Означает буква ц. Работа с коррекционной пробой
Содержание
- 1 Означает буква ц. Работа с коррекционной пробой
- 1.1 Как научить ребенка произносить звук [Ц] правильно?
- 1.1.1 1. Коварный звук Ц
- 1.1.2 2. Как проверить, правильно ли ребенок произносит звук Ц?
- 1.1.3 3. Ставим звук Ц сами!
- 1.1.4 4. Поиграем в жмурки со звуком Ц!
- 1.1.5 5. Как добиться чистого звучания звука Ц с помощью обычной ложки?
- 1.1.6 6. Постановка звука Ц при губно-зубном сигматизме.
- 1.1.7 7. Закрепляем звук Ц в речи.
- 1.1.8 8. Потешки и прибаутки – отличные помощники!
- 1.2 ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц.
- 1.3 «Твердый согласный звук [ц], буква “Ц, ц”»
- 1.4 Корректурная проба (Тест Бурдона)
- 1.1 Как научить ребенка произносить звук [Ц] правильно?
Как научить ребенка произносить звук [Ц] правильно?
1. Коварный звук Ц
Если проблемы со звуками [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] позади, стоит прислушаться к другому свистящему – [Ц]. Для многих малышей он становится настоящим камнем преткновения!
Родители почему-то не всегда замечают неполадки в произношении этого звука. Возможно, они кажутся им не столь значимыми, как дефекты [Л] или [Р]. Коварный звук [Ц] не простит подобного пренебрежения к своей особе! Забавные замены в речи малыша, типа «тьветы» (цветы), «чиплёнок» (цыплёнок), «сэлый» (целый) плавно перекочуют из устной речи в письменную. Поэтому не удивляйтесь, если через пару-тройку лет учитель начальных классов, устав исправлять подобные ошибки Вашего ребёнка, направит его к логопеду. Дисграфия у современных школяров – большая проблема! И заниматься ею будет именно этот специалист.
2. Как проверить, правильно ли ребенок произносит звук Ц?
Чтобы понять, о какой именно «камень» при произношении звука Ц споткнулся Ваш малыш, попросите его повторить фразу: «У цыплёнка Цыпа цепь».
Возможно, получится: «У сыплёнка Сыпа – сэпь». Что ж, ребёнок так хорошо научился говорить [С], что заменяет им трудный звук [Ц]. Этот свистящий состоит из двух компонентов: [Т] и [С]. Если произнести их быстро и слитно, получится искомый звук. Но язык при этом должен проделать такие сальто-мортале! Сначала – упереться кончиком в нижние резцы, выгнуть спинку и оттолкнуться ею от твёрдого нёба (звук [Т]). Затем – немного опуститься вниз и изобразить горочку с углублением-желобком посередине (звук [С]). Согласитесь, не каждый ребёнок выполнит всё это безукоризненно. Вот кто-то и ограничивается одним из компонентов, в частности, звуком [С].
3. Ставим звук Ц сами!
Попробуем поставить звук [Ц] по подражанию. Сядьте к зеркалу. Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц – …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ (они приоткрыты в улыбке). Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой.
4. Поиграем в жмурки со звуком Ц!
У некоторых малышей контрольная фраза прозвучит так: «У типлёнка Типа – тепь». Самый распространенный вариант! Воспользуемся его преимуществом. Пусть кроха произнесёт [Т] с сильным выдохом (продемонстрируйте это для наглядности). Послышатся два звука [тс]. Причём элемент свистящего [С] будет более протяжным. Чтобы добиться тесного слияния звуков, воспроизведите вместе с ребёнком обратный слог [атс] с сильным выдохом в момент перехода от [а] к [тс]. Должен получиться обратный слог [ац]. Точно так же поработайте с обратными слогами [оц], [уц], [иц], [ец].
А чтобы в школе у ребёнка не появились замены буквы Ц на С, или Т, поиграйте с ним в игру «Жмурки со звуком». Вы медленно, с расстановкой, произносите слоги: СА – ЦУ – ОС – СЫ – ЦЫ – СЕ – АЦ – СО – ЦЕ – … и т. д., ТА – ЦЫ – ОЦ – ТЕ – ТЫ – ЦУ – ТО – ЦЕ – … и т. д. Малыш зажмуривает глазки и хлопает в ладошки, услышав слог со звуком [Ц]. За каждый «правильный» хлопок на тарелку малыша кладётся одна конфета, или орешек, за ошибку – убирается. В конце игры оценивается результат. Чем больше конфет (орешков) на тарелке, – тем лучше ребёнок справился с заданием.
5. Как добиться чистого звучания звука Ц с помощью обычной ложки?
Если язычок малыша на звуке [Ц] упорно не хочет удерживаться за зубками и норовит выскользнуть наружу, можно говорить о межзубном сигматизме. Попридержите «непоседу» черенком чайной ложечки. Делайте это осторожно. Зафиксируйте кончик языка возле нижних резцов (с внутренней стороны). В момент произнесения [Ц] слегка нажмите на язык, придавая ему форму горочки, средняя его часть должна соединиться с твёрдым нёбом. Если опыт удастся, Вы услышите чистое звучание [Ц]. Повторите этот приём несколько раз. Теперь попросите ребёнка, вслед за Вами, на выдохе, произнести прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦЫ. Черенок ложечки по-прежнему выполняет роль помощника (но только на звуке [Ц]!). На гласных ложечка убирается. Какое-то время малышу придётся терпеть присутствие этой подпорки во рту. Отказываться от её помощи надо постепенно, уменьшая с каждым разом давление на язык. Окончательно она убирается, когда ребёнок научится самостоятельно удерживать свой язык за зубками.
6. Постановка звука Ц при губно-зубном сигматизме.
И ещё один вариант фразы в исполнении малыша: «У фыплёнка Фыпа фэпь». Налицо губно-зубной сигматизм. На этот раз непослушание проявляет нижняя губа. Необходимо снять губную артикуляцию. Возможно, это удастся при помощи Вашего указательного пальца. Прижмите им нижнюю губку малыша к основанию нижних зубов (палец следует класть горизонтально). Попридержите капризулю, пока ребёнок будет произносить прямые и обратные слоги со звуком [Ц]. Через какое-то время Ваша помощь уже не потребуется.
Существует и другой способ борьбы с этим сигматизмом. Кроха демонстрирует ослепительную улыбку (видны верхние и нижние зубки). Вы большим и указательным пальцами фиксируете углы рта: голливудское сияние надо удержать как можно дольше! Не меняя положение губ, ребёнок, вслед за Вами, произносит слоги: ца-ца-ца, цы-цы-цы, це-це-це, ац-ац-ац, иц-иц-иц, ец-ец-ец. Как только нижняя губка научится вести себя пристойно, а звук [Ц] будет звучать ясно, «подпорки» убираются.
7. Закрепляем звук Ц в речи.
Вышеперечисленные способы постановки [Ц] используются не только при дислалии. Они эффективны и при других речевых нарушениях: ринолалии, дизартрии (ДЦП), алалии, тугоухости и глухоте. Как долго будут продолжаться занятия? Трудно сказать! Для каждого малыша этот процесс индивидуален.
После постановки звука [Ц], его надо закрепить на материале слов, фраз, текстов (именно в такой последовательности).
Итак, слова. Подберите вместе с ребёнком те, которые начинаются на знакомые слоги:
Ца: царь, царица, цап-царап, царапина, царевич и т.д.
Цо: цок-цок, цокот, цокотуха.
Це: цель, цепь, цена, целый, цемент, цех и т.д.
Цы: цыган, цыганка, цып-цып, цыпочки, цыкнул, цыплёнок.
Ци: цифра, цинния, циклон, циклоп, цирк и т.д.
Для тренировки можно использовать любую свободную минуту. Например, находясь на кухне, поручите ребёнку найти посуду со звуком [Ц]. Если возникнут затруднения, задайте наводящие вопросы:
-Где лежит сахар (хлеб, конфеты, сухари, фрукты)?
-Куда выкладывают салат?
-В чём готовят жаркое из утки (гуся)?
-В чём подают соус? и т.д.
Среди домашней утвари найдётся ещё немало слов с [Ц]: обувница, пудреница, мыльница, игольница, пепельница и т.д.
Бывая в зоопарке, припомните названия птиц и зверей: цапля, синица, ящерица, заяц, песец. Поиграйте с малышом в игру «Он-она». Вы говорите: «Он – волк, а она – …?». Ребёнок: «Волчица!» Точно так же, со словами: медведь, тигр, лев, верблюд, орёл, петух, буйвол и т.д. Не правда ли, прекрасный шанс не только потренироваться в произнесении трудного звука, но и возможность обогатить словарь крохи?
Игра «Угадай профессию» также пригодится в подборе слов со звуком [Ц]. Взрослый: «Эта женщина воспитывает малышей (учит детей, пишет книги, дрессирует животных, управляет подъёмным краном, убирает помещение и т.д.)» Ребёнок отгадывает, о ком идёт речь.
Можно давать характеристику человека, используя слова с [Ц]. Например, как мы назовем девушку (девочку)? Красавица, умница, принцесса, скромница, модница, помощница, заступница, спорщица, умелица, искусница и т.д. А мужчину (юношу)? Молодец, удалец, боец, борец, храбрец и т.д.
Игра «Ласковые слова» даст массу возможностей для закрепления в речи звука [Ц]. «Скажем ласково, и вот, [Ц] к нам в слово и придёт!»: печенье – печеньице, варенье – вареньице (одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, письмо, сало, дно, дело, колено, мыло, шило, письмо, окно, пальто, ружьё, озеро и т.д.). Естественно, «ласковые слова» должен подбирать ребёнок.
От подбора слов переходите к чистоговоркам (работа с предложениями), которые можно придумать и самим:
Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!
Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.
Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!
Продолжайте в том же духе!
8. Потешки и прибаутки – отличные помощники!
В качестве текстов лучше всего использовать лёгкие для запоминания народные потешки и прибаутки:
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы!
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки.
Возле кадки блюдца:
Все они напьются!
Сходи по водицу!
Лисица на охоте:
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной маменьке – платок.
По козловым сапогам,
По белым рукавицам.
Пошла утица по водицу,
У девицы косица
И сарафанец из ситца.
Целится стрелец в цель,
Да сбит на ружьеце прицел.
Цела цель. Целый день
Стрелец чинит прицел.
Вот так, шаг за шагом, малыш идёт по пути речевого совершенствования, а взрослые радуются, что общими усилиями удалось убрать с речевой дороги ребёнка ещё один камешек.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц.
Ц – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, твердый.
Упражнения артикуляционной гимнастики те же, что и при постановке звуков С, З.
Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков с и т.
Нормальная установка при произнесении звука ц.
1) Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи..
2) Губы растянуты в улыбке.
3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.
4) Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.
5) Звук ц образуется при слиянии звуков т и с. При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.
Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.
Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха.
Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твёрдый звук т.
Упражнения для языка.
1) открыть рот. кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. язык касается верхних зубов спинкой. без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (при произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. губы напряжены, растянуты в улыбке. контроль ладонью руки.
Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука ц.
Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.
2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.
Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц.
Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук с.
3) Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка.
Примечание. иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца), если рот широко открыт.
«Твердый согласный звук [ц], буква “Ц, ц”»
Цели:
- познакомить уч-ся с твёрдым согласным звуком [ц], буквой Ц ц;
- формировать навыки чтения;
- способствовать развитию фонематического слуха, связной речи,
- памяти, логического мышления.
1. Песочные часы.
3. Аудиокассета В.В.Волина “Занимательное азбуковедение”.
4. Мягкая игрушка “Кошка”.
5. Серия картинок “На что похожа буква?”.
6. Карточки с буквами Ц – 6 шт., А, О, У, И, Ы, Е.
7. Плакат с буквами Ц для проведения игры “Четвёртый лишний”.
8. Плакат “ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ”.
9. Раздаточный материал (буква П, текст со стёртыми буквами, коррекционная проба, конверты с набором для составления схемы слова).
I . Сообщение темы и целей урока.
1) – Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим, и вы узнаете, какой будет сейчас урок.
2) – Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып – цып – цып)
– Какой первый звук? ([ц)
– Сегодня на уроке нам предстоит определить, согласный этот звук или гласный, твёрдый или мягкий, глухой или звонкий. А также мы познакомимся с буквой этого звука, чтобы обозначать на письме звук [ц].
II. Работа над новым материалом.
1) Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Делать трюки он привык,
Ведь его работа… (Цирк)
(Уч-ся из раздаточного материала выкладывают схемы слов).
На доску прикрепляется слово ЦИРК.
– Произнесите ещё раз слово. Что заметили?
– Попробуйте поставить в мягкую позицию.
– Дайте характеристику звуку [ц]. (Согласный, всегда твёрдый)
– Определите, глухой или звонкий? (Закрывают ладошками уши и произносят этот звук. Вывод: глухой)
– Какой буквой обозначается звук [ц] ?
2) Знакомство с буквой Ц ц.
Эта буковка – цеплялка
С хитрой, цепкой лапкою:
“Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю”.
– А сейчас вас ждёт чудесное превращение: у вас на парте лежит буква П, переверните её и в правом нижнем углу допишите “цеплялку”.
– Покажите, что у вас получилось. Повернитесь и покажите нашим гостям. (Учитель вывешивает плакат с этой буквой).
3) “На что похожа буква?”
– На что, ребята, похожа буква? (Ответы детей)
– А ещё вот на что. (Учитель читает первое стихотворение, остальные звучат на аудиокассете и одновременно вывешивает картинки).
Целый день в траве густой
Бродят рожки с бородой.
Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Цапля в зарослях зелёных
Встала важно буквой Ц.
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
4) Работа с коррекционной пробой.
– В течение минуты найдите среди множества букв букву Ц и обведите её.
– Сколько букв нашли?
5) Игра “Четвёртый лишний”.
– Найдите лишнюю букву.
6) Печатание буквы Ц Ц.
– А кто из героев передачи “Спокойной ночи, малыши” носит имя, содержащее звук [ц]? (Цап-Царапыч)
– Вот и сам Цап-Царапыч. Посмотрите, он держит букву… (Ц). Поучимся её писать. (Дети сравнивают написание большой и маленькой букв. Учитель показывает на доске, затем дети печатают в тетрадях Ц ц).
7) Игра “Подружись с буквами”.
– Цап-Царапыч очень хочет, чтобы буква Ц подружилась с гласными. Буква новая, ей страшновато: здесь она никого не знает. Давайте познакомим её с гласными и поможем ей подружиться с ними. Сейчас Ц здоровается с А. (Учитель крепит к доске Ц, подходит ученик с А и крепит рядом с Ц. Дети читают образованный слог). А теперь А здоровается с Ц. (А ставят перед Ц. Читают получившийся слог).
(Аналогично с буквами О, У, И, Ы, Е).
– С другими гласными она не может подружиться, т.к. в русском языке нет слов с такими буквосочетаниями
– Придумайте слова, оканчивающиеся на:
ЦА (курица, единица, синица, овца, луковица)
ЦО (кольцо, яйцо, крыльцо)
ЦЫ (концы, кузнецы, птенцы, огурцы)
8) – Цап-Царапыч просит вас, ребята, назвать слова из сказок со звуком [ ц] . (Царевна-лягушка, царевна Несмеяна, принц, принцесса, жар-птица, падчерица, златая цепь, зеркальце, аленький цветочек и др.)
III. Физкультминутка.
Все уч-ся выходят к доске и образуют круг. Учитель ходит вдоль круга. Тот, перед кем он останавливается, должен быстро назвать слово со звуком [ц]. Если ученик задержится с ответом, он должен присесть в середине на корточки.
IV. Продолжение работы.
1) – Цап-Царапыч предлагает состязание между мальчиками и девочками. Прочитайте буквосочетания (хором).
Д.: ца – цари – царица.
М.: ца – царе – царевич.
– А теперь вам будет легко прочитать столбик слов, к-рый приготовил для вас Цап-Царапыч:
2) Работа со столбиком слов (листочки).
– Положите перед собой листочки. Давайте прочитаем столбик слов “по цепочке”.
– Знакомые слова? Что общего у этих слов? Выделите корень.
– Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?
3) Работа с чистоговорками.
– Цап-Царапыч очень любит сочинять чистоговорки. Сегодня он решил познакомить вас со своим творчеством. Но только последнее слово в чистоговорке никак не получается придумать, оно обязательно должно содержать звук [ц]. Давайте ему поможем.
Це, це, це, це – скучно принцу во… (дворце).
Ца, ца, ца, ца – нет у бублика… (конца).
Цо, цо, цо, цо – уронила я… (кольцо).
Цы, цы, цы, цы – собираю… (огурцы).
Цу, цу, цу , цу – льются слёзы по… (лицу).
Цо, цо, цо, цо – снесла курочка… (яйцо).
– Цап-Царапыч любит не только сочинять, но также любит чем-нибудь полакомиться: сметаной, рыбой, сладким, а иногда, оказывается, любит слизывать буквы, вот как сегодня случилось. Я приготовила вам слова и предложения для чтения, а он взял и подпортил мне материал. Давайте попробуем его восстановить.
веточек, епкий, иклон, илиндр, ирк, ифра, окотуха, ыплёнок.
арии а Кури а в ветнике сидит.
апля Цицилия учит ифры.
ыплёнок Цыпа хочет в ирк.
У аревны Мурки на лапках арапки.
Зай у кузне у заказали выковать епь.
У племянни ы Нар исса на ветнике растут огур ы.
– Какую же букву он слизал? (Ц)
– А как вы думаете, почему? (Ответы детей)
– Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте его.
1. Савина С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2000. – 12 с.
2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. Изд-во “Вако”. М., 2006. – 77 с.
3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. Изд-во “5 за знания”. М., 2007. – 168, 170 с.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Изд-во “Просвещение”. М., 1994. – 323 с.
Корректурная проба (Тест Бурдона)
Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.
Инструкция к тесту
«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.
Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Источники:
http://poskladam.ru/logoped/t/l_c.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/642928/
http://psychojournal.ru/tests/1211-korrekturnaya-proba-test-burdona.html