Курсы православных педагогов. Флагманы для семинаристов

К 10-летию Сретенской духовной школы
«Семинаристы должны научиться жить православно»

Беседа с протоиереем Стефаном Жилой

– Отец Стефан, где вы учились?

– Окончив школу, я сначала выучился на фармацевта. Потом поступил в Киевский университет, получил специальность химика. Я очень любил химию, но Господь судил иначе. Еще учась в университете, я встретился с людьми, которые пробудили во мне интерес к философии, к искусству, и я стал искать истину. Тогда же познакомился с серьезными книгами, такими как, например, «Свет невечерний» отца Сергия Булгакова и другими. Я осознал: мне нужна не просто наука, для меня важнее найти смысл жизни, докопаться до истины. И я начал ходить в храм. Но у меня не было Евангелия. Его мне дали батюшки, и я его переписал от руки.

– Батюшка, когда вы решили учиться в духовной семинарии?

– Со временем у меня появились верующие друзья, мы обсуждали вместе религиозные темы. До сих пор помню, что Церковь нами тогда воспринималась как красивый цветок, который все проходящие стараются схватить, надломить. А нам хотелось Церковь защитить и потрудиться на ее благо. Так вот, зрелое решение учиться в семинарии для того, чтобы получить богословское образование и принять сан, у меня появилось в студенческие годы.

– Отец Стефан, а чем запомнились годы учебы в духовной школе?

– Когда я учился, все студенты были охвачены вдохновением: кто-то постоянно разучивал ноты, кто-то вел богословские диспуты. Мы вместе вечерами читали Библию, ходили к отцу Кириллу (Павлову) – лаврскому духовнику, чтобы послушать чтение правила и Евангелие. Обязательно ходили по утрам к преподобному Сергию. Вот такая была увлеченность, потому что в семинарию по преимуществу поступали уже взрослые люди. Они выносили свое решение, они были готовы ко всем трудностям служения, ко многим испытаниям. Они приготовили свою душу к искушению. Время-то было непростое, все вольно или невольно думали: «Господи, с кем я буду служить, кто меня поддержит. ». И потому искали себе спутницу жизни такую, которая стала бы правой рукой. Все хотели, чтобы жена вела не только дом, но и помогала на приходе. А главное – могла разделить труды и скорби своего мужа.

– Как вы познакомились со своей матушкой?

– Я, как и мои товарищи, понимал, что матушка будет мне первой помощницей на приходе. Моя будущая жена пела в церковном хоре.

– Что вы можете посоветовать семинаристам по поводу выбора будущей жены?

– Очень непростой вопрос. Сейчас ведь много девушек невоцерковленных и неверующих. И если возникают чувства, то семинарист может привести свою избранницу к Богу, если, конечно, она сама проявит любовь и послушание. Но, к сожалению, бывают случаи, когда невеста, будучи нецерковной, показывает видимость церковности, чтобы добиться своей цели – выйти замуж. И в дальнейшем она не будет надежной помощницей батюшке, не сможет дать детям православного воспитания. Иначе говоря, будущий священнослужитель должен все-таки жениться на верующей и воцерковленной девушке. Супруги должны взаимно обогащать друг друга и идти по одному пути. И здесь нельзя полагаться на авось: это очень чревато. Отец Кирилл говорил на исповеди студентам: «Ребята, не забывайте, что есть огонь и порох. Вот вы – огонь. Если его донести до пороха, он воспламенится. Потому будьте осторожны в своих отношениях с женским полом».

– Отец Стефан, кто учил вас в Московских духовных школах?

– У нас было много видных преподавателей, представителей старой школы. Отец Александр Ветелев – очень интересный педагог. Он вел живое общение со студентами. Преподавал гомилетику и любил заинтересовывать аудиторию вопросами. Очень большое влияние на меня оказал преподаватель догматического богословия монах Василий (в миру Дмитрий Савичев). Это настоящий профессор. И стиль его преподавания – академический. Минут двадцать мы с ним всегда повторяли пройденный материал, а затем он начинал новую тему. Он читал цитаты и очень тонко и точно их изъяснял. Профессор Алексей Ильич Осипов – очень увлеченный педагог, глубоко знающий Православие. Особо запомнилось мне, как он соотносил философию со святоотеческим пониманием святителя Игнатия (Брянчанинова).

– А кто были вашими однокурсниками?

– Назову отца Германа (Чистякова), архимандрита Дионисия (Шишигина).

– Когда состоялись ваши хиротонии?

– В семинарии, на 2-м курсе. Это был 1975 год. На Преображение я был рукоположен в диакона, а 30 ноября – в иерея ректором семинарии, тогда архиепископом Владимиром (Сабоданом).

– Батюшка, а потом вы сразу начали служение на приходе или были оставлены в лавре?

– Мне дали послушание экскурсовода в церковно-археологическом кабинете МДА. Был также помощником инспектора. А потом мне предложили преподавать в семинарии Священное Писание Нового Завета на 4-м курсе. Я очень любил этот предмет и серьезно изучал Послания апостола Павла.

– А как началось ваше служение на приходе?

– Сначала я был назначен в храм Петра и Павла на Новобасманной. И мы многое там сделали. Нам удалось убрать оттуда институт, мы восстановили церковь из разрухи. Потом меня перевели в храм Пантелеимона. Сейчас я являюсь настоятелем храма Рождества Христова в Митине.

– Батюшка, как вы начали сотрудничать со Сретенской духовной семинарией?

– Конечно, я много слышал и о Сретенском монастыре, и о его наместнике и ректоре Сретенской духовной семинарии архимандрите Тихоне (Шевкунове), а также о крупном православном издательстве при обители. О семинарии я узнал от своего сына Никона, который начал петь в монастырском хоре. Потом Никону предложили руководить хором и преподавать. А затем пригласили и меня.

Читать еще:  Сонник толкование снов выходить замуж. Толкование снов выйти замуж во сне

– Батюшка, какие предметы вы преподаете в Сретенской семинарии?

– Я преподаю Новый Завет на 4-м курсе: Послания апостола Павла и Апокалипсис. То, чем я интересовался, еще сам будучи семинаристом.

– А как, с вашей точки зрения, необходимо преподавать Священное Писание Нового Завета? Что нужно делать, чтобы материал усваивался лучше?

– Конечно, я стараюсь, чтобы студенты лучше усвоили материал. В этом году мы на каждое Послание пишем по одной или по две домашние работы. В них семинаристы, с опорой на толкования епископа Феофана Затворника, излагают и иллюстрируют главные темы. Послания апостола Павла требуют вдумчивого разбора. Да, мы должны принять их буквальный смысл, но мы обязаны дать и критический анализ: объяснить, истолковать. Необходимо показать исторические условия, текстологические особенности и прочее.

– А как вы проводите экзамены?

– На экзаменах надо рассказывать то, что осталось в душе. Ведь когда студенты готовятся, они все еще раз переживают, припоминают. На экзамене я задаю конкретизирующие вопросы, позволяющие выяснить, как семинарист понимает то или иное место из апостола Павла, какие он может сделать практические выводы.

– Отец Стефан, чему нужно научить современных семинаристов?

– Я бы так сказал: семинаристы должны научиться жить православно. Чтобы их молодые силы не тратились попусту, а уходили на воцерковление. Кроме того, воспитанникам духовных школ просто необходимы практические навыки. И хорошо, что сретенские семинаристы имеют возможность общения с широкой аудиторией, например в Политехническом музее. Уверен, если молодой человек живет подлинной церковной жизнью, то он сумеет понять и разрешить те проблемы, которые неизбежно возникают в дальнейшей жизни, в том числе при пастырском служении.

– Какие проблемы семинарской жизни вы можете отметить?

– Это сейчас беда всей молодежи, а не только семинаристов – отсутствие заинтересованности в знаниях. Нет огонька. Вроде и Интернет, и книги доступны, а очевидно остывание. Когда мы учились, книги, учебники были дефицитом, да и стоили они дорого. Мы много занимались в библиотеках, читали периодику, например «Богословский вестник». За каждой контрольной работой, которую мы писали, просиживали очень много времени, и это обогащало. А сейчас время другое… Но все же студенты очень чистые, непосредственные, правдивые. И это так радует! Они как губка впитывают знания, ведь они потом будут служить, нести народу слово Божие.

– Батюшка, скажите несколько слов о выпускниках Сретенской духовной школы.

– Я вспоминаю нашего выпускника, а сейчас уже преподавателя, отца Иринея (Пиковского). Очень поражал своей серьезностью. Диакон Александр Слесаренко оканчивает в этом году, олицетворяет трудолюбие. Диакон Антоний Новиков – очень внимательный студент.

– Отец Стефан, что вы можете сказать в качестве своего напутствия учащимся по случаю десятилетия Сретенской духовной семинарии?

– Я очень хочу, чтобы наши воспитанники достойно несли звание студента Сретенской семинарии. Ведь в Сретенском монастыре покоятся мощи святителя Иллариона; нас всех вдохновляют его творения. Учащиеся должны понимать: семинария существует десять лет, и она уже известна не только в России, но и за ее пределами. Такая популярность накладывает большую ответственность. И, наконец, повторю, что семинаристам нужно помнить: если их жизнь воцерковлена, если она действительно отдана Богу и Церкви, они непременно сумеют доказать свою правоту и защитить свою веру.

Богословие на расстоянии. Православное дистанционное образование – десять лет спустя

Начало XXI века ознаменовано бурным ростом дистанционного образования. Сегодня миллионы учащихся по всему миру получают образование или повышают свою квалификацию с помощью Интернета. Не осталось в стороне от этого процесса и православное образование. С каждым годом появляется всё больше возможностей изучить богословские дисциплины и даже получить диплом богослова дистанционно. Что же на данный момент может предложить русскоязычный сегмент Интернета любознательному православному верующему?

В общем смысле слово «дистанционное» означает только то, что учащий и учащийся разделены между собой определенным расстоянием (или временем), не позволяющим им общаться лицом к лицу. Вопросы, которые некогда христиане передавали своему наставнику, получая на них письменный ответ, также могут рассматриваться как дистанционное образование. Поэтому можно сказать, что дистанционное обучение существует в Церкви с апостольских времен.

Однако на сегодняшний день термин «дистанционное образование» подразумевает, как правило, учебный процесс, осуществляемый с помощью телекоммуникационных сетей, -прежде всего сети Интернет.
Образование в области православного богословия имеет две целевые аудитории — учащихся духовных школ (то есть будущих священнослужителей) и мирян, желающих повысить свой богословский уровень. Проекты для той и другой аудитории появились в России практически одновременно. В конце 2003 года был запущен проект дистанционного обучения для духовных школ на базе Сретенской семинарии, а в начале 2004-го набор на первые дистанционные курсы организовал Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне ПСТГУ). Поэтому можно сказать, что история православного дистанционного образования насчитывает уже десять лет. Как изменилась ситуация за эти годы?

Знакомство с представленными на сегодняшний день в сети Интернет проектами позволяет утверждать, что стабильно развиваются три основных направления. Это, во-первых, система дистанционного обучения для духовных школ. Во-вторых, систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение в области православного богословия для мирян. И, наконец, в-третьих, отдельные православные просветительские проекты, нацеленные преимущественно на самообразование.

Просвещение, но не образование

Последняя группа включает в себя несколько известных порталов, где выкладывается православная литература самого различного назначения — от богослужебных книг до художественной литературы, кален-дарей с житиями и чтениями из Священного Писания, программ, предлагающих цитаты «на каждый день», и т.п., а также мультимедийных материалов. В строгом смысле слова отнести подобные проекты к образовательным нельзя в связи с тем, что образование — и особенно духовное образование — предполагает взаимодействие между обучающим и обучающимся. Это взаимодействие должно быть обязательным (следовательно, организованным обучающей стороной), сис-темным и строиться по методически оправданным схемам. Когда же образовательный процесс сводится к форме «задать вопрос», то никакого образовательного взаимодействия не получается: ученик сам инициирует общение и, следовательно, не выходит за рамки уже имеющегося у него знания или незнания. Только преподаватель может поставить перед обучаемым еще неизвестную для него задачу или проблему и тем самым создать условия для его развития. Поэтому упомянутые выше порталы правильнее будет отнести к информационным ресурсам просветительской направленности.
В качестве хорошего примера можно привести известный портал «Азбука веры» (http://azbyka.ru), который помимо материалов для самообразования предлагает также и тестирования для самоконтроля. При Синодальном миссионерском отделе работает «Школа православного миссионера» (http://orthomission.ru). Также в прошлом году начал работу сайт электронных учебников Учебного комитета Русской Православной Церкви (http://mpda-dl.ru), который предлагает всем желающим электронные учебники по дисциплинам подготовительного отделения МДА с тестами по каждой теме.

Читать еще:  Православные книги. Молитва на сохранения дома

Флагманы для семинаристов

Наибольший интерес представляют собой две другие категории дистанционных образовательных проектов, которые позволяют непос-редственно и целенаправленно влиять на развитие уровня духовного образования, расширять и углублять его. Наиболее масштабное образовательное начинание, нацеленное на повышение качества преподавания и обучения во всей сети семинарских учебных заведений Русской Православной Церкви, — это проект Учебного комитета. Он реализуется при участии ОАО «Ростелеком» (http://www.uchkomportal.ru). Его прообразом стали предпринятые еще в 2005 году попытки Сретенской семинарии транслировать лекции ведущих преподавателей и авторитетных специалистов в удаленные семинарии. Но это были отдельные лекции, не связанные единой образовательной программой. Теперь под эгидой Учебного комитета эта идея получила не только свое продолжение, но и развитие. Помимо трансляции лекций в прямом эфире по различным дисциплинам, изучаемым в семинариях, организаторами обеспечивается возможность для обучающихся «задать вопрос», на который лектор ответит или в ходе занятия, или после лекции; лекции записываются с возможностью доступа тех, кто по разным причинам не сумел «присутствовать» на занятии, организуется «обратная связь» и другого рода, позволяющая инспекторам из Москвы и Санкт-Петербурга наблюдать за проведением экзаменов и защит дипломных работ в любой семинарии Русской Православной Церкви.

В планах организаторов — развивать систему дальше и расширять используемые возможности применяемой платформы WebTutor (разработчик — компания WebSoft). Помимо трансляции и записи лекций она позволяет размещать электронные учебные материалы и тесты. Также можно подключить не только семинарии, но и отдельных пользователей, что в будущем может оказаться полезным для поддержки заочного обучения.

Другой проект применения дистанционного обучения для семинарий, на который необходимо обра-тить внимание, — это система поддержки учащихся, разработанная в Санкт-Петербургских академии и семинарии (http://learn.spbda.ru) и реализованная на популярной в российских вузах открытой платформе Moodle (эта платформа бесплатная, но требует наличия в учебном заведении собственных программистов для ее настройки).
Оба проекта, кроме того, что они непосредственно направлены на повышение качества подготовки будущих священнослужителей, объединяет их корпоративный характер. Обучаться с их помощью могут только учащиеся семинарий: одной (как в проекте СПДАиС) или сети семинарий (как в проекте Учебного комитета). Подобная закрытость, безусловно, и необходима, и оправданна. Оба проекта — своего рода флагманы в православном дистанционном обучении, на содержание и методику которых равняются все остальные.

Для мирян

Последняя составляющая православного дистанционного обучения — систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение для мирян. Пионером в этой области является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, который практически одновременно со Сретенской семинарией открыл первые дистанционные образовательные программы для мирян (http://pstgu.elearn.ru). ПСТГУ разработал краткосрочную односеместровую катехизаторскую программу «Основы православия» и долгосрочную образовательную программу богословской подготовки «Теология», рассчитанную на несколько лет обучения, которая уже десять лет успешно реализуется полностью дистанционно (учащиеся приезжают в университет лично только для прохождения итоговой аттестации). Со временем образовательная программа была переведена с устаревшей платформы VirtualUniversity на более современную eLearningServer (разработчик «Гиперметод»). Теперь стали доступны такие инструменты, как вебинары, wiki-документы, блоги, взаимная оценка учащихся и другие. Помимо собственно богословских программ реализовывались курсы и общекультурной тематики.

Одновременно с обучением слушателей в ПСТГУ проводилась систематизация полученного опыта и целенаправленные исследования в области обучения взрослых в целом, духовного образования для взрослых мирян и самой возможности духовного образования с применением средств дистанционного обучения. Итогами стали статьи, методические наработки, пригодные для применения в духовных учебных заведениях, а также при реализации дистанционного обучения в области гуманитарных и прежде всего мировоззренческих дисциплин. Авторами этой статьи был также разработан курс подготовки «дистанционных» преподавателей (повышение квалификации), который уже неоднократно проводился, в том числе и для преподавателей духовных школ, причем полностью в дистанционном режиме.

Среди образовательных проектов богословского образования для мирян, следует назвать дистанционное отделение Высших богословских курсов Московской духовной академии (http://dist.kursmda.ru) и Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы (Киев). Цель создания дистанционного отделения Высших богословских курсов МДА, заявленная на сайте, — «знакомство всех желающих с основами православной веры, с сутью православного христианства дистанционно посредством сети Интернет». Целевая аудитория проекта не вполне определена; предлагаемые образовательные программы — несколько краткосрочных курсов из разных областей и разного уровня.

Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы предлагают образовательную программу, состоящую, как заявлено, из «более чем 20 академических дисциплин, которые преподаются специалистами богословских и светских учебных заведений». В качестве аудитории обозначены «лица православного исповедания (с 15 лет) (независимо от их социального статуса, места житель-ства и гражданства)».

Миссия

Отдельного внимания заслуживают курсы при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи (http://pravkurs.ru) (Православные интернет-курсы, ПИК). На сайте проекта подробно изложены миссия, цели и задачи проекта, очерчена целевая аудитория. В отличие от предыдущих, этот проект основой всей деятельности видит общение тех, кто уже приобрел определенный опыт церковной жизни с теми, кто только подошел к порогу Церкви. Содержательная сторона обучения является вторичной по отношению к этой главной задаче. ПИК представляет собой курсы базового уровня, ориентированные не на систематическое богословское образование, а на миссионерско-катехизаторскую деятельность. Отличительная черта ПИКа — ориентация на вполне определенную аудиторию и подобающая проработка образовательной концепции.

В соответствии с миссией проекта в качестве платформы дистанционного обучения используется доступная бесплатная платформа Moodle. Можно с уверенностью утверждать, что ПИК — оригинальная разработка, которая полностью соответствует декларируемой миссии и охватывает определенную целевую аудиторию.
За последнее время еще несколько православных учебных заведений анонсировали старт проектов дистанционного обучения. РПУ Иоанна Богослова разработал курсы дистанционного обучения «по направлениям церковного служения» совместно с Якутской и Улан-Удэнской епархиями, а также дистанционный образовательный курс «Основы православного мировоззрения». С 2014/2015 учебного года дистанционное обучение для студентов-заочников планирует начать Полтавская духовная семинария (http://orth-mission.org.ua/today/distancyonnoe).

Читать еще:  К чему во сне убивать ребенка. К чему снится убить своего ребенка во сне

Таким образом, спустя десять лет после первых опытов православного дистанционного обучения накопился большой опыт использования образовательных и просветительских проектов разного уровня, предназначенных как для студентов духовных образовательных учреждений, так и для всех желающих приобщиться к опыту Церкви посредством образования. Можно сказать, что он достаточно широк — у каждого православного христианина теперь есть доступ к тому типу церковного образования, который ему необходим в данный момент, на конкретном этапе его духовной и церковной жизни.
Учитывая размеры и географию русскоговорящей аудитории, постоянное внимание к теме со стороны священноначалия, а также продолжающееся развитие информационных и коммуникационных технологий, вполне можно ожидать серьезного развития имеющихся и появления в недалеком будущем новых интересных проектов в области православного дистанционного обучения.

Справка. Протоиерей Геннадий Егоров — кандидат психологических наук, доцент. Окончил физический факультет МГУ, богословский факультет ПСТБИ. Основатель и первый декан факультета дополнительного образования, где была разработана и запущена система дистанционного обучения. В настоящее время — проректор по учебной работе ПСТГУ и заведующий кафедрой новых технологий в гуманитарном образовании того же вуза.

Меланина Татьяна Владимировна — кандидат технических наук, начальник Учебно-методического управления ПСТГУ. Выпускница одного из первых наборов дистанционной программы профессиональной переподготовки «Теология» на факультете дополнительного образования ПСТГУ. Будучи заместителем декана ФДО, стояла у истоков и принимала активное участие в организации, разработке и внедрении дистанционного обучения.

10 интернет-курсов, погружающих в мир православия

Десятка лучших бесплатных сайтов, на которых православие можно освоить дистанционно! Торопитесь грызьть науку, а я расскажу немного о каждом курсе, и в конце Вас ждет бомба.

Православный интренет-курс: pravkurs

Это мой любимый курс! Это крутые создатели, серьезные кураторы, интереснейшие сокурсники. Базируется при патриаршем центре Данилова монастыря (г. Москва). Каждую неделю, на протяжении полугода, открывается новая тема, предлагаются вопросы, литература для изучения и форум для обратной связи. Кстати, с 1 января начался набор на новый семестр. Изучаются азы (программа курса здесь )

Онлайн-платформа “Академия веры”

О, это новинка! От создателей портала Богослов.ру
Это первый для Рунета ресурс, посвящённый многостороннему изучению христианского вероучения. Сайт сделан красиво и увлекательно. Четыре уровня сложности, начиная с “Грамматика”, заканчивая “Богословом”. Игровая форма, тесты, вопросы, видео – то, что выделяет этот курс. Смотрите сами.

Библейский колледж “Наследие”

Это уникальное для России учебное заведение. Созданное по благословению архимандрита Виктора (Мамонтова) в 2003 году, оно до сего дня помогает вдохновить людей на чтение Библии, призывает студентов вникать в историко-культурный контекст Писания, вводит в Ветхий, Новый завет, в Четвероевангелие, в апостольские послания. Медленное чтение, Эристика, Экзегеза и многое другое доступно учащимся. Ну, что ещё можно сказать: забейте на всё и переходите по ссылке:

Курс «Библия в искусстве»

Заглавный курс портала “Предание”, который знают все. Здесь Вы совершите поурочный заплыв в мир Библии, постигая Ветхий и Новый Заветы с точки зрения искусства. Уроки озвучены. Вы сможете выполнить задания в виде тестов, творческих текстов, кроссвордов и т.п. Ваши ответы комментируют; происходит живое общение пользователей в форумах. Записаться на курс можно в любое время и проходить в том ритме, как угодно Вам.

Дистанционные богословские курсы

Это просветительский проект, созданный выпускниками Православного Свято-Тихоновского университета, Высших Богословских курсов при МПДА и Киевской Духовной академии. Их миссия – рассказать о христианстве доступно и честно. Сайт будет полезен тем, кто готовится к крещению детей (или к собственному крещению) и хочет тщательно подготовиться и пройти огласительные беседы перед Крещением.

Школа православного миссионера

Существует при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Была основана иереем Даниилом Сысоевым, принявшим мученическую кончину в храме апостола Фомы на Кантемировской. Среди предметов школы находим: Священное Писание; Догматическое и Сравнительное Богословие; Текстология; История Церкви; Религиоведение; Риторика; Логика – а это значит, что учиться должно быть интересно!

ВСВПБК

Дистанционно обучиться можно на Высших Свято-Владимирских православных богословских курсах. Адрес – Украина. Начало занятий: 12 февраля 2019 г. На отделении обучение проходит посредством сети Интернет в режиме on-line (с доступом 24 часа 7 дней в неделю). На курсы принимаются лица православного исповедания (с 15 лет) независимо от их социального статуса, места жительства и гражданства. Учиться 3 года. Предметов – масса.

Портал дистанционного обучения Маловишерского муниципального района

Да-да, мы не ошиблись. Портал муниципального района, но в разделе “Категория курсов” Вы с удивлением обнаружите пункт “Основы Православной культуры”, где представлены несколько курсов:
– Святые места Земли Новгородской
– Храм Христа Спасителя – памятник воинам 1812 года
– Монастыри Земли Новгородской
– Православный храм
– Храмы Великого Новгорода
– Православные праздники.

Уф, ещё не устали? Я устал. Но впереди 9 пункт и бомба.

Апологетические курсы

Главная задача, которая ставится в рамках данных курсов, – это дать базовые знания для ведения апологетической и миссионерской деятельности среди сектантов и атеистов. Если вы не планируете как-либо работать с сектантами и атеистами, а хотите просто глубже изучить Православие, наши курсы вам вряд ли пригодятся.
Вот так вот! По-миссионерски лаконично.
Лучший способ заинтриговать – запретить и спрятать.

Бомба

Дело в том, что на десятый пункт мне не удалось найти достойного претендента. Неправославные сайты, зарубежные порталы, нехристианские и платные курсы – я не рассматривал, но удивить Вас хочу вот чем:

Если Вам понравилось, не пожалейте своих стен – расскажите друзьям, подписывайтесь на этот канал , делитесь впечатлениями и предлагайте что-то, что я упустил. Спаси Вас Бог!

Источники:

http://www2.pravoslavie.ru/30724.html
http://e-vestnik.ru/analytics/bogoslovie_na_rasstoyanii_8272
http://zen.yandex.ru/media/id/5ba1f34cbd257700aad6317a/5c3612b9753ad200a98c4d57

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: