Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии

Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии в 2-х частях. Сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д.

М.: Наука, 1994. – 775с.

Предлагаемая хрестоматия по социологии религии предназначена прежде всего для студентов социологических факультетов, изучающих социологию религии, и студентов тех вузов, в которых изучается религиоведение. Она составлена в расчете на то, что будет служить подспорьем и дополнением к учебникам по социологии религии и религиоведению.

Во введении представлена социология религии как научная дисциплина, рассказано о ее предыстории, возникновении и развитии, охарактеризована ее основная проблематика и таким образом дано обоснование и объяснение построению хрестоматии, состоящей из шести разделов: “Религия в истории социальной мысли”, “Методологические основы социологии религии”, “Религия в социальной структуре общества”, “Религия и личность. Социально-психологический аспект религии”, “Религия и культура”, “Религия и социальная динамика”.

В отборе работ, представленных в хрестоматии, мы руководствовались двумя мотивами – включить классические тексты и работы наиболее авторитетных современных социологов. С сожалением приходится констатировать крайнюю скудость отечественной литературы по социологии религии. Ряд текстов впервые появляются в хрестоматии в переводе на русский язык. Помимо работ специалистов-социологов мы сочли полезным дать также фрагменты работ историков, философов, психологов, необходимых для понимания тех или иных проблем социологии религии. Таким образом, благодаря хрестоматии основная масса студентов практически впервые получит возможность работать с текстами, без знания которых невозможно сколько-нибудь серьезное изучение религиоведения, включая социологию религии.

Учитывая, что религия, ее роль в жизни общества сегодня по ряду причин вызывает большой интерес, издание хрестоматии может быть делом полезным для системы гуманитарного образования в целом.
В.И. Гараджа

Формат: doc / zip

Скачать / Download файл

Оглавление

Часть I
ВВЕДЕНИЕ РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Раздел первый. РЕЛИГИЯ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
1. БОГОВО И КЕСАРЕВО, ПОДЧИНЕНИЕ РЕЛИГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Гоббс
2. О СУЕВЕРИИ И ИССТУПЛЕНИИ. Д. Юм
3. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ К УСТАНОВЛЕННОЙ В СТРАНЕ РЕЛИГИИ. Ш. Монтескье
4. МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП РЕЛИГИИ. Я. Кант
5. ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ К ГОСУДАРСТВУ. Г.В.Ф. Гегель
6. ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ ИСТОРИИ. О. Конт
7. РЕЛИГИОЗНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ. К. Маркс
8. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА: ЦЕРКОВЬ И МИР. С. Франк

Раздел второй МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ
1. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Э. Дюркгейм
2. “ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЧЕСТНОСТЬ” КАК ПРИНЦИП НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ РЕЛИГИИ. М. Вебер
3. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ДЮРКГЕЙМОВУ ТЕОРИЮ РЕЛИГИИ. Т. Парсонс
4. РЕЛИГИЯ КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, ФОРМИРУЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОПЫТ. Р. Белла

Раздел третий. РЕЛИГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА
1. БОЖЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБЩИНЫ ДРЕВНЕГО МИРА. Н. Фюстелъ де Куланж
2. ИЕГОВА И ПРОРОКИ. В. Робертсон Смит
3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. Г. Зиммелъ
4. ЦЕРКОВЬ И СЕКТА. Э. Трёлъч
5. МОНАШЕСТВО В ВОСТОЧНОМ И ЗАПАДНОМ ОБЩЕСТВЕ. А. Гарнак
6. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИНСТИТУТОВ. Л. Леви-Брюль
7. РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПЕРЕГРУППИРОВКИ. П. Сорокин
8. РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. М. Вебер

Раздел четвертый. РЕЛИГИЯ И ЛИЧНОСТЬ.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕЛИГИИ
1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ И ИНТЕРЕСЫ. М.Вебер
2. ПСИХИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. З. Фрейд
3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ И ТРАДИЦИЯ. П. Бергер
4. ТИПЫ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА. Э. Фромм
5. РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАК ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ. В. Франкл
6. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ, ЧАСТНЫЙ ИНДИВИД И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ. Д. Лукач
7. СМЕРТЬ И РЕИНТЕГРАЦИЯ ГРУППЫ. Б. Малиновский
8. ТАБУ. А. Рэдклифф-Браун
9. КОЛЛЕКТИВНЫЙ РИТУАЛ. Э. Дюркгейм
10. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ. М.Вебер

Читать еще:  Снится дочь. Дочь по соннику

Часть II
Раздел пятый. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
1. СВЯЩЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ КАК СИМВОЛЫ. Э. Дюркгейм
2. КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ РЕЛИГИИ. 3. Фрейд
3. ТИПЫ МАГИИ. Дж. Фрэзер
4. МАГИЯ И РЕЛИГИЯ. В. Малиновский
5. ВОСТОЧНОЕ И ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО. Л. Гарнак
6. КОНТРОЛЬ НАД КОЛЛЕКТИВНЫМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ КАК ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ. К. Маннгейм
7. РЕЛИГИОЗНОЕ НЕПРИЯТИЕ МИРА. М. Вебер

Раздел шестой. РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
1. ПРОТЕСТАНТИЗМ И КАПИТАЛИЗМ. М. Вебер
2. СЕКТАНТСТВО И РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. Н.М. Никольский
Сектантство крепостной эпохи
Сектантство пореформенной эпохи
Кризис государственной церкви
3. РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. К. Маннгейм
4. ГОЛОД И ИДЕОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА. П. Сорокин
5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА. Р. Белла
6. РЕЛИГИОЗНЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ. Р. Белла
7. ОТ СВЯЩЕННОГО К СВЕТСКОМУ. Д. Белл
8. РЕЛИГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ РОССИИ. С.Н. Булгаков

ПЕРСОНАЛИИ
Приложение
РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu – см. раздел ” Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. “

Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии

Оглавление

ПРОГРАММА
ОБНОВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
РЕЛИГИЯ и ОБЩЕСТВО
ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ

Часть I
Для высших учебных заведений
Стратегический комитет программы:
Владимир Кинелев, Владимир Шадриков, Валерий Месъков, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Елена Карпухина
Общая редакция и вступительная статья – В.И. Гараджа
Составители:
член-корреспондент РАН, доктор философских наук, проф. В.И. Гараджа; кандидат философских наук Е.Д. Руткевич
Приложение подготовлено кандидатом философских наук ЮЛ. Зуевым
Рецензенты:
доктор философских наук Ю.А. Левада, доктор философских наук Ф.Г. Овсиенко
Редакторы издательства: Т.В. Савич, Т.Е. Филиппова, A.M. Радченко
Учебное издание
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
Хрестоматия по социологии религии
Часть I

ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая хрестоматия по социологии религии предназначена прежде всего для студентов социологических факультетов, изучающих социологию религии, и студентов тех вузов, в которых изучается религиоведение. Она составлена в расчете на то, что будет служить подспорьем и дополнением к учебникам по социологии религии и религиоведению.
Во введении представлена социология религии как научная дисциплина, рассказано о ее предыстории, возникновении и развитии, охарактеризована ее основная проблематика и таким образом дано обоснование и объяснение построению хрестоматии, состоящей из шести разделов: “Религия в истории социальной мысли”, “Методологические основы социологии религии”, “Религия в социальной структуре общества”, “Религия и личность. Социально-психологический аспект религии”, “Религия и культура”, “Религия и социальная динамика”.
В отборе работ, представленных в хрестоматии, мы руководствовались двумя мотивами – включить классические тексты и работы наиболее авторитетных современных социологов. С сожалением приходится констатировать крайнюю скудость отечественной литературы по социологии религии. Ряд текстов впервые появляются в хрестоматии в переводе на русский язык. Помимо работ специалистов-социологов мы сочли полезным дать также фрагменты работ историков, философов, психологов, необходимых для понимания тех или иных проблем социологии религии. Таким образом, благодаря хрестоматии основная масса студентов практически впервые получит возможность работать с текстами, без знания которых невозможно сколько-нибудь серьезное изучение религиоведения, включая социологию религии.
Учитывая, что религия, ее роль в жизни общества сегодня по ряду причин вызывает большой интерес, издание хрестоматии может быть делом полезным для системы гуманитарного образования в целом.
В.И. Гараджа

Религия в секулярном обществе (по: Бергер П. ЕретическийИмператив//Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии.С. 339-364).

Итак, будучи одним из представителей неоклассической теории секуляризации, наряду с Т. Лукманом, Т. Парсонсом, Б. Уилсоном, Д. Мартином, К. Доббелере и др., он определяет ее (секуляризацию) как «процесс, в ходе которого сферы жизни общества и культуры выведены из под контроля религиозных организаций и символов…Также как существует секуляризация общества и культуры, так существует и секуляризация сознания» . Таким образом, Бергер утверждает, что в странах современного Запада появляется все больше людей, которые смотрят на мир без его религиозной интерпретации .

Читать еще:  Узнать делится ли число. Основные признаки делимости

Одним из серьезных следствий секуляризации является увеличивающееся ослабление религиозных легитимаций, которое ведет к потере тех традиционных интерпретаций реальности, которые ранее выдвигались религией

На уровне отдельно взятого индивида этот процесс проявляется, в первую очередь, в возрастающих сомнениях относительно основ религий и появлении многочисленных религиозных организаций, претендующих на обращение индивида в «свою» веру, предлагая «свои» объяснения реальности. Первое явление Бергер называет «объективной» секуляризаций, а второе – «субъективной».

Рассматривая секуляризацию в ее историческом контексте, социолог констатирует тот факт, что ее первоначальной площадкой были те области экономики, которые возникли в ходе прогрессирующего развития индустриализации и капитализма. Характерной чертой такой секуляризации является ее «неравномерное распределение» среди различных социальных слоев, следствием которого является «поляризация» религии между ее публичной и частной сферами (государством и семьей). Но, тем не менее, даже в случаях мощной секуляризации обыденной жизни, религиозная символика по-прежнему сохраняет свое значение.

Социолог смело заявляет о том, что современному этапу индустриализации свойственна секуляризация самого политического устройства, проявляющаяся, главным образом, в отделении и независимости государства и церкви, вследствие чего «новое» государство становится свободным и от религиозных интерпретаций проводимых политических мер, и от непосредственного влияния религиозных организаций, но тем не менее, прикрываясь религиозной символикой единства (примерами могут послужить Англия и Швеция)

Процесс модернизации общества неумолимо ведет к «рационализации», которая, в свою очередь, является предпосылкой для создания любого современного индустриального общества. Одной из центральных характеристик такого общества является «индивидуализация религии» , основной смысл которой заключается в том, что религия переходит из публичной сферы в частную, становясь личным делом выбора отдельного индивида или семьи. Как пишет, П. Бергер, такая индивидуальная религиозность уже не в состоянии выполнять одну из наиболее важных своих функций, а именно, создавать «общий номос», в котором вся общественная жизнь приобретает наивысший смысл .

Но даже те религиозные ценности, которые изолированы внутри частной жизни, как правило, не имеют никакого значения в контексте социальных институтов. Например, политический деятель, приверженец определенных религиозных убеждений в сфере частной жизни, вполне может поступать в публичной сфере, не ссылаясь на ценности той религии, которую он исповедует. Следовательно, религия теряет свою реальную достоверность и нуждается в «каркасе», в качестве которого выступают различные религиозные организации и, конечно же, церкви.

По мнению социолога, процесс секуляризации, порождающий «полярность» религии, выступает как причина появления плюралистической ситуации, возниконовению которой, в значительной мере, способствовали религиозные войны. С момента разрушения единства христианской церкви (христианской монополии) запускается процесс ее дальнейшего дробления, который приводит к массовой веротерпимости религиозных убеждений как среди католиков, так и среди протестантов. Раньше всего этот процесс реализовался в Америке и вылился в создание «деноминационной системы», которая, иногда, интерпретируется как церковь, которая обязана соглашаться с присутствием других церквей на одной территории .

Анализируя плюралистические ситуации в их историческом контексте, американский социолог проводит яркую типологию с рыночной ситуацией. Так как существовавшие ранее монополии не могут больше полагаться на преданность тех людей, которых ни «обслуживали», религиозные традиции теперь должны находить себе «сбыт», т.е. оны должны быть «проданы» тем клиентам, которые уже будут покупать их не в силу насильного навязывания, а посредством добровольного выбора. В такой ситуации религиозный институт предстает перед нами как «деятель рынка», традиции религии как «потребительский товар», более того, в условиях постоянной конкуренции неожиданно важной становится такая характеристика религиозных организаций как «эффективность». Именно она является базисной причиной рационализации на уровне «социально-религиозных структур» и находит свое выражение в таком явлении как «бюрократия».

Читать еще:  Огромные мифические существа. Самые необычные мифические существа мира

Бюрократизация религиозных организаций, как пишет социолог, набирает быстрые обороты в современном мире, затрагивая как внутренние, так и внешние общественные отношения. Также она требует особого персонала, как правило, минимизируя значимость традиционных типологий религиозного управления, но увеличивая значимость должного приспособления к своей «новой роли», независимо от того является индивид выходцем протестантской или католической традиции .

Бюрократизация также рассматривается П. Бергером в качестве предпосылки к появлению экуменизма, т.е. отношений доброго сотрудничества среди различных групп религиозного рынка. Наиболее яркими чертами современного экуменизма являются:

1) объединение религиозных организаций (наиболее распространено в протестантизме), за счет которого уменьшается конкуренция;

2) организация религиозного рынка оставшимися единицами происходит путем взаимовыгодных договоренностей

Плюралистическая ситуация порождает достаточно мощную новую форму взаимоотношений мирян, а именно, существенную динамику их предпочтений.

Таким образом, мы видим, что изменения происходят не только на уровне структуры религии, но и в ее вероучительном содержании, которое теперь становится предметом «популярности».

Социолог указывает на наличие нескольких факторов, значительно влияющих на возможные направления изменений предпочтений мирян. Первый фактор можно обозначить как изменение предпочтений потребителя в сторону таких религиозных продуктов, которые легко согласуются с их «секуляризованным сознанием» .

Определяя процесс секуляризации как глобальное по своим масштабам направление Бергер отмечает тот важный факт, что само вероучительное содержание также оказывается захваченным глобальной тенденцией изменений в сторону процесса секуляризации.

Второй фактор связан с ролью религии в жизни общества. Так как социальная значимость религии сконцентрирована в частной сфере, то для успешного сбыта религии необходимо, в большей степени, указание на ее «значимость» для частной сферы жизни, нежели пропаганда ее применения в рамках социальных институтов. В результате сами религиозные организации адаптировались к тем потребностям человека, которые свойственны ему в сфере личной жизни, например, основной акцент делается на внутрисемейных отношениях и «психологических» проблемах индивида

Неизбежным следствием плюралистической ситуации, по мнению автора, оказывается существенное изменение положения религии в сознании индивида, а именно, появляется абсолютная неуверенность в том каркасе убедительности, который еще совсем недавно подразумевался как само собой разумеющийся. Также такая ситуация неизбежно ведет к тому, что прежнее вероучительное содержание может сохранить свой статус лишь в качестве так называемых «религиозных предпочтений» , т.е. происходит своеобразное «перемещение» данного содержания с уровней сознания, на которых находятся «основные истины», на уровни, на которых располагаются многочисленные взгляды субъективного характера, а именно, такие взгляды, мнения о которых могут значительно расходиться. Следовательно, плюралистическая ситуация, благодаря своей тесной связи с процессом секуляризации, порождает «кризис убедительности» в религии.

Как уточняет социолог, все эти процессы заложены в самой инфраструктуре современного типа общества. Не оставляет он без внимания и проблему религиозной «демонополизации», т.е. такого процесс, который протекает и на уровне социальных структур, и на уровне социальной психологии и означающий невозможность религиозного восприятия мира. Точнее, многочисленные религиозные объединения, при помощи различных средств, пытаются сохранить свои индивидуальные универсумы среди множества других универсумов. Такая совокупность религиозных интерпретаций понимается индивидом как некий набор определенных возможностей, из которых индивид выбирает наиболее подходящий для него вариант

Источники:

http://alleng.org/d/relig/relig028.htm
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/SocRelig/_Index.php
http://mylektsii.ru/5-35318.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: