Православие иоанн креститель. Иоанн Креститель — жизнь и смерть

Житие пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Иоанн Предтеча является самым почитаемым святым после Пречистой Богородицы. Его рождение — явленное свидетельство силы молитвы его престарелых родителей и указание на предстоящую особую миссию будущего святителя Божиего.

Житие пророка Иоанна Крестителя уникальное и удивительное, строгое и добродетельное.

История жизни пророка Иоанна

Родителями Иоанна Предтечи являются праведные и богобоязненные Захария и Елисавета, проживавшие в Хевроне. Они всю жизнь умоляли Бога о даровании им чада, но чудо свершилось лишь при достижении ими преклонных лет.

Младенец Иоанн был рожден на полгода раньше Иисуса Христа. О предстоящем его рождении старец-священник Захария был извещен во время совершаемого им богослужения в церкви.

Однажды будущий отец лицезрел по правую сторону от жертвенника архангела. Он и произнес заветную весть, что мольба будущих родителей услышана Богом и скоро Елисавета родит сына Иоанна. Он и обратит к Богу множество народа и станет Предтечей Мессии.

Читайте о Предтече:

Захария усомнился в радостной вести и попросил некого знамения с Небес. Знамение случилось — священник был поражен немотой за неверие.

Рождение Иоанна Предтечи

Вскоре у Елисаветы совершилось зачатие и через 5 месяцев ее посетила Дева Мария, приходившаяся ей дальней родственницей. Она пришла с радостной вестью о том, что Ее посетил архангел Гавриил и возвестил о непорочном зачатии и рождении от Нее Христа Спасителя. Также он дал знать Пречистой Деве, что неплодная Елисавета шестой месяц носит во чреве сына.

Вскоре непраздная Елисавета родила мальчика. На удивление всех, мать нарекла сына Иоанном. Немой Захария попросил дощечку и начертал на ней, что имя его сыну — Иоанн. Тут же его уста открылись и он снова смог говорить. Он ликовал, благодарил Всевышнего и возносил пророчества о скором пришествии Спасителя Мира — Мессии, которому его сын Иоанн станет Предтечей.

Интересно.После Рождества Иисуса Христа царь Ирод приказал истребить всех младенцев-мальчиков, дабы продолжить царствование и не иметь соперников. Услышав страшную весть, Елисавета ушла с сыном Иоанном в пустыню и спряталась в пещере.

Захария же нес священническое послушание. Воины Ирода пытались разузнать у него место, где скрывается его супруга с младенцем, на что получили отказ и разъяренные, убили клирика прямо в церкви. Через некоторое время Елисавета тоже умерла, но местом ее смерти стала пустыня. А Иоанна всегда охранял Ангел Небесный.

Начало служения

Будучи юношей, Иоанн удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и поселился в дикой пещере. До 30 лет он прожил здесь, находясь в беседе с Богом, в молитве и полнейшем уединении.

О нем говорят, что жил на земле, как на небе. Его облачение было наипростейшим, сшитым из ткани из верблюжьих волос, было подпоясано кожаным поясом. Питался Иоанн диким медом, корнями и растениями.

Он постоянно ожидал призыва Божиего на дело общественного служения.

Пророчество Святителя

Узрев о величественном учении Иоанна, к нему поспешили люди и крестились от него в водах Иордана, исповедуя свои согрешения. Проповеди святителя были напитаны необычайной силой, тем самым многие крещаемые были уверены, что он и есть ожидаемый Мессия. Но Иоанн развеивал их домыслы словами, что вслед за ним идет Сильнейший, который будет крестить Святым Духом и Огнем.

Тем самым Иоанн дал понять людям, что он не Христос, а только Его Предтеча. Так и заканчивается история Ветхого Завета и открывается Новозаветная Церковь.

Крещение Иисуса

Богоизбранный народ жил в ожидании принятия Единородного Сына Божия. Иоанн Предтеча сподобился крестить Мессию в Иордане, а когда Иисус выходил из воды, на Него сошел Дух Святый в виде голубя, и громогласный глас с Небес возвестил, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Усекновение головы

После Господня Крещения Иоанн был заключен под арест царем Иродом Антипой. Галилейский правитель был разгневан на Крестителя за то, что он открыто обличал правителя в беззаконном сожительстве с Иродиадой, которая была супругой его брата Филиппа.

В свой день рождения Ирод устроил званный пир, где Соломия — дочь Иродиады, очень красиво танцевала, чем угодила царю. Он пожелал отблагодарить девицу и поклялся дать ей все то, о чем она пожелает. Соломия, по сговору с матерью, пожелала принять в качестве ценного дара честную главу Иоанна Крестителя на блюде.

Тут же тюремный стражник отсек святому голову и Соломия получила желаемое.

Позже супруга домоправителя Иродова погребла главу мученика в глиняном сосуде на Елеонской горе, а тело Иоанна забрали его ученики и захоронили в Севастии.

История десницы Иоанна Крестителя

Интересна судьба Иоановой десницы. В разные годы она пребывала во многих странах и более сотни лет благословляла землю русскую. Этот факт служит свидетельством незыблемости православной веры.

Пришедший с проповедью в Севастию апостол Лука испросил разрешения о перезахоронении обезглавленного тела Иоанна в Антиохии. Но севастийцы не пожелали расставаться с нетленной святыней и позволили апостолу взять лишь правую руку пророка. Именно ею он и крестил Спасителя. Десница пробыла в Антиохии более 9 веков, здесь же от нее проявились первые чудотворные дары.

Когда Юлиан Отступник пожелал сжечь святыню, христиане ее спрятали, а сам император вскоре был убит воинами-персами.

С 1453 года десница хранилась в сокровищнице хана Магомета, но его сын отдал святыню родосским рыцарям, которые перенесли ее на Мальту. Но в конце XVIII века мальтийцы спасли десницу от наполеоновских войск и перенесли в Россию в Гатчину. Здесь для святыни был изготовлен специальный ковчег, украшенный золотом и драгоценными каменьями.

В период революционных гонений на Церковь десница была спрятана от разорителей в Эстонии, а затем переправлена в Данию. Позже она побывала в Германии, Сербии, а с 1978 года находится в Цетинском Богородицком монастыре в Черногории.

О чем молятся Предтече

Перед светлым и праведным пророком молятся:

  • о вразумлении грешников;
  • о видении собственных согрешений и их причин;
  • о духовной помощи (укреплении духа);
  • о помощи в деле пчеловодства;
  • о плодородности почвы и сборе изобильного урожая;
  • об избавлении от головных болей;
  • об исцелении всевозможных недугов;
  • об очищении мыслей от искушений.

Еще о православной молитве:

Несколько случаев исцеления

  • Зимним вечером женщина поскользнулась, упала и сильно ударилась головой. При обращении в больницу ей был выставлен диагноз: трещина лобной кости, сотрясение головного мозга. Требовалась срочная операция, но больная от нее отказалась. Родственники отвезли ее в церковь, где она с сердечной молитвой желала приложиться к лику Иоанна Предтече с обручем. Но как оказалось, несколько дней назад образ увезли в монастырь. Больная не унывала, она набралась сил, без чьей-либо помощи дошла до монастырской часовни и осуществила желаемое. Сразу же она почувствовала облегчение. А на следующий день больной была сделана томограмма. Результат ошеломил всех: повреждений костей черепа нет, сотрясение мозга отсутствует.
  • У девушки случилось обострение гайморита. Ей было проведено лечение антибиотиками и прокол пазухи носа. Врачи советовали решиться на операцию по поводу перфорации кости. Но накануне операции больная направилась в монастырь и пред иконой Иоанна Предтече стала умолять пророка о помощи. После моления прочитала канон и приложилась к иконе. В результате хирургического вмешательства не случилось, к нему не было абсолютно никаких показаний.
  • У одной неверующей дамы была диагностирована опухоль мозга. Ей предстояла операция с трепанацией черепа. В последней надежде на исцеление она пришла в монастырь и приложилась к чудотворной иконе Иоанна Крестителя с обручем. Перед операцией ей было назначено дополнительное обследование и после просмотра рентгеновских снимков врачи недоумевали: куда пропала опухоль?
  • После моления пред иконой Предтечи одна прихожанка получила исцеление от болезни щитовидной железы. Она три дня подряд прикладывалась к лику и молила святого об исцелении. В день очередного обследования щитовидка оказалась совершенно здоровой. А сама девушка выразила желание поступить в обитель.
Читать еще:  Сердце козерога женщины. Иметь четкие цели и планы на будущее

Рождение Иоанна Предтечи или Иван Купала

Ежегодно 7 июля православный народ празднует Рождение Иоанна Крестителя.

Но в околоцерковной среде это день носит языческое наименование «Иван Купала».

Конечно, суеверия давно забыты, люди веселятся, жгут костры, плетут венки, поют песни, водят хороводы. Но среди кажущихся простыми забав присутствует практика гаданий, заговоры.

Важно! Верующим такое «времяпровождение» следует обходить стороной. Будущее для нас закрыто, а его познание с помощью гаданий и прочих магических сеансов — это грех и самообман.

В день рождения Предтече следует отказаться от физического труда, необходимо творить молитву и вспоминать великого проповедника, который своим призывом к покаянию взволновал сердца настоящих и будущих христиан.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

В честь его установлены следующие праздники: 23 сентября — зачатие, 24 июня — рождество, 29 августа — усекновение главы, 7 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля — первое и второе обретение его главы, 25 мая — третье обретение его главы, 12 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета взяв отрока удалилась в пустынные горы. Видя приближающихся воинов она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили. Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Проповедь

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный. »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, брат Симона Петра.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Темница

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы, и за незаконное сожительство с Иродиадой, которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом.

Казнь

В день своего рождения Ирод Антипа устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

За свое злодеяние Ирод Антипа получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Молитвословия

Тропарь Зачатия Предтечи, глас 4

Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се́ бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю́ вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:/ проро́к Вы́шняго е́сть хотя́й роди́тися.

Кондак Зачатия Предтечи, глас 1

Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

Тропарь Рождества Предтечи, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя́ недоуме́ем мы́, любо́вию чту́щии тя́: / непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак Рождества Предтечи, глас 3

Пре́жде непло́ды дне́сь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и то́й е́сть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Пре́дтеча.

Тропарь Усекновения и общий Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свидете́льство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся́ еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину постра́дав ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго гре́х ми́ра// и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак Усекновения, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ственное,/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие;/ да рыда́ет у́бо Ироди́а, беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й ве́к возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Тропарь Первого и второго обре́тения Главы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Читать еще:  Открытия роджера бэкона. Социальная философия

Кондак Первого и второго обре́тения Главы, глас 6

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́, я́ко ши́пок свяще́ннейший, от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Тропарь Третьего обре́тения Главы, глас 4

Я́ко Боже́ственное сокро́вище, сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ на́м, проро́че и Предте́че./ Вси́ у́бо, соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща на́с от тле́ния моли́твами твои́ми.

Кондак Третьего обре́тения Главы, глас 6

Светоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре сто́лп,/ со́лнца свети́льник, Предте́ча,/ главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет то́й ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:/ Христо́в прему́дрый Крести́телю,// спаси́ все́х на́с.

Тропарь Перенесения десницы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева рука́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Перенесения десницы, глас 6

У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ на́с моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Святыни

Десница Иоанна Крестителя

Глава Иоанна Крестителя

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи (Дальнейшую историю святыни см. статью «Глава Иоанна Крестителя»).

Рождество Иоанна Крестителя, житие и смерть Пророка

Прочитав эту статью, вы узнаете про Рождество Иоанна Крестителя, его благочестивое житие и усекновение главы святого Пророка.

Рождество Иоанна Предтечи — Крестителя Иисуса Христа

Архиепископ Аверкий Таушев, www.days.ru

Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

Священники были разделены Давидом на 24 чреды, причем во главе одной из них был поставлен Авия. к этой чреде причислялся Захария. Жена его Елисавета происходила также из священнического рода. Хотя оба они отличались истинной праведностью, но были бездетны, а это считалось у Иудеев Божиим наказанием за грехи. Каждая чреда проходила свое служение в храме дважды в год по одной седмице, причем священники жребием распределяли между собой обязанности.

Захарии выпал жребий совершить каждение, для чего он вошел во вторую часть Иерусалимского храма, называемую Святое или Святилище, где находился жертвенник кадильный, в то время как весь народ молился в предназначенной для него открытой части храма — «Дворе». Войдя во святилище, Захария увидел Ангела, и на него напал страх, м. б. и потому, что по иудейским понятиям, явление Ангела предвещало близкую смерть. Ангел успокоил его, сказав, что молитва его услышана, и жена его родит ему сына, который будет «велик пред Господом».

Трудно предположить, что Захария, будучи с женой столь старым, да еще в такой торжественный момент богослужения, при своей праведности, молился бы о даровании сына. Очевидно он, как один из немногих лучших людей того времени, усиленно молил Бога о скором наступлении Царства Мессии, и именно об этой его молитве Ангел сказал, что она услышана. И вот молитва его получила высокую награду: не только разрешено его скорбное неплодство, но сын его будет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряженно ожидал.

Сын его всех превзойдет своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Св. Духа. Ему предстоит приготовить народ иудейский к пришествию Мессии, что он сделает проповедью о покаянии и исправлении жизни, обратив к Богу многих из сынов Израилевых, только формально почитавших Иегову, но сердцем и жизнью далеко отстоявших от Него. Для этого ему будет дан дух и сила пророка Илии, на которого он и будет похож своей пламенной ревностью, строгой подвижнической жизнью, проповедью покаяния и обличением нечестия.

Он должен будет воззвать Иудеев из бездны их нравственного падения, возвратив сердцам родителей любовь к детям, а противящихся деснице Господней утвердит в образе мыслей праведников. Захария не поверил Ангелу, так как был слишком стар, чтобы мог надеяться на потомство, как и жена его, и попросил от Ангела знамения, как доказательства истинности его слов. Чтобы рассеять сомнения Захарии, Ангел называет свое имя. Он — Гавриил, что значит: «сила Божия», тот самый, который благовестил и пророку Даниилу о времени пришествия Мессии, указав сроки в «седминах» (Дан. 9:21-27).

За неверие Захария наказывается немотой, а, видимо, одновременно и глухотой, так как с ним потом объяснялись знаками. Обычно каждение продолжалось недолго и народ удивлялся замедлению Захарии во святилище, но понял, что ему было видение, когда он стал объясняться знаками. Замечательно, что немой Захария не оставил своей чреды, но продолжал служение до конца. Жена его Елисавета, после возвращения его домой, действительно зачала, но пять месяцев скрывала это, боясь, что люди могут не поверить этому и осмеять ее, а сама в душе радовалась и благодарила Бога за снятие с нее поношения. Зачатие св. Иоанна Крестителя празднуется у нас 23 сентября по старому стилю.

Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом Моисея (Лев. 12:3) обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником.

Читать еще:  Почаев преподобный амфилохий почаевский. Прп

При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Св. Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дщицу, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: «Иоанн будет имя ему», и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему, Который «воздвиг рог спасения в дому Давида».

Подобно тому, как преступники, преследуемые мстителями, убегали в Ветхом Завете к жертвеннику всесожжения и, ухватившись за его рог считались неприкосновенными (3 Цар. 2:28), так и весь человеческий род, угнетаемый грехами и преследуемый за это Божественным правосудием, находит себе спасение во Христе Иисусе. Это спасение не есть только избавление Израиля от политических врагов его, как думало в то время большинство евреев, особенно книжники и фарисеи, а исполнение завета Божия, данного ветхозаветным праотцам, которое даст возможность всем верным израильтянам служить Богу «преподобием и правдою».

Под «правдою» разумеется здесь оправдание Божественными средствами, чрез вменение человеку искупительных заслуг Христовых; под «преподобием» — внутреннее исправление человека, достигаемое при содействии благодати усилием самого человека. Далее Захария предрекает своему сыну будущее, предсказанное Ангелом, говоря, что он наречется пророком Вышнего и будет предтечею Божественного Мессии, указывает и цели служения Предтечи в том, чтобы приготовить людей к пришествию Его, дать уразуметь народу израильскому, что спасение его состоит не в чем ином, как именно в прощении грехов. Поэтому Израиль должен искать не мирского величия, о чем мечтали тогдашние духовные вожди его, а праведности и прощения грехов. Прощение же грехов придет «от благоутробного милосердия Бога нашего, вследствие которого приходит к нам Восток свыше», т.е. Мессия-Искупитель, каковым именем Его называли еще пророки Иеремия (25:5) и Захария (3:8 и 6:12).

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Матф. 23:35). Рождество Иоанна Крестителя празднуется у нас 24 июня.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), диакон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Источники:

http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-proroka-predteche-ioanna-krestitelya.html
http://drevo-info.ru/articles/3825.html
http://www.pravmir.ru/prorok-predtecha-i-krestitel-gospoden-ioann-predtecha/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector