Как перестать завидовать православие. Православие молитва от зависть

Зависть: грех, в котором стыдно признаться

Есть притча. Некий крестьянин имел двенадцать жирных, упитанных гусей, а его сосед — одного, грязного и тощего. «Господи, — возмутился сосед, — где справедливость? Как же Ты это допускаешь?» И услышал он глас свыше: «Отныне у тебя будет двенадцать гусей». «Нет, — возразил человек, — сделай лучше, чтобы и у соседа был один».
Сущность зависти: отсутствие любви, печаль из-за благополучия ближнего, желание зла тому, кому живется лучше. Завистливый радуется неудачам других и огорчается их успехам. Он хочет видеть симпатичного уродливым, здорового — больным, богатого — нищим, одаренного — бездарным…
Приведу еще историю. В двухместной больничной палате лежали двое безнадежных больных: на одинаковых койках, в равных условиях. Разница лишь в том, что один мог смотреть в окно, а второй — нет, зато рядом у него находилась кнопка вызова медсестры. Шло время, менялись времена года… Лежащий у окна рассказывал соседу обо всем, что наблюдал: дожде, снеге, солнце, деревьях, то укрытых пушистым сверкающим кружевом, то подернутых легкой весенней дымкой, то убранных зеленью или прощальным желто­алым нарядом…
Однажды больному у окна ночью стало плохо. Он просил сообщить медсестре, но ожесточенный сосед не нажал кнопку. И несчастный умер. На следующий день в палату привезли другого пациента. Старожил воспользовался случаем и попросил переложить его к окну. Теперь он, наконец, увидел, что… окно выходит на глухую серую стену, которая все загораживает. Он замолчал, а затем сказал новому соседу: «Если мне ночью станет плохо, не вызывай медсестру».
До чего доводит зависть! Механизм ее появления в душе прост: глядя на преуспевающего человека, завистник сначала желает того же себе. А когда понимает, что заветная мечта недостижима, хочет отнять блага у другого и сравняться с ним. По мысли апостола Павла, гордость порождает страсть к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения (1 Тим. 6. 4).

Какой цвет у зависти?
Считается, что «белая» зависть стимулирует мысль, не дает самодовольному сердцу пресытиться и побуждает работать над собой: прилагать дополнительные усилия, наверстывать упущенное, побеждать, ставить рекорды. Однако не следует путать зависть с ревнивым стремлением достичь успеха в каком­-то деле.
«Зависть одноцветная, — убеждена православная писательница Наталия Сухинина. — Но лукавая душа, таясь и оправдываясь, бросается реабилитировать себя и шьет по черной зависти белыми нитками». Зависть похожа на магию: как магию «ни раскрашивай», она все равно остается общением с падшими духами. Так и зависть всегда лезет в чужой карман с проверкой, а иногда с желанием присвоить чужое.
Преимущества других, будь то красивая игрушка, дрессированная собака, хороший досуг или престижная должность, кажутся значительными и притягательными. Человек пытается скрыть грубую черную зависть под личиной белой, «обоснованной» зависти, которая легко маскируется под правдолюбие или праведный гнев на власть имущих, богачей, удачливых дельцов, интриганов, подхалимов… Страсть также прячется под видом критиканства, борьбы с привилегиями, разоблачения подлости, радения за нравственность, законность и порядок.
Лукавое самооправдание завистника опирается на недооценку собственных достижений и иллюзию того, что чужие блага ему действительно крайне необходимы. Самообман заходит порой так далеко, что человек верит в свое жалкое положение. Расплата за это велика: беспокойная жизнь, неумение ценить людей, неблагодарность…

Кому и чему мы завидуем?

Бунт зависти выходит за рамки социальных отношений, поскольку досада и обида на неравное с нашей точки зрения распределение благ между людьми в конечном счете обращены к Подателю всех благ — Богу. Не случайно пушкинский Сальери, терзаемый черной злобой к музыкальному гению Моцарта, упрекает именно Небеса.
Возмущение и ропот завистливого сердца: «Господи, почему ему, а не мне?!« — всегда предполагает сомнение в любви, благости, справедливости и мудрости Божией. Поэтому истоки зависти — в глубинах «я», в области личных отношений с Богом. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы… коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21­23).
Зависть — изобретение диавола: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (см. Прем. 1, 13; 2, 23­24). В человеческое общество смерть вторглась вместе с завистью братоубийцы Каина. Зависть и смерть — родные сестры.
По словам старца ПаисияСвятогорца, Каин не стремился разглядеть собственные дарования, а смотрел на дарования Авеля, взрастил в себе недоброжелательность к нему, дошел до братоубийства и восстал против Творца. Но, возможно, Каин имел больше дарований, чем Авель.
В запущенных случаях зависть подвергает душу вечной смерти и поэтому называется смертным грехом. Зависть подобна яду: ведет к духовному самоотравлению, подтачивает психическое и физическое здоровье. Недаром слово Божие гласит: Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (Притч. 14, 30). «Не так моль и червь снедают дерево, как горячка зависти снедает сами кости завистников и отравляет здравие души», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Подмечено удивительно точно! Кости обеспечивают устойчивость и движения тела. Зависть же разъедает духовную стойкость и гасит стремление сердца к Богу.

Читать еще:  Чакры где расположены. Сколько чакр у человека и за что они отвечают

Как врачуется зависть?

Господь повелел нам быть мудрыми и осторожными, чтобы демоны не вторглись в сердце и не раздули из искры пожара. Главное — не дать затянуть себя в водоворот лукавых чувств и мыслей, распознать и погасить первый греховный помысел горячей молитвой и покаянием.
Ключ к преодолению зависти — духовная трезвость, реализм и объективность. А мы чаще виним внешние обстоятельства, чем себя. Если зависть уже гнездится внутри, честно спросим себя: чему завидуем? Так ли уж нас обделили? Наверняка, и нам есть, за что благодарить Господа и людей. Покаяние, молитва благодарения и искреннее осознание своей немощи перед Богом — меч, отсекающий недуг зависти. Замечательное лекарство — делать добро и сопереживать тому, к кому питаем недобрые чувства и намерения.
Завистливых людей выводит из равновесия то, что лежит вне области их влияния. Поэтому важно ставить перед собой реальные созидательные цели и не зацикливаться на чужом имуществе, способностях, добродетелях и достижениях. Занимаясь любимым делом, легче избежать ужасного чувства неполноценности и обделенности. Старец ПаисийСвятогорец советует: «Постарайтесь очистить и освятить свою зависть, чтобы она стала хорошей завистью… Бог не обделил никого, каждому дал определенное дарование, которое может помочь человеку в духовном развитии». Господь каждому из нас дал свой талант и заповедал не закапывать, а развивать его.
По мысли российского психолога Дмитрия Леонтьева, здоровый, счастливый человек превращает проблему в задачу, а невротичный, несчастный — задачу в проблему. Глядя на благополучие другого, нужно ставить перед собой позитивную цель. Как только мы начинаем думать о путях решения проблемы, она тут же становится задачей, и зависти уже нет места.
Допустим, мы сравниваем себя с более успешным сотрудником. Вместо того, чтобы завидовать и обижаться на «несправедливость», давайте задумаемся: «Почему у него все хорошо складывается? А что мне мешает? Что перенять у него?» Верующий человек помолится и о помощи Божией на доброе дело. Тогда энергия зависти будет лить воду на нашу мельницу: способствовать развитию добродетелей, профессионализма и т. п.
Чей­то успех не должен «давить» нам на психику. Зачем зариться на чужое? Ищите свой путь. Не будем упрямыми и твердолобыми, гибкость в достижении цели предполагает смену тактики и стратегии. Этому учит жизненный опыт. Так, женщина, завидующая мужскому лидерству в обществе, может реализоваться, открыв в себе изумительные грани невостребованной женственности, обаяния, художественного вкуса, кулинарного искусства, вокального мастерства и т. д.

Какими еще способами злую энергию зависти можно повернуть в «мирное русло»?

Червь зависти — неприязнь чужой добродетели, внутренней гармонии или внешней привлекательности. Недаром в молитве на сон грядущий мы каемся: «Добро’ту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем». Это о нарушении десятой заповеди Моисеева закона: Не желай… ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17). Верное средство против зависти — смирение. Святитель Тихон Задонский ссылается на блаженного Августина Иппонского: «Зависть есть дочь гордости: умертви мать, и дочь ее погибнет». Кроме того, нужно учиться любить ближнего, ибо любовь не завидует (1 Кор. 13, 4). Так всякое внутреннее зло исцеляется, и клин клином вышибается.
«Если, земное презрев, будешь искать небесного, — продолжает святитель Тихон,-то ни чести, ни славе, ни похвале, ни богатству, ни благородству не будешь завидовать, ибо несравненно лучшего желаешь… Хочешь ли от мучительной этой язвы не снедаться и не повредиться? Вменяй все временное за ничто».
А если завидуют нам? Несомненно, так попущено Богом. Вспомним ветхозаветную историю праведного Иосифа. Братья по зависти продали его в Египет. Но Господь избавил Своего избранника от рабства, клеветы и прочих скорбей, даровал мудрость и благоволение фараона, который поставил его начальником над всей страной.
Благодаря этому попущению весь дом Иосифа спасся от голода и выжил. Вот почему праведный Иосиф никого не осуждал, не мстил и даже утешал братьев: Теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… чтобы оставить вас на земле… Итак, не вы послали меня сюда, но Бог (Быт. 45, 5­8).
Нет худа без добра. Но это видится порой спустя годы, на далеком расстоянии. Тогда мы познаем благой Промысл Божий, и на нас сбываются пророческие слова псалмопевца Давида: Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю (Пс. 36, 5­9).
Разумеется, с потенциальными завистниками нужно держаться осторожно и благоразумно, чтобы не дать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12). Вот некоторые психологические приемы самозащиты: не хвалитесь своими достижениями, удачами и успехами; не любите, когда вас хвалят; не опускайтесь до выяснения отношений; учитывайте принцип — искренняя просьба о совете или помощи в немалой степени обезоруживает завистника.
И помните, что завистник — это несчастный человек с нездоровым чувством собственного достоинства, обуреваемый навязчивыми сомнениями и бесовскими помыслами. Будучи духовно больным, он достоин сожаления и молитвы, а не упреков и возмездия.

Читать еще:  Какие знаки зодиака чаще всего гомосексуалы. Гомосексуальные отношения и гороскоп

Константин Зорин,
бакалавр религиоведения,
православный врач, медицинский психолог

Как бороться с завистью православному

Люди часто говорят «позавидовала по-доброму» или «позавидовала черной завистью». Неужели зависть может быть доброй или злой? Когда она появилась в жизни людей и что она с людьми делает? Зависть – грех или просто чувство, сопровождающее человека по жизни, как любовь или милосердие, хитрость или трусость? Что об этом думает православие? Попытаемся разобраться.

Завистливое прошлое человека

Наверное, зависть сопровождает человека на протяжении всей истории. Вспомним всем известную историю зависти братьев Каина и Авеля. Каин страшно завидует брату – ведь Бог принял жертву Авеля и не принял его.

Зависть уничтожает здравый смысл и братскую любовь. Завистник убивает брата, и наказанный Богом бродит и скитается. Мудрая книга говорит: зависть смертный грех.

Завистливое настоящее

Прошли тысячи лет, а в нашей жизни продолжает жить зависть.

Работают в организации два друга. Они знакомы еще со школы, вместе окончили институт. И так случилось в жизни, что один немного успешнее другого. Лучше учился, был душой компании и на работе его ценят, повышение обещают.

А второй – всегда немного отстает. Он уже не радуется успехам друга, а завидует ему. Злобная зависть заставляет искать способы навредить ему, подставить подножку и возможно самому получить повышение.

Завистливость, живущая в нем, толкает его на подлость. Завидуя другому – он не ищет способа самому стать лучше, добиться лучших результатов и своими успехами доказать право на получение хорошей должности. Завистник считает, что лучшее место на работе, в жизни, в любви должно принадлежать только ему, а не сопернику. Не это ли доказательство: зависть грех.

Совет. Перестаньте завидовать! Сходите на исповедь в Церковь, возлюбите ближних, начинайте молится за тех, кому завидуете!

Православие учит нас – для каждого человека на земле есть свое место. Каждый, приложив усилия, может реализоваться в профессиональном плане, в человеческом, в духовном. Только от самого человека зависит, какой будет его жизнь.

Что думает о зависти православие?

Многие святые мудрецы на протяжении всей истории пытались познать и рассказать людям, что такое зависть. Вот только некоторые примеры.

Иоанн Златоуст считал, что зависть – воплощение дьявола и вражда против Господа. Завистник даже хуже демона. Демон вредит человеку, завистник – готов причинить зло подобным себе. Как говорил старец: Зависть хуже вражды.

Враждующий, ведет борьбу честно и может прекратить вражду, если причина конфликта себя исчерпала. Завистник будет действовать скрытно и не прекратит враждовать никогда, он не сможет объяснить причину своего поведения. Это только дьявольское влияние.

Справиться с греховной завистью И.Златоуст предлагал так: все люди должны жить с Богом в душе. Находясь рядом, люди должны поддерживать друг-друга, помогать без злобы и зависти.

Другой святитель – Василий Великий считал, что бороться с завистью необходимо только молитвой. Ежедневная молитва поможет справиться с грехом. К тому же он давал два простых совета для борьбы с этим грехом.

1.Не надо завидовать: богатство или слава, уважение или награды – все обыденное и земное. И не каждый, даже получив желаемое, может правильно всем этим воспользоваться.

2.Надо перестать завидовать, а весь накопленный негатив направить на свое созидание и преображение.

А еще он считал, что люди, зачастую, сами дают повод к греховной зависти. Не стоит хвастаться своими успехами, деньгами, счастьем. Более скромное поведение сохранит спокойствие и мир между людьми.

Уроки православия

Примеры, описанные в святых книгах и рассказанные святителями показывают: божественная справедливость торжествует. Завистники, опорочившие честного человека, предстанут перед Господом на Страшном суде.

Даже если в голову закралась завистливая мысль – надо с ней бороться. Никогда не стоит сравнивать себя с кем-то еще. Вопрос: чем он лучше меня и почему ему везет больше, чем мне – начало страшного греха зависти. Надо благодарить Бога за свою жизнь, за свои успехи, за то, что дано нам, а не ненавидеть тех, кто успешнее нас.

Зависть, к сожалению, будет идти рядом с нами постоянно – нам будут завидовать. Нам же – надо учиться, не поддаваться ей и жить достойно. Мы – православные, молясь, обязательно с этим справимся.

Зависть

Из наследия Оптинских старцев

Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Читать еще:  Гадание по часам 02 22. Полный сборник трактовок значений одинаковых чисел на часах

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Книги Рожнёвой Ольги в интернет-магазине «Сретение»

Источники:

http://www.slavianka.com/read/azy-pravoslaviya/Zavist
http://proruschurch.ru/kak-borotsya-s-zavistyu-pravoslavnomu/
http://pravoslavie.ru/59244.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×