Почему иоанна крестителя называют предтечей. Место и время служения Иоанна Крестителя

Предтеча Господа

Он был аскетом, круглый год ходил в одежде, сделанной из грубой верблюжьей шкуры, и, подпоясавшись кожаным поясом, питался диким медом и акридами. Он обличал грешников и призывал их к покаянию. Первым увидел в Иисусе Сына Божиего и объявил об этом народу. В нем верующие видели воплощение пророка Илии. Как вы догадались, речь пойдет об Иоанне Крестителе.

…Иоанн был истинным подарком Господа своим родителям – священнику Захарии и его жене Елисавете Праведной. Ведь он родился тогда, когда им казалось, что они до конца дней своих останутся бездетными.

Однажды, когда священник Захария служил в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил и сообщил, что его престарелая жена скоро родит ему сына. И сын его «будет велик пред Господом… И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 15–17). Захария слова Архангела услышал, но не поверил ему, и за свое неверие был наказан немотой…

А когда у Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа назвала его Иоанном, хотя у нее в роду не было ни одного родственника с таким именем. И когда немого Захарию спросили, как он хочет назвать своего сына, тот тоже написал на дощечке имя: Иоанн. И в тот же миг вновь обрел дар речи.

Тяжелые испытания выпали на долю Иоанна в детстве. Правда, он не пал от рук римских солдат во время избиения 14 тысяч младенцев в Вифлееме и окрестностях: его мать, услышав о приказе царя Ирода убить всех детей в возрасте до 2 лет, взяла сына и ушла с ним в горы. «И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: Гора Бога, впусти мать с сыном, – и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и Ангел Господень был вместе с ними, охраняя их» (Протоевангелие от Иакова, XXII).

Слуги царя Ирода, не найдя Иоанна, ворвались в Иерусалимский Храм и стали пытать священника Захарию, пытаясь через него выведать, где скрывается Иоанн. Захария ничего им не сказал и по приказу Ирода был убит в храме у алтаря… Через 40 дней после его смерти скончалась и его супруга – Елисавета.

…Иоанн остался без родителей. Возможно, его вырастили родственники – члены религиозной суровой и аскетичной секты ессеев. Ясно одно: Господь хранил Иоанна для великой, предначертанной только ему одному миссии. Постом и молитвой, суровой аскезой, питаясь лишь диким медом и акридами (плодами хлебного, или рожкового, дерева; его ели лишь одни бедняки и аскеты, его добавляли в корм скоту – Ред.), готовил себя Иоанн к великому служению.

И наконец пришло его время. Служение, выпавшее на долю Иоанна от Господа, включало в себя, если так можно выразиться, три составляющие. Первая – обличать грехи людские, призывая людей к покаянию: «И он походил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 3). Второй элемент служения как бы вытекал из первого: раскаявшихся грешников Иоанн крестил, погружая их в воды реки Иордан. Омовение являлось символом очищения от грехов: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5).

Недаром Иоанна назвали Предтечей. Он был послан предварить приход Спасителя мира, подготовить народ к Его появлению, как первые лучи зари предвосхищают солнечное утро. Неслучайно в Евангелии от Иоанна сказано об Иоанне Крестителе: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 8).

Велико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.

Сам же Христос, говоря об Иоанне Крестителе, особо выделил его: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11, 11–14).

Иоанново Крещение стало прообразом Крещения христианского. Это первое и очень значимое в жизни христианина Таинство. Интересно, что в греческих текстах Евангелия слово «крещение» буквально означает «погружение». Но, когда Священное Писание переводилось на славянский, святые Кирилл и Мефодий выбрали для определения этого таинства иное слово – с корнем «крест», тем самым наполнив его особенным смыслом и напоминая нам о жертве на Кресте, которую Христос принял, искупая грехи всего человечества.

Вот как Евангелие описывает Крещение Спасителя: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).

К сожалению, это была первая и, возможно, единственная встреча Иисуса с Иоанном в их земной жизни. Иоанн выполнил свою миссию, и вскоре Господь призвал его к себе. Его кончина и события, предшествовавшие ей, подробно представлены и в литературе, и в живописи.

Читать еще:  Что значат карты во сне. Карты игральные - толкование сна по сонникам

Известно, что и после Крещения Иоанн продолжал обличать грехи людей, призывая их покаяться. В частности, он обвинил одного из правителей Галилеи – Ирода Антипу – в нарушении заповедей Моисея: Антипа отнял у своего брата Ирода Филиппа жену Иродиаду и стал сожительствовать с ней в грехе. Иоанн призвал Ирода Антипу покаяться и вернуть жену своему брату. За это Ирод приказал схватить Крестителя и заключить его в тюрьму.

Там он и находился, когда однажды Саломея, дочь Иродиады, в день рождения Ирода Антипы танцевала перед ним и его гостями и так угодила правителю, что Ирод пообещал в награду выполнить любую ее просьбу. По наущению своей матери Иродиады, ненавидевшей Крестителя, Саломея попросила голову Иоанна. Говорят, Ирод опечалился этой просьбе, потому как уважал Иоанна как пророка и философа. Но побоялся на глазах у гостей нарушить собственную клятву и послал своего оруженосца в тюрьму. Тот исполнил приказание повелителя: отрубил Иоанну Крестителю голову и принес ее на блюде Саломее. А та передала голову своей матери…

…Непросто быть первым. Для этого требуется особое мужество и сила духа. И потому на долю тех, кто идет впереди, выпадают тяжкие испытания и трагическая судьба.

Кстати, на долю мощей Иоанна Крестителя выпало не меньше испытаний, чем на долю Иоанна Предтечи-человека. Рассказ о них, несомненно, заслуживает отдельной статьи. Здесь же о судьбе мощей Иоанна Предтечи скажем лишь вкратце.

Цепь тяжких испытаний, обретений и таинственных исчезновений выпала на долю отрубленной головы Иоанна Крестителя. Известно, что питавшая дикую ненависть к Иоанну живому, Иродиада надругалась над его головой: она колола ее кинжалом, а потом закопала где-то в «безчестном месте» на территории своего дворца. Но жена царского управителя благочестивая христианка Иоанна подсмотрела за Иродиадой, а затем тайком в ночи вырыла голову Иоанна, поместила ее в глиняный сосуд с елеем и закопала в тайном месте на Елеонской горе.

Через много лет сосуд с головой Иоанна был найден, когда благочестивый вельможа Иннокентий решил построить на этой части Елеонской горы церковь. Когда стали рыть землю под фундамент, тогда и наткнулись на сосуд с головой Крестителя.

С тех пор глава Иоанна на протяжении тысячелетия то исчезала, то появлялась вновь. Она переходила из рук в руки, ее прятали, перевозили с места на место. Где только она ни побывала: в сирийском городе Емесе, Константинополе, в турецком городе Команы…

Считается, что в итоге глава Иоанна Предтечи была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах. Большая ее часть находится в главном соборе французского городка Амьен на севере Франции. Реликвия представляет собой человеческое лицо, только без нижней челюсти, лежащее на серебряном блюде и прикрытое стеклянным защитным колпаком.

Правда, католики пытаются доказать, что глава Иоанна Предтечи находится у них и хранится в Риме в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капито. А мусульмане столь же горячо доказывают, что глава Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. На обладание главой Иоанна Предтечи претендует и коптский монастырь Святого Макария в Вади Натруне. И, наконец, сообщалось, что в августе 2010 года в Болгарии, на острове Святой Иван близ Созополя, в ходе археологических раскопок найден ящичек с восемью лицевыми костями, по краю которого шла надпись: «Господи, спаси раба твоего Фому. Святому Иоанну, июнь, 24». Болгарские археологи и священники утверждают, что эти кости – часть главы Иоанна Крестителя.

Святой Лука, как и планировал, привез десницу Крестителя в Антиохию, где она мирно хранилась тысячу лет. После падения города реликвию сначала переправили в древнегреческий город Халкидон, а позже – в Константинополь. Вероятно, немало священных реликвий рано или поздно собралось бы в стенах Великого города, если бы в 1453 году Константинополь не захватили турки-османы султана Мехмеда II. Десницу Крестителя спешно переправили на остров Родос, но, когда и он пал под турецким напором, святыня нашла себе убежище на Мальте, где и находилась почти три века.

Позже, уже в конце XVII столетия, мальтийские рыцари подарили десницу Иоанна российскому императору Павлу I, который к тому моменту стал великим магистром Мальтийского ордена. По приказу императора для десницы Крестителя изготовили специальный золотой ковчег, и она хранилась в царской семье – сначала в Гатчине, потом в Санкт-Петербурге.

Когда в 1917 году в России началась кровавая смута, священную реликвию поспешно вывезли за пределы страны: сначала в Скандинавию, потом в Сербию и наконец в Черногорию. Почти десять лет, с 1941 по 1951 годы, десница Иоанна Крестителя тайно хранилась в монастыре Святого Василия Острожского, пока однажды за ней не явились югославские чекисты. Какое-то время считалось, что десница Предтечи пропала, но в 1993 году Цетинский игумен Марк (Каланья) и епископ Даниил отыскали ее в Государственном хранилище исторического музея города Цетинье.

С тех пор десница Иоанна Крестителя хранится в Цетинском мужском монастыре. На реликвии отсутствуют два пальца – средний и мизинец. У них своя история. Мизинец сначала хранился в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в Студийском монастыре, но, когда турки захватили Константинополь, мизинец оказался в собрании святынь султана и ныне хранится в Оттоманском музее в Стамбуле. Средний палец тоже попутешествовал немало: сначала его преподнесли в подарок никейскому императору Феодору I Ласкарю, затем какое-то время он находился в сербском монастыре Жича, пока не оказался в Риме у Папы Пия II. А тот отправил его в свой родной город Сиену, где палец Крестителя и сейчас хранится в храме Святой Марии Сиенской.

Рождество Иоанна Предтечи: Почему нельзя буянить на Ивана Купалу

Пророка Иоанна называют Предтечей, то есть предшественником Иисуса Христа, потому что его миссия была в том, чтобы узнать Христа, Сына Божьего, среди тысячи других людей и возвестить миру о Его приходе, Его пришествии. Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, готовящим людей к встрече со Христом. Именно пророк Иоанн крестил Иисуса – Церковь отмечает это событие 19 января как праздник Крещения Господня, – поэтому Предтечу называют еще Иоанн Креститель: вот мы и разобрались с двумя именами Иоанна – “Предтеча и Креститель”. О том, почему Иоанна Крестителя называют пророком, чуть позже.

Читать еще:  Сонник огромная собака. К чему снится большая собака женщине

Но что же мы знаем о жизни величайшего из людей? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии, историки датируют событие 6 – 2 годами до нашей эры. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч детей Вифлеема и его окрестностей во время избиения младенцев, устроенного по приказу Ирода I Великого – правителя тех мест и отца того самого Ирода Антипы, который почти через тридцать лет повелит отсечь голову пророку.

Родители Иоанна умерли, когда он был маленьким, и, скорее всего, Предтеча воспитывался в одной из религиозных общин в пустыне. Известно, что пророк носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), много молился. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Иоанн стал “гласом вопиющего в пустыне”. Здесь пустыня – это сердца человеческие, и главная задача Иоанна Крестителя была подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию, указать, Кто Он. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: “Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым”. Во время одной из таких проповедей на реке Иордан Иоанн Предтеча и встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем грядущего Спасителя и крестил Его.

Крещением Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий. Нет, пророк Иоанн не был революционером, он не поддерживал экстремистские настроения тех, кто искал вожака, готового поднять бунт против ненавистных римских властей Иудеи того времени. Он призывал не к внешним подвигам, а к внутренним победам – над своим грехом, своей несвободой ему.

Как пишет историк Иосиф Флавий, Иоанн учил иудеев “вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному”. Вопрошающим, что делать, Иоанн отвечал: “У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же”. Вслед за древними пророками Предтеча не отделял веры от милосердия, он не требовал от солдат, чтобы те бросали службу: “Никогда не насилуйте, не вымогайте, не делайте доносов и довольствуйтесь своим жалованьем”. Даже презираемым мытарям, сборщикам налогов, он не запрещал заниматься своим делом, лишь бы они остерегались “взыскивать больше положенного”. Праведность Иоанна вызывала уважение даже у тех, кого он обличал. Евангелие сообщает, что правитель Ирод Антипа охотно слушал пророка.

Как и большинство пророков, Иоанн Предтеча закончил свою жизнь мученически, историки считают, что это произошло около 30 года по РХ. К тому времени Иудеей правил уже не столько Ирод Антипа, сколько его любовница – коварная распутница Иродиада, законная супруга его родного брата. Пророк Иоанн Креститель не раз публично обличал это кровосмешение, эту преступную связь, за что его и возненавидела Иродиада, добившаяся, чтобы пророка упрятали в тюрьму. Но и этого было мало для прелюбодейки, чьё имя еще при жизни стало символом разврата, коварства, подлости. Однажды, на пиру в честь дня рождения Ирода Антипы дочь Иродиады Саломея танцевала для него, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Злодейство и Иродиады, и ее дочери Саломеи не осталось безнаказанным. Суд Божий совершился над всеми участниками трагедии – Иродом, Иродиадой, Саломеей – еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку, провалилась под лед, и льдина перерезала ей горло – тело отнесло течением, и матери принесли только голову. Ирод и Иродиада во время землетрясения были поглощены разверзшейся землей. Имена этих людей стали символом безумности греха.

А вот Иоанна Предтечу почитают: в честь “честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна” Церковь отмечает сразу несколько праздников: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – собор Иоанна Крестителя в честь праздника Крещения, 9 марта – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, 7 июня – третье обретение главы.

И, наконец, про народную интерпретацию праздника Рождества Иоанна Предтечи. Историки считают, что корни тут следует искать в языческих обрядах поклонения ветхозаветному царю Манассии, сохранившихся в Византии: есть описания, как они проходили в Константинополе XII века. Тогдашний патриарх призывал с ними покончить, но обряды смогли перекочевать и к нам. У нас они изначально вызывали осуждение Церкви. К примеру, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила к псковскому наместнику и властям (1505 г.) обличается “языческое буйство” жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи: “радость и веселие сатанинское”, “неприязненные кличи и вопли”, “всескверненые песни”, “хребтом вихляние”, “ногами скакание и топтание”, пьянство и “глумливые игры” в ночь накануне Ивана Купалы. Можно долго размышлять о трансформации праздника Рождества Иоанна Предтечи в сознании непросвещенной части народа, но, очевидно, что дикие пляски или голые ночные оргии в воде, скорее дань безумству Иродиады, а не подвигу великого пророка Иоанна Предтечи.

Как жил пророк Иоанн Предтеча, и почему нельзя буянить на Ивана Купалу?

7 июля православные отмечают великий праздник – Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и посвящен он рождению пророка Иоанна Крестителя – отсюда сокращенное наименование: «Рождество Иоанна Предтечи». А еще 7 июля известно как Иван Купала, Иванов день, Иван Купальник. И хотя языческие обряды этого дня Церковь всегда осуждала, между народным названием и церковным явная связь: слово «креститель» и слова «купатель, погружатель» имеют один греческий корень, от которого и произошло имя пророка Иоанна – Креститель. К буйным народным традициям мы еще вернёмся, сначала давайте разберёмся с основой – праздником церковным. И начнем с того, кем же был Иоанн, для которого даны сразу три определения: «Пророк, Предтеча, Креститель». Причём если со словами «Пророк и Креститель» все более или менее понятно, то определение «Предтеча» нуждается в объяснении, и самыми точными синонимами тут будут – «предвестник, предшественник».

Читать еще:  Молитва матери о замужестве. Молитва матери о дочери чтобы вышла замуж

Пророка Иоанна называют Предтечей, то есть предшественником Иисуса Христа, потому что его миссия была в том, чтобы узнать Христа, Сына Божьего, среди тысячи других людей и возвестить миру о Его приходе, Его пришествии.

Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, готовящим людей к встрече со Христом. Именно пророк Иоанн крестил Иисуса – Церковь отмечает это событие 19 января как праздник Крещения Господня, – поэтому Предтечу называют еще Иоанн Креститель: вот мы и разобрались с двумя именами Иоанна – «Предтеча и Креститель». О том, почему Иоанна Крестителя называют пророком, чуть позже.

Но что же мы знаем о жизни величайшего из людей? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии, историки датируют событие 6 – 2 годами до нашей эры. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч детей Вифлеема и его окрестностей во время избиения младенцев, устроенного по приказу Ирода I Великого – правителя тех мест и отца того самого Ирода Антипы, который почти через тридцать лет повелит отсечь голову пророку.

Родители Иоанна умерли, когда он был маленьким, и, скорее всего, Предтеча воспитывался в одной из религиозных общин в пустыне. Известно, что пророк носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), много молился. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Иоанн стал «гласом вопиющего в пустыне». Здесь пустыня – это сердца человеческие, и главная задача Иоанна Крестителя была подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию, указать, Кто Он. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Во время одной из таких проповедей на реке Иордан Иоанн Предтеча и встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем грядущего Спасителя и крестил Его.

Крещением Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий. Нет, пророк Иоанн не был революционером, он не поддерживал экстремистские настроения тех, кто искал вожака, готового поднять бунт против ненавистных римских властей Иудеи того времени. Он призывал не к внешним подвигам, а к внутренним победам – над своим грехом, своей несвободой ему.

Как пишет историк Иосиф Флавий, Иоанн учил иудеев «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному» . Вопрошающим, что делать, Иоанн отвечал: « У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же» . Вслед за древними пророками Предтеча не отделял веры от милосердия, он не требовал от солдат, чтобы те бросали службу: «Никогда не насилуйте, не вымогайте, не делайте доносов и довольствуйтесь своим жалованьем». Даже презираемым мытарям, сборщикам налогов, он не запрещал заниматься своим делом, лишь бы они остерегались «взыскивать больше положенного» . Праведность Иоанна вызывала уважение даже у тех, кого он обличал. Евангелие сообщает, что правитель Ирод Антипа охотно слушал пророка.

Как и большинство пророков, Иоанн Предтеча закончил свою жизнь мученически, историки считают, что это произошло около 30 года по РХ. К тому времени Иудеей правил уже не столько Ирод Антипа, сколько его любовница – коварная распутница Иродиада, законная супруга его родного брата. Пророк Иоанн Креститель не раз публично обличал это кровосмешение, эту преступную связь, за что его и возненавидела Иродиада, добившаяся, чтобы пророка упрятали в тюрьму. Но и этого было мало для прелюбодейки, чьё имя еще при жизни стало символом разврата, коварства, подлости. Однажды, на пиру в честь дня рождения Ирода Антипы дочь Иродиады Саломея танцевала для него, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Злодейство и Иродиады, и её дочери Саломеи не осталось безнаказанным. Суд Божий совершился над всеми участниками трагедии – Иродом, Иродиадой, Саломеей – еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку, провалилась под лед, и льдина перерезала ей горло – тело отнесло течением, и матери принесли только голову. Ирод и Иродиада во время землетрясения были поглощены разверзшейся землей. Имена этих людей стали символом безумности греха.

А вот Иоанна Предтечу почитают: в честь «честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» Церковь отмечает сразу несколько праздников: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – собор Иоанна Крестителя в честь праздника Крещения, 9 марта – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, 7 июня – третье обретение главы.

И, наконец, про народную интерпретацию праздника Рождества Иоанна Предтечи. Историки считают, что корни тут следует искать в языческих обрядах поклонения ветхозаветному царю Манассии, сохранившихся в Византии: есть описания, как они проходили в Константинополе XII века. Тогдашний патриарх призывал с ними покончить, но обряды смогли перекочевать и к нам. У нас они изначально вызывали осуждение Церкви. К примеру, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила к псковскому наместнику и властям (1505 г.) обличается «языческое буйство» жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи: «радость и веселие сатанинское», «неприязненные кличи и вопли», «всескверненые песни», «хребтом вихляние», «ногами скакание и топтание», пьянство и «глумливые игры» в ночь накануне Ивана Купалы. Можно долго размышлять о трансформации праздника Рождества Иоанна Предтечи в сознании непросвещенной части народа, но, очевидно, что дикие пляски или голые ночные оргии в воде, скорее дань безумству Иродиады, а не подвигу великого пророка Иоанна Предтечи.

Если Вам было интересно, не забудьте поставить лайк, тогда Вы будете видеть мои тексты чаще, подписывайтесь на мой канал – впереди много важного, увлекательного – я Вас не разочарую! Мария Городова.

Источники:

http://pravoslavie.ru/100250.html
http://rg.ru/2019/07/07/rozhdestvo-ioanna-predtechi-pochemu-nelzia-skakat-i-buianit-na-ivana-kupalu.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5c5860c028323d00ac89eb50/5d21eb83945b4d00adc15080

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: