Срок в 60 лет для канонизации. О канонизации святых: как понять правду, спустя годы? А как же Кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и Распутин

Русская Православная Церквь отказалась канонизировать Распутина и Ивана Грозного

Москва, 4 октября 2004 г.

Для причисления к лику святых Ивана Грозного и Григория Распутина оснований нет. Об этом сообщил председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в понедельник в Москве, сообщает РИА «Новости» .

«Подробно и тщательно изучив все доводы сторонников канонизации царя Ивана Грозного, комиссия пришла к выводу о том, что нет оснований ни для его прославления, ни для опровержения авторитетных общепризнанных выводов исторической науки. Подобное следует сказать и о кампании в поддержку канонизации Григория Распутина», — говорится в докладе митрополита Ювеналия. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Оценивая общие итоги пропагандистской кампании в поддержку канонизации Ивана Грозного, митрополит Ювеналий отметил, что «во-первых, сторонникам канонизации не удалось представить ни одного нового источника, опираясь на который можно было бы поставить под сомнение сложившуюся в исторической науке традицию в целом отрицательного изображения царствования и личности Ивана Грозного».

Во-вторых, не появилось исследований, которые опровергли бы такие злодеяния царя как многотысячные и чаще всего безвинные жертвы террора опричнины, гонения и убийства, в том числе и впоследствии канонизированных священнослужителейа, а также губительные последствия для страны внутренней и внешней политики второй половины его царствования. Митрополит Ювеналий напомнил и о многоженстве, из-за которого последние десять лет своей жизни Иван Грозный «был отлучен от причастия Святых Христовых Тайн». Кроме того, не удалось обнаружить и достоверных свидетельств почитания Ивана Грозного как святого в русском церковном народе.

Что касается Григория Распутина, то, согласно заключению Синодальной комиссии, «немногочисленные сочинения, приписываемые Распутину, свидетельствуют не только о богословском невежестве сибирского «старца», но и о его приверженности духовным настроениям, свойственным сектантам мистическо-харизматического толка». Остается открытым и вопрос о непосредственных связях Распутина с сектой «хлыстов».

«При этом неоднократно отмечавшиеся современниками гипнотические способности Григория Распутина, которые в конце петербургского периода своей жизни он совершенствовал под руководством профессионального гипнотизера, могут свидетельствовать не о благодатной одаренности Распутина, а о влиянии на него псевдомолитвенной, экстатической религиозности мистических сект», — сказал митрополит Ювеналий.

Он отметил также «безнравственность Распутина», которая выражалась в «безудержном пьянстве и разврате» и была неоднократно и неопровержимо засвидетельствована многочисленными и весьма авторитетными современниками (в том числе преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной, обер-прокурором Самариным, председателем совета министров Столыпиным).

Образы Ивана Грозного и Григория Распутина с начала 90-х годов преподносятся сторонниками их канонизации как символы особой «народной» религиозности, которая противопоставляется «официальной религиозности» Церкви. «Инициаторы этой канонизации не могут не сознавать, что само обсуждение такого прославления способно вызвать (и уже вызвало) смущение среди православных верующих, ведет к соблазну и дискредитации самой идеи канонизации святых», — отметил митрополит Ювеналий.

«Наша общая задача и ответственность не допустить расшатывания церковного корабля», — призвал глава Синодальной комиссии по канонизации святых.

Он сообщил также, что за последние четыре года (со времени прошлого Архиерейского Собора) в Собор новомучеников и исповедников Российских определениями Патриарха и Синода включены имена 478 подвижников. Таким образом, на сегодняшний день в Соборе новомучеников поименно прославлено 1588 святых.

Срок в 60 лет для канонизации. О канонизации святых: как понять правду, спустя годы? А как же Кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и Распутин

За что канонизирован император Николай II?

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы.

В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

За что канонизировали царскую семью?

Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность через отречение от Христа спасти свою жизнь. Государеву семью убивали именно как государеву семью: люди, которые их убивали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России.

Семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя. Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи. Однако докладами, определившими окончательное — положительное — решение Комиссии, стали шестой и седьмой: «Последние дни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».

Читать еще:  Что означает если приснились клопы. Значение сна про клопов

«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, — подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи», — как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины».

Именно последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев. Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н. Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину». Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики. Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым. Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II — за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

А как же Кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и Распутин?

В материалах Синодальной комиссии по канонизации семьи Николая II есть исторические записки, разбирающие отдельно все эти проблемы. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора — все это оценивается с точки зрения того, препятствует ли это канонизации или нет.

Если рассматривать события 9 января, то, во-первых, надо учитывать, что мы имеем дело с массовыми беспорядками, происходившими в городе. Они были непрофессионально подавлены, но это было действительно массовое противозаконное выступление. Во-вторых, никаких преступных приказов в тот день государь не отдавал — он находился в Царском Селе и был во многом дезинформирован министром внутренних дел и градоначальником Санкт-Петербурга. Николай II считал себя ответственным за то, что произошло, отсюда и трагическая запись в дневнике, которую он, узнав о произошедшем, оставил вечером того дня: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»

Все это позволяет несколько иначе взглянуть на фигуру последнего царя. Впрочем, Церковь не спешит во всем оправдать Николая II. Канонизованный святой — не безгрешный. Драма страстотерпчества, «непротивления смерти» заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах.

Почему не были канонизированы слуги царской семьи, расстрелянные вместе с ней? И вообще, чем подвиг семьи Николая II отличается от подвига сотен тысяч, принявших такую же смерть, но не прославленных Церковью?

Слуги царской семьи погибли как люди, которые исполняли свой профессиональный долг перед государем. Они достойны канонизации, но проблема заключается в том, что у Русской Православной Церкви еще не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу. Вопрос прославления людей, безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, обязательно будет решен в будущем: XX век создал прецедент — миллионы мирян стали мучениками. И Церковь помнит о них.

Император отрекся от престола, перестал быть помазанником Божиим, почему же тогда Церковь говорит о том, что он стал искупителем грехов всего народа?

А вот здесь как раз уже не церковное понимание проблемы. Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель — Сам Христос. Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

Читать еще:  Значит коран. Коран: основной источник Ислама

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», — так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

Кровавое воскресенье

Николай Кровавый с поклонницей

Депутат Государственной Думы Наталья Поклонская в футболке с принтом изображения Николая II, 2020 год.

Коронация императора и его супруги состоялась 14 (26) мая 1896 года. Плохая организация праздника привела к чудовищной давке, в которой, по официальным данным, погибло 1379 человек, ещё несколько сот получили увечья. Трагедия оставила крайне тяжёлое впечатление в обществе (подробнее см. в статье Ходынка). В связи с событиями на Ходынке и последующим 9 января 1905 года Николай II был прозван радикальной оппозицией «Кровавым».

Мятеж как предвестник революции. Кровавое воскресенье

Treason doth never prosper what’s the riason? For ifit prosper none dsre call it treason

Мятеж не может кончиться удачей, —

В противном случае его зовут иначе

О чём же я хочу вам сегодня рассказать?

О событиях 1905.01.09? Не только. Скорее в контексте проецирования событий прошлого на настоящее и будущее.

Сперва для общей информации

Я не удивлюсь если большинство публики здесь и не знает что означает 9 января в русской истории

А что, собственно, произошло?

А вот что. Терпелка сломалась. А новую не завезли.

ИЗ ПЕТИЦИИ РАБОЧИХ, 9 ЯНВАРЯ 1905 ГОДА

Мы, рабочие и жители С.-Петербурга, разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком разнообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, – пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева и др. М., 2004

Деньги на новую терпелку для черни были, кстати, выделены, но освоены путем разворовывания. Довольно смешные.

Вот об этом я и предлагаю поговорить

Истина рождается в споре

Может ли это повториться сейчас? И а какой форме? Бунты и мятежи всегда предтечи революции или реформы..

Что такое Россия Николая 2?

Хруст французской булки?

Хуй там. Ситный за лакомство считался

Неграмотное религиозное население

Труд по 12 часов в сутки на заводах и фабриках, а реально по 14 работали. 6 дней в неделю

А на воскресенье иди в монопольку, отдохни. Заодно пополни царский бюджет Монополька это алкомаркет

Околоточный твой бог и мастер твой царь. Волчий билет и каторга всегда на готовые

Жизнь в бараках и углах. С семьёй. Пьянство и поножовщина.

50 копеечные проститутки

Врач к которому не попадешь и которому на тебя насрать. Хочешь лечится — плати

Заводская лавка с кредитом (МФО)

Гнилые и болящие зубы

Поносы и болезни от дурной пищи

Отсутствие социальных лифтов

Хуй уедешь из страны. Загранпаспорт только за взятку и с кучей унижений, или бежать, тогда это было проще. Но и опаснее

Отцы и Дети

Мне — 39. Отцу — 62. Я живу В США. Отец — в Сибири. У них утро среды, у нас — вечер вторника. Общение по WhatsApp, отрывок:

Кровавое воскресенье

9 (22) января 1905 года было расстреляно мирное шествие рабочих, идущих с петицией к царю заявить о своих нуждах.

Казалось бы, знание одного этого события должно быть достаточно, чтобы развеять иллюзии о возможности просьбами повлиять на господствующий класс. Но и сегодня находятся люди носящие челобитные царю и удивляющиеся, что на их просьбы всем глубоко наплевать.

Далеко не просьбами рабочий класс добивается своих прав.

Кровавое воскресенье — и поныне идут споры

9 января (по старому стилю) 1905 года состоялось шествие рабочих для вручения петиции Императору, закончившееся расстрелом манифестантов. События стали началом первой русской революции, разные политические силы, и, конешно, самый популярный среди рабочих Петербурга человек — Гапон, призвали к восстанию. События еще раз доказали, что Романовых ничего не учит. Ни история других стран, ни возмущение внутри страны. Каким надо быть бестолковым «хозяином страны» чтобы по-прежнему консервировать отсталость режима! Монархисты и поныне пытаются оправдать деятельность царского правительства, выдумывают какую-то альтернативу — мол, если бы на престоле оказался тот или иной из императорской фамилии, то монархия была бы вечной, захватили бы Дарданеллы и хрустели бы французской булкой.

(Почти два века назад Дюма-отец, пораженный внезапной гибелью наследника престола, размышлял: почему провидение уничтожило Орлеанского герцога, который мог стать выдающимся королем Франции? Потом к нему пришло понимание: именно в этом роль провидения — не нужен идеальный король, монархия всё равно обречена. И чем скорее она рухнет, тем лучше.К нашим монархистам и «государственникам» это понимание так и не пришло).

Читать еще:  Сонник новорожденная девочка на руках. К чему снится девочка младенец женщине

Империя в начале века развивалась и довольно быстро развивалась. Только «хрустики» забывают о том, что Франция, Англия, Германия, не говоря уже о Северной Америке, развивались быстрее. И, с учётом разных стартовых возможностей, Россия была обречена оставаться периферийной империей. Было в Империи и трудовое законодательство. Но толку от него было — как от нынешнего.Нищета рабочих, политическая малограмотность, отсутствие кругозора не позволяли трудящимся воспользоваться и теми куцыми правами.

Первый, начальный период деятельности Гапона в Петербурге уже показал его таланты как руководителя. Во многом он опирался на опыт отца Иоанна (Кронштадского) в деле организации помощи трудящимся.Отец Иоанн создал, выражаясь сегодняшним языком, настоящий благотворительный фонд. В СССР об этом молчали, так как церковная благотворительность была запрещена. Удивительно, но и писатели умалчивали о практической деятельности отца Иоанна. Как тут не вспомнить высказывания Веллера о том что русская литература не любила людей дела! Тот же Лесков в «Соборянах» описал священников весьма симпатичных, только, увы, ничем не отличившихся, да и откровенно, никчемных. А про отца Иоанна писал гадости.

Но Гапон пошел дальше — его «Союз» уже выдвигал требования к хозяевам.

Этот период оценивается как «проправительственный», ведь Союз был открыт по соглашению с Министерством. А как, интересно, иначе?Либо — подполье, либо сотрудничество. И в СССР существовали литературные журналы, в которых печатались многие свободомыслящие писатели, и никто не упрекал их в предательстве идеалов. То же и с знаменитой ленинградской рок-лабораторией, доказавшей что так называемый русский рок вполне может сосуществовать под эгидой обкома и другого ведомства

Важен итог — уже к 1905 году Союз прекратил сотрудничество с охранкой. Как ни старались большевики доказать обратное — не удалось.А про прежнее сотрудничество Гапон откровенно писал в воспоминаниях.

Ныне и поклонники монархии, и большевиков, что забавно, оценивают деятельность Союза отрицательно.Одним не нравится что монархический дух быстро выветривался, другим — парторгов не было.

Ну а дальше по Ленину — экономическая борьба приводит к политической. Гапонова петиция к царю — вполне социалистическая по духу.

Ныне «большевики» и «монархисты» ( в кавычки взял, потому что и те, и другие — в общем-то ряженные) с пеной у рта доказываюТ: шествие было исключительно мирным, нет, шествие было враждебным царю и отечеству! Доказательства монархистов: какое право имело быдло, извините, трудящиеся, выдвигать политические требования! (например https://istoriarusi.ru/imper/krovavoe-voskresenie-9-y.. )

«Большевики» — шествие мирное! (туповатенькая передача Гоблина с модным экскурсоводом Павел Перец)

А истина — посредине. Заявление Гапона о том что если царь не примет Петицию, тогда — нет царя! звучит не очень миролюбиво. Среди революционеров было немало людей случайных, просто ситуацией в Империи вовлеченных в ревборьбу (как, например, будущий литератор Грин) и от них можно было ожидать любой провокации. Мало говорят и о том, что в России не сложилась ещё (по-моему, и поныне) городская культура. Массовые гуляния, например, в Сокольниках, приводили к нарушениям общественного порядка.Ну во время шествия могло случиться что угодно.

Несомненно, должны были быть приняты меры по охране порядка. Но отнюдь не расстрел мирных граждан (бредни о том что демонстранты начали стрельбу оставим на совести монархистов). А еще лучше — царь бы перестал прятаться от народа.

Так что по отзывам на те дальние события уже можно судить о политической ориентации — не зря всё более активно выдвигают в херои Столыпина, царскую семью, маннергейма для кучи.

П.С. Сам Гапон чудом остался жив (двое его соратников были убиты) и ушёл на квартиру к Горькому, где и составил воззвание о борьбе с монархией.Затем — отъезд за рубеж, где с ним встречались самые известные деятели — Аксельрод, Ленин, Засулич, Плеханов и пр.Была попытка Гапона, весьма наивная, объединить всех революционеров (конешно, очень наивная — не только из-за разногласий, но из-за тго что лидером мог стать только самый популярный в народе революционер — Гапон). Может, если бы удалось хоть на время преодолеть разногласия, по-другому пошла бы история страны?

Увы, не смог удержаться на гребне волны Гапон.По мере затухания революции, вступил в переговоры с Министерством внутренних дел.Почему талантливый человек, более популярный чем все большевики и эсеры, не понял что ему уже нельзя, учитывая кем он стал в народном сознании, сотрудничать с властью — непонятно.

И закономерный итог. За его спиной давно стоял его земляк, инженер, выкрест (позже вернувшийся в иудаизм) эсер Рутенберг.Он предательски убил Гапона. Можно было его судить партийным судом с участием рабочих из Союза, в конце концов — осудить и отпустить, учитывая его роль в начальном периоде революции.Тем самым доказав что и революционэры не нуждаются в законности и не брезгуют полицейскими мерами.

В дальнейшем Рутенберг стал деятелем Временного правительства, арестован большевиками, а потом — отпущен. В Одессе окончательно встал на сторону врагов России — поработав в французской оккупационной администрации, бежал за рубеж. Еще раз доказал, что революционером настоящим он не был, став сторонником «национального социализма» , заядлым сионистом. Белоэмигранты в Германии порой становились нацистами, но не революционеры, пусть и бывшие. Дальнейшая его жизнь — встречи с Муссолини, таким же бывшим революционэром, Палестина.

Как в дальнейшем будут описывать в учебниках эти события? Мрачные предчувствия. Заявят: нечего было против власти идти!
(ВК Свердловка онлайн)

Источники:

http://pravoslavie.ru/11302.html
http://halkidon2006.orthodoxy.ru/saints/saints4/937_Imperator_Nikolay.htm
http://pikabu.ru/tag/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×