Проблема отчуждения личности в обществе. Личность и общество

Социализация личности. Социальная роль, статус и активность личности

Человек с самого рождения взаимодействует с окружающей средой, с обществом. При анализе процесса взаимодействия личности и общества, личности и социальной группы используется понятие «социализация».

Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность.

Социализация – это процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки. Общество посредством образования и воспитания приобщает человека к культуре, создаёт условия для саморазвития. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведение – результат упущений в ходе социализации.

Социализация – это процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, опытом и знаниями. Благодаря социализации человек становится полноправным членом общества.

Процесс социализации складывается из определённых этапов.

В отечественной литературе преобладала точка зрения, согласно которой главным критерием сформировавшейся личности является ее трудовая деятельность.

В соответствии с этим выделяют три основных периода социализации:дотрудовой; трудовой; послетрудовой, связанный с выходом на пенсию.

Критерий «трудовая деятельность» подвергается критике. Он плохо учитывает особенности первой фазы социализации. В эти этапы не вписывается понятие “ресоциализация”.

Более простым и удобным является выделение двух этапов социализации.

Первый – это “первичная социализация” – от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности.

Второй этап, период “вторичной социализации” или ресоциализации. Под этим этапом понимается своеобразная перестройка личности в период её социальной зрелости.

К социальным институтам социализации принято относить различные социальные группы и организации, осуществляющие этот процесс.

Среди них на первом месте стоит семья, затем дошкольные учреждения, школа, другие учебные заведения. Сюда же относятся средства массовой информации, формальные и неформальные организации, в которых участвует молодой человек.

Каждый из перечисленных социальных институтов в социализации личности выполняет свои функции.

Необходимость вторичной социализации диктуется условиями современного производства, динамичностью социальной среды, необходимостью осваивать новые социальные роли, достигать определённого статуса в обществе.

Что такое социальная роль?

Социальная роль личности – это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.

Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.

Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.

Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом.

Социальный статус личности – общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус – это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Американский социолог Р.Мартон всё это назвал «статусным набором».

Социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).

Социальная активность личности

В научной литературе под ней понимается общественное качество людей, их способность к взаимодействию со средой, энергичная самодеятельность, направленная на удовлетворение потребностей и интересов путём преобразования различных областей действительности и самого себя. Социальная активность личности – это способ самовыражения себя.

Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отношений. Её можно рассматривать в двух основных аспектах.

Во-первых, как свойство личности, обусловленное прежде всего её природными данными и усиленное качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности.

Во-вторых, активность рассматривается в качестве некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определённых количественных показателях.

Социологи предполагают матричный подход к измерению активности, т.е. анализ её в вертикальном и горизонтальном срезах. При вертикальном расчленении учитываются уровни активности, её интенсивность, а при горизонтальном – её различные виды.

Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни – трудовой, социальной, политической, духовной, семейно-бытовой и др. Активность может быть индивидуальной, групповой, организованной или стихийной. Можно выделить даже преступную активность. Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, то её можно оценить как социальную и асоциальную. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности, т.е. те изменения существующей ситуации, которые достигаются путём затрат энергии, соотнесённой с общественными интересами.

Антиподом социальной активности в этом смысле является социальная пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности.

Высшим проявлением социальной активности является творчество. Оно всегда имеет личностное измерение.

Каковы же источники социальной активности? Существуют внутренние и внешние источники социальной активности. К внутренним относятся материальные и духовные потребности, интересы, сознательность, уровень культуры. Внешние – те условия, в которых живут и действуют люди. Особенно важное значение для развития социальной активности имеет здоровый морально-психологический климат в коллективе, хорошая, чёткая организация труда, забота о людях, их труде и отдыхе, справедливая оценка труда и его оплата и т.д.

Социальная активность проявляется через деятельность, которая протекает во всех сферах общественной жизни. Это обусловливает многообразие форм и видов социальной активности; выделяют политическую, экономическую, социокультурную, организаторскую и др. Естественно, что в реальной жизни все они взаимосвязаны.

3.Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

Проблема отчуждения личности в нашем обществоведении была слабо теоретически разработана. Главная причина такого положения коренилась в господствовавшей советской идеологической доктрине. Согласно ей проблема отчуждения присуща только капитализму. Характерно, что даже в настоящее время в справочниках и словарях по социологии и политологии этот термин чаще всего отсутствует (см., например: Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996).

Что такое отчуждение, каковы формы его проявления?

Общее определение отчуждения дали К.Маркс и Ф.Энгельс в ”Немецкой идеологии”.

Отчуждение, по их мнению, есть «консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчёты. ” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.3.с.32).

В социологии отчуждение трактуется так: “… отношение между социальными субъектами и какой-то его социальной функцией, складывающейся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства” (Западная социология: Словарь. М., 1990. С. 252).

Иными словами, отчуждение – это такое состояние отношений между личностью и обществом, при котором продукт труда отчуждается от неё и превращается в противостоящую ей силу. Не только продукт деятельности, но и сам процесс деятельности.

Существуют различные источники и причины отчуждения. К их числу относятся отношения собственности. Причиной отчуждения могут быть субъективные факторы. Например, экономическая и социальная политика может вестись в интересах узкой группы людей, что приводит к противопоставлению интересов одних групп другим.

Читать еще:  Символы и их обозначение. Что значит серп и молот

Отчуждение в нашей стране в недавнем прошлом было связано с природой авторитарно-тоталитарного режима.

В условиях господства административно-командных методов хозяйствование привело к отчуждению человека от собственности. Диктат в сфере политики породил отчуждение в сфере властных отношений, к формализму. Аналогично отчуждение проявилось и в социальной и духовной сферах.

Радикальные преобразования во всех сферах жизни российского общества должны положить начало преодолению отчуждения личности.

Сегодня уже более чётко просматриваются пути решения этой сложнейшей проблемы.

Проблема должна решаться по следующим направлениям:

– экономическое отчуждение преодолевается за счёт экономических реформ (приватизации, многообразия форм собственности). В результате рождается чувство хозяина, формируется «средний класс», развивается инициатива;

– реформа политической системы, демократизация всех сторон жизни способствуют преодолению политического отчуждения личности;

– проблемы преодоления социального отчуждения должны решаться путем коренного улучшения социальных условий жизни и труда;

– отчуждение в духовной сфере преодолевается на основе нравственного возрождения народа, повышения уровня культуры.

Здесь необходимо иметь в виду, что одно дело выделить приоритетные направления, заявить о них и другое – реализовать в реальной жизни. Последнее решается непоследовательно, половинчато и некомплексно.

В силу этого острота проблемы отчуждения в современной России не только не снизилась, но даже произошло ее обострение. Это проявляется в снижении мотивации на труд, в росте преступности, бюрократизации общественной жизни, продолжающем обнищании значительной части населения, росте социальной неудовлетворенности людей своим положением и др.

Современные теоретические изыскания и передовая практика показывают, что в полной мере преодолеть отчуждение личности от общества, личности от социальных групп и институтов невозможно.

Серьёзным препятствием на пути преодоления отчуждения личности является ориентация её на потребление.

А.Н.Леонтьев пишет: «. Личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. С.25).

Существенным барьером на пути снижения степени отчуждения является усиливающийся индивидуализм.

Сравнение результатов исследования проблем российской молодежи, проведенное автором пособия в 1993 г., с данными аналогичного исследования американских ученых позволило сделать вывод, что коллективность в американском обществе, как это ни может показаться странным, проявляется более широко, чем в российском. От коллективизма наше общество резко повернуло в сторону индивидуализма. Но от преувеличенного индивидуализма даже американское общество начинает задыхаться. Не случайно, как на государственном, так и муниципальном уровне в США разработаны программы внедрения общинного сознания у горожан.

В российском обществе важно гармонизировать отношения личности с коллективом, демократизировать коллективные отношения. Эта мера, с учетом социокультурных факторов, обеспечит более благоприятные условия для преодоления высокого уровня отчужденности граждан от труда, власти и др. Наглядный пример – Китай, где сумели найти оптимальное сочетание между идеологией и современными методами организации и управления экономикой и обеспечить экономическое благосостояние огромной массы населения.

Характерной чертой российского общества является нетерпимость к идеологии, которую не разделяет либо власть предержащие, либо оппозиционеры. И те и другие пока не поднялись до уровня диалога.

Современное состояние развитых стран подтверждает значимость данной проблемы отчуждения в общественном прогрессе.

В заключение данной лекции можно сделать такие обобщающие выводы:

1) развитие человека как личности предполагает развитие и обогащение взаимосвязи человека и общества.

Отдельный человек может существовать и реально развивать свои способности, удовлетворять потребности и многообразные интересы только в обществе других людей;

2) не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Личность является носительницей социального в человеке. Это мера развития социального в человеке, целостное воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества;

3) для социолога личность предстает прежде всего как объект и продукт социальных отношений, как носитель определённой социальной программы.

Социология учитывает и активные отношения самого человека в системе социальных отношений.

При предельно общем подходе к структуре личности она характеризуется двумя аспектами: с одной стороны, как объект, с другой – как субъект социальных отношений.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Личность и общество. Проблема отчуждения

В философской антропологии наряду с понятием «человек» широко используются понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Как Homo sapiens человек не может быть понят лишь как природное существо, его сознание, язык, речь формируются только в обществе.

Как родовое существо человек конкретизируется в реальных индивидах. Индивид – это отдельный представитель биологического вида Homo sapiens, единичный представитель социума. Понятие индивида описывает человека в его отдельности, обособленности, с точки зрения целостности его морфологической и психофизиологической организации, устойчивости во взаимодействии со средой, активности.

Личность – это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретной деятельности и системе общественных отношений. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества, личностью, носит название социализации.

В настоящее время существует две основных концепции личности: 1) личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и 2) личность как его сущностная характеристика.

Первая (ролевая) концепция опирается на понятие социальной функции (социальной роли) человека и фиксирует преимущественно внешнее его поведение, которое не обязательно выражает действительную сущность человека. Этот аспект понимания личности играет большую роль в современной прикладной социологии, но при всей своей значимости имеет ограничение: не позволяет раскрыть внутренний духовный мир человека.

Вторая концепция раскрывает понятие личности как сущностную характеристику человека, связанную с его социальными качествами. Личность – это субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и иных норм. Личностью человек не рождается, а становится. Личностные качества человека производны от его образа жизни, от социального окружения, а также, что очень важно подчеркнуть, и от его собственной внутренней активности, направленной на осознание себя, своего внутреннего мира.

Ядром личности, ее стержнем, регулятивным и духовно-смысловым центром является самосознание – выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего существа. Самосознание тесно связано с рефлексией, которая погружает личность в глубины ее внутреннего мира, позволяет критически оценивать негативные стороны своей жизни, дурные поступки, привычки. Посредством самосознания осуществляется процесс соотнесения личных интересов с общественными, определяется уровень личностных притязаний. Самосознание является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести. Самосознание представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. Личность с развитым самосознанием способна к самоконтролю и самооценке. Процесс соотнесения своего Я с реальными жизненными обстоятельствами служит базой для самовоспитания, для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он – процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным свойством личности выступает ее мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высот духовной жизни. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свое предназначение в мире.

В структуре духовного мира личности особое место принадлежит нравственности. Нравственность возвышает человека. Ориентированный в своем поведении на высшие нравственные ценности, человек утверждает себя как свободная, творческая личность. Важнейшее средство формирования личности – осуществление выбора между добром и злом. Личность есть там, где есть напряженная духовная жизнь, взвешивание «за» и «против» при выборе линии поведения, свершении того или иного поступка. Нравственное поведение предполагает готовность личности отстаивать нравственные принципы, брать на себя ответственность. Нравственным нужно быть потому, что только на этом пути человек может жить подлинной жизнью, реализовать свою сущность. Осознанное и свободное следование нравственным нормам, фундаментальным нравственным требованиям – признак духовно зрелой личности.

Читать еще:  Как почистить амулет если он потемнел. Очищение и зарядка оберега свечой

Еще одним качеством личности является ее характер, сила воли. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей воспринимают как лидеров. Без воли и характера невозможно общественное самоутверждение человека как личности. Личность проявляет себя в поступках, она – «субъект поступания» (М.М.Бахтин). Быть личностью трудно, и это относится не только к выдающимся личностям, но и ко всякой личности. Совершать поступки и брать на себя ответственность – это прерогатива личности.

Индивидуальность – понятие, которое характеризует самобытность личности, ее уникальность. Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду, прежде всего, комплекс его социально значимых качеств, т.е. личностная индивидуальность. Хотя индивидуальность личности нельзя отрывать от ее наследственных особенностей, реализуется она все же через многообразие социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.

Уже на биологическом уровне проявляется уникальность человека, связанная с его генофондом, делающим индивида биологически неповторимым. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный смысл индивидуальности связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с душой. Душа выражает собой уникальные особенности данной личности. Разнообразие индивидуальностей – существенное условие успешного развития общества.

Личность, коллектив, общество.Проблему личности нельзя решить без философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Связь личности и общества опосредована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Через первичный коллектив идет отдача личного обществу и достижений общества – личности. В здоровом коллективе личность не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Различают коллективы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Последние – это, как правило, объединения по интересам (клубы, секции и т.д.), в них больше возможностей для проявления творчества, индивидуальных способностей.

Поскольку каждый член коллектива – личность, индивидуальность со своим пониманием, опытом, складом ума и характером, постольку даже в дружном коллективе возможны разногласия и противоречия. В этих условиях на прочность проверяется и коллектив, и личность – от них зависит, дойдет ли противоречие до антагонизма или оно будет разрешено всеобщими усилиями ко всеобщему благу.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом изменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности.

При родовом строе индивид не являлся личностью в собственном смысле этого слова, он был включен в жесткую систему общественных связей (род, племя), выполнял предписанную традицией роль. И реально, и в своем сознании индивид не выделялся из коллектива и осознавал себя принадлежащим роду.

На основе усложнения трудовой деятельности, разделения труда, появления частной собственности происходит обособление человека, формируется частный интерес. Возникновение классового общества, государства способствует тому, что индивиды стали выступать субъектами прав и обязанностей. В этих условиях шел процесс становления личности. Однако в античном обществе человек еще осознавал себя как орудие космического миропорядка. И это воплощалось в идее судьбы, которую он не мог изменить по своему произволу.

В период Средневековья в христианской религии человек осознает себя как личность. Этому способствовал процесс духовного общения человека с персонифицированным Богом. Усложнялся внутренний мир человека, его деятельность была направлена на совершенствование духа, души. В жизни средневековой личности большое место занимают собственно нравственные ценности, а не ценности материально-утилитарные. Духовность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви. Для личности эпохи раннего христианства характерен сугубо личностный героизм – подвижничество.

В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека, его автономность. Отныне человек – распорядитель собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Свобода означает для него космическую незакрепленность, самостоятельность творческого самоопределения. Человек вкусил упоение от беспредельных возможностей своих сущностных сил и ощутил себя господином мира.

В эпоху Просвещения разум занял господствующее положение в культуре. Рационализации оказались подвергнуты все стороны общественной жизни, в том числе и внутренний мир человека. Это вело к сужению эмоционально-душевной сферы личности. Достоинства личности измерялись силой его разума, способностью подвергать сомнению и критике существующую действительность.

Новое время отмечено бурным развитием науки и техники, что усиливало позиции человеческого разума. Изменились ценностные ориентации личности, ее мировоззрение. На первый план выдвигались такие качества личности, как сила воли, инициативность, деловитость, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т.д. Сложилась личность индивидуалистического типа («атомарная личность») с вещной, рационалистически-прагматической ориентацией. Духовные ценности вытеснялись ценностями материальными, в человеческие отношения проник принцип утилитаризма (пользы). Собственное благополучное существование новоевропейский человек предпочитает всему другому, себя рассматривает как цель, а все другие для него суть средство. Психология индивидуализма неизбежно приводит к острому чувству одиночества и взаимному отчуждению людей. Феномен отчуждения, ярко заявивший о себе в Новое время, в современном мире не исчез, он приобрел новые формы.

Отчуждение.В социальной философии отчуждение рассматривается в связи с проблемой личности, раскрытием сущностных сил человека, с проблемой взаимоотношений человека и общества.

Отчуждение – это превращение результатов человеческой деятельности, а также человеческих свойств и способностей в нечто чуждое ему и господствующее над ним. Феномен отчуждения сопровождал всю человеческую историю, разные его формы анализировались Т.Гоббсом, Ж.-Ж.Руссо, представителями немецкой классической философии. Л.Фейербах, например, считал, что в представлениях о Боге человек воплотил свою сущность; она оказалась отчужденной и ему противостоящей. Религиозное отчуждение, считал он, должно быть ликвидировано на основе любви человека к человеку, принятии «религии любви». Но в наиболее резкой форме отчуждение проявилось в социально-экономической сфере в условиях капиталистического производства и было проанализировано К.Марксом.

У Маркса проблема отчуждения была связана с анализом частной собственности и товарного производства. В процессе труда, где человек должен был бы раскрывать свои сущностные силы, удовлетворять свою потребность в творчестве, наемный рабочий не чувствует себя человеком, а выступает как подневольное животное, как живая машина. Сам процесс труда и результаты его оказываются отчужденными от работника (находятся в распоряжении владельца средств производства) и противопоставленными ему в качестве капитала. Капитализм подавляет способности человека, калечит его духовную сущность. Преодолеть это отчуждение, по Марксу, можно только на путях упразднения частной собственности, замены ее общественной собственностью на средства производства, и через утверждение принципов социальной справедливости.

В XX столетии появилось ряд новых факторов, вызвавших новые формы отчуждения. Научно-техническая революция принесла не только материальные блага, но и негативные последствия, которые могут выйти из-под контроля человека: угрозу атомной войны, экологический кризис, стрессы. Компьютеры втягивают человека в мир, чуждый образцам высокой культуры. Средства массовой информации навязывают человеку ложные потребности, стандартизируют мышление, обезличивают индивидов. Человек утрачивает навыки общения с другими людьми. Абсолютная праздность и развлечение становятся для него главной потребностью. Духовное начало в человеке умирает. Такой антигуманный характер существования ведет к деградации человека, отчуждению его от собственной сущности.

Отчуждение в современном обществе порождается и экономическими причинами. Низкий уровень жизни ограничивает доступ людей к образованию, приобщение к культуре, лишает человека возможности путешествовать, а, значит, отчуждает человека от полноты человеческих проявлений жизни, делает его, по выражению Г.Маркузе, «одномерным человеком».

Субъективно отчуждение проявляется в чувствах страха, одиночества, апатии, равнодушия, бессилия, утраты смысла жизни, а также связанных с ними наркомании, алкоголизме, самоубийствах.

Многие современные авторы преодоление отчуждения и одномерности человека видят на пути всестороннего развития его способностей. Это возможно за счет создания таких реальных условий, при которых каждый человек мог бы в процессе своего образования выходить на передний край человеческой культуры и свободно выбирать поле своей деятельности. Общество должно поднимать, а не подавлять людей, всесторонне и особенно в нравственно-духовном отношении развивать человека. В преодолении факторов отчуждения большую роль играет и сам человек, его воля, стремление к творчеству. И деятельность общества, и деятельность человека должны быть устремлены на созидание человечности.

Читать еще:  Атеисты кто они. Кто такой атеист? Что такое атеизм? Заблуждения атеистов и атеизма

Введение

Существуют ситуации и состояния, которые люди расценивают как одиночество, отчуждение себя от других людей: это может быть изоляция, как эмоциональная, так и социальная. Под эмоциональной изоляцией понимается результат отсутствия привязанности к конкретному человеку; в результате чего возникает тревожное беспокойство. Социальная изоляция обычно выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством отчужденности. Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука. Переживаемое острое чувство отчуждения влечет за собой общение, которое можно назвать дефицитным и дефектным.

В настоящее время среди людей изоляция, отчужденность от остального человечества встречается довольно часто, влияя на жизнь конкретного человека, на его взаимоотношения с другими людьми.

Таким образом, отчужденность является одной из проблем человечества, которую необходимо преодолеть.

Проблема отчужденности как одна из наиболее интересных и небезразличных сфер в функционировании общества изучалась многими исследователями, такими, как М. Симэн, А. Нил, С. Реттинг, М. Кларк, Б. Эндерсон и другими.

Таким образом, можно констатировать, что необходимо рассмотреть особенности отчуждения личности в современном обществе.

Цель данной работы – изучение проблемы отчужденности личности в современном жизненном пространстве, влияние отчужденности на человека.

Объект – юноши и девушки в возрасте от 17 до 20 лет (12 человек – 48 юношей и 4 девушки).

Предмет – особенности поведения человека при проявлении отчужденности.

Гипотеза – отчуждение определяет особенности поведения человека, влияя на его личность.

1. Подбор специальных методик по данной проблеме, изучение соответствующей литературы.

2. Определить наличие отчужденности у испытуемых.

3. Оценить значимость отчуждения в поведенческой сфере человека.

4. Определить наличие у испытуемых нарушений в сфере общения, неспособность или нежелание общаться.

5. Установить наличие у испытуемых потребности в общении.

6. Выявить стремление к принятию испытуемых окружающими людьми и страха быть отвергнутым другими людьми.

7. Составить практические рекомендации испытуемым.

Проблема отчуждения личности в современном обществе

Отчужденность – термин, который употребляется и в обыденном языке, и в различных науках, чаще всего – в философии, психологии, криминологии, социологии. В отличие от философского, в социологическом и психологическом понимании отчужденность описывается в терминах ожиданий и всегда является в достаточной степени осознаваемым свойством.

Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего; отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения. Даже если широкие дружеские связи еще сохраняются, человек нередко тяготится ими и постепенно сокращает контакты. Отчужденность как переживаемое чувство и состояние превращается в отчуждение от реальных людей, их забот и жизни.

Проявлениями отчужденности являются охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом теплого сердечного общения.

М. Симэн выделил многомерную концепция отчужденности, которая включала в себя пять измерений:

· чувство бессилия (“от моих поступков ничего не зависит”);

· чувство бессмысленности (“не ясно, во что верить”);

· отсутствие норм (“чувство аномии”);

· чувство изоляции (“изоляция от ценностей и общества”);

· чувство чуждости всему (“теряется смысл труда, удовлетворение от работы”).

Исследования в области личности показали, что отчужденность – генерализованный, многомерный фактор. Зеллер и другие психологи с помощью четырехмерной шкалы (бессмысленность, бессилие, аномия и социальная изоляция) составили психологический портрет отчужденного человека, в который вошли отношения человека к миру и к себе. По их характеристики отношение отчужденного человека к миру характеризуется следующими чертами:

· мир воспринимается как застывший, схематичный;

· низкий уровень знаний об особенностях социально-политической системы;

· нет интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;

· верят в сверхъестественные силы, астрологию, судьбу;

· менее логичное мышление, познавательная замкнутость;

· навязчивые состояния и ригидность;

· с трудом сосредоточиваются и принимают решения;

· склонность печалиться, высокий уровень страхов;

· безразличие к групповому поведению.

Для отношения к себе характерны:

· неадекватность и презрение;

· экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;

· чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, фрустрированности; другие воспринимаются как угроза;

· презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;

· отсутствие чувств лояльности, принадлежности, враждебность, экстремизм в этом состоянии иногда предшествуют отклоняющемуся поведению.

Стержнем отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации. Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями либо ситуация отсутствия норм. Отношения между людьми становятся поверхностными. Поверхностный характер человеческих отношений побуждает многих надеяться, что они могут обрести глубину и силу чувств в индивидуальной любви. Но любовь к одному человеку и любовь к ближнему неразделимы; в любой из культур любовные отношения – это только более сильное выражение формы родства со всеми людьми, преобладающей в данной культуре.

Трудности при отчуждении могут возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении. При этом они могут выражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности и заметном равнодушии к партнеру. Все это разнообразие обусловливает необходимость классификации психологических трудностей общения.

В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой – избыточность, бессодержательность общения.

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится “недружелюбным” – жестоким, безразличным, асоциальным. Человек, чувствующий себя отчужденным не принадлежит к группе, социальные связи нарушены.

Отчуждение в современном обществе, носит почти всеобщий характер; оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе. Отчуждение между человеком и человеком ведет к утрате всеобщих и социальных уз.

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится “недружелюбным” – жестоким, безразличным, асоциальным.

Застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность, повышенная сенситивность принадлежат к глубоко личностным свойствам, они часто могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов, таким образом, мешая полноценному общению с людьми.

Под жизненным пространством в современной психологической теории поля понимается мир психических представлений и переживаний личности, кроме этого сюда можно отнести и общее психологическое окружение индивида, включая его самого и всех других людей, имеющих для него значение. Жизненное пространство индивида по К.Левину индивида есть целостное поле, внутри которого возникают его стремления, намерения и другие психологические силы, имеющие определенную направленность, величину и точки приложения.

Таким образом, отчужденность личности формируется в обществе, и влияет на поведение человека, его помыслы, мнения и установки. Все это оказывает огромное воздействие на личность человека, не всегда влияя на него положительным образом.

Источники:

http://studopedia.ru/3_22163_sotsializatsiya-lichnosti-sotsialnaya-rol-status-i-aktivnost-lichnosti.html
http://studopedia.org/2-13066.html
http://studbooks.net/549946/psihologiya/problema_otchuzhdeniya_lichnosti_sovremennom_obschestve

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: