Стахий апостол от 70 ти. Святой апостол стахий

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Святой апостол Стахий.

Св. апостол Стахий упоминается св. ап. Павлом между римскими христианами и называется «возлюбленным». «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (Римл. XVI, 9.). Из этого заключают, что Стахий был учеником апостола Павла, и, вероятно, им был обращен ко Христу. Но никаких достоверных известий о св. Стахии в новозаветных книгах кроме имени не сохранилось. По церковному преданию (Дорофей, Ипполит и др.), св. Стахий был поставлен, св. апостолом Андреем Первозванным во епископа в Византии (впоследствии Константинополь, или Царьград), в Аргирополе (одно из предместий греческой столицы). В Синаксаре святогорца Никодима о св. Стахии сказано: «Стахий был первый епископ Византии, поставленный Андреем Первозванным. Он устроил церковь в Аргирополе (часть Константинополя, ныне Фундуклея) и там учил свою паству и собрал множество христиан. Потрудясь 16 лет в апостольских трудах, он скончался о Господе» (31 октября). Такие же сведения о св. Стахии находятся под 31 числом октября у св. Димитрия Ростовского и великих Четьи Минеях Московского митрополита Макария. В сказании о 70 апостолах, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому о св. Стахии сказано: «Стахий, его же апостол в римской епистолии поминает Андрей апостол Понтское море преплыв и дошед до Агрикополя, епископа его в Византии устрои». В Послании патриархов Восточно-Кафолической церкви о православной вере в 10 члене о церкви сказано: «Св. Иоанн Дамаскин в 4-м своем письме к Африканцам говорит, что церковь вселенская вообще вверена была епископам, что преемниками Петра признаются в Риме Климент (первый епископ), в Антиохии Еводий, в Александрии Марк; что св. Андрей поставил на престоле Константинопольском Стахия; в великом же святом граде Иерусалиме Господь поставил епископом Иакова…» (Константинопольский собор в 1723 г. при патриархе Иеремии, см. Христианское Чтение, 1838, ч. I, стр. 75). В службе св. Стахию, (31 октября) также говорится, что он был первым епископом Византии (Константинополя): «Ведший тя Андрей Византии постави тя епископа, иже тамо верно плавающыя, Стахие священнейше, управляющаго к пристанищем тихим, божественною благодатию» ( 2-й стих, 5-й песни канона, 31 октября). 1 В службе св. Стахий называется «божественным иерархом». О роде смерти св. Стахия нет определенных сведений. В Синаксаре Никодима в двустишии к кратким сведениям о св. Стахии сказано, что он, как клас (имя Стахий означает колос) был поражен серпом. В великих Четьи Минеях Макария эти слова греч. Синаксаря переведены так: «Стахие серпом скончаваем, яко и клас, от сего жития бывает пожат». У Никодима сказано, что мощи св. ап. Стахия были обретены в Аргирополе (Фyндyклии) близ Византии, при погребении тела священномученика Адриана, епископа Византийского, пострадавшего при Ликинии (Синаксарь, август, 281 стр.). По месяцеслову Императора Василия мощи св. Стахия вместе с другими (?) апостолами были принесены и помещены в Пигах (источники). Русский паломник Антоний, бывший в Константинополе в 1200 г. говорит: «и есть церковь и в ней 7 апостолов, и та церковь прежде Царьграда поставлена Стахием, первым епископом Византии. Память св. Стахия в Правлавной церкви совершается 31 октября вместе с другими апостолами (Амплием, Урваном, Апеллием, Наркиссом, Аристовулом, и в соборе св. 70 апостолов 4 января У католиков память св. ап. Стахия также 31 октября.

1. В житии св. ап. Филиппа (14 ноября) упоминается некий Стахий. Он 40 лет был слепым. Св. ап. Филипп и Варфоломей встретили его в Иераполе (во Фригии) и, вероятно, он (Стахий) был родом из этого города. Св. апостолы возвратили ему зрение и он прозрел. Весть об исцелении слепого Стахия разнеслась по всему городу и многие больные притекали к апостолам и получали от них исцеление, вследствие чего множество крестилось и апостолы устроили в Иераполе церковь и поставили в ней епископом Стахия. Этого Стахия некоторые смешивали с ап. Стахием, но, очевидно, что это был другой — епископ Стахий.

Читать еще:  Как избавиться от дурного сна снятся покойники. К чему снится когда несут покойника

Православный собеседник, 1906. т.2. с. 383—385 .

Стахий (апостол от 70)

Стахий (апостол от 70)

Стахи́й (греч. Στάχυς ; † 54) — апостол от семидесяти, епископ Византийский (Константинопольский). Память в Православной церкви совершается 4 января (17) (соборная память апостолов от 70-и) и 31 октября (13 ноября).

Святой апостол Андрей Первозванный рукоположил Стахия в сан епископа Византийского (см. Константинопольские патриархи), где он и святительствовал шестнадцать лет, с 38 по 54 год, ревностно проповедуя Евангелие Христово и обращая язычников к истинной вере.

О нём, предположительно, упоминает апостол Павел в послании к Римлянам: «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (Рим.16:9).

По Месяцеслову Василия, мощи Стахия вместе с мощами Амплия и Урвана принесены были в Константинополь и положены в Пигах (Πηγαϊς — на источниках).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Стахий (апостол от 70)” в других словарях:

Стахий (апостол) — … Википедия

Апостол Марк — Евангелист Марк (миниатюра Codex Aureus … Википедия

СТАХИЙ — (1 в.) апостол от 70 ти (Послание к Римлянам 16:9), ученик апостола Андрея Первозванного, первый епископ Византийский. Память в Православной церкви 4 (17) января и 31 октября (13 ноября) … Большой Энциклопедический словарь

СТАХИЙ — (1 в.), апостол от 70 ти (Послание к Римлянам 16:9), ученик апостола Андрея Первозванного (см. АНДРЕЙ Первозванный), первый епископ Византийский. Память в Православной церкви 4 (17) января и 31 октября (13 ноября) … Энциклопедический словарь

Стахий — Апостол Стахий греч. Στάχυς … Википедия

Сосфен (апостол от 70) — … Википедия

Варнава (апостол от 70) — Апостол Варнава Иосия Греческая икона с изображением Апостола Варнавы Рождение: ? Кипр (остров) … Википедия

Варнава (апостол) — Апостол Варнава (греческая икона) Варнава (греч. Βαρνάβας; ? 61 год, Кипр) христианский святой, апостол от семидесяти, основатель Кипрской церкви. Один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение … Википедия

Кодрат (апостол от 70) — Апостол Кодрат (болгарская икона) Кодрат (греч. Άγιος Κοδράτος) один из апостолов от семидесяти. Родился вероятно во второй половине I века. Стал епископом в Афинах на место погибшего мученической смертью Публия. Однако Дмитрий Ростовский… … Википедия

Святой Трофим, Апостол от Семидесят — Апостол Трофим Апостол Трофим апостол от семидесяти, ученик и спутник апостола Павла. Содержание 1 Жизнеописание 2 Почитание … Википедия

13 ноября – смерть 6 апостолов из 70

Свя­той апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный ру­ко­по­ло­жил Ста­хия в сан епи­ско­па Ви­зан­тий­ско­го, где он и свя­ти­тель­ство­вал шест­на­дцать лет, рев­ност­но про­по­ве­дуя Еван­ге­лие Хри­сто­во и об­ра­щая языч­ни­ков к ис­тин­ной ве­ре. Свя­той Ам­плий был епи­ско­пом в го­ро­де Ди­оспо­ле; свя­той Урван – в Ма­ке­до­нии. Свя­ти­тель­ство­ва­ли они так­же с бла­го­сло­ве­ния свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея. За про­по­ведь Еван­ге­лия бы­ли пре­да­ны му­че­ни­че­ской смер­ти иуде­я­ми и эл­ли­на­ми-языч­ни­ка­ми. Свя­той Нар­кисс был свя­ти­те­лем в го­ро­де Афи­нах. Свя­той Апел­лий свя­ти­тель­ство­вал в Ирак­лии.

ПОЛНЫЕ ЖИТИЯ АПОСТОЛОВ ОТ 70-ТИ СТАХИЯ, АМПЛИЯ, УРВАНА, НАРКИССА, АПЕЛЛИЯ (АПЕЛЛЕСА) И АРИСТОВУЛА

Свя­той Ста­хий был по­став­лен епи­ско­пом в Ви­зан­тии свя­тым апо­сто­лом Ан­дре­ем; вме­сте с ним свя­той Ста­хий воз­двиг в Ар­ги­ро­по­ле[1] цер­ковь; со­брав здесь мно­го вер­ных, он по­учал их за­по­ве­дям Хри­сто­вым. Так тру­дил­ся он це­лых шест­на­дцать лет и по­сле та­ких по­дви­гов пре­дал Гос­по­ду свою ду­шу. Тот же апо­стол Ан­дрей ру­ко­по­ло­жил в сан епи­ско­па Ам­плия и Урва­на – Ам­плия в Ди­оспо­ле[2], Урва­на в Ма­ке­до­нии.

Они рев­ност­но про­по­ве­до­ва­ли уче­ние Хри­сто­во и со­кру­ши­ли мно­го идоль­ских ка­пищ; этим они во­ору­жи­ли про­тив се­бя ел­ли­нов и иуде­ев.

Сии вра­ги ве­ры Хри­сто­вой пре­да­ли му­че­ни­ям свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые удо­сто­и­лись по­лу­чить неувя­да­е­мые вен­цы.

Нар­кисс, Апел­лий и Ари­сто­вул так­же про­по­ве­до­ва­ли Хри­сто­во Еван­ге­лие: Нар­кисс в Афи­нах, Апел­лий в Ирак­лии, Ари­сто­вул – в Бри­та­нии; сии свя­тые му­жи по­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­да­ли свои ду­ши Гос­по­ду.

[1] Ар­ги­ро­поль, ныне Фун­дук­ли, пред­ме­стье Кон­стан­ти­но­по­ля, близ Пе­ры и Га­ла­ты.

[2] Ди­осполь на­хо­дил­ся в Па­ле­стине к се­ве­ро-за­па­ду от Иеру­са­ли­ма.

Апо́столы от семи́десяти (или от 72) — ученики Христа и его учеников:

« После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
(Лк. 10:1-2) »
Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф. 10 и Лк. 10:3-24).

Читать еще:  Юпитер в скорпионе у каких известных людей. Het Monster

Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресл детей Ноя, а в книге Чисел Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис. 11:24)[1]. Даже для перевода Ветхого Завета с еврейского на древнегреческий язык собрали 70(72) почтенных «толковников».

Святой апостол Стахий.

Св. апостол Стахий упоминается св. ап. Павлом между римскими христианами и называется «возлюбленным». «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (Римл. XVI, 9.). Из этого заключают, что Стахий был учеником апостола Павла, и, вероятно, им был обращен ко Христу. Но никаких достоверных известий о св. Стахии в новозаветных книгах кроме имени не сохранилось. По церковному преданию (Дорофей, Ипполит и др.), св. Стахий был поставлен, св. апостолом Андреем Первозванным во епископа в Византии (впоследствии Константинополь, или Царьград), в Аргирополе (одно из предместий греческой столицы). В Синаксаре святогорца Никодима о св. Стахии сказано: «Стахий был первый епископ Византии, поставленный Андреем Первозванным. Он устроил церковь в Аргирополе (часть Константинополя, ныне Фундуклея) и там учил свою паству и собрал множество христиан. Потрудясь 16 лет в апостольских трудах, он скончался о Господе» (31 октября). Такие же сведения о св. Стахии находятся под 31 числом октября у св. Димитрия Ростовского и великих Четьи Минеях Московского митрополита Макария. В сказании о 70 апостолах, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому о св. Стахии сказано: «Стахий, его же апостол в римской епистолии поминает Андрей апостол Понтское море преплыв и дошед до Агрикополя, епископа его в Византии устрои». В Послании патриархов Восточно-Кафолической церкви о православной вере в 10 члене о церкви сказано: «Св. Иоанн Дамаскин в 4-м своем письме к Африканцам говорит, что церковь вселенская вообще вверена была епископам, что преемниками Петра признаются в Риме Климент (первый епископ), в Антиохии Еводий, в Александрии Марк; что св. Андрей поставил на престоле Константинопольском Стахия; в великом же святом граде Иерусалиме Господь поставил епископом Иакова…» (Константинопольский собор в 1723 г. при патриархе Иеремии, см. Христианское Чтение, 1838, ч. I, стр. 75). В службе св. Стахию, (31 октября) также говорится, что он был первым епископом Византии (Константинополя): «Ведший тя Андрей Византии постави тя епископа, иже тамо верно плавающыя, Стахие священнейше, управляющаго к пристанищем тихим, божественною благодатию» (2-й стих, 5-й песни канона, 31 октября).1 В службе св. Стахий называется «божественным иерархом». О роде смерти св. Стахия нет определенных сведений. В Синаксаре Никодима в двустишии к кратким сведениям о св. Стахии сказано, что он, как клас (имя Стахий означает колос) был поражен серпом. В великих Четьи Минеях Макария эти слова греч. Синаксаря переведены так: «Стахие серпом скончаваем, яко и клас, от сего жития бывает пожат». У Никодима сказано, что мощи св. ап. Стахия были обретены в Аргирополе (Фyндyклии) близ Византии, при погребении тела священномученика Адриана, епископа Византийского, пострадавшего при Ликинии (Синаксарь, август, 281 стр.). По месяцеслову Императора Василия мощи св. Стахия вместе с другими (?) апостолами были принесены и помещены в Пигах (источники). Русский паломник Антоний, бывший в Константинополе в 1200 г. говорит: «и есть церковь и в ней 7 апостолов, и та церковь прежде Царьграда поставлена Стахием, первым епископом Византии. Память св. Стахия в Правлавной церкви совершается 31 октября вместе с другими апостолами (Амплием, Урваном, Апеллием, Наркиссом, Аристовулом, и в соборе св. 70 апостолов 4 января У католиков память св. ап. Стахия также 31 октября.

Амплий (лат. Ampliatus — «большой», «широкий»; I век) — апостол из числа семидесяти, епископ Диоспольский, священномученик. Память в Православной церкви совершается 4 (17) января и 31 октября (13 ноября).

Читать еще:  Реальные истории встречи с богом. Джеймс Голл

Упоминается у апостола Павла в Послании к римлянам: «приветствуйте Амплия, возлюбленного мне о Господе» (Рим. 16:8). По преданию, Амплий был поставлен апостолом Андреем епископом в Диосполе (Палестина). За ревностную проповедь Евангелия мученически погиб от иудеев.

Святой апостол Урван.

Св. апостол Урван (Урбан), как и Епенет, Андроник, упоминаются ап. Павлом в Послании к Римлянам (XVI, 8—9): «приветствуйте Урвана, сотрудника нашего во Христе», и болee о св. Урване ничего неизвестно; как о тех, так и о сем апостоле можно сказать, что он принадлежал к выдающимся членам христианской церкви в Риме, что он содействовал св. Павлу в распространенна евангельского учения среди язычников, за что назван сотрудником (споспешником) о Господe; может быть, как называет имя его (Urbanus) был римлянин (язычник), житель города. Вероятно, св. Урван ко Христу был обращен ап. Павлом и трудился с ним в благовестии во время последнего его путешествия. Церковные предания и при том позднейшего времени немного доставляют об ап. Урбане сведений. В Четьи Минеях св. Димитрия Ростовского о св. Урване под 4 числом января сказано: «Урван святый, его в той же (т. е. Римской) епистолии Павел святый воспоминает, глаголя: целуйте Урвана споспешника нашего о Господе, бысть епископ в Македонии». (44 л.); а под 31-м октября тот же святитель пишет об Амплии и Урбане (вместе): «Амплий же и Урван, и тии (как Епенет, Стахий) епископи быша, от того же св. Андрея поставлени, Амплий в Диосполисе, Урван же в Македонии. Проповедающи же Христа, и идолы потребляющи, воздвигоша на ся иудеи и еллины, от тех побиени быша, венец мученический себе соплетоша (л. 109). Таковы же сведения о св. Урване и в Греческих Минеях (Синаксарь Никодима святогорца; Октября 31; 208 стр.). В Великих Четьи Минеях митрополита Макария об Урване сказано: «и Урван (как и другие, прославляемые св. церковью 31 октября) в той же град (Диосполис) пришед, учаше веровати во Христа и той (Урван) во един день… скончася» (Октябрь 2051 стр.), город Диосполь находился в Палестине, к северо-западу от Иерусалима. Славян. Четьи Минеи, октябрь, 637). В г. Тарсе, в Киликии, па родине св. ап. Павла, был епископом Урван и поставлен был самим ап. Павлом (С. Терновский. Очерк из церковной истории и географии. Православный Собеседник, июль, 72 ст.). Едва ли этот Урбан одно лицо с тем, которого ап. Андрей Первозванный поставил во епископа в Диосполь и память которого совершается 31 октября. В службе св. Апостолам 31 октября св. Урван упоминается несколько раз (8), но, к сожалению, без всяких исторических сведений, называется только наравне с другими «всеблаженным, премудрым» и т. п. В службе св. 70 апостолов 4 января (по особо, составленной книжке, Киев, 1899) св. Урвану посвящен особый стих в 9-й песни следующего содержания: «Божественный Урван, слово жизноточное и благодать врачеваний источив, привлече люди к просвещению Божественного разума, яко подражатель воплотившагося и мир спасшаго» (стр. 33). В Месяцеслове Императора Василия сказано, что мощи св. апостолов Стахия, Амплия и Урвана принесены (откуда?) и положены в Пигах (πηγαι источники, вероятно, в храм, построенный при источниках) близ Константинополя. Русский паломник Антонии в 1200 г. был в Царьграде и заметил в своем описании путешествия «и есть церковь, а в ней 7 апостолов лежит — Урванова чадь (дружина), а та церковь прежде Царьграда поставлена» (Полный Месяцеслов Востока apxиеп. Серия. Примечание к 31 октября). Под дружиною Урвана, вероятно, разумеются св. апостолы, память коих православная церковь совершается 31 октября, ныне только шесть: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул. Кто же седьмой? 30 октября память также нескольких апостолов из 70-ти: не подразумевается ли какой (у Антония) апостол, память коего отправляется 30 октября. Св. Урвану, вместе с вышеупомянутыми апостолами память совершается 31 октября, а также он прославляется в соборе 70 апостолов — 4 января. У католиков память св. Урвана (Урбана) положена также 31 октября.

Источники:

http://mstud.org/library/s/sambikin/70/stahii.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/277154
http://swinopes.livejournal.com/6770.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: