Просветленные в буддизме. Четыре стадии просветления в буддизме тхеравады

Стадии просветления

Весь корпус сутт Палийского Канона (Сутта Питака) пронизан мыслью, что просветление или пробуждение достигается через несколько стадий, которые человек проходит до того, как становится полностью просветлённым существом, арахантом. Каждая из стадий – это определённое, вполне чёткое качественное изменение сознания, и переход как правило сопровождается определёнными знаками, которые мы воспринимаем во время медитации.

Таким образом, следуя пути Будды, мы становимся по сути просветлёнными существами весьма скоро, в дальнейшем лишь углубляя это качество. Это довольно непривычно звучит для современного уха. Мы привыкли к тому, что стать просветлённым очень трудно, почти невозможно. Но во времена Будды просветлёнными становились массово, зачастую просто слушая речь Будды.

Путь и Плод

Каждый из этапов просветления сопровождается всё более углубляющимся опытом ниббаны. Каждый из четырёх этапов просветления достигается как бы в две стадии, которые называются соответственно Путём и Плодом. На первой стадии, стадии достижения Пути, ещё возможно падение с достигнутого уровня на предыдущий. Но если человек будет продолжать практиковать по-прежнему, то падения не произойдёт. Достижение же Плода означает, что падение с этого уровня уже невозможно. Человек изменился настолько, что в нём исчезли причины для появления соответствующих препятствий.

Все этапы и стадии достигаются с помощью практики медитации. Однако стадии Сотапанны и Сакадагами достижимы даже при внимательном, медитативном чтении или слушании текстов сутт. Сутты таким образом являются не просто некими инструкциями и повествованиями, но и сами по себе инструментами практики. Они написаны (и, видимо, так и произносились самим Буддой) весьма своеобразным способом – с многочисленными повторами, которые так не нравятся современным издателям. Обычно в наши дни все повторяющиеся места сокращают, лишая тем самым читателя важного условия восприятия, всё более углубляющего понимание. Таким образом сутта, которая умещается на трёх страницах, в полном виде может достигать двадцати страниц.

Десять препятствий

Прежде чем подробнее рассматривать этапы просветления, необходимо привести список десяти основных препятствий:

  1. Вера в постоянное «я», эго.
  2. Сомнение, избыточный скептицизм.
  3. Привязанность к обрядам, ритуалам и церемониям.
  4. Привязанность к чувственным желаниям.
  5. Недоброжелательность, гнев.
  6. Страстное желание по отношению к существованию в сфере Форм.
  7. Страстное желание по отношению к существованию в сфере Бесформенного.
  8. Тщеславие.
  9. Волнение ума, а также сонливость/вялость.
  10. Неведение.

Итак, стадии просветления:

Сотапанна, Вступивший-в-Поток

В чём выражается

Сотапанна оставляет позади первые три препятствия:

— он больше не верит в постоянное «я». Это значит, он достигает определённой степени отрешённости, не-личностности. Сознание человека становится качественно более спокойным и ясным. Когда сознание охватывает гнев, он способен довольно быстро с ним разтождествиться и сказать: «Это не я злюсь, это просто злость». Для него не возникает вопросов с тезисом, что то, что мы называем «я» — лишь непрерывная смена состояний и психических явлений;

— он больше не верит в то, что с помощью ритуалов и обрядов можно достичь ниббаны. Он знает, что нет никаких магических мантр или обрядов, с помощью которых можно достичь ниббаны, так сказать, механически. К религиозным обрядам он становится равнодушен, хотя и может выполнять их, если это целесообразно обстоятельствам;

— он оставляет позади препятствие сомнений в пути. Это не значит, что он становится фанатиком, нет, просто внутри у него поселяется твёрдая спокойная уверенность в выбранном пути. Он ЗНАЕТ, что этот путь ведёт к Цели, ведь он уже видел её, Цели, отблеск.

Читать еще:  Приснились собственные дети. К чему снится маленький ребенок? Сонник маленький ребенок

Кроме того, он становится «технически» неспособен к совершению Великих Ошибок – убийства просветлённого существа или родителей. Это значит, что механизм образования каммы – цепь Зависимого Возникновения – для него становится более прозрачен. Он напрямую видит неявные каммические связи между действиями и их последствиями. Соответственно, он сознательно избегает пагубных деяний точно так же, как обычный человек избегает пить расплавленный свинец. Пять основных заповедей он тоже не нарушает в жизни, и это — очень чёткий признак сотапанны. Это не-нарушение для него естественно, ему не нужно для этого брать волю в кулак*. Он просто видит, что эти действия ядовиты для ума.

После смерти

Согласно учению сотапанну ждёт не более семи перерождений в Сфере Желаний, причём в мирах не ниже человеческого.

Сакадагами, Возвращающийся-Один-Раз

В чём выражается

Помимо изменений, произошедших на стадии Сотапанны, добавляется также и следующее:

— качественное ослабление приверженности к чувственным желаниям;

— качественное ослабление недоброжелательности, ненависти, неприязни.

Обе разновидности этих психических явлений ещё происходят. Но у Сакадагами они теряют силу. Образно говоря, если у обычного человека гнев – это огонь, то у Сакадагами это лишь рисунок огня. Он вроде бы и есть, но не охватывает Сакадагами без остатка ни при каких обстоятельствах. Какая-нибудь помрачённая реакция на ситуацию может ещё в нём возникнуть, но он очень быстро из неё выходит.

После смерти

Сакадагами ждёт ещё лишь одно перерождение в Сфере Желаний в мире не ниже человеческого.

Анагами, Невозвращающийся

В чём выражается

— Препятствия чувственных желаний и недоброжелательности исчезают совершенно. То есть соответствующие явления не появляются в сознании ни при каких обстоятельствах.

Познавший Путь Анагами просто совершенно отчётливо знает, как преодолевается чувственное желание или ненависть на уровне самых первых импульсов и делает это. В познавшем Плод эти реакции не возникают вовсе или возникают в виде слабых, следовых атавистических всплесков (как бы не сама реакция, а лишь память о ней), которые тут же растворяются без следа. В практическом плане это выражается в том, что вы вдруг обнаруживаете, что больше не злитесь, не раздражаетесь, не испытываете страха и беспокойства (потому что страх это тоже проявление неприятия, отторжения, ненависти), не испытываете сексуального интереса (именно психически, речь не идёт об импотенции). То есть совсем. Ноль. В любых обстоятельствах. В душе воцаряется безмятежность.

После смерти

Анагами уже не родится в Сфере Желаний (т.е. если и родится, то лишь в Сфере Форм или Бесформенного).

Арахант

В чём выражается

— Все десять препятствий побеждены. У араханта, вступившего на Путь, препятствия побеждены не окончательно, у познавшего Плод – окончательно.

После смерти

Более не претерпевает рождения.

*Надо сказать, что Будда вообще не учил аскезе, «собиранию воли в кулак» и прочему в таком духе. Заповеди или правила — это рекомендации. Они лишь говорят, что так действовать нежелательно, потому что в результате вы неизбежно получите нежелательные последствия. Поэтому действуя против этих правил, вы принимаете ответственность за их последствия на себя, не больше, не меньше.

Читать еще:  Как ведет себя влюбленный мужчина Рыбы? Грустная рыба. Цвет глаз и характер человека

ПРОСВЕТЛЕНИЕ

В космической перспективе ситуация, в которой мы обнаруживаем себя, это драма, в которой мы – спящие актеры. Мы идем через жизнь, не осознавая тот факт, что все является игрой Бога. Для пробуждения от этой драмы служит ПРОСВЕТЛЕНИЕ!

Четыре стадии просветления в буддизме тхеравады

Четыре стадии просветления в буддизме тхеравады — четыре степени достижения полного просветления, состояния архата, которое буддист может достичь в течение жизни. Эти стадии называются сротаапанна, сакадагамин, анагамин и архат.

Перед четырьмя стадиями

Обычный человек, или патхаджана (puthujjana) погружён в бесконечный круговорот сансары и неспособен освободиться. Совершая добрые или злые поступки в соответствии со своими желаниями, он перерождается в более высоких или более низких мирах и местопребываниях. Пока он не контролирует своё сознание, его цели спонтанны, что приводит к большим страданиям.

Те, кто вступил на благородный Восьмеричный Путь, становится “благородным” (aryapudgala), который уже гарантированно станет архатом, но не обязательно в этом перерождении. Эта цель будет достигнута в зависимости от достижений.

Вошедшие в поток

Первая стадия называется Сротапанна (Srotaapanna), буквально означает «тот кто вошёл в поток» ( входить: apadyate, поток: srotas), согласно традиционной метафоре, сравнивающей достижение просветления с переходом бурной реки. Тот, кто входит в поток, открывает свои глаза дхарме (dhammacakkhu).
Вошедшим в поток гарантируется просветление через не больше чем семь перерождений, а может и скорее. При этом они уже не будут перерождаться в несчастных мирах адских существ, претов или животных .
Войти в поток можно став праведным человеком, узнав о Дхарме, добившись правильного состояния ума и живя в соответствии с дхармой.
Тот, кто вошёл в поток, получает подкрепление своему интеллекту от учения Будды (or sammadi, «правильное воззрение»), он следует буддийской морали (шила) и почитает Три драгоценности (Будда, Дхарма и Сангха).

Сакадагамины (sakadagami) или экавичика ( тиб. барчечикпа букв. “только с одним препятствием”) – это те кто ещё один раз вернутся. Такие будут ещё ровно один раз рождены в мире людей, а потом станут архатами.

Третьей стадией являются анагамины (anagamin), то есть те, кто уже не придёт. Невозвращающиеся уже не вернутся в мир людей или любой мир ниже его после смерти. Они будут рождены в Сфере форм в мирах Шудхаваса (то есть в чистых обителях), откуда они достигнут нирваны. Некоторые из них могут переродиться в более высоких мирах Шудхавасы, но они уже не переродятся в низших мирах.
Анагамины уже сбросили пять препятствий, которые связывают его сознание с сансарой. Они уже частично просветлённые, и им остаётся достичь совершенства и прийти к полному просветлению.

Четвёртая стадия -архат, полностью просветлённые, кто полностью освободился от оков и кто после своего ухода (Sanskrit: parinirvana , Pali: parinibbana) не будет рождён ни в одном миру сансары .
Архат — в буддизме — человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающий всевидением Будды

Просветление в буддизме

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм “Господи, Спаси и Сохрани †” – ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Читать еще:  День святой екатерины - дата, история, традиции и интересные факты. Когда именины у Екатерины

Неведение – главная проблема человеческого бытия. Это неумение осознавать все таким, какое оно есть на самом деле. Возникает запутанность в вещах, неспособность отличить хорошее и плохое, полезное и вредное. Неведение, гнев и зависимость разрушают все позитивные эмоции и порождают массу других. Их еще называют «умственными ядами». Возникает закономерный вопрос: как избавиться от окружающего негатива? Иными словами, как достичь просветления в буддизме, и в жизни?

Каждый человек знает, что на жизнь можно смотреть с разных сторон. Например, вчерашняя непонятная ситуация, сегодня кажется абсолютно обыденной, не вызывающей удивления. Суть человеческой натуры состоит в том, что правильное понимание вещей приходит нам только с опытом, который нарабатываем мы сами. И дорога к этому опыту зачастую усеяна камнями, об которые приходится спотыкаться.

Суть просветления как высшей формы бытия

В буддизме существует понятие «Бодхи». Очень часто его переводят как «просветление». Считается, что это состояние невозможно описать словами. Оно вне пределов понимания скудного мира. Достижение просветления в буддизме – это вершина развития человека. К ее совершенным качествам относят:

  • мудрость;
  • отсутствие страха;
  • сочувствие к людям;
  • безграничная любовь к миру.

В основе буддистского взгляда на мир лежат ясное мышление и доверие к человеку. Если это состояние раскрыть в себе и поделится с людьми, жизнь обретает колоссальный смысл. Буддисты видят в Будде зеркало собственных возможностей, к которым нужно стремится и развивать их.

Ступени достижения просветления

Путь просветления в буддизме не легкий. К нему нужно прийти постепенно. Прекрасным вариантом станет изучение следующих факторов, имеющих название «бодхьянг»:

  1. Осознанность (смрити). Духовная жизнь начинается с этого этапа. Мы начинаем обдумывать наши деяния, затем мысли и эмоции. Медитация помогает человеку сосредоточится на происходящем в его жизни.
  2. Понимание состояний собственного разума (дхарма-вичая). Этот этап заключается в осознании своих эмоций, умении дать им оценку.
  3. Энергия духа (вирья). Последователей культуры иногда сравнивают с пассивными людьми. На самом деле настоящий буддист является аккумулятором физической и духовной энергии, которая направлена в правильное русло.
  4. Радость (прити). Если эта энергия наполняет человека полностью, его разум становится легким, словно воздушный шар, который летит по жизни.
  5. Спокойствие (прашрабдхи). Этап цикличного пути. Возбуждение и эйфория прошли, и человек остается в устойчивом ощущении натурального счастья.
  6. Направленность ума (самадхи). Человек обнаруживает данный пример в жизни самого Будды. Странствуя с места на место, он ощутил усталость и попросил помощника Ананду принести воды. Вернувшись к Будде, он увидел его медитирующим, и сказал что воды принести не удалось — реку переходил караван повозок и она мутная. Но к удивлению помощника Будда ответил: «Я ничего не слышал». Хотя караван прошел возле самого учителя. Это и называется направленностью ума.
  7. Беспристрастность (упекша). Это и есть высшая степень просветления в буддизме. Если человек обладает упекшей, он словно гранитная гора, становится непоколебимым перед любым дождем или ветром. С развитием последнего качества, верующий становится как сам Будда.

Начинающие буддисты часто, по неопытности, задаются вопросом что такое просветление в буддизме. Возможность контролировать свою энергию и разум характеризует это состояние. Умение достичь этого – цель каждого настоящего буддиста.

Смотрите еще видео об этапах пути к просветлению:

Источники:

http://dhammasukha.ru/stages-of-enlightenment/
http://mahabon.blogspot.com/2013/04/blog-post_3356.html
http://tolkovanie.info/prosvetlenie-v-buddizme/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: