Автокефалия польской православной церкви. Православие в Польше после Люблинской унии до конца XVIII в

12.1.2. Православие в Польше после Люблинской унии до конца XVIII в.

12.1.2. Православие в Польше после Люблинской унии до конца XVIII в.

Начиная с заключения Флорентийской унии в 1439 г., вырабатывается новая тактика отношения католической Церкви к Православию. Вместо насильственного перехода в католичество практикуется давление с целью заключить унию с Римом. Одним из методов такого давления было лишение православных элементарных гражданских прав на территории Польши и предоставление различных привилегий перешедшим в католичество.

Давление усилилось после Люблинской унии 1569 г., когда конфедеративный статус Литвы в составе Польши был окончательно ликвидирован, и возникло единое государство. Оказавшееся в составе Польши православное население Белоруссии и Западной Украины начало испытывать систематический гнет католицизма. Особенно тяжелым временем для Православной Церкви было правление польского короля Сигизмунда III. Этот воспитанник иезуитов ставил выше всего интересы Римского престола. Важнейшей своей целью король считал приведение всех своих подданных к подножию папы. Для достижения этой цели он применял всевозможные средства — и принудительные, и поощрительные. Правление этого короля сопровождалось целой эпопеей преследований и страданий православных верующих. Изменившие Православию получали различные льготы, допускались к государственным должностям. Оставшиеся же верными отцовской вере подвергались унижениям. К концу XVII в. православная шляхта почти вся олатинилась. Православные лишились тем самым сословия, которое могло бы защитить их права.

Не лучше обстояло дело и с православной иерархией. В 1596 г. православная иерархия Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой приняла провозглашенную в Бресте унию с Римом и признала над собой власть Римского епископа.

Роль защитников Православия взяли на себя отдельные представители православного дворянства, среди которого нужно выделить князя Константина Острожского, православные монастыри (Почаевская Лавра, Свято-Духов Виленский монастырь) и братства православных мирян, прежде всего Львовское (с 1585 г.) и Виленское (с 1588 г.), хотя деятельность братств объективно не всегда приносила пользу Православной Церкви из-за чрезмерного вмешательства мирян в дела Церкви. В это время создается немало полемических сочинений, как со стороны православных, так и униатов. Ряд епископов сохранил верность Православию, однако к 1610 г. все они ушли в иной мир.

Только визит в Польшу Антиохийского Патриарха Феофана, рукоположившего здесь в 1620 г. в митрополиты Иова Борецкого (1620–1631), восстановил православную иерархию в Польше. В 1632 г. благодаря трудам нового митрополита Петра Могилы (1632–1647), выдающегося богослова и литургиста, основавшего в Киеве высшее православное учебное заведение — Коллегию, на всей территории Польши удалось восстановить легальный статус Православной Церкви.

После воссоединения Украины, составлявшей восточные области Польши, с Россией в 1654 г., в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Русской Церкви. Православные на территории Польши и Беларуси оказались в униатском и католическом окружении. Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над православием, и к концу XVII в. большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Храмы продолжали насильственно закрываться, богослужения совершались в частных домах. Со второго десятилетия XVIII в. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не изменил бедственного положения православных и польский сейм 1788–1792 г., провозгласивший религиозную свободу. Главными очагами Православия продолжали оставаться немногочисленные монастыри.

В конце XVIII в. в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции.

ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

  • Официальный сайт: http://www.orthodox.pl/
  • Каноническая территория: Польша (большинство верующих проживают в восточных частях страны); в “диаспоре” представлена в Бразилии
  • Богослужебный язык: основной церковнославянский; как исключение в некоторых приходах польский[1]; в Бразилии португальский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Марие-Магдалининский в г. Варшаве (при нём резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши
  • Место в диптихе: 13 (Рус.) или 12 (Конст.)
  • Состав: 12 архиереев; 8 епархий; ок. 420 священнослужителей (2012) [2]; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей – 2012) [2]; 13 монастырей (11 в Польше, 2 за границей – 2012) [3]; 3 высшие духовные школы; ок. 500-600 тыс. членов (2012) [4]

Каноническое устройство

Епархии

Исторический очерк

Христианство пришло в пределы нынешней Польши с юго-запада из Моравского княжества, с запада из Германии и с востока из Киевской Руси. В 966 году в Гнездно принял крещение польский князь Мешко (Мечислав) I, за которым массово крестился и его народ. С X века на часть Польши распространялась Владимиро-Волынская епархия Киевской митрополии Константинопольской Церкви, из которой в XI-XII веках была выделена Перемышльская, а в XIII веке – Холмская епархии. С отпадением Римской Церкви от Православия с запада страны начинает распространяться римо-католицизм. После того как в 1385 году князь Ягайло объявил о своём выборе в пользу римо-католицизма, многие последовали за ним и Православие перестало быть преобладающей верой в Польско-Литовском государстве.

За века могущества польско-литовской Речи Посполитой её короли радели о насаждении римо-католицизма в своей державе и Православие продолжало умаляться. В 1596 году бывшие ранее православными архиереи польско-литовских земель во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли унию с на Брестском Соборе. Православие оказалось вне закона до 1632 года, верующие подверглись тяжкому гонению, и многие приняли унию. Затем Киевский митрополит святитель Петр (Могила) провел ряд преобразований которые, ценой сближения с римо-католическими образцами, утвердили Православие как терпимую веру в Речи Посполитой. Однако, давление государства и римо-католического клира поддерживало динамику перехода православных в униатство на протяжении последующего века.

Читать еще:  Ролан значение. Ролан значение имени

Вместе с переподчинением Киевского престола, с конца XVII века православные Польши перешли под омофор Московского патриарха. Одновременно, в течении XVIII века шло поглощение Речи Посполитой соседними государствами, причём к концу столетия бо́льшая часть, под именем Царства Польского, вошла в состав Российской империи. В этих землях Православие превратилось из теснимой веры меньшинства в господствующую государственную, что обусловило массовый переход униатов в Православие на протяжении следующего века. С 1785 для окормления православных в Польше было учреждено Переяславское коадъюторство Киевской митрополии, а с 1793 года его заместила Минская епархия. С 1799 года польские земли вошли в Волынскую епархию. В 1840 году специально для Царства Польского была образована Варшавская епархия, а с 1905 года существовала также отдельная Холмская кафедра.

В связи с провозглашением в 1918 году независимости Польши указом патриарха Московского и всея Руси святителя Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 году была дарована “широкая поместная автономия.” В середине июня 1922 года митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Польской Церкви. Вместо священноначалия в Москве было решено обратиться в Константинополь и 13 ноября 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Московским Патриархатом, но Русская Православная Церковь Заграницей приняла её. В 1920-30-х годах в рамках политики полонизации и окатоличивания в Польше было разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен Варшавский Александро-Невский кафедральный собор.

В первые годы Второй мировой войны восточные пределы межвоенной Польши отошли к СССР и были выведены из состава Польской Церкви, всё еще находившейся в расколе с Московским священноначалием. Затем, в ходе Великой Отечественной войны, автокефалисты на Украине, оправдывали свою раскольническую деятельность номинальным подчинением митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому).

По итогам войны Польша оказалась в советской сфере влияния и вошла в социалистический лагерь. В условиях холодной войны взамен прежних связей с Константинопольским Патриархатом стали налаживаться связи с Московским. В июне 1948 года делегация во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шрёттером) обратилась к Русской Церкви с ходатайством о даровании автокефалии Польской Церкви и 22 июня того года был подписан соответсвующий Акт.

После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр “Элеос” для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

Предстоятели

  • Георгий (Ярошевский) ((15 сентября 1921) 12 февраля 1922 – 8 февраля 1923)
    • Дионисий (Валединский) (8 февраля – 27 февраля 1923) в/у, архиеп. Волынский
  • Дионисий (Валединский) (27 февраля 1923 – 6/17 апреля 1948)
    • Серафим (Ляде) (23 декабря 1939 – 24 сентября 1940) упр., архиеп. Берлинский
    • Тимофей (Шрёттер) (1945) в/у, еп. Люблинский
    • Тимофей (Шрёттер), 2-й раз (6/17 апреля 1948 – 7 июля 1951) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
  • Макарий (Оксиюк) (7 июля 1951 (8 июля 1951) – 2 марта 1961) после 8 декабря 1959 – на лечении
    • Тимофей (Шрёттер), 3-й раз (8 декабря 1959 – 5 мая 1961) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
  • Тимофей (Шрёттер) (5 мая 1961 – 20 мая 1962)
    • Георгий (Коренистов) (20/24 мая 1962 – 26 мая 1965) в/у, архиеп. Лодзинский
  • Стефан (Рудык) (26 мая 1965 – 26 марта 1969)
    • Георгий (Коренистов) (26 марта 1969 – 24 января 1970) в/у, архиеп. Лодзинский
  • Василий (Дорошкевич) (24 января 1970) (1 марта 1970) – 11 февраля 1998)
  • Савва (Грыцуняк) (c 12 мая 1998 (31 мая 1998))

Статистика

  • 1931 – По данным последней официальной довоенной переписи Польши: 3.762.484 православных верующих, 11,8% населения страны (из них 40% украинцы/русины; 24% белорусы; 12% поляки; 3% русские) [6]
  • 1939 – 4.220.000 верующих [7]
  • перед концом Второй мировой войны – более 4 млн. верующих, 5 епархий, 10 архиереев, 1.579 приходов, 1.725 священников, 1.579 певчих, 1.947 часовен, 1.965 кладбищ [8]
  • 1945 (после установления новых границ и обмена населением) – около 450.000 верующих, 2 епархии, 3 архиерея, 169 приходов, 190 священников, 169 певчих, 223 часовни, 234 кладбища [9]
  • 1951 – 160 священнослужителей [10]
  • 1953 – 138 священнослужителей [11]
  • 1970 – 195 священнослужителей, 215 приходов, 300 освящённых помещений [12]
  • 1980 – По официальным данным государственной статистики: 292 священнослужителей, 231 приход, 300 освящённых помещений [13]. По эмигрантскому изданию Orthodox Monitor: 580.000 зарегистрированных верующих, 290 священнослужителей, 233 прихода, 301 освящённых помещений, 2 монастыря (мужской и женский), 19 монахов и 15 монахинь [14]
  • 1981 – 550 тыс. верующих [15]
  • 1986 – 850 тыс. верующих [15]
  • 1989 – ок. 950-1.000 тыс. верующих [15]
  • 1999 – 570 тыс. членов [16]
  • 2006 – 600 тыс. членов; 380 священнослужителей; 240 приходов; 8 монастырей (5 муж. и 3 жен.) [17]
  • 2012 – ок. 500 тыс. верующих; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей); ок. 420 священнослужителей; 13 монастырей (11 в Польше, 2 в Бразилии) [2] / 600 тыс. верующих; ок. 100 монашествующих [3]

Учебные заведения

  • Варшавская Христианская богословская академия (совместно с другими неримокатолическими христианскими исповеданиями Польши)
  • Кафедра православного богословия в Белостокском университете
  • Варшавская духовная семинария
  • Иконописная школа
  • Псаломщицко-регентская школа

Церковно-общественные организации

  • Братство православной молодежи (с 1980)
  • Братство святых Кирилла и Мефодия (с 1989, с уклоном к просветительской деятельности)
  • Братство святого Николая (с 1995, с уклоном к паломнической и благотворительной деятельности)

Ставропигии

Литература

  • Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.

Использованные материалы

  • “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html
  • Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.
  • http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-varshava.html

[1] По состоянию на середину 2013 года было четыре храма с богослужением по-польски: во Вроцлаве, Варшаве и два в Белостоке. Данные прот. Ярослава Антосюка, сообщение от 21 июня 2013, http://drevo-info.ru/forum/3804.html

Читать еще:  День рождения святителя луки. Приход храма воскресения словущего в марьинском парке

[2] “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html

[3] Махакеев Артем, “В Польше прошел международный съезд монашествующих,” Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012, http://www.sobor.by/videonews/V_Polshe_proshel_megdunarodniy. hih

[4] Первая оценка по “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html ; вторая – по заметке Махакеев Артем, “В Польше прошел международный съезд монашествующих,” Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012, http://www.sobor.by/videonews/V_Polshe_proshel_megdunarodniy. hih

[5] При двойной дате, первая – дата избрания, вторая (в скобках) – дата интронизации.

[6] Drugi Powszechny Spis Ludnosci z dnia 9 IX 1931 r., “Statystyka Polska,” Seria C, z. 94a, таблицы 10, 13, 15, 16, по Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323. Разбивка по национальным категориям – по классификации довоенного Польского государства. Историк Януш Зарновский считает процент поляков завышенным, полагая что поляки составляли около 4% православных, тогда как остальные, вошедшие в эту категорию, были чехи, греки, цыгане и те обитатели восточных краёв страны которые назвались «местными». Zarnowski, Janusz, Spoleczenstwo Drugiej Rzeczypospolitej 1918-1939, Warszawa, Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1973, 375.

[7] Kosonocki, Witold, “Liczba i rozmieszczenie ludnosci prawoslawnei w Polsce,” Wiadomosci Metropolii Prawoslawnei w Polsce, 1939, № 3, 6-7, по Wynot, 323.

[8] Adamczuk, Lucjan, Mironowicz, Antoni, изд., Kosciol Prawoslawny w Polsce dawniej i dzis, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, Warszawska Metropolia Prawoslawna, 1993, 93-94, по Wynot, 326.

[9] Adamczuk и Mironowicz, 93-94, по Wynot, 326.

[10] Urban, Kazimierz, Weryfikacja duchowienstwa prawoslawnego w 1953 roku (przyczynek do polityki wyznaniowei pierwszej polowy lat piecdziesatych), № 358, в серии “Zeszyty Naukowe Akademii Ekonomicznej w Krakowe”, Krakow, 1992, по Wynot, 337, n. 10.

[11] Urban, по Wynot, 337, n. 10.

[13] Rocznik statystyczny 1980, 40, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, 1980, 27, таблица 10/50, по Wynot, 330.

[14] Orthodox Monitor, 9-10, июль-декабрь 1980, 83, по Wynot, 339, n. 26.

[15] UChS Information Bulletin, 7/8, July/August 1989, 16-17 по Wynot, 335.

ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

  • Официальный сайт: http://www.orthodox.pl/
  • Каноническая территория: Польша (большинство верующих проживают в восточных частях страны); в “диаспоре” представлена в Бразилии
  • Богослужебный язык: основной церковнославянский; как исключение в некоторых приходах польский[1]; в Бразилии португальский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Марие-Магдалининский в г. Варшаве (при нём резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши
  • Место в диптихе: 13 (Рус.) или 12 (Конст.)
  • Состав: 12 архиереев; 8 епархий; ок. 420 священнослужителей (2012) [2]; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей – 2012) [2]; 13 монастырей (11 в Польше, 2 за границей – 2012) [3]; 3 высшие духовные школы; ок. 500-600 тыс. членов (2012) [4]

Каноническое устройство

Епархии

Исторический очерк

Христианство пришло в пределы нынешней Польши с юго-запада из Моравского княжества, с запада из Германии и с востока из Киевской Руси. В 966 году в Гнездно принял крещение польский князь Мешко (Мечислав) I, за которым массово крестился и его народ. С X века на часть Польши распространялась Владимиро-Волынская епархия Киевской митрополии Константинопольской Церкви, из которой в XI-XII веках была выделена Перемышльская, а в XIII веке – Холмская епархии. С отпадением Римской Церкви от Православия с запада страны начинает распространяться римо-католицизм. После того как в 1385 году князь Ягайло объявил о своём выборе в пользу римо-католицизма, многие последовали за ним и Православие перестало быть преобладающей верой в Польско-Литовском государстве.

За века могущества польско-литовской Речи Посполитой её короли радели о насаждении римо-католицизма в своей державе и Православие продолжало умаляться. В 1596 году бывшие ранее православными архиереи польско-литовских земель во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли унию с на Брестском Соборе. Православие оказалось вне закона до 1632 года, верующие подверглись тяжкому гонению, и многие приняли унию. Затем Киевский митрополит святитель Петр (Могила) провел ряд преобразований которые, ценой сближения с римо-католическими образцами, утвердили Православие как терпимую веру в Речи Посполитой. Однако, давление государства и римо-католического клира поддерживало динамику перехода православных в униатство на протяжении последующего века.

Вместе с переподчинением Киевского престола, с конца XVII века православные Польши перешли под омофор Московского патриарха. Одновременно, в течении XVIII века шло поглощение Речи Посполитой соседними государствами, причём к концу столетия бо́льшая часть, под именем Царства Польского, вошла в состав Российской империи. В этих землях Православие превратилось из теснимой веры меньшинства в господствующую государственную, что обусловило массовый переход униатов в Православие на протяжении следующего века. С 1785 для окормления православных в Польше было учреждено Переяславское коадъюторство Киевской митрополии, а с 1793 года его заместила Минская епархия. С 1799 года польские земли вошли в Волынскую епархию. В 1840 году специально для Царства Польского была образована Варшавская епархия, а с 1905 года существовала также отдельная Холмская кафедра.

В связи с провозглашением в 1918 году независимости Польши указом патриарха Московского и всея Руси святителя Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 году была дарована “широкая поместная автономия.” В середине июня 1922 года митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Польской Церкви. Вместо священноначалия в Москве было решено обратиться в Константинополь и 13 ноября 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Московским Патриархатом, но Русская Православная Церковь Заграницей приняла её. В 1920-30-х годах в рамках политики полонизации и окатоличивания в Польше было разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен Варшавский Александро-Невский кафедральный собор.

В первые годы Второй мировой войны восточные пределы межвоенной Польши отошли к СССР и были выведены из состава Польской Церкви, всё еще находившейся в расколе с Московским священноначалием. Затем, в ходе Великой Отечественной войны, автокефалисты на Украине, оправдывали свою раскольническую деятельность номинальным подчинением митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому).

По итогам войны Польша оказалась в советской сфере влияния и вошла в социалистический лагерь. В условиях холодной войны взамен прежних связей с Константинопольским Патриархатом стали налаживаться связи с Московским. В июне 1948 года делегация во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шрёттером) обратилась к Русской Церкви с ходатайством о даровании автокефалии Польской Церкви и 22 июня того года был подписан соответсвующий Акт.

Читать еще:  К чему снится баня сонник. Общественная баня по соннику

После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр “Элеос” для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

Предстоятели

  • Георгий (Ярошевский) ((15 сентября 1921) 12 февраля 1922 – 8 февраля 1923)
    • Дионисий (Валединский) (8 февраля – 27 февраля 1923) в/у, архиеп. Волынский
  • Дионисий (Валединский) (27 февраля 1923 – 6/17 апреля 1948)
    • Серафим (Ляде) (23 декабря 1939 – 24 сентября 1940) упр., архиеп. Берлинский
    • Тимофей (Шрёттер) (1945) в/у, еп. Люблинский
    • Тимофей (Шрёттер), 2-й раз (6/17 апреля 1948 – 7 июля 1951) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
  • Макарий (Оксиюк) (7 июля 1951 (8 июля 1951) – 2 марта 1961) после 8 декабря 1959 – на лечении
    • Тимофей (Шрёттер), 3-й раз (8 декабря 1959 – 5 мая 1961) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
  • Тимофей (Шрёттер) (5 мая 1961 – 20 мая 1962)
    • Георгий (Коренистов) (20/24 мая 1962 – 26 мая 1965) в/у, архиеп. Лодзинский
  • Стефан (Рудык) (26 мая 1965 – 26 марта 1969)
    • Георгий (Коренистов) (26 марта 1969 – 24 января 1970) в/у, архиеп. Лодзинский
  • Василий (Дорошкевич) (24 января 1970) (1 марта 1970) – 11 февраля 1998)
  • Савва (Грыцуняк) (c 12 мая 1998 (31 мая 1998))

Статистика

  • 1931 – По данным последней официальной довоенной переписи Польши: 3.762.484 православных верующих, 11,8% населения страны (из них 40% украинцы/русины; 24% белорусы; 12% поляки; 3% русские) [6]
  • 1939 – 4.220.000 верующих [7]
  • перед концом Второй мировой войны – более 4 млн. верующих, 5 епархий, 10 архиереев, 1.579 приходов, 1.725 священников, 1.579 певчих, 1.947 часовен, 1.965 кладбищ [8]
  • 1945 (после установления новых границ и обмена населением) – около 450.000 верующих, 2 епархии, 3 архиерея, 169 приходов, 190 священников, 169 певчих, 223 часовни, 234 кладбища [9]
  • 1951 – 160 священнослужителей [10]
  • 1953 – 138 священнослужителей [11]
  • 1970 – 195 священнослужителей, 215 приходов, 300 освящённых помещений [12]
  • 1980 – По официальным данным государственной статистики: 292 священнослужителей, 231 приход, 300 освящённых помещений [13]. По эмигрантскому изданию Orthodox Monitor: 580.000 зарегистрированных верующих, 290 священнослужителей, 233 прихода, 301 освящённых помещений, 2 монастыря (мужской и женский), 19 монахов и 15 монахинь [14]
  • 1981 – 550 тыс. верующих [15]
  • 1986 – 850 тыс. верующих [15]
  • 1989 – ок. 950-1.000 тыс. верующих [15]
  • 1999 – 570 тыс. членов [16]
  • 2006 – 600 тыс. членов; 380 священнослужителей; 240 приходов; 8 монастырей (5 муж. и 3 жен.) [17]
  • 2012 – ок. 500 тыс. верующих; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей); ок. 420 священнослужителей; 13 монастырей (11 в Польше, 2 в Бразилии) [2] / 600 тыс. верующих; ок. 100 монашествующих [3]

Учебные заведения

  • Варшавская Христианская богословская академия (совместно с другими неримокатолическими христианскими исповеданиями Польши)
  • Кафедра православного богословия в Белостокском университете
  • Варшавская духовная семинария
  • Иконописная школа
  • Псаломщицко-регентская школа

Церковно-общественные организации

  • Братство православной молодежи (с 1980)
  • Братство святых Кирилла и Мефодия (с 1989, с уклоном к просветительской деятельности)
  • Братство святого Николая (с 1995, с уклоном к паломнической и благотворительной деятельности)

Ставропигии

Литература

  • Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.

Использованные материалы

  • “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html
  • Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.
  • http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-varshava.html

[1] По состоянию на середину 2013 года было четыре храма с богослужением по-польски: во Вроцлаве, Варшаве и два в Белостоке. Данные прот. Ярослава Антосюка, сообщение от 21 июня 2013, http://drevo-info.ru/forum/3804.html

[2] “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html

[3] Махакеев Артем, “В Польше прошел международный съезд монашествующих,” Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012, http://www.sobor.by/videonews/V_Polshe_proshel_megdunarodniy. hih

[4] Первая оценка по “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html ; вторая – по заметке Махакеев Артем, “В Польше прошел международный съезд монашествующих,” Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012, http://www.sobor.by/videonews/V_Polshe_proshel_megdunarodniy. hih

[5] При двойной дате, первая – дата избрания, вторая (в скобках) – дата интронизации.

[6] Drugi Powszechny Spis Ludnosci z dnia 9 IX 1931 r., “Statystyka Polska,” Seria C, z. 94a, таблицы 10, 13, 15, 16, по Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323. Разбивка по национальным категориям – по классификации довоенного Польского государства. Историк Януш Зарновский считает процент поляков завышенным, полагая что поляки составляли около 4% православных, тогда как остальные, вошедшие в эту категорию, были чехи, греки, цыгане и те обитатели восточных краёв страны которые назвались «местными». Zarnowski, Janusz, Spoleczenstwo Drugiej Rzeczypospolitej 1918-1939, Warszawa, Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1973, 375.

[7] Kosonocki, Witold, “Liczba i rozmieszczenie ludnosci prawoslawnei w Polsce,” Wiadomosci Metropolii Prawoslawnei w Polsce, 1939, № 3, 6-7, по Wynot, 323.

[8] Adamczuk, Lucjan, Mironowicz, Antoni, изд., Kosciol Prawoslawny w Polsce dawniej i dzis, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, Warszawska Metropolia Prawoslawna, 1993, 93-94, по Wynot, 326.

[9] Adamczuk и Mironowicz, 93-94, по Wynot, 326.

[10] Urban, Kazimierz, Weryfikacja duchowienstwa prawoslawnego w 1953 roku (przyczynek do polityki wyznaniowei pierwszej polowy lat piecdziesatych), № 358, в серии “Zeszyty Naukowe Akademii Ekonomicznej w Krakowe”, Krakow, 1992, по Wynot, 337, n. 10.

[11] Urban, по Wynot, 337, n. 10.

[13] Rocznik statystyczny 1980, 40, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, 1980, 27, таблица 10/50, по Wynot, 330.

[14] Orthodox Monitor, 9-10, июль-декабрь 1980, 83, по Wynot, 339, n. 26.

[15] UChS Information Bulletin, 7/8, July/August 1989, 16-17 по Wynot, 335.

Источники:

http://religion.wikireading.ru/98470
http://drevo-info.ru/articles/20.html
http://drevo-info.ru/articles/20.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: