Психологические типы личности по К. Юнгу

Психологические типы личности по К. Юнгу

Карл Густав Юнг и аналитическая психология

Среди наиболее выдающихся мыслителей XX века можно с уверенностью назвать швейцарского психолога Карла Густава Юнга.

Как известно, аналитическая, точнее — глубинная психология есть общее обозначение ряда психологических направлений, выдвигающих, среди прочего, идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Одним из таких направлений, базирующихся на понятиях и открытиях в области психического, сделанных Юнгом в разное время, является аналитическая психология. Сегодня в повседневной культурной среде общеупотребительными и даже шаблонными стали такие понятия, как комплекс, экстраверт, интроверт, архетип, некогда введенные в психологию Юнгом. Существует ошибочное мнение, что юнговские идеи выросли на почве идиосинкразии к психоанализу. И хотя ряд положений Юнга действительно строится на возражениях Фрейду, сам контекст, в котором в разные периоды возникали «строительные элементы», впоследствии составившие оригинальную психологическую систему, разумеется, гораздо шире и, что самое главное, он базируется на отличных от фрейдовских представлениях и взглядах как на человеческую природу, так и на интерпретацию клинических и психологических данных.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской церкви; дед и прадед со стороны отца были врачами. Учился в Базельской гимназии, любимыми предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история. В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медицину, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии. Помимо этих дисциплин глубоко интересовался философией, теологией, оккультизмом.

По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений», оказавшуюся прелюдией к его длившемуся почти шестьдесят лет творческому периоду. Основанная на тщательно подготовленных спиритических сеансах со своей необычайно одаренной медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк, работа Юнга представляла описание ее сообщений, полученных в состоянии медиуматического транса. Важно отметить, что с самого начала своей профессиональной карьеры Юнг интересовался бессознательными продуктами психического и их значением для субъекта. Уже в этом исследовании /1- Т.1. С. 1–84; 2- С. 225–330/ легко можно увидеть логическую основу всех его последующих работ в их развитии — от теории комплексов к архетипам, от содержания либидо к представлениям о синхронности и т. д.

В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бурхгольцли (пригород Цюриха). Он поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря. Блейлер был зримым воплощением работы и профессионального долга. От себя и сотрудников он требовал точности, аккуратности и внимательности к пациентам. Утренний обход заканчивался в 8.30 утра рабочей встречей персонала, на которой заслушивались сообщения о состоянии больных. Два-три раза в неделю в 10.00 утра происходили встречи врачей с обязательным обсуждением историй болезни как старых, так и вновь поступивших пациентов. Встречи происходили при непременном участии самого Блейлера. Обязательный вечерний обход происходил между пятью и семью часами вечера. Никаких секретарей не было, и персонал сам печатал на машинке истории болезни, так что порой приходилось работать до одиннадцати часов вечера. Больничные ворота и двери закрывались в 10.00 вечера. Младший персонал ключей не имел, так что, если Юнг хотел вернуться из города домой попозже, он должен был просить ключ у кого-либо из старшего медперсонала. На территории больницы царил сухой закон. Юнг упоминает, что первые шесть месяцев он провел совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время читал пятидесятитомную «Allgemeine Zeitschrift für Psychiatrie».

Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций. Юнг пришел к выводу, что посредством словесных связей можно обнаружить («нащупать») определенные совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально «заряженных») мыслей, понятий, представлений и, тем самым, дать возможность выявиться болезненным симптомам. Тест работал, оценивая реакцию пациента по временной задержке между стимулом и ответом. В результате выявилось соответствие между словом-реакцией и самим поведением испытуемого. Значительное отклонение от норм отмечало присутствие аффективно-нагруженных бессознательных идей, и Юнг ввел понятие «комплекс», чтобы описать их целокупную комбинацию. /3- С.40 и далее/

В 1907 году Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу Юнг послал Зигмунду Фрейду), несомненно повлиявшее на Блейлера, который спустя четыре года предложил термин «шизофрения» для соответствующей болезни. В этой работе /4- С. 119–267; 5/ Юнг предположил, что именно «комплекс» отвечает за выработку токсина (яда), задерживающего умственное развитие, и именно комплекс напрямую направляет свое психическое содержание в сознание. В таком случае маниакальные идеи, галлюцинаторные переживания и аффективные изменения при психозе представляются как в той или иной степени искаженные проявления подавленного комплекса. Книга Юнга «Психология dementia praecox» оказалась первой психосоматической теорией шизофрении, и в дальнейших своих работах Юнг всегда придерживался убеждения о первичности психогенных факторов в возникновении этой болезни, хотя постепенно и оставил «токсинную» гипотезу, объясняясь в дальнейшем больше в терминах нарушенных нейрохимических процессов.

Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов. Используя в опытах теорию Фрейда — его труды он хорошо знал, — Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал психоаналитическое движение как таковое. Встреча дала начало тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 года. Фрейд был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга, в некотором смысле, отцовской фигурой. Со своей стороны, Фрейд, воспринявший поддержку и понимание Юнга с неописуемым энтузиазмом и одобрением, уверовал в то, что наконец-то нашел своего духовного «сына» и последователя. В этой глубоко символической связи «отец — сын» росли и развивались как плодотворность их взаимоотношений, так и семена будущего взаимоотречения и размолвки. Бесценным даром для всей истории психоанализа является их многолетняя переписка, составившая полновесный том /6- P.650 [том содержит 360 писем, охватывающих семилетний период и варьирующих по жанру и объему от короткой поздравительной открытки до фактического эссе в полторы тысячи слов]; 7- С. 364–466 [на русском языке переписка частично опубликована здесь]/.

В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего фабриканта Эмме Раушенбах (1882–1955), с которой прожил вместе пятьдесят два года, став отцом четырех дочерей и сына. Вначале молодые поселились на территории клиники Бурхгольцли, занимая квартиру этажом выше Блейлера, а позже — в 1906 году — переехали во вновь отстроенный собственный дом в пригородное местечко Кюснахт, что неподалеку от Цюриха. Годом раньше Юнг начал преподавательскую деятельность в Цюрихском университете. В 1909 году вместе с Фрейдом и другим психоаналитиком — венгром Ференчи, работавшим в Австрии, Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций по методу словесных ассоциаций. Университет Кларка в штате Массачусетс, пригласивший европейских психоаналитиков и праздновавший свое двадцатилетнее существование, присудил Юнгу вместе с другими почетную степень доктора.

Читать еще:  Соник сновидение мусульманский. Исламский сонник — толкование снов

Типы личности Юнга: модель типологии

Карл Юнг был швейцарским психологом и психотерапевтом, получившим известность за свои основы аналитической психологии и работу «Психологические типы». Его работа была результатом двадцатилетних исследований в области практической психологии. Это была попытка найти компромисс между двумя господствующими теориями, которые существовали в то время – одна из этих теорий принадлежала Зигмунду Фрейду, а другая принадлежала Альфреду Адлеру.

Карл Юнг первым представил понятия интроверсии и экстраверсии, хотя современное использование этих двух принципов отклонилось от его первоначальных определений. Он пришел к выводу, что теория Фрейда была экстравертированная по своей природе, в то время как теория Адлера была интровертированная.

Термины интроверсия и экстраверсия впервые ввел Карл Густав Юнг, однако их понимание и употребление в психологии отличаются от первоначального значения.

В своей книге «Психологические типы» Юнг попытался не только найти компромисс между двумя теориями, но и определить, как его собственный взгляд отличается от взгляда Фрейда и Адлера.

Индивидуальные типы Юнга (или типология) не является гороскопической системой анализа характера, это не система для обозначения людей, она была изобретена не для упрощения понимания людей и типов личности, а чтобы продемонстрировать сложность человеческой типологии и ее последствия.

Оригинальная типология Юнга построена на

  • две личностные установки: экстраверсия и интроверсия;
  • четыре функции (или способы ориентации): мышление, ощущение, интуиция и чувство.

Четыре функции разделены на то, что Юнг называл рациональными (или судящими) и иррациональными (или воспринимающими) функциями. Согласно Юнгу, мышление и ощущения рациональны, в то время как интуиция и чувства иррациональны.

Разделение функций

Важно понимать , что Карл Юнг имел в виду под интроверсией и экстраверсией. Юнг рассматривал интроверсию и экстраверсию как отношения. По его словам, интроверсия – это сосредоточение внимания на внутреннем мире, в то время как экстраверсия – это сосредоточение внимания на внешнем мире.

По мнению Юнга, невозможно продемонстрировать экстраверсию или интроверсию в изоляции. Чтобы стать очевидными, они должны быть связаны с одной из четырех функций — мышлением, ощущением, интуицией и чувством. В итоге получается восемь вариантов:

  1. экстравертное мышление;
  2. интровертное мышление;
  3. экстравертное ощущение
  4. интровертное ощущение;
  5. экстравертное интуиция;
  6. интровертное интуиция;
  7. экстравертное чувство;
  8. интровертное чувство.

Все четыре функции – мышление, ощущение, интуиция и чувство – используются в разное время в зависимости от обстоятельств, но, по словам Юнга, обычно предпочтение будет отдаваться одной преобладающей функции или «высшей функции». Эта тенденция может быть как врожденной, так и развитой в течение жизни.

Менее предпочтительная функция – четвертая функция – используется бессознательно; Юнг назвал ее «низшей функцией». Низшая функция всегда противоположна вашей основной функции.

Согласно Юнгу, ваша доминирующая функция представляет собой ваше сознательное поведение, а ваша низшая функция представляет собой ваше бессознательное или подавленное поведение.

Согласно теории типов личности Юнга противоположность мышления – это чувство, а противоположность ощущения – это интуиция.

Противоположные функции

Если ваша высшая функция (или первичная функция) – мышление, то ваши вторичные функции (или вспомогательные функции) – интуиция и ощущение, а ваша низшая функция (менее развитая, бессознательно используемая функция) – чувство.

Согласно теории психологических типов Юнга, если ваша основная функция – мышление, то чувство не может быть вашей вторичной функцией, потому что оно находится на противоположной стороне спектра.

Точно так же, если ваша основная функция – ощущение, ваши вспомогательные (вторичные) функции – это мышление и чувство, а ваша низшая функция – интуиция.

Та же логика применима и к личностным установкам – экстраверсии и интроверсии. Если ваш основной режим – экстравертное мышление, ваш менее используемый и менее сознательный режим будет интровертным чувством.

Как правило, людям трудно работать, используя наименее предпочтительную функцию, но это не значит, что вы не можете развить свою низшую функцию и поднять ее на более сознательный уровень.

Мари-Луиза фон Франц, швейцарский Юнговский психолог и ученый, написала в своей типологии Юнга:

В области низшей функции существует большая концентрация жизни, так что, как только высшая функция изнашивается – начинает греметь и терять масло, как старый изношенный автомобиль – если людям удастся обратиться к своей низшей функции, они вновь откроют для себя новый потенциал жизни. Все в области низшей функции становится захватывающим, драматичным, полным положительных и отрицательных возможностей. Существует огромная напряженность, и мир как бы заново открывается через низшую функцию.

Активация низшей функции не лишена побочных эффектов.

Во-первых, усиление низшей функции автоматически будет означать ослабление высшей функции.

Во-вторых, согласно теории Юнга, переключение на низшую функцию может привести к сильным эмоциональным реакциям от влюбленности до слепой ярости.

Если вы хотите активировать свою низшую функцию, вам нужно понять, что это занимает время, так как вы должны сначала пройти через одну из своих вспомогательных (вторичных функций).

Переключение функций

Существование личностного теста Юнга?

Вы можете быть разочарованы, услышав, что нет никакого теста личности Юнга. Хотя Карл Юнг не мог предсказать коммерческое использование своих психологических типов, он оставил несколько предупреждений:

В медицинских кругах было высказано мнение о том, что мой
метод лечения заключается в подгонке пациентов к этой системе
и предоставлении им соответствующих «рекомендаций». , , Моя типология
– скорее довольно важный инструмент, служащий для сортировки и упорядочивания
сумбура эмпирического материала, но ни в каком смысле не
для наклеивания ярлыков на людей. , , , Это не физиогномика, и не
неикая антропологическая система, а критическая психология, связанная с
организацией и разграничением психических процессов, которые могут
показаться типичными.

Из этой цитаты мы знаем, что вряд ли Карл Юнг одобрил бы использование своей модели для тестов личности. Кроме того, автор предупредил, что использование его теории для лучшего понимания себя не так просто. Он сказал:

Читать еще:  Рождество иоанна крестителя в каком облачении служат. Православный мир празднует рождество иоанна предтечи

Хотя есть личности не вызывающие сомнения, чей тип можно
распознать с первого взгляда, это далеко не всегда так очевидно.
Как правило, только внимательное наблюдение и взвешивание доказательств
позволит произвести верную классификацию. Несмотря на простой и понятный
основополагающий принцип [противоположных установок и функций], в реальной
действительности может быть довольно сложен для применения, потому что каждый человек является исключением из правила.

Хотя популярный личностный тест типологии Майерс-Бриггс основан на психологических типах Юнга, существуют некоторые важные различия между этими двумя теориями. Кроме того, обе теории подверглись критике за отсутствие контролируемых научных исследований.

⚠ [ Все материалы носят ознакомительный характер. Отказ от ответственности krok8.com ]

Психологические типы по К.Г. Юнгу (Краткая типология Юнга)

В своей книге «Психологические типы» К.Г. Юнг выделяет 8 типов людей на основе признаков вертности(интроверсия и экстраверсия), рациональности и иррациональности, а также 4 функций психики (мышление, чувство, интуиция и ощущение). Две из этих функций являются строго рациональными (мышление и чувство), т.е. воспринимающими информацию извне в соответствии с предварительной установкой на определённое восприятие, и две – иррациональными (интуиция и ощущение), воспринимающими информацию непосредственно, без предварительной установки. Но каждая из четырёх функций психики может быть как экстравертной, так и интровертной, исходя из чего типов выделяется 8, и каждому из них соответствует определённая базовая функция психики.

Для чего нужна типология Юнга?

В процессе своей психологической практики и наблюдения за практикующими коллегами, Юнг обнаружил, что есть различия между спецификой теорий и практической работы его коллег (Адлера и Фрейда) в зависимости от разных личностных особенностей и предположил, что разные установки сознания обусловливают разное восприятие действительности и разное взаимодействие с ней. Юнг пришёл к выводу, что необходимо систематизировать типологические намётки его предшественников, чтобы наметить границы индивидуальных различий между людьми. Понимание и принятие этих различий важно для индивидуального подхода к каждой уникальной личности и формирования уважения к типологическим особенностям каждого человека. Кроме того, типология является своего рода картой личности, по которой можно сориентироваться в сильных, сознательных и хорошо управляемых функциях психики и выделить те функции, которые являются слабо контролируемыми, архаичными и нуждающимися в особом внимании человека.

Экстраверсия и интроверсия

Согласно К.Г. Юнгу, в зависимости от установки сознания и её направленности либо на внутренний процесс, либо на объекты внешнего мира, людей можно разделить на интровертов и экстравертов. В отличие от Айзенка, Юнг не считал общительность или необщительность главным показателем экстраверсии и интроверсии соответственно, т.к. выделял более существенный отличительный признак – куда направлено сознание и внимание человека, вовне или внутрь, что для него важнее – объекты внешнего мира или внутренние процессы души.

Экстраверты характеризуются направленностью сознания на объекты и процессы внешнего мира. Внутренний процесс для такого человека всегда остаётся на втором плане, в тени, и он уделяет ему куда меньше внимания, за счёт чего в меньшей степени контролирует его, чем происходящее во внешнем мире. Экстраверта, словно магнитом, притягивает к объектам внешнего мира, и они довлеют над ним, всегда имея большую власть и ценность, чем то, что происходит в его душе. Т.е. экстраверт является человеком, который всегда ставит на первый план обстоятельства и изменения внешнего мира при выборе стратегии своих действий. Объективное для него превыше субъективного, а коллективное нередко преобладает над индивидуальным по ценности.

Интроверты, наоборот, отличаются обращённостью своей психики к своим внутренним процессам. Таким людям с трудом даётся внимание к внешним объектам и процессам, поскольку субъективное для них превыше объективного, а внутренний мир всегда реальнее и важнее внешнего. Интроверт – это человек, который всецело погружен в созерцание происходящего в его душе и который преломляет все внешние события сквозь призму такого восприятия, акцентируя внимание на ценности их субъективной интерпретации. Интровертную установку сознания нередко ошибочно считают эгоцентричной, однако, при внимательном рассмотрении это мнение оказывается ошибочным, т.к. субъективность в наиболее чистой форме представляет собой Самость, которая гораздо шире индивидуального Эго.

Рациональность и иррациональность

К рациональным типам относятся мыслительный и чувствующий, поскольку при восприятии внешнего объекта или внутреннего процесса они всегда руководствуются заранее предопределённой установкой сознания, т.е. пропускают своё восприятие сквозь призму заранее сформированного предубеждения или сетки восприятия. Рациональные люди опираются на ценности благоразумия и последовательности как в обработке информации, так и в процессе принятия решений.

К иррациональным типам Юнг относит интуитивный и ощущающий, восприятие и действия которых характеризуются непосредственной реакцией на изменения внешних и внутренних процессов. Эти типы обладают особой чувствительностью к непосредственному восприятию и реагированию, т.е. они живут вне рамок понятия рассудка, как бы выходя за его пределы и опираясь на собственные актуальные переживания.

Иерархия функция (ведущая, вспомогательная, третичная и подчинённая функции)

В человеческой психики всего существует 8 функций сознания – экстравертные и интровертные мышление, чувство, ощущение и интуиция, но расположены они иерархично. У Юнга были описаны 4 функции в их соотношении, описание остальных 4 разрабатывались его последователем Дж. Биби.

По иерархии и условному месту расположения на карте психики Юнг выделял следующие функции:

1) Ведущая функция, которая представляет собой наиболее развитую, сознательную и дифференцированную функцию, на наполнение и адаптацию которой человек тратит большую часть собственных ресурсов в течение первой половины жизни.

2) Вспомогательная функция, которая, как и ведущая, попадает в сферу сознания, достаточно хорошо дифференцирована и управляема со стороны субъекта, однако, эта функция уже является чуть более смазанной в осознании, в сравнении с ведущей. Вспомогательная функция является противоположной ведущей по вертности и параметру рациональности/иррациональности.

3) Третичная функция является второй вспомогательной по отношению к ведущей, и её можно сравнить с левой рукой у правши, т.к. она лишь в малой степени поддаётся осознанию и управлению, если не было целенаправленного её развития. Третичная функция противоположна вспомогательной по вертности, но совпадает с ней по критерию рациональности/иррациональности.

4) Подчинённая функция представляет собой наименее дифференцированную и управляемую, но самую архаичную функцию психики. Она уходит корнями в глубины коллективного бессознательного и никогда не может быть до конца интегрирована, поскольку полная её интеграция привела бы к затоплению сознания бессознательным и психозу. Она противоположна ведущей по вертности, но совпадает с ней по параметру рациональности/иррациональности.

Функция чувства – экстравертное и интровертное чувство

Функция чувства отвечает за распознание, интеграцию и реализацию актуальных для такого человека ценностей, источник которых определяется вертностью.

Экстравертное чувство в качестве ведущей функции можно распознать по способности человека считывать главные ценности окружающего его социума и выражать их, соответствовать им, а также следить за тем, чтобы этим ценностям соответствовали другие люди. То, что является традиционно ценным для большинства, тонко улавливается человеком с экстравертным чувством, для которого эти ценности являются значимыми, как его собственные. Сильной стороной такого человека является умение быстро улавливать скрытые намерения других людей и определять их социальную ценность, а также координировать людей между собой, в зависимости от их целей и ценностей. Слабой стороной является глубокое и структурное мышление, умение вникать в суть окружающих явлений с точки зрения ответа на вопрос «чем является данный данный предмет, что он представляет собой?».

Читать еще:  Перезахоронение покойника. К чему снится хоронить покойника

Для человека с интровертным чувством наиболее значимой оказывается ценность возникающих в его психике и переживаемых им внутренних образов. Этот человек отличается чутким художественным восприятием окружающей действительности при трудностях выражения своеобразия и красоты такого мировоззрения. Индивид с ведущим интровертным чувством характеризуется глубиной и чрезвычайно высокой интенсивностью внутренних переживаний, несмотря на сдержанность внешних эмоциональных проявлений. При этом объект, от которого отталкивается такое чувство, оказывается вторичным по отношению к той реакции, которую он вызывает. За счёт глубины переживаний интровертно чувствующий человек тесно связан с архетипами коллективного бессознательного в возникающих у него чувствах, а слабой стороной такой личности является нехватка контроля и беспристрастности в ведении дел, связанных со внешним миром.

Функция мышления – экстравертное и интровертное мышление

Функция мышления отвечает за поиск ответа на вопрос «что это?» при столкновении с предметами и явлениями внешней и внутренней действительности, и вся деятельность мыслительного индивида преломляется сквозь такой процесс поиска.

Экстравертное мышление в восприятии информации и продуктивной деятельности придаёт высокое значение объективным фактом, которые считает базисом любого стоящего внимания процесса. Такой человек пытается свести всё, с чем он сталкивается, к единой схеме, с помощью которых в дальнейшем объясняет все остальные явления. Если по каким-то причинам нечто не вписывается в данную схему, он до последнего старается изменить окружающий мир так, чтобы он укладывался в созданную им схему, поскольку, как экстраверт, игнорировать внешний мир он не может. Сильной стороной такого человека является умение организовывать общественные процессы и деятельность с глобальными перспективами, а слабой стороной – недоучёт индивидуального и уникального в своих теоретических построениях.

Интровертное мышление ориентируется в своём логическом процессе интерпретации действительности на возникающие изнутри его психики идеи, которые изначально являются очень субъективными, и лишь затем применяются по отношению к процессам внешнего мира, выстраиваясь в целостные концепции. Для такого человека не столь важно, насколько объективный мир соответствует его теоретическим конструкциям, но важно дойти в них до глубины, сути или ядра вопроса. При несовпадении его построений с реалиями мира объектов он, скорее, предпочтёт проигнорировать внешний мир, разрабатывая свои концепции дальше, чем пытаться изменить его. Сильной стороной такого человека является глубина и оригинальность его теоретической мысли, направленность на вскрытие фундаментальных законов происходящего при смелости выражения результатов этого анализа, а слабой стороной – нехватка социальных навыков и чувства этической ситуации окружающего его социума, что порой ставит его в неловкое положение.

Функция ощущения – экстравертное и интровертное ощущение

Ощущение представляет собой функцию, которая в качестве базиса для адаптации выделяет то, что происходит в окружающем мире и собственных физических переживаниях, т.е. предметы, события и явления в их предельной фактичности, конкретности и осязаемости.

Экстравертное ощущение представляет собой функцию, которая направлена на внимательную оценку фактов и предметной стороны действительности окружающего мира. Восприятие мира такого человека является преимущественно эмпирическим, и чтобы заметить нечто и поверить в его существование, ему необходимо, чтобы была возможность это нечто ощутить собственными органами чувств. Экстравертно-ощущающий тип внимательно подмечает детали окружающей его обстановки, как бы фотографируя то пространство, в котором он находится. Именно с помощью органов чувств он наиболее отчётливо переживает свою связь с миром, благодаря чему он может стать мастером своего дела в сфере, связанной с материальным производством. Слабой стороной такой личности является риск погружения в разрушительно-гедонистичный образ жизни в грубых его формах.

Интровертное ощущение характеризуется концентрацией индивида на собственных внутренних ощущениях, отталкивающихся от внешнего объекта. Эти физические ощущения, интерпретациях внешних объектов и явлений с помощью органов чувств носят у интровертно-ощущающего типа исключительно субъективный характер и могут полностью отрываться от специфики вызвавшего их объекта, наполняясь своеобразием индивидуального восприятия и меняясь до неузнаваемости в процессе интерпретации. Внешне такой человек выглядит спокойным, созерцательным и даже несколько пассивным, поскольку энергия его психики направлена на детальную обработку внутренних ощущений, которые он регистрирует. Такой человек живёт в потоке своих субъективных ощущений, сохраняя пристальное внимание к их тонкостям, а его слабой стороной является неумение своевременно выделять возможности и перспективы из явлений окружающего его мира, что делает его уязвимым перед непредвиденными событиями.

Функция интуиции – экстравертная и интровертная интуиция

Функция интуиции направлена на выделение и созерцание неуловимой, невидимой, нематериальной и неочевидной стороны действительности. Восприятие интуитивной функции выходит за пределы доступного органам чувств физического мира, концентрируясь на той реальности, которая находится за его покровом.

Экстравертная интуиция характеризуется бесконечным поиском новых и многообещающих возможностей во внешних объектах и событиях. Такой человек может впадать в зависимость от тех возможностей и перспектив, которые он видит вокруг себя, но его увлечённость порой отличается непостоянством и перепрыгиванием с одной возможности на другую, поскольку объект представляет для него ценность только до тех пор, пока в нём видится эта возможность. Если же она уже осуществлена, либо есть весомые препятствия к её осуществлению, либо появилась более притягательная возможность, экстравертно-интуитивный тип легко может потерять всякий интерес к такому объекту и отправиться на поиски того, что пестрит головокружительными перспективами. Сильной стороной такого типа является умение легко находить новое и необычное, а также вдохновлять и заряжать этим других людей, а слабой стороной является неумение заботиться о себе и своём здоровье, что может привести его к истощению в бесконечном бегстве и поиске.

Интровертная интуиция – это функция, которая направлена на созерцание глубоко субъективных внутренних образов объектов, которые отталкиваются от внешних, но доходят в своём развитии до степени абсолютного несоответствия миру вещей. Это человек, который воспринимает неуловимое, то, чему нет физических аналогов в мире, поэтому нередко он сталкивается с непониманием, пытаясь выразить свои прозрения и видения необычным и иррациональным языком. Ему не хватает логичности и последовательности, чтобы обосновать свои видения, и он вещает о них, как об откровении. Из всех типов он наиболее приближен к ощущению чистых образов коллективного бессознательного, при нахождении способа выражения которых он может стать провидцем или художественным выразителем своей эпохи. Его слабой стороной является недостаточная связь с собственными ощущениями, что затрудняет его адаптацию.

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=110043&p=1
http://krok8.com/jung-personality-types-the-model-of-typology/
http://www.b17.ru/article/86477/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: