Инквизиция ученые. Самые известные жертвы инквизиции

Пять самых известных жертв инквизиции

Настоящее имя — Джузеппе Бальзамо. Этот итальянский мистик и алхимик называл себя по-разному. Всю свою насыщенную жизнь «граф Калиостро» занимался авантюрами, а говоря проще, откровенным надувательством. Прямо с детства. Мальчишка проявлял склонность к химии, но был непоседлив и больше интересовался фокусами и чревовещанием, чем наукой. Из школы при церкви Святого Рокка его, по одной из версий, выгнали за богохульство, по другой — за кражу. Мать устроила его в монастырь, но перевоспитания не получилось. Уличив в мошенничестве, ему указали на дверь. Вернувшись в родной Палермо, он занялся изготовлением «чудодейственных» снадобий, подделкой документов и продажей карт, где якобы спрятаны клады. Облапошив изрядное число простаков, он был вынужден покинуть родину и отправиться в Мессину. Там-то, по некоторым сведениям, он поменял свое имя на более благозвучное — Калиостро, а заодно «наградил» себя графским титулом.

«График» Великого Копта, как называли Бальзамо английские масоны, был очень плотный. Поиск и «открытие» философского камня, эликсира молодости, встреча с бессмертными мудрецами, изготовление драгоценностей, «торговля» собственной женой, которую он «подкладывал» под нужных ему людей, и тому подобные шалости.

Пока он странствовал по миру, итальянские священники начали покидать масонские ложи. Великую Французскую революцию стали связывать с масонским влиянием, поэтому вовлечение в ряды вольных каменщиков стало караться смертью. Возвратившись в Италию, «граф» был арестован. Его обвинили во франкмасонстве, чернокнижничестве и мошенничестве. Приговорили к сожжению, которое вскоре заменили пожизненным заключением. Через четыре года, в 1795 году, Калиостро скончался в тюрьме — то ли от эпилепсии, то ли от яда, подсыпанного ему тюремщиками.

Величайший поэт и богослов был очень набожным человеком. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть его «Божественную комедию». Но инквизиторы рассуждали иначе. Будучи истинным гуманистом, Алигьери, конечно, не мог согласиться с некоторыми весьма жестокими приговорами господа, о чем живописно рассказывает в своей поэме. Данте жаль обжор и самоубийц, а особенно Франческу да Римини, попавшую в ад из-за любви. А уж путешествие Данте по чистилищу — так и вовсе «ересь чистой воды». «Божественную комедию» быстро запретили.

Но Алигьери раздражал не только этим. Он был давним борцом с папой римским и участвовал в политической борьбе во Флоренции. Об этом он красноречиво повествует в своем трактате «Монархия». Все это привело Данте к тому, что он вынужден был бежать из родной Италии и провести остаток жизни на чужбине. Это были годы скитальчества и страданий. В это время на его родине его заочно приговаривают к костру. С этого момента путь в Италию для него захлопывается навсегда. Даже после смерти в городе Равенне Данте не может вернуться в родные пенаты. На неоднократные просьбы Флоренции о перезахоронении его праха на итальянской земле Равенна отвечает неизменным отказом.

Начав «карьеру» католика, монаха-доминиканца, Джордано (Филиппо) Бруно только тем и занимался, что портил себе репутацию на каждом шагу. Взрывной, даже агрессивный характер ноланца с самого начала мешал ему быть благоразумным мальчиком. У него, например, сразу было свое понимание Пресвятой Троицы, что позже стало одним из оснований для отправки на костер.

Бруно — еретик par excellence, то есть абсолютный. Его отлучили все — католики, кальвинисты, лютеране. Он не укладывался ни в одну религиозную и мировоззренческую доктрину. Его называют пантеистом, но это лишь «зонтик», описание. Бруно, конечно, новатор. Инакомыслец. Бунтарь.

Но средства его борьбы непонятны. Следуя за Коперником, он, конечно, не следовал за наукой. У него свои мотивы — собственное философское и религиозное учение. Довольно путаное, но прогрессивное. Распространяя личные убеждения и выступая с публичными лекциями, Джордано довольно быстро был вынужден бежать со своей родины — Италии. Он перешел в кальвинизм. Дальше — лютеранская среда. И нигде он не нашел понимания. Поссорившись с лютеранами, он вернулся домой. Там его ждали суд и сожжение.

За что именно казнили Бруно — остается загадкой. В тексте приговора указано, что ему инкриминируют восемь еретических положений. Но до нас дошло одно: «Был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявил: величайшее кощунство говорить, будто хлеб пресуществляется в тело». Про космологические воззрения не сказано ничего.

Джордано Бруно сожгли 17 февраля 1600 года. Приговор не пересмотрен до сих пор. На месте его гибели — площади Кампо-деи-Фиори в Риме — установлен памятник, на котором написано: «9 июня 1889 года. Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер».

Его суд стал символом противостояния науки и религии. 70-летний старик Галилей был обвинен в публичной поддержке запрещенной гелиоцентрической системы мира Николая Коперника. Это произошло в 1633 году. За три года до этого Галилей показал свою почти законченную книгу (итог 30-летней работы) «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой» своему другу, папскому цензору Риккарди. Почти год он ждет ответа и решает пойти на хитрость. Он добавляет к книге предисловие, в котором ставит своей целью развенчать коперниканство. А потом, ссылаясь на трудности пересылки в Рим полной версии работы (из-за эпидемии чумы), отправляет только предисловие и заключение.

Читать еще:  Что такое любовная магия. Причитания как жанр

В 1631 году симпатизировавший физику ватиканский секретарь Чамполи присылает ему долгожданное одобрение папы. Впоследствии папа Урбан VIII отрицал свою причастность, а Риккарди и Чамполини были смещены с должностей. В 1631 году «Диалог» увидел свет. А через несколько месяцев стал запрещенным и был изъят из продажи.

На суде Галилей не упорствовал и на первом же допросе заявил: в книге он хотел развенчать учение Коперника, а не развить его. Историки подозревают, что по отношению к старику применялись пытки. В итоге его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси». Это спасало от костра, но означало тюрьму. Остаток дней Галилей провел под домашним арестом. Умер он ослепшим инвалидом 8 января 1642 года, в возрасте 78 лет. Похоронен без почестей и надгробия.

История Жанны Девственницы — самый известный и загадочный сюжет одновременно. Все потому, что мифологизация ее образа началась сразу, как только она появилась на исторической сцене. Ей принадлежит знаменитое пророчество об исходе так называемой Селедочной битвы — одной из бесчисленных в Столетней войне между Англией и Францией. Ее сторонники воспринимали ее как святую, голосом которой говорил сам господь. Самое смешное, что подобным образом характеризовали ее даже заклятые враги — противники французского короля. Сами англичане, разумеется, называли Жанну ведьмой.

Процесс над ней начался 21 февраля 1431 года. Как известно, формально ее обвинили в ереси, однако под стражей она содержалась как военнопленная. Английское правительство и не думало скрывать истинную причину ее ареста — вдохновительницу французов надо было казнить.

Но обвинить Орлеанскую деву оказалось непросто. Стойкость ее изумляла. Обходя многочисленные ловушки, игнорируя угрозы и оскорбления, она отказывалась признаваться в ереси и сношениях с дьяволом. Возглавлявший процесс епископ Пьер Кошон, прекрасно понимал, что, казнив Жанну без признания, он только поспособствует возникновению вокруг нее ореола мученицы. И пошел на подлость. Он показывает ей костер, на котором она должна быть сожжена, а заодно бумагу, в которой она отрекается от ересей и становится послушной церкви. Ей остается только подписать. И тогда, мол, ее простят и переведут из английской тюрьмы в церковную — с хорошими условиями. Неграмотная крестьянская девушка соглашается. И тогда епископ подменяет бумагу другой, где она ставит крест (подпись), полностью отрекаясь от всех своих «заблуждений». Обещания Кошон, конечно, не сдержал. Через несколько дней под предлогом того, что она снова надела мужскую одежду (женскую у нее отобрали), трибунал приговорил ее к смерти. 30 мая 1431 года на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костер. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на божий суд!» — крикнула Жанна. А потом попросила, чтобы ей дали крест. Ей протянули две скрещенные хворостины. Из огня она еще несколько раз кричала: «Иисус!» Прах Жанны д’Арк развеяли над Сеной.

В 1920 году католической церковью она была причислена к лику святых.

Борьба с ересью: 6 «школьных» заблуждений об инквизиции

Книги, картины и фильмы давно создали пугающий образ инквизитора, который с Библией в одной руке и калёным железом в другой пытает невинных девиц, чтобы добиться признания в ведьмовстве. Но так ли была ужасна инквизиция и чем она на самом деле занималась? Сейчас расскажем.

1. Церковь воевала с колдунами и ведьмами

На протяжении столетий христианская церковь не нуждалась в силовых методах борьбы с врагами веры. Эти проблемы предпочитали решать на диспутах или отдавать на «аутсорсинг» светским владыкам. Главным оружием церкви было слово. Но в XII веке по всей Южной Европе стремительно распространилась альбигойская ересь. Основанная на гностической философии, она учила, что материальный мир есть страшное зло. На сторону альбигойцев перешли обширные и богатые земли в Провансе, Арагоне и Ломбардии.

В 1209 году папа Иннокентий III решился на небывалый поступок. Против давно крещёных европейцев он объявил Крестовый поход. У католической церкви не оставалось выхода: на словах земли альбигойцев считались христианскими, на деле же — утвердившееся там вероучение имело очень мало общего с христианской доктриной. Война с еретиками продолжалась двадцать лет, но даже после покорения Лангедока тайные общины гностиков активно проповедовали от Пиренеев до Рейна.

Именно ко временам начала XIII века и относится становление собственно инквизиции. Её учредили для борьбы с тайными еретиками, выдававшими себя за честных католиков. Причиной появления особого церковного органа стал совсем не страх перед ведьмами, а гораздо более серьёзная опасность — ереси и фиктивное исповедование христианской веры. После войны в Лангедоке еретики затаились, выдавая себя за верных сторонников Рима.

Читать еще:  Приметы на 4 июня. Народные приметы и обычаи дня

Но таких фальшивых христиан надо было уметь выявить и разоблачить, а для этого требовались специально обученные люди, которые не только могли вести следственную работу, но и хорошо разбирались в доктрине веры. Такими людьми стали инквизиторы.

Колдуны в это время считались героями детских сказок и совершенно не интересовали ни папу римского, ни католических богословов.

2. Инквизиторы преследовали учёных

Говоря о взаимоотношениях инквизиции и науки, прежде всего стоит вспомнить, что система образования и науки была теснейшим образом связана с церковью. До XVII, а чаще всего и до XVIII века, учёные в значительной части были клириками. Преподаватели университетов имели священный сан и активно участвовали не только в научных, но и в теологических спорах.

Как это случается, пытливый ум исследователя порой оказывался очарован новыми учениями, среди которых было немало еретических. Именно с такими заблуждающимися и работала инквизиция.

Знаменитая жертва инквизиторов — учёный Джордано Бруно — был монахом-доминиканцем и университетским преподавателем. Сожгли его вовсе не за убеждения в истинности гелиоцентрической системы. А за создание еретической секты «Новая философия», которую он пропагандировал среди своих студентов, и за полное отрицание всех догматов христианства.

Помимо этого, Бруно увлекался оккультизмом, написал несколько трактатов по магии и был убеждён, что является носителем знания, скрытого от профанов.

Когда инквизиторы предлагали Джордано раскаяться и отречься от своих убеждений, они ни слова не говорили об астрономии. Речь шла о колдовстве и тайных обществах. Именно они стали причиной осуждения учёного. Инквизиторы на протяжении целых семи лет вели с ним теологические споры, пытались убедить его отвергнуть ересь и тем самым сохранить жизнь. Но вынуждены были признать, что случай Джордано Бруно безнадёжный.

3. Инквизиторы сжигали ведьм

Большая часть процессов над ведьмами и громких казней случилась в XVI–XVII веках. Чаще всего на поверку оказывается, что они не имели никакого отношения к инквизиции. Скорее причиной охоты на ведьм стало распространение мистицизма, связанного с Реформацией, протестантизм и ожесточение нравов. В ходе религиозных войн и восстаний люди начали приучаться к мысли, что цена человеческой жизни весьма невелика.

Большая часть колдуний оказалась жертвами совсем не католиков, а протестантов, которые показали себя гораздо бо́льшими мракобесами.

Вплоть до XVI века католическая церковь и государственные власти Европы прохладно относились к преследованию ведьм, считая это дикостью и суевериями. Само существование ведьм считалось спорным.

Когда охота на подозреваемых в колдовстве превратилась в настоящую массовую истерию, католические Испания и Италия оказались в малой степени подвержены этой заразе. Во Франции число осуждённых было невелико. Зато в Германии, Швейцарии, Фландрии и Англии охота на ведьм шла полным ходом. И докатилась до колоний, что привело к знаменитым Салемским процессам 1692–1693 годов.

4. Все обвинённые в ереси подвергались мучительной казни

Главной задачей инквизиции было вовсе не запугивание народа. Инквизиторы, будучи учёными людьми, знали: страх — плохой помощник в распространении веры. Поэтому задачей инквизиции было не столько возмездие, сколько стремление сделать всех «добрыми христианами».

Церковь очень тщательно работала с доносами, проверяла их и добивались получения достоверной информации из нескольких источников. Была создана эффективная система ведения следствия, классификация показаний и улик по степени их весомости. Арестованного ложного христианина вовсе не обязательно ждал костёр.

Бо́льшая часть приговоров определяла наказанием штраф, конфискацию имущества, покаяние и предупреждение. Но если уж обвинённый в фальшивом исповедовании веры снова попадался в руки инквизиции, ничего хорошего его уже не ждало. Дважды обманувший неизбежно лишался жизни. Ведь он не оправдал доверия и показал себя закоренелым еретиком.

Нередко выносились оправдательные приговоры, особенно если подозреваемому удавалось доказать свою невиновность или следователи видели, что он искренне раскаялся.

5. Инквизиция уничтожала евреев

После того, как в Испании завершилась Реконкиста — освобождение полуострова от власти мусульман, — в числе подданных королей Кастилии, Леона и Арагона оказалось непривычно большое для европейцев число мусульман и иудеев. Управлять многоконфессиональными государствами тогда ещё не умели, да и не слишком-то хотели. Поэтому очень быстро испанские короли взяли курс на крещение иноверцев.

Под давлением властей многие мусульмане и иудеи приняли христианство. Особенно те, кому было что терять: ростовщики, богатые купцы, ремесленники, врачи, учителя. Все они были тесно связаны с Испанией и не хотели покидать страну, чтобы сохранить свою веру. Такое крещение часто оказывалось показным. На самом деле, за стенами своих домов, «новые христиане» продолжали тайно следовать вере отцов.

Целью инквизиторов стали не евреи, выбираемые по национальному признаку, а иудеи и мусульмане, которые принимали фиктивное крещение.

Для борьбы с ложными католиками король Фердинанд II создал новую инквизицию, которая подчинялась уже не папскому престолу, а испанскому королю. Во главе инквизиционного трибунала стоял Великий инквизитор, которого выбирали из числа учёных представителей церкви, хорошо разбирающихся в ересях.

6. Число жертв инквизиции исчисляется миллионами

Читать еще:  Информация о талантливых и гениальных людях. Гениальные люди России

В популярной литературе называются совершенно фантастическое цифры жертв инквизиции. Говорится о десяти и даже двенадцати миллионах казнённых. Но учитывая численность населения Европы, эти данные никак нельзя считать правдивыми.

Зато благодаря тому, что деятельность инквизиции была в высшей степени бюрократизирована и все дела строго протоколировались, мы имеем точные данные о числе процессов и количестве осуждённых.

С 1560 до 1700 года испанская инквизиция вела 49 092 дела. К смерти были приговорены только 775 обвинённых.

От четверти до двух третей (в разные годы и в разных регионах) подозреваемых были полностью оправданы. По сохранившимся документам известно, что лишь в 2% дел инквизиторы прибегали к пыткам.

Обычным средством дознания были хитроумные теологические споры, в которых профессиональные богословы могли легко поймать на крючок нераскаявшегося еретика.

В это же время в XVI–XVII веках в протестантских странах число жертв охоты на ведьм исчислялось тысячами: 25000 в Германии, 4000 в Швейцарии, даже в малонаселённой Скандинавии выявили и сожгли 1350 колдунов.

«Чёрная легенда инквизиции»: кому выгодно?

Репутация инквизиции в массовой культуре оказалось подпорченной благодаря целому ряду факторов.

Во-первых, протестантская пропаганда против католичества. Протестанты ещё в XIX веке страстно ненавидели католическую церковь и папство. Тратили огромные усилия и средства, чтобы всячески очернить их и показать себя носителями знаний и прогресса. Бо́льшая часть известных научных работ по истории инквизиции принадлежит англосаксонским историкам, и все они несут печать старой вражды протестантов и католиков.

Во-вторых, вторая половина XIX века во Франции стала эпохой ожесточённой борьбы либералов и консерваторов, опиравшихся на поддержку католической церкви. Тогда во множестве выходили научные и публицистические работы, стремившиеся подорвать авторитет церкви. Инквизиция оказалась идеальной мишенью для критики — на неё можно было повесить тяжкие обвинения в жестокости и мракобесии.

И в-третьих, инквизиция стала объектом яростной критики в эпоху Просвещения XVIII века, когда для каждого образованного человека стало буквально неприличным сказать хоть одно доброе слово о христианстве. Среди самых болевых точек, по которым любили бить просветители, оказались инквизиторы и иезуиты. Именно тогда впервые сформировался мрачный образ инквизиции как жестокого орудия церкви, уничтожающего безвинных красавиц и учёных.

Так что, вопреки распространённому мнению, инквизиция вовсе не была инструментом террора. Напротив, она часто ограничивала фанатичное стремление народа списать все беды на ведьм, чтобы затем к общему удовольствию сжечь безвинную девушку. Инквизиция заложила основы современного следствия: ввела принцип формирования доказательной базы, считая главным свидетельством вины факты, а не доносы.

4 известные жертвы инквизиции. Позорная страница в истории католической церкви

Такой церковный орган как “Святая инквизиция” занимался розыском неверующих людей и попытками их “перевоспитать” . И далеко не всегда эти процедуры заканчивались хорошо для “еретика”. Нередко дело доходило до казни.

По вине инквизиции погибло достаточное количество великих политических и научных деятелей, а также философов. Сегодня я подобрал для вас четверку тех жертв инквизиции, о которых необходимо знать.

1. Данте Алигьери

У инквизиции был список книг, которые запрещались к прочтению. Как ни странно, но известнейшая книга Данте “Божественная комедия” также попала в этот список.

Дело в том, что Данте пишет о чистилище , которого на тот момент церковь не признавала. Признала лишь через несколько лет. А также слишком эмоционально описывает судьбы людей, которых следовало бы презирать по канонам церкви.

Данте – единственный человек из этого списка, кого не уничтожили физически, однако поражает тот факт, что жертвами инквизиции становились даже люди, которые были католическими христианами.

2. Джордано Бруно

Великого европейского философа из Неаполя инквизиция казнила за его критику церкви как института, который разжигает войны и только вредит людям.

Помимо этого ему в вину еще и вменяли то, что Бруно был последователем идей Коперника и считал, что Земля вращается вокруг солнца и не верил в жизнь после смерти.

После долгих пыток и зверств, он был казнен на площади в 1600 году, где через много лет ему воздвигли памятник.

3. Жанна д’Арк

Национальная героиня франции , которая вела войны против англичан также пострадала от действий инквизиции. Во время столетней войны Жанна сумела убедить короля в том, что ей руководят высшие силы. Король доверил этой великой женщине управлять армией.

Англичане безжалостно казнили француженку в 1431 году путем сожжения на костре после судебного процесса в городе Руане.

4. Ян Гус

Один из первых деятелей Реформации – движения, которое боролось с католической церковью и выступало против верховенства Папы Римского.

Ян Гус – чешский священник. Много проповедовал в народе против католиков, за что обрел славу. Папа Римский, вследствие этого, издал документ об отлучении его от церкви и запрещающий ему проповеди.

Гуса это не остановило, он продолжил говорить с народом. За что его и поймали инквизиторы, держали долгое время в тюрьме, пытая, и заставляли покаяться. После полугода уговоров, было решено казнить его через сожжение в 1414.

Источники:

http://xexe.club/120216-pyat-samyh-izvestnyh-zhertv-inkvizicii.html
http://pikabu.ru/story/borba_s_eresyu_6_shkolnyikh_zabluzhdeniy_ob_inkvizitsii_6436232
http://zen.yandex.ru/media/id/5c51fdefee8f3100ade4822e/5c66210c39ce5700af962104

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: