Патриарх кирилл о том, почему рушатся браки и уходит любовь. Святейший патриарх кирилл о церкви, вере и любви

Патриарх Кирилл о том, почему рушатся браки и уходит любовь

Брак исчезает тогда, когда исчезает любовь, и потому причина разделений семей именно в том, что можно назвать кризисом любви. В […]

Брак исчезает тогда, когда исчезает любовь, и потому причина разделений семей именно в том, что можно назвать кризисом любви. В прошлом это тоже имело место, но люди были воспитаны иначе — в их сердцах присутствовал страх Божий.

Даже когда что-то происходило в глубине души и чувства друг к другу трансформировались, то молитвой, обращением к Богу, добрыми делами сохранялись семейные отношения и сохранялся брак. А потом, когда люди проходили через эти трудности, они уже в зрелом возрасте вдруг обнаруживали, что сохранившийся брак является величайшей ценностью в их жизни, потому что только он и ограждает их от холодных ветров извне. Брак остается реально домом, крепостью, местом, где люди поддерживают друг друга — искренне, бескорыстно, в самых трудных обстоятельствах.

Вам доводилось видеть пожилых людей, которые идут под руку друг с другом по тротуару? Если зима, то они страшно боятся друг за друга, чтобы кто-то не поскользнулся, не упал. Они идут буквально вцепившись друг в друга, они оба нуждаются в поддержке, они перестали быть сильными, они перестали быть независимыми от многих обстоятельств, и единственное, что сохраняется в их жизни, — это опора, которая рядом с тобой.

Что же происходит с людьми, которые разрушают брак, семью? А происходит следующее. Любовь исчезает, и тогда совместная жизнь становится мучением. А почему любовь исчезает? Ведь любовь-то была, когда познакомились, когда ухаживали друг за другом, когда вступили в семейные отношения… Да не просто любовь — некий апогей жизни! По-немецки «брак», «венчание» — это «высокое время жизни», это некий апогей. В каком-то смысле это действительно так — эмоциональный, душевный апогей.

Что же происходит потом? Почему же этот апогей постепенно сходит на нет? Да потому, что это великое чувство, которое люди испытали, они не сберегли, они его разрушили — несознательно, по мелочам. Когда человек начинает жить больше для себя, чем для другого, тогда он приступает к этому разрушению. Он подтачивает, подпиливает дерево, и чем больше он или она живет для себя, а не для другого, тем сильнее оно расшатывается. И когда не остается ничего для другого, а только для самого себя, когда появляются какие-то параллельные связи, увлечения, параллельная жизнь с новыми интересами, с новыми ощущениями, — тогда стоит только слегка дотронуться до дерева, которое подпилено со всех сторон, или подуть сильному ветру, не говоря уже о землетрясении, как оно рухнет и рассыплется в щепы.

Вот точно так же разрушаются семейные отношения. Беречь любовь и беречь брак нужно с первого дня, и помнить, что это трудная работа, что это некий подвиг, который человек добровольно на себя принимает.

Читать еще:  Икона «Зачатие Пресвятой Богородицы. Достоинство и святость праведных иоакима и анны

Проблема в том, что у слов «счастье» и «удовольствие» разная смысловая нагрузка. Это не одно и то же. Если человек устремлен только к получению удовольствий, то он не будет счастливым — ни в первом браке, ни во втором, ни в третьем, ни в каком другом.

Никакое общее имущество, никакой общий дом и даже общие дети не останавливают людей от роковых решений, если исчерпано чувство любви и вместо любви появляется ненависть. Чтобы избежать такого рокового развития событий, берегите свою любовь.

Патриарх Кирилл рассказал молодежи о любви

В минувшую пятницу завершился трехдневный визит Предстоятеля Церкви в Санкт-Петербург. Кульминацией визита стала встреча с молодежью. Патриарх говорил о мечтах, счастье и любви, а заодно о том, как он относится к нынешней власти. Искренность и необыкновенный эмоциональный накал речи захватили огромный зал, где собралось более 8000 студентов. Вступление было коротким, и Предстоятель перешел к главному:

– Что такое счастье? Работа, дом, здоровье, семья. Ответов множество, если их свести к общему знаменателю – человек хочет быть счастлив. Если мечту не удается реализовать, высокие идеалы, с ней связанные, подвергаются разрушению и осмеянию. И тогда человек разворачивается в другую сторону.

По мысли Патриарха, счастлив человек может быть, лишь если живет в созданной Богом системе нравственных координат. При этом материальный фактор отнюдь не сбрасывается со счетов: “Это важная составляющая человеческого благополучия. Но вот человек имеет дом, машину, да только у других и дом лучше, и машина дороже. Потребление может быть бесконечным, но оно перестает приносить удовлетворение. Человек может иметь очень многое, но не испытывать радости”. Патриарх рассказал про своего деда, отсидевшего в сталинских лагерях в общей сложности (с небольшими перерывами) почти 30 лет за то, что защищал Церковь от репрессий. На излете жизни стал священником, умер в 91 год. “Дед был счастлив”, – утверждает Патриарх. А вот другой пример: один из самых богатых людей на Земле – состояние в десятки миллиардов долларов. Его сын, наследник этой империи, не будучи психически больным, не дожив до 30 лет, покончил с собой.

– Каким бы ни было внешнее благополучие, безнравственный человек счастлив быть не может. По определению. Божьему, – считает Патриарх. – Через веру человеку дается сила Божия делать правильный выбор. Я мечтаю, чтобы никто не изменил курс, идя которым только и можно обрести счастье.

Едва Патриарх закончил речь, у микрофона возникла длинная очередь из желающих задать вопросы.

– Почему вы избрали монашеский путь? – спросил семинарист.

– Он создает оптимальные условия для труда во имя Божие. Повлияло и сложное положение Церкви в государстве. Мое служение могло вызвать неудовольствие властей, не хотелось подвергать близких опасности, – ответил Патриарх.

– Как понять, любовь от Бога или нет? – поинтересовался студент.

– Семинаристы просят благословение на брак. Однажды пришла пара, и мне что-то показалось сомнительным. Знакомы были месяца два. Они приехали на мотоцикле. И я спросил его: “Вот если упадете, она станет инвалидом – будешь ухаживать за ней всю жизнь?” Мне нужен был не ответ, а реакция. Он был в замешательстве. А любовь всегда связана с жертвой. Если не готов – не любишь. А то сейчас вступают в брак, а потом – зарплата не та, благополучия нет, и все – нет любви.

Читать еще:  Первая неделя поста службы в храме. Поминальные службы поста

Уже после встречи студенты говорили, что этот ответ оказался им интереснее других. И девушки в мини-юбках, совсем не церковного вида, и курившие юноши признавались, что сказано все вроде просто, но заставляет задуматься: “Ведь и правда, разводов-то много”.

Не обошлось и без политики: “Вы говорили, что поддерживаете курс руководства страны. А в чем именно?”

– В нашем обществе много недостатков, коррупция, несовершенство законодательства. Никто не говорит, что мы достигли идеала. Наша страна на пороге модернизации, но впервые государство пытается соединить ее с духовной, культурной матрицей. И вот это движение мы поддерживаем. Реформы и Петра I, и большевиков отторгались народом потому, что осуществлялись без учета фундаментальных ценностей.

Патриарх

Патриарх Кирилл

Информация

Другое

Действия

1 362 записи

15 января 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, присутствовавший на оглашении послания, прокомментировал самые важные, по мнению Его Святейшества, инициативы главы государства.

Сегодня мы с благодарением Господу можем сказать, что замысел тех, кто стремился ослабить нашу Церковь, разделить ее, отнести за поля общественной жизни, не удался. Церковь выстояла и продолжает свое служение. Показать полностью… В первую очередь это относится к братской Украине, но, конечно, не только к ней. Весь этот конфликт, искусственно созданный вокруг канонической Церкви на Украине, представлялся грозным испытанием, но по милости Божией, благодаря мудрости епископата, верности духовенства, благочестию нашего народа мы как Церковь прошли и через эти испытания. Когда человек проходит через испытания, он либо надламывается и становится слабее, либо, напротив, испытания закаляют его и умудряют. Это относится не только к личности — это относится и к народам, и к Церкви Божией. И я чувствую, как опыт минувшего года, несомненно, помог нам — иерархам, священнослужителям и всем верующим людям — с большей мудростью оценивать все, что происходит в этом мире, особенно когда происходящее направляется на ослабление церковной жизни, на подрыв христианских устоев бытия.

Но не только печальное было в минувшем году — было и много светлого. Я получал информацию из всех епархий Русской Православной Церкви и могу сказать, что этот год сопровождался активным строительством и открытием новых храмов, появлением значительной части молодого епископата в нашей Церкви. Там, где люди не могли себе представить, что встретятся с архиереем, такая возможность появилась. Хотел бы выразить благодарность тем владыкам, которые трудятся в сложных климатических условиях, в местах, отдаленных от центров, в районных городах, о которых и помыслить было нельзя, что в них появятся архиерейские кафедры. Там действительно начинается очень важное для нашей Церкви движение. Через реформу церковного управления мы достигли того, что архиерей стал ближе к своей пастве, к своему духовенству, а духовенство, находясь в постоянном общении с архиереем, несомненно стало более ответственным и более целеустремленным.

Читать еще:  Архитектура и искусство киевской руси. Реферат: Искусство Киевской Руси

Поэтому нам следует возблагодарить Господа за то, что происходит сегодня в Русской Православной Церкви, за тот опыт жизни, за тот опыт трудностей и радостей, через которые мы проходим.

Из проповеди после великой вечерни в праздник Рождества Христова, 7 января 2020 года

Всякий раз, когда мы говорим о семье, о ее значении, мысль невольно обращается к современности. Во-первых, к тому, как важно, чтобы и в современной культуре, в современных обычаях присутствовало понятие большой семьи. Показать полностью… Я еще помню времена, когда существовали эти большие семьи, включавшие двоюродных, троюродных братьев, сестер, тех родственников, которые сейчас считаются далекими и с которыми мало кто поддерживает связь. Большая семья, не говоря уже о малой семье, объединяющей родителей и детей, играет особую роль и имеет особое значение в сохранении духовных и нравственных ценностей, потому что семья есть школа добродетели. Нигде ребенок не научится добру так, как он обучается этому по примеру своих родителей и близких. И сегодня, вспоминая большую семью Девы Марии, мы молимся о том, чтобы современные семьи, большие и даже малые, оказались способными хранить веру. Но что самое главное, чтобы они оказались способными воспроизводить веру и благочестие в каждом последующем поколении. Чтобы и дети, и внуки, несмотря на очень сложные обстоятельства современной жизни, сердцем и умом приобщались к вере, к Слову Божию, проникались силой веры.

Поэтому наша сегодняшняя молитва — о семьях. О православных семьях, где отец и мать — православные люди; о тех семьях, где один из супругов — верующий, а другой еще не осознает своей причастности к Церкви и к Богу; и даже о семьях, где оба родителя не считают себя верующими. Мы должны молиться за всех и просить Господа помочь тем, кто веры не имеет, обрести эту веру. И если кого-то не очень интересует загробная жизнь — а я встречался с теми, кто говорит: «я не верю, потому что не верю в загробную жизнь», — то я хотел бы сказать, что есть еще один сильный аргумент. Верить в Бога нужно не только для того, чтобы обрести загробную жизнь в славе Божественной, но и для того, чтобы земную жизнь сделать светлой, красивой, безопасной и счастливой. Знаем, что законы — даже самые разумные и строгие — не оберегают людей от преступлений. А вот внутреннее состояние души человека, состояние его совести является огромной силой, ограждающей не только от преступлений, но и от плохих дел.

Дай Бог, чтобы наши люди ограждались этой духовной силой от всяких злодеяний. Чтобы укреплялись наши семьи, чтобы в последующих поколениях воспитывалась способность продолжать духовные традиции нашего народа.

В день Собора Пресвятой Богородицы я призываю особое благословение на все наши семьи, на родителей, на дедушек и бабушек, на детей, на всех тех, кто несет ответственность за воспитание подрастающего поколения, а значит, за сохранение веры и сильного нравственного начала в жизни нашего народа.

Из проповеди в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля, 8 января 2020 года

Источники:

http://pravoslavie.fm/mudrost/patriarkh-kirill-o-tom-pochemu-rushatsya-braki-i-uhodit-lubov/
http://iz.ru/news/349136
http://vk.com/patriarhkirill?_parent_post=-59997664_1756

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: