Старообрядческая литература. Старообрядцы
Содержание
- 1 Старообрядческая литература. Старообрядцы
- 1.1 Богослужебные книги и молитвенный устав
- 1.2 Немного о домашнем молитвенном уставе
- 1.3 Основные книги для домашней молитвы: Псалтырь, Часослов, Часовник, Шестоднев
- 1.4 Богослужебные книги: Триодь постная и цветная, Минеи, Апостол, Евангелие и Библия
- 1.5 Что выбрать, богослужение по книгам или поклоны с чтением Исусовой молитвы?
- 1.6 Старообрядцы — 16 книг
- 1.7 История старообрядческой литературы на примере книги XIX в.
Богослужебные книги и молитвенный устав
Нет каких-либо точных, канонически утвержденных правил совершения домашнего богослужения. Однако, в нашем случае, при большом удалении от храма следует использовать любую возможность приблизить домашнее богослужение к церковному. Делать это нужно, разумеется, сообразуясь со своими силами, знаниями и по совету духовного отца.
Старообрядческий молитвенник
Людям, недавно пришедшим в Церковь, не имеющим книг и не умеющим читать по-славянски, следует выучить наизусть основные молитвы: Исусову молитву, «Отче наш», «Достойно есть», «Трисвятое». При помощи этих молитв и поклонов можно исполнять домашнее правило или даже весь дневной богослужебный круг. Устав исполнения службы поклонами и молитвами имеется в книге Молитвенник, изданной старообрядческой Митрополией. При отсутствии такой книги можно спросить о порядке чтения указанных молитв и поклонов у любого старообрядческого священно- и церковнослужителя. Количество молитв и поклонов домашнего правила лучше обсудить с духовным отцом, который знает уровень вашей духовной и физической подготовки.
Немного о домашнем молитвенном уставе
Несколько более сложной задачей представляется домашнее богослужение по особым богослужебным книгам. Опыт показывает, что в домашних условиях практически невозможно воссоздать полный ежедневный круг богослужения, однако исполнение церковного богослужения по воскресным дням и крупным праздникам представляется вполне осуществимой задачей. Для полноценного богослужения (т. е. вечерня, павечерница, утреня, часы и обедница) необходимы определенные познания в области Устава и полный комплект богослужебной литературы. Большим подспорьем в этом вопросе могут стать специализированные богослужебные календари, издаваемые разными старообрядческими согласиями. Там имеются простые и понятные указания о проведении богослужения в тот или иной праздник.
Старообрядческий календарь
В случае отсутствия каких-либо богослужебных книг возможна замена частей богослужения кафизмами или канонами. Для таких служб, как Часы и канон в воскресный или праздничный день, достаточно иметь книгу Часослов и сборник канонов, поэтому в удалении от храма они могут читаться в полном виде. Также в условиях домашней молитвы допустимо заменять пение чтением.
По большому счету, домашнее богослужение может приблизиться к монастырскому, исполняемому либо по Иерусалимскому (с использованием богослужебных книг), либо по скитскому Уставу (с заменой частей богослужения чтением Псалтыри, Исусовой молитвой или поклонами). Бывает и так, что в домашней молитве проще следовать требованиям церковного Устава, чем в приходском храме. Скажем, если в храмах установилась сравнительно недавняя традиция совершать Утреню вечером, то никто не мешает дома следовать требованиям Устава и молиться Утреню как и положено — утром. Также можно следовать указаниям устава относительно времени совершения других служб, которые на приходах, ради удобства верующих, проходят в иное время.
Основные книги для домашней молитвы: Псалтырь, Часослов, Часовник, Шестоднев
Практическим минимумом для домашней молитвы является книга Псалтырь. Святитель Василий Великий писал о Псалтыри:
Ни кие же бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь… она… и за весь мiр Бога молит.
Отцы Церкви, как и современные исследователи, сходятся во мнении, что ни в одной другой книге Библии не раскрыт так полно религиозный духовный опыт Ветхого Завета, как в Псалтыри; так и никакая книга Ветхого Завета не играет столь большой роли в жизни Церкви Христовой, как собрание псалмов. Действительно, из Псалмов и их перефразировок состоят большинство частей и элементов богослужения: вечерня, павечерница, полунощница, Часы, Прокимны и т. п. В современных старообрядческих издательствах в последние годы издано несколько вариантов Псалтыри, также нетрудно приобрести издания единоверческой и старообрядческой дореволюционной печати. Псалтырь можно использовать для молитвы за все части богослужения дневного круга. В большинстве изданий Псалтыри также содержатся устав пения Псалтыри, краткие указания о поклонах и другая богослужебная информация. Также можно встретить наиболее распространенные каноны: за болящих, за творящих милостыню (т. е. за благодетеля), за единоумершего, за умерших.
Псалтырь
Второй по значимости для домашнего и, пожалуй, важнейшей книгой для церковного богослужения является Часослов. В этой книге содержатся все неподвижные части дневного богослужебного круга: вечерня, великая, средняя и малая павечерницы, повседневная, субботняя и воскресная полунощницы, утреня, часы с почасиями, а также тропари и кондаки — элементы праздничных песнопений на разные дни года. Однако, имея один Часослов, полноценно можно молиться только часы, павечерницу и полунощницу. Для того, чтобы можно было молиться другие службы, нужны дополнительные книги.
Своеобразной разновидностью Часослова является редкая ныне книга — Следованная псалтырь. В ее состав входят неподвижные части богослужения из Часослова, Псалтырь и толкования на избранные псалмы.
Книга Часовник — это, наоборот, наиболее сжатый вариант Часослова.
Часовник
Тексты богослужений, напечатанные в Часовнике, часто идут не «по ряду», то есть непрерывно, а с пропусками, обозначенными указаниями на другие книги. Зато Часовник имеет две редкие службы: воскресный вариант утрени и вечерни шестого гласа с Евангелием, каноном и необходимыми стихерами, и «службу по вся дни ко Господу нашему Исусу Христу», которую можно молиться в любой день. Эти службы, можно сказать, специально адаптированы к домашнему богослужению, позволяют молиться при отсутствии иных книг.
Следующая по важности книга келейного богослужения — Шестоднев. Эта книга является частью более обширной богослужебной книги Октай. В Шестодневе собраны воскресные службы всех восьми гласов, повседневные чтения Апостола и Евангелия, воскресные кондаки и икосы. С помощью Шестоднева можно служить полное богослужение в воскресные дни.
Богослужебные книги: Триодь постная и цветная, Минеи, Апостол, Евангелие и Библия
Триодь постная, Триодь цветная и двенадцать томов Месячных миней содержат изменяющиеся части богослужения: каноны праздникам и святым, тропари и кондаки, стихеры. Полный комплект этих книг редко используется в домашнем богослужении по причине большой громоздкости такой богослужебной библиотеки — 14 крупноформатных книг. Эти книги используются во время богослужения в храме. Приобретать эти книги имеет смысл в случае создания общественной моленной со специально отведенным для этих целей помещением. В домашних условиях лучше приобрести Праздничную и Общую минеи. Первая книга содержит подвижные части служб двунадесятым и другим большим праздникам, а вторая — особые каноны, стихеры и тропари, которые можно использовать при богослужении любому святому.
Также в домашнем обиходе широко используются разные сборники молебных канонов праздникам и избранным святым. Чтение таких канонов не требует особых знаний церковного устава и поэтому может быть рекомендовано для домашней молитвы любому христианину. Обязательными для богослужения и домашнего чтения являются книги Апостол, Евангелие и Библия (Острожского издания Ивана Федорова).
Евангелие напрестольное и Библия Острожская
Что выбрать, богослужение по книгам или поклоны с чтением Исусовой молитвы?
Есть мнение, что в современной домашней молитве ежедневное правило и праздничное богослужение можно заменять поклонами с чтением Исусовой молитвы. Действительно, для начинающих, немощных или не имеющих средств для приобретения книг поклоны могут стать хорошей заменой полноценного богослужения. Остальные же, по возможности, должны стремиться к приобретению богослужебных книг. В наши дни они издаются многими старообрядческими издательствами и имеются в достатке. Молитва по ним помогает в понимании церковного богослужения и догматов веры, заложенных в богослужение отцами Церкви, внутренне дисциплинирует человека, расширяет церковные познания, приносит большую духовную пользу.
Старообрядцы — 16 книг
Художественная литература про старообрядцев
Новая книга Бориса Акунина о приключениях Эраста Петровича в XIX веке.
Последний раз мы встречались с Эрастом Петровичем Фандориным, когда он применял свой дедуктивный метод в борьбе с японской преступностью. Об этом был роман «Алмазная колесница» и рассказ «Сигумо», который перекочевал в «Нефритовые чётки» из «Кладбищенских историй». Все остальные тексты здесь новые. Их география значительно расширилась: действие рассказов и повестей переносится из Москвы в Сибирь, из Англии в Америку. И даже – в Рио-де-Жанейро. Конечно, на особом положении Москва – с её колоритной бандитской жизнью, двуличными аристократами и прочими плутократами: в общем та самая «Россия», которую, как оказывается, не так уж и жалко потерять.
Новая книга Бориса Акунина о приключениях Эраста Петровича в XIX веке.
Последний раз мы встречались с Эрастом Петровичем Фандориным, когда он применял свой дедуктивный метод в…
Роман П.И.Мельникова-Печерского “В лесах” занимает особое место в русской литературе XIX века. Посвященный жизни и быту, стародавним обычаям раскольничьих скитов Заволжья, он своим широчайшим охватом действительности глубоким проникновением в сущность жизненных процессов, ярко реалистическим изображением характеров издавна снискал известность как одно из оригинальнейших эпических полотен русской литературы.
Роман П.И.Мельникова-Печерского “В лесах” занимает особое место в русской литературе XIX века. Посвященный жизни и быту, стародавним обычаям раскольничьих скитов Заволжья, он…
Роман “Тени исчезают в полдень” в этом издании обретает вторую жизнь. Написан он в 1963 году, но его герои, конфликты, проблемы не могут оставить равнодушным современного читателя. Ведь в центре повествования – человек, во всей сложности его духовной жизни.
Это семейная хроника, действие которой происходит в сибирском селе Зеленый Дол на протяжении более чем полувека.
Фильм, созданный по роману, имел огромный успех и принес автору всенародное признание.
Роман “Тени исчезают в полдень” в этом издании обретает вторую жизнь. Написан он в 1963 году, но его герои, конфликты, проблемы не могут оставить равнодушным современного…
В 1978 году в Горной Хакасии группой геологов была найдена семья староверов Лыковых, в которой двое детей с рождения не видели никого, кроме родителей, брата и сестры, а представление об окружающем мире имели только по их рассказам. Как случилось так, что в глухом, малодоступном районе оказались люди, более сорока лет совершенно оторванные от мира? “От Никона, блудника, все началось” – пояснял старший Лыков. История Раскола, произошедшего три века назад, живет в умах отшельников как событие вчерашнего дня, а Петра I они почитают как личного врага. Врагом для них было и все “мирское”, пока к ним снова не пришел человек и не стал необходимым элементом их выживания.
О жизни человека, никогда не видевшего колеса, добывавшего огонь первобытным способом рассказывает Василий Песков в документальной повести “Таежный тупик”.
В 1978 году в Горной Хакасии группой геологов была найдена семья староверов Лыковых, в которой двое детей с рождения не видели никого, кроме родителей, брата и сестры, а…
Роман “Жили-были старик со старухой”, по точному слову Майи Кучерской, – повествование о судьбе семьи староведов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там осевших, переживших у синего моря войны, разорение, потери и все-таки выживших, спасенных собственной верностью самым простым, но главным ценностям.
“. Эта история захватывает с первой страницы и не отпускает до конца романа. Живые, порой комичные, порой трагичные типажи, “вкусный” говор, забавные и точные “семейные словечки”, трогательная любовь и великое русское терпение – все это сразу берет за душу. Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти – все то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель. ”
Дина Рубина
Роман “Жили-были старик со старухой”, по точному слову Майи Кучерской, – повествование о судьбе семьи староведов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там…
“Хмель” – первая часть популярного цикла романов об истории Сибирского края – воссоздает события от восстания декабристов до потрясений начала XX века. Всего же действие в трилогии “Хмель”, “Конь рыжий”, “Черный тополь” продолжается свыше ста лет.
“Хмель” – первая часть популярного цикла романов об истории Сибирского края – воссоздает события от восстания декабристов до потрясений начала XX века. Всего же действие в…
Эпопея П. И. Мельникова (Андрея Печерского) “В Лесах” и “На Горах” – его главный литературный труд, которому писатель отдал около двадцати лет жизни. Эти книги открыли читателю целую область русской действительности, до того не освещенную и не исследованную. Мельников рассказал о Заволжье и Нагорье, какими они были в середине XIX века, о старообрядческом купечестве, торговавшем по обоим берегам Волги, о быте и промыслах, нравах и обычаях местного населения, о сектантах, раскольничьих скитах и их обитателях.
Талант художника-реалиста и выдающегося рассказчика сочетался у Мельникова с глубокими познаниями в области истории раскола, этнографии, фольклора, народного языка, которые он широко использовал в своей эпопее. Живописные картины и диалоги, выразительно обрисованные характеры перемежаются в обоих произведениях с историческими экскурсами, описаниями кустарных промыслов, народных праздников, раскольничьих обрядов, скитского быта, хлыстовских радений. В обеих книгах широко введены в повествование легенды и поверья, пословицы и поговорки, народные и духовные песни. Соединение всех этих элементов создает особенный, неповторимый колорит эпопеи Мельникова.
Книга “На Горах” представляет собой вполне самостоятельное произведение, но в то же время она является продолжением книги “В Лесах”. Многие персонажи “В Лесах” продолжают действовать и в книге “На Горах”.
Эпопея П. И. Мельникова (Андрея Печерского) “В Лесах” и “На Горах” – его главный литературный труд, которому писатель отдал около двадцати лет жизни. Эти книги открыли читателю…
История старообрядческой литературы на примере книги XIX в.
Сегодня в нашей статье поговорим о старообрядческой литературе XIX века. А так же разберем интересный феномен: “Почему книги, которые подвергались гонениям, к нашему времени сохранились лучше, чем свободная церковная # литература ?”
“Да! Много букв, много фото, Вы скорее всего не дочитаете, но, как сократить такую интересную историю? Рекомендуем все же найти 3-4 минуты и осилить весь текст, поверьте он интересный!” от автора.
Начнем с небольшой истории семьи, которая принесла к нам в мастерскую эту замечательную книгу на реставрацию. Светлана с сыном с трепетом отдавали эту книгу в работу, саму книгу они нашли в 90-х у своих дальних родственников в одном из шкафов. Книга была в ужасном состоянии, вся сырая, на переплете уже пошла плесень, она была никому не нужна и скорее всего судьба бы ее была печальна.
Забрав этот # фолиант они они, как смогли в то время почистили ее, высушили и хранили до сегодняшнего дня. Однажды, наткнувшись на нашу страницу в Instagram , решили принести ее к нам на реставрацию. Как и всегда, в ходе проведения работ мы не могли не изучить саму книгу и вот, что нам удалось найти!
“Николино житие” 1887 года – Старообрядческая (единоверческая) перепечатка с 1643 года.
Со времен реформ Никона в середине XVII века на Руси образовалось подпольное вероучение, получившее общее название – # старообрядцы. Это люди, не принявшие реформы и решившие следовать старым канонам. # История старообрядцев развивалась волнообразно, в одно время гонения утихали, потом вновь возобновлялись с новой силой. Однако, издательское дело оставалось под запретом вплоть до начала XIX века (до принятия закона о свободе вероисповедания).
Но ни какие запреты не смогли остановить распространение старообрядческой литературы. Книги печатали в подпольных типографиях которые размещались в скитах, лесах, подполье и прочих скрытных местах. Часть литературы печаталась заграницей куда сбежало часть духовенства и образовало свои приходы.
Отличительной особенностью таких книг является то, что в них редко присутствовали выходные данные, где были бы указаны год издания и типография. Причина этому лежит на поверхности, по таки данным типографию можно было легко найти и идентифицировать, а этого никто не хотел! Из-за этого на сегодня бывает достаточно сложно идентифицировать эти книги точно. Многие люди увлеченные кириллической литературы потратили годы на сбор информации о книгах и на сегодня многие из них можно идентифицировать. Так, мы смогли найти информацию, что эта книга была издана в 80-х годах XIX века.
Еще одной особенностью являются ложные выходные данные. К примеру на фото выше вы можете видеть дату когда была напечатана эта книга – 7151 год. Это указан год от сотворения мира, так времяисчисление вели старообрядцы. Если смотреть эту дату от рождества Христова, то это – 1643 год. Переиздавая свои книги старообрядцы трепетно относились к написанным текстам до реформ и старались ничего не менять в книгах, именно поэтому в них сохранились так называемые ложные выходные данные, по сути это дата выхода первоисточника.
Интересный момент заключается в том, что поскольку книги запрещенного вероисповедания прятали от посторонних глаз и хранили как самое дорогое. Да и просто пойти в магазин и купить их было нельзя. Именно благодаря этому такие книги в большинстве случаев дошли до нас в очень хорошем состоянии! А книги легальной религии были в свободном обороте и это привело к тому, что они доходят до нас зачастую в более печальном состоянии. Вот такой вот казус истории!
Книга пришла к нам с поврежденным # переплетом, пересохшей кожей и утерянными замками. Блок книги был в отличном состоянии, но требовал перешивки. Мы провели целый комплекс работ по реставрации.
Обработали кожу, деревянные сторонки переплета сохранили, да их повело но в этой кривизне история смой книги! Восстановили утраты по коже, местами кожа так пересохла, что просто распадалась в пыль, но мы постарались сохранить максимум. Восстановили замки на переплете. Блок отпрессовали, перешили, сплели для книги каптал. Последним этапом собрали книгу! Жить ей долгие лета!
Спасибо большое, что прочитали эту статью. В нашей ленте Вы найдете много интересного и познавательного. Мы будем рады видеть Вас в числе подписчиков, с удовольствием прочитаем Ваши комментарии и будем признательны если Вы поделитесь нашей статьей с друзьями!
А если Вашим книгам нужна помощь, то мы приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Источники:
http://ruvera.ru/knigi_ustav
http://www.livelib.ru/selection/5043-staroobryadtsy
http://zen.yandex.ru/media/id/5bff92f46cbc8514b12943e3/5d9d65d76d29c100ade3c478