Современные люди глядя на средневековые иконы. Почему младенцы на средневековых картинах выглядят как кошмарные мужички и как они стали красивыми в эпоху ренессанса
Содержание
- 1 Современные люди глядя на средневековые иконы. Почему младенцы на средневековых картинах выглядят как кошмарные мужички и как они стали красивыми в эпоху ренессанса
- 1.1 Дети Средневековья: почему младенцы того времени выглядят как уродливые старики
- 1.1.1 Sergei Zotov
- 1.1.2 Мэттью Аверетт, профессор Университета Крейтона и редактор антологии «Ребенок в искусстве и истории раннего Нового времени», отвечает на волнующий многих вопрос: почему на средневековых полотнах дети выглядят так плохо? Т&P перевели тезисы статьи автора Vox Фила Эдвардса, который пообщался с ученым на эту тему.
- 1.2 Средневековые художники просто плохо рисовали?
- 1.3 Как Ренессанс сделал детей красивыми
- 1.4 Почему мы все еще хотим, чтобы наши дети выглядели красиво?
- 1.5 Почему младенцы на средневековых картинах выглядят как кошмарные мужички и как они стали красивыми в эпоху Ренессанса
- 1.6 Может, средневековые художники просто плохо рисовали?
- 1.7 Как в эпоху Возрождения дети снова стали красивыми
- 1.8 Почему на средневековых картинах младенцы выглядят как уродливые старики
- 1.9 Утраченные традиции старой школы
- 1.10 Отношение родителей к детям в Средневековье
- 1.11 Младенцы и дети со взрослым лицом
- 1.12 Какими художники Ренессанса рисовали детей
- 1.1 Дети Средневековья: почему младенцы того времени выглядят как уродливые старики
Дети Средневековья: почему младенцы того времени выглядят как уродливые старики
Sergei Zotov
Мэттью Аверетт, профессор Университета Крейтона и редактор антологии «Ребенок в искусстве и истории раннего Нового времени», отвечает на волнующий многих вопрос: почему на средневековых полотнах дети выглядят так плохо? Т&P перевели тезисы статьи автора Vox Фила Эдвардса, который пообщался с ученым на эту тему.
Уродливые — это еще мягко сказано. На средневековых изображениях дети похожи на жутких карликов с высоким уровнем холестерина, всерьез озабоченных жилищными вопросами. Младенец на картине «Мадонна из Вевержи» мастера Вышебродского алтаря выглядит так, словно его сейчас уволят за сексуальные домогательства.
На полотне «Мадонна с младенцем» Паоло Венециано 1333 года ребенок слишком страшный даже для фильма Дэвида Линча.
Изображения этих детей, больше напоминающих взрослых мужчин, заставляют задуматься, почему начиная с эпохи Ренессанса вместо них стали рисовать милых херувимов. Сравнение средневековых и ренессансных изображений показывает, как сильно изменился концепт детского лица. Чтобы понять, почему на средневековых изображениях столько уродливых детей, необходимо обратиться к истории искусства, средневековой культуры и современным представлениям о детях.
Средневековые художники просто плохо рисовали?
Этот младенец был нарисован Якопо Беллини в XV веке, то есть в эпоху Возрождения, однако картина все еще представляет собой пример средневекового стиля. Ребенок выглядит так, будто его только что обвинили в нарушении правил торговли.
«Уродливость» младенца вполне могла быть преднамеренной. Граница между картинами с некрасивыми и симпатичными детьми совпадает с границей между Средневековьем и Ренессансом. В разные времена главными ценностями люди считали разное: если художник Ренессанса думал о детях не так, как художник Средневековья, изображение отразит эту перемену. «Если мы имеем принципиально другие представления о детях, картины продемонстрируют наше к ним отношение, — считает Аверетт. — Средневековью присущ определенный стиль рисования. Конечно, можно сказать, что герои живописи того времени изображены нереалистично, но это же замечание можно отнести и к персонажам Пикассо». Эпоха Ренессанса принесла с собой художественные инновации, однако не они послужили причиной того, что детей стали рисовать «лучше».
Можно выделить две причины того, почему в средневековом искусстве дети выглядят «мужиковатыми»:
1) В основном детские изображения в Средневековье — это изображения Иисуса. Концепция гомункулярного Христа влияла на общую традицию изображения детей.
Средневековый портрет ребенка обычно создавался по заказу церкви. Это ограничивало спектр изображаемых персон до младенца Иисуса и еще нескольких детей из библейских сюжетов. На средневековое понимание Христа повлиял образ гомункула, что дословно переводится как «человечек». Идея гомункулярного Иисуса состояла в том, что сын Божий уже при рождении имеет идеальное тело, а его черты не меняются с ходом времени. Аверетт утверждает, что, если сопоставить эту концепцию с традицией византийской живописи, можно объяснить, почему на многих изображениях младенец Христос изображен лысеющим. Позже традиция изображения выглядящего взрослым Иисуса стала конвенциональной для иконографии. Через какое-то время люди стали считать, что только так и можно рисовать ребенка.
Ребенок кисти Барнаба да Модена (работал в 1361–1383 годах) на грани кризиса среднего возраста.
2) Средневековые художники не были заинтересованы в реалистической манере живописи
Нереалистичное изображение Иисуса говорит о том, что средневековое искусство требует более широкого подхода. Очевидно, что художники того времени не рисовали в стиле реализма и одновременно с этим не идеализировали формы тела, подобно художникам Возрождения. Странности, которые нам видятся в искусстве Средневековья, возникали из-за того, что художники не подходили к изображаемому предмету с позиции натурализма, а больше склонялись к экспрессионистским способам передачи объекта. Однако эта особенность средневекового мышления делала большинство изображаемых людей очень похожими. Идея творческой свободы (художник может рисовать людей так, как ему вздумается) относительно нова. В Средневековье все еще сильны художественные конвенции. В таком стиле рисования сохранялся традиционный образ младенца, похожего на обрюзгшего слабохарактерного отца — по крайней мере, до Ренессанса.
Как Ренессанс сделал детей красивыми
Красивое и милое дитя, написанное Рафаэлем в 1506 году
Так почему детей стали изображать красивыми?
1) В Новую эпоху процветало светское искусство: люди захотели смотреть на симпатичных детей, а не на маленьких и безобразных стариков
В Средневековье практически не было искусства «среднего класса» или простонародной живописи. После роста доходов граждан Флоренции в культуре Ренессанса стал формироваться запрос на портреты детей. Простые люди с их желанием увековечить потомков на картинах расширили границы портретной живописи. Заказчик не хотел видеть своего отпрыска в образе жуткого гомункула. Это сместило границы допустимого в изображении детей, и в итоге традиция распространилась и на самого младенца Иисуса.
2) Идеализм Ренессанса изменил искусство
В эпоху Возрождения у художника возникает новый интерес — наблюдать за природой и изображать вещи такими, какими он их видит. Экспрессионистская манера, свойственная искусству Средних веков, уходит. Это приводит, в том числе, к появлению реалистичных изображений младенцев — прекрасных херувимов, заимствующих самые лучшие черты реальных людей.
3) Дети стали невинными созданиями
Аверетт предлагает не проводить грубого разграничения между средневековой и ренессансной ментальностью, присущей родителям этих эпох. По распространенному мнению, изменение мышления в эпоху Ренессанса повлияло на традицию изображения детей, однако родители в Средневековье любили своих детей примерно так же, как и родители в эпоху Возрождения. Впрочем, уже во время Ренессанса происходит трансформация самой концепции ребенка: из маленьких взрослых дети превращаются в исключительно невинных созданий. Это произошло, когда в обществе распространилась мысль о том, что каждый ребенок рождается безгрешным и еще ничего не знает о мире. Как только отношение взрослых к детям поменялось, изменились и портреты детей, создаваемые взрослыми и для взрослых. Уродливые младенцы в живописи Средневековья или же красивые в эпоху Ренессанса — лишь отражение общественных представлений о том, как люди думали о детях, своих родительских задачах и искусстве.
Почему мы все еще хотим, чтобы наши дети выглядели красиво?
Под влиянием всех перечисленных факторов дети сегодня — исключительно пупсы, которых хочется ущипнуть за щеку. Понятно, что в современном обществе до сих пор живы некоторые постренессансные представления, связанные с идеализацией детей. Конечно, для современного человека перемена традиции изображения детей — это плюс, ведь, согласитесь, такое личико может понравиться только родной маме:
Ребенок на иконе из Битонто (1304 год) выглядит так, будто не хочет играть в прятки.
Почему младенцы на средневековых картинах выглядят как кошмарные мужички и как они стали красивыми в эпоху Ренессанса
Почему дети в средневековых картинах так некрасивы? Чтобы найти ответ на этот вопрос, корреспондент интернет-издания Vox Фил Эдвардс пообщался с Мэтью Авереттом, профессором истории искусства в Университете Крейгтон и редактором антологии «Ребёнок в искусстве и истории раннего Нового времени» (The Early Modern Child in Art and History).
«Некрасивые» это ещё мягко сказано. Младенцы на средневековых полотнах похожи на кошмарных крошечных мужичков с высоким уровнем холестерина.
Такие вот дети 1350 года:
Жутковатый младенец 1350 года в композиции «Мадонна из Вевержи» мастера Вышебродского алтаря. Фото: Getty Images.
Или вот ещё один 1333 года:
Написанная в Италии «Мадонна с Младенцем», Паоло Венециано, 1333 год. Фото: Mondadori Portfolio/Getty Images.
Глядя на этих страшненьких человечков, мы задумываемся о том, как удалось перейти от уродливых средневековых образов детей к ангелоподобным младенцам эпохи Возрождения и современности. Ниже два изображения, которые позволяют убедиться, насколько изменились представления о детском лице.
Фото: Getty Images.
Фото: Filippino Lippi/Getty Images.
Почему же в картинах было так много уродливых младенцев? Чтобы разобраться в причинах, нужно обратиться к истории искусства, средневековой культуре и даже к нашим современным представлениям о детях.
Может, средневековые художники просто плохо рисовали?
Эта картина 15-го века кисти венецианского художника Якопо Беллини, но младенец изображён в средневековом стиле. Фото: Getty Images.
Детей изображали некрасивыми умышленно. Границу между Средневековьем и Ренессансом удобно использовать при рассмотрении перехода от «уродливых» детей к значительно более милым. Сравнение разных эпох, как правило, выявляет разницу в ценностях.
«Когда мы думаем о детях в принципиально ином свете, это отражается в картинах, – говорит Аверетт. – Таков был выбор стиля. Мы могли бы посмотреть на средневековое искусство и сказать, что эти люди выглядят неправильно. Но если задача в том, чтобы картина выглядела как у Пикассо, а вы создаёте реалистичное изображение, то и вам сказали бы, что вы сделали неправильно. Хотя с Ренессансом и наступили художественные инновации, но не в них причина того, что младенцы похорошели».
Примечание: Принято считать, что Ренессанс зародился в 14-м веке во Флоренции, а оттуда распространился по Европе. Однако, как и любое интеллектуальное движение, он характеризуется одновременно и слишком широко, и слишком узко: слишком широко в том плане, что создаётся впечатление, будто ренессансные ценности возникли мгновенно и повсеместно, а слишком узко в том, что ограничивает массовое движение одной зоной инноваций. В эпохе Возрождения были пробелы – легко можно было увидеть изображение некрасивого ребёнка в 1521 году, если художник был привержен этому стилю.
Мы можем отследить две причины, по которым в Средние века младенцы в картинах выглядели мужиковато:
- Большинство средневековых младенцев были изображениями Иисуса. Идея гомункулярного Иисуса (что Он появился на свет в подобии взрослого человека, а не ребёнка) повлияла на то, как изображали всех детей.
Средневековые портреты детей, как правило, создавались по заказу церкви. А это значит, что изображали либо Иисуса, либо ещё нескольких библейских младенцев. В Средние века представления об Иисусе сформировались под сильным влиянием гомункула, что буквально означает человечек. «Согласно этой идее, Иисус появился полностью сформировавшимся и не изменялся, – говорит Аверетт. – А если сопоставить это с византийской живописью, получаем стандартное изображение Иисуса. В некоторых картинах, похоже, у него признаки облысения по мужскому типу».
Картина Барнаба да Модена (работал с 1361 по 1383 годы). Фото: DeAgostini/Getty Images.
Гомункулярный (взросло выглядящий) Иисус стал основой для рисования всех детей. Со временем люди просто стали думать, что именно так должны изображать младенцев.
- Средневековых художников меньше интересовал реализм
Такое нереалистичное изображение Иисуса отражает более широкий подход к средневековому искусству: художники в Средние века были меньше заинтересованы в реализме или идеализированных формах, чем их коллеги в эпоху Возрождения.
«Странность, которую мы видим в средневековом искусстве, проистекает из отсутствия интереса к натурализму и большей склонности к экспрессионистским традициям», – говорит Аверетт.
В свою очередь, это привело к тому, что большинство людей в Средневековье изображали похожими. «Идея художественной свободы в рисовании людей так, как вам хочется, была бы нова. В искусстве соблюдались условности».
Из-за приверженности этому стилю живописи младенцы выглядели как папы, потерявшие форму, по крайней мере, до эпохи Возрождения.
Как в эпоху Возрождения дети снова стали красивыми
Милое дитя в картине Рафаэля, 1506 год. Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images.
Что же изменилось и привело к тому, что дети вновь стали красивыми?
- Нерелигиозное искусство процветало, и люди не хотели, чтобы их дети выглядели как жуткие человечки
«В Средние века мы видим меньше изображений среднего класса и простых людей», – говорит Аверетт.
С Возрождением это начало меняться, поскольку средний класс во Флоренции процветал, люди могли позволить себе портреты своих детей. Популярность портретной живописи росла, и заказчики хотели, чтобы их дети выглядели как симпатичные малыши, а не уродливые гомункулы. Так во многом изменились стандарты в искусстве, а в итоге и в рисовании портретов Иисуса.
- Ренессансный идеализм изменил искусство
«В эпоху Возрождения, – говорит Аверетт, – вспыхнул новый интерес к наблюдению за природой и изображению вещей такими, какими их видели на самом деле». А не в устоявшихся ранее экспрессионистских традициях. Это отобразилось и в более реалистичных портретах младенцев, и в прекрасных херувимах, вобравших лучшие черты от реальных людей.
- Детей признали невинными созданиями
Аверетт предостерегает от чрезмерного разграничения относительно роли детей в эпоху Возрождения – родители в Средние века любили своих чад не иначе, чем в эпоху Ренессанса. Но трансформировалось само представление о детях и их восприятие: от крошечных взрослых к невинным созданиям.
«Позже у нас появилось представление о том, что дети невинны, – отмечает Аверетт. – Если дети рождаются без греха, они ничего не могут знать».
По мере того, как изменялось отношение взрослых к детям, то же самое отражалось в портретах малышей, написанных взрослыми. Уродливые дети (или красивые) – это отражение того, что общество думает о своих детях, об искусстве и о своих родительских задачах.
Почему мы по-прежнему хотим, чтобы наши дети выглядели красивыми
Все перечисленные факторы повлияли на то, что дети стали пухлощёкими персонажами, которые нам хорошо знакомы сегодня. И нам, современным зрителям, это легко понять, ведь у нас всё ещё сохранились некоторые постренессансные идеалы о детях.
На наш взгляд, хорошо, что детские изображения изменились. Ведь такое лицо могло бы понравиться только маме:
Икона 1304 года, Битонто. Фото: Mondadori Portfolio/Getty Images.
Почему на средневековых картинах младенцы выглядят как уродливые старики
Быть ребёнком в Средние века — то ещё «удовольствие». Во младенчестве с тебя рисовали жуткие портреты, потом тебя лет 10 вынуждали ходить в платье, вне зависимости от твоего пола. А в 14–16 лет — прощай, детство, здравствуй, взрослая жизнь.
Полотна средневековых художников, рисовавших младенцев, и правда можно использовать, чтобы кого-то хорошенько напугать. Но в чём же была причина уродливости малышей на картинах, неужто в Средние века дети выглядели по-другому ? Или всё дело в кривых руках художников?
«Мадоннa из Вевержи». Мастер Вышебродского алтаря.
Утраченные традиции старой школы
От эпохи к эпохе традиции живописи сильно менялись. На полотнах художников появлялась перспектива, изображения людей становились более приближенными к реальности. Древние мастера передавали знания своим ученикам, а те — своим. Однако после Великого переселения народов в V веке многие знания оказались утраченными. Их просто-напросто стало некому передавать. Поэтому многие художественные приёмы мастерам кисти приходилось открывать заново. Всё это привело к тому, что на средневековых картинах, особенно XII–XIV веков, люди выглядели достаточно уродливо.
Непропорциональные фигуры и черты лица доминировали на полотнах средневековых художников. К тому же, всех людей на картинах рисовали похожими друг на друга. Индивидуальность, как и реализм, была не в почёте. Происходило так потому, что в Средние века явления и предметы были ценны не своими реальными мирскими качествами, а сутью. Изобразить суть, понятное дело, не представлялось возможным, на неё можно было лишь только указать. Так что средневековое искусство в большей степени было символичным, нежели реалистичным. Но в чём был смысл рисования детей на средневековых полотнах настолько уродливыми?
Отношение родителей к детям в Средневековье
Чтобы приблизиться к ответу на вопрос, почему на полотнах средневековых художников изображены дети со взрослым лицом, стоит понять, как относились к маленьким детям в Средние века. Большинство матерей, особенно в знатных семьях, родив ребёнка, тут же отдавали его кормилице и няне. Сами они в уходе за ребёнком не принимали никакого участия. Отношение менялось, когда малыш становился немного старше. С ним тут же начинали обращаться как со взрослым, не делая никакой поблажки на возраст. К тому же, сама ценность ребёнка в Средневековье была невелика.
Проявление материнской любви, как и скорби по умершему из-за болезни ребёнку, было редким явлением. Когда ребёнок умирал, его место вскоре занимал новый младенец, ведь главной обязанностью женщины в Средневековье было рождение детей. Разумеется, были и матери, которые любили детей и скорбели по ним, когда они умирали. Но чаще всего это были аристократки и жёны королей, лишившиеся единственного наследника и неспособные зачать нового.
Ко всему прочему долгое время маленькие дети считались бесполыми существами, поэтому и мальчиков, и девочек наряжали в платья. Этому свидетельствуют портреты средневековых художников, написанные в период Позднего Средневековья и Ренессанса. Тогда принципы и каноны живописи начали изменяться, а уродливые младенцы пропали с полотен. Но причиной их появления было не только отношение к детям, как ко взрослым людям.
Младенцы и дети со взрослым лицом
Стоит отметить, что абсолютное большинство средневековых картин было на религиозную тематику, на них изображали святых и Иисуса. В виде обнажённого или завёрнутого в пелёнки младенца представляли душу. Ангелы представали на средневековых полотнах в образах хрупких подростков. Но чаще всего, конечно же, на полотнах рисовали Иисуса Христа. И особенно часто его рисовали младенцем, сидящем на руках Девы Марии. Изображались на полотнах и другие библейские младенцы. И все они были похожи не на очаровательных пухлых большеглазых младенчиков, а на стариков.
Этот феномен возник из-за того, что в Средневековье особенно сильно было влияние идеи гомункулярного Иисуса. Гомункул в буквальном переводе означает «человечек». Церковь, а вместе с ней и верующие, считали, что Христос появился на свет полностью сформированным, и его лик не менялся на протяжении всей жизни. Например, у некоторых младенцев на портретах средневековых художников можно заметить явные признаки облысения, характерные для мужчин в возрасте. Черты лица младенцев на средневековых картинах тоже приближались к чертам лиц взрослых — у них не имелось ни пухлых щёчек, ни огромных глаз. А выражение лица взрослых младенцев обычно было строгим и даже суровым.
С течением времени средневековые художники начали считать, что младенцев на портретах стоит изображать только таким образом и никак иначе. Картины гомункулярного младенца Иисуса стали основой для портретов маленьких детей, отличных от религиозной тематики. Примечательно, что и при изображении Девы Марии к особому реализму также не стремились. Например, существует полотно, изображающее Мадонну, кормящую грудью Христа. И всё бы ничего, но вот грудь Богоматери находится где-то ближе к её ключице, а не на привычном месте.
Лишь с началом эпохи Возрождения, а именно в XV–XVII веках, ситуация с изображением младенцев и детей на картинах изменилась.
Какими художники Ренессанса рисовали детей
Уродливые дети нет-нет да и появлялись на полотнах художников эпохи Возрождения. Но это было, скорее, отступлением от правил и указывало лишь на то, что художник придерживается старых приёмов Средневековья. На большинстве полотен же дети вовсе не были страшными. Наоборот, черты их лица часто приукрашивали, что бы те выглядели миловиднее. Особенно часто таким приёмом пользовались художники флорентийской школы.
Произошедший во времена Возрождения расцвет живописи породил немало отличных художников. Например, Микеланджело, Тициана, Рафаэля. В работах последнего было особенно много изображений детей. Вспомнить хотя бы его «Сикстинскую Мадонну», где внизу полотна расположены два симпатичных херувима. Популярность портретов, в отличие от Средних веков, только росла. Особенно среди зажиточных жителей Флоренции.
Родители по всей Европе всё чаще стали заказывать портреты своих детей в разном возрасте. Получили популярность и семейные портреты, написанные по особым случаям, например, в подарок на день рождения. Для позирования художнику детей облачали в их самые лучшие наряды. И, разумеется, родители вовсе не желали, чтобы их любимых чад на портретах рисовали в виде взрослых младенцев и детей со взрослым лицом, да ещё и похожими друг на друга.
«Мадонна с младенцем». Карло Кривелли.
Во времена эпохи Возрождения изменилось и отношения к детям и детству в целом. Малышам стали уделять больше внимания, их стали считать невинными, безгрешными созданиями и лелеяли, как великую ценность. Портреты детей занимали особое место в доме. К тому же, портреты посылали потенциальным женихам и невестам, чтобы те с малых лет привыкали к своим будущим супругам. Такой метод знакомства особенно практиковался среди королевских семей Европы. Понятно, что никакой речи о недостоверном изображении ребёнка, как это было на средневековых полотнах, быть не могло.
В эпоху Ренессанса люди уделяли больше внимания отображению не сущности вещей, а их реального состояния. Поэтому устоявшиеся экспрессионистские традиции средневековой живописи были забыты, а на смену им пришёл реализм.
Источники:
http://theoryandpractice.ru/posts/13670-ugly-medieval-babies
http://cameralabs.org/11797-pochemu-mladentsy-na-srednevekovykh-kartinakh-vyglyadyat-kak-koshmarnye-muzhichki-i-kak-oni-stali-krasivymi-v-epokhu-renessansa
http://www.factroom.ru/istoriya/pochemu-na-srednevekovyh-kartinah-mladency-vyglyadyat-kak-urodlivye-stariki