Факультативные знаки препинания – что это и когда уместно.

Содержание

Раздел 19. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Особенностью русской пунктуации является то, что один и тот же знак препинания может быть использован с различным назначением (многофункциональность знаков препинания), однако разные знаки могут быть использованы для одной и той же цели (синонимия знаков препинания). Оба эти обстоятельства позволяют в условиях контекста производить оптимальный выбор знаков, создают возможность факультативного их использования [30] .

Отмечая синонимичность в употреблении знаков препинания, не следует думать, что в конкретных случаях они полностью взаимозаменяемы, т. е. вполне равноценны. Отнюдь нет: абсолютно синонимичных знаков препинания не бывает, и, выбирая тот или иной вариант пунктуационного оформления текста, автор находит в нем определенные преимущества смыслового, стилистического, интонационного характера.

Общее понятие факультативности в употреблении знаков препинания допускает выделение трех случаев:

1) знак собственно факультативный — по схеме «знак — нуль знака» (ставить или не ставить);

2) знак альтернативный — по схеме «или — или» (взаимоисключение знаков);

3) знак вариативный — по схеме «знак на выбор» (параллельное употребление знаков).

§ 70. Собственно факультативные знаки препинания

1. В примерах: «Всем — спасибо…» (название кинофильма); Он часто выступает с докладами — блестяще; Всё это хорошо, но — риск; Зачем нужны эти слова — теперь, когда всё уже решено? постановка тире не обусловлена структурой предложений, но вполне оправдана: сказывается желание авторов подчеркнуть значение стоящих после тире слов, выделить их интонационно, отметить присоединительный оттенок и т. д.

2. В предложениях типа Даже переписать — и то нет времени постановка тире не обязательна, но допустима для смыслового разделения синтагм. [Ср. § 12, п. 4.]

3. В предложениях: И когда, месяц спустя, мы вернулись к этому разговору, тема его потеряла уже свою остроту; Я не отрицаю этой возможности; но, всё равно, она меня не устраивает находим факультативное обособление обстоятельственных слов. [См. § 20.]

4. Возможно обособление уточняющих обстоятельств места и времени: Там (,) вдали (,) начинается гроза; Встретимся завтра (,) в семь часов вечера. [См. § 22, п. 1—2.]

5. Возможно обособление дополнений: Вместо этой бесконечной однообразной равнины (,) хотелось увидеть что-нибудь живописное. Ср. также: Кроме того (,) были ещё два подобных случая — в значении ‘кроме того случая’, а не в значении вводного сочетания, которое выделяется обязательно! [См. § 29.]

6. Факультативна постановка запятой между двумя однородными членами предложения с повторяющимся союзом и: Можно отдохнуть и в горах (,) и на берегу моря. [См. § 13, п. 2.]

7. Ср.: О, да! (здесь о — междометие) и О да! (здесь о — частица).

§ 71. Альтернативные знаки препинания

1. При сложных подчинительных союзах запятая ставится один раз — или перед всем союзом, или, в зависимости от смысла, интонации, определенных лексических условий, перед второй частью (первая входит в состав главной части сложноподчиненного предложения как соотносительное слово): Я готов с вами встретиться (,) после того (,) как освобожусь. [См. § 34.] Исключение составляют те случаи, когда придаточная часть носит присоединительный характер: Мы делаем вид, что всё идёт нормально, что так и должно быть,до тех пор, пока не убеждаемся в обратном.

2. На стыке двух союзов в сложноподчиненном предложении запятая между ними ставится или не ставится в зависимости от того, следует ли за придаточной частью вторая часть двойного союза то, так, но. Ср.: Нам сообщили, что, если погода ухудшится, экскурсия не состоится. — Нам сообщили, что если погода ухудшится, то экскурсия не состоится. [См. § 36.]

Читать еще:  Храм святой софии кратко. Храм Святой Софии в Константинополе: описание и расположение

3. Сопоставляя предложения: Разве эти обездоленные, а не само общество повинно в равнодушии? и Разве эти обездоленные, а не само общество, повинны в равнодушии?, мы отмечаем в первом из них отсутствие запятой после второго однородного члена, связанного с первым с помощью противительного союза а и не заканчивающего собой предложения, а во втором — наличие запятой. [См. § 12, п. 7.] Объясняется это расхождение тем, что в первом предложении сказуемое согласуется с ближайшим к нему подлежащим (общество повинно), а во втором — с более отдаленным подлежащим (обездоленные… повинны) и было бы нежелательно соседство слов общество и повинны.

4. Альтернативными являются знаки препинания при так называемой синтаксической омонимии (т. е. при совпадении лексического состава двух предложений, но с различными синтаксическими связями отдельных слов: они могут быть отнесены и к предшествующей, и к последующей группам слов). Ср.:

Беды, постигавшие его впоследствии, она воспринимала как расплату (Пан.). — Беды, постигавшие его, впоследствии она воспринимала как расплату;

Лихачёв прочитал письмо племянника молча, отошёл к окну (Марк.). — Лихачёв прочитал письмо племянника, молча отошёл к окну [31] .

Ср. также: Он заявил, что передал книгу и ждал ответа. — Он заявил, что передал книгу, и ждал ответа;

Он говорил удивительно легко, подбирая точные слова и строя ясные фразы. — Он говорил, удивительно легко подбирая точные слова и строя ясные фразы;

Отряд остановился: у переправы не было лодок. — Отряд остановился у переправы: не было лодок [32] .

§ 72. Вариативные знаки препинания

Часто в печати встречается различное пунктуационное оформление аналогичных текстов. Действительно, перед присоединительной конструкцией, например, могут стоять разные знаки препинания: запятая, тире, точка, многоточие. [См. § 24, п. 7.]

Разные знаки препинания могут быть и в сегментированных конструкциях. [См. § 1, п. 4.] После первой части (именительный темы или именительный представления) может стоять или точка, или запятая, или двоеточие, или тире, или вопросительный/восклицательный знак, или многоточие, возможно сочетание двух знаков: Театр. Это слово связано с самыми ранними впечатлениями детства (Кат.);Логика мышления, ей он верил (Грос.);Студенческий быт: каким ему быть? (Газ.);Тётка — где ж она откажет, хоть какой, а всё ж ты свой (Тв.);Любовь? Не знаю имени такого (Сельв.);Воспоминания! Как острый нож оне (Тр.);Человек будущего… О нём мечтали лучшие люди многих поколений, всех времён (Долм.);Друзья моей юности. Каждый из них пошёл своей дорогой (Серебр.).

Разные знаки препинания в аналогичных условиях могут быть употреблены и в ряде других случаев [33] . Укажем важнейшие из них.

§ 70. Собственно факультативные знаки препинания

§ 70. Собственно факультативные знаки препинания

1. В примерах: «Всем — спасибо…» (название кинофильма); Он часто выступает с докладами — блестяще; Всё это хорошо, но — риск; Зачем нужны эти слова — теперь, когда всё уже решено? — постановка тире не обусловлена структурой предложений, но вполне оправданна: сказывается желание авторов подчеркнуть значение стоящих после тире слов, выделить их интонационно, отметить присоединительный оттенок и т. д.

2. В предложениях типа Даже переписать — и то нет времени постановка тире не обязательна (ср. § 12, п. 4), но допустима для смыслового разделения синтагм.

3. В предложениях: И когда, месяц спустя, мы вернулись к этому разговору, тема его потеряла уже свою остроту; Я не отрицаю этой возможности; но, всё равно, она меня не устраивает — находим факультативное обособление обстоятельственных слов (см. § 20).

4. Возможно обособление уточняющих обстоятельств места и времени: Там (,) вдали (,) начинается гроза; Встретимся завтра (,) в семь часов вечера (см. § 22. п. 1 — 2).

5. Возможно обособление дополнений: Вместо этой бесконечной однообразной равнины (,) хотелось увидеть что-нибудь живописное (см. § 29). Ср. также: Кроме того (,) были ещё два подобных случая (в значении «кроме того случая», а не в значении вводного сочетания, которое выделяется обязательно).

6. Факультативна постановка запятой между двумя однородными членами предложения с повторяющимся союзом и: Можно отдохнуть и в горах (,) и на берегу моря (см. § 13, п. 2).

7. Ср.: О, да! — О да! (в первом случае о — междометие, во втором о — частица).

Похожие главы из других книг

§ 51. Знаки препинания при диалоге

§ 51. Знаки препинания при диалоге 1. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире:— Значит, немец спокоен?— Тишина.— Ракеты?— Да, но не очень часто (Каз.).2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них

Читать еще:  Катакомбы каллиста рим. Калли́ста Кесарийская (Каппадокийская)

РАЗДЕЛ 15 Знаки препинания при цитатах

РАЗДЕЛ 15 Знаки препинания при цитатах § 54. Кавычки при цитатах 1. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т. е. сопровождается словами автора, приводящего ее, то применяются соответствующие правила пунктуации (см. § 47 — 50):Белинский писал:

РАЗДЕЛ 19 Факультативные знаки препинания

РАЗДЕЛ 19 Факультативные знаки препинания Особенностью русской пунктуации является то, что один и тот же знак может быть использован с различным назначением (многофункциональность знаков препинания), однако разные знаки могут быть использованы для одной и той же цели

§ 71. Альтернативные знаки препинания

§ 71. Альтернативные знаки препинания 1. При сложных подчинительных союзах запятая ставится один раз — или перед всем союзом, или, в зависимости от смысла, интонации, определенных лексических условий, перед второй частью (первая входит в состав главной части

§ 72. Вариативные знаки препинания

§ 72. Вариативные знаки препинания Часто в печати встречается различное пунктуационное оформление аналогичных текстов. Выше, например, говорилось, что перед присоединительной конструкцией могут стоять разные знаки препинания: запятая, тире, точка, многоточие (см. § 24,

Знаки препинания

§ 123. Знаки препинания при диалоге

§ 123. Знаки препинания при диалоге Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например: – Родные есть? – Нет никого. Я один в мире. – Знаешь ли грамоту? – Да. – Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского? – Знаю. Греческий (Булгаков). Если

§ 123. Знаки препинания при диалоге

§ 123. Знаки препинания при диалоге 1. Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:— Значит, немец спокоен?— Тишина.— Ракеты!— Да, но не очень часто (Казакевич).2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Знаки препинания при вставках

Знаки препинания при вставках § 97. Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) выделяются скобками или тире. Они содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к сказанному; разъясняют, толкуют основную часть высказывания: С 1851

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ § 101. Обращение, т. е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи, выделяется (или отделяется) запятыми. При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения: Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Знаки препинания в сложносочиненном предложении § 112. Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении «и», ни… ни), противительные

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложносочиненном предложении § 112. Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении «и», ни… ни), противительные (союзы а, но, да в значении «но», однако,

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 115. В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только,

Знаки препинания при цитатах

Знаки препинания при цитатах § 140. Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133—136):а) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Группа ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ появилась на свет в июне 1988 года как своеобразная реакция на смену музыкального курса в популярной питерской группе второй половины 80-х МЛАДШИЕ БРАТЬЯ – от мелодичной неоромантики и электропоп в сторону жесткого гитарного

Факультативные знаки препинания – что это и когда уместно?

Сегодня на повестке дня нашего лектория – очередная беседа из серии «ликбез». Причем на такую сложную для многих тему, как пунктуация – правильная, факультативная и авторская. Поверьте, в копирайтинге эта тема стоит очень остро.

Читать еще:  Толкование на евангелие от матфея 18 19. О том, кто больший в Царстве Небесном

Вопросы правильной расстановки знаков препинания – один из краеугольных камней русской словесности (простите за пафос). Сотни раз приходилось в ответ на какие-то комментарии по поводу пунктуации слышать что-то наподобие такого: «а у меня она авторская». Господа, а с чего вы взяли, что она кем-то вам дана, вы автор? Вы что – Гоголь?:)

Чтобы было понятно, сразу остановимся на авторской пунктуации, в том числе и в копирайтинге. Это – не факультативная расстановка знаков препинания, о которой мы ведем речь. Это либо обычные ошибки известных литераторов, либо осознанная расстановка запятых и прочих символов таким образом, чтобы можно было правильнее понять интонацию, темп и прочие нюансы повествования, даже в ущерб пунктуации.

Вернемся к Гоголю – как раз у него уйма авторских знаков препинания. И не единожды исследователи сходились во мнении, что это – просто небрежное отношение к правилам, а никакая не «авторская» пунктуация. А еще у известного писателя Сергея Довлатова есть интересное упоминание не только об авторских знаках препинания Николая Васильевича, но и о его авторской орфографии. Однажды редактор спросил у Гоголя, почему тот пишет «щекатурка», ведь правильно – «штукатурка». «Не думаю», — был ответ великого классика. Когда ему принесли словарь, он принял это к сведению, но менять ошибку на правильное правописание не стал.

Итак, точка (и никакой другой факультативный знак) с авторскими знаками препинания может быть поставлена таким образом. Если вы – беллетрист, да к тому же признанный, вы можете «чудить» с пунктуацией. Если вы пишете диктант или составляете деловое письмо, нарушая при этом правила русского языка – вы неуч. Подробнее к этой теме я обязательно вернусь в ближайших публикациях. А теперь давайте, наконец, разбираться с тем, что же такое факультативная пунктуация.

Факультативная пунктуация – определение и особенности

Итак, факультативные знаки препинания – это такой вид пунктуации, в котором классические правила русского языка работают не совсем однозначно и предполагают вариативность. Это происходит в двух случаях:

  • Факультативные знаки препинания возможны при их синонимизации – например, тире может заменять собой двоеточие и наоборот;
  • Иногда знаки препинания могу проявлять многофункциональность – например, выполнять несколько функций на письме.

Перечитал написанное – и понимаю, что не очень понятно написано. Поэтому давайте разберем примеры.

Факультативные знаки препинания на примерах

И в самом деле, факультативное употребление знаков препинания в русской пунктуации без примеров мне объяснить сложно. Я все-таки не дипломированный лингвист, хотя журфак был с углубленным изучением русского и белорусского.

Итак, факультативные знаки препинания стоит разложить еще на три категории:

  • Собственно, факультативный (от латинского от facultas — возможность) – это «не обязательный» знак препинания, наличие которого так же допустимо, как и отсутствие. Вспомните факультативные занятия – это которые не обязательные, но которые могут быть по вашему желанию. Так и здесь. Пример – «всем здравствуйте!» и всем – здравствуйте!»
  • Другим видом факультативной пунктуации является смысловая расстановка, от которой зависит семантика. Простейший пример – разные варианты одного и того же «казнить нельзя помиловать». Это тоже принято относить в категорию факультативных знаков препинания,
  • Третий вид – вариативность, то есть уже упомянутая синонимизация. В некоторых случаях точки, запятые, двоеточия и иже с ними никак не меняют ни темп, ни тематику, ни силлабо-тоничность текста (не знаете слова – Яндекс в помощь, статьи про это еще нет)) ). Это может относиться к точке, запятой и точке с запятой в перечислении, а также к двоеточию и тире сразу в нескольких случаях. Пример таких факультативных знаков: Мир. Труд. Май. И, соответственно, через запятую.

Сразу хочу убедить всех копирайтеров и не только, которые любят ставить или не ставить знаки препинания так, как им захочется. Случаев «узаконенной» факультативности знаков препинания совсем немного, и им в школьной программе старших классов отведен, если не ошибаюсь, буквально один урок. И еще – в школах, институтах и других учебных заведениях, на экзаменах и тестах все без исключения задания подбираются таким образом, чтобы исключить факультативные знаки препинания. Учите русский и не надейтесь на «авось»!

==
Если вам нравятся наши публикации – подписывайтесь на канал Лаборатории Контента в Яндекс.Дзене и поощряйте наши тексты лайками и репостами!

Источники:

http://mylektsii.ru/9-37044.html
http://info.wikireading.ru/226998
http://zen.yandex.ru/media/id/5b046bcf1410c3afaa60403c/5bb50d904e70c700a936289c

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: