Почему женщин не пускают в алтарь? Почему женщинам нельзя входить в алтарь.
Содержание
- 1 Почему женщин не пускают в алтарь? Почему женщинам нельзя входить в алтарь.
- 1.1 Почему женщин не пускают в алтарь? Почему женщинам нельзя входить в алтарь.
- 1.2 Почему женщин не пускают в алтарь? Почему женщинам нельзя входить в алтарь.
- 1.3 Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
- 1.4 В каком случае женщины могут заходить в алтарь
- 1.5 Запрет не только для женщин
- 1.6 Женщины в алтаре
- 1.7 А как у католиков?
Почему женщин не пускают в алтарь? Почему женщинам нельзя входить в алтарь.
Отвечает протоиерей Тарасий Забудько
Во-первых, потому что никакого «уничижительного» отношения к женщине Церковь не знает. Более того, именно христианство возносит женщину на такую высоту, на которую ее не возносит никакая иная религия. Ведь от Женщины родился Спаситель миру, Христос – Сын Божий. Во-вторых, эту Женщину Церковь считает «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим». Так что запрет на вхождение женщин в алтарь продиктован не гнушением женской природой. Точно так же, как не продиктован он и тем фактом, что первой согрешила именно Ева. Ведь, как бы там ни было, первородный грех чаще всего называют «грехом Адама», а не грехом Евы.
Тогда в чем же дело?
А дело в том, что алтарь предназначен исключительно для совершения Бескровной Жертвы. И никому из мирян, то есть из людей, которые эту самую Жертву в силу своей непосвященности не приносят, входить в алтарь нельзя – ни женщинам, ни мужчинам. Вот как об этом говорит нам правило Шестого Вселенского Собора: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу» (правило 69).
Православный канонист епископ Никодим (Милош) в своих комментариях говорит об этом правиле так: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру… Алтарь предназначен только для священных лиц», – подчеркивает владыка. Кроме того, вхождение женщин в алтарь запрещает и Лаодикийский Собор в 44-м правиле: «Не подобает женщине в алтарь входить».
Тот же толкователь и канонист владыка Никодим пишет о нем так: «Напоминая в толковании этого правила о воспрещении входить в алтарь всякому мирянину вообще, Зонара прибавляет, что тем более это должно быть воспрещено женщинам, у которых, независимо от их воли, бывает и течение месячных кровей». Так что, поскольку Православная Церковь не приемлет женского духовенства, а также в силу некоторых особенностей женского организма, женщины в алтарь не входят. Исключение составляют (по благословению архиерея) только монахини, да и то, только пожилые и сохранившие девство.
Почему женщин не пускают в алтарь? Почему женщинам нельзя входить в алтарь.
Насколько я знаю женщинам входить в алтарь нельзя, а я видел в Дивеевском монастыре монахиню, входящую в алтарь дьяконскими вратами или есть какие-то исключения? Заранее благодарен за ответ.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
О вхождении в алтарь существуют правила, принятые древними соборами. Согласно им никто (ни мужчина, ни женщина) в алтарь входить не может. Только священнослужители. Шестой Вселенский (Трулльский) собор определил: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу (правило 69). Епископ Никодим (Милош) дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц», – вот общее правило церкви, как восточной, так и западной. Трулльские отцы теперь это лишь узаконяют. В XII веке поднят был вопрос о том, может ли монах (конечно, не принадлежащий еще к клиру) войти в алтарь, причем патриарх константинопольский Николай, в первом своем каноническом ответе, высказывает мнение, что монаху не следует возбранять вход в алтарь, в виду чести монашеского чина, однако только тогда, когда надлежит зажигать свечи и лампады. Из этого видно, как строго соблюдалось предписание этого правила; это и поучительно в том отношении, как следовало бы обращать на это внимание и ныне, и вообще всегда. Исключение допускает правило только для царской особы, притом на основании какого-то древнего предания, когда император пожелает принести Богу дар. Что этот обычай существовал гораздо раньше этого собора и что, следовательно, был действительно древний, – свидетельствуют следующие слова императора Феодосия Младшего, содержащиеся в актах III Вселенского Собора: «Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены, и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда однако входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества; когда же приносим дары, вступаем в св. алтарь, причем по принесении оставляем его и занимаем принадлежащее нам место». То же самое повествует Феодорит о Феодосии Великом, который, по выдержании публичного покаяния, наложенного на него св. Амвросием, вошел в храм и затем, когда наступил час приношения, вошел в св. алтарь, чтобы и ему, по обычаю, принести Богу дары. Подобное свидетельство находим и у Созомена. Этот обычай соблюдался в православной церкви во все последующие века, так что царям всегда дозволено было входить в алтарь, и в алтаре как Божиим помазанникам причащаться, наравне со священнослужителями» (Правила Православной Церкви, т.1).
Как видим, правила не дозволяют входить в священный алтарь и оставаться там никому, кроме тех, кто совершает службу. Даже цари после принесения дара Богу должны оставлять алтарь. К сожалению, это правило сейчас не соблюдается. В результате в алтарь привносится много суеты. Исчезло благоговейно-трепетное сознание присутствия в месте, где совершается величайшее таинство – Евхаристия.
Ранее Лаодикийский собор принял 44-е правило: Не подобает женщине в алтарь входить. Епископ Никодим (Милош) пишет: «Напоминая в толковании этого правила о воспрещении входить в алтарь всякому мирянину вообще, Зонара прибавляет, что тем более это должно быть воспрещено женщинам, у которых, независимо от их воли, бывает и течение месячных кровей». В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре.
В каком случае женщины могут заходить в алтарь
Алтарь – это священное место для любого христианина. В православных храмах алтарь отгорожен от взглядов прихожан иконостасом, а вот в католических церквях открыт. Однако правила поведения в святая святых схожи во многих направлениях христианства.
Запрет не только для женщин
В древности, когда христианство еще только зарождалось, в алтарь мог заходить только первосвященник и только один раз в год. В 364 году на Соборе, то есть на собрании православных священников, который состоялся в городе Лаодикия, было утверждено правило под номером 44, которое гласило: «Не подобает жене в олтарь входити».
Позже на шестом Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе, священнослужители решили, что впредь никому из мирян входить в алтарь нельзя, за исключением представителей власти, которые захотят принести Богу дары.
Даже вопрос о том, может ли посещать алтарь монах мужского пола, был в некотором роде спорным. Однако патриарх Константинопольский Николай высказал мнение, что запрещать входить монаху в алтарь не следует, но делать это он может только для того, чтобы зажечь там лампады и свечи, то есть во время своего служения.
Женщины в алтаре
Однако о 44 правиле Лаодикийского собора как-то раз позабыла даже сама княгиня Дашкова. Однажды она вместе со своим малолетним сыном по приглашению Екатерины отправилась в Эрмитаж. Заплутав во дворце, Дашкова поинтересовалась у придворных, как пройти в Эрмитаж.
А те, желая подшутить над ней, ответили: «Через алтарь». Недолго думая, княгиня ринулась к святая святых. Узнав о поступке Дашковой, императрица рассвирепела. «Как Вам не стыдно! – воскликнула Екатерина. – Вы — русская и не знаете своего закона!»
По сей день в православном храме вход в алтарь разрешен только мужчинам, получившим на то благословение священника — например, церковнослужителям (алтарникам и чтецам). Женщинам же входить туда строго запрещено.
Подобный запрет объясняется вовсе не тем, что женщина является нечистым существом, как многие ошибочно полагают. Заходить в это священное помещение без благословения нельзя никому из прихожан. Однако священники дают данное благословение исключительно представителям мужского рода. Все дело в том, что в храме, а в особенности в алтаре, запрещается проливать кровь. Поэтому женщин сюда и не допускают из-за «ежемесячного непроизвольного течения».
Хотя из этого правила бывают и исключения. Так в женских монастырях в алтарь разрешено входить пожилым монахиням и нести там послушание. Однако и это тоже делается исключительно с благословения протоиерея.
А как у католиков?
Во всех христианских церквях алтарь занимает почетное место. Представители всех направлений христианства относятся к этому священному месту с особым трепетом. В католическом храме алтарь, или пресбитериум, находится за низенькой перегородкой, и никому не составляет особого труда ее перешагнуть. Однако делать этого не следует, так как обычным прихожанам подобное воспрещается точно так же, как и в православных храмах. Заходить в пресбитериум простым мирянам позволяется только в случае крайней необходимости.
Источники:
http://www.orthedu.ru/katehizacia/18870-pochemu-zhenschinam-nelzya-vhodit-v-altar.html
http://pravoslavie.ru/6866.html
http://cyrillitsa.ru/tradition/95920-v-kakom-sluchae-zhenshhiny-mogut-zakhodit.html