Об истории еврейского гетто. Еврейское гетто в столице израиля

Еврейский Мир

Газета русскоязычной Америки

  • Главная
  • Об истории еврейского гетто

Об истории еврейского гетто

В телефонной трубке я услышал взволнованный голос моей приятельницы, живущей в Германии:

– Недавно путешествовала по Италии. Впечатления незабываемые. Была, конечно, и в Венеции. Там я узнала, этот город – родина первого в Европе еврейского гетто, и что слово «гетто» означает «литейная фабрика». Сегодня гетто – это название одного из семи венецианских городских районов. Посетив его, я пришла в шоковое состояние. Сделала там несколько фотографий. Пришлю обязательно.

Должен сказать, что и меня это сообщение потрясло. И дело не только в том, что понятие «гетто» заставляет сжиматься сердца многих людей, тем более, евреев, каковыми мы с ней являемся, но и в том, что мы с приятельницей еще и профессиональные литейщики – люди, полностью посвятившие себя этой трудной и очень интересной профессии. Моя национальная и профессиональная причастность к понятию «гетто» породила во мне множество вопросов. И вот к чему привели поиски ответов на них.

Положение евреев в христианской Европе в эпоху Возрождения было тяжелым. Великая диаспора сефардов, хлынувшая из Испании в 1492 г. и из Португалии в 1497 г., привела евреев к активной миграции. Венеция, крупный центр торговли в Средние века, была естественным местом поселения евреев. Со временем, когда их численность достигла «критического значения», им пришлось столкнуться там с враждебностью христианского населения. Монахи своими проповедями спровоцировали кампанию выселение евреев из города. Ее кульминация пришлась на 1515-1516 г. Власти Венеции были, отнюдь, не в восторге от изгнания евреев. Дело в том, что иудеи были мощным источником пополнения городской казны. И тогда 29 марта 1516 г. Сенат венецианской республики издал указ, узаконивающий проживание евреев в Венеции и одновременно ограничивающий их права:

Все иудеи, живущие на разных улицах нашего города, а также те, которые прибудут к нам из других мест, должны будут селиться в домах Гетто, что около церкви св. Иеронима. Иудеи должны селиться все вместе, а чтобы не выходили они оттуда по ночам, с одной стороны через мостик, а с другой – через большой мост, должны быть построены двое ворот, … которые будут охранять четверо стражей-христиан, оплачивать которых будут иудеи…

Первый еврейский квартал получил название «гетто нуово», что переводится как «новая литейка». (Ит. Ghetto – getto; венецианск. ghetum – литейная фабрика, от ghetta’r – лить.) Квартал этот расположен в части центральных островов, наиболее удаленной от центра города – площади Св. Марка. Напомним, Венеция – островной город. Новая литейка была превращена в остров при помощи каналов, по которым плавали две патрульные лодки с шестью стражниками-христианами. Кроме того, гетто ограждалось высокими стенами, а все окна домов, смотрящие наружу, были заложены кирпичом. Снаружи оно ничем не отличалось от других жилых районов города. Улицы такие же узкие и темные. Дома обшарпанные и совсем не похожи на великолепные строения, поныне стоящие в районе Сан-Марко и Санта-Кроче. Простота внешнего вида гетто диктовалась желанием не вызывать зависти христиан.

Ко всем упомянутым выше ограничениям жизни в гетто надо отметить и увеличенную на одну треть плату за аренду собственности. Конечно, унизительные ограничения не могли не вызывать у евреев протест и сопротивление. Однако в те времена они нередко сами поднимали вопрос об ограждении их кварталов стенами и о наращивании их высоты. Дело в том, что стены ограждали евреев от проявления религиозного фанатизма и от завистливых глаз. В то же время жизнь внутри гетто никем не притеснялась. Поэтому, войдя в еврейский дом, можно было обнаружить мир красоты и хорошего вкуса. В гетто существовали консерватория и театр, проводились занятия в музыкальных и танцевальных школах, работали великолепные музыканты, которых нередко приглашали в самые благородные венецианские дома. За высоким забором трудились великие мудрецы над переводами древних текстов, развивалось книгопечатание. Благодаря жителям гетто Венеция в XVI в. стала признанным центром еврейской культуры. Правда, за все это приходилось платить… Евреев облагали большими налогами, им запрещали заниматься ремеслами, земледелием и коммерческими сделками, но разрешали торговлю, занятия медициной и банковско-денежные операции. Последние были запрещены христианам.

Со временем в Венеции возникли еще два гетто. Были они расположены, как и первое, на двух близлежащих островах. В 1541 г. евреев выходцев из Леванта (городов восточной части Средиземного моря – Сирии, Ливана, Египта, Турции, Греции и др.) поселили около старой литейки. Так возникло «гетто векью», а в 1633 г. поселение евреев в Венеции было расширено путем присоединение к нему «гетто новиссимо», или «новейшей литейки».

В XVIII в. венецианские евреи подвергались сильным притеснениям, и население гетто стало сокращаться. В 1797 г. генерал Наполеон, будущий император Наполеон I, своим указом снял все ограничения на перемещение евреев по городу и отменил статус венецианского гетто как резервации. Видимо, и в этом сказалась верность генерала принципам Французской революции. В наши дни евреев в Венеции практически нет, а бывшее гетто стало объектом туризма.

Итак, термин «гетто» родился в Италии, и, начиная с 1562 г., им начали называть изолированные еврейские поселения в городах христианских стран. С этого года слово «гетто» стало официальным термином, употреблявшимся в папских буллах и антиеврейских законах.

Пора обратиться к «литейной стороне» столь зловещего термина. В многочисленных литературных источника абсолютно ясно только одно: все литейки, вокруг которых возникали гетто в Венеции, были брошенными и когда-то в них отливали пушки. Если учесть время и место, когда и где они функционировали, то можно предположить с высокой степенью вероятности, что это были бронзовые изделия. И, по всей вероятности, в венецианских гетто трудились отличные литейщики. Из исторических документов известно следующее. В XIII-XIV вв. Венеция, Византия, Генуя и Флоренция славились своими литыми изделиями. В 1474 г. русский царь Иван III дал наказ своему послу в Венеции С. Толбузину пригласить в Москву опытного зодчего, который бы хорошо знал литейное производство. Этот наказ был выполнен блестяще. Посол в том же году привез с собой мастера Аристотеля Фиораванти. В 1478 г. Фиорованти построил в Москве пушечный литейный завод, находившийся в Китай-городе и носивший название «Пушечная изба». Позднее он возвел на реке Неглинке новый завод – «Пушечный двор».

В связи с упомянутыми выше различными аспектами возникновения гетто в Европе нельзя не обратить внимания на следующее. В течение всего XV в. шла активная миграция евреев, изгнанных из Испании и Португалии. Большая их часть осела тогда в Османской Империи. Среди прибывших было множество ремесленников. Именно они привезли в Турцию порох и высокое искусство литья. Вот как оценил роль прибывших евреев султан Турции Баязет: «Вы считаете Фердинанда (испанский король; В. С.) умным королем, однако он разорил собственную страну и обогатил нашу». К этому можно добавить, что в XVI в. в руках евреев была вся дипломатия Османской империи.

Читать еще:  Сон я сорвала цветы ландыши. К чему снится Ландыш? Вам приснились ландыши

Вскоре после первых двух упомянутых выше гетто в Италии возникло еще одно – римское (1555). Без рассказа о нем история еврейского гетто была бы неполной.

В XVI веке политика папства, как и князей, нередко была благосклонна к евреям, поскольку их использовали с выгодой. Папа Павел III (1534 – 1549) даже поощрял поселение в Риме евреев, изгнанных из Неаполя (1541), и спустя шесть лет он удостоил аудиенции марранов (так называли евреев, обращенных в христиан и возможно поддерживающих Иудаизм в тайне), пообещав им защиту от инквизиции. Его преемник Юлиан III возобновил эту гарантию. Однако в мае 1555 года на папский престол взошел под именем Павла IV кардинал Караффа. При новом папе отношение к евреям резко ухудшилось. Он считал, что иудаизм несет смертельную угрозу христианской вере. Через два месяца после избрания Павел IV специальной буллой (папский документ, скрепленный свинцовой, а иногда и золотой печатью) распространил на Рим венецианское решение о выселении евреев в гетто. В результате 26 июля 1555 года римские евреи были вытеснены на левый берег Тибра и два месяца спустя окружены стеной. При этом они были вынуждены продать всю свою недвижимую собственность, находящуюся вне территории гетто. Кроме того, согласно папскому решению, евреям запрещалось владеть землей, торговать зерном, а христианам лечиться у еврейских врачей. Почти все синагоги в Риме были закрыты.

Итак, римское гетто стало районом проживания самой древней общины Вечного города. Евреи начали приезжать сюда задолго до того, как был построен Колизей, задолго до того, как на противоположном берегу Тибра появился Ватикан. Поначалу гетто было не очень крупным – на 2000 человек, и занимало небольшую площадь. Его обитатели вынуждены были ютиться в невероятной тесноте. Из-за ограниченности территории дома приходилось строить по тем временам очень высокие – 5-6 этажей. Через 30 лет территорию расширили к Тибру, но это не повлияло на условия жизни, так как в гетто сгоняли евреев со всего папского государства. К концу XVII века там проживало больше 9000 человек. Место, где размещалось гетто, было «гнилым», нездоровым, оно затоплялось при наводнениях. Была там также проблема с питьевой водой: из-за недостатка фонтанов люди пили прямо из реки. В свете всего изложенного жителей гетто непрестанно косили эпидемии. Условия жизни в гетто были тяжелые: его ворота от заката до восхода солнца запирались.

В 1826 году гетто несколько расширили: стену перенесли к площади Маттеи, но за это евреи обязаны были посещать христианские богослужения. За отказ полагался драконовский штраф. И жителям пришлось подчиниться, правда, во время службы они плотно затыкали уши воском.

В 1870 году со светской властью папы в Италии было покончено. Тогда-то и произошло освобождение евреев римского гетто от заточения. Вместе с его стеной разрушению подверглись многие здания, включая старинную синагогу. Казалось, черная страница истории на этом перевернута. Но, увы… Спустя семьдесят лет фашисты возродили гетто.

В октябре 2008 года в средствах массовой информации появилось сообщение, что 5 числа в итальянской столице скончался Леоне Сабателло, последний из обитателей римского еврейского гетто, которые пережили расправу, учиненную гитлеровскими оккупантами 16 октября 1943 года. В тот день он был отправлен в концлагерь Освенцима вместе с тысячами своих товарищей. Сабателло, заключенного с лагерным номером 158621, освободили советские солдаты. Позднее он категорически отказывался посетить Освенцим в качестве «туриста».

Любителям русской словесности, особенно поэзии, хорошо известно стихотворение И. Бродского «Пьяцца Маттеи» (1981). Первое слово переводится как «площадь», а второе – известнейшая итальянская аристократическая фамилия. В комментарии Петра Вайля к упомянутому стихотворению сказано: «Площадь – на краю старого римского гетто, где теперь попадаются кошерные лавочки и закусочные, неподалеку – лучшее в городе заведение римско-еврейской кухни «Piperno”, со специально панированной треской и жаренными артишоками alla giudea». Главной достопримечательностью площади является, пожалуй, один их многочисленных фонтанов Рима – «Фонтан черепах»: четверо бронзовых юношей подталкивают черепах в чашу в виде вазы. Первые четыре строчки стихотворения Бродского буквально завораживают: «Я пил из этого фонтана/ в ущелье Рима./ Теперь, не замочив кафтана, / канаю мимо». Ощущения поэта от описываемой части Рима Вайль передает нам такими словами: «То, от чего становишься физически счастлив».

В нынешние времена бывшее римское еврейское гетто стало «кварталом художников», местом обитания богемы, «римским Монмартром». Шарм этого шумного района завораживает. Здесь встречается старое и новое, библейское и богемное.

Еврейское гетто в Иерусалиме (64 фото)

Плюс Израиля в том, что, несмотря на его маленькие размеры, каждый тут для себя что-то найдёт. Есть, разумеется, сильнейшая религиозная составляющая, есть курорты, есть лечение – ну и, конечно, поесть-погулять тут тоже можно.

Давайте посмотрим на некоторые районы.

01. Начнём с еврейского гетто в Иерусалиме. Гетто – это необязательно районы принудительного проживания. Понятно, что в Иерусалиме никто не заставляет людей жить в опредёленных районах, но ортодоксальные евреи живут обособленно от светских. Мы с вами в районе Меа-Шеарим, который в 70-е годы XIX века на землях, выкупленных иудеями у арабов, построил немецкий архитектор Конрад Шик.

В конце XIX века религиозные евреи, которым было некомфортно в Старом городе Иерусалима, решили создать свой собственный микрогород за его пределами.

Сначала Шик построил один-единственный квартал. По его периметру шли внешние стены домов, защищавшие его жителей, будто крепостная стена. На старых планах это хорошо видно.

Затем квартал стал разрастаться. Здесь стали селиться не только палестинские евреи, но и эмигранты из Европы, например из Польши и Венгрии. Сейчас тут живут в основном ультраортодоксы, которые говорят на идише, соблюдают шаббат и всячески выражают своё презрение светским евреям. Например, тут категорически не приветствуют девушек в открытой одежде и преследуют тех, кто осмеливается работать по субботам.

Говорят, раньше Меа-Шеарим был очень колоритным.

Теперь из-за самостроя и общей неряшливости тут осталась одна достопримечательность – сами евреи.

02. Люди живут тут довольно бедно. В семьях много детей, народ ютится в маленьких квартирах. В плане архитектуры тут вообще всё очень плохо. Из-за постоянного роста населения люди начали делать пристройки, надстройки, чтобы хоть как-то разместиться, а городские власти особо не вмешиваются. В результате всё это похоже на какую-то Махачкалу или Сочи. Бесконечный самострой, в котором уже никто не может разобраться.

03. Хотя изначально этот район выглядел очень неплохо, сейчас от былой красоты вообще ничего не осталось. Каждое здание обзавелось пристройками, балконами, лестницами, мансардами и дополнительными этажами.

04. Коммунальные службы тоже не особо заботятся о чистоте. Мусора непривычно много даже для Израиля. А Израиль – не самая чистая страна в мире.

Читать еще:  Английские имена для девочек близняшек. Лучшие имена для рожденных под знаком близнецов

05. Вот так выглядят улицы.

06. Если автобус заменить на маршрутку, будет почти Махачкала.

07. Примерно так выглядели исторически поселения евреев:

08. Сами дома – это лабиринты коридоров и лестниц. Так как в в каждой семье в среднем 5 детей, а в некоторых 10 и больше, места очень мало. В коридорах сушится бельё.

09. Это самовольная пристройка на крыше.

11. Пейзаж дополняют горы мусора, которые повсюду. Какие-то старые велосипеды, тряпки, палки.

12. Ещё одна отличительная черта района – ящики для пожертвований, они тут на каждом углу. У многочисленных религиозных организаций свои ящики, и они их вешают на перекрёстках, столбах, стенах домов.

14. Какая-то самодельная горка, сделанная из бетонной конструкции. Я так понял, это какая-то вентшахта. При виде камеры дети разбегаются.

15. Вообще, фотографироваться народ не очень любит, хотя откровенной агрессии я не встречал.

16. Дети гуляют без присмотра взрослых. Детей столько, что за всеми и не уследишь.

17. Район очень колоритный.

18. Население Израиля делится на три больших неоднородных группы. Это евреи (около 3/4 жителей страны), арабы (примерно пятая часть населения) и все остальные.

19. На стенах многочисленные некрологи. Написаны на иврите и идише. Кстати, вы визуально иврит от идиша отличаете?

20. В России многие, услышав слово “еврей”, представляют себе карикатурного персонажа с пейсами, в кипе или шляпе. На самом деле в Израиле живут самые разные евреи. Есть евреи светские – обычные граждане государства, которые работают, платят налоги, служат в армии и не видят ничего страшного в том, чтобы, скажем, водить машину по субботам.

21. Есть современные ортодоксы. Это евреи, придерживающиеся традиционных принципов иудаизма, но при этом открыто взаимодействующие с современным миром и поддерживающие существование государства Израиль. А есть ультраортодоксы. Их в Израиле называют словом “харедим” – “трепещущие” (имеется в виду, что они трепещут перед богом). Харедим в свою очередь придерживаются разных направлений в иудаизме. Среди них есть хасиды, литваки (миснагдим) и другие.

22. Вот благодаря ультраортодоксам и появилось стереотипное восприятие евреев. Они носят пейсы, чёрные шляпы и костюмы, белые рубашки, а иногда ещё и талит (шерстяное покрывало). Отношение к ним в Израиле, мягко говоря, неоднозначное, но вовсе не из-за внешнего вида, а из-за их бесполезности (как считают светские евреи) для общества и нетерпимости к тем, кто недостаточно религиозен.

23. В синагоге собирают бабло на свадьбу. Для удобства жертвующих поставили терминал.

24. Зачем нужны решётки на окнах? Чтобы дети не вываливались.

26. В Израиле есть то ли шутка, то ли поговорка: “На одном плече еврея сидит араб, на другом – ортодокс”. Имеется в виду, что светские евреи содержат всю эту неработающую братию. В этой шутке есть доля правды. Но, как я уже сказал, ортодоксы бывают разными. Современные ортодоксы не видят ничего страшного в том, чтобы работать и платить налоги.

27. Что касается ультраортодоксов, то многие из них действительно всю жизнь учатся, изучают Тору и стараются избегать таких условностей, как работа. Но думать, что абсолютно все харедим постоянно молятся и существуют исключительно на государственные пособия, тоже не совсем верно (хотя многие с удовольствием пользуются страховками и льготами). Например, в 2017 году работала почти половина мужчин-харедим и где-то 3/4 женщин. Да, основной доход в семьи, где мужчина большую часть времени изучает Тору, приносит женщина.

28. Некоторые ультраортодоксы (хотя их немного) выступают как против сионизма, так и непосредственно против существования государства Израиль. Да, бывает и такое! Следовательно, пособия от этого государства они тоже не принимают.

29. Ситуация с неработающими ультраортодоксами осложняется тем, что в их семьях, как правило, очень много детей. В принципе, 7-8 – это норма, может быть и больше. А значит, государство тратит больше денег на их содержание.

30. Хороший выбор водочки

31. Банкомат на колёсиках. Видели такое? В Израиле такое не редкость. Владельцы магазинов выкатывают банкоматы на улицу, а в конце дня закатывают внутрь.

32. Автобусные остановки все заклеены объявлениями.

33. С общественным транспортом всё грустно. В районе ходят автобусы, но они еле справляются с пассажиропотоком. На узких улочках сложно сделать выделенные полосы, из-за чего движение автобусов постоянно блокируется таксистами и личными машинами. Сами остановочные павильоны ставят на узких тротуарах.

34. Автобусы низкопольные, но водители почему-то не подъезжают близко к остановке. Да и высота платформы не соответствует уровню пола в автобусе. В итоге посадка и высадка пассажиров осложняется, эффективность транспорта падает.

35. Кипа никому не нужна?

36. Кипы продают на каждом углу, как и портреты почитаемых иудейских лидеров.

38. Милый дворик у кого-то.

41. Ладно, хватит ортодоксальных евреев. Давайте посмотрим на пустыню. В Израиле, кстати, неплохие дороги.

42. Пустыня начинает цвести. Говорят, в конце февраля будет красота.

45. По пустыне можно кататься на багги. Часовая прогулка стоит 160 шекелей (2910 рублей) с человека.

47. Это старая британская башня, такие назывались ‘pillbox’, хотя по-нашему это просто ДОТ. До 1947 года на территории будущего Израиля заправляли британцы. Башни сохранили как память. Отношения с британцами тогда были не очень, евреи считают, что они вели проарабскую политику.

48. Недалеко от Стены Плача в Иерусалиме стоит огромная золотая менора. Якобы точно такая же некогда освещала Иерусалимский храм, разрушенный в I веке. Не знаю, насколько плотно её обликом занимались израильские учёные, но есть подозрение, что её внешний вид – это во многом фантазия сотрудников Института Храма.
Да, в Израиле есть целый НИИ (и музей при нём), который собирается когда-нибудь построить Третий храм взамен первых двух и уже готовит для этого почву, пытаясь воссоздать разные ритуальные предметы. Менора, насколько я понял, тоже появилась в рамках этой программы. Сложность, собственно, только одна: Храмовая гора, где должно быть воздвигнуто здание Третьего храма, сейчас занята мусульманскими святынями и памятниками архитектуры – Куполом Скалы и мечетью Аль-Акса. А поскольку израильтяне, в отличие от боевиков “Исламского государства”, не варвары, чужие святыни они взрывать или сносить не собираются.

Что касается самой меноры, то она была установлена как раз возле здания Института Храма. На её создание ушло 45 кг чистого золота, а её стоимость оценивается в 3 миллиона долларов. Менору пожертвовал Иерусалиму украинско-израильский олигарх Вадим (он же Давид) Рабинович. Власти города оценили щедрый жест и переименовали площадь, где теперь стоит менора, в площадь Рабиновича.

Это решение мэрии Иерусалима вызвало ряд протестов. Во-первых, в Иерусалиме запрещено называть улицы и площади именами людей, которые умерли менее чем три года назад. В самом Старом городе, где установлена менора, улицам и площадям нельзя присваивать имена людей, которые умерли позже 1500 года. Рабинович, родившийся в Харькове в 1953 году, живёт и здравствует. Депутат городского совета Рахиль Азария обратилась с этими доводами в Верховный суд Израиля, и тот отменил переименование площади. Но на Гугл-картах оно ещё осталось.

Читать еще:  Так называемая пятидесятница празднуется. Православный календарь

Ужасы варшавского гетто в запрещённых фотографиях Вилли Георга

Варшавское гетто – жилая зона, созданная нацистами в период оккупации Польши, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. За время существования гетто его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек. Немецкому солдату-радисту и по совместительству фотографу Вилли Георгу (Willy Georg), будучи в Варшаве в 1941 году, удалось нелегально пробраться в гетто и отснять четыре плёнки происходящего ужаса, после чего, при задержании, у него был конфискован фотоаппарат, но плёнки сохранились до наших дней.

Торговец газетами за работой

После вступления в Польшу войск Третьего рейха в октябре 1939 года оккупационные власти отдали приказ, согласно которому евреям предписывалось сдать наличные деньги в кредитно-финансовые учреждения. На человека разрешалось оставить не более 2000 злотых.

Молодая еврейка в толпе

В общественном транспорте нацисты расклеивали плакаты оскорбительного характера с целью разжигания межнациональной розни.

Говоря о причинах создания гетто в населённых пунктах Польши, нацисты утверждали, что евреи являются переносчиками инфекционных заболеваний, и их изоляция поможет защитить нееврейское население от эпидемий.

В марте 1940 года ряд городских районов с высокой концентрацией еврейского населения были объявлены карантинной зоной. Из этих районов было выселено около 113 тысяч поляков и на их место заселено 138 тысяч евреев из других мест.

Решение об организации гетто было принято 16 октября 1940 года генерал-губернатором Гансом Франком. К этому моменту в гетто находилось около 440 тысяч человек (37 % населения города), при этом площадь гетто составляла 4,5 % площади Варшавы.

Человек без сознания у витрины

Первоначально выход из гетто без разрешения наказывался тюремным заключением сроком 9 месяцев. С ноября 1941 года стала применяться смертная казнь. 16 ноября гетто было огорожено стеной.

Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода. Во второй половине 1941 года продовольственная норма для евреев равнялась 184 Килокалориям.

Торговля дровами вразвес

Однако, благодаря нелегально поставлявшимся в гетто продуктам питания, реальное потребление составляло в среднем 1125 Килокалорий в день.

Старики, просящие подаяние на улице

Часть жителей была занята на немецком производстве. Так, на швейных предприятиях работало 18 тысяч евреев. Рабочий день длился 12 часов без выходных и праздников. Из 110 тысяч рабочих гетто постоянная работа была лишь у 27 тысяч.

Группа женщин с корзинами на улице варшавского гетто

На территории гетто были организованы нелегальные производства различных товаров, сырьё для которых поставлялось тайно. Продукция так же тайно вывозилась для продажи и обмена на пищу за пределы гетто. Кроме 70 легальных пекарен в гетто работало 800 нелегальных. Стоимость нелегального экспорта из гетто оценивалась в 10 миллионов злотых в месяц.

Пожилой еврей на улице варшавского гетто

Труп жителя варшавского гетто, лежащий на тротуаре

В гетто выделялась прослойка жителей, деятельность и положение которых обеспечивали им относительно благополучную жизнь (коммерсанты, контрабандисты, члены юденрата, агенты гестапо). Большая часть жителей страдала от недоедания. Худшее положение было у евреев, переселённых из других районов Польши. Не имея связей и знакомств, они испытывали трудности в поиске заработка и обеспечении своих семей.

Две женщины, торгующие на улице варшавского гетто

В гетто происходила деморализация молодёжи, образовывались молодёжные банды, появлялись беспризорники.

Старик просящий подаяние

В гетто циркулировали слухи о массовом уничтожении евреев в провинциях Польши. Чтобы дезинформировать и успокоить жителей гетто, немецкая газета «Варшауэр цайтунг» сообщала, что десятки тысяч евреев занимаются строительством производственного комплекса. Кроме того, в гетто было разрешено открыть новые школы и приюты.

Чаепитие на улице

22 июля 1942 года юденрат был проинформирован, что все евреи за исключением работающих на немецких предприятиях, работников госпиталей, членов юденрата и их семей, членов еврейской полиции в гетто и их семей будут депортированы на восток. Еврейской полиции было приказано обеспечить ежедневную отправку 6 тысяч человек на железнодорожную станцию. В случае неисполнения распоряжения нацисты угрожали расстрелять заложников.

В тот же день состоялось собрание участников подпольной еврейской сети, на которой собравшиеся решили, что отправка жителей будет производиться с целью переселения в трудовые лагеря. Было принято решение не оказывать сопротивления.

Овощной торговый прилавок в варшавском гетто

Ежедневно из здания больницы, назначенной пунктом сбора, людей выгоняли на погрузочную платформу. Физически крепких мужчин отделяли и направляли в трудовые лагеря. Кроме того, освобождались занятые на немецких предприятиях. Остальных (не менее 90 %) загоняли по 100 человек в вагоны для скота. Юденрат делал заявления, опровергая слухи о том, что вагоны следуют в лагеря уничтожения. Гестапо распространяло письма, в которых от имени выехавших жителей рассказывалось о трудоустройстве на новых местах.

Истощенный человек, сидящий на тротуаре

В первые дни полиция захватывала нищих, инвалидов, сирот. Кроме того, было объявлено, что добровольно явившимся на пункты сбора будут выданы три килограмма хлеба и килограмм мармелада. С 29 июля началось окружение домов с проверкой документов, не имевших справок о работе на немецких предприятиях отправляли на погрузочную платформу. Пытавшиеся скрыться расстреливались. В этих проверках также принимали участие литовские и украинские коллаборационисты. К 30 июля было вывезено 60 000 человек.

6 августа в Треблинку было отправлено около 200 воспитанников детского дома.

Двое детей, просящие подаяние на тротуаре в варшавском гетто

21 сентября были окружены дома еврейской полиции, большинство полицейских вместе с женами и детьми были отправлены в лагеря уничтожения.

Чаепитие на улице варшавского гетто

В течение 52 дней (до 21 сентября 1942 года) около 300 тысяч человек было вывезено в Треблинку. В течение июля еврейская полиция обеспечила отправку 64 606 человек. В августе было вывезено 135 тысяч человек, за 2—11 сентября — 35 886 человек. После этого в гетто осталось от 55 до 60 тысяч человек.

Уличные торговцы дровами и углем в варшавском гетто

В последующие месяцы оформились Еврейская боевая организация численностью около 220—500 и Еврейский боевой союз численностью 250—450 человек. Еврейская боевая организация предлагала оставаться в гетто и оказывать сопротивление, тогда как Еврейский боевой союз планировал покинуть гетто и продолжать действия в лесах. Участники организаций были вооружены преимущественно пистолетами, самодельными взрывными устройствами и бутылками с горючей смесью.

С 19 апреля по 16 мая 1943 года в Варшавском гетто произошло вооружённое восстание. Восстание было подавлено войсками СС. В ходе восстания было убито около 7000 защитников гетто и около 6000 сгорели заживо в результате массовых поджогов зданий со стороны немецких войск. Оставшиеся в живых жители гетто в количестве около 15000 человек были отправлены в лагерь смерти Треблинка.

Групповой портрет жителей варшавского гетто

16 мая гетто было окончательно ликвидировано.

Прохожий подает детям на улице в варшавском гетто

Уличное движение в варшавском гетто. На переднем плане конный катафалк и велосипедист

Источники:

http://evreimir.com/25643/
http://fishki.net/2867896-evrejskoe-getto-v-ierusalime.html
http://4tololo.ru/content/4504

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: