Чин отпевание младенца на русском печать. О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи
Содержание
- 1 Чин отпевание младенца на русском печать. О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи
- 1.1 Чин отпевание младенца на русском печать. О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи
- 1.2 Последование молебных пений
- 1.3 Содержание
- 1.4 «Большой» Требник
- 1.5 Оглавление
- 1.5.1 На рождение младенца
- 1.5.2 Крещение и Миропомазание
- 1.5.3 Исповедь
- 1.5.4 Обручение и венчание
- 1.5.5 Елеосвящение или соборование
- 1.5.6 Водоосвящение
- 1.5.7 Пострижение в монашество
- 1.5.8 Погребение
- 1.5.9 При осквернении храмов, колодцев, сосудов и проч.
- 1.5.10 Разные молитвы
- 1.5.11 Разные последования
- 1.5.12 Указания при обращении в православие иноверцев
- 1.5.13 Последование и молитвы в бедствиях
- 1.5.14 Освящение храма, водружение креста
- 1.5.15 Номоканон, сиречь, законоправильник
- 1.5.16 Месяцеслов
- 1.5.17 Сословие имен по алфавиту
Чин отпевание младенца на русском печать. О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи
О молитвословиях и молебных .
Чин младенческого погребения короче чина погребения мирских человек (возрастных) и отличается от последнего следующим: Чин отпевания младенцев также начинается чтением 90-го псалма, но в нем не поются ни кафизма (непорочны) , ни тропари по непорочных.
Ектения малая об упокоении младенца ( помещенная после 3-й песни канона ) отличается от произносимой об умерших в возрасте: в ней усопший младенец называется блаженным и содержится моление ко Господу об упокоении младенца, чтобы Он «по Своему неложному обещанию ( ср. Мк. 10, 14 ) Небесному Своему Царствию того сподобил». В ектении нет моления о прощении согрешений; молитва же, читаемая священником тайно пред возгласом после ектении, — иная, чем при ектении об усопших возрастных. Эта малая ектения произносится после 3-й, 6-й и 9-й песни и в конце чина отпевания пред отпустом.
После 6-й песни канона поется кондак «Со святыми упокой», а вместе с икосом «Сам един еси Безсмертный» поются еще 3 икоса, изображающие скорбь родителей по умершему младенцу.
После канона читаются Апостол и Евангелие другие, чем при отпевании мирских человек: Апостол — о различном состоянии тел по воскресении ( 1 Кор. 15, 39—46 ) , а Евангелие — о воскресении мертвых силой воскресшего Господа ( Ин. 6, 35—39 ) .
Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, читается молитва: «Храняй младенцы», в которой священник молит Господа принять душу усопшего младенца в ангельские светозарные места. Священник разрешительную молитву над погребаемым младенцем читает, стоя у главы умершего, обратившись лицом к алтарю.
При последнем целовании поются другие стихиры, чем при погребении «мирских человек». В них выражается скорбь родителей об усопшем младенце и предлагается утешение им, что он вселился к ликам святых.
Лития, которая совершается по младенце на дому, а также в конце отпевания при погребении на кладбище, отличается от обычного чина литии при отпевании взрослых только ектенией: вместо «Помилуй нас, Боже» произносится малая заупокойная ектения о младенце, помещенная после 3-й песни канона младенческого отпевания.
Последование отпевания монахов отличается от отпевания мирских людей следующим: 1. Кафизма 17-я (непорочны) разделяется не на три статии, а на две, при этом припевы бывают другие, а именно: к стихам 1-й статии «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».
И со стиха 132 («Призри на мя и помилуй мя») — припев: «Во Царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего» или «рабу Твою».
2. Вместо канона об усопшем поются воскресные антифоны степенны из Октоиха всех 8-ми гласов, и после каждого антифона по четыре стихиры, в которых воспевается крестная смерть Господа как победа над нашей смертью и возносится моление об усопшем.
4. При последнем целовании, из числа стихир: «Приидите последнее целование дадим, братие, умершему» некоторые стихиры (5—10) не поются, а прибавляются особые стихиры.
5. При выносе тела умершего монаха для погребения поется не «Святый Боже», а поются стихиры самогласны: «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна».
7. В то время, когда бросают на гроб землю, поются тропари: «Земле, зинувши, приими от тебе созданнаго рукою Божиею прежде».
В этих тропарях Церковь взывает: «раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче». А почивший как бы обращается к братии: «Духовнии мои братие и спостницы, не забудите мене, егда молитеся… и молите Христа, да учинит дух мой с праведными». И братия при этом творят 12 поклонов за усопшего, окончившего временную жизнь, которая образом своим имеет 12 часов дневных и ночных. ОСОБЕННОСТИ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ИЕРЕЙСКОГО ПОГРЕБЕНИЯ При перенесении тела усопшего священника из дома в храм и из храма на кладбище шествие такое же, как при крестном ходе. Гроб несут священнослужители. Впереди гроба — несут Евангелие, церковные хоругви и крест (при несении тела мирян — впереди только крест) . В каждом храме, мимо которого совершается шествие, бывает погребальный звон. При несении же тела архиерея — перезвон во всех церквах города; гроб перед каждым храмом, мимо которого проходит шествие, останавливается, и совершается заупокойная лития. Так издревле совершалось погребение священных лиц ( см. историк Созомен, кн. 7, гл. 10 ) . При изнесении тела архиерея из храма к могиле, обносят его вокруг храма, и при обнесении на каждой стороне храма совершают краткую литию. [13] Священническое погребение отличается пространностью и торжественностью. По своему составу оно имеет сходство с утреней Великой Субботы, когда поются погребальные песни умершему за нас Богочеловеку Господу Иисусу Христу. Такое сходство в погребении соответствует служению священника, которое есть образ вечного священства Христова. Отпевание священников отличается от погребения мирских человек следующим: После 17-й кафизмы, исполняемой как при погребении мирских человек, и после тропарей по непорочных читаются пять Апостолов и пять Евангелий.
Последование молебных пений
Содержание
Предисловие
Из всех чинопоследований так называемого частного богослужения чаще других совершаются последования различных молебнов, и как дополнение к общественному богослужению в праздники, и пред местными святынями, и в качестве всенародных мирских молений по особым случаям, и, чаще всего, по желанию и по просьбам отдельных верующих.
Последование молебна – это сокращенное последование праздничной утрени, от которой сохраняются: псалом 142, последний в шестопсалмии, Бог Господь и тропарь, псалом 50, канон, ектении сугубая и малая, а иногда и великая, и Евангелие со всем, что на утрени предшествует ему и сопровождает, начиная от прокимна и кончая возгласом: Милостию и щедротами: В качестве образца полного молебна с каноном в богослужебных книгах дается «Последование параклиса, сиречь молебного пения ко Пресвятой Богородице».
К сожалению, молебны по полному чину с пением или хотя бы чтением не только припевов, но и всех тропарей канона, у нас совершаются лишь в редких случаях. Обычно на молебнах поются одни только канонные припевы и особые молебные катавасии по 3-й и 6-й песням канона. На молебнах Господу Богу, совершаемых как по разным случаям, так и в великие праздники, всегда поется одна и та же катавасия, лишь с несколько изменяемым, применительно к случаю, окончанием: «Избави от бед и скорбей рабов Твоих, Владыко Всемилостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему всех Владыце, Господу Иисусу», или «…к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему, в Троице Святей славимому Богу», или «…к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему, на Кресте распеншемуся Господу Иисусу». Являясь завершением просительных припевов: «Милостиве Господи, помилуй нас» или «Милостиве Господи, услыши молитву рабов Твоих, молящихся Тебе» и подобных, катавасия эта не может быть признана вполне соответствующей на молебнах хвалебно-благодарственных, с радостно-торжественными припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и др. Особенно резким диссонансом катавасия «Избави от бед и скорбей…» становится в великие Господские праздники, когда не только все молебное и покаянное насколько возможно устраняется из богослужения, но когда и просительное сокращается до крайних пределов, когда главное содержание всего богослужения – хвала и славословие. На хвалебно-благодарственных праздничных молебнах и катавасия должна быть хвалебно-благодарственная, без упоминания о бедах и скорбях, по возможности даже и без просительного элемента. С другой стороны, на молебнах просительных о различных нуждах чувствуется недостаточность употребления всегда одной и той же общей катавасии и потребность особых нарочитых катавасий, только для данных случаев составленных.
Кроме молебнов с канонами в так называемой «Книге молебных пений» дается ряд более кратких молебных последований без канонов. В старопечатных книгах и для некоторых из этих последований имеются нарочитые каноны. А так как пение на молебнах даже одних канонных припевов и катавасий весьма содействует усилению молитвенного настроения, то было бы желательным пополнить некоторые последования «Книги молебных пений» внесением в них соответствующих канонов или хотя бы одних канонных припевов и катавасий. В конце иерейского молитвослова имеется отдел: «Службы на различные потребы». Но это не отдельные самостоятельные чинопоследования, а молитвословия, предназначенные для внесения их в потребных случаях в чинопоследование литургии, и в большинстве заимствованные из соответствующих последований Большого Требника и Книги молебных пений. Составленные в Южной России эти службы отражают узко местную практику. Во всяком случае, устав Православной Великороссийской Церкви не знает никаких дополнительных к даваемому в служебнике чину проскомидии молитв на проскомидии, каковыми начинается большинство названных служб иерейского молитвослова и для которых даже сам молитвослов не указывает точно, в какой именно момент проскомидии они должны произноситься. Более того, наш церковный устав, ограждая завершительную службу суточного богослужебного круга – литургию – от всяких дополнений сверх указанных Типиконом, не предусматривает возможности внесения каких-либо дополнительных прошений и на литургийных ектениях. По Типикону (см. главу 8) все чинопоследование литургии вкладываться в тесные рамки одного часа времени, а все дополнительные моления на разные случаи и потребы должны быть совершаемы до литургии или, в виде исключения, после нее. В соответствии с этим и службы иерейского молитвослова приличнее совершать отдельно от литургии в качестве самостоятельных молебнов, в каком виде большинство из них и излагается в Книге молебных пений. Те же немногие службы молитвослова, каковым нет соответствующих последований ни в Большом Требнике, ни в Книге молебных пений 1 , легко могут быть перестроены по чину молебнов 2 . Эти новые молебные последования, кроме совершения их в потребных случаях, по просьбе отдельных верующих было бы соответственно совершать и в определенные дни в качестве дополнения к общественному богослужению.
Так молебное пение «О умножении любви» в наше время оскудения христианской любви приличествовало бы соединять с молебным пением апостолу любви Иоанну Богослову в его праздники (26 сентября, 8 мая); молебен о врагах соединить с молебном первомученику архидиакону Стефану, который первый из христиан повторил молитву Спасителя о врагах: «Господи, не постави им греха сего» (27 декабря, 2 августа); молебен об узниках соединить с молебном апостолу Петру в день поклонения его веригам (16 января), в дни памяти святой мученицы Анастасии Узорешительницы (22 декабря) и наших русских святых князя Иоанна Угличского, проведшего всю жизнь от детства до глубокой старости в Вологодской темнице (19 мая) и священномученика Ермогена, Патриарха Московского (17 февраля и 12 мая), скончавшегося в темнице, к молитвенному предстательству которого, по некоторому откровению, следует обращаться узникам наших дней. Для молебнов на разные потребы в «Книге молебных пений» и в «Большом Требнике» назначаются особые на каждый случай псалмы. Но нередко в этих псалмах, иногда очень длинных всего два-три стиха относятся непосредственно к предмету моления. Поэтому было бы соответственнее для молебнов на разные потребы составить особые избранные псалмы, подобные псалмам, поемым с величаниями в полиелейные праздники. Опыт такого рода изменений и дополнений в существующих молебных последованиях и составления некоторых новых последований предлагаются ниже. Попутно в молитвословиях и песнопениях, заимствованных из богослужебных книг, сделаны опыты исправления церковно-славянского текста.
О призывании помощи, благодати и дара Пресвятаго Духа в начале всякаго доброго дела. О умножении любви и о искоренении ненависти и всякия злобы. О вразех, ненавидящих и обидящих нас. О в темнице и заточениях сущих.
Как это было сделано в свое время со службой «О мире внутреннем» и со службой «О призывании помощи в начале дела» в Требнике, изданном в 20-х годах во Владимире (в Чехословакии).
«Большой» Требник
Оглавление
На рождение младенца
- Молитвы жене в 1-й день рождения отрочати ея
- Молитва во еже назнаменати отроча в 8-ой день рождения
- Молитвы жене родительнице по 40 днех, и во еже воцерковляти отроча
- Молитва жене, егда извергнет отроча (при выкидыше)
Крещение и Миропомазание
- Правила свв. Апостол и свв. Отец, о святом Крещении
- Молитва во еже сотворити оглашенного
- Последование святого Крещения
- Последование святого Миропомазания
- Увещание от иерея к восприемнику, по крещении младенца
- Чин омовения отрочате, егда приносят его в церковь во осьмой день
- Молитвы на пострижение власов младенца
Исповедь
- Предисловие и сказание, о еже какову подобает бытии духовнику
- Увещевание прежде исповедания ко кающемуся
- Последование исповедания
- Увещевания от духовника по исповеди
Обручение и венчание
- Последование обручения
- Последование венчания
- Поучение от иерея к новобранцам
- Молитва на разрешение венцев в 8-ой день
- Главизна Никифора патриарха Константинопольского о двоеобрачных
- Последование о двоебрачном
Елеосвящение или соборование
- Последование святаго елея, сиречь молитвомаслия, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому
- Чин, егда случится вскоре больному дати причастие
Водоосвящение
- Последование малого освящения воды
- Последование великаго освящения воды
Пострижение в монашество
- Последование во одеяние рясы и камилавки (клобука) (Пострижение в рясофорного монаха)
- Последование малыя схимы, сиречь мантии
- Последование великаго и ангельскаго образа
Погребение
- Последование исходное (погребения мирских человек)
- Последование исходное монахов
- Указ о провождении усопших на Святую Пасху и во всю Светлую седмицу
- Последование мертвенное над скончавшимся священником
- Чин погребения младенческаго
При осквернении храмов, колодцев, сосудов и проч.
- Чин бываемый, аще случится чесому скверному яковомулюбо впасти в кладязь водный
- Чин бываемый, аще случится чесому скверному впасти в сосуд вина, или елеа, ил меда, или чесого инаго
- Молитва над сосудом оскверншеюся
- Молитва над пшеницею оскверншеюся, или мукою, или видом неким
- Молитва на отверзение храма, от еретиков осквершагося
- Молитва на отверзение храма, оскверншаго от языков, еще же и еретиков
- Молитва, глаголемая во входе на отверзение храма, в немже случится человеку умрети нуждно (и на иные случаи)
Разные молитвы
- Молитва на основание дому
- Moлитвa, егда кто имать внити в дом нов
- Молитва о приносящих начатки овощей
- Молитва над гумном
- Молитва над коливом
- Молитва о сущих в запрещениих
- Молитва, бываемая прежде еже уснути, о искушающемся во сне
- Молитва на брань блуда
- Молитва над разрешаемым от запрещения
- Молитва о дерзостно кленущихся
- Молитва о скверноядших
- Молитва на студныя помыслы
- Молитва о кающихся
- Молитва по смерти прощальная
- Молитва на всякую немощь
- Молитва о копании кладязя
- Молитва в насаждении винограда
- Молитва на обимание винограда
- Молитва на благословение вина
- Чин, бываемый на нивaх, или винoгpaдe, или вepтoгpaдe, аще случится вредитися от гадов, или иных видов
- Молитва над сеянием
- Молитва еже благословити мрежи
- Молитва во еже устроити корабль
- Молитва святых седми отроков, о ниемощием и неспящем
- Молитва над солию
- Поучение Иоанна Златоустаго во святый Великий четверток Поучение Иоанна Златоустаго во святую и великую Неделю Пасхи
- Молитва во еже благословити брашна, мяса, во святую и великую Неделю Пасхи
- Молитва, еже благословити сыр и яица
- Молитва о храмине, стужаеме от злых духов
- Молитва во еже благословити стадо
- Молитва молебная на всякую литию
- Молитва благословити ваия в Неделю Ваий
- Молитва во причащение гроздия в 6-й день августа
- Молитва во обновление Божия храма
- Молитва умиревающая во вражде сущих
Разные последования
- Последование на сыноположение (усыновление)
- Последование над пещию
- Последование, егда приходит отроча учитися Священным Писанием: и о отроцех неудобоучащихся
- Последование молебное о немощных, обуреваемых от злых духов нечистых и стужаемых
- Чин бываемый на разлучение души от тeлa, внегда человек долго страждет
- Последование божественнаго и священнаго умовения
- Последование святыя Пентикостии Последование молебнов в различныя литии
- Канон молебный ко Пресвятей Богородице поемый во всякой скорби душевней и обстоянии
- О возвышении панагии, егда кто хощет отыти на службу
- Канон молебный ко Пресвятей Богородице во исповедание грешника
- Последование Мефодия, патриарха Константинопольскаго о различных лицах и вoзpacтeх, от отвержения к православней и истинней вере обращающихся
- Молитвы очистительныя от отвержения ко истинней вере обращающемуся
- Последование о священнице, во сне искусившемся
- Последование к братотворению духовному
- Последование, егда крест творит священник на страсть недуга, со святым копием
Указания при обращении в православие иноверцев
- Изложение, о еже како подобает приимати от иудеов приступающаго к вере христианстей. Образ отрицания сарацынскаго
- Чин, како приимати к православней вере приходящих, иже измлада воспитани быша вне православныя церкви
- Чин, еже како миром помазати к православней вере приходящих, и церкви соборной соединяющихся
Последование и молитвы в бедствиях
- Последование в бездождие
- Последование во время безведрия, егда дождь многий безгодно идёт
- Канон в страх труса (при землетрясении)
- Канон Пресвятей Троице в прещение губительныя немощи
- Молитва иная в губительный недуг
- Молитва глаголемая к Богу во время губительства и глада
- Молитва на прещение громов и молний
- Молитва от злорастворений ветров и бури морския
- Последование в нашествии варвар (во время брани против супостатов)
- Молитва о ИМПЕРАТОРЕ, и о воинстве ЕГО
Освящение храма, водружение креста
- Чин бываемый на основание храма, и о водружении креста
- Указ о храмех, внегда святити, или не святити
- Служба на обновление храма (священия церкве)
Номоканон, сиречь, законоправильник
Месяцеслов
Сословие имен по алфавиту
Большой Требник по своему содержанию делится на две части.
В первой части изложены молитвословия и священнодействия, совершаемые Православной Церковью при обстоятельствах, бывающих в жизни всех или большей части христиан. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он переселяется в вечность.
Требник начинается молитвой, которой Святая Церковь принимает младенца при его рождении — молитвой жене в первый день рождения младенца. После этого следуют молитвы наречения имени новорожденному младенцу, молитвы жене-родильнице после 40 дней и чин воцерковления младенца. Далее в Требнике излагаются чинопоследования и самые священнодействия пяти таинств (кроме таинств Евхаристии и Священства). В случае тяжкой болезни в Требнике дан чин приобщения Святых Таин больного на дому. Наконец, Святая Церковь призывает благословение на воду, которой, по молитвам Церкви, сообщается действенная сила на душевную и телесную пользу верующих — в Требнике есть чин последования малого и великого освящения воды.
Посвятивших себя в девстве (в монашестве) на служение Богу Церковь напутствует соответствующими наставлениями и молитвословиями; для этого в Большом Требнике находятся последования одеяния рясы (рясофора), малой и великой схимы.
После этих последований в Требнике излагаются последования об умерших: погребения мирских человек, монахов, священников, младенцев и чин погребения на Пасху.
Этим заканчивается первая часть Требника.
Вторая часть Большого Требника содержит в себе, главным образом, молитвословия на разную потребу, а именно: на освящение вещей, зданий, овощей, молитвы при начале труда, при благословении яств на Пасху, последование о учении отроков; молитвословия об отгнании злых духов, затем последования, относящиеся к общественному богослужению: чин умовения ног в Великий Четверг и чин вечерни в день Пятидесятницы, молебные пения на разные случаи, чин присоединения к Православию и чины на освящение храмов (священником) и, наконец, Номоканон. В приложении помещены месяцеслов и в алфавитном порядке имена святых.
Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.
Источники:
http://xn--b1algoccq.xn--p1ai/%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/1049e25011313056ef9b866b311d6223/5
http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/posledovanie-molebnyh-penij/
http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/bolshoj-trebnik/