Общество как система из каких компонентов состоит. Элементы общества

Общество как социальная система, его структура и основные элементы

Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обуславливают необходимость рассматривать его как социальную систему и применить соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.

Теория социальных систем зарождается в начале 1950-х годов и обязана своим появлением на свет усилиям двух социологов — Толкотта Парсонса из Гарвардского университета и Роберта Мертона из Колумбийского университета. Хотя в работах этих двух авторов имеются значительные различия, оба они вместе могут рассматриваться как основатели школы, именуемой структурный функционализм – подход, который рассматривает общество как развивающуюся систему, каждая часть которой функционирует в связи со всеми другими частями системы. Тогда любые данные об обществе могут рассматриваться с точки зрения того, насколько они функциональны или дисфункциональны для поддержания социальной системы.

Парсонс разработал общую теорию социальных систем, пытаясь нащупать пути интеграции социологической теории с разработками в биологии, психологии, экономической и политической теории. Согласно Парсонсу, любая социальная система стабильно существует, если в ней выполняются 4 условия, т.е. каждая социальная система имеет четыре подсистемы, соответствующие четырем основным функциям, а именно — адаптации (А), достижению цели (G), интеграции (I) и поддержанию образцов или латентности (L).Парсонсом была разработана универсальная схема структурно-функционального анализа, призванная описывать и объяснять социальные системы любого уровня (от индивидуального действия и малой группы до социального института и общества в целом).

Например, с ее помощью можно выявить структурные элементы, необходимые для поддержания учебного заведения как социальной системы.

Бухгалтерия и административно-хозяйст­венная часть выполняют функцию адаптации, обеспечивая сотруд­ников и учащихся средствами для их деятельности; кадровая служба, приемная и аттестационная комиссии — ту же функцию адаптации, но уже обеспечивая приспособленность системы к потребностям об­щества.

Ученый совет, ректорат, деканаты — функцию целедостижения, обеспечивая организацию учебного процесса.

Коллективы (кафедры, студенческие группы, профсоюзные организации) — функцию инте­грации, обеспечивая четкое распределение прав и обязанностей, единство и упорядоченность действий преподавателей, учащихся и технического персонала.

Функцию поддержания образца выполняют структуры, передающие традиции. Формально — кураторство и на­учное руководство, неформально — структуры, складывающиеся во взаимодействии между учащимися старших и младших курсов (ритуа­лы «посвящения», организация «первокурсника» и т. п.).

Общество обладает сложной многокомпонентной структурой. Эта структура имеет сложный иерархический характер, в ней в качестве основных системообразующих выступают:

1) несколько подсистем, составляющих в своей совокупности систему общества;

2) несколько структурных компонентов, тесно взаимодействуют с основными подсистемами общества и частично включены в них.

Общество функционирует и развивается в качестве единой и целостной системы, в которой органично взаимосвязаны четыре основных подсистемы:

Экономическая подсистема: производство, распределение, перемещение, обмен на рынке, экономическое стимулирование, система финансов, кредитная, банковская система. Цель подсистемы – адаптация людей к окружающей среде, обеспечивая средствами к существованию.

Социальная подсистема: социальная и этнонациональная структура, его территориальная и профессиональная структура, социально-демографические характеристики (соотношение мужчин и женщин, детей, взрослых, динамика рождаемости, смерти, продолжение жизни). Цель – объединить людей для достижения общественно значимых целей, обеспечивая координацию их действий.

Политическая подсистема: политическое устройство, режим правления, система власти, наличие политических прав и свобод, партийная система. Цель – поддержание устойчивых связей между элементами общества, социальными группами; механизм принятия решений и управление деятельностью людей.

Социокультурная подсистема: образование, искусство, религия, наука, мораль, культура и т.д. Цель – поддержание стабильности системы, обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.

В процессе активной деятельности люди включаются в одну или несколько подсистем единой и целостной системы общества и, но взаимодействуя друг с другом, образуют вполне определенные структурные компоненты общества. Основными из таких компоненты являются следующие:

1) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями;

2) социальные статусы, занимаемые людьми в обществе;

3) социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами;

4) социальная структура, включающая в себя социальные страты (рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т.п.), территориальные, этнонациональные и иные общности;

5) социальные взаимодействия людей, обладающих определенными социальными статусами и социальными ролями и принадлежат к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям;

6) социальные институты и организации, придающие обществу целостность и устойчивость: семья, государство, школа, церковь, милиция и т.п.

Типология обществ.

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

1. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные(доцивилизованные), т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.

2. Простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов, т.е. появляется стратификация. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение государства (6 тыс. лет назад). Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они совпадают с дописьменными.

Читать еще:  А.С. Горелов

3. По способу добывания средств существования общества делятся на:

а) общество охотников и собирателей (зародилось 30-40 тыс.лет назад).

б) земледельческое общество (8-10 тыс. лет назад)

в) индустриальное общество (250 лет назад).

4. Традиционное и современное. В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния. Первую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855 – 1936) в своей книге «Община и общество». Теннис использует немецкие термины Gemeinschaft и Gesellschaft , чтобы провести разграничения между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (община) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) – к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и традициями взаимопомощи, а общество типа Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде; 2) Gemeinschaft придает основное значение обычаям, в то время, как Gesellschaft основано на формальных законах; 3) Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Gesellschaft проявляются специализированные профессиональные роли; 4) Gemeinschaft опирается на религиозные, а Gesellschaft – на светские ценности; 5) в основе Gemeinschaft лежит семья и община, а в основе Gesellschaft – крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, партии).

5. Доиндустриальное и индустриальное. Согласно французскому социологу Эмилю Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности. На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

6. В середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Общества, различающиеся языком и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками – способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации – первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

7. Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Её автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

По мнению многих специалистов, в 70-е годы ХХ века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

Различие трех типов обществ иллюстрирует таблица.

Сравнительная характеристика трех стадий развития общества

2 семестр-экзамен-Философия / Общество как система. элементы. виды системных моделей общества

Категория: Конспект лекции по философии

1. Общество – система деятельности и жизни людей, объединен­ных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, за­конами, направленностью развития.

2. Общественное бытие имеет две стороны:

• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

Основными сферами жизни общества являются:

3. Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах.

• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

• деятельность институтов управления экономикой;

• способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Читать еще:  Во сне знакомый человек. Знакомые люди по соннику

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

• сырье и материалы;

• транспорт и т. д.

Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

• отношения собственности, особенно на средства производ­ства. Это определяющий элемент производственных отно­шений — поскольку тот, кто обладает средствами производ­ства, на деле является хозяином экономики и диктует усло­вия, в то время как все остальные, не являющиеся собствен­никами средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

• отношения по поводу распределения произведенных матери­альных благ.

Значение материального производства (экономической сфе­ры жизни общества) в том, что оно:

• создает материальную базу существования общества;

• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

• влияет на политические процессы;

• влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содер­жание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

4. Социальная сфера — система внутреннего устройства обще­ства (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества:

• сословия (основанные не только на экономическом разделе­нии, но и на традициях);

• люди города и деревни;

• представители физического и умственного труда;

• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

По отношению к социальной сфере общества имеется два ос­новных подхода:

классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы(как правило, собственников и несобственни­ков, зачастую антагонистические, между которыми происхо­дит так называемая классовая борьба); распространен в мар­ксистской философии;

стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодопол­няющих друг друга и взаимодействующих между собой; под­ход, свойственный западной философии.

Особое значение имеет социальная мобильность — возмож­ность перехода из одной социальной группы в другую (напри­мер, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интел­лигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).

Социальная мобильность — основа нормального существова­ния общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тота­литарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

Существуют разновидности и среди социально мобильных об­ществ Запада, а именно:

• страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Ита­лия, Япония;

• страны со средним уровнем мобильности – Канада, Велико­британия;

• страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затрудни­телен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой тради­ций, “занятостью” мест в обществе.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество— общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Тенденцией развития современного общества является:

• превращение его во все более однородное, сглаживание про­тиворечий, разницы между стратами;

• усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых “малых групп”.

5. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

• государство и государственные органы;

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества являет­ся государство — система органов, осуществляющих государст­венную власть.

Основными функциями государства являются:

• представительная (представлять интересы различных поли­тических, социальных групп);

• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

• охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

6. Основными элементами духовной жизни общества являются:

• духовные потребности людей;

Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценно­сти, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распростра­няются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людь­ми) в соответствии с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценно­стями называетсядуховными отношениями.

Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдель­ных сторон бытия.

Общественное сознание — возникающая из общественной прак­тики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами общественного сознания являются:

• обыденное и теоретическое сознание;

• общественная идеология и психология;

• формы общественного сознания.

Обыденное сознание — непосредственное восприятие обще­ством и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.

Читать еще:  Значение отливок на воске гадание. Как правильно гадать на воске и как понимать фигуры

Формами общественного сознания являются:

Лекция №5. Социальная система, структура общества и её элементы;

Социальная системаэто совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обуславливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющих ее от других объектов. Структура социальной системыэто отличный способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающих ее целостность.

Социальная система должна быть: 1) адаптирована, 2) целеориентирована, 3) интегрирована, 4) ценностно-устойчива. Что обеспечивается социальными подсистемами[1] (сферами общественных отношений):

экономика адаптирует к условиям окружающей среды (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

политика целеориентирует относительно направлений и моделей общественного развития (её элементами являются государство, политические партии и т.д.);

право интегрирует общество на базе законодательной базы;

культура (в рамках духовной (нематериальной культуры)) обеспечивает сохранность ценностей.

Социальная структурасовокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают: социальные общности, социальные институты, социальные группы и социальные организации.

Социальная общность (англ. community – общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность) – реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и по сравнению с другими человеческими множествами осознание своего единства через развитое чувство общей связи и принадлежности. Восприятие и осознание этой связи реализуется как биполярность «мы – они» (через оппозицию «свои» – «чужие»). Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).

Социальный институт (лат. institutum – установление, учреждение)устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов. Типы социальных институтов (по Ч. Миллсу): экономические, политические, семейные, военные, религиозные. В свою очередь каждый из социальных институтов включает в себя субсинтитуты (например, семья подразумевает институт брака).

Социальная группа (ит. groppo, или gruppo – узел)объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальных групп: общность потребностей, наличие совместной деятельности, формирование собственной культуры, социальная идентификация членов общности (их само­причисление к этой общности).

Виды социальных групп:

по размерам (большие (этносы, классы, профессиональные группы, демографические группы), средние (к средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одного населённого пункта, района и пр.)) и малые (от 2-х до 10-и человек (семья, дружеские компании, соседские общности)) группы);

по характеру и уровню связей внутри группы (первичные (основанные на кровнородственных и (или) личных психологических связях) и вторичные (основанные на юридических и экономических связях);

по статусу (формальные (основанные на официальных, юридически регламентированных отношениях) и неформальные (основаны на не официальных, юридически не регламентированных отношениях) группы);

Структура (конституция) социальной группы. Структура группыспособ взаимосвязи, взаиморасположения её элементов, осуществляемый через групповые интересы, групповые нормы и ценности, образующие устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений. В структуре группы выделяются: ядро и периферия. Ядро группыэто совокупность индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. Ядро группы является её концентрированным выразителем всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное отличие от всех иных. По мере удаления от ядра свойства группы и связи с группой ослабевают. Периферия группыэто наиболее удалённые от ядра её представители.

Реальная группа имеет не только свою структуру, но и свою композицию и декомпозицию. Композиция (лат. compositio – составление) – организация внутреннего социального пространства и его восприятия (социальной перцепции) как целостностного образа (социального гештальта) социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса. Декомпозиция – процесс разделения композиции группы на элементы и показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путем проекции на различные социальные поля и позиции. В декомпозиции важны не сами по себе параметры, а как они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование относительно других позиций.

Функции социальных групп:

– функция социализация (обеспечивает воспроизводство группы посредством передачи социального опыта);

– инструментальная функция (состоит в осуществлении той или иной деятельности членов группы);

– экспрессивная функция (состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении, доверии, взаимопонимании, сопереживании);

– поддерживающая функция (состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных жизненных ситуациях (ситуациях, из которых закономерно сложно выбираться самостоятельно)).

Социальная организация общества(позднелат. organizio – формирую, сообщаю стройный вид

Источники:

http://lektsii.org/7-15867.html
http://studfile.net/preview/5795750/
http://studopedia.su/4_52103_lektsiya–sotsialnaya-sistema-struktura-obshchestva-i-ee-elementi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: