Преображенское содружество малых православных братств. Богослужебные указания

Секта священника Георгия Кочеткова

Преображенское содружество малых братств, Преображенское братство, Братство «Сретение», Сретенско-Преображенское братство (начало 1970-х) — православная модернистская секта, созданная о. Георгием Кочетковым и Александром Копировским. Действует в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Екатеринбурге, других городах России и зарубежья. Секта культивирует патологическую речь.

Содержание

Возникла под влиянием протестантского сектантства и православного модернизма по образцу масонского братства.

Среди повлиявших на него личностей о. Георгий Кочетков упоминает о. Виталия Борового. О. Георгий Кочетков также указывает на свое преемство от о. Тавриона (Батозского), о. Всеволода Шпиллера. О. Владимир Воробьев признавал, что о. Всеволод Шпиллер благословил учреждение о. Георгия Кочеткова и Александром Копировским «агап», однако впоследствии о. Всеволод Шпиллер говорил ему же: «Это люди совсем другого духа, подальше от них».

Во многом взгляды о. Георгия Кочеткова сложились под влиянием сочинений о. Николая Афанасьева, что в особенности заметно в учении об отсутствии в Церкви иерархии.

Деятельность секты состоит в многоступенчатой катехизации групп новообращенных взрослых людей.

Члены секты присутствуют на богослужениях со своими книгами (с переводом богослужения на русский язык, сделанным о. Георгием Кочетковым). После богослужения в православном храме сектанты организуют свои собрания для совместной молитвы, чтения Писания, обсуждения насущных проблем церковной жизни, «агап». Для ведения встреч общинниками избирается старший, однако он не является иерархическим лицом, поскольку о. Георгий Кочетков принципиально отрицает всякую иерархию. Кощунство по отношению к Телу и Крови Христовым выражается у о. Георгия Кочеткова в том, что участие в «агапах» для адептов секты неизмеримо более значимо, нежели участие в Литургии. Отлучение от участия в эзотерической «агапе» является мощным дисциплинарным регулятором для обращенных в секту, тогда как Причащение Св. Тайн Тела и Крови Христовых предписано о. Георгием Кочетковым за каждой Литургией и в любом храме.

После инцидента, происшедшего при совершении богослужения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках 29 июня 1997: насилия и глумления над священником Михаилом Дубовицким, Патриаршим указом о. Георгий Кочетков был запрещен в священнослужении, члены секты, совершившие насилие и надругательство над священником Михаилом Дубовицким: Матвеев С. И., Копировский А. М., Бойков А. М., Чуев Г. А., Якунцев В. И, Гасак Д. С. отлучены от общения церковного.

Членам секты, принимавшим непосредственное участие в глумлении, оскорбительных действиях и высказываниях против священника Михаила Дубовицкого: Романову О. В., Котту В. К., Максимовскому В. Е., Соколинскому Р. И, Кулыгину В. М, Василевской А. Д. воспрещено участие в церковно-богослужебной жизни (чтении, пении, прислуживании в алтаре, членстве в Приходском собрании и пр.), а также в принятии Святых Христовых Таин.

Братство находится в центре сети из разнообразных учебно-просветительских учреждений и инициатив.

  • Свято-Филаретовский институт;
  • Культурно-просветительский центр «Преображение» (пос. Красный, Истринского р-на Подмосковья) с 2003;
  • семейная школа «Лествица» (Лицей «Ключ»);
  • Детско-юношеский центр братства «Сретение»;
  • Семейная группа «Бриг»;
  • программа помощи семье в воспитании и образовании детей «Чадо»;
  • «Особая группа». Руководитель — Светлана Сонина.
  • Православное миссионерское общество во имя свт. Иннокентия Московского (Иннокентиевское миссионерско-катехизическое общество).

«малые православные братства»

Несколько десятков общин («малых братств»), существующих параллельно Церковным приходам.

Москва

  • Благовещенское.
  • Введенское малое православное братство. Председатель — Алексей Наумов.
  • Во имя Новомучеников и исповедников Российских. Председатель — Светлана Чукавина.
  • Крестовоздвиженское (член Сергей Озерский).
  • Покровское.
  • Свято-Алексеевское. Председатель — Сонина Светлана Николаевна.
  • Свято-Андреевское.
  • Свято-Воскресенское. Председатель — Ольга-Олеся Сидорова. Члены: Алла Федякова.
  • Свято-Георгиевское.
  • Свято-Павловское. Председатель — Ольга Кузнецова.
  • Свято-Сергиевское. Председатель — Владимир Якунцев.
  • Свято-Троицкое.
  • Успенское.
  • Христорождественское. Председатель — Ирина Зеленская.

Киев

  • Кирилло-Афанасьевское православное братство. Председатель — Иоаким Берлянд.

Воронеж

  • Свято-Тихоновское. Председатель — Алексей Евстигнеев.
  • Свято-Силуановское. Председатель — Ткаченко Инна Владимировна.

Коломна

  • Богоявленское. Члены: Анастасия Мартинович, о. Димитрий (Рябцев), о. Александр Кузнецов, Алексей Мазуров.

Екатеринбург

  • Свято-Екатерининское. Председатель — Дмитрий Каштанов.
  • Свято-Елизаветинское. Председатель — Олег Глаголев.

Санкт-Петербург

  • Свято-Петровское малое православное братство. Председатель — Юлия Балакшина. Члены: Аркадий Гуманюк, Георгий Вяткин, Григорий Волненко, Анна Лепехина, Анастасия Наконечная. Создано в 1999 году [1] .

Архангельск

  • Свято-Архангельское.
  • Свято-Иоанновское (Иоанно-Богословское). Председатель — Андрей Акимов.
  • Свято-Михайловское.

В Архангельской епархии центром секты был храм Сретения Господня (село Заостровье), когда его настоятелем был о. Иоанн Привалов.

Кишинев

  • Свято-Паисиевское.

Тверь

  • Боголюбское братство. Мария Лавренова, ответственная за миссию и катехизацию. Члены: Игорь Корпусов.
  • Спасское братство. Председатель — Ермолаев Олег Алексеевич.

В Тверской обл. действуют Боголюбское и Спасское братства. 25 февраля 2007 года сектанты были отлучены от причастия Тверским епархиальным архиереем. В мае 2007 года прещения были сняты.

Вельск

  • Во имя святителя Стефана Великопермского.

Гомель

  • Софийское.

Тула

  • Иоанно-Предтеченская община. Глава — Виктор Авилов.

Волгоград

  • Вознесенское малое православное братство. Председатель — Юлия Марнова.

В Финляндии о. Виктор Максимовский старается привить сектантские нововведения о. Георгия Кочеткова.

  • Преображенский собор 1990 года ( 18 августа 1990 )
  • Афанасьевские чтения 1993 года ( 4 октября 1993 )
  • Приход в Православной церкви (конференция) ( 11 октября 1994 )
  • Преображенский собор 1995 года ( 1995 )
  • Миряне в церкви (конференция) ( августа 1995 )
  • Миссия церкви и современное православное миссионерство (конференция) ( 9 октября 1996 )
  • Живое предание (конференция) ( 15 октября 1997 )
  • Преображенский собор 1998 года ( 19 августа 1998 )
  • Язык Церкви (конференция) ( 22 сентября 1998 )
  • Предание Церкви и предание Школы (конференция) ( 22 сентября 1999 )
  • Память и беспамятство в церкви и обществе. Итоги ХХ века (конференция) ( 18 сентября 2000 )
  • Личность в Церкви и обществе (конференция) ( 17 сентября 2001 )
  • Духовные движения в народе Божьем (конференция) ( 2 октября 2002 )
  • Вера — Диалог — Общение. Проблемы диалога в церкви (конференция) ( 24 сентября 2003 )
  • Вера — Диалог — Общение. Проблемы диалога церкви и общества (конференция) ( 29 сентября 2004 )
  • О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе (конференция) ( 28 сентября 2005 )
  • Христианская соборность и общественная солидарность (конференция) ( 16 августа 2007 )
  • Образование в ХХI веке. Стратегии и приоритеты (конференция) ( 26 мая 2008 )
  • Х Сретенский собор секты священника Кочеткова ( 12 февраля 2009 )
  • Старшинство и иерархичность в церкви и обществе (конференция) ( 29 сентября 2010 )
  • Традиция святоотеческой катехизации. Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих (конференция) ( 25 мая 2011 )
  • Преображенский собор 2013 года ( 24 августа 2013 )
  • Керигматическая проповедь о Христе для «слушающих» и «просвещаемых» (конференция) ( 16 мая 2016 )
  • Открытие выставки «Non licet vos esse» в Ташкентской и Узбекистанской епархии ( 5 июня 2016 )
  • Преображенские встречи. Имеющие надежду (фестиваль) ( 20 августа 2016 )
  • Евхаристическая экклезиология сегодня. Восприятие, воплощение, развитие (конференция) ( 10 мая 2017 )
  • Время новой соборности (фестиваль) ( 19 августа 2017 )
  • Православные братства в истории России (конференция) ( 1 февраля 2018 )
  • Современная православная экклезиология. Природа церкви и ее границы (конференция) ( 28 мая 2018 )
  • Преображенские встречи: жить вместе (фестиваль) ( 18 августа 2018 )
Читать еще:  Совместимость Козерога и Близнецов: могут ли быть вместе Небо и Земля? Совместимость двух Козерогов. Козерог и Стрелец как деловые партнеры

Секта проводит ежегодные «соборы», в частности, в 2004 году на «соборе» присутствовали более 1000 человек из 32 городов (20 епархий РПЦ), 7 стран ближнего и дальнего зарубежья.

  • Журнал «Православная община» (1991 — 2000).
  • Газета «Кифа» (с 2002).
  • сайт Преображенское содружество малых братств http://www.psmb.ru/
  • Идите, научите все народы (интернет-портал)
  • издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова
  • издательство СФИ.
  • сайт СФИ http://www.sfi.ru/
  • ЖЖ Братства во имя святителя Тихона Задонского и преподобного Силуана Афонского https://bratstvo-stz.livejournal.com/
  • Сайт «Священник Георгий Кочетков» http://www.ogkochetkov.ru.
  • медиапроект «Стол» (Москва) (с 2016 года).

Региональная общественная организация содействия духовному развитию личности «Сретение».

Создано в Москве 3 сентября 1990 года. Зарегистрировано: в ноябре 1990 года и получило благословение Патриарха Алексия II на свою деятельность, став первым официально признанным межприходским православным братством. Зарегистрировано Главным управлением юстиции г. Москвы Министерства юстиции Российской Федерации 31 августа 2000 года под № 13767. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 14 января 2003 года серия 77 № 007312118.

Председатель Братства – Копировский Александр Михайлович (ранее – о. Виктор Максимовский; Тюльпин С. С.). Заместитель председателя – Гасак Дмитрий Сергеевич.

В число членов секты мы включаем тех, кто участвовал в Соборах секты, постоянно участвовал в мероприятиях секты. Общее число членов: 2 — 2,5 тыс. чел.

Балакшина Юлия Валентиновна , Васильева Ольга Юрьевна , Виктор (Мамонтов) , Привалов Иоанн Викторович , Седакова Ольга Александровна , Шмаина-Великанова Анна Ильинична , Наталья Адаменко, Павел Адельгейм о., Бахадов Михаил Чингизович, Петр Боев о., Сергей Бурлака, Васенев Андрей Александрович, Василевская Алла Даниловна, Волкова Елена, Гаврилюк Павел Л. о., Глаголев Олег Олегович, Григорий Гутнер, Зоя Дашевская, Димитрий (Рябцев), Дорошко Дмитрий Сергеевич, Дунаев Виктор Владимирович, Ермолаев Олег Алексеевич, Алексей Журавский, Семен Зайденберг, Вера Заклякова, Максим Зельников, Наталья Игнатович, Карацуба Ирина, Каринский Сергей Дмитриевич, Каштанов Дмитрий Дмитриевич, Клюев Николай Владимирович, Колымагин Борис Федорович, Комиссарова Людмила Владимировна, Костромин Алексей Борисович, Виктор Котт, Кочеткова Евгения Кузьминична, Кузнецов Александр Сергеевич о., Владимир Лавренов, Лавренова Мария Владимировна, Лаврин Александр Владимирович, Лепехина Анна Николаевна, Мазуров Алексей Борисович, Виктор Максимовский, Юлия Марнова, Анастасия Мартинович, Михаил (Мудьюгин) архиеп., Мозгов Кирилл Анатольевич, Мояренко Андрей Владимирович, Лариса Мусина, Анастасия Наконечная, Наумов Алексей Андреевич, Недзельская Екатерина Ивановна, Константин Обозный, Павел Рогозный, Рыбаков Сергей Константинович, Рыжиков Владимир Николаевич, Сидорова Олеся Ивановна, Синицына Ольга Владимировна, Сонина Светлана Николаевна, Ткаченко Инна Владимировна, Борис Фаликов, Черенкова Ольга Николаевна, Чукавина Светлана Олеговна, Маргарита Шилкина, Владимир Якунцев, Ярошевская Ольга Ильинична, Ястребов Глеб Гарриевич.

Деятельность секты о. Георгия Кочеткова по разрушению Церкви поддержали: митр. Антоний (Блум), Оливье Клеман, Никита Струве. Его общину посетил в знак поддержки митр. Феодосий, глава Православной Церкви в Америке, и сослужил с о. Георгием Кочетковым.

Сектантскую деятельность о. Георгия Кочеткова поддерживают: представитель Румынской Православной Церкви о. Василе Михок, еп. Серафим (Сигрист) (Православная Церковь в Америке), миссионер Албанской Православной Церкви Натан Хопп.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Архив

Богослужебные указания за 16 января 2020 года

Четверг. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и. Мч. Горди́я.

Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.

На вечерне кафизма 12-я (если накануне совершалось всенощное бдение – кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, пресла́внаго чудесе́. ».

Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется)36. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорда́нскую реку́…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не. ».

На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2-й и глас 6-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Гото́вися, Завуло́не. » (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не. ».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» – седален мученика, глас тот же, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко А́нгел. », и о кондаке мученика, глас 4-й: «Все́ю любо́вию. ». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак («Во струя́х днесь Иорда́нских…») и икос предпразднства, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.

По 9-й песни – светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

Читать еще:  Сонник воры зашли. Почему приснился вор, особенности толкования снов

«Хвали́те Го́спода с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание…» не поются37. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвали́те Го́спода с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Звезда́ из Иа́кова…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Зако́на Испо́лнитель…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец38: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Яви́ся сла́вы О́тчее Сия́ние…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не. ».

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

А. В храме39 Господском – тропарь предпразднства, тропарь мученика; кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.

В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются.

Б. В храме Богородицы устав может быть двояким:

I. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

II. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак предпразднства, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак храма.

Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу.

В. В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – мученика.

Апостол и Евангелие – мученика.

Поется «Достойно есть. ».

36 В те дни, когда на вечерне не совершается вход, «Свете Тихий» следует читать (см. Типикон, гл. 9: «Све́те Ти́хий. глаго́лет предстоя́тель»). Если вход совершается, чтение заменяется пением (см. Типикон, гл. 2).

37 За исключением особых, оговоренных в Уставе, случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы).

38 По Уставу, вседневное славословие читается настоятелем (см. Типикон, гл. 9). Согласно Часослову, славословие может читать и «учине́нный брат» (см. Часослов, последование утрени).

39 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия.

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 19 января 2020 г.

6. Неделя 31-я по Пятидесятнице.
Святое Богоявлние. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Бденная служба праздника Крещения Господня (Богоявления) совершается по Минее. Воскресная служба Октоиха отменяется.

Примечание. «Ведомо же буди: Аще случится Рождество Христово или Богоявление в Неделю, воскресно ничтоже поем» (Типикон, 24 декабря, 4-е «зри»).

Всенощное бдение на праздник Богоявления состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 10-м нощи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января) 1 . Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампаны.

Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» 2 (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.

На пение «С нами Бог…», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.

По 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, глас 1-й: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».

По 2-м Трисвятом поется кондак праздника, глас 4-й: «Явился еси днесь вселенней…».

По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.

На литии стихиры праздника, глас 4-й. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвещается…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Девы Солнце…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дваж ды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника.

Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»; стих: «Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?». Евангелие – праздника. («Воскресение Христово видевше…» не поется.) По 50-м псалме 3 : «Слава» – праздника, глас 2-й: «Всяческая днесь…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 6-й: «Бог Слово явися…».

Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Глубины открыл есть дно…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Шествует морскую…», по дважды, тропари на 6).

Читать еще:  Сонник толстые люди. К чему снится толстый

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – ирмосы обоих канонов (по каждой песни).

По 3-й песни – ипакои праздника, глас 5-й (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем 4 , но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.)

1-й лик поет припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» 5 , и ирмос 1-го канона: «Недоумеет всяк язык…».

1-й лик припев: «Величай, душе моя, от Предтечи…», тропарь: «Давиде, прииди Духом…».

2-й лик припев: «Величай, душе моя, во Иордане…», тропарь: «Давиде, прииди Духом…».

1-й лик припев: «Величай, душе моя, от Отеческаго гласа…», тропарь: «Исаия, – измыйтеся, очиститеся. ».

2-й лик припев: «Величай, душе моя, Единаго от Троицы…», тропарь: «Исаия, – измыйтеся, очиститеся. ».

1-й лик припев: «Пророче, прииди ко Мне…», тропарь: «Соблюдаемся благодатию…».

2-й лик припев: «Пророче, остави ныне…», тропарь: «Соблюдаемся благодатию…».

1-й лик поет припев 2-го канона: «Днесь Владыка преклоняет выю…», и ирмос 2-го канона: «О, паче ума…».

1-й лик припев: «Днесь Иоанн крещает…», тропарь: «Уведехом Моисею…».

2-й лик – тот же припев и тропарь.

1-й лик припев: «Днесь Владыка водами погребает…», тропарь: «Уведехом Моисею…».

2-й лик припев: «Днесь Владыка свыше свидетельствуется…», тропарь: «Помазуеши, совершая…».

1-й лик припев (вместо «Славы»): «Днесь Владыка прииде освятити…», тропарь: «Помазуеши, совершая…».

2-й лик припев (вместо «И ныне»): «Днесь Владыка Крещение приемлет…», тропарь: «Помазуеши, совершая…».

Затем оба лика вместе поют припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую…», и ирмос 1-го канона: «Недоумеет всяк язык…», потом оба лика припев 2-го канона: «Днесь Владыка преклоняет выю…», и ирмос 2-го канона: «О, паче ума…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. («Свят Господь Бог наш» не возглашается.) Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Водами Иорданскими…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Примечание. До отдания праздника Богоявления в седмичные дни великий отпуст начинается словами: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

Примечание. «В сей день Литургия бывает порану, труда ради бденнаго» (Типикон, 6 января).

На Литургии праздничные антифоны.

Входное (входный стих): «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам».

Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости», как и перед пением «Приидите, поклонимся…» (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…»; «В четверток 6-я седмицы… Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…») 6 .

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…».

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника.

Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоумеет всяк язык…» (так до отдания).

По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в навечерие).

Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8-й: «Глас Господень…», и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии…», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Буди имя Господне…» (трижды), псалом 33-й и отпуст.

Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени).

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой.

Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо: «На трапезе бывает утешение братии велие. Ядим рыбу, и сыр, и яица, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду, или пяток» (Типикон, 6 января).

С 7 по 13 января – попразднство Богоявления.

14 января – отдание праздника Богоявления.

1 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

2 Ср.: Минея, 6 января; Типикон, 25 декабря, 3-е «зри».

3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику… Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие…» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.

4 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).

5 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

6 Входный стих заменяет собой обычное входное песнопение Литургии: «Приидите, поклонимся…», а не возглас: «Премудрость, прости». При архиерейском богослужении после возглашения входного стиха поется «Приидите, поклонимся…» (с окончанием, соответствующим припеву 2-го праздничного антифона на Литургии).

Источники:

http://dvagrada.ru/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
http://www.patriarchia.ru/bu/
http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniya?date=2020-01-19

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector