Отступления от Церкви Христовой от II по XX столетие.

Отступления от Церкви Христовой от II по XX столетие.

Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій) († 2002 г.)
ПРАВОСЛАВІЕ, РИМО-КАТОЛИЧЕСТВО, ПРОТЕСТАНТИЗМЪ И СЕКТАНТСТВО.
Лекціи по Сравнительному Богословію, читанныя въ Свято-Троицкой духовной семинаріи.
(Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1972).

III.
ОТСТУПЛЕНІЯ ОТЪ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ ОТЪ II ПО XX СТОЛѢТІЕ.

И сторія Церкви, отъ Христа до нашихъ дней, полностью подтверждаетъ истинность всего, что сказано Основателемъ Церкви и Его Апостолами относительно попытокъ извращенія вѣры.

М ы слышали изъ Апостольскихъ устъ, что уже имъ пришлось бороться съ лжеучителями, съ раздѣленіями въ юной Церкви и съ лже-христіанами (Симонъ Волхвъ). А въ первыя три столѣтія, въ періодъ гоненій на Церковь, появились многочисленныя секты, стремившіяся растворить христіанство или въ іудействѣ (эвіониты во второмъ, антитринитаріи и хиліасты въ третьемъ вѣкѣ) или въ язычествѣ (гностики во второмъ, манихеи въ третьемъ вѣкѣ).

Г оворя о гоненіи на христіанъ въ первые три вѣка, нельзя не отмѣтить внушительную роль въ гоненіяхъ «третьей силы», стоявшей между римской властью и христіанскою Церковью. «Божественный Искупитель свидѣтельствуетъ, что смерть за Истину Христову ведетъ къ жизни, вопреки всѣмъ человѣческимъ разсчетамъ. Рѣшительно утверждается, что вышеописанныя дѣла ради и во имя Христа создаютъ скорбь внѣшнихъ мученій. и физическую и матеріальную нищету — по злословію іудейскаго происхожденія, причемъ измышляются всякія темныя и грязныя хулы на христіанъ, не только ни мало обоснованныя, но намѣренно позорныя, ехидно возбуждающія къ нимъ ненависть во всѣхъ слояхъ общества. Эти темные клеветники называютъ себя іудеями, ратующими за библейскіе идеалы, однако, извращенное раввинистическое пониманіе послѣднихъ сдѣлало ихъ антихристіанскими борцами чисто сатанинскаго характера». «Въ Пергамѣ находился “престолъ сатаны”, который живетъ тамъ, являясь организующимъ и заправляющимъ агентомъ. тамъ выковывались и повелительно проводились повсюду іудаистическія противохристіанскія интриги, тамъ находился царственный тронъ антихристіанскаго владычества». «тогдашніе фанатичные іудеи способны были и на всякія языческія поддѣлки и, напримѣръ, всегда усердствовали въ возбужденіи языческихъ массъ противъ христіанъ и доводили дѣло до кровавыхъ катастрофъ», — говоритъ изслѣдователь Апокалипсиса проф. Н. Глубоковскій. Неподдѣльный страхъ передъ этой «третьей силой» проявлялъ и выдающійся государственный мужъ временъ Юлія Цезаря — Цицеронъ. Въ трудѣ Г. С. Чамберлена «Евреи. Ихъ происхожденіе и причины вліянія въ Европѣ» мы читаемъ: «Когда судебныя пренія касались интересовъ евреевъ, Цицеронъ говорилъ такъ тихо, что лишь одни судьи могли разслышать /с. 9/ его рѣчь: онъ зналъ, какъ солидарны между собою евреи и какъ они умѣютъ губить тѣхъ, кто становится имъ поперекъ дороги; изъ устъ Цицерона гремятъ безпощадныя обвиненія противъ грековъ и римлянъ, противъ могущественныхъ людей того времени, но по отношенію къ евреямъ онъ совѣтуетъ соблюдать осторожность; они въ его глазахъ — таинственная, недобрая сила».

С ъ начала IV столѣтія начался періодъ спокойствія, однако, это спокойствіе было лишь внѣшнимъ. Внутренне Церковь начали терзать многочисленныя ереси, ложныя ученія, касающіяся, главнымъ образомъ, Личности Господа Іисуса Христа, Его природы. Своимъ соборнымъ голосомъ Церковь выявила ихъ полную несостоятельность, изложивъ на семи вселенскихъ соборахъ точное и ясное ученіе Сына Божія Іисуса Христа, каковое и понынѣ сохраняется въ Его Церкви Православной, являющейся, по слову Ап. Павла, «Столпомъ и утвержденіемъ Истины». Своимъ соборнымъ голосомъ Церковь изложила и — нравственное ученіе Христа, вытекающее изъ данныхъ Имъ Истинъ, которыя называемъ мы догматами, — установила таинства и — порядокъ церковнаго управленія.

К азалось бы, что послѣ семи вселенскихъ соборовъ не должно было быть новыхъ раздѣленій, такъ какъ раскрытіемъ несостоятельности лжеученій, исходившихъ отъ іудеевъ и язычниковъ, была устранена возможность появленія новыхъ лжеученій. Однако нѣтъ, вскорѣ выявилось дѣйствіе въ лонѣ Церкви языческой закваски, а съ началомъ IX столѣтія начало оформляться отступленіе отъ Вселенскаго Сознанія, отъ Соборнаго Разума — т. е. отъ Единой Церкви — римскаго епископа, который, подобно Денницѣ, увлекъ за собою и нѣкоторыя помѣстныя церкви Западной Европы. Къ нашему времени это отступленіе Рима зашло такъ далеко, что порою кажется невозожнымъ осуществленіе возсоединенія западной части Церкви съ остающейся вѣрной Христу, — въ Вѣрѣ и Упованіи, — Каѳолической Православной Церковью. Приходится, съ великой скорбью, констатировать, что, на протяженіи столѣтій, Римъ такъ повелъ себя въ отношеніи Православной Каѳолической Церкви, что Православіе вынуждено было не только занять оборонительную позицію передъ лицомъ римскаго-католичества, но и потерять довѣріе къ Риму, какъ къ Христову слугѣ и Апостоловъ преемнику. Эта потеря довѣрія вызвана не только новшествами, введенными Римомъ въ ученіе Церкви, но и враждебно воинствующимъ его отношеніемъ къ Православію и къ православнымъ государствамъ (Византія и Русь), переживавшимъ многія тяжелыя страницы своей Исторіи благодаря интригамъ Рима.

К ъ XI-му столѣтію Римское Папство переживало внутренній /с. 10/ моральный кризисъ. А начиная съ XV-го столѣтія, въ западноевропейскихъ странахъ началось движеніе протеста противъ нравственнаго упадка папскаго двора, противъ заблужденій Рима въ области вѣры и иныхъ злоупотребленій римскаго духовенства. Это движеніе протеста привело, въ странахъ средней, сѣверной и сѣверо-западной Европіы, къ образованію протестантскихъ церквей, а именно: Лютеранской — въ Германіи, Даніи, Швеціи, Норвегіи и Голландіи; Реформаторской — въ Швейцаріи (Кальвинъ), Пресвитеріанской — въ Шотландіи и Сѣверной Америкѣ, и Англиканской — въ Англіи (въ Сѣв. Америкѣ — епископальная). А такъ какъ протестантизмъ самъ въ себѣ заключаетъ церковно-разрушительныя начала, то на Протяженіи трехъ столѣтій (XVI, XVII, XVIII) изъ названныхъ протестантскихъ церквей все время выдѣлялись новыя теченія, отъ своего цѣлаго отдѣлявшіяся болѣе малыя объединенія, образовавшія рядъ сектъ, число которыхъ въ настоящее время превышаетъ 250.

В ъ чемъ же заключается разрушительное начало въ протестантствѣ? Его трагедія въ томъ, что основателями протестантства Лютеромъ, Кальвинымъ и Цвингли — признаны черезчуръ большія права за индивидуальнымъ разумомъ. Въ этомъ сказалось вліяніе эпохи. Индивидуальный разумъ не данъ намъ законченнымъ и зрѣлымъ, посему не можетъ онъ одинъ вмѣстить всю сокровищницу Церкви, все богатство Истины; онъ долженъ развиваться и расти въ соотвѣтствіи съ нашимъ духовнымъ ростомъ, который происходитъ въ сердцѣ человѣка. Вотъ почему изъ устъ Христа мы слышимъ: — «Блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ». Разумъ ограниченъ вмѣстимостью сердца, и его границы опредѣляются тѣмъ — насколько мы уже духовно выросли. Не индивидуальный разумъ, какъ учатъ протестанты, а лишь Соборный Церковный Разумъ является носителемъ Истины. Индивидуальный разумъ всего лишь ничтожный огонекъ предъ Свѣтиломъ Соборнаго Разума. Впавшій въ раціонализмъ, и въ гуманизмѣ утвердившійся, протестантизмъ призналъ за индивидуальнымъ разумомъ тѣ права и силу, которыхъ онъ по его природѣ не имѣетъ. Отвергшіе необходимость пополненія индивидуальнаго разума Соборнымъ Церковнымъ Разумомъ, протестанты раздробили единое Цѣлое на сотни сектъ, которыя ушли, въ ученіи о вѣрѣ и церкви, значительно дальше папства и начальнаго протестантства.

Читать еще:  Автокефалия польской православной церкви. Православие в Польше после Люблинской унии до конца XVIII в

В озникаетъ вопросъ: не нарушено ли Единство Церкви Христовой отдѣленіемъ отъ Нея Рима и отпаденіемъ другихъ инославныхъ исповѣданій? Никакъ. Единство Христовой Церкви этимъ не нарушено. Церковь продолжаетъ стоять, какъ «Столпъ и утвержденіе Истины», и Ея единство, выражаемое въ единеніи Вѣры и Упованія, отпаденіемъ отъ Нея частей не нарушается. «Не бойся малое стадо» — говоритъ Основатель Церкви Христосъ /с. 11/ — «ибо тебѣ дано великое наслѣдіе». Истинность Церкви не въ количествѣ къ Ней принадлежащихъ, а въ вѣрности Христу, Который есть и «Путь и Истина и Жизнь». Насъ не должны смущать ни превосходящія своей церковно-административной организаціей и научно разработанной религіозной системой инославныя объединенія, ни многочисленность инославныхъ, значительно превышающая число православныхъ христіанъ въ мірѣ. Церковь утверждается и покоится на тѣхъ основахъ, которыя положены Самимъ Создателемъ Ея, Іисусомъ Христомъ, и мѣриломъ Ея истинности является степень вѣрности этимъ основамъ, а не внѣшняя организація и количество принадлежащихъ къ ней членовъ.

В ѣрность Православно-Каѳолической Церкви сущности Благой Вѣсти, вѣрность основамъ, которыя даны Самимъ Христомъ, привлекаетъ къ Ней, въ теченіе ряда столѣтій, вниманіе инославія. — «Чѣмъ болѣе мы изучаемъ исторію Православной Церкви», — говоритъ американскій ученый Аверкомби, — «чѣмъ ближе мы знакомимся съ Ея ученіемъ и учрежденіями, тѣмъ громче звучитъ передъ нами голосъ Ея авторитета, и тѣмъ живѣе пробуждается у насъ желаніе вступить съ нею въ общеніе. Православная Церковь вѣрна первоначальному ученію Церкви Христовой и чужда искусственно построеннымъ догматамъ реформаціи; а римская церковь сама была лишь колоніей греческихъ христіанъ». — «Православіе цѣльнѣе, полнѣе, чѣмъ какая-либо другая христіанская Церковь, переноситъ насъ въ первые вѣка христіанства. и именно отъ нея и нужно ожидать вѣрныхъ услугъ, которыми она, по волѣ Всемогущаго, прославитъ Господа и осчастливитъ все человѣчество», — говоритъ Др. Стэнли. Англичанинъ Ниль такъ говоритъ о Православіи: — «Восточная, т. е. Православная Церковь остается и теперь такою же, какою была съ самаго начала своего — многоразличною въ своихъ учрежденіяхъ и простою въ своей вѣрѣ, непонятною для чуждыхъ и удобопонятною для своихъ сыновъ, широко раскинувшею вѣтви свои, жестоко тѣснимою врагами, но спокойною, и всегда, какъ она обычно называетъ себя, единою, единственною, святою, соборною и апостольскою. Такова она въ дѣйствительности». — «Протестантскіе братья любезные» — возглашаетъ проф. Овербекъ — «посмотрите вы на Церковь, которую Духъ Святый основалъ и которою Онъ будетъ управлять до скончанія вѣка. Обратите свой взоръ на востокъ — съ востока свѣтъ. Эта Церковь всегда, какъ она была, неизмѣнною въ Православной вѣрѣ».

X IX и XX столѣтія отмѣчаются: (1) еще большимъ отходомъ римскаго-католичества отъ Православія, (2) возрожденіемъ стремленія, имѣвшаго мѣсто въ первые три вѣка, растворить христіанство или въ іудействѣ или въ язычествѣ и, въ связи съ этимъ, появленіемъ соотвѣтственныхъ тому іудействующихъ или язы /с. 12/ чествующихъ сектъ, (3) появленіемъ и широкимъ распространеніемъ атеизма и матеріализма, какъ міровоззрѣнія, съ открытымъ походомъ противъ Православія, прежде всего, и противъ христіанства вообще, (4) наступленіемъ на Православіе со стороны всѣхъ силъ инославнаго міра, т. е. со стороны римскаго-католичества и протестантства во всѣхъ его оттѣнкахъ (сектахъ), а также и со стороны Коммунистическаго Интернаціонала.

Источникъ: Протоіерей Митрофанъ Зноско-Боровскій. Православіе, римо-католичество, протестантизмъ и сектантство. (Лекціи по Сравнительному Богословію, читанныя въ Свято-Троицкой духовной семинаріи). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1972. — С. 8-12.

Отступления от Церкви Христовой от II по XX столетие.

Созижду Церковь Мою (Иисус Христос) — «яже есть дом Божий… столп и утверждение Истины»… «Егоже дом мы есмы» (Ап. Павел).

Читать еще:  В чем отличие христиан от христиан. Католики и православные — в чем разница? Главные причины разделения церкви на католическую и православную

Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена Апостолами. Отсюда — «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», ибо — «едино тело, един Дух… един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех» (Ап. Павел).

«Слово плоть бысть» и «мы видели славу Его» — «видели и свидетельствуем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам» (Ап. Иоанн). Сын Божий вошел в мир, к нам пришел; великая тайна воплощения, страдание и Воскресение — это реальность, которою живет Христова Церковь. «Невозможное стало возможным, мост установился между Богом и миром»… «Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти, ибо ей невозможно было одолеть Его… чему все мы свидетели» (Деян. II, 24,32) отсюда — Радость Вечной Жизни и ее торжество: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного вечного жития начало». — Христос Воскресе! — «Сия есть победа, победившая мир — вера наша», и еще — «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев… не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» — в этом сущность Православного исповедания и благовестия.

Единая Христова Церковь и наряду с этим римское католичество, протестантство и из протестантства вышедшие секты, претендующие на присвоение себе имени Церкви Христовой. Где же подлинно Христова Апостольская Церковь, «Церковь Семи Вселенских Соборов и десяти столетий единства Христианского мира», а где Церковь, отступившая от основ раннего благовестия, т. е. Церковь новшеств? Можно ли рассматривать все существующие христианские исповедания и общества (секты) как равноценные? Что у них общее? В чем отступили они от учения Христа и Апостолов? Каждый православный христианин обязан знать: а) Православие, б) что представляют собой инославные исповедания и секты, в) в чем расходятся они с Православием и г) чем они обосновывают свои расхождения с учением Христа, с учением Церкви Христовой. Эти вопросы и составляют предмет сравнительного богословия.

Прежде чем приступить к разбору тем нашего предмета, взглянем на окружающую нас обстановку, присмотримся, что в духовном отношении — в смысле верности Благой Вести, Евангелию — представляет в данное время нас, православных, окружающее христианство.

Невооруженному глазу следующая картина бросается в глаза: в то время как Православная Церковь остается верной чистоте Христова и апостольского благовестия, западный мир все более удаляется от апостольского наследия, все более отходит от той основы Благой Вести, которая была и навеки остается сущностью христианской проповеди: «Мы видели и свидетельствуем вам новую Жизнь», и «возвещаем вам сию Вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам», и «Мое Царство не от мира сего»…

Этот отход от основы и сущности христианского благовестия особенно отчетливо выражен в современном протестантизме, отвергающем новозаветное учение о Боге-Спасителе, учение и о «предшествовавшей нашему спасению пропасти между Богом и падшим творением, заполненной добровольным отданием Себя, Сына Божия», и сливающемся в некое единство в экуменическом движении… Некие силы лихорадочно стремятся завладеть миром, пользуясь для этой цели и экуменическим движением.

Как бы на задний план отодвигается в этом движении Сам Христос, а с отодвижением Христа, Сына Божия, на задний план отодвигается и Царство Небесное как высшая цель, и, вместо этой цели, Богом установленной и Христом открытой, выдвигаются земные цели, сначала так называемые цели гуманизма, а затем культурно-социальные и политико-экономические цели. Христианство обязывает идти в мир, но этот уход в мир вытекает из устремленности нашей к Богу и из приятия Его снисхождения в мир, снисхождения ко мне и братьям моим в Боге. Христианство обязывает идти в мир, чтобы проповедовать миру спасение в Боге, в вочеловечении Сына Божия, и лишь затем следует вытекающее из этого Исторического Факта «применения Правды Божией к различным условиям земной жизни, социальным и другим».

«В современном протестантстве христианская религия становится резко посюсторонней»; не мир отдается на службу Христу, а Христос ставится на службу мира, т. е. имя Христа используется для осуществления идей — создания единого правительства, мировой Диктатуры — всеобщего мира на земле, извне навязанного — введение равенства и одинаковости, которые распространиться должны не только на питание, но и на веру и нравственность, на духовную жизнь. В современном протестантстве отрицается абсолютность Истины Веры Христовой.

«Церковь как общество радостных, которые имеют надежду и жизненно значительную весть для мира, которые борются за экономическую справедливость и за человеческое достоинство, которые исполнены заботы о больных и униженных и признают полную ответственную свободу научных изысканий и искусства» — так звучит один из исходных тезисов Мирового экуменического съезда в Упсала, 1966 года. Характерно, что говорится лишь о материальной нужде, о социальном положении наших братьев, но не уделяется должного внимания их духовной нужде. Неужели лишь в этом миссия Церкви в этом мире? Приемлемо ли, в свете Благой Вести — Евангелия, данное в тезисе определение Церкви? Ведь нет в нем ни слова ни о жизни в Боге, ни об Источнике, из Которого мы живем: «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев… не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (Ап. Иоанн).

Читать еще:  Утята во сне что означает. К чему снятся утята маленькие

Мысль о спасении не покидает современный нам мир, и исходит она из ощущения пребывания мира на краю гибели. Однако спасение мыслится в братском единении человечества, точнее, в социальном коллективе, в прогрессивной демократии, но — вне Бога, без Христа. Нарождается «безбожная религиозность», причем в наши дни это тлетворное дыхание поразило не только протестантский мир, оно мощным потоком врывается и в ограду римо-католичества. В недавно вышедшей книге католического священника Андрея Монжардэ «Иная церковь — иная вера» выброшена богоустремленность через участие в подвиге Сына Божия, снисхождение к нам Любви Божией; вместо этого читаем, что эта новая вера даже не религия, если под словом «религия» понимать отношения «индивидуальной личности или коллектива с каким-то трансцендентным Высшим Существом, со всей окружающей Его свитой догматов, обрядов и законов». «Только революционной воле, — возглашал католический священник о. Кардонель в 1968 году в Париже, — и в революционном действии Бог ныне присутствует и действует среди нас», а в своей книге, также недавно вышедшей, тот же католический священник пишет: «Дело в том исключительно, чтобы идти до конца, чтобы сделать эту землю окончательно обитаемой для нас. Мы не идем по направлению к другому миру; нет Неба, нет потустороннего, нет ничего иного, а только полное углубление того, что мы есмы»… Итак, мы видим, как «поднимает свою голову религия человекобожества, т. е. поставление человека с его страстями, неустойчивостью, извращенностью и преходящестью на место Бога». Это уже не «посюсторонность», а явная опасность полной подмены Царствия Божия «царством зверя», это уже та страшная мнимая религия, приход которой предносился встревоженному взору Достоевского в его «Бесах», это уже — «Мы не с Тобой (т. е. не с Христом), а с ним (духом гордыни и лжи, искушающим Господа) — Великого Инквизитора». Христианские проповедники Запада захвачены потоком и плывут по нему… и мы присутствуем при великом соблазне поклонения Зверю через так называемую «социализацию» христианства, в котором нет места Христу.

Православие Римо-католичество Протестантизм Сектантство

В то время как Православная Церковь остается верной, чистой Христова и Апостольского благовестия, западный мир все более удаляется от апостольского наследия, все более отходит от той основы Благой Вести, которая была и навеки остается сущностью христианской проповеди: «Мы видели и свидетельствуем вам новую Жизнь», и «возвещаем вам сию Вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам», и «Мое Царство не от мира сего»…

Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский.

Созижду Церковь Мою (Иисус Христос) — «яже есть дом Божий… столп и утверждение Истины»… «Егоже дом мы есмы» (Ап. Павел).

Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена Апостолами. Отсюда — «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», ибо — «едино тело, един Дух… един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех» (Ап. Павел).

«Слово плоть бысть» и «мы видели славу Его» — «видели и свидетельствуем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам» (Ап. Иоанн). Сын Божий вошел в мир, к нам пришел; великая тайна воплощения, страдание и Воскресение — это реальность, которою живет Христова Церковь. «Невозможное стало возможным, мост установился между Богом и миром»… «Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти, ибо ей невозможно было одолеть Его… чему все мы свидетели» (Деян. II, 24,32) отсюда — Радость Вечной Жизни и ее торжество: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного вечного жития начало». — Христос Воскресе! — «Сия есть победа, победившая мир — вера наша», и еще — «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев… не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» — в этом сущность Православного исповедания и благовестия.

Единая Христова Церковь и наряду с этим римское католичество, протестантство и из протестантства вышедшие секты, претендующие на присвоение себе имени Церкви Христовой. Где же подлинно Христова Апостольская Церковь, «Церковь Семи Вселенских Соборов и десяти столетий единства Христианского мира», а где Церковь, отступившая от основ раннего благовестия, т. е. Церковь новшеств? Можно ли рассматривать все существующие христианские исповедания и общества (секты) как равноценные? Что у них общее? В чем отступили они от учения Христа и Апостолов? Каждый православный христианин обязан знать: а) Православие, б) что представляют собой инославные исповедания и секты, в) в чем расходятся они с Православием и г) чем они обосновывают свои расхождения с учением Христа, с учением Церкви Христовой. Эти вопросы и составляют предмет сравнительного богословия.

Прежде чем приступить к разбору тем нашего предмета, взглянем на окружающую нас обстановку, присмотримся, что в духовном отношении — в смысле верности Благой Вести, Евангелию — представляет в данное время нас, православных, окружающее христианство.

Источники:

http://russportal.ru/index.php?id=church_writing.metrophanes_znosko1972_00_003
http://www.litmir.me/br/?b=575887&p=2
http://litra.pro/pravoslavie-rimo-katolichestvo-protestantizm-sektantstvo/znosko-borovskij-mitrofan

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: