Православие в русской литературе XIX века. Как организовать библиотеку на приходе

Православие в русской литературе XIX века

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Православие в русской литературе XIX века

Научный руководитель: Паршина О. О.

ОП «Стахановский педагогический колледж

Луганского государственного университета

имени Тараса Шевченко»

В течении многих веков православие оказывало решающее влияние на формирование русского самосознания и русской культуры. В 17-18 веках культурная жизнь русского народа была сосредоточена вокруг Церкви. Формирование же светской культуры начинается в послепетровский период, когда формируется светская литература, поэзия, живопись и музыка. Развитие это достигает своего апогея в XIX веке.

Отделившись от Церкви, русская культура однако, не утратила тот мощный духовно-нравственный заряд, который давало ей Православие, и до революции 17 года сохранило живую связь с церковной традицией. Русская литература учит православному воззрению на человека, устанавливает правильный взгляд на внутренний мир человека, определяет важнейшую особенность, характеризующую доброкачественность внутреннего бытия человека – смирение. В послереволюционные годы, когда доступ к православной духовности был закрыт, русские люди узнавали о вере, о Боге, о Христе и Евангелии, о молитве через произведения Пушкина, Достоевского, Чайковского, Глинки и других гениев культуры.

Именно литература дореволюционной эпохи осталась носительницей христианского благовестия для миллионов людей, продолжая свидетельствовать о тех духовно-нравственных ценностях, которые атеистическая власть ставила под сомнение или пыталась уничтожить.

Актуальность данной темы определяется колоссальным влиянием оказываемым этим периодом русской литературы на современную культуру России.

Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской литературы XIX – начала XX века.

В связи с поставленной целью формируем следующие задачи.

Рассмотреть особенности становления русской литературы XIX – начала XX века;

По причине обширного материла рассмотреть творчество лишь некоторых из писателей, их взгляд на творческий выбор России и проблему человека.

Русская литература XIX века справедливо считается одной из высочайших вершин мировой литературы. Ее главной особенностью, отличительной чертой является религиозная направленность.

«Вся наша литература ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью» (Н. А. Бердяев).

Своё творчество русские писатели созновали как служение пророческое. Отношение к деятелям литературы как к пророкам и мудрецам, постигшим суть мироздания присутствует в русском сознании и до сих пор.

Среди русских поэтов XIX века, чье творчество отмечено сильным влиянием религиозного переживания, необходимо упомянуть А. К. Толстого (1817-1875), автора поэмы «Иоанн Дамаскин». Сюжет поэмы навеян эпизодом из жизни преподобного Иоанна: игумен монастыря в котором подвизался преподобный, запрещает ему заниматься поэтическим творчеством, но Бог во сне является игумену и повелевает снять с поэта запрещение. На фоне этого простого сюжета развивается пространство поэмы, включающей в себя поэтические монологи главного героя. Один из монологов представляет собой восторженный гимн Христу:

Я зрю Его передо мною

С полною бедных рыбаков;

Он тихо, мирною стезею,

Идет средь зреющих хлебов…

О, мой господь, моя надежда,

Моя и сила, и покров!

Не отверзайтесь для другого

Отныне, вещие уста!

Греми лишь именем Христа,

Мое восторженное слово!

Особый интерес представляют «Размышления о Божественной литературе», составленные Гоголем на основе толкований литургии, принадлежащих византийским авторам. В послесловии к книге Гоголь пишет о нравственном значении Божественной литургии для каждого человека, который принимает в ней участие, а так же для всего российского общества:

«Действие Божественной Литургии над душою велико: зримо и воочью совершается… И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причину тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату.»

Его доскональные изучения Евангелия отразились в заключениях: «Выше того не выдумать, что уже в Евангелии».

«Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток, «Братья Карамазовы» — именно в этих произведениях Достоевский развивает свои религиозные взгляды. В центре творчества писателя всегда стоит человеческая личность во всем ее многообразии и противоречивости.

«Через всю жизнь свою Достоевский пронес исключительное, единственное чувство Христа, какую-то искупленную любовь в лику Христа… Вера Достоевского во Христа прошла через горнило всех сомнений и закалена в огне» (Н. Бердяев)

Среди других русских писателей, уделивших большое внимание религиозным темам, следует отметить Н. С. Лескова. Он был одним из немногих писателей, сделавших представителей духовного сословия главными героями своих произведений. Роман «Соборяне» представляет собой хронику жизни провинциального протоиерея, написанную с большим мастерством и знанием церковного быта (сам Лесков был внуком священника). Главный герой рассказа «На краю света» — православным архиерей, направленный на миссионерское служение в Сибирь. Религиозная тематика затрагивается в повестях «Запечатлённый ангел» и «Очарованный странник». А сочинение «Мелочи архиерейской жизни» является собранием историй и анекдотов из жизни русских архиереев XIX века: один из главных героев книги – митрополит Московский Филарет. К такому же жанру относятся очерки «Архиерейские объезды», «Святительские тени», «Синодальные персоны».

Читать еще:  Сонник сало видеть соленое. К чему снится сало: резать, солить, покупать, продавать? Основные толкования: к чему снится есть сало или выбирать его

Перу Лескова принадлежат сочинения религиозно-нравственного содержания, такие как «Зеркало жизни истинного ученика Христова», «Пророчества о Мессии», «Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания».

В последние годы жизни Лесков подпал под влияние Толстого, стал проявлять интерес к русскому, сектантству и протестантизму, отошел от традиционного Православия, однако в истории русской литературы его имя так и осталось связано прежде всего с рассказами с повестями из жизни духовенства, снискавшими ему читательское признание.

Гуревич П. С. Человек и культура. М.: «Дрофа», 1998г.

Дунаев М. М. Православие и русская литература – М. – 2002 Т.1-5

Культурология. Курс лекций под редакцией А. А. Радугина. Изд. «Центр» Москва 1998г.

Марченко Т. Шмелеев И.С.// Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая перепись XX века. Энциклопедический биографический словарь.–М.:1997

Как организовать библиотеку на приходе

Сегодня во многих храмах библиотеки, конечно же, уже есть. Но если в вашем приходе еще нет большого шкафа, у которого после службы собирается толпа прихожан, то, надеемся, эти советы будут вам полезны.

Как правило, приходские библиотеки начинаются с подоконников или столов, где пишут записки. Туда многие приносят из дома свои уже прочитанные книги – чтобы пыль дома не собирали и другим была польза. Вот этот фонд и может составить начало библиотеки вашего прихода. Вообще о пополнении библиотеки можно не особенно беспокоиться – прихожане быстро наполнят ее своими уже прочитанными книгами.

Начинаем со …шкафа?

Для начала нужно найти библиотекаря. Это должен быть человек, разбирающийся в православной литературе, чьему мнению в рекомендации книг доверяет настоятель храма, умеющий приветливо и по-доброму поговорить с читателями.

Следующий шаг – помещение. Начинается библиотека, как правило, с большого шкафа, в будущем может потребоваться большее помещении. Но желательно, чтобы библиотека располагалась в притворе храма или в самом храме – у входа. Если книги размещаются в другом здании, подвале – в общем, не на пути прихожан от входа до самого храма – найдут ее немногие. Так было и в нашей библиотеке: на огромном книжном шкафу в храме висела два года метровая надпись «БИБЛИОТЕКА», однако регулярные прихожане нередко удивлялись, узнавая о библиотеке прихода. Поэтому – чем больше читателей Вы хотите привлечь, тем на более видном месте нужно установить шкаф.

Дайте что-нибудь на Ваше усмотрение

Книги нужно сортировать, как и везде, по разделам и категориям. При этом, у библиотекаря всегда должен быть свой список тех книжек, которые можно дать начинающим читателям, чтобы привить им любовь к православным книгам. Очень часто читатели спрашивают не какую – то конкретную книгу, а просто просят «что нибудь почитать на Ваше усмотрение».

У меня список книг составился примерно такой: под рукой должны быть

– Отец Арсений – лучшее чтение для новоначальных, еще никто не возвращал эту книгу без слез благодарности

– Слова старца Паисия Святогорца. Есть читатели, которым эта книга не очень нравится, однако

– «Дар любви» – книга о погибшем о.Феодоре Соколове: рассказывет не только об удивительном священнике, но и о вере, приходской жизни, о редких современниках.

– «Под кровом Всевышнего»: матушки Натальи Николаевны Соколовой – люба женщина прочитает с огромным удовольствием и пользой. Довелось мне встретить и тех, кого эта книга привела в храме, причем, среди них были и мужчины.

– Л.Миллер «Cвятая преподобномученица Елизавета Феодоровна» – одно из лучших жизнеописаний когда–либо написанных, едва ли оставит равнодушным любого читателя.

— Закон Божий прот. Серафима Слободского.

Ну, пожалуй, вот и все для начала, дальше уже нужно составлять список литературы, полезной, для новоначальных, посвятим этому отдельный материал.

Запись читателей

Записываем мы читателей без паспорта, но в читательский билет вносим фамилию, имя, отчество, адрес и телефон. Книги выдаем на месяц, а телефон понадобится, если читатель будет держать книгу дольше полугода. Книги почти никогда не пропадают, а вот забывают прихожане о взятой в библиотеке книге очень часто.

Есть еще непростой момент. Воскресный день, библиотека свою работу давно закончила, а библиотекарь остался разбирать книги. После службы в течение дня в храм заходят многие: поставить свечку, написать записку. Многие интересуются библиотекой: «Вот, возьму – ка что – то почитать!». К сожалению, редко такие читатели становятся регулярными и не всегда возвращают книги. Поэтому, можно, конечно, и выдать просимую книгу, а можно и предложить прийти в часы работы библиотеке: те, кто действительно хочет прочитать больше о православии – придет. Но здесь нет универсального решения, нужно иметь в виду обе возможности.

Книги насовсем

.Среди поступающих пожертвований у нас обычно было много молитвословов и Библий – бесплатных протестантских изданий. Такие книги можно не выдавать, а если их просят выдать, отдать насовсем. Если текст Библии в Синодальном переводе, то выдавать его можно смело, а несколько десятков страниц протестантских комментариев можно смело удалить из книги.

Читать еще:  Западная католическая церковь. Католическая церковь

Не ошибиться с выбором

Большинство читателей библиотеки в первый раз в жизни читают православные книги. Те, кто в храме уже давно, как правило, приносят огромные пакеты накопившейся дома литературы: нет места дома. Тем, кто приходит за первыми книгами, важно не дать той книги, которая окажется для них пока слишком сложна или скучна.

Хорошо помню, что моей первой книгой о духовной жизни была «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» свт. Феофана Затворника. Издание было репринтное, орфография дореволюционная, а мне было 15 лет. Попытавшись несколько раз дочитать первую главу до конца, я скоро отложила книгу, чтобы потом прочитать ее на одном дыхании уже через 4 года. Но увы, я не просто отложила в сторону творение свт. Феофана, а на долгое время потеряла всякий интерес к таким книгам. Следующей я прочитала «Опыт построения исповеди» архим.Иоанна Крестьянкина: через 2 года только и с огромным интересом. Жаль, что эта книжечка не оказалась у меня раньше.

Перед библиотекарем стоит важная задача – заинтересовать читателя, а не отбить надолго интерес к православным книгам. Причем здесь нет универсального выхода: те книги, которые кажутся нам самыми лучшими и понятными, будут для других сложны и скучны. Один из возможных путей решения: давать читателю несколько книг: не пойдет одна – попробовать другую, или же просто посоветовать, если книга «не пойдет» и окажется сложной, отложить ее на потом, а пока поменять ее на другую.

Категории и рубрики

Тут советовать что – либо сложно, просто приведу то разбиение на категории, которое сложилось у нас.

В СКОРБИ И В БОЛЕЗНИ

ВОСПОМИНАНИЯ И ДНЕВНИКИ

ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ OTЦОB

ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

ЖИЗНЬ, УЧЕНИЕ И ЧУДЕСА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

ЖИТИЯ И ЖИЗНЕОПИСАНИЯ

Жития избранных святых.

Прп. Серафим Саровский

Прп. Сергий Радонежский

ИЗ ДУХОВНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ

КНИГИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

КНИГИ ПО ИСКУССТВУ

КНИГИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

МОЛИТВЫ И МОЛИТВОСЛОВЫ

ПЕРВЫЕ ШАГИ В XPAMЕ

ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

Подготовка к таинствам исповеди и Cвятого Причащения.

ПРАВОСЛАВИЕ И ЛИТЕРАТУРА

ПРАВОСЛАВИЕ И МЕДИЦИНА

ПРОПОВЕДИ И ПИСЬМА

СЕМЬЯ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ТВОРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ БОГОСЛОВОВ

Трапеза в посты и праздники

Оформляем книги мы следующим образом: на книжку приклеивается кармашек для формуляра, проставляеьтся печать на титульном листе и 17-й странице, книга заносится в список всех библиотечных книг и ей присваивается инвернтарный номер — порядковый номер в списке книг. Затем название вносится в каталог по рубрикам, однако мало кто пользуется картотекой на приходе.

Хорошо, если форуляра два, тогда один остается в читательском билете читателя, а другой в отдельном месте, где по алфавиту лежат формуляры: так найти нужную книгу, которая подзадержалась у кого-то на руках, будет значительно проще.

Примерно так организуется жизнь приходской библиотеки. Будем рады ответить на вопросы и прочитать о вашем опыте организации библиотеки или рекомендации книг друзьям и близким.

Несколько слов о православных приходских библиотеках и православных библиотекарях

Но существуют ли они? Созданы ли так востребованные сейчас православным обществом православные библиотеки, сосредоточившие все лучшее, что создано и накоплено в библиотечном деле в предыдущие годы и вместе с тем дополнившие это лучшее своим православным содержанием, пониманием, восприятием, спецификой?! И работают ли в них подготовленные квалифицированные специалисты?!

Прежде всего, обратим взор на Синодальную библиотеку. К сожалению, даже в такой крупной библиотеке не хватает специалистов в области теории библиотечного дела. Судя по публикациям библиотеки, она еще пока не в состоянии стать координирующим методическим центром для сети православных библиотек.

Далее следуют библиотеки епархии, являющиеся центральными научными библиотеками, библиотеки благочиний и самый большой пласт – приходские библиотеки (в РПЦ свыше 7000 приходов, из них в одной Москве их свыше 700). Почти каждый приход имеет свою библиотеку с незначительным фондом. Приходские библиотеки обслуживают не только прихожан, но и учащихся воскресных школ, поэтому их функции многообразны. Как правило, приходские библиотеки помещаются в отгороженном уголке в притворе храма и, по сути, являются пунктами выдачи книг, которые открыты один-два часа в субботу вечером и в воскресенье утром; обслуживают их энтузиасты-общественницы (непрофессионалы).

Православные библиотекари не имеют методического обучающего центра, своей трибуны – печатного органа. Такие светские журналы, как «Библиотековедение» и «Библиотека», или не замечают их, или печатают весьма редко и не всегда охотно.

А между тем относиться к православным библиотекам как к второсортному делу неправомерно. Ведь Православие – культуроформирующая религия.

Специфика работы с православной литературой неизбежно ставит свои вопросы, которые в одиночку решить невозможно. Это и вопросы классификации фонда (естественно, что действующая с советских времен библиотечно-библиографическая классификация была отвергнута), и вопросы систематизации и описания фонда, его расстановки и раскрытия [1] . В одних случаях (описание, размещение) принято придерживаться принятой в мире регламентирующей документации (международные и государственные стандарты), в других случаях приходится внедрять новые классификации.

Пожалуй, единственной трибуной для православных библиотекарей служат библиотечные секции на регулярно проводимых Московской Патриархией и другими православными организациями чтениях (Рождественских, Глинских, Покровских). Отрадно отметить, что на летней 2008 года библиотечной секции Глинских чтений с сообщениями выступали почти все присутствующие. Работающие в библиотеках светского вуза или обычных государственных школах православные по вероисповеданию библиотекари с таким вдохновением проводят массовую просветительскую работу среди студентов или детей (как, например, экологические прогулки и беседы для детей с отставанием в развитии в Южном округе), что сеют плодоносные семена Православия, духовности и нравственности в юношеские и детские души. И как знать, может быть, благодаря их усилиям православной молодежи станет больше.

Читать еще:  Самокат: к чему снится сон. Если снится Самокат к чему это

Православные библиотекари содействовали тому, чтобы в программы обычных государственных школ был скорее включен предмет «Основы православной культуры»; личным примером они показывают своим читателям красоту и многогранность жизни православного человека, сами несут в себе и передают другим духовно-нравственные начала, стараются вернуть молодежь к исконно русским традициям, истокам, корням.

Нельзя не сказать о координаторе библиотечной секции регулярно – два раза в год – проводимых Глинских чтениях Фунтиковой С.П.. Она профессор Московского государственного университета культуры и искусства и автор так необходимого православным библиотекарям издания по истории православного библиотечного дела – «Православные библиотеки: прошлое и настоящее» (М., 2002). Это издание можно найти в крупнейших библиотеках страны и Москвы, получательницах контрольного экземпляра, – Российской государственной библиотеке, Государственной публичной исторической библиотеке и других.

Около 15 лет возглавляет библиотеку Духовного центра при храме Гребневской иконы Божией Матери в подмосковном Одинцове Гарбузова В.Ф. Ею подготовлена классификация православной литературы, которая и применяется в библиотеке. Фонд насчитывает свыше 5000 названий и постоянно пополняется. Будучи специалистом широкого профиля (более 20 лет проработала в комплексных и функциональных отделах Российской государственной библиотеки), широко известная в православных кругах, она была приглашена на Рождество 2009 года в Горненский женский монастырь в Иерусалиме для организации помощи монастырской библиотеке.

Православную библиотеку при храме Преображения Господня в Богородском (Москва) возглавляет Андрюшина С.В. (настоятель протоиерей Дамиан Круглик). Усилиями настоятеля и библиотекаря фонд, насчитывающий более 5000 названий, постоянно пополняется. Библиотека обслуживает и прихожан, и воскресную школу. Проводится массовая и выставочная работа (ко всем православным праздникам), создаются рекомендательные списки литературы для детей и взрослых. Андрюшина С.В. имеет многолетний опыт библиотечной работы (около 40 лет работала в разных отделах Российской государственной библиотеки), имеет многочисленные публикации.

Учитывая большую необходимость приходских библиотек в методической литературе, в 2009 году главный редактор журнала «Приход» Соболевская Е.А. открывает постоянную рубрику в помощь библиотекарям – «Приходская библиотека».

В качестве первоочередных задач православных библиотекарей назову следующие: влияние на репертуар издательской продукции с целью недопущения выхода бездуховных изданий, отрицательно воздействующих на формирование мировоззрения читателя, с одной стороны; с другой – постоянное содействие духовному возрождению общества путем его нравственного просвещения и воспитания, возвращения православных традиций; а также воспитание у читателя отторжения бездуховной литературы.

Влиять на репертуар книгоиздателей – дело сложное, трудное, но необходимое. И осуществлять влияние, видимо, возможно путем постоянных активных, целенаправленных выступлений в средствах массовой информации с обзором лучших изданий и перечислением тех, от воздействия которых следует оградить общество, и прежде всего молодежь. В последнее время многие православные журналы помещают библиографические обзоры новинок изданий, в частности, такие удачные критические обзоры находим в журнале «Фома» (раздел «Пространство культуры»). При этом следует отметить, что православные СМИ одни из первых подняли вопрос о создании общественного совета на ТВ и СМИ по охране нравственности детей и подростков от пропаганды насилия, сексуальной распущенности, расизма и жестокости в печати и СМИ. Видимо, библиотекам и библиотекарям следует активнее требовать от законодателей скорейшего принятия необходимого в этом плане закона. А одновременно в законе следует предусмотреть существенные налоговые льготы тем издательствам, которые выпускают духовно-просветительскую литературу. Ведь христианским отношением к жизни может быть проникнуто произведение, в котором нет и слова о Христе, но оно учит любви, смирению, взаимопомощи, жертвенности.

Кроме того, как это было в прошлые годы, целесообразно было бы восстановить выпуск аннотированных рекомендательных библиографических списков и указателей литературы для библиотек и для читателей по различной тематике, и прежде всего изданий патриотического и духовно-нравственного содержания.

Одновременно было бы целесообразно издавать рекомендательные списки для издателей, в которых, например, предлагать к переизданию забытые духовно-нравственные произведения авторов прошлых столетий (А.Н. Анненской, Н.Д. Телешева, Е. Поселянина и др.). С этой же целью хорошо было бы чаще устраивать в крупных православных библиотеках выставки духовных и патриотических изданий («Забытые имена», «Забытые книги»), чтобы привлечь к ним внимание не только читателей, но и издателей-специалистов.

В заключение хотелось бы предложить следующее:

– в целях ликвидации неполноты поступлений православной литературы целесообразно было бы создать координирующий центр, собирающий и хранящий весь репертуар изданий;

– для координации творческой деятельности, обмена опытом решить вопрос о создании своего печатного органа, а также творческого союза (объединения).

Думается, что у православных библиотек есть свое будущее, так как православному читателю нужна своя библиотека, а для ее научного функционирования, видимо, надо выработать «Основные направления работы православных библиотек», одним из логических звеньев которых было бы создание модели фонда православной библиотеки.

Источники:

http://infourok.ru/pravoslavie-v-russkoy-literature-i-veka-2527471.html
http://www.pravmir.ru/kak-organizovat-biblioteku-na-prixode/
http://pravoslavie.ru/31910.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector