Рожденный ползать летать не может тип фразеологизма. Рожденный ползать летать не может

Рожденный ползать летать не может

Рожденный ползать летать не может
Из стихотворения в прозе «Песня о Соколе» (1898) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868—1936).
Возможно, что Горький использовал аналогичное выражение из басни «Мужик и корова» русского поэта-баснописца XVIII в. Ивана Ивановича Хемницера (1745—1784). В басне рассказывается, как однажды мужик решил оседлать корову и поехать на ней верхом, но она под седоком «свалилась»:
Скакать корова не училась.
А потому и должно знать:
Кто ползать родился, тому уж не летать.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .

Смотреть что такое “Рожденный ползать летать не может” в других словарях:

Рожденный ползать летать не может — крыл. сл. Цитата из «Песни о Соколе» М. Горького … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

ПОЛЗАТЬ — ПОЛЗАТЬ, ползаю, ползаешь, несовер. 1. Те же знач., что у гл. ползти в 1 и 2 знач., с той разницей, что ползти означает движение в один прием и в одном направлении, а ползать движение, повторяющееся и совершающееся в разное время, в разных… … Толковый словарь Ушакова

лета́ть — аю, аешь; прич. наст. летающий; несов. 1. То же, что лететь (в 1 знач.), с той разницей, что летать обозначает действие повторяющееся, совершающееся в различных направлениях, а также взад и вперед. Воркует голубка, над крышей летая, Кричат… … Малый академический словарь

От Т-80 до “Черного орла” — Значительный модернизационный потенциал, заложенный в конструкции основного танка Т 80, позволяет постоянно наращивать его боевые возможности, которые до настоящего времени далеко не исчерпаны. Последней версией этой выдающейся машины, по… … Энциклопедия техники

Горький Максим — (наст. имя Пешков Алексей Максимович) (1868 1936) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Горький Максим биография • На дне , 1902 *) • В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин) • Чело век! Это великолепно! Это звучит. гордо! Че ло век! Надо… … Сводная энциклопедия афоризмов

Аэрофобия — У этого термина существуют и другие значения, см. Аэрофобия (значения). Аэрофобия (лат. Aerophobia, от др. греч. ἀήρ «воздух» и φόβος страх) боязнь полётов на летательных аппаратах. Содержание … Википедия

Максим Горький — (Алексей Максимович Пешков) (1868 1936 гг.) писатель, литературный критик и публицист Всё в Человеке всё для Человека! Нет людей чисто беленьких или совершенно черненьких; люди все пестрые. Один, если он и велик, все таки мал. Все относительно на … Сводная энциклопедия афоризмов

роди́ть — рожу, родишь; прош. родил, (несов.) родила и (несов.) родила, родило; прич. страд. прош. рождённый, дён, дена, дено; сов. и несов. 1. (несов. также рождать и разг. рожать) перех. и без доп. Дать (давать) жизнь кому л. путем родов, произвести… … Малый академический словарь

Ivan Mosjoukine — dans les années 1920 Données clés Naissance 26 septembre … Wikipédia en Français

Ivan Mozzhukhin — Ivan Mosjoukine Ivan Mosjoukine Ivan Mosjoukine dans les années 20 Naissance 26 septembre 1889 près de Penza … Wikipédia en Français

Откуда появилось выражение – “Рожденный ползать летать не может””?

Многие знают эту крылатую фразу из стихотворения Максима Горького “Песня о соколе”:”Рождённый ползать летать не может”.

Но как же она появилась?

Возможно, Горький использовал аналогичное этому выражение из басни “Мужик и корова”, написанную русским поэтом-баснописцем Иваном Ивановичем Хемницером, в которой рассказывается, как однажды мужик решил оседлать корову и поехать на ней верхом, но. она не выдержала под седоком и “свалилась”:

“Скакать корова не училась,

А потому и должно знать:

Кто ползать родится – тому уж не летать”.

Эту фразу применяют очень часто, берут эпиграфом к школьному сочинению. Это фразеологизм, который родился благодаря знаменитому русскому писателю Максиму Горькому. Максим Горький написал свою знаменитую “Песню о соколе”, где и употребил эту фразу. Само произведение вызывает грусть, потому что сокол погиб. И пусть он “пожил” хорошо и доволен был своей жизнью, но он погиб.

Читать еще:  Курская коренная икона божией матери расписание. Чудотворная икона «Знамение» Курская-Коренная вновь прибудет в Курск

А вот ползать суждено только ужу, который понял, что прелесть полета – в падении. У каждого своя жизнь и свои удовольствия.

Сегодня составители популярной литературной викторины решили спросить нас об известном утверждении про “рожденного ползать”, который не может летать. Эта фраза стала давно крылатым выражением. Думаю, что и автора этих слов все прекрасно знают. Конечно, это Максим Горький.

В 1898-ом году увидело свет небольшое произведение “Песня о соколе”, которое сразу привлекло внимание не только простых читателей, но и революционно настроенных, поскольку они увидели в этом стихотворении в прозе призыв к борьбе и веру в победу.

Правильный ответ на вопрос – эта фраза была написана Максимом Горьким в стихотворении в прозе “Песня о соколе”.

Очень актуальное во все времена выражение. Эта знаменитая цитата из произведения не менее знаменитого писателя Максима Горького, которое называется “Песнь о соколе” и было написано им в 1898 году.

Выражение как ничто лучше показывает, что каждый должен быть на своем месте.

Это цитата из “Песни о Соколе” М.Горького.

Проживший всю жизнь в мрачном сыром ущелье Уж, попытался понять, почему Сокол рвётся к небу, попытался взлететь, но – увы!

Оттуда же и выражение “Безумству храбрых поём мы славу!”

Эта фраза по сути знакома всем еще со школьных времен. Школьники очень часто берут ее для того, чтобы вставить эпиграфом к тому или иному сочинению. Потому что она красивая и говорит о многом.

А родилась данная фраза из под пера классика русской литературы, которого зовут Максим Горький, в юности он был Пешковым. Он в свое время написал произведение под названием Песня о соколе, где и была эта фраза.

Сокол может летать, и пусть жизнь его оборвется, но он понимает что такое свобода и прелести голубых небес. А вот уж может только ползать, а летать ему не под силу и это говорит о том, что у каждого свое направление в жизни.

Рождённый ползать – летать не может!

Передо мною «Песнь о соколе» Максима Горького. Прочитываю дважды. Произведение, буквально, потрясает – амплитудой (взбирания-падения) строк и глубиною вложенного в них смысла!
С первых же строк, врывается в душу картина человеческого существования, в которой чётко и честно расставлены главные действующие лица жизни:

Те, кто пытается механически (физически) познать высоту жизни, как бы вползти на неё, при этом оставляя себя ограниченным в восприятии («ползающим»):

«Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море».

Те, кто, взбираясь, восходя, обретает высоту (не горы даже – неба!), и не для взглядывания свысока, но лишь для последующего полёта, для сияния:

«Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо..»

Те, кто никуда не взбирается, и разбивает, вдребезги, свои жизни, мечты и надежды, о камни действительности, о скалы будней:

«..и бились волны внизу о камень…»

А дальше по тексту, ещё одна схлёстка стихий – горного потока и моря: сильный, напористый, упрямый, узкий (во взглядах? В мечтах?) поток талой воды, буквально, врезается в широкое (душою!) морское пространство:

«А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями.. Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя».

И вот начинается! – Оно! – Главное сражение человеческой жизни! – противостояние – Ужей и Соколов – противоположение – «умеющих жить» и «умеющих летать»! – противопоставление – Мариенгофов и Есенининых! – противо-речие – «читающих лекции о слёзах» и «плачущих»! – противоборство – «поднебных» и «поднебесных»!
«Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях..»
«Уж испугался..подполз поближе.
-Что, умираешь?
-Да, умираю! – ответил Сокол, вздохнув глубоко. – Я славно пожил. Я знаю счастье. Я храбро бился. Я видел небо.. Ты не увидишь его так близко! Эх, ты, бедняга!
-Ну что же – небо? – пустое место.. Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно.. тепло и сыро. ..Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет».

Читать еще:  Джон локк представитель какой философии. Что такое собственность

«И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
-О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я.. к ранам груди и..захлебнулся б моей он кровью! О, счастье битвы.
А Уж подумал. »

В этом месте, я, вдруг, остро осознал принципиальную разницу между тем, как сражаются – Соколы – дети неба, и тем, как сражаются Ужи – дети земли: Соколы, «разят врагов», пытаясь захлебнуть их своею кровью, Ужи, уничтожают своих врагов, захлёбывая их в крови чужой!
Именно поэтому, Ужи – побеждают Соколов на земле, а Соколы – побеждают время.

«А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет. И предложил он свободной птице: – А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. «Быть может, крылья тебя поднимут и поживёшь ещё немного в твоей стихии».
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошёл к обрыву, скользя когтями по слизи камня. И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и – вниз скатился.
И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья..
Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала море».

Наяву вижу, как смертельно раненый, избивший крылья о камни рассудительных писательских глаз, Есенин, идёт к обрыву, «скользя когтями», выплёскивая из горла отчаянные выкрики-конвульсии, кои отскакивают от бронированных сердец собратьев по перу – посредственных не в неумении выразить свои мысли, но – в чувстве прекрасного! Вижу, как «подошёл» он к вырубленной тысячами умелых, умных рук, пропасти, как «расправил крылья, вздохнул всей грудью» своих последних чудеснейших стихотворений, как «покатился вниз..ломая крылья». И что удивительно: море или пучина жизни, поглотив всех, вынесла на берег вечности – стихи Есенина – его душу! – его, тыщи раз такого-сякого! – и никого из «не разбившихся вдребезги» – никого из тех, кто был, вроде как, «лучше: моральнее, умнее» его! – вот такую точку, на все времена, ставит Бог в споре Ужей и Соколов.

А между тем, песнь продолжается. Начинается вторая, кульминационная часть истории:

«В ущелье лёжа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу..
-А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полётам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать всё это, взлетевши в небо хоть не надолго».

Уж искренне не понимает Сокола, его «страсти к небу»! Сокол «смущает» его покой, его прямолинейное, поступательное житьё «своей любовью к полётам в небо». Уж чувствует, что за Соколом стоит не какая-то наивная бравада, но огромное, неведомое, недостижимое для Ужа, пространство жизни, суть которой умещается в одном слове: «полёт», в том самом слове, которого вообще нет в лексиконе Ужа. И вот он решает попробывать..

«Сказал и – сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
Рождённый ползать – летать не может.
Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся:
«Так вот в чём прелесть полётов в небо! Она – в паденьи. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут небо в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы.
Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам всё знаю! Я – видел небо..Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землёй живу я».
И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою».

Читать еще:  Красивые высказывания о душе человека. Душевные статусы со смыслом

Потрясающий монолог-исповедь! В нём – вся жизненная философия умного, доброго, заботливого, творческого, обыкновенного (в чувствах, в мечтах, в самоотдаче, в самоотверженности) человека. Причём, озвучен человек «опытный», человек, якобы познавший небо! – полёт, состояние жизни «поэт», и пришедший к выводу: ничего, мол, особенного в «небе», в «поэте», в «полёте» нет, «летать», дескать, могут все или многие! – Сиганул вниз, шмякнулся о земную твердь, привёл ушибленную башку в порядок от минутного стресса и «свернулся в клубок, гордясь собою»! – вот и всё искусство, вот и весь подвиг, весь «полёт»!

Ни эти ли, «познавшие» и «обесценившие» небо люди – «смеясь над птицами», над поэзией – находят ей земное, практическое применение – пишут стихи для раздумчивого философского досуга, или организуют творческие соревнования для того, чтобы с помощью рифмованных стихов-лозунгов сделать жизнь обыкновенных людей «ещё обыкновеннее», ещё спокойнее, ещё человечнее, милее и беззаботнее!? – ни эти ли, «летающие Ужи», авторитетно и многословно развенчивают поэтов, негодников этаких, погибших из-за своих дурных привычек, из-за «безумства своих желаний»!? – ни эти ли люди, запросто и без зазрения совести, пользуют небо поэзии, как место отдыха, как пространство приятного досуга, как скамейку для обмена будничными впечатлениями, под лузганье словесных семечек!?

Оказывается, что можно, искренне и воодушевлённо, заниматься не вполне своим делом, затрачивая на него десятки лет жизни, проявляя прилежание, тысячекратно «сигая Ужом в небо», создавая груды слов, рассказывающих, расцвечивающих, ругающих или возвышающих обыкновенную – не самоотверженную жизнь, и при всём при этом, не принести – ни себе, ни людям – никакой пользы! – оставшись в положении, чётко обозначенном Мариной Цветаевой: «пустые жесты над пустыми кастрюлями»!

Божественный дар – слова? – да! – но, вначале, Божественный дар – чувства прекрасного! – исполненный в сочетании с высочайшей само-отверженностью – не доступен всем и каждому – кто, по-злому или по-доброму, живёт землистую жизнь! – всем, кто искренне или намеренно ошибся со своим предназначением, с местом приложения своих душевных усилий, и стал, например, «вечно перспективным плохим поэтом», или «не летающим Соколом», лишив себя, тем самым, прелести всего земного «и Уж», тем паче, прелести небесного!

«Уж» – не плохой! «Уж» не содержит в себе непосредственной причины гибели «Сокола». Он – тот, кто, заполонив небо своими «шмяканиями», тем или иным образом, способствует тому, чтобы «Соколов» в мире становилось всё меньше и меньше. «Уж» – это умная и бесслёзная, надёжная и опасная, ужасная и трагическая, несчастная и массовая подмена небом ползающим неба летящего!

«Блестело море всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
В их львином рёве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:
«Безумству храбрых поём мы славу!
Безумство храбрых – вот мудрость жизни! О славный Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью.. Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
«Безумству храбрых поём мы песню!».

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.02.2013. Рождённый ползать – летать не может!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2382/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1639939-otkuda-pojavilos-vyrazhenie-rozhdennyj-polzat-letat-ne-mozhet.html
http://www.stihi.ru/diary/vadimsharygin/2013-02-21

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: