Апокалипсис 13 глава толкование. Откровение Иоанна

Новый Завет


Откровение святого Иоанна Богослова


Глава 13.

1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

9 Кто имеет ухо, да слышит.

10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; 13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Предыдущая книга

Следующая книга

Глава 13

Статья тридцать шестая

О семиглавом и десятирогом звере

Откр.13:1 . И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

Под “зверем” иные разумеют некоторую нижайшую силу сатаны, властвующую над прочими демонами, а под выходящим после него из земли – антихриста. Мефодий, Ипполит и другие настоящего зверя считают за самого антихриста, выходящего из моря житейского, потрясаемого бурями и сильно волнующегося. Десять рогов с венцами и семь голов указывают, что диавол и антихрист одно и то же (ибо и выше это отнесено к нему же), но вместе с этим и на разделение в последние времена земли на десять царств и соответствующее сему миру царство седьмое, измеряемое семью днями и разделяющееся, как увидим ниже, на семь периодов. Поэтому сатана, действующий в нем, и называется князем века сего. Его хульное имя написано на его головах, то есть помощниках и слугах, ибо они непрестанно хулили Бога от начала мира до великого и благочестивого Константина, после которого богохульниками были Юлиан и Валент.

Откр.13:2 . Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва;

“Рысью” называется царство греческое, “медведем” – персидское, а “львом” – вавилонское; над ними будет господствовать антихрист, который, придя как римский царь, разрушит их владычество, когда увидит их глиняные персты, означающие слабость и удоборазрушимость разделенного на десять частей царства.

и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

Сатана, сей мысленный змей, чтобы погубить некрепких, даст антихристу всякую власть и силу в ложных знамениях и чудесах.

Откр.13:3 . И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела.

Слова «видех едину от глав его яко закалену в смерть» указывают или на то, что кто-нибудь из его князей, умерщвленный посредством чарований антихриста и ослепления людей, будет им ложно показан воскрешенным, как делал это Симон волхв, обличенный апостолом Петром – или же что римское царство, как бы погибавшее от разделения, под единою властию антихриста (как кесаря Августа) восстанет снова сильным.

И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,

Откр.13:4 . и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

«И чудися вся земля». Чудо, ложно сотворенное антихристом, будет приписано действующему в нем диаволу; чрез него будут поклоняться и змию; для ослепленных духовно он покажется воскресителем мертвых и совершителем чудес.

Читать еще:  Что означает считать деньги во сне. Приснилось – считать на калькуляторе, в уме

Откр.13:5 . И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

Откр.13:6 . И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

«Сорок два месяца» означают, что он, по попущению Божию, будет иметь власть хулить Бога и притеснять святых три с половиною года. “Селение Божие» означает воплощение Бога Слова, Его пребывание во плоти, и покой во святых, на которых, как и на Ангелов, направит зверь свое хуление.

Откр.13:7 . И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

Откр.13:8 . И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

«И дана бысть ему область на всяком колене и на языцех». Власть свою он употребит против всякого племени и народа, но завладеет лишь теми, чьи имена не записаны в книгу жизни.

Откр.13:9 . Кто имеет ухо, да слышит.

Откр.13:10 . Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

Если кто пленяет, тот сам будет пленен, и каждый получит соответствующее его делам воздаяние; так, замышляющие зло ближнему будут пленены диаволом и подвергнутся смерти душевной от меча сатаны, как говорит апостол Петр: «имже. кто побежден бывает, сему и работен есть» ( 2Пет. 2:19 ). Содержащие же неоскверненную, чистую веру и твердое в искушении терпение не будут изглажены из книги животной. Да удостоит милосердый Бог быть соучастниками их и нас, которые считают ничтожными по сравнению со славою, ожидающею святых, страдания настоящей жизни и мужественно идут по тесному пути, чтобы в конце его, в будущем веке достигнуть славы, покоя и широты душевной и воцариться со Христом, Ему же со Отцем и Святым Духом подобает всякое благодарение и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Статья тридцать седьмая

О лжепророке

Откр.13:11 . И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

По мнению одних, зверь этот – антихрист, а по другим – сатана, а два рога его – антихрист и лжепророк. Если полагать, что и лжепророк явится в своем лице, то не будет неуместным принять змея за сатану, зверя, выходящего из моря – за антихриста, а этого зверя, по мнению блаженного Иринея, за лжепророка. Он выходит из земной, полной скверн жизни и имеет два рога, как агнец, чтобы овчею шкурою скрыть убийственность волка и потому, что сначала он примет образ благочестия. Об этом блаженный Ириней говорит так: «Об оруженосце, которого называют и лжепророком, нужно сказать, что он говорил как змей. Ему сообщена власть совершать знамения и чудеса, чтобы, шествуя пред антихристом, приготовить ему путь погибели. Исцеление язвы зверя мы считаем или за временное, кажущееся соединение разделившегося царства, или же за восстановление на краткое время антихристом владычества сатаны, разрушенного Крестом Господним, или, наконец, мнимое воскрешение какого-нибудь умершего из близких ему. Будет говорить как змей, ибо он будет делать и говорить свойственное начальнику зла – диаволу».

Откр.13:12 . Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;

Откр.13:13 . и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

Волшебством и обманом предтеча отступника-лжехриста все будет делать для обольщения людей, чтобы они считали антихриста за Бога, как славного чудотворца и удостоившегося такого прославления подобно Крестителю, приводившему верующих ко Спасителю, ибо для обольщения людей и ложь старается подражать истине. Поэтому неудивительно, если обольщенные увидят глазами сходящий с неба огонь, так как нам известно еще из истории Иова, что по попущению Божию с неба действием сатаны сошел огонь и сжег его стада ( Иов. 1:16 ).

Откр.13:14 . И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле,

Обольщает тех, у кого сердце постоянно устремлено на земное, но он не может обольстить тех, которые приобрели жительство на небе, ибо они совершенно утверждены предсказанием его пришествия.

говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

Откр.13:15 . И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

Откр.13:16 . И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,

Откр.13:17 . и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Рассказывают, что бесы по волшебству нередко говорили посредством изображений, статуй, деревьев, вод и прочего; может быть, даже и чрез тела умерших, как показывал это Симон волхв перед римлянами в присутствии апостола Петра, который и обличил обман его, показав восстание мертвых, которых он воскресил сам. Поэтому нет ничего странного и в том, что предтеча и оруженосец антихриста при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, прикажет избивать всех не поклоняющихся ему и попытается всем наложить начертание гибельного имени отступника и обольстителя на правых руках, чтобы отнять силу для совершения добрых дел, а также и на челе, чтобы сделать прельщенных дерзновенными в обольщении и тьме. Но те, у которых лица запечатлены Божественным светом, не примут его. И будет он распространять звериную печать везде, и в купле, и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни.

Читать еще:  Понимание капитализма К. Марксом и М

Статья тридцать восьмая

О скверном имени антихриста

Откр.13:18 . Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим. Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге. Если исследовать слова, то, по мнению Ипполита и других, можно найти множество имен, и собственных, и нарицательных, соответствующих этому числу. Собственные, например: Лампетис («лампетио»), Титан («титан»), Латинник («латинос»), также Венедикт («венедиктос»), что значит благословенный, может быть, в подражание единому благословенному Христу; нарицательные же: худой руководитель («какое одигос»), древний завистник («палевасканос»), истинно вредный («алифос влаверос»), неправедный агнец («амнос адикос»). Этими именами будут называть отвергшие обольщение того, для кого славою служит постыдное.

Откровение Иоанна | глава 13

В этой главе приводится дальнейшее описание врагов церкви, не других врагов, отличных от описанных прежде, но тех же самых, только представленных в ином виде, ради более полного раскрытия их враждебных методов. Они представлены в виде двух зверей: первый описан в ст. 1-10, второй – в ст. 11-18. Под первым некоторые понимают римское язычество, а под вторым – римское папство; другие же под обоими зверями понимают римское папство, под первым – его гражданскую власть, а под вторым – церковную власть.

Стихи 1-10. Здесь говорится о происхождении первого зверя, описывается его вид и его успехи. Заметьте:

1. Где находился апостол, когда он увидел первого зверя. Ему казалось, что он стоял на песке морском, хотя, вероятно, он все еще был в состоянии восхищенного на небо. Он видел себя находящимся на острове Патмос, но не мог сказать, был он там в духе или в теле.

2. Откуда появился этот зверь – из моря, однако, если судить по его описанию, он более походил на земное чудовище. Каждая чудовищная черта этого зверя подчеркивает, как точно он символизирует собой тайну беззакония и тирании.

3. Облик этого зверя. Более всего он напоминает барса, но ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; он имеет семь голов и десять рогов. а на головах его имена богохульные, – ужасное и мерзкое чудовище! Отчасти это описание напоминает четырех зверей в видении Даниила, обозначавших четырех монархов, Дан 7:1-3. Один из этих зверей был подобен льву, другой – медведю, третий – барсу; рассматриваемый здесь зверь представлял собой как бы совокупность этих трех зверей Даниила, объединяя в себе их силу, кровожадность и стремительность. Семь голов и десять рогов, вероятно, изображают его отдельные державы; семь диадем – подчиненных ему князей; богохульные имена на его головах свидетельствуют о его открытой вражде и противодействии славе Божией посредством распространения идолопоклонства.

4. Источником власти зверя является дракон, который дал ему силу свою и престол свой и великую власть, то есть он был поставлен и поддерживаем дьяволом, чтобы осуществлять его дело и содействовать его интересам, дьявол оказывал ему всю возможную со своей стороны помощь.

5. Опасная рана, нанесенная ему, неожиданно исцелилась, ст. 3. Некоторые думают, что раненая голова зверя означает уничтожение языческого идолопоклонства, а исцеление раны – возникновение папского идолопоклонства, представлявшего собой, в сущности, то же самое, что и первое, только в новом обличье, вполне отвечавшем намерениям диавола.

6. Честь и поклонение, воздаваемые этому адскому чудовищу: Я дивилась вся земля, следя за зверем; все дивились его могуществу, его политике и успеху и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю. Они оказали почтение и покорность сатане и его орудиям, считая, что не существует силы, способной противостать им, -так велико помрачение людей этого мира, их развращенность и безумие!

7. Как он проявлял свою адскую власть и какую проводил политику: И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно. и отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; он создал нечто вроде мировой империи. Его злоба, в основном, направлена против Бога небес и Его небесных служителей. Против Бога она выразилась в сотворении образов Его, невидимого, и в поклонении этим образам; против жилища Его, против скинии небесной, то есть (как говорят некоторые) против человеческой природы Господа Иисуса Христа, в Ком, как в скинии, обитает Бог, -в бесславии Христа путем введения учения о преосуществлении, которое лишало тело Христово реальности и позволяло любому священнику готовить тело для Христа; против живущих на небе, то есть прославленных святых, – в том, что он поставил их вместо языческих бесов, чтобы молились им, и этим самым причиняли им, вместо угождения, оскорбление и бесчестие. Итак, злоба сатаны направлена против неба и благословенных обитателей его. Они недосягаемы для его власти. Все, что он может сделать им, -это хулить их; но святые на земле более доступны для его жестокости, и иногда ему дозволяется торжествовать над ними и попирать их.

Читать еще:  Какую молитву надо читать за сына. Сильные молитвы матери за сына

8. Ограничение его власти и успеха как во времени, так и в отношении людей, над которыми распространялась его власть. Ограничение во времени: . дана ему власть действовать сорок два месяца (ст. 5), что соответствует другим пророческим характеристикам царствования антихриста. Ограничивается также категория лиц, которых он полностью покорит своей воле и власти; это будут только те, чьи имена не написаны в книге жизни у Агнца. Христос имеет избранный остаток, искупленных Его Кровью, записанных в Его книге и запечатленных Его Духом. Хотя диавол и антихрист могут победить их физически и погубить их тела, но они никогда не одержат победы над их душами, никогда не заставят их отречься от своего Спасителя и встать на сторону Его врагов.

9. Далее следует призыв обратить внимание на великие страдания и скорби церкви и заверение в том, что после завершения Своего дела очищения на горе Сионе Бог обратит руку Свою против врагов церкви: кто убивал мечем, тот сам падет от меча (ст. 10), а уводившие детей Божьих в плен сами пойдут в плен. Это будет время испытания терпения и веры святых терпения, переносящего великие страдания, и веры ожидающей славного избавления.

Стихи 11-18. Те, что видят в первом звере языческий Рим, под вторым понимают римское папство, распространявшее идолопоклонство и тиранию, но более мягкими мерами, похожими на методы Агнца. Кто под первым зверем понимает гражданскую власть папства, тот видит во втором звере его духовную и церковную власть, действующую под маской религии и любви к душам. Заметим здесь:

I. Облик второго зверя: . он имел два рога, подобные агнчим, но уста его говорили как дракон. Все сходятся на том, что это должен быть некий великий обманщик, кто под видом религии будет обольщать души человеческие. Паписты видят в нем Аполлония Тирана, но д-р Море категорически отвергает это мнение и утверждает, что второй зверь означает церковную власть папства. Папа имеет рога, подобные агнчим, претендует на положение наместника Христа на земле и на обладание Его властью и авторитетом. Но речь его выдает его: он сочиняет ложные учения и издает жестокие постановления, обнаруживающие его принадлежность дракону, а вовсе не Агнцу.

II. Власть, проявляемая им: Он действует пред ним со всею властью первого зверя. ст. 12; он содействует тем же самым интересам и преследует те же самые цели, что и первый зверь. Его цель заключалась в том, чтобы увести народ от поклонения истинному Богу к поклонению богам, которые, в сущности, не боги, и покорить души и совесть людей человеческому авторитету и человеческой власти вопреки воле Божией. Эта цель преследовалась как язычеством, так и папством, хитрое искусство обольщения папства достигало того же, что и гражданская власть язычества, оба, как язычество, так и папство, служили интересам диавола, хотя и совершенно различными методами.

III. Методы, какими второй зверь осуществляет свои планы и намерения. Их три:

1. Ложные знамения, поддельные чудеса, совершаемые с целью ввести людей в заблуждение и заставить их поклониться первому зверю в новом образе, или виде, который был сделан для него. Он даже огонь низводит с неба на землю подобно пророку Илии. Бог иногда позволяет Своим врагам, как Он позволил египетским чародеям, делать то, что кажется сверхъестественным чудом, чтобы обольстить неосторожных людей. Хорошо известно, что власть пап очень долго держалась на ложных чудесах.

2. Отлучения, предание анафеме, суровые приговоры, посредством которых людей якобы отлучали от Христа и предавали власти диавола. В действительности же они предавались гражданским властям, осуждавшим их на смерть. Таким образом, несмотря на все их гнусное лицемерие, они вполне справедливо обвиняются в убийстве людей, которых им не удалось совратить.

3. Лишение привилегий, включающих естественные и гражданские права, тех лиц, кто не поклонится папскому зверю, то есть образу языческого зверя. Естественным правом на куплю и продажу, также как и на выгодные или надежные места, смогут пользоваться только те, кто имеет начертание зверя на челе своем и на правой руке своей, и имя зверя, или число имени его. Вероятно, что начертание, имя и число зверя означают одно и то же, а именно: принимая начертание на свое чело, люди открыто исповедуют свое подчинение и послушание папству, а принимая начертание на правую руку, обязываются использовать все свои доходы, силу и усердие на содействие папскому авторитету. Говорят, что папа Мартин V в своей булле, добавленной к постановлению собора в Констанце, запрещал римским католикам позволять еретикам селиться в своих странах, торговать или заниматься каким-либо ремеслом, занимать должности на государственной службе; это является совершенно ясным толкованием данного пророчества.

IV. Сообщается число зверя, в таком виде, который обнаруживает бесконечную премудрость Божию и представляет людям большие возможности для упражнения своей мудрости и точности вычислений: . это число человеческое, то есть вычисляется обычным человеческим способом, число 666. То ли это количество заблуждений и ересей папства, то ли, как понимают другие, число лет от его возникновения до падения, нельзя сказать с определенностью, тем более нельзя сказать, какой период описывается этим пророческим числом. Наиболее замечательным исследованием этого вопроса является диссертация д-ра Поттера, где можно найти интереснейшие рассуждения. Мне кажется, что это относится к одному из тех времен, которые Бог положил в своей собственной власти; мы же знаем только одно: Бог написал Мене Текел на всех Своих врагов, Он исчислил их дни, и они кончатся, а Его Царство будет длиться вечно.

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_otkr13.htm
http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarijskij/tolkovanie_na_apokalipsis/13
http://bible-teka.com/matthew-henry/66/13/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: