Смерть в пасхальную неделю что значит. О поминовении усопших на страстной и пасхальной седмицах
Содержание
- 1 Смерть в пасхальную неделю что значит. О поминовении усопших на страстной и пасхальной седмицах
- 1.1 Если человек умирает на Пасху и в пасхальную неделю: суеверия и церемонии
- 1.2 Как в народе относятся к тому, что человек умирает в Пасху
- 1.3 Траурная церемония по усопшему на Пасху
- 1.4 Поминайте усопших правильно . Особенно в дни Пасхи
- 1.4.1 Обрядовое поминовение начинается после Фоминой недели
- 1.4.2 Смысл похода на кладбище, ― это, прежде всего, молитва
- 1.4.3 Поминая усопших, лучше сделать все правильно – по-Евангельски
- 1.4.4 Существует традиция – приглашать на могилы священника
- 1.4.5 К вопросу о «гробках», «красных горках», «черных неделях»
- 1.4.6 Неосознанные обычаи
- 1.4.7 Что подумают люди…
- 1.4.8 Зачем священник на кладбище?
- 1.5 Если человек умер на пасху и в пасхальную неделю
- 1.6 Как поминать, если родственник умер в Великий пост?
- 1.7 Хорошо или плохо, если человек умирает на Пасхальной неделе
- 1.8 Когда хоронят почивших в Светлое воскресенье
- 1.9 Итоги
Если человек умирает на Пасху и в пасхальную неделю: суеверия и церемонии
Великое воскресенье – это один из самых больших и радостных православных праздников. В этот день люди отмечают воскрешение и вознесение Иисуса Христа на небеса в Царствие Божие, победу жизни над смертью. Но кончина может наступить независимо от православных праздников, и даже в такие дни люди могут умирать. Как проводится траурная церемония, если человек умирает на пасхальной неделе? Стоит ли воспринимать смерть в это период как знак того, что душа усопшего попадет сразу в рай без Страшного суда?
А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓
Как в народе относятся к тому, что человек умирает в Пасху
Для людей этот день имеет разное значение. Одни ходят в церковь, читают молитвы о здравии и поздравляют всех с Воскрешением нашего Спасителя. А вот другие совершенно не верят в Бога, поэтому относятся к Пасхе как к интересному празднику, когда хозяйки устраивают пышные застолья, пекут пасхальные куличи и красят яйца, которые потом дети в ходе веселой игры разбивают одно об другое.
Обычно народ придумывает различные приметы и создает всевозможные легенды. Всё это было бы неплохо, если бы некоторые суеверия не мешали людям нормально жить. Так, одной из обсуждаемых тем является смерть на Пасху. Что происходит с душой умершего?
Происхождение
Описание
В Библии ничего не говорится о том, что умерший на Пасху обязательно попадет в рай.
Конечно же, для многих верующих смерть на Пасху или в Светлую седмицу означает получение милости Божьей. Это не спасение – умереть в этот день, а подтверждение того, что за праведную честную жизнь и покаяние человек был достоин получить высокое благоволение. А вот для тех, кто не верил в Бога при жизни – даже после смерти этот день не имеет ни какого значения.
Траурная церемония по усопшему на Пасху
Смерть может наступить в любой день, независимо от нас. И никто не застрахован от этого в православные праздники. Но как быть с погребением и отпеванием усопшего в день Великого воскресенья или во время Светлой седмицы. Хоронят на Пасху покойников или нет? Здесь нужно уточнить несколько моментов. От чего наступила смерть:
- убийство;
- трагическая гибель человека;
- самоубийство;
- смерть из-за болезни.
Погребение и отпевание самоубийц окружено массой суеверий. Их похороны существенно отличаются от обычных ритуалов. И это никак не связано со смертью в Пасху. По церковным правилам, их нельзя отпевать перед погребением. И при этом хоронить самоубийц можно лишь на третий день после смерти. Но так как не все имеют возможность хранить тело умершего столько дней, оно может быть погребено раньше. Также особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но его убийцы инсценировали его смерть под самоубийство. Тогда священники отпевают усопшего, но в случае ошибки страдания за грехи самоубийцы лягут на родных и его потомство.
А вот естественная смерть или гибель человека никак не повлияет на траурную церемонию. Другой вопрос, можно ли это делать именно на Пасху? Существует мнение о том, что хоронить покойника нельзя в день Великого Воскресения и на Светлую седмицу. Но ведь как жизнь, так и смерть идут своим чередом, независимо от православных праздников.
Если случилась такая беда, то стоит подойти к священнику и посоветоваться. Может быть, нужно подождать один день и со спокойной душой провести всю траурную церемонию вместе с отпеванием после Пасхи. Ведь зачастую священники в этот день заняты праздничными богослужениями. Также нужно учитывать тот факт, что многие кладбища на Пасху закрыты. Поэтому похоронить усопшего просто не получится, или же нужно будет решить много вопросов, чтобы совершить погребение. А вот после Пасхи проще провести всю церемонию и устроить поминальную трапезу.
Умершего на Светлой седмице или на Пасху отпевают и хоронят по особому пасхальному чину. Эти правила впервые зафиксированы в Требнике 1624 года. У гроба скончавшегося в пасхальную неделю может быть более продолжительное служение, чтение пасхального молебна с опущением Евангелия и с произнесением по 3-й, 6-й и 9-й песням канона заупокойных ектений. Пение же «Со святыми упокой» и «Сам един ecи» должно быть оставлено как единственное отличие пасхального погребения. Служение полной панихиды откладывают до Радоницы – дня поминовения усопших. Погребение в Светлую седмицу Пасхи совершается с благодарением и радостью, как указано в Большом Требнике (лист 18).
Порой приметы мешают людям в повседневной жизни. Не нужно отодвигать похороны из-за суеверий, надо посоветоваться с батюшкой. Священник объяснит, когда совершать погребение, и обязательно проведет траурную церемонию в Пасхальную неделю, но только лишь по особому пасхальному чину.
Поминайте усопших правильно . Особенно в дни Пасхи
Во время Страстной недели, Пасхи, а затем всей Светлой седмицы усопшие гласно не поминаются. Продолжается поминовение на Литургии: за проскомидией, на сугубой ектении («о всех прежде почивших»), а также в тайных молитвах после задостойника, – так даже на Пасху молятся об усопших.
Но сама Пасха Господня ― это праздник победы над смертью, дарование Христом жизни вечной всему роду человеческому. И в такие светлые дни поминовению усопших придается особый оттенок.
Обрядовое поминовение начинается после Фоминой недели
Понедельник Радоницы (следующая седмица после Светлой) ― это первый день, когда, собственно, совершается рядовое заупокойное поминовение.
С самой древности описана традиция, когда после Пасхальных торжеств ходили на кладбища. Но для чего? Прежде всего, для молитвы.
В наши же дни поход на кладбище ― скорее, некий повод для «маевки», «пикника на обочине», а также и для встречи с дальними родственниками, которых видишь раз в году. Ну и повод покрасоваться перед односельчанами, чтобы быть «как все», или даже «лучше всех».
Если уж речь идет о трапезе, как о древнейшем церковном установлении, то смысл ее состоит в милостыне. Как сказано в Евангелии: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк.14:12-14).
Таких людей звали, чтобы они помолились об усопших. К примеру, мать блаженного Августина, по местному обычаю, с радостью варила кашу и кормила ею нищих, творя милостыню во благо душам усопших.
Смысл похода на кладбище, ― это, прежде всего, молитва
Ещё более важно – прийти в этот день в церковь на службу и помолиться об усопших. Даже в небольших приходских храмах богослужения все равно совершаются – пусть даже и не Литургии, а только панихиды. А придя в Радоницу на кладбище (вторник второй седмицы после Пасхи), на могилы близких, не следует делать того, что оскорбляет их память, да и Самого Бога.
Например, сейчас традиционным «атрибутом» поминовения стало распивание на могилах алкогольных напитков. Это нонсенс, такого быть не должно. Наставление рюмок, выливание водки в могилу, по большому счету, ― явное отвержение Евангельских норм. Ведь сказано, что Царство Божие ― это не пища и питие (Рим.14:17). Получается, нами руководит типичное языческое представление о том, что покойник должен есть и пить.
С другой стороны, безотказно «срабатывает» явно нехристианское понятие о том, что если мы тут пьем, едим и веселимся, значит, и покойнику «там» хорошо. Как не посмотреть, язычество, да и только.
А ведь главное на Радоницу ― это помянуть, то есть, помолиться о почивших, а не насытиться и упиться. Пьянствуя же, мы свидетельствуем о том, как не любим наших усопших.
Поминая усопших, лучше сделать все правильно – по-Евангельски
Наверняка каждый знает, где неподалеку живет старуха, для которой буханка белого хлеба ― уже лакомство, потому что она не в состоянии его себе купить. Где-то живут вдовы, сироты, инвалиды… Пойти в этот день к ним, принести им что-то покушать, убрать у них дома ― эти дела милосердия принесут и нам самим, и душам наших усопших родных гораздо больше пользы, нежели собственно турпоход на кладбище.
Ведь помолиться об усопших можно в любом месте, в любое удобное время – а уж особенно в храме Божием. Но сделать доброе дело и попросить, чтобы помолились об упокоении раба Божьего имярек ― вот самое лучшее проведение Радоницы.
Итак, смысл трапезы ― это милостыня, наш поход на кладбище ― для молитвы. А у нас получается, что такие «походы» превратились в бессмысленную традицию, когда не все понимают ее смысла и предназначения.Для чего это все? Ну другие идут, и мы идем. Не дай Бог быть хуже кого-то!
Поход на кладбище именно в пасхальные дни не имеет смысла. Церковь для всего устанавливает свое время: время поминать усопших, и время радоваться победе над смертью.
Пасхальная седмица ― это победа над смертью, и даже в церковном уставе сказано, что если на пасхальную седмицу выпадает третий, девятый или сороковой день преставления усопшего, поминание переносится.
Молитва, милостыня, воздержание от языческих обычаев ― вот это основное.
Существует традиция – приглашать на могилы священника
В селах, как правило, никто никуда не спешит, священник совершает общую панихиду, и может подойти к каждой могилочке, спеть «Со святыми упокой» или отслужить литию. В городах с этим сложнее. Огромные кладбища, и родственников зачастую приходится по тысяче на священника. Как быть?
В этом вопросе скрывается еще один немаловажный нюанс поминовения усопших. Если уж мы пришли на кладбище, главное – чтобы сердце было обращено к Богу, и в нем звучала молитва. Но не должно быть тщеславного желания, чтобы вот именно «к моей могилочке» подошел батюшка, именно у моего родственника отслужили.
Бог не считает метры близости священника до могилы усопшего, и уж тем более Бог не сочувствует нашему тщеславию. Если хочется, чтобы имя почившего сродника или близкого человека было вознесено в молитвах, для этого есть Литургия, особые дни поминовения, есть и личное чтение Псалтыри ― все это большое утешение для душ усопших.
Вспомните историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!», прочитать у могилки Пасхальный канон, стихиры Пасхи. Это действительно духовная радость, которой мы делимся с успошими.
К вопросу о «гробках», «красных горках», «черных неделях»
Эти дни не относятся к категории общецерковных уставных поминальных дней, но обычай имеет настолько широкое распространение, что стал практически повсеместным. Его сила велика чрезмерно, и его значение в «народном сознании» порой превосходит все обычные родительские субботы.
Сегодня Радоница становится все менее и менее церковной. Напротив: всё более наполняется языческими и просто противоцерковными обычаями и понятиями. Для большинства Радоница – малопонятный ритуал: никто толком не знает, что оно означает, но на кладбище идут практически все.
В народе его именуют «гробками», «красной горкой», а саму Радоницу «черной неделей». Региональных особенностей превеликое множество, равно как и названий поминальных дней ― «еже по обычаю».
Неосознанные обычаи
В социологии 20-25 лет ― это поколение. Советское время «выбило» из церковной традиции целых три поколения. Определенные знания можно было бы передать от бабушки к внучке, но через три поколения ― это маловероятно. Православные традиции исчезли, а что-то наносное осталось. И когда совершаются поминания, большинство современников вряд ли может четко ответить, для чего то или иное делается.
Вот, например, вспомните обычай в селе, когда несут гроб и останавливаются на перекрестках. Для чего? Дело в том, что раньше во время несения гроба с усопшим от дома к храму для отпевания на каждом перекрестке совершалась лития, читалось Евангелие за упокой (во многих местностях Украины этот добрый обычай сохранился). Это очень хорошо, очень поучительно, всё село вольно-невольно молится…
А в сознании большинства людей остался лишь фрагмент обычая: несут покойника, на перекрестке остановились, а для чего – неведомо. И такого очень много.
Дальше. Даже и в не очень верующих семьях в советские времена ставился портрет покойного, возле которого зажигалась свеча. Хотя по логике вещей ― свеча зажигалась перед иконой. И таких примеров масса…
Даже милостыня превратилась в какой-то странный ритуал раздаяния конфет: детки на Радоницу ходят по кладбищу с кулечками, а им горами складируют конфеты, печенье, фрукты. При этом щедрые «податели» ни на секунду не задумываются: зачем это? Идея хорошая, это ж милостыня! Но по большому счету это превратилось в развлечение.
Что уж говорить о бутылках, собираемых местными «тружениками тыла» после выпивания оставленных на могилках «ритуальных ста граммов»… Выходит, мы собственноручно помогаем падающим упасть?
Что подумают люди…
Представьте, сколько должно пройти лет, чтобы люди, читающие эти строки, согласились с тем, что здесь сказано, и этому научили детей.
Но в отвержении языческих традиций для многих скрывается ужасный и очень болезненный вопрос: «А что люди подумают, что скажут?»
…Умер один из моих родных. Сразу пошли расспросы, надо ли завешивать зеркала? – Нет, в этом нет смысла; зеркала не завесили. А что вилки в качестве столовых приборов нельзя класть на стол поминальной трапезы? – Можно, положили на столе вилки. И всё, проблем не было!
Итак, мы сами многое провоцируем, бездумно соглашаясь с окружающими и повторяя чужие ошибки. Все говорят: надо идти на кладбище, – пойдем и мы. Все говорят, надо поставить рюмку, – поставим и мы. Все говорят, надо раздать конфеты, – раздадим и мы…
Может, не нужно бояться стать «белой вороной» – не лить по примеру соседей водку на могилу, не осквернять память почивших попойками и обжорством, спокойно творить милостыню на фон общего нетрезвого веселья?
Так, наверное, поступать лучше, нежели устраивать пасхальные дебоши.
Зачем священник на кладбище?
Молитвы над гробом, на могиле усопшего совершались всегда. Так что сегодня Церковь ни на йоту не отходит от того, что делалось 10-15 веков назад.
В этом, кстати, может быть и миссионерский смысл. Одно дело, когда сидит прямо-таки компашка людей, выпивающих возле могилы, и другое – когда пришедший священник у могилы произносит священные слова, произносит священные песнопения. Для многих ― это живая проповедь. Без священника посещение кладбища есть следование непонятному ритуалу, а так кто-то помолится, пусть и неосознанно, а кто-то задумается о Вечном.
Присутствие священника на кладбище имеет также и некий дисциплинарный эффект, когда и выругаться стыдно будет, и голос повысить, и песню спеть – все-таки батюшка рядом. Так что наличие священнослужителя помогает облагораживать эту зачастую дикую среду.
От седой древности христиане в послепасхальные дни приходили для особенных молитв на могилы усопших христиан. И сегодня важно, чтобы из обычаев Радоницы ушло все наносное, языческое, чтобы всё, происходящее на кладбищах в эти дни, проистекало бы из христианской любви к покойным, а не из желания сделать «как у людей» или из простого тщеславия.
Чем больше будет нас, православных, тем большая вероятность того, что рано или поздно кладбища превратятся в священные места молитвы, а не превозношений и увеселений.
Если человек умер на пасху и в пасхальную неделю
Смерть в Пасху (на праздник, в пост или будни) одинаково недоступна пониманию живого человека. Находясь внутри жизненного отрезка сложно представить, что находится за гранью. Неизвестное рождает страх, поэтому уход близкого человека в мир мертвых сопровождается интенсивными (часто разрушительными) эмоциями родственников. Первичное бессилие – одно из самых тяжелых переживаний, впоследствии сменяется попыткой хоть немного повлиять на ситуацию. Потребность к действию рождает новый смысл: проводить покойника в последний путь, помолиться и достойно помянуть его, чтобы усопшему было гарантированно хорошо на том свете.
Как поминать, если родственник умер в Великий пост?
Христиане верят в бессмертие души, поэтому поминовение умерших родственников важно и наполнено глубоким смыслом. Новопреставленный прошел свой жизненный путь, по деяниям он даст ответ и попадет в царство божие или ад. Но близкие родственники могут смягчить его участь молитвами.
Отдельного внимания заслуживает особый отрезок времени: Великий пост и светлый праздник Пасхи.
Великий пост – период скорби, воздержания, мыслей о душе и своеобразная подготовка к загробной жизни. В этот период смерть значимого родственника воспринимается особенно трагично. Близкие часто теряются и испытывают затруднения, как молиться и поминать, если человек умер за неделю до Пасхи.
Православная церковь дает четкую последовательность действий, но в народе распространены различные приметы и суеверия на этот счет.
В далеком прошлом считалось, что в Великий пост Бог призывает максимальное количество душ. Статистика ритуальных агентств подтверждает: на весенние месяцы приходится самый большой приток покупателей.
Рекомендации священников
Во время Великого поста усопших поминают в особом порядке:
- Литургическое поминовение с понедельника по пятницу не проводится, только в субботу с и воскресенье служится Полная Литургия.
- Панихиды не совершаются.
- Заупокойную ектению и панихиды служат только в 1,2,3,4 субботы Великого поста.
- Отпевать покойника можно в любой день.
Традиционные поминальные ритуалы на 3-й и 9-й день переносятся на две ближайшие к дате смерти субботы. Подобным образом сороковины на период поста переносятся на субботу. Также поступают с организацией поминальной трапезы.
Если православный преставился во время страстной недели (Страсная Седмица), то отпевать его следует в любой день кроме пятницы (Великий Пяток). Поминальный обед и молитвы (литургия, панихида) переносят на Радоницу (в народе «поминальный день» — первый вторник после пасхальной недели).
Помимо церковного поминовения нужно проводить домашнее (келейное) – можно читать молитву за упокой, Псалтырь, молиться своими словами. Святая Церковь считает домашнюю молитву неотделимой частью церковного богослужения.
Хорошо или плохо, если человек умирает на Пасхальной неделе
Великое таинство Воскресения Христа – самый светлый праздник христиан, торжество победы жизни над смертью, который наполняет радостью сердца верующих. Отсюда происходит убеждение, что если человеку суждено умереть в день Пасхи, то его душа гарантированно попадет в рай.
В чине отпевания умерших сказано, что те, кто скончались на Пасху и Светлую седмицу «сподобляются веселия и радости». Господь призывает каждого в свой срок, дата ухода в праздник ликования и радости означает особую милость Божью. Всю пасхальную неделю христиане ближе ощущают Бога, открываются Царские врата. Это большое утешение для родственников усопшего.
Ситуацию особой даты смерти для умершего следует рассматривать в аспекте православия. Праведный человек искренне верил, соблюдал пост, готовился к пасхальным дням, исповедовался, причащался. Бог открылся ему – это хорошо.
Почему тогда смерть в Пасху настигает не слишком благочестивых людей? На православном форуме был задан вопрос: я прекрасно знал свою соседку, она не верила в Бога, была алкоголичкой, занималась проституцией, но умерла на пасхальной неделе. Неужели покойная отмечена божьим благословением и попадет в рай без суда?
Священнослужитель дал ответ:
- В Священном писании нет записи на этот счет. Подобное мнение – выдумка людей, чтобы облегчить свое душевное состояние.
- В божье Царство попадут чистые сердцем, очистившие душу, те, кто покаялся и при жизни стремился к Господу.
- Люди часто судят о душе мертвых по внешним деяниям при жизни, но не знают, что творилось у них в сердце. Лишь Господу это явно, перед ним покойная понесет ответ за свои деяния.
Поэтому если покойник при жизни был безразличен к Богу, то его дата смерти не имеет абсолютно никакого значения. Безбожники не наследуют Царство Божие.
Когда хоронят почивших в Светлое воскресенье
Похороны, если человек умирает на Пасху, проводят на следующие сутки одновременно с отпеванием. Перед подготовкой траурного обряда стоит посоветоваться со священником. Часто на Христов день кладбища закрыты, а священнослужители заняты организацией праздничного служения.
Также важна причина, по которой умирает христианин:
- Естественная кончина вследствие болезни;
- Родственник трагически погиб;
- Самоубийство;
- Насильственный уход из жизни.
Если умереть в светлую седмицу вследствие естественных причин либо в результате трагической случайности, то изменений в проведении траурных мероприятий нет. Тело хоронят в понедельник после Светлого воскресенья. У гроба проводится особое пасхальное сужение, а полную панихиду организуют в поминальный день — Радоницу. Большой требник гласит, что погребение на пасхальные праздники совершается с радостью и благодарением.
Самоубийство – смертный грех, самовольное прерывание жизни означает отказ церкви хоронить новопреставленных по православным правилам. Погребение разрешается совершать без отпевания, спустя 3 суток после смерти. В случае невозможности хранить тело так долго, допускаются более ранние сроки захоронения.
Для самоубийц нельзя заказывать заупокойные литургии, панихиды, писать записки. Скорбящие родственники (желая смягчить участь покойного) могут молиться за него дома – это не противоречит православным правилам.
Убийство, замаскированное под самоубийство – особый случай. Выяснение истины требует времени, у мертвого тела такого времени на ожидание захоронения нет. Родные могут попросить священнослужителя провести обряд отпевания и провести церковное поминовение. Но, если усопший в действительности самоубийца – ошибка станет грехами потомства.
Итоги
Вопрос: хорошо ли умереть на пасху, означает положительный или отрицательный ответ? Если верить народным суевериям – это очень хорошо. Атеист ответит отрицательно, по его мнению, умереть всегда плохо. Священники объясняют: зависит от того, хотел ли покойный быть спасенным, был ли открыт перед Богом, участвовал ли в таинствах Церкви. Господь видит стремление и посылает благодать. Если не было стремления – любые церковные ритуалы бессильны, дар Вечной жизни недоступен, дата смерти не важна.
Источники:
http://propaskhu.ru/tradicii/esli-chelovek-umiraet.html
http://azbyka.ru/days/p-pominajte-usopshih-pravilno-osobenno-v-dni-pashi
http://rins.ru/esli-chelovek-umer-na-pashu/