Слово настоятеля о прощении обид и любви к ближнему. О прощении обид

Слово настоятеля о прощении обид и любви к ближнему

Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем воскресном Евангелии от Матфея, Господь рассказывает о двух должниках (Мф 18, 23-35). Это повествование, к сожалению, о каждом из нас. Оно говорит нам о нашей неблагодарности, о нашем постоянном ропоте и злом сердце. Посмотришь вокруг – люди друг с другом живут чаще озлобленно, постоянно подмечают друг за другом грехи: и дворник не такой, и власть не такая, и президент не такой! Все не так!

Очень часто люди, которые летают в командировки за границу, особенно в азиатские страны, прилетают и говорят: «Там, за границей, все люди улыбаются, здороваются, воровства почти нет, убийств нет. Как только в российский аэропорт заходишь – хмурые лица, все чем-то озабочены, погода пасмурная, как будто возвращаешься в другой мир». А в магазине тебя готовы порвать на кусочки, если встанешь без очереди. Злоба вокруг, ропот вокруг!

Атеисту, может быть, и простится, а нам, христианам как быть? Назвался христианином, будь добр исполнять то, что Христос прописал! А Христос прописал: «Роптать?» В сегодняшней Евангельской притче говорится о том, что человеку большие долги Господь простил, а тот в свою очередь малого не смог своему ближнему простить. И получил наказание, как положено, без всякого милосердия!

Эта притча, конечно же, о нас с вами. Мы пред Богом с утра до вечера грешим! И Бог нас не наказывает, терпит в кредит. Представьте, если бы нас Господь за каждую ерунду, что мы пред Ним преступили, наказывал? Я уже не говорю о таких преступлениях, как блуд, ложь, клевета.

Сутки прожили – Бог нас не наказал, 1 год прожили – не наказал, и через 10 лет – не наказал, через 20 лет. И Он нам все прощает! А мы все равно говорим: «Господи потерпи, все Тебе воздам!» Когда на исповеди мы получаем прощение от Бога, еще не успели испытать эту радость, как выходим из Храма и начинаем роптать, осуждать друг друга, гордыню проявлять.

Господь нам тонны прощает, а мы и грамма друг другу простить не можем! Христос нам обещает, что будет расплата, если мы будем так себя вести! Есть ли у тебя благодарность за то, что Солнце вышло над твоей головой, за то, что денежка есть, хоть и небольшая, но кусок хлеба купить можешь – не совсем голодаешь ведь?

Насколько ты ценишь время, в которое сейчас живешь? Насколько ты ценишь то, что дается тебе? Ты благодарным сердцем это воспринимаешь? Братья и сестры! Бога не забывайте благодарить, не роптать, любить друг друга, жить во всяком благочестии и чистоте. Аминь.

проповедь записала Татьяна Лыскова
переложила проповедь в текст и литературно отредактировала
Лариса Ходыкина
(впервые попробовала себя в этом служении Богу и ближним)
откорректировала и опубликовала Анна Ушацкая

слово настоятеля отца Виталия от 8 сентября 2013 года

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

О прощении обид

Одна знакомая девушка как-то сказала такие слова: «Прощёное воскресенье нужно было бы отменить, потому что мы просим прощения только у тех, перед кем не виноваты. А тех, кто тяжело согрешил перед нами, мы не простим никогда, и нужно честно признаться самим себе, что никаких отношений с ними у нас уже не будет».

И действительно, если мы посмотрим на окружающую нас жизнь, то увидим, что в ней не так уж много прощения.

В романе Вальтера Скотта «Айвенго» есть такой эпизод. Рыцарь, обидевший даму, говорит ей: «Простите меня». Она отвечает: «Прощаю. Как христианка». И тогда шут говорит: «Это значит, что она вовсе не собирается его прощать». Что-то подобное часто можем наблюдать и мы.

Люди часто просят прощения, как шутил старец Иоанн Крестьянкин: «Я тебя прощаю, но слышать тебя нe хочу и видеть тебя не могу».

Один священник сокрушенно говорил, что бывает так: много лет помогаешь некому человеку, радуешь его, утешаешь, а потом он соблазняется неким незначительным твоим словом или поступком и перечёркивает все отношения. Один твой поступок, показавшийся ему плохим, в его сознании оказывается достаточным, чтобы и тебя причислить к злодеям. Почему так происходит? Потому, что тот человек на самом деле не дорожил тобой.

Мы часто обижаемся не на обиду, а на то, что кто-то нас не почтил как центр вселенной, то есть задел нашу гордость.

Хотя, конечно, часто бывает так, что перед человеком стоит вопрос о прощении того, кто постоянно отравлял ему его жизнь. Сама мысль о прощении такого человека приводит в ужас. И тем не менее Христос хочет от нас именно прощения.

Приведу такой пример. Митрополит Антоний Сурожский приехал причащать больных в больницу и, исповедуя одну женщину, спросил: «Вы всех прощаете?». А она ответила: «Я ни на кого не держу зла, но зятя моего не прощу ни в этой жизни, ни в будущей».

Митрополит сказал, что не сможет её причастить. И женщина уточнила, что обида слишком велика, чтобы ее простить. Тогда Антоний сказал: «Я сейчас пойду причащать других людей, а вы подумайте обо всём и через час я приду». Спустя час он услышал, что она всё-таки простила ради Неба.

Чтобы простить, нужно не считать другого чужим, но считать его близким. Важно не отделять его в своём сердце от себя. Это достигается молитвой о нём и о ситуации.

Очень помогает молитва о ситуации.

«Вот что рассказал однажды старец Варсонофий. К одному петербургскому священнику, отличавшемуся высокой жизнью, протоиерею Колосову, пришел однажды один из министров и жаловался: ‟У меня много врагов, которые безо всякой причины ненавидят меня и клевещут на меня государю, Я могу через их клевету потерять место, а если уйду, то государь может подумать, что враги мои правы, и имя мое будет запятнано. Как мне поступить?ˮ – ‟Молитесь за восстающих на вас, – ответил отец Колосов, — не только дома молитесь, но, главное, и в церкви поминайте и вынимайте частицы за их здоровьеˮ. – ‟Какая же от этого польза?ˮ – возразил министр. ‟А вот увидите. Каждая частица, вынутая из просфоры, означает душу человека. Частицы опускаются в потир и напояются Кровью Христовой. Послушайте меня, запишите на записочку всех врагов ваших так: Леонида, Иоанна, Владимира. ˮ – ‟Да-да. Вот Владимир-то особенно на меня ополчается. ˮ – ‟Ну так подавайте за него каждый деньˮ. Проходит неделя, другая, месяц, и его высокопревосходительство опять приходит к священнику. Поклонившись ему в ноги, он начал благодарить его. ‟Батюшка, прямо чудо совершилось, – говорил он. – Мои прежние враги не только больше не восстают на меня, но относятся ко мне с уважением и любовью. Вот какое чудо совершил Господь. И вам советую: молитесь за врагов ваших – и они обратятся в друзей. Молитвою вы спасете и их души от сетей врагаˮ».

Антоний Сурожский приводит такую историю: «Как-то пришли ко мне два человека. Они были во вражде и искали случая друг другу все высказать, что только могли, вылить весь свой гнев, вылить весь яд, который накопился в их душах, и решили это сделать в моем присутствии, в надежде, что я не дам одному перебивать другого, что они все смогут сказать, всю ненависть вылить. Они начали говорить. Я слушал и чувствовал, что никакими силами не смогу их убедить в том, что вражда разрушает их самих, что единственное спасение для каждого из них – примирение с другим Меня охватило тогда почти отчаяние (я был молодым священником, это было больше тридцати пяти лет назад). И вдруг мне пришла мысль, что Христос в Евангелии приказал ветру и волнам в буре притихнуть, и они умолкли и притихли. И я тогда обратился ко Христу: Господи, я ничего не могу сделать – Ты приди и произнеси слово мира, а я буду с Тобой, я буду молиться так, чтобы Ты мог быть среди нас и мог совершить чудо. Помню, я сидел и мысленно говорил: Господи! Будь с нами, дай Твой мир, который ничто на земле не может дать. И вдруг я заметил, что спор начал утихать, что горькие слова перестали ранить другого, и в какой-то момент оба человека заговорили о том, что – не пора ли примириться, не пора ли из безумия вернуться к чему-то более разумному».

Читать еще:  Первый успенский собор. Московский Кремль: Патриарший Успенский собор

Святой Иоанн Лествичник советует от злопамятства вспоминать страдания Христа и смиряться на словах перед обидчиком. И тогда мы, устыдившись своего долгого перед ним лицемерия, станем относиться к нему хорошо. Многих удивляет этот совет святого отца. Многие говорят: неужели лучше нам лицемерить? Но Лествичник считает, что это действительно будет лучше открытой ссоры.

Там, где некоторые психологи предлагают конфликт, святой отец говорит о хотя бы внешнем добром отношении к человеку.

Приведу пример. Один человек, которого в течение 33 лет постоянно избивали дома, однажды обратился к светскому психологу с просьбой о помощи. Психолог посоветовала постоять за себя. Этот совет был совершенно не соприроден душе этого скромного человека. Но всё же он во время следующего на него нападения попробовал защищаться. В результате ему сломали нос и выгнали из дома. Целый год он жил у друзей и посылал деньги на содержание избивавшего его садиста. Спустя год садист разрешил ему вернуться домой. Унижения и оскорбления так же преследовали молодого человека. Но он решил применить совет Лествичника: внешне и на словах смиряться перед злодеем. В результате этот человек пришел к тому, что смог простить мучителя и даже желать тому спасения. Его всё бьют и мучают дома, а он стал внутренне свободен в этой тяжелейшей ситуации. Имея возможность уйти и жить у друзей, он остаётся в доме страданий, ради того, чтобы содержать родителей. Прощение нужно нам самим для того, чтобы Господь максимально полно мог действовать в нас, но оно не означает, что прощёный человек быстро переменится или переменится вообще.

И тем не менее духовные люди говорят о благотворном влиянии прощения на отношения с обидчиком. Почему? Потому что каждый человек чувствует душу другого. Наше отношение передаётся другому, даже если мы не выражаем его словами. Поэтому у нас всегда есть шанс, что наше добро породит добро. Ведь не случайно же сказал святой Феофан Затворник, что любовь возжигает любовь.

Старец Паисий Афонский: «Скорбит ваша душа о человеке – не словами его исправляйте, а молитесь за него, плачьте о нем, подавайте поминовения в церковь. И думайте об этом человеке только хорошо: добрые помыслы – великая сила».

Однако, даже прощая человека, мы должны трезво оценить исходящее от него зло. Прощение не означает, что мы обязаны открывать перед этим человеком душу.

Пример этого – Сам Христос. Он открывался людям в разной мере. Так, ученикам Он изъяснял всё, народу говорил притчами, а Ироду вообще ничего не сказал и не ответил ни на один вопрос.

Вообще, душу не нужно открывать всякому человеку, но единомышленному нам и духовному.

Всё это нужно учитывать при прощении. Бывает ведь и так, что прощая мы понимаем, что общение невозможно. В таком случае можно отложить общение до рая, до тех пор, пока мы с ним не спасёмся и там, в раю, уже будем как братья, чего по определённым причинам не могло быть на земле. Важно только желать человеку спасения. Ведь любой конфликт, любая обида не стоят того, чтобы мы хотели обречь другого на вечные муки.

Лучше всех это понимали святые. Это кажется немыслимым, но милующее сердце святого есть отражение милости Христовой. Приведу по этому поводу знаменитые слова святого Исаака Сирина о сердце милующем: «Что такое чистота? Кратко сказать: сердце, милующее всякую тварную природу. И что такое сердце милующее? И сказал: возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных. и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу».

Такая позиция ценна тем, что приобщает человека к благодати. А в благодати легко переносить то, что без неё кажется совершенно невыносимым.

Притча о неверном управителе имеет ещё и мистический смысл. Он таков: каждый человек должен Богу дать ответ за некую меру греха, больше или меньше. Но часть этой вины есть вина перед другими людьми за то зло, которое он совершил перед ними. И если тот, кого он обижал, скажет Богу: «Господи, если бы не его зло, я бы не вырос в свою меру добра. Я прощаю его и прошу Тебя не осудить его за причинённую мне боль» – тогда эта часть вины будет с него снята. А мы поступим как догадливый неверный управитель, который был прощён своим господином.

Поговорим теперь о прощении тех, кого мы любим.

У Антония Сурожского есть такие истории:

«Помню, однажды в Америке я зашел в старый храм. Я просто зашел посмотреть и увидел: сидит человеку охватив голову руками в состоянии, как мне показалось, глубокой подавленности. Я подошел к нему, обнял за плечи и сказал: ‟В чем дело?ˮ (Это очень не по-английски, но русские – они русские, дикари). Он обернулся ко мне и начал плакать, а потом рассказал, что женат уже двадцать пять лет, что он священник. И он обнаружил, что больше не любит свою жену, и единственный выход для них – расстаться. А если он расстанется с женой, то расстанется и со священством, потому что это будет полный крах всего, во что он верил.

Мы поговорили, не очень долго, но действительно, что называется, ‟от сердца к сердцуˮ. И я посоветовал ему пойти домой и, прежде чем позвонить в дверь, остановиться и осознать, что он ищет не девушку, на которой женился двадцать пять лет назад, что он не станет искать черты, которые он видел некогда, и в целом девушку, которой больше нет; он остановится и скажет себе: я звоню в дверь незнакомой женщины. Кого я встречу? – и спросит себя, может ли он полюбить эту женщину, которую прежде никогда не видел. Он так и сделал, и потом написал мне, что никак не ожидал того, что случилось. Он остановился, отбросил все прежние образы, позвонил в звонок и взглянул в лицо женщины, открывшей дверь; и влюбился в нее».

Читать еще:  К чему снится рыба живая без головы. Если снится большая рыба без головы

Не прощая мы сами страдаем, потому что душа тогда находится в помрачении. И когда прощаешь серьёзную обиду, в душу зримо входит свет.

Важно только избегать малейшего начала непонимания и отчуждения. Необходимо ощущать родного как родного. Это облегчает возможность простить его.

Тот, кто обижает нас, сам в себе носит наказание. Вот одна история об этом.

«В книге пророка Даниила есть рассказ о том, как пророк молился Богу, и вдруг он увидел свою молитву, которая не поднималась, как огненное пламя, к небу, а которая, как серый темный дым, влачилась по земле. И он воскликнул и говорит: ‟Господи, неужели моя молитва такая нечистая, такая недостойная, что она не может подняться к Тебе?ˮ И Господь ему ответил: ‟Нет, твоя молитва правдива, но ты оскорбил одну вдову. Ее молитва о том, ее плач о себе как бурный ветер, который твою молитву сбивает к земле. Она ко мне подняться не можетˮ. Вдова не молилась о том, чтоб пророк был извергнут, презрен. Она только кричала свою боль, и этот крик оказался как бурный ветер, который не допускал пламенной молитвы пророка подняться на небо».

Епископ Митрофан Никитин говорил, что серьёзную обиду можно простить только ради Христа.

Что же делать человеку, желающему простить другого?

Если само прощение крайне трудно для нас, то мы можем подготовиться к нему серией действий.

Так, возможно никогда и нигде не говорить об этом человеке плохо. Это трудно, но посильно нам. Мы можем подавать его имя на литургическое поминовение. Это нелегко, но именно это может восстановить отношения. Олеся Николаева говорила, что со своими обидчиками, имена которых она подавала на Литургию, чуть ли не подружилась, так как их отношение к ней изменилось.

Литургическое поминовение поможет нам со временем молиться об обидчике. Молитва поможет ощутить его родным человеком, желать ему добра. Это и будет прощением.
Древние христиане считали, что если их кто-то обидел, значит Бог даёт им власть простить обидчиков. И если они простят, то и Бог с обидчиков не спросит. И это дело Христово, которое могут совершать Его ученики на земле.

Простить и испросить прощения

В преддверии прощенного воскресенья

Как часто – практически во всех неприятностях с ближними – нам почему-то кажется, что сами мы ни при чем и нисколечко не виноваты. Уже в библейском описании грехопадения первых людей мы читаем, как Адам оправдывался перед Богом: нет, это не я виноват, а жена, которую Ты мне дал. В свою очередь жена говорит: это не я, а змей (см.: Быт. 3: 11–13). А змею, выходит, и деться некуда, хотя он, как тварь Божия, тут ни при чем. По объяснению святых отцов, змеем воспользовался падший денница, чтобы соблазнить людей. Но его соблазн не томил сладкой истомой первых людей, еще чистых, не изведавших на собственном опыте греха. Они сами распахнули двери своего сердца навстречу загадочному искушению, проявив откровенное недоверие Богу. Так вот, их самооправдание сделало невозможным покаяние: они не захотели сказать: «Господи! Мы согрешили, прости!» – а значит, их исправление в тот момент было уже невозможно.

Удивительно, мы можем понаблюдать за собой: всегда, когда мы всячески оправдываем себя, в душе нет покоя и мира, а какое-то мутное чувство самодостаточности своего «я», возвышающегося, словно надменный истукан, над всем окрестным миром, над миром, по нашему мнению, несовершенных друзей, коллег и знакомых.

Самооправдание проявляется во мнении, что наши проступки вовсе не проступки: так сложились обстоятельства, что мы вынуждены были поступить именно так, нам неправильно представили ситуацию и т. д. и т. п. Самооправдание заверяет, что сами по себе мы святы и только внешние обстоятельства не дают нам раскрыть себя во всей полноте. Такая позиция вносит в душу мрак, лишает ум ясности, а сердце – чистоты и покоя. Один брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? Меня давит какая-то тяжесть». Старец ответил: «Когда пловцы большого судна увидят, что наступает мрак, они пристают к берегу и вбивают кол, чтобы судно не ушло. Этот кол есть самоосуждение». Признавая вину свою, а не ближнего, мы сможем удержать душу у пристани спасения.

Для этого нужно научиться говорить «прости». Это слово есть лучший способ для уврачевания конфликтов и исцеления от греха. Оно извергает из сердца яд зла и призывает к тому же обидчика или обиженного. В житии преподобного Кирилла Белозерского повествуется, как в обители святого жил монах Феодот, который до того возненавидел преподобного, что не мог не только видеть его, но и слышать. Никому не удавалось убедить Феодота отложить свою беспочвенную вражду, так что Феодот решил уйти из монастыря. Перед этим он, как полагалось, зашел к настоятелю на исповедь. Святой Кирилл принял его с такой любовью, что, прежде чем тот исповедал свои помыслы, сказал: «Любезный о Христе брат! Все обманываются, почитая меня человеком добрым, один ты судил правильно, признав мои грехи и злобу. Но, уповая на милость Господа, Который поможет мне исправиться, прошу и тебя простить оскорбления, мною тебе нанесенные, и молиться за меня милосердому Спасителю». Пораженный смирением и незлобием настоятеля, монах тут же раскаялся, признал свою неправоту и просил прощения. После этого Феодот уже и не думал выходить из-под начальства преподобного Кирилла. Так испрашивание прощения изменило другого человека, явив ему свет смирения и любви.

Поразительно, но люди интуитивно чувствуют, что перед лицом вечности нельзя таить друг на друга зла. Когда два человека навсегда расстаются, они говорят друг другу «прощай», то есть «мы уже не увидимся, и потому не будем держать друг на друга обид». Когда умирает человек, он также просит у родных и близких прощения. Потому что вечность – это встреча с Богом, а перед Богом не оправдается душа, обремененная грузом злых мыслей. Но Бог видит нас и в повседневной жизни, видит, как мы ведем себя с окружающими, поэтому чем чаще человек очищает свою совесть этим удивительным словом «прости», тем все более он становится счастлив.

Нам стыдно признаться в своих ошибках перед людьми. Но если мы будем признавать их хотя бы перед самими собой, то это уже достижение.

Обыкновенно нам стыдно признаться в своих ошибках перед людьми. Но если мы будем признавать их хотя бы перед самими собой, то это уже достижение. Не задвигать собственные оплошности на задворки памяти, как бы прятать их от самих себя, а заострить внимание, в чем я был неправ перед ближними, внимательно для себя разобрать, как мне следовало поступить и что я могу исправить. Не зря святые отцы рекомендуют каждый вечер испытывать свою совесть, вспоминать все совершенные за день грехи, каяться в них и стремиться не повторять. Если мы приобретем этот навык, наши отношения с другими людьми станут заметно лучше. Ведь только тот, кто видит свои ошибки, способен исправить их.

Тем не менее, мало просить прощения у обиженных нами людей. Ведь может случиться так, что кто-то причинил нам неприятность, сам не просит прощения, тогда мы должны решиться на важный для нас шаг – самим простить другого.

А приходилось ли вам замечать, что, когда вы прощаете обидчика, внутри как будто развязывается тугой узелок? Словно с души снимается тяжелый груз – и становится легче. Мы призваны прощать, чтобы в глубинах души не был стянут железным узлом грех злопамятства.

«Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37), – говорит Спаситель.

Читать еще:  Грех первородный. Задачи урока: Познакомиться с библейской легендой о грехопадении первых людей

Давайте задумаемся. Когда мы становимся на молитву, то, конечно, хотим, чтобы Бог простил нам наши грехи. Но если при этом мы сами не прощаем других, то как просить себе прощения у Бога? Евангельские истины очень просты: Господь прощает нам тогда, когда мы прощаем другим, Он отпускает нам наши долги, когда и мы отпускаем должникам нашим.

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 21–22). Чтобы более наглядно понимать, о чем идет речь, Христос рассказывает притчу про раба, задолжавшего царю огромную сумму. Раб упросил царя простить ему долг, но как только встретил своего должника, крайне немилосердно отнесся к нему: посадил в темницу, пока не будет возвращен весь долг. Когда весть об этом дошла до государя, тот, разгневавшись, предал немилосердного раба истязателям. А Христос заключает притчу словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 35).

Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия». Неужели мы думаем, что Бог не знает, кому и как воздать? Христианин же призван воевать не с людьми, а с грехами. Поэтому и целью ставится не отомстить кому-то, а еще раз победить плохое, что подступает к душе.

Прощение причиненных обид в духовном смысле имеет величайшую цену, поскольку уподобляет человека милосердому Богу. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 43–48).

«Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться».

Впрочем, достичь совершенства трудно. В одной телевизионной передаче, в которой автор этих строк принимал участие, молодой человек, Богдан, сказал: «Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться». Как непросто было найти слова, которые помогли бы ему совершенно по-новому взглянуть на эту проблему: мама губит себя, это ее болезнь и великая беда; если мы любим маму, нужно помочь ей освободиться, но никак не замыкаться на себе и думать, что я чего-то не получил от мамы из-за этой ее трагедии.

Но все же – и пусть не судит меня строго читатель – этот молодой человек, Богдан, в какой-то мере прав (стало быть, и его мы не должны осуждать). В детстве он не испытывал тех материнских тепла и заботы, какие имели другие дети. Ведь, по сути, мама бросила его с сестрой, они жили у тети. Так что сама его фраза: «Я не прощу маму за то, что она пьет и не хочет исправиться» – лишь выражает протест против сложившегося положения вещей.

Только вот всякий раз, когда мы не прощаем своего обидчика, мы завязываем в душе невидимый узелок. Множество непрощенных обид – это множество узелков, удушающих нас. Напротив, всякий раз, когда мы прощаем кого-либо, на душе сразу становится легче. Поэтому прощение есть свобода сердца, радость обретения. И это прощение нужно прежде всего для нас самих.

Каково же было мое удивление, когда через год, при новой встрече с Богданом в телепередаче, посвященной прощению, он изменил свое отношение к маме. Оказалось, за полгода до этого Богдан сам пошел к ней, сам сказал: «Мама, у тебя есть мы – твои дети. Я готов заботиться о тебе, помогать. Но и ты постарайся исправиться». Ему трудно было сделать первый шаг, но, как только он его сделал, на душе стало легче. А мама в слезах пошла в храм, исповедалась, причастилась. Она старается жить по-новому, а у Богдана появилась отдушина.

Прощение способно преобразить тех, кого мы прощаем. Святой архидиакон Стефан, этот первый христианский мученик, молился об убивавших его: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60). И впоследствии Савл, одобрявший убиение первомученика, чудесным образом был обращен ко Христу, стал апостолом Павлом. Известны люди, в свое время крайне критически относившиеся к Церкви, вере и христианским святыням, категорично спорившие о религии, но потом непостижимым, только Богу известным образом пришедшие ко Христу. Кто знает, может, этому обращению способствовали молитвы о них, молитвы о том, чтобы Господь привел их к Себе и «не вменил им греха сего». Прощая другого, мы свидетельствуем, что в человеке еще есть святое и доброе и что в нас самих не умерла вера в Бога, способного претворить холодное сердце в живое и любящее.

Преображающая сила прощения подробно и ярко описана в романе Виктора Гюго «Отверженные». Проведший многие годы на каторге Жан Вальжан, получив свободу и не найдя себе нигде приюта, попросился переночевать у епископа. Владыка принял его радушно, накормил и уложил спать в уютной комнате. Ночью бывший каторжник проснулся и, не справившись со своей порочной натурой, украл всю серебряную посуду, которой пользовался епископ и другие проживавшие в его доме люди, и скрылся. Утром епископ спокойно объяснил происшедшее: «Я был неправ, пользуясь, и так долго, этим серебром. Оно принадлежало бедным. А кто такой этот человек? Несомненно, бедняк». Но вот жандармы привели трепещущего Жана к епископу, показывая украденное серебро. Епископ невозмутимо обратился к нему: «Очень рад вас видеть. Но послушайте, ведь я вам отдал и подсвечники. Почему же вы не захватили их вместе с вашими приборами?» Оказывается, он все это подарил и никакой кражи не было! Жандармы отпустили вконец растерявшегося вора. Такое прощение и нежданная любовь произвели в его душе переворот, заставили переосмыслить прожитую жизнь, а затем привели к покаянию и нравственному воскресению.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе: ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день. Ибо ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и души раздражительной».

Если бы мы окинули внутренним взором всю свою жизнь и подумали о том, что нас ждет в жизни будущей, представили Суд, который неминуемо последует, то поспешили бы прощать других, чтобы и мы были прощенными. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6: 12), – просим мы в молитве Господней, но подчас произносим эти слова механически, без сердечного чувства, без веры в прощение. Нам трудно прощать других, поскольку мы не понимаем великой ценности прощения. Ущерб от обиды кажется слишком существенным. И только Евангелие способно открыть нам глаза: чем больше прощаешь других, тем больше и тебе самому отпустится.

Постараемся же вспомнить свою неправоту, от всего сердца испросить у наших ближних прощения, а заодно простить все обиды, которые таятся в глубинах нашей души, и таким образом сделать шаг к той внутренней свободе и радости, которые Господь подает сердцу милостивому и незлобивому.

Источники:

http://www.hram-v-lesnom.ru/content/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B4-%D0%B8-%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B2%D0%B8-%D0%BA-%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%83
http://pravlife.org/ru/content/o-proshchenii-obid
http://pravoslavie.ru/68804.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: