

А слепец, не стыдясь прежнего убожества, не боясь народа, открыто говорит: «Это я».

Ин.9:10. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

Он сказал: это пророк.

Слепой теперь и исповедал, что мог, именно: что Он не грешник, но от Бога, это — Пророк, хотя иные и говорят, что Он не от Бога, потому что не хранит субботы.

Христос одним перстом совершил помазание брением, и Его считают нарушителем субботы. Сами же они всею рукою отвязывают животных для того, чтобы напоить их, и считают себя благочестивыми.

И выгнали его вон.

Как сыны лжи, выгоняют его, исповедника истины, вон из храма. Но это послужило ему во благо. Из храма его выгнали, а Господь храма тотчас нашел его. Обесчестили его за мнение в пользу Христа, а он удостоился познать Сына Божия.

ТОЛКОВАНИЕ на Евангелие от Иоанна, 9:1-38 (блж. Феофилакт Болгарский)

Толкование Евангелия от Иоанна

Апостол Иоанн считается любимым учеником Христа. Единственный из всех апостолов, он дожил до глубокой старости и умер своей смертью – все остальные приняли мученическую смерть. И это неслучайно. Кроме того, именно он написал Апокалипсис. В чем же состоит отличие Евангелия от Иоанна от остальных Евангелий?

Богослов и Апостол Любви

Почему апостол Иоанн был прозван Богословом? Именно с его Евангелия раскрывается учение о Боге как Слове. Из всех учеников Христа он больше всех пишет о его божественной природе. Возможно, он опасался, что из остальных трех Евангелий у читающих сложится впечатление, что Иисус – не более чем «сын человеческий», один из величайших святых и пророков.

По-другому его называют Апостолом Любви. Это связано с тем, что Иоанн глубже всех понял и выразил главные заповеди Христа – о любви к Богу и любви к ближнему. В многочисленных речах Иисуса, которые не встречаются в других евангельских текстах, открывается и его любовь к людям.

Читать еще:  К чему снится разъяренная собака. Сонник: к чему снится собака

Кто такой Иоанн?

Иоанн был сыном рыбака Зеведея, по-видимому, состоятельного, т. к. в Евангелии от Марка упоминается, что он имел работников. Матерью апостола была Саломия. Предполагается, что она была одной из дочерей Иосифа, обручника Марии. Эта женщина сопровождала Христа, после его распятия именно она была одной из жен-мироносиц. Предполагается, что Иоанн, будучи учеником Иоанна Крестителя, последовал за Христом вместе с Андреем. Ведь в Евангелии от Иоанна совсем не упоминается имя второго ученика, в то время как открыты имена всех последующих апостолов. Для апостола Иоанна было характерно из глубокого смирения не называть себя по имени. Он упоминает себя в третьем лице, например, «ученик, которого он любил».

Евангелие от Иоанна начинается знаменитой фразой «Вначале было Слово». Существует немало толкований Священного Писания. Но одним из самых популярных толкований Евангелия от Иоанна является таковое от блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского.

Божественная сущность Христа и начало служения

Автор толкования подробнейшним образом останавливается на каждом предложении первой главы. Его книга представляет собой толкования глав Евангелия от Иоанна. Дело в том, что в этих коротких фразах кроется глубочайший смысл, описывающий сущность Бога, взаимоотношения между ипостасями Святой Троицы. На внимательном анализе каждого слова блаженный Феофилакт строит полемику с еретиками. Словом назван Сын Божий, который существует предвечно, то есть был всегда – еще до сотворения мира, до отсчета времени.

Повествование о событиях жизни Христа начинается не с рождения, как в остальных трех Евангелиях, а с рассказа об Иоанне Крестителе. Этот святой иносказательно сообщает фарисеям о скором явлении Христа. Вскоре Иисус приходит к нему принять крещение. Затем апостол опускает эпизод с искушением в пустыне и сразу же повествует о призвании первых учеников. Христос открывает им себя, когда провидит будущее или прошлое этих людей. Например, Нафанаилу он сообщает, что видел его под смоковницей, хотя в тот момент будущий апостол беседовал с братом и больше никого рядом не было.

Беседы Христа

В следующих главах повествуется о беседе Христа с Никодимом, который не может понять мысль о рождении свыше. О беседе с самарянкой у колодца. Автор внимательно разбирает все моменты, которые стали почвой для противоречий и ересей. Он опровергает все альтернативные толкования. В беседе с самарянкой Иисус говорит о живой воде, а с апостолами – о пище, которой они не знают. Именно самарянке Иисус открывает истину, что именно он и есть тот самый Мессия, Христос. Тщательно комментируются многочисленные притчи Христа о Царствии Небесном.

Страстная неделя

Событиям, произошедшим всего за одну неделю, апостол посвящает несколько глав – с 11-й по 19-ю, с воскрешения Лазаря и до распятия. Эти главы подробно повествуют обо всех событиях, произошедших в эти дни, которые, начиная со дня после входа Господня в Иерусалим мы называем Страстной неделей. В словах Господа в эти дни открывается вся глубина его любви и его жертвенного служения. В беседе после Тайной вечери Иисус дает заповедь: «Да любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики». Несмотря на то что апостолы совершат немало чудес, именно любовь становится отличительной чертой ученика Христа.

Беседы Иоанна Златоуста

Есть и другие толкования. У Иоанна Златоуста имеются толкования Евангелия от Матфея, Иоанна, Марка и Луки. Святой с глубоким благоговением относился к главной книге христианства и стремился донести до людей истинную суть без искажений. В беседах Иоанна Златоуста об Евангелие апостол, который был рыбаком и не получил никакого образования, сравнивается с греческими философами. Ясность, непротиворечивость и глубина учения о Боге в устах этого человека становится доказательством того, что это учение не придумано. Никакой изощренный человеческий ум не достиг такого знания. Не иначе как сам Бог открыл свою истину любимому ученику. Беседы Иоанна Златоуста строго не привязаны к главам Евангелия от Иоанна. Многие из их касаются более общих тем. Однако и в них есть последовательность – первые несколько затрагивают тему Слова как Бога Сына, последние повествуют о воскресении и событиях после него. Особое внимание святой уделял полемике с еретиками. Кроме того, его беседы изобилуют нравоучениями. Автор подробно объясняет, почему не нужно прелюбодействовать, почему нельзя слишком бурно, напоказ, демонстрировать скорбь об умерших. Он неоднократно подчеркивает преимущество веры над умствованиями, которые способны принести человеку лишь смутные представления о душе и Боге.

Иоанн как свидетель распятия

Даже во время распятия Иоанн выделен из других учеников. Он не отрекается, как Петр, и не убегает, как все остальные, а стоит у креста. Иисус поручает апостолу мать, чтобы тот о ней заботился. Это огромная степень доверия. Неслучайно именно Иоанн положил голову на грудь Спасителя на Тайной вечере. При этом апостол каждый раз умалчивает свое имя. Истечение крови и воды из пробитых ребер Христа символично – вода означает крещение, кровь – причастие. И на том, и на другом строится Церковь.

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna
http://infopedia.su/8×2206.html
http://www.syl.ru/article/380047/tolkovanie-evangeliya-ot-ioanna

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector