Свято-троицкий кафедральный собор свято-троицкий кафедральный собор – святой преподобноисповедник гавриил святой преподобноисповедник гавриил мелекесский. Святые града симбирска
Святой преподобноисповедник Гавриил Мелекесский
В 15 лет, закончив учебу, поступил послушником в мужской монастырь Жадовская пустынь Симбирской епархии. В 1909 г. призван на военную службу в г. Каунас. Вернулся со службы в 1913 г., жил со своими родителями, но в 1914 г. призван в действующую армию. В 1917 г. был демобилизован по болезни и вернулся к родителям. Служил псаломщиком в храме во имя Рождества Христова.
В 1921 г. архиепископом Уральским и Николаевским Тихоном (Оболенским, †1926) рукоположен в сан диакона к Свято-Троицкой церкви г. Покровск (ныне г. Энгельс Саратовской области), а в 1922 г. — в сан иерея к тому же храму. В 1923 г. архиепископ Тихон, назначенный членом Временного Патриаршего Синода, переехал в Москву и забрал с собой о. Иоанна, который по приезде в Москву был назначен священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители.
В 1929 г. в московском Богоявленском монастыре иерей Иоанн Игошкин был пострижен в монашество с именем Гавриил, год спустя возведен в сан игумена. После закрытия Марфо-Мариинской обители служил в храме святителя Николая в Пыжах. 14 апреля 1931 г. игумен Гавриил был арестован и 30 апреля 1931 г. приговорен к трем годам исправительно-трудового лагеря. Срок отбывал в Вишерском ИТЛ. 29 июня 1932 г. досрочно освобожден с запретом проживания в 12 городах. Поселился в г. Ростове Ярославской обл., позже — во Владимире. В декабре 1933 г. вернулся в Москву и служил на том же приходе.
В начале 1934 г. архиепископом Дмитровским Питиримом (Крыловым, † не ранее 1937) возведен в сан архимандрита. В июле 1934 г. в связи с захватом храма Николы в Пыжах обновленцами перешел на служение в храм Воскресения Христова в Кадашах. Избран кандидатом на епископство. 19 августа 1934 г. арестован, обвинялся в тайных пострижениях в монашество, но 3 октября того же года освобожден. В связи с захватом Воскресенского храма обновленцами перешел на служение в Покровскую церковь с. Звягино Пушкинского р-на Московской обл.
Прихожане тех московских храмов, где он служил, весьма почитали св. Гавриила, веря в силу его молитв и его заступничество пред Богом. После того, как местные комсомольцы сожгли Покровскую церковь, св. Гавриил перешел на служение в храм во имя Сошествия Святого Духа в г. Пушкино. 4 ноября 1936 г. во время праздничного богослужения он был арестован и по этапу препровожден в Ухто-Печерские лагеря НКВД. Освобожден в середине 1942 г. и уехал к сестре в Пензенскую область.
Лагерный режим сильно подорвал здоровье старца, и несколько лет он проживал у двух глубоковерующих старушек в деревне Базарный Урень Ульяновской области, не совершая храмового служения. Только в 1946 г. он получил назначение в храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» в Ульяновске, но не получил прописки как «враг народа», поэтому был переведен в Никольскую церковь г. Мелекесса (ныне г. Димитровград) Ульяновской области.
8 июля 1949 г. по доносу церковного регента св. Гавриил был снова арестован и приговорен к 10 годам лагерей с конфискацией имущества. Скорбящим прихожанам он пророчески сказал, что это его последний суд. По прибытии в лагерь он приветствовал своих соузников словами «Мир вам!» и сразу же встал на молитву. Он продолжал совершать богослужения и в лагере, за что перенес немало издевательств над собой: его избивали, выводили на мороз босиком, пытались отравить. Но благодатью Божией святому Гавриилу удалось поистине умирить и заключенных, и надзирателей лагеря. Особенно его почитал начальник лагеря, жена которого получила исцеление по молитвам святого.
В 1954 г. он подал заявление в Верховный Суд СССР о пересмотре его дела и в 1955 г. постановлением Президиума Верховного Суда СССР он был освобожден из-под стражи и полностью реабилитирован. Ему вернули конфискованный его дом в Мелекессе, где он и жил до самой смерти, окормляя сотни своих духовных чад, благотворя неимущим, давая всем просящим духовные наставления. Господь призвал архимандрита Гавриила в Небесные обители 18 октября 1959 г. Исповедник был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворений, его еще при жизни почитали святым. 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, архимандрит Гавриил (Игошкин) был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских, а 18 октября 2000 г. были обретены его святые мощи, почивающие ныне в Никольском соборе г. Димитровграда.
ГАВРИИЛ (ИГОШКИН)
В миру Иван Иванович Игошкин, родился 23 мая 1888 года в деревне Самодуровка Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне с. Сосновка Сосновоборского района Пензенской области) в крестьянской семье.
Закончил 2-классное духовное училище. Его жизненный путь определился уже в детстве: он не увлекался играми подобно своим сверстникам и все свое свободное время старался проводить в храме.
12 ноября 1903 года, в 15 лет, закончив учебу поступил послушником в мужской монастырь Жадовская пустынь Симбирской епархии.
В 1909 году призван на военную службу, которую проходил в крепостной артиллерии Ковно в должности певчего при военном соборе до конца марта 1913 года.
Вернулся со службы в 1913 году, жил со своими родителями, но в 1914 году призван в действующую армию, где служил псаломщиком и делопроизводителем при 25-м военном госпитале.
В январе 1921 года рукоположен в сан диакона к Свято-Троицкой церкви Покровска (ныне город Энгельс Саратовской области) архиепископом Уральским Тихоном, а в 1922 году — в сан иерея к тому же храму.
В 1923 году архиепископ Тихон, назначенный членом Временного Патриаршего Синода, переехал в Москву и забрал с собой отца Иоанна, который по приезде в Москву был назначен священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители.
После его закрытия в 1928 году переведен в храм свт. Николая в Пыжах.
В 1930 году возведен в сан игумена.
14 апреля 1931 г. был арестован по обвинению в «систематической антисоветской агитации» и организации нелегальных сестричеств и братств, оказании помощи ссыльному духовенству; заключен в Бутырскую тюрьму.
Проходил по групповому делу “Следственное дело Алексинского Ф.Н. и др. Москвa. 1931г.” вместе с Татьяной Николаевной Гримблит. Всего по делу проходило 39 человек.
На следствии показал: “Против влaсти среди прихожaн aгитaции я не вел. Я всегда говорил, что Советская власть как и всякая власть, дана Богом, поэтому ей надо подчиняться и за нее молиться, чтобы Господь улучшил положение верующих”.
30 апреля того же года приговорен к трем годам исправительно-трудового лагеря. Срок отбывал в Вишерском ИТЛ.
29 июня 1932 г. досрочно освобожден по состоянию здоровья с запретом проживания в 12 городах. Поселился в г. Ростове Ярославской обл., с августа — во Владимире. По окончании срока ссылки в декабре 1933 г. вернулся в Москву и назначен настоятелем Московского Никольского храма в Пыжах.
В начале 1934 г. архиепископом Дмитровским Питиримом (Крыловым) возведен в сан архимандрита.
В июле 1934 г. в связи с захватом храма Николы в Пыжах обновленцами перешел на служение в храм Воскресения Христова в Кадашах. Избран кандидатом на епископство.
19 августа 1934 г. арестован во время богослужения, обвинялся «в участии в активной контрреволюционной церковно-монархической группировке», заключен в Бутырскую тюрьму, но 3 октября того же года освобожден. В связи с захватом Воскресенского храма обновленцами переведен на служение в Покровскую церковь с. Звягино Пушкинского района Московской обл.
Прихожане тех московских храмов, где он служил, весьма почитали св. Гавриила. После службы проводил духовные беседы в храме и дома и собирал пожертвования для репрессированных священников.
После того, как местные комсомольцы сожгли Покровскую церковь в октябре 1936 года, переведен в храм во имя Сошествия Святого Духа в г. Пушкино.
4 ноября 1936 г. во время богослужения он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Содержался в Бутырском изоляторе.
20 января 1937 г. приговорен ОСО при НКВД СССР к 5 годам ИТЛ. Срок отбывал в Ухтинско-Печорском ИТЛ в пос. Чибью (ныне г. Ухта, Республика Коми); неоднократно подвергался избиениям, по несколько часов выстаивал в 40-градусный мороз на улице босиком. Срок заключения закончился в конце 1941 г., освобожден только в июле 1942 г.; работал в лагере.
В октябре 1942 г. уехал в г. Кузнецк Пензенской обл., у сестры Пелагеи прожил около месяца. Для назначения на службу пешком направился в Ульяновск, куда была эвакуирована Московская Патриархия. Чтобы получить благословение у старца Василия Струева, зашел в с. Копышовка (ныне Карсунского района Ульяновской обл.). Заболевшего Гавриила старец благословил жить недалеко от себя – в с. Базарный Урень у престарелых сестер Беляковых. Гавриил тайно совершал в их доме богослужения, исповедовал, причащал, совершал требы. Вел духовные беседы со старцем Василием.
Из-за отказа в прописке как «врагу народа» переведен настоятелем Никольского храма в Мелекессе, где купил домик при денежной помощи брата Григория, проживавшего в Москве и работавшего на заводе.
8 июля 1949 г. по доносу церковного регента был арестован во время богослужения; позднее переведен во внутреннюю тюрьму управления Министерства государственной безопасности по Ульяновской обл. Обвинен в том, что «является враждебно настроенным к политике коммунистической партии и сов. правительства», «проводил антисоветскую пропаганду», «во время церковной службы упоминал врага революционного движения отца Иоанна Кронштадтского». Виновным себя не признал.
29 декабря 1949 г. приговорен к 10 годам лишения свободы. Отправлен в Сибирский ИТЛ в г. Мариинск Кемеровской обл. В лагере (в бараке, где содержались уголовники-рецидивисты) продолжал пастырское служение: вел беседы с заключенными, тайно исповедовал их, отпевал умерших. Даже в заключении Гавриил не нарушал постов. Оделял продуктами из посылок, которые присылали его духовные чада, тех, кто жили вместе с ним.
4 сентября 1953 г. обратился в Верховный суд СССР с просьбой отменить решение Ульяновского обл. суда как незаконное и построенное на клеветнических показаниях свидетелей. 23 октября 1954 г. досрочно освобожден по болезни.
6 января 1955 г. Президиум Верховного суда РСФСР вынес постановление о его полной реабилитации.
Архим. Гавриил вернулся в Мелекесс, где ему вернули его конфискованный дом.
В июне 1956 г. он обошел пешком села Сыресево, Самодуровка, Шугурово, Шкудим, Качим, в домах родных служил Божественную литургию, молебны, совершал крещения; на могилах служил панихиды.
18 октября 1959 г., предчувствуя смерть, попрощался со всеми; скончался, как бы тихо заснув. Похоронен на городском кладбище.
Прославление и почитание
18 октября этого же года в Никольском кафедральном соборе Димитровграда были открыты для всенародного поклонения мощи новопрославленного угодника Божия.
В 2004 году на родине святого в деревне Сосновка (быв. Самодуровка) Пензенской области был построен деревянный храм, освященный во имя преподобноисповедника Гавриила. [1]
Молитвословия
Вельми светел явися нам подвиг жития твоего, / исповедниче Христов Гаврииле, / любве ради ко Господу изшел еси с радостию на скорбь и лишения, / крест свой носяй / и тако образ терпения показуяй, / верныя в годину озлобления / пастырски в вере соблюл еси, / дерзновением благодать Святаго Духа стяжав, / темже убо вопием ти: // молитвами твоими спаси души наша.
Крепости Божия соименник / и причастник Божия благодати явился еси, / отче Гаврииле, / преподобием и исповедничеством / истину Православныя веры утверждали, / иго Христово до конца восприял еси, / темже и прославлен еси со святыми, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Видео
Документальный фильм “«Вы все — дети мои. » Отец Гавриил (Игошкин), архимандрит Мелекесский”
Отошел ко Господу митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл
Симбирск, 24 марта 2013 г.
Утором 24 марта гроб с телом почившего Архипастыря был установлен в Воскресенско-Германовском соборе Симбирска (пер. Гоголя, 11). По предварительной информации, отпевание и погребение Митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла будут совершены в среду, 26 марта 2014 года.
До последнего своего вздоха Архипастырь нес свое служение, возложенное на него Святой Матерью-Церковью. Помолимся и попросим у Бога, чтобы Он упокоил Своего верного служителя в вечных обителях небесных.
Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов) родился 10 октября 1943 года в Ленинграде в семье служащих.
В детстве, во время летних каникул Коля Хазов много времени проводил у своих бабушки и дедушки, которые жили в поселке Вырица, недалеко от Ленинграда. Бабушка, Мария Георгиевна и воспитала будущего Владыку в вере. Она была духовной дочерью ныне прославленного во святых старца Серафима Вырицкого. И это воспитание оказало решающее влияние на всю последующую жизнь.
Недалеко от дома, находился Петропавловский храм, куда Николай стал ходить приблизительно с 5 лет. Когда ему исполнилось лет двенадцать, он уже самостоятельно приходил в храм и по благословению настоятеля стал нести клиросное и алтарное послушания.
Благочестивый юноша любил посещать многие храмы северной столицы – Никольский Морской собор, являвшийся кафедральным для города Святого Петра, Преображенский храм. Но больше всего Николай любил Троицкий собор Лавры, то место, где впоследствии пройдет его рукоположение в епископский сан.
В советской школе Николаю Хазову удалось сохранить свою веру в Бога. Окончив школу, Николай поступил в Ленинградский техникум легкой промышленности. Родители хотели, чтобы он получил гражданскую специальность. После окончания техникума Николай год отработал на производстве, а в 1964-м году его призвали в ряды Советской армии, где он прослужил до 1967 года.
Имея достаточные познания, приобретенные отчасти самообразованием, отчасти во время регулярных посещений богослужений, Николай в 1970 году поступает сразу во второй класс Ленинградской Духовной Семинарии. Вместе с Николаем в 1970-м году 10 человек были зачислены сразу во второй класс Семинарии, из них пять промыслом Божиим стали архиереями.
Здесь, на вступительных экзаменах, произошла первая встреча Владыки с будущим Патриархом Кириллом. Иеромонах Кирилл (Гундяев), закончивший в том же 1970-м году Академию со степенью кандидата богословия, задал Николаю вопрос, который будущий митрополит Симбирский и Новоспасский запомнил: «Какие вы знаете Богослужебные книги?».
В семинарские годы духовником Николая Хазова становится известный петербургский священник – протоиерей Василий Швец (1913–2011).
В четвертом классе семинарии, в канун Рождественского Сочельника, 5 января 1973 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) Николай Хазов был пострижен в монашество с именем Прокл, в честь святителя Прокла, архиепископа Константинопольского. Через два дня, в праздник Рождества Христова, монах Прокл был рукоположен во диакона. 11 марта 1973 года иеродиакон Прокл был рукоположен во священника и назначен на свой первый приход – настоятелем Покровского храма в с. Козья Гора Ленинградской области.
В 1975 году иеромонах Прокл был переведен на служение в город Ленинград, где становится клириком Смоленского храма, рядом с которым находится могила блаженной Ксении Петербургской. В 1977 году иеромонах Прокл оканчивает курс Духовной Академии со степенью кандидата богословия за работу «Евангелие как основа нравственной жизни христианина». Выпускника Академии назначают настоятелем Спасо-Преображенского собора в г. Выборг. К Пасхе 1978 года он был возведен в сан игумена.
Владыка Митрополит вспоминал: В 1983 году у меня тяжело заболела мама, и меня снова перевели в Ленинград. Короткое время служил в храме села Сиверское, а затем настоятелем собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Новая Ладога. Здесь я прослужил ровно 4 года от Покрова 1983-го до Покрова 1987-го года».
За усердное служение Церкви игумен Прокл был награжден орденом равноапостольного князя Владимира 3-й степени, а в 1984 году — крестом с украшениями. 10 сентября 1987 года постановлением Священного Синода игумену Проклу (Хазову), по возведении в сан архимандрита, определено быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии.
17 октября 1987 года, в субботу 19-й седмицы по Пятидесятнице, по окончании Всенощного бдения, в Иоанно-Богословском храме Ленинградских Духовных школ состоялось наречение архимандрита Прокла во епископа Тихвинского. 18 октября 1987 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде состоялась хиротония архимандрита Прокла во епископа Тихвинского, которую возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
13 сентября 1989 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви была возрождена Ульяновская епархия. Епископом Ульяновским и Мелекесским было определено быть викарию Ленинградской митрополии епископу Тихвинскому Проклу.
25 февраля 1998 года епископ Прокл возведен в сан архиепископа. В 2000 году владыка Прокл удостоен звания Почетного гражданина Ульяновской области. 17 июля 2001 года Священный Синод возвратил Ульяновской епархии историческое наименование и утвердил титул ее правящего архиерея «Симбирский и Мелекесский».
Решением Священного Синода от 26 июля 2012 года Владыке присвоен титул Симбирский и Новоспасский, он назначен главой новообразованной Симбирской митрополии. 1 августа 2012 года архиепископ Прокл возведен в сан митрополита.
С прекращением гонений на Церковь стали возрождаться приходы в Симбирске и других городах и весях Ульяновской области, строиться величественные соборы и небольшие сельские храмы, возрождаться монашеская жизнь в двух обителях нашего края, открываться воскресные и катехизические школы для детей и взрослых, стало возможным получение православного образования для педагогов, военнослужащих и всех желающих, миссия среди молодежи, в учреждениях культуры, социальное служение…
В крае, некогда считавшемся оплотом атеизма, Церкви возвращены многие святыни, среди них чудотворные Боголюбская и Жадовская иконы Пресвятой Богородицы. Ежегодно по области проходит крестный ход с Жадовским образом. Обустроено место явления Святителя Николая в р.п. Сурское. Причислены к лику святых блаженный Андрей Симбирский, преподобный Гавриил Мелекесский и многие другие новомученики и исповедники Симбирские.
Развивается миссия Церкви в информационном пространстве. Издается газета «Православный Симбирск», выходят приходские издания, действуют официальные сайты епархий Симбирской митрополии, открываются сайты приходов, в сети Интернет организован миссионерский проект «Батюшка онлайн».
Владыка Прокл всегда подчеркивал, что все это – труды всех православных священнослужителей и мирян Симбирской земли. Но без молитвенной поддержки Его Высокопреосвященства, без его мудрых слов, непосредственного участия во всех сферах церковного служения, эти усилия не могли бы принести столь обильные плоды.
Источники:
http://pravpokrov.ru/Articles/index/108
http://drevo-info.ru/articles/16228.html
http://pravoslavie.ru/69438.html