О болгарии и ее церкви. Проникновение христианства к болгарам

Принятие христианства в Болгарии. Церковная организация

Болгария при князе Борисе I

Крещение Болгарии, изобретение славянской письменности и формирование новой христианской духовности стало главными событиями болгарской истории второй половины IX – первой четверти X в. Путь Болгарии к христианству был длителен. Признанная еще в 681 г. Византией Болгария приняла новую религию лишь почти два век спустя, при хане Борисе (852-889 гг.). Болгарский хан, решив ввести в стране новую веру, должен был справиться одновременно с двумя сложнейшими задачами: принудительно или добровольно окрестить свой народ и в то же время найти достойное место для Болгарии в ряду христианских государств. Для христианских Европы и Византии языческая Болгария не являлась полноправным партнером.

К сер. IX в. в Европе сложилась достаточно устойчивая церковная иерархия, которая, однако, не исключала борьбы папы римского и византийского патриарха за первенствующую роль.

Хан Борис, решившийся окрестить Болгарию – личность несомненно яркая и драматичная. Язычник – хан Борис и христианин – князь Борис-Михаил – это одно и то же лицо. Смиренный монах и разгневанный правитель, приказавший уничтожить не толь ко более пятидесяти предводителей языческого бунта, но и все их семьи, а также повелевший ослепить своего сына за измену христианству – это тоже Борис I.

Поиски своего места в христианском мире Болгария начала с помощью оружия. Однако Бориса преследовали военные неудачи, не помогла и политика лавирования. Вскоре после своего вступления на престол Борис в союзе с Великой Моравией начал войну против немецкого короля Людовика, но потерпел поражение. Неудача постигла его и в борьбе с Византией в 855-856 гг. Болгария потеряла тогда область Загоры и Филиппополь. Не помог в борьбе с Византией и союз с Людовиком Немецким , снова последовало поражение. И тогда Византия предложила болгарскому хану мир и совершение в его стране обряда крещения. Введение новой религии растянулось на несколько лет, с 864 до 866 г. Почему болгарский правитель принял, наконец, решение о крещении? Возможно под влиянием серии военных неудач, а также привлеченный заманчивым предложением Византии вернуть Болгарии ряд отторгнутых у нее областей. Возобладало желание Бориса вписаться в христианскую общность европейских народов.

В начале 864 г. хан Борис был окрещен вместе с семьей и ближайшими сановниками в своем дворце в обстановке полной таинственности. Акт крещения был совершен священниками , прибывшими из Византии. Этот акт не был торжественным. Народ в целом не понимал и не принимал новую религию. Не замедлил подняться мощный языческий бунт, тотчас же жестоко подавленный Борисом. Духовный сын византийского императора Михаила III, каковым являлся теперь болгарский хан, принял титул князя и новое имя Михаил. Справившись с антихристианским движением, правитель Болгарии был еще очень далек от заветной цели устройства самостоятельной болгарской церкви.

Впереди была длительная борьба за ее автономию. Стараясь добиться самостоятельности для своей церкви, Борис лавировал между двумя могущественными христианскими центрами – Римом и Константинополем. Болгария добивалась статуса автокефалии церкви , либо патриархии. Стремясь получить необходимые разъяснения относительно положения болгарской церкви, князь Борис отправляет послания в разные христианские центры. Византийский патриарх Фотий в ответ на вопросы болгарского князя прислал морально-этическое послание, в котором, правда, ни словом не обмолвился о положении болгарской церкви в иерархии вселенских церквей. В послании он наставлял Бориса в том, что глава государства обязан заботиться не только о своем спасении, , но и вверенном ему народе, руководить им и вести к совершенству. Но вразумительного ответа о статусе болгарской церкви Борис от константинопольского патриарха так и не получил. Тогда он решил обратиться по другим адресами. Болгарские посольства были отправлены к Людовику Немецкому, в Регенсбург, а также в Рим, к папе Римскому (866 г.). Папа откликнулся объемным посланием, прислав 106 ответов на вопросы болгар. Судя по посланию папы, болгарского князя более всего интересовали проблемы учреждения в Болгарии патриархии и процедура рукоположения патриарха. Борис просил разъяснить основы новой религии, прислать богослужебные книги и проповедников. Папа разъяснил, что Болгарии пока подобает иметь епископа, а не патриарха. После рукоположения епископа можно избрать архиепископа, а уж затем и патриарха, рукоположить которого может более высокий церковный чин, т.е. кто-то из уже существующих патриархов. Глава римской церкви подробно рассказывал болгарам, какие патриархи являются истинными. При этом он не преминул подчеркнуть, что Константинопольская церковь не является апостольской и создана лишь по благоволению светских властей, в то время как римская церковь освящена апостолами Петром и Павлом. Таким образом, вновь обращенных болгар погружал в пучину длительной Римо-Константинопольской церковной распри.

В 867 г. умер папа Николай I. В этом же году был низложен с патриаршего престола Фотий. Борису пришлось иметь дело с новыми партнерами. Болгарское посольство отправилось в Рим к новому папе с просьбой рукоположить архиепископом Болгарии выдвинутого болгарами кандидата. Папа же настаивал на своем кандидате на болгарский церковный престол. История с определением статуса болгарской церкви завершилась на вселенском соборе 870 г., где болгарская церковь была поставлена под верховенство Константинопольской патриархии. Во главе церкви был поставлен архиепископ , рукоположенный Константинопольским патриархом.

Началась трудная работа по строительству болгарского клира, христианских храмов, формированию корпуса богослужебной литературы.

Тем временем в христианском мире произошли важнейшие события, прямо отразившиеся и на судьбе Болгарии и на ее церкви. Славянские просветители, святые братья Константин(Кирилл) и Мефодий в начале 60-х годов IX в. изобрели славянскую письменность, успешно перевели с греческого на славянский язык основные богослужебные книги и стали проводить богослужения на славянском языке в Великой Моравии. Ими была воспитана целая плеяда талантливых учеников и последователей. Именно этим ученикам Кирилла и Мефодия довелось сыграть огромную роль в становлении болгарской церкви и воспитании первых болгарских священников. Однако миссия славянских просветителей в Великой Моравии закончилась после смерти Кирилла (869 г.) и Мефодия (885 г.). По настоянию немецкого духовенства их ученики были изгнаны из страны. Часть их обрела приют в Болгарии.

В 886 г. князь Борис с почетом встретил в болгарской столице Климента, Наума, Ангелария, а затем Константина. Наум стал проповедовать в Плиске, Климент – в Охриде. Эти города стали важнейшими центрами по подготовке священнослужителей Болгарии.

В 889 г. князь Борис оставил трон и ушел в монастырь, посчитав свою государственную миссию выполненной. Царский трон занял старший сын Бориса Владимир-Расате. В течение почти пяти лет он пытался вернуть Болгарию к язычеству, что вынудило Бориса покинуть монастырь и вернуться к государственным делам. Владимир был отстранен от престола и ослеплен. Князем был провозглашен Симеон, один из сыновей Бориса (893 г.). Новый правитель Болгарии высокообразованный человек, отдал много сил укреплению болгарской церкви. Его острейшим желанием стало утверждение в Болгарии патриархии. с его именем связано строительство новых церквей. Была воздвигнута дворцовая церковь-ротонда в Преславе, богато украшенная и получившая с связи с этим название “золотой”. Просвещенный болгарский князь, более десяти лет обучавшийся в Византии, возглавил переводческую и книжную деятельность болгарских церковнослужителей.

В целом, в эпоху Первого Болгарского царства (681-1018) с греческого на славянский было переведено много текстов Ветхого и Нового Завета и написаны оригинальные сочинения болгарских книжников на церковную тему.

Вожделенная мечта князя Симеона об учреждении в Болгарии патриархии, однако, не сбылась. Лишь его сыну Петру (927-970) удалось возвести болгарскую церковь в ранг патриархии, когда он женился на внучке греческого императора, и Византия одобрила этот шаг Болгарии. Именно в правление Петра в стране возникло множество монастырей, появились монахи, отшельники и пустыннослужители. Наиболее заметной и впечатляющей фигурой этого времени является св. Иоанн Рильский. Этот канонизированный после смерти монах-отшельник основал монастырь в горах Рильского массива, вел высоконравственную жизнь и совершал чудесные деяния. Он встречался с самим царем Петром, давая ему наставления об управлении государством.

Казалось, ничто не омрачает плавного эволюционного развития болгарской церковной организации. Однако именно в правление царя Петра, в сравнительно мирный период истории страны, в Болгарии поднялось мощное еретическое движение, получившее название богомильского. В сущности это была первая в Европе обширная богословская ересь, оказавшая сильное влияние не только на Болгарию, но и на Европу. Найти причины этого социально-религиозного движения достаточно трудно, ведь болгарская церковь была сравнительно молода. Возможно, сказалось трудное социально-экономическое положение населения, резко ухудшившееся после непрерывных войн Симеона. Возможно, как раз молодость самой церковной организации сыграла свою роль. Миновало всего лишь несколько десятилетий после принятия христианства в Болгарии. В стране помнили и об языческих временах, и о старых религиозных течениях, проникающих в Болгарию с Востока – манихействе и павликианстве. Для этих учений был характерен крайний дуализм, т.е. признание бесконечной борьбы доброго и злого начал.

Читать еще:  История мощей николая чудотворца.

Организатором движения стал поп Богомил, давший свое имя всей ереси. Богомилом была создана своя организация. Первую группу составляли близкие последователи Богомила – теоретики движения. Это были преимущественно духовные лица. Во вторую группу вошли сочувствующие новому учению. Сторонники еретиков появились как на селе, так и в городе. Официальная церковь не могла принять развиваемого богомилами учения о происхождении вселенной и человека, а также об устройстве государственной системы. Главным в учении богомилов была критика церкви, ее устройства и порядков, выступление против служителей церкви. Особенно яростно нападали богомилы на представителей высшего клира – епископов и митрополитов. Еретики выступали не только против официальной церкви, но и против светской власти и государства. Критика богатства и восхваление бедности занимали центральное место в их проповедях.

Главным источником для изучения истории этого еретического движения в Болгарии является современное ему сочинение пресвитера Козьмы “Беседа против богомилов”. Именно это сочинение рисует живую и полнокровную панораму происходящих событий и позволяет представить их характер.

Козьма повествует, что богомилы считают все земное созданием дьявола. И не только земное, “небо, солнце, звезды, воздух, землю, человека, церковь, кресты и все Божье отдают дьяволу. И вообще все, что находится на земле – одушевленное и неодушевленное, называют дьявольским.”. Более того, ругают богатых, учат своих не подчиняться господам своим, ненавидят царя, ругают старейшин, укоряют боляр, думают, что те неугодны Богу, когда работают на царя. И каждому слуге приказывают не работать на своих господ”. Козьма пресвитер пытается и весьма удачно определяет истоки еретического движения в стране. Богомильство, по его мнению, вызвала и испорченность нравов болгарской церкви. “Откуда, – вопрошает он, – приходят эти волки, злые псы – еретические учения? Не от лености ли и невежества паствы? Пастырей? Как будет проповедовать слово Божье невежда, не знающий закона, часто поставленный законодателем за мзду? Священники пьют, грабят, тайно совершают другие плохие дела и нет никого, кто бы воспрепятствовал этим плохим делам. Нередко живут в лености”.

Распространение богомильства весьма заботило не только церковную, но и светскую власть. Дважды обращался царь Петр за советами по поводу появившейся ереси к константинопольскому патриарху Феофилакту. Гонения на еретиков начались сразу же после возникновения движения в 20-е гг. Х в. Но официальная церковь с трудом справлялась со своими духовными противниками , невзирая на то, что богомилы преследовались и изгонялись, а книги их сжигались. Притягательное для всех недовольных учение богомилов имело длительную судьбу, долгое время распространялось в Болгарии (вплоть до XV в.). Это еретическое движение встречаем далеко за пределами страны – в Византии, Сербии и особенно Боснии.

Судьба болгарской церкви в XI-XIV вв.

Отягощенная еретическими движениями и переживающая трудности болгарская церковь была по статусу автономной и свободной в решении своих дел. Сильнейший удар был нанесен ей в 1018 г., когда Болгария вплоть до 1186 г. попала под власть Византии. Болгарская патриархия была уничтожена. Церковь возглавил архиепископ, местом пребывания которого стал г. Охрид. Несмотря на то, что византийский император Василий II своими грамотами подтвердил автономию болгарской церкви, лишь первый болгарский архиепископ был болгарином,, затем высший церковный пост в Болгарии в пору византийского владычества занимали только греки.

После освобождения Болгарии от власти Византии в конце 80-х гг. XII в. в стране длительное время продолжались поиски путей укрепления болгарской церкви. Один из болгарских царей – Калоян попытался даже заключить унию с католической церковью (1204 г.), добиваясь признания патриаршего достоинства за главой болгарской церкви. Но уния продержалась краткое время. Начавшийся IV крестовый поход и борьба болгар против крестоносцев (1205), поддерживаемых главой католической церкви, сделали унию невозможной. Патриархию в Болгарии удалось восстановить лишь в 1235 г. в результате победоносных войн царя Ивана Асеня II с Византией. На этот раз это была Тырновская патриархия, деятельность которой оборвалась в связи с завоеванием Болгарии турками-османами в конце XIV в. История средневековой болгарской церкви свидетельствует о том, что ориентируясь на византийский церковный опыт, болгарская церковь стремилась к самостоятельности и независимости от духовного опыта Византии. Широкие права по отношению к болгарской церкви имели ее светские верховные правители. По повелению князей Болгарии в стране созывались церковные Соборы, сооружались церкви и монастыри, рукополагались церковнослужители. Подчинение болгарской церкви светской власти наложило печать особенности на структуру и деятельность ее церковнослужителей. Постоянное влияние на жизнь болгарской церкви оказывало постоянное соперничество с соседней Византийской империей.

«Болгария остается православной, но не так, как многие себе это представляют»

Почему в Болгарии главенствуют депрессивные общественные настроения и скептическое отношение к православию

Новости, приходящие из Болгарии, в последние годы только расстраивают россиян. «Эх, братушки!» — хочется сказать о многих болгарских известиях. О причинах этой безрадостной действительности «Русской Планете» рассказывает юрист, директор православного фонда «Покров Пресвятой Богородицы», редактор интернет-портала «Православие. Болгария» (www.pravoslavie.bg) Пламен Сивов.

— Когда в Москве говорят «братья-славяне», подразумевают в первую очередь сербов и болгар, освобожденных Россией от турецкого ига. Улицы, названные в честь русских генералов, памятник Царю-Освободителю Александру II, воспоминания о «болгарско-русском славянском братстве» — все это живая реальность современной Болгарии. Как же сочетается историческая память и откровенно прозападный курс болгарского руководства? Два разнонаправленных вектора создают впечатление охватившей страну шизофрении… Возможно ли их объединить, или Болгария сделала европейский выбор окончательно?

— Тема отношений между Болгарией и Россией всегда имела две стороны. Первая — это духовное родство; вторая связяна с тем, что Болгария и Россия два самостоятельных государства, которые идут по своим путям развития, иногда проходящим через более или менее ярко выраженные конфликты.

Первый аспект, родство, можно сказать, особенно близок болгарской душе, и никакие политические потрясения не были в состоянии его искоренить. Еще с самого создания болгарской государственности, после Освободительной войны в 1878 году, часть болгарской элиты была связана с Россией и в культурном, и в политическом плане. Эта связь продолжалась и во времена Советского Союза, она существует и в наши дни. Но вопрос о российской идентичности, вся эта вечная дилемма Восток — Запад, которая всегда стояла перед Россией, находит отражение и в болгарском отношении ко всему русскому.

Оттуда и другой аспект этих сложных отношений — травматический опыт болгар после русского коммунизма, который ознаменовал нашу новейшую историю и обрек на эмоциональные крайности и наше сегодняшнее отношение к России. Вообще, чувства (нередко стихийно-иррациональные) как будто являются определяющим фактором: как нация мы разрываемся между яростным русофобством и русофильством, не успевая сделать трезвую оценку нашей истории и идти вперед. Прагматический подход, основанный на взаимном уважении между двумя нациями и с учетом собственных интересов, в современном болгарском отношении к России и в политике, и в культуре в наибольшем дефиците.

— Евросоюзовские реалии оказались совсем не такими, как ожидало большинство болгар, и речь не только об экономике (хотя она фактически погублена) или перспективах молодежи (которые весьма печальны). Болгарское общество — и это видно невооруженным глазом, не только по газетам или уличным граффити — погружено в глубокую депрессию. Если это так, какова ее главная причина? Способно ли общество выйти из этого состояния?

— После падения коммунизма в стране (1989 г.) болгарское общество действительно перетерпело срыв — и экономический, и духовный. Были разрушены социальные связи, модели поведения, экономика, мораль, законность. Вне идеологических клише наше вступление в ЕС дало один важный положительный результат — нам извне предложили правила поведения, которых мы были не способны придерживаться сами. Оставленное само по себе болгарское общество, без «твердой руки» прежней власти, находясь в условиях молодой демократии, но без навыков демократического поведения на всех уровнях, начинало превращаться в пародию на государство. Европейский союз дал людям некую надежду и направление (возможно, короткие и иллюзорные) и некие основные правила. Без этих вещей ситуация, наверное, вышла бы из-под контроля; существовала реальная опасность повтора косовского и югославского сценариев: прийти к гражданской войне или к чему-то еще серьезнее.

Наша сегодняшняя депрессия в наибольшей степени является результатом специфического национального характера, а не столько результатом остальных факторов (бедности, политической нестабильности). Мы – фундаментальные скептики, не верящие никому, особенно своим собственным лидерам. Да, это ведет к депрессии. Но у этого синдрома есть и положительная сторона — он защищает нас от слишком длительного пребывания в иллюзиях. Наши иллюзии — кратковременные, и поэтому их легче выносить.

Читать еще:  Покупать куриное белое яйцо сонник. К чему снится много яиц: сырых, варёных, тухлых, разбитых, огромных? Основные толкования к чему снится много яиц —

— Мне довелось побывать в Болгарии в апреле 2013 года, когда страна оказалась перед лицом тяжелейшего политического и экономического кризиса. Патриарх призвал страну к трехдневной усиленной молитве, и президент поддержал этот призыв. Но в храмах было совсем немноголюдно. Чем объяснить это отсутствие интереса к вере и Церкви? Что первично для болгарского национального самосознания — религиозная или этническая идентичность?

— Один из возможных ответов на этот вопрос коренится в ответе на прежний — наш глубокий скептицизм ко всякой власти, ко всякому авторитету, ко всякому «великому рассказу»; ко всему, у чего есть потенциал придать смысл нашему существованию. И если в политической сфере такой скептицизм иногда может принести хорошие плоды, то в духовной сфере, увы, он наносит тяжелые поражения.

Болгария остается православной страной, но не так, как многие себе этопредставляют. Современные политически корректные представления о нашей «православности» имеют нечто общее с государственным протоколом, с этнографическим и культурным резервом, с определенными «историческими заслугами», с каким-то литературно-патриархальным умилением по утраченной невинности. Существенные измерения Православия и Церкви — как предельной тайны, как смысла и цели нашего коллективного сожительства, как души народа — все это отброшено, забыто, унижено.

Традиционно свыше 80% населения объявляют себя православными; церковь неизменно находится на первом месте среди институций с наивысшей степенью доверия — и в то же время причащающихся в храмах можно сосчитать на пальцах. А число причащающихся (и, соответственно, ведущих православную духовную жизнь) является единственным собственно православным критерием настоящих«размеров» нашей церкви. Если возьмем этот критерий, я не удивлюсь, если в Болгарской православной церкви окажется меньше верующих, чем в большинстве протестантских общностей. То есть традиционная церковь большинства может оказаться «меньшинственной».

А в общественном пространстве на данный момент доминирует один основной тон по отношению к Церкви — уничижительный. Когда речь идет о Церкви, критики особенно критичны, насмешники особенно остроумны и отъявленные враги Церкви особенно изобретательны.

— Одним из самых тяжелых впечатлений от Болгарии стала картина, увиденная в центре Велико Тырново. На облупившейся двери старого дома по улице Дм. Благоева висело традиционное болгарское поминальное объявление, извещавшее о годовщине со дня смерти Марийки Стоевой-Пешевой — «христианки по материнской линии от основания Второго Болгарского государства», дальней родственницы Стефана Стамболова, прошедшей через многие испытания, но никогда не падавшей духом — «верившей в Иисуса Христа и укреплявшейся». Дверь-в-дверь с этим трогательным поминанием завлекал посетителей призывными фото в больших стеклянных витринах секс-шоп «Эрос»… Символика этого соседства была просто душераздирающей… Пока что волны (бес)культурной унификации и освобождения страстей захлестывают не только Болгарию — топят они и Россию, проникают и в мусульманский мир…

— Вы говорите о равнодушии, которое ведет к китчу. Всякий китч порожден несовместимостью между возвышенным и низшим. Такие примеры можно найти во всякой массовой культуре без исключения. В Болгарии в последние годы драматический разрыв с высоким (или просто нормальным) вкусом и высокой культурой попадает под общим определением «чалга» — что-то вроде вашей «попсы», но с подчеркнутым восточным привкусом. Явление, которое затрагивает не только музыку, но и культуру в целом. И церковную культуру, к сожалению.

— Болгария исторически находится в православно-мусульманском пограничье. Возможны ли диалог и соработничество между представителями этих религий в Болгарии? На какой платформе? Актуальна ли для страны проблема исламского радикализма?

— В области исламо-христианского сожительства и диалога вновь наш опыт двусторонен. С одной стороны, он глубоко травматичен (пять веков османского рабства). С другой, бытовой стороны он выражается в нормальных отношениях с соседом-мусульманином, с коллегами с турецкими именами. На бытовом уровне в последние годы Болгария не допустила этнического напряжения и конфликта, как это случилось во многих других местах рядом с нами. И это является важным опытом и примером; это нечто, к чему надо возвращаться и оценивать снова.

В то же время мы слишком далеки от углубленного диалога с исламом как с религией — в основном из-за нехватки людей, реально способных вести такой диалог, и из-за глубокого религиозного безразличия в болгарском обществе. Нельзя вести межрелигиозный диалог, если ты сам не религиозен. В лучшем случае получилось бы нечто внешнее. В реальности спор неизбежен, несогласие по многим вопросам неминуемо. Но, оставаясь при своих различиях, мы можем сохранить уважение. На данный момент у нас нет настоящего уважения к другому, потому что мы не осознаем свою собственную идентичность.

— «Река времен в своем стремленьи/ Уносит все дела людей,/ И топит в пропасти забвенья/ Народы, царства и царей», — писал Гаврила Державин. И это совсем не то, что хочется пожелать братскому православному народу. Куда идет Болгария сейчас? Сохранят ли болгары православие, спасет ли оно их? Что будет со страной и людьми через десять, двадцать, тридцать лет.

— Болгария в настоящее время идет по избитому пути каждого потребительского общества, только у нас процессы очень быстрые и поэтому болезненные для широких групп населения. Такие процессы создают глубокое размежеванье между людьми, и общество теряет свою целостность. На этом пути места для Церкви — такого, какое она имела в прошлом, — элитами не предусматривается. Сама Церковь не способна заявить это по-настоящему – через свидетельства и примеры, а не только с помощью сокрушительных проповедей против западного образа жизни, что бы это ни означало. Поэтому могу только молиться, чтобы упадок не принес нам невыносимые страдания. Чтобы надвигающиеся гонения были ясно осознаны и приняты с христианской честью. Чтобы Христово стадо в нашей стране было небольшим, но верным. Чтобы, когда в один день человечество встретит своего Спасителя, в хоре голосов, приветствующих Его как Царя и Бога, была слышна и болгарская речь.

ru.knowledgr.com

Обращение в христианство Болгарии было процессом, которым 9-м веком средневековая Болгария преобразовала в христианство. Это были под влиянием перемены Хана политические союзы с королевством Восточного Franks и Византийской Империи, а также его приема Папой Римским. Из-за стратегического положения Болгарии и церкви Рима и Константинополя хотели Болгарию в своей епархии. Обращение в христианство считали средством объединяющихся славян в область. После некоторых увертюр к каждой стороне хан принял христианство из Константинополя. Через них он достиг своей цели получения независимой болгарской национальной церкви и назначения архиепископа, чтобы возглавить его.

Когда Хан Борис начал свое господство в 852, международная ситуация была очень сложна. Конфликт с Византийской Империей для доминирования по славянским племенам в современной Македонии и Фракии был все еще далек от того, чтобы быть решенным. В среднем регионе Дуная интересы Болгарии пересеклись с теми из появляющегося королевства Восточного Franks и княжества Большой Моравии. Это было о том периоде, когда Хорватия появилась на международной арене, неся ее собственные стремления и требования о территориях в регионе.

В более крупном масштабе напряженные отношения между Константинополем и Римом напрягались. Оба центра конкурировали, чтобы привести Обращение в христианство, которое объединит славян в Южной и Центральной Европе. Болгарское Ханство и Королевство Восточного Franks установили дипломатические отношения как только 20-е и 30-е 9-го века. В 852, в начале господства Хана Бориса, болгарское посольство послали в Майнц, чтобы сказать Людовику II изменения в Pliska, болгарской столице. Наиболее вероятно, посольство также работало, чтобы возобновить болгарско-немецкий союз.

Начальные неудачи

Некоторое время спустя Хан Борис заключил союз с Rastislav Моравии (846–870) спровоцированный Королем Западного Franks, Чарльзом Лысое (840–877). Немецкое Королевство ответило, напав и победив Болгарию, вынудив Хана Бориса восстановить союз с немецким королем, направленным против Великого Моравиа, византийским союзником. Ситуация держала большой риск для болгарского государства. Война наконец вспыхнула между 855-856. Империя хотела восстановить управление некоторыми крепостями на Диэгонэл-Роуд (Через Diagonalis или Через Militaris), который пошел из Константинополя, через Philippopolis (Пловдив), в Naissus (Niš) и Singidunum (Белград). Византийская Империя была победной и повторно завоевала много городов с Philippopolis, являющимся среди них.

Этот возобновленный союз угрожал Большой Моравии, которая обратилась за помощью из Византия (862–863). Это было в то же время, когда византийская миссия в Большую Моравию имела место. Сирил и его брат Мефодий намеревались потянуть Большую Моравию ближе к кругу Константинополя и усилить византийское влияние там.

Хан Борис больше интересовался тем, что Кирилл и Мефодий принес ему первый славянский алфавит, который они создали для Княза Ростислава. Болгария хотела осуществить славянский алфавит, а также средство остановить культурное влияние Византийской Империи.

В прошлых месяцах 863, Византийцы напали на Болгарию снова, вероятно, потому что они узнали, что Борис сказал немецкому королю, что он желал, принимают христианство, и Византий должен был предупредить его от поднятия христианства из Рима. Зависимая от Рима Болгария во внутренних районах Константинополя была угрозой непосредственным интересам Византийской Империи.

Читать еще:  Праздник благовещение приметы. Благовещение пресвятой богородицы - что можно и что нельзя делать, приметы, обычаи, традиции

Византийское требование

Византий не требовал территории, но преобразование в Восточное христианство болгарских представителей и лидеров, сопровождаемых преобразованием остальной частью болгар. Такое требование было бы недопустимо при других обстоятельствах.

Эти две стороны завершили «глубокий мир» в течение 30-летнего периода. В конце осени 863, миссия от Патриарха Константинополя Photios прибыл в Pliska и преобразовал хана, его семью и высокопоставленных сановников. Их все окрестили как христиане.

Причины обращения в христианство

После завоеваний Хана Крума Болгарии в начале 9-го века Болгария стала важной региональной властью в Юго-восточной Европе. Его будущее развитие было связано с византийскими и Восточными франкскими империями. Так как оба из этих государств были христианскими, Болгария Tengriist осталась более или менее в изоляции, неспособной взаимодействовать на даже основаниях, ни культурно, ни неукоснительно.

После преобразования Саксов большая часть Европы была христианской. Сохранение язычества среди булгаров и славян (две этнических группы, которые сформировали болгар) принесло другой недостаток — объединению этих двух этнических групп препятствовали их различные религиозные верования. Наконец, у христианства были свои корни на болгарских землях до формирования болгарского государства.

Реакция

Луи, Король Восточного Francia, не был удовлетворен планом Бориса, но он не продолжал свои страхи открыть конфликт.

Поскольку византийские миссии преобразовали болгар, их силы поощрили людей разрушать Tengriist святые места. Консервативные болгарские аристократические круги выступили против такого разрушения, поскольку они проводили духовные ритуалы. В 865, недовольные из всех десяти административных областей (komitats) восстали против Бориса (теперь назвал Knyaz), обвиняя его в предоставлении их «плохой закон». Мятежники двинулись к капиталу, намеревающемуся захватить и убить knyaz и восстановить старую религию.

Все, что известно, – то, что Княз Борис собрал людей, лояльных к нему, и подавил восстание. Он заказал выполнение 52 бояр, которые были лидерами в восстании, «наряду с их целыми семьями». commonfolk, кто «хотел сделать епитимию», позволили обойтись без помощи вреда.

До конца его жизни Княз Борис был преследован виной о резкости его мер и моральной цене его решения в 865. В его более поздней корреспонденции Папе Римскому Николаю I спросил knyaz, пересекли ли его действия границы христианского смирения. Папа Римский ответил:

Критики могут не согласиться с оценкой Папы Римского. Историки полагают, что knyaz выполнил почти половину болгарской аристократии, чтобы закончить религиозный и политический конфликт. Его аристократические противники боялись, что Византийская Империя распространит свое влияние через христианство и разрушит Болгарию. В это время во время Средневековья болгары рассмотрели «христиан» как эквивалентных их традиционным конкурентам «Византийцы» или «греки», как их чаще всего назвали. Много болгар думали, что наряду с христианством, будут вынуждены принять византийский образ жизни и нравы.

Выбор между Римом и Константинополем

Княз Борис понял, что Обращение в христианство его предметов приведет к большему византийскому влиянию. Литургия была выполнена на греческом языке, и недавно установленная болгарская церковь была зависима от церкви Константинополя. Восстание против новой религии побудило Княза просить, чтобы Константинополь позволил болгарской церкви независимый статус.

До середины 9-го века, в практике формально объединенной церкви, не было никаких прецедентов для создания национальных церквей среди недавно переделанных народов. Болгария создала этот прецедент и подала пример для других, чтобы следовать.

Когда Константинополь отказался предоставлять болгарскую церковную независимость, Княз Борис повернулся к Папе Римскому. В конце августа 866, болгарская миссия во главе с kavhan Питером прибыла в Рим, неся список 115 вопросов от Княза Бориса. Они имели отношение к христианскому образу жизни недавно переделанных болгар и потенциальной организации будущей болгарской церкви под юрисдикцией Рима. 13 ноября 866, болгарский knyaz получил 106 ответов Папы Римского. Формоза от Портуы и Пола из Populon привела миссию Папы Римского. В то же время Папа Римский послал других эмиссаров в Константинополь.

Когда римская конторская миссия прибыла, Knyaz был достаточно удовлетворен ответом Рима, который он заказал византийской миссии уехать из Болгарии. Это рассматривалось как официальное изменение болгарской ориентации от Константинополя до Рима. Видя эмиссаров Рима там, немецкая миссия также уехала из Болгарии, удовлетворил, та Болгария будет в римской епархии.

Император Майкл III был рассержен изгнанием Болгарии духовенства Византия. В письме Князу Борису византийский император выразил свое неодобрение религиозной переориентации Болгарии при помощи наступательного языка против римской церкви. Старая конкуренция между двумя отраслями христианства горела с новой властью. Меньше чем за два года имя Болгарии стало широко известным в Западной Европе.

В Константинополе люди нервно смотрели события, имеющие место в Болгарии. Они полагали, что проримская Болгария угрожала непосредственным интересам Константинополя. Религиозный совет проводился летом 867 в византийской столице, во время которой клерикалы подвергли критике действия римской церковью пополнения Болгарии. Папа Римский Николай I проклинался.

теряя время, Княз Борис попросил, чтобы Папа Римский назначил Формозу Portua как болгарский архиепископ. Папа Римский отказался, вероятно по некоторым личным мотивам, потому что официальный ответ – что у Формозы уже была епархия – был неверен.

Папа Римский приказал, чтобы новые лидеры, Доминик из Trivena и Гримвальд Polimarthia, миссии были посланы в Болгарию. Вскоре после Николас умер. Его преемник, Папа Римский Эдриан II (867-872), также был не в состоянии ответить на запрос Княза Бориса о назначении болгарского архиепископа.

Княз предложил другого кандидата на болгарского архиепископа, но Папа Римский отказался. Вместо этого он принял клерикала по имени Сильвестер, человек настолько низко в иерархии, которая не была уполномочена выполнить литургию один. После того, как у него было трехдневное пребывание в Pliska, болгары отослали его назад в Рим, сопровождаемый эмиссарами, несущими письменную жалобу Княза Бориса. Княз чувствовал отказы Рима своего запроса и задержек как оскорбление и признак нежелания Папы Римского скоординировать выбор с ним болгарского архиепископа.

В результате Борис начал переговоры снова с Константинополем, с кем он ожидал больше сотрудничества, чем показанный в прошлом. Но, 23 сентября 867, император Майкл III был убит его близким знакомством Бэзил, который установил македонскую династию, которая управляла Империей до 1057. Патриарх Фотий был заменен его идеологическим конкурентом Игнатиусом (847-858; 867-877). Новые правители Византийской Империи быстро уменьшили напряженные отношения между Константинополем и Римом. Папа Римский Эдриан II нуждался в помощи Бэзила I против нападений арабов в южной Италии. С другой стороны, Византий ожидал поддержку Папы Римского патриарха Игнатиуса.

Результат

В результате соглашений лидеров церковь Совет проводилась в Константинополе. После конца официальных конференций 28 февраля 870 болгарских эмиссаров прибыли в Константинополь, посланный Knyaz и во главе с Ichirguboil (первый консультант Knyaz) Застой, Канзас-Bogatur (высокопоставленный аристократ) Sondoke, Канзас-Tarkan (высокопоставленный военный начальник) среди других.

Немного людей подозревали реальную цель этих эмиссаров. 4 марта император Бэзил я закрыл Совет с празднованием во дворце Императора. При исполнении служебных обязанностей был болгарский Кэвкэн (примерно вицехан или viceknyaz) Питер. После того, как он приветствовал представителей римских и византийских церквей (римлянин, являющийся первым), Кэвкэн Питер спросил, под чьей юрисдикцией должна упасть болгарская церковь. Римские представители не были готовы обсудить этот вопрос.

Казалось, было секретное соглашение между византийским Патриархом, Императором и болгарскими эмиссарами. Православные отцы немедленно спросили болгар, духовенство которых они нашли, когда они прибыли в земли, которыми они теперь управляли. Они ответили на «греческий язык». Православные отцы объявили, что право наблюдать за болгарской церковью принадлежало только церкви Матери Константинополя, которая поддержала юрисдикцию на этих землях в прошлом.

Протесты эмиссаров Папы Римского не были приняты во внимание. С одобрением Knyaz и Отцами Совета, болгарская церковь была объявлена Архиепископством. Архиепископ должен был быть избран среди епископов с одобрением Knyaz. Создание независимого болгарского Архиепископства было беспрецедентно. Обычно, независимые церкви были основанными апостолами или студентами апостолов. В течение длительного периода Рим бросал вызов требованию Константинополя равенства Риму на том основании, что церковь Константинополя не была основана апостолом Христа.

Всего спустя шесть лет после его преобразования, Православная церковь предоставила Князу Борису национальную независимую церковь и высокопоставленного высшего представителя (архиепископ). За следующие 10 лет Папа Римский Эдриан II и его преемники предприняли отчаянные попытки возвратить их влияние в Болгарии и убедить Княза Бориса оставить сферу Константинополя.

Основы болгарской национальной церкви были заложены. Следующая стадия была внедрением Кириллицы и Старого болгарского языка как официальный язык болгарской церкви и государства в 893 н. э. во время Совета предварительного славянина. Такая национализация церкви и литургии была исключительной и нисколько часть практики других европейских христиан.

Источники:

http://studopedia.ru/6_41793_prinyatie-hristianstva-v-bolgarii-tserkovnaya-organizatsiya.html
http://pravoslavie.ru/93159.html
http://ru.knowledgr.com/01958304/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%92%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: