Старообрядческая литература. Старообрядцы

Богослужебные книги и молитвенный устав

Нет каких-либо точных, канонически утвержденных правил совершения домашнего богослужения. Однако, в нашем случае, при большом удалении от храма следует использовать любую возможность приблизить домашнее богослужение к церковному. Делать это нужно, разумеется, сообразуясь со своими силами, знаниями и по совету духовного отца.

Старообрядческий молитвенник

Людям, недавно пришедшим в Церковь, не имеющим книг и не умеющим читать по-славянски, следует выучить наизусть основные молитвы: Исусову молитву, «Отче наш», «Достойно есть», «Трисвятое». При помощи этих молитв и поклонов можно исполнять домашнее правило или даже весь дневной богослужебный круг. Устав исполнения службы поклонами и молитвами имеется в книге Молитвенник, изданной старообрядческой Митрополией. При отсутствии такой книги можно спросить о порядке чтения указанных молитв и поклонов у любого старообрядческого священно- и церковнослужителя. Количество молитв и поклонов домашнего правила лучше обсудить с духовным отцом, который знает уровень вашей духовной и физической подготовки.

Немного о домашнем молитвенном уставе

Несколько более сложной задачей представляется домашнее богослужение по особым богослужебным книгам. Опыт показывает, что в домашних условиях практически невозможно воссоздать полный ежедневный круг богослужения, однако исполнение церковного богослужения по воскресным дням и крупным праздникам представляется вполне осуществимой задачей. Для полноценного богослужения (т. е. вечерня, павечерница, утреня, часы и обедница) необходимы определенные познания в области Устава и полный комплект богослужебной литературы. Большим подспорьем в этом вопросе могут стать специализированные богослужебные календари, издаваемые разными старообрядческими согласиями. Там имеются простые и понятные указания о проведении богослужения в тот или иной праздник.

Старообрядческий календарь

В случае отсутствия каких-либо богослужебных книг возможна замена частей богослужения кафизмами или канонами. Для таких служб, как Часы и канон в воскресный или праздничный день, достаточно иметь книгу Часослов и сборник канонов, поэтому в удалении от храма они могут читаться в полном виде. Также в условиях домашней молитвы допустимо заменять пение чтением.

По большому счету, домашнее богослужение может приблизиться к монастырскому, исполняемому либо по Иерусалимскому (с использованием богослужебных книг), либо по скитскому Уставу (с заменой частей богослужения чтением Псалтыри, Исусовой молитвой или поклонами). Бывает и так, что в домашней молитве проще следовать требованиям церковного Устава, чем в приходском храме. Скажем, если в храмах установилась сравнительно недавняя традиция совершать Утреню вечером, то никто не мешает дома следовать требованиям Устава и молиться Утреню как и положено — утром. Также можно следовать указаниям устава относительно времени совершения других служб, которые на приходах, ради удобства верующих, проходят в иное время.

Основные книги для домашней молитвы: Псалтырь, Часослов, Часовник, Шестоднев

Практическим минимумом для домашней молитвы является книга Псалтырь. Святитель Василий Великий писал о Псалтыри:

Ни кие же бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь… она… и за весь мiр Бога молит.

Отцы Церкви, как и современные исследователи, сходятся во мнении, что ни в одной другой книге Библии не раскрыт так полно религиозный духовный опыт Ветхого Завета, как в Псалтыри; так и никакая книга Ветхого Завета не играет столь большой роли в жизни Церкви Христовой, как собрание псалмов. Действительно, из Псалмов и их перефразировок состоят большинство частей и элементов богослужения: вечерня, павечерница, полунощница, Часы, Прокимны и т. п. В современных старообрядческих издательствах в последние годы издано несколько вариантов Псалтыри, также нетрудно приобрести издания единоверческой и старообрядческой дореволюционной печати. Псалтырь можно использовать для молитвы за все части богослужения дневного круга. В большинстве изданий Псалтыри также содержатся устав пения Псалтыри, краткие указания о поклонах и другая богослужебная информация. Также можно встретить наиболее распространенные каноны: за болящих, за творящих милостыню (т. е. за благодетеля), за единоумершего, за умерших.

Псалтырь

Второй по значимости для домашнего и, пожалуй, важнейшей книгой для церковного богослужения является Часослов. В этой книге содержатся все неподвижные части дневного богослужебного круга: вечерня, великая, средняя и малая павечерницы, повседневная, субботняя и воскресная полунощницы, утреня, часы с почасиями, а также тропари и кондаки — элементы праздничных песнопений на разные дни года. Однако, имея один Часослов, полноценно можно молиться только часы, павечерницу и полунощницу. Для того, чтобы можно было молиться другие службы, нужны дополнительные книги.

Читать еще:  Астрология уран в 9 доме. Планеты в девятом доме

Своеобразной разновидностью Часослова является редкая ныне книга — Следованная псалтырь. В ее состав входят неподвижные части богослужения из Часослова, Псалтырь и толкования на избранные псалмы.

Книга Часовник — это, наоборот, наиболее сжатый вариант Часослова.

Часовник

Тексты богослужений, напечатанные в Часовнике, часто идут не «по ряду», то есть непрерывно, а с пропусками, обозначенными указаниями на другие книги. Зато Часовник имеет две редкие службы: воскресный вариант утрени и вечерни шестого гласа с Евангелием, каноном и необходимыми стихерами, и «службу по вся дни ко Господу нашему Исусу Христу», которую можно молиться в любой день. Эти службы, можно сказать, специально адаптированы к домашнему богослужению, позволяют молиться при отсутствии иных книг.

Следующая по важности книга келейного богослужения — Шестоднев. Эта книга является частью более обширной богослужебной книги Октай. В Шестодневе собраны воскресные службы всех восьми гласов, повседневные чтения Апостола и Евангелия, воскресные кондаки и икосы. С помощью Шестоднева можно служить полное богослужение в воскресные дни.

Богослужебные книги: Триодь постная и цветная, Минеи, Апостол, Евангелие и Библия

Триодь постная, Триодь цветная и двенадцать томов Месячных миней содержат изменяющиеся части богослужения: каноны праздникам и святым, тропари и кондаки, стихеры. Полный комплект этих книг редко используется в домашнем богослужении по причине большой громоздкости такой богослужебной библиотеки — 14 крупноформатных книг. Эти книги используются во время богослужения в храме. Приобретать эти книги имеет смысл в случае создания общественной моленной со специально отведенным для этих целей помещением. В домашних условиях лучше приобрести Праздничную и Общую минеи. Первая книга содержит подвижные части служб двунадесятым и другим большим праздникам, а вторая — особые каноны, стихеры и тропари, которые можно использовать при богослужении любому святому.

Также в домашнем обиходе широко используются разные сборники молебных канонов праздникам и избранным святым. Чтение таких канонов не требует особых знаний церковного устава и поэтому может быть рекомендовано для домашней молитвы любому христианину. Обязательными для богослужения и домашнего чтения являются книги Апостол, Евангелие и Библия (Острожского издания Ивана Федорова).

Евангелие напрестольное и Библия Острожская

Что выбрать, богослужение по книгам или поклоны с чтением Исусовой молитвы?

Есть мнение, что в современной домашней молитве ежедневное правило и праздничное богослужение можно заменять поклонами с чтением Исусовой молитвы. Действительно, для начинающих, немощных или не имеющих средств для приобретения книг поклоны могут стать хорошей заменой полноценного богослужения. Остальные же, по возможности, должны стремиться к приобретению богослужебных книг. В наши дни они издаются многими старообрядческими издательствами и имеются в достатке. Молитва по ним помогает в понимании церковного богослужения и догматов веры, заложенных в богослужение отцами Церкви, внутренне дисциплинирует человека, расширяет церковные познания, приносит большую духовную пользу.

Старообрядцы — 16 книг

Художественная литература про старообрядцев

Новая книга Бориса Акунина о приключениях Эраста Петровича в XIX веке.
Последний раз мы встречались с Эрастом Петровичем Фандориным, когда он применял свой дедуктивный метод в борьбе с японской преступностью. Об этом был роман «Алмазная колесница» и рассказ «Сигумо», который перекочевал в «Нефритовые чётки» из «Кладбищенских историй». Все остальные тексты здесь новые. Их география значительно расширилась: действие рассказов и повестей переносится из Москвы в Сибирь, из Англии в Америку. И даже – в Рио-де-Жанейро. Конечно, на особом положении Москва – с её колоритной бандитской жизнью, двуличными аристократами и прочими плутократами: в общем та самая «Россия», которую, как оказывается, не так уж и жалко потерять.

Новая книга Бориса Акунина о приключениях Эраста Петровича в XIX веке.
Последний раз мы встречались с Эрастом Петровичем Фандориным, когда он применял свой дедуктивный метод в…

Роман П.И.Мельникова-Печерского “В лесах” занимает особое место в русской литературе XIX века. Посвященный жизни и быту, стародавним обычаям раскольничьих скитов Заволжья, он своим широчайшим охватом действительности глубоким проникновением в сущность жизненных процессов, ярко реалистическим изображением характеров издавна снискал известность как одно из оригинальнейших эпических полотен русской литературы.

Роман П.И.Мельникова-Печерского “В лесах” занимает особое место в русской литературе XIX века. Посвященный жизни и быту, стародавним обычаям раскольничьих скитов Заволжья, он…

Читать еще:  К чему снится сон в котором. Сонник сон, к чему снится сон, во сне сон

Роман “Тени исчезают в полдень” в этом издании обретает вторую жизнь. Написан он в 1963 году, но его герои, конфликты, проблемы не могут оставить равнодушным современного читателя. Ведь в центре повествования – человек, во всей сложности его духовной жизни.
Это семейная хроника, действие которой происходит в сибирском селе Зеленый Дол на протяжении более чем полувека.
Фильм, созданный по роману, имел огромный успех и принес автору всенародное признание.

Роман “Тени исчезают в полдень” в этом издании обретает вторую жизнь. Написан он в 1963 году, но его герои, конфликты, проблемы не могут оставить равнодушным современного…

В 1978 году в Горной Хакасии группой геологов была найдена семья староверов Лыковых, в которой двое детей с рождения не видели никого, кроме родителей, брата и сестры, а представление об окружающем мире имели только по их рассказам. Как случилось так, что в глухом, малодоступном районе оказались люди, более сорока лет совершенно оторванные от мира? “От Никона, блудника, все началось” – пояснял старший Лыков. История Раскола, произошедшего три века назад, живет в умах отшельников как событие вчерашнего дня, а Петра I они почитают как личного врага. Врагом для них было и все “мирское”, пока к ним снова не пришел человек и не стал необходимым элементом их выживания.
О жизни человека, никогда не видевшего колеса, добывавшего огонь первобытным способом рассказывает Василий Песков в документальной повести “Таежный тупик”.

В 1978 году в Горной Хакасии группой геологов была найдена семья староверов Лыковых, в которой двое детей с рождения не видели никого, кроме родителей, брата и сестры, а…

Роман “Жили-были старик со старухой”, по точному слову Майи Кучерской, – повествование о судьбе семьи староведов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там осевших, переживших у синего моря войны, разорение, потери и все-таки выживших, спасенных собственной верностью самым простым, но главным ценностям.

“. Эта история захватывает с первой страницы и не отпускает до конца романа. Живые, порой комичные, порой трагичные типажи, “вкусный” говор, забавные и точные “семейные словечки”, трогательная любовь и великое русское терпение – все это сразу берет за душу. Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти – все то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель. ”
Дина Рубина

Роман “Жили-были старик со старухой”, по точному слову Майи Кучерской, – повествование о судьбе семьи староведов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там…

“Хмель” – первая часть популярного цикла романов об истории Сибирского края – воссоздает события от восстания декабристов до потрясений начала XX века. Всего же действие в трилогии “Хмель”, “Конь рыжий”, “Черный тополь” продолжается свыше ста лет.

“Хмель” – первая часть популярного цикла романов об истории Сибирского края – воссоздает события от восстания декабристов до потрясений начала XX века. Всего же действие в…

Эпопея П. И. Мельникова (Андрея Печерского) “В Лесах” и “На Горах” – его главный литературный труд, которому писатель отдал около двадцати лет жизни. Эти книги открыли читателю целую область русской действительности, до того не освещенную и не исследованную. Мельников рассказал о Заволжье и Нагорье, какими они были в середине XIX века, о старообрядческом купечестве, торговавшем по обоим берегам Волги, о быте и промыслах, нравах и обычаях местного населения, о сектантах, раскольничьих скитах и их обитателях.
Талант художника-реалиста и выдающегося рассказчика сочетался у Мельникова с глубокими познаниями в области истории раскола, этнографии, фольклора, народного языка, которые он широко использовал в своей эпопее. Живописные картины и диалоги, выразительно обрисованные характеры перемежаются в обоих произведениях с историческими экскурсами, описаниями кустарных промыслов, народных праздников, раскольничьих обрядов, скитского быта, хлыстовских радений. В обеих книгах широко введены в повествование легенды и поверья, пословицы и поговорки, народные и духовные песни. Соединение всех этих элементов создает особенный, неповторимый колорит эпопеи Мельникова.
Книга “На Горах” представляет собой вполне самостоятельное произведение, но в то же время она является продолжением книги “В Лесах”. Многие персонажи “В Лесах” продолжают действовать и в книге “На Горах”.

Эпопея П. И. Мельникова (Андрея Печерского) “В Лесах” и “На Горах” – его главный литературный труд, которому писатель отдал около двадцати лет жизни. Эти книги открыли читателю…

История старообрядческой литературы на примере книги XIX в.

Сегодня в нашей статье поговорим о старообрядческой литературе XIX века. А так же разберем интересный феномен: “Почему книги, которые подвергались гонениям, к нашему времени сохранились лучше, чем свободная церковная # литература ?”

Читать еще:  Самые красивые имена для девочек близняшек. Лучшие имена для рожденных под знаком близнецов

“Да! Много букв, много фото, Вы скорее всего не дочитаете, но, как сократить такую интересную историю? Рекомендуем все же найти 3-4 минуты и осилить весь текст, поверьте он интересный!” от автора.

Начнем с небольшой истории семьи, которая принесла к нам в мастерскую эту замечательную книгу на реставрацию. Светлана с сыном с трепетом отдавали эту книгу в работу, саму книгу они нашли в 90-х у своих дальних родственников в одном из шкафов. Книга была в ужасном состоянии, вся сырая, на переплете уже пошла плесень, она была никому не нужна и скорее всего судьба бы ее была печальна.

Забрав этот # фолиант они они, как смогли в то время почистили ее, высушили и хранили до сегодняшнего дня. Однажды, наткнувшись на нашу страницу в Instagram , решили принести ее к нам на реставрацию. Как и всегда, в ходе проведения работ мы не могли не изучить саму книгу и вот, что нам удалось найти!

“Николино житие” 1887 года – Старообрядческая (единоверческая) перепечатка с 1643 года.

Со времен реформ Никона в середине XVII века на Руси образовалось подпольное вероучение, получившее общее название – # старообрядцы. Это люди, не принявшие реформы и решившие следовать старым канонам. # История старообрядцев развивалась волнообразно, в одно время гонения утихали, потом вновь возобновлялись с новой силой. Однако, издательское дело оставалось под запретом вплоть до начала XIX века (до принятия закона о свободе вероисповедания).

Но ни какие запреты не смогли остановить распространение старообрядческой литературы. Книги печатали в подпольных типографиях которые размещались в скитах, лесах, подполье и прочих скрытных местах. Часть литературы печаталась заграницей куда сбежало часть духовенства и образовало свои приходы.

Отличительной особенностью таких книг является то, что в них редко присутствовали выходные данные, где были бы указаны год издания и типография. Причина этому лежит на поверхности, по таки данным типографию можно было легко найти и идентифицировать, а этого никто не хотел! Из-за этого на сегодня бывает достаточно сложно идентифицировать эти книги точно. Многие люди увлеченные кириллической литературы потратили годы на сбор информации о книгах и на сегодня многие из них можно идентифицировать. Так, мы смогли найти информацию, что эта книга была издана в 80-х годах XIX века.

Еще одной особенностью являются ложные выходные данные. К примеру на фото выше вы можете видеть дату когда была напечатана эта книга – 7151 год. Это указан год от сотворения мира, так времяисчисление вели старообрядцы. Если смотреть эту дату от рождества Христова, то это – 1643 год. Переиздавая свои книги старообрядцы трепетно относились к написанным текстам до реформ и старались ничего не менять в книгах, именно поэтому в них сохранились так называемые ложные выходные данные, по сути это дата выхода первоисточника.

Интересный момент заключается в том, что поскольку книги запрещенного вероисповедания прятали от посторонних глаз и хранили как самое дорогое. Да и просто пойти в магазин и купить их было нельзя. Именно благодаря этому такие книги в большинстве случаев дошли до нас в очень хорошем состоянии! А книги легальной религии были в свободном обороте и это привело к тому, что они доходят до нас зачастую в более печальном состоянии. Вот такой вот казус истории!

Книга пришла к нам с поврежденным # переплетом, пересохшей кожей и утерянными замками. Блок книги был в отличном состоянии, но требовал перешивки. Мы провели целый комплекс работ по реставрации.

Обработали кожу, деревянные сторонки переплета сохранили, да их повело но в этой кривизне история смой книги! Восстановили утраты по коже, местами кожа так пересохла, что просто распадалась в пыль, но мы постарались сохранить максимум. Восстановили замки на переплете. Блок отпрессовали, перешили, сплели для книги каптал. Последним этапом собрали книгу! Жить ей долгие лета!

Спасибо большое, что прочитали эту статью. В нашей ленте Вы найдете много интересного и познавательного. Мы будем рады видеть Вас в числе подписчиков, с удовольствием прочитаем Ваши комментарии и будем признательны если Вы поделитесь нашей статьей с друзьями!

А если Вашим книгам нужна помощь, то мы приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Источники:

http://ruvera.ru/knigi_ustav
http://www.livelib.ru/selection/5043-staroobryadtsy
http://zen.yandex.ru/media/id/5bff92f46cbc8514b12943e3/5d9d65d76d29c100ade3c478

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: