Новелла собор. Санта мария новелла во флоренции — наводы

Содержание

Базилика Санта-Мария-Новелла

Архитектурный комплекс базилики Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella) входит в число самых популярных достопримечательностей Флоренции.

Величественное здание храма, выполненное в романско-готическом стиле с элементами, характерными для эпохи раннего Возрождения, широко известно за пределами Италии. Миллионы туристов со всего света приезжают в столицу Тосканы, чтобы воочию увидеть знаменитый памятник истории и архитектуры, и восхититься произведениями искусства XIV-XVI веков, украшающими интерьер базилики.

Где находится достопримечательность

Главная доминиканская церковь Флоренции находится в западной части города, на одноименной площади Piazza Santa Maria Novella, рядом с центральным железнодорожным вокзалом. Здесь расположен центральный вход в здание храмового комплекса. Задний фасад базилики, отличающийся суровыми и лаконичными чертами готического стиля, выходит на площадь Piazza della Stazione.

Билеты и время работы

Базилика Санта-Мария-Новелла открыта для посещений с понедельника до субботы с 09:00 до 17:30, а в воскресенье с 13:00 до 17:30. В период с апреля по сентябрь храм работает до 18:30-19:00. Билетные кассы закрываются за 45 минут до окончания работы.

Взрослый билет стоит 10 евро, молодежи с 11 до 18 лет – 7,5 евро, детям до 10 лет включительно – вход бесплатный.

В даты религиозных праздников: 1 и 6 января, 15 августа, 1 ноября, 8 и 25 декабря и католическую Пасху – храм открыт до 13:00 только для верующих, проводятся торжественные богослужения.

Экскурсии

Рекомендую посещать базилику Санта-Мария-Новелла с индивидуальной экскурсией. Стоимость 150 евро, продолжительность около 2,5 часов.

Во время индивидуальной экскурсии по базилике вы узнаете:

  1. Почему на фасаде церкви «плывёт кораблик»
  2. Что такое перспектива и для чего она нужна
  3. Когда начинался флорентийский Новый Год
  4. У кого и как учился юный Микеланджело
  5. О чем поспорили Донателло и Брунеллески
  6. Какое отношение имеет эта базилика Санта Мария Новелла к православию
  7. Как лечились в средние века
  8. Где и почему появились первые в Европе ароматы
  9. Как назвали французы Катерину Медичи
  10. Почему самый известный флорентийский ликер ярко-алого цвета.

История строительства

Еще в IX столетии на месте, где сейчас находится базилика Санта-Мария-Новелла, располагался небольшой ораторий. В начале XIII века монахи доминиканского ордера приняли решение построить взамен старинного молитвенного дома новый храм и возвести рядом с ним монастырь. Примерно в 1246 году был заложен первый камень будущей базилики, а спустя 30 лет закончилось сооружение нефов.

Строительство осуществлялось чрезвычайно медленно из-за отсутствия должного финансирования. Помещение ризницы, зал капитула, предназначенный для собраний членов монашеского ордера, и 68-метровая колокольня с висячими арками и трехстворчатыми окнами появились лишь к 1360 году. Автором проекта этих сооружений считается флорентийский скульптор и архитектор, Фра Якопо (Джакопо) Таленти (Jacopo Talenti).

Благодаря финансовому участию купца Мико (Буонамико) де Гвидалотти, сделавшего ряд пожертвований в пользу доминиканского монастыря, к 1368 году была выполнена роспись стен Испанской капеллы, служившей когда-то помещением зала капитула (часовня получила свое название лишь в 1566 году, после венчания здесь герцога Козимо I (Cosimo I de Medici) и Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo), и была выделена для богослужений испанской общины).

Автор цикла фресок, повествующих о становлении церкви и важных библейских событиях – живописец Андреа Бонайути (Andrea Bonaiuti). Единый монументальный ансамбль, охватывающий все стены и свод капеллы, великолепно сохранился до наших дней.

Отделка фасада и работы над внутренним убранством храма затянулись еще не несколько десятилетий, и были доведены до конца во многом благодаря средствам, полученным от представителей влиятельного флорентийского рода Ручеллаи (Rucellai). В 1420 году в базилике Санта-Мария-Новелла совершилось первое богослужение.

В 50 – 70-х годах XV столетия внешний облик здания претерпел значительные преобразования. Отделочные работы проводились под руководством знаменитого архитектора, писателя и ученого Леона Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti).

По заказу мецената Джованни ди Паоло Ручеллаи прославленный мастер оформил декор главного входа и верхней части базилики. Появились витражные окна, здание приобрело четкость линий за счет ритмичного рисунка квадратных вставок, выполненных из мрамора черного и белого цветов. Альберти украсил фасад геральдическими символами семьи Ручеллаи и надписью на латинском языке, повествующей о причастности знаменитого рода к строительству храма.

Вот хорошее видео на английском языке с интересными фактами про фасад церкви, всем любителем архитектуры рекомендую:

Спустя век, в период между 1565 и 1571 годами, были внесены очередные изменения во внутреннее и внешнее убранство базилики. Реставрационно-строительными работами руководил Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), популярный архитектор, живописец и искусствовед эпохи Возрождения, пользовавшийся покровительством правителей Флоренции, представителей влиятельного клана Медичи. По проектам, созданным мастером, были немного сужены огромные, готические окна. Вазари восстановил боковые алтари и изменил ограждение хора.

Читать еще:  Бог дух святый. Почему мы считаем, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына? Православные молитвы Святому Духу

Художник распорядился также замазать белилами большую часть старинных фресок, украшавших интерьер базилики, посчитав их морально устаревшими. Одна из немногих работ, сохранившаяся после преобразований Вазари, – монументальное панно «Троица», принадлежащее кисти Мазаччо (Masaccio). Внушительных размеров фреска (3 Х 6 метров) относится к 1425-1427 годам, и считается одним из первых произведений живописи, в котором применены законы перспективы.

Конец 70-х годов XVI века – это период, когда базилика Санта-Мария-Новелла приобрела свои окончательные очертания. К этому времени были возведены все пять капелл храма, клуатр, монастырские помещения и закончены преобразования внутреннего убранства архитектурного комплекса.

Внутреннее убранство и шедевры искусства, украшающие базилику

В интерьере храма нефы образуют гармоничное, выразительное и объемное пространство, верхняя часть которого поддерживается при помощи пилонов. Огромные арки со стрельчатыми сводами и череда мраморных колонн создают ощущение устремленности ввысь. Потолок оформлен в готическом стиле и украшен инкрустациями из белого и темно-зеленого натурального камня. Боковые стены декорированы яркими витражами, картинами и фресками с изображением Девы Марии и Христа.

В зале, где располагаются скамейки для прихожан, находится 6-метровый «Расписной крест», станковое произведение, выполненное основателем итальянской школы живописи, Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) в период между 1290 и 1300 годами.

Главный алтарь, установленный в центральной части базилики, считается одним из самых красивых во Флоренции. Рядом с ним, в капелле Гонди (Cappella Gondi), – скульптурная работа «Распятие» (1410 – 1414 годы), вырезанная из дерева молодым мастером Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Тело Спасителя представлено обнажённым, без набедренной повязки, что противоречит традиционным церковным канонам. Здесь же можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты старинных византийских фресок.

Каждая из капелл базилики по-своему уникальна. К созданию шедевров живописи и скульптуры, украшающих интерьер храма, были причастны такие великие мастера, как:

  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Джамболонья (Giambologna);
  • Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi);
  • Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo);
  • Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti);
  • Бернардо Росселлино (Bernardo Rossellino) и многие другие.

В небольшом помещении архитектурного комплекса, служившим когда-то трапезной, находится музей, в котором хранятся ценные рукописи, фрески, старинные книги, церковная утварь и прочие любопытные экспонаты.

Интересные факты

Многовековая история базилики Санта-Мария-Новелла содержит большое число занимательных фактов, в число которых входят:

  1. Одна из фамильных часовен храма, капелла мантуанских Строцци (Cappella Strozzi di Mantova), была построена на средства Томмазо Строцци. Заказчик пожертвовал огромные деньги в надежде искупить грех ростовщичества. Фресковые росписи «Страшный суд», «Ад» и «Рай», выполненные в соответствии со структурой «Божественной комедии» Данте, принадлежат кисти флорентийского художника Нардо ди Чоне (Nardo di Cione).
  2. Стены и своды самой большой часовни, капеллы Торнабуони (Cappella Tornabuoni), украшены циклом фресок, площадью 580 кв. м.

    Автором масштабного произведения был Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Вместе со своими учениками художник трудился в течение 5 лет (1485 – 1490 годы). Работа осуществлялась по заказу управляющего банком Медичи, известного покровителя искусств, Джованни Торнабуони (Giovanni Tornabuoni). Этот факт объясняет, почему помимо библейских образов на всех фресках присутствуют портреты членов семьи мецената и людей, приближенных к Лоренцо Великолепному (Lorenzo de Medici il Magnifico), правителю Флоренции.
  3. Базилика Санта-Мария-Новелла стала местом, где разворачивались события прославленного сборника новелл «Декамерон», написанного в 1352-1354 годах. По замыслу Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio), автора величайшего произведения эпохи раннего Возрождения, герои встретились в стенах капеллы Строцци (Cappella Strozzi) прежде чем покинуть Флоренцию, охваченную эпидемией смертоносной чумы.

Базилика Санта Мария Новелла во Флоренции — почему стоит посетить

Читайте также:

Храм Святого Петра и Павла в Праге — чем интересна эта достопримечательность Вышеграда

Еврейский квартал в Праге — старинные легенды, дорогие бренды и история одного из самых необычных районов

Базилика Санта Мария Новелла во Флоренции и одноименная площадь находятся совсем рядом с главным вокзалом города. Который, кстати, получил имя благодаря церкви. Она очень легкая, ажурная, напоминает резную шкатулку.

Раньше на этом месте находилась молельня, но уже в XIII веке монахи собирают деньги для строительства церкви. Внутри советую обратить внимание на фреску «Страшный суд» — зрелище пугающее и одновременно завораживающее. Кроме того, внутри найдете небольшой музей церкви. А на площади перед базиликой кипит жизнь – это одна из самых популярных и оживленных площадей города.

1. Краткая историческая справка

Это еще одна церковь, которую я считаю обязательной к посещению во Флоренции. Раньше на этом месте находилась маленькая молельня Санта-Мария-делле-Винье. Монахи доминиканцы решили собрать деньги на строительство церкви.

Вид на базилику:

Начали строить базилику в далеком 1279 году, но окончательно церковь была готова только к 1420 году.

Какой утонченный фасад:

К середине XV века была затеяна перестройка – архитектором стал Леон Баттиста Альберти. Обратите внимание на фасад церкви – он такой легкий и ажурный. Есть небольшой сходство с Дуомо.

Базилика построена на одноименной площади Санта Мария Новелла.

Большую роль в жизни Флоренции сыграла семья Медичи. Их имя связано и с базиликой Санта Мария Новелла. Если интересно более подробно узнать о семействе Медичи и их влиянии на жизнь города, то лучше отправиться на индивидуальную экскурсию с лицензированным гидом. Тур длится 2,5 часа, стоит 125 евро для группы до 10 человек.

2. Полезная информация

2.1. Где находится

Адрес: Piazza Santa Maria Novella

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

  • на городском автобусе

До остановки Stazione Via Panzani, №маршрута С2, С4, 14. Или до Piazza Santa Maria Novella, № 11, 36, 37. Обе остановки находятся рядом с церковью.

Скажите, что хотите попасть к Piazza Santa Maria Novella.

Читать еще:  Планеты в домах. восьмой дом

От Дуомо по Via de’Carritani до Via dei Banchi. Дорога займет минут 7 пешком.

Остановка Stazione FS SMN – церковь находится через дорогу от железнодорожного вокзала.

Можно еще осмотреть церковь с гидом. Экскурсия на английском языке стоит 27 евро, длится 3 часа. Побываете во всех открытых помещениях, узнаете историю церкви.

От площади Санта Мария Новелла каждый день в 15:00 стартует обзорная экскурсия по городу. Стоит 20 евро. Мне она очень понравилась – сможете за 2 часа осмотреть центр, все самые-самые главные достопримечательности, узнаете историю города и немного научитесь ориентироваться.

2.3. Время посещения

  • с понедельника по субботу с 9:00 до 19:00
  • воскресенье с 11:00 до 19:00
  • С октября по март церковь закрывается в 17:00.

Вход в базилику:

Проход на территорию:

2.4. Стоимость

Билет стоит 7, 5 евро.

Если у вас есть FirenzeCard, то стоимость посещения церкви входит в предложение по карте. Я проходила по карте, платить за билет не пришлось.

Покупать билеты нужно в отдельной кассе, но если есть firenzecard, то можно идти прямо к входу:

Осмотреть базилику с аудиогидом будет стоить 15,50 евро – удобный вариант, если не любите групповые экскурсии.

2.5. Официальный сайт

3. Фотообзор Санта Мария Новелла

3.1. Базилика

Сегодня мы видим интерьер, который был создан только в XVI веке. Внутри много произведений искусства. Интерьер напоминает внутреннее оформление готического собора. По периметру увидите несколько скульптур Иисуса Христа и Девы Марии. В главном холле – распятие Джотто.

Распятие работы Джотто:

У храма есть небольшой внутренний дворик в романском стиле. Раньше стену украшали фрески Учелло, изображающие сцены из Ветхого завета, но они быстро пришли бы в негодность, было решено перенести их в помещение трапезной.

Поставьте свечку в этой старинной церкви:

Из церкви можно пройти в Монастырь Усопших, а из него – в Большой Монастырь. Стены его расписывали флорентийские художники XV-XVI веков.

Внутри не так много народа, как в других церквях:

Внутри много ценностей. Обратите внимание на бюст святого Антония. Это старинная, очень ценная работа из терракоты.

Таинственные лестницы ведут в закрытые помещения:

3.2. Капеллы

Отдельного упоминания заслуживают капеллы Маджоре и Гонди.

Капелл в церкви несколько:

В капелле Маджоре увидите алтарь, распятие для него создал Джамболонья. Здесь же фрески Гирландайо и Майнарди. Они изображают жизнь Святого Иоанна Крестителя.

Капелла Гонди знаменита другим распятием, выполненным Брунеллески, а еще здесь работы Джулиано да Сангалло.

В капелле Строцци-ди-Мантова, находится знаменитая фреска «Страшный суд». В этой капелле можете увидеть знаменитую Троицу работы Мазаччо.

Кроме того, вы увидите капеллы Делла Пура, Торнабуони и самую большую – Испанскую капеллу.

3.3. Музей

Небольшой музей базилики находится в трапезной. Здесь хранятся ценные рукописи, сюда же перенесли фрески, спасая их от выцветания.

Выход из базилики во двор и к музею:

Увидите, например, работы Учелло, портреты пророков работы школы Андреа Орканья. Много старинной утвари, религиозных книг и других предметов, которые использовали священники прошлых лет.

Проход в зал с фресками Учелло:

Кстати, здесь же хранится фреска Ди Бонайуто «Мадонна на троне». Гораздо позднее Алессандро Аллори закончил оформление этой фрески.

Реликвии 17-18 веков:

3.4. Гробницы

Одна из самых богатых гробниц – гробница епископа Фьезоле. Здесь же находится гробница Филиппа Строцци и Леонардо Дати.

Коридор с захоронениями:

Все это – люди, которые нашли последний приют в церкви:

4. Выводы

Расположена на площади рядом с вокзалом. Главный вокзал Флоренции, кстати, по имени церкви и был назван. Церковь старинная, очень красивая!

Внутри стоит осмотреть капеллы, как и во всех католических церквях, каждая их них посвящена определенному святому. Есть небольшой музей, но не могу сказать, что он очень интересный. Скорее – там ценные предметы, реликвии церкви. Но, посмотреть вполне можно.

От церкви начинается ежедневная экскурсия в 15.00 – можно посетить Санта Мария Новелла до экскурсии (заканчивается маршрут на Понте Веккьо). Экскурсию, кстати, тоже очень советую посетить! Я была, очень довольна всем – от цены до полученной информации.

Вот и еще одна церковь, которую я посетила во Флоренции. А вы посещаете церкви (и храмы других конфессий), во время путешествий? Или считаете, что религию и экскурсии лучше не смешивать?

Подписывайтесь на наш блог – самые ценные советы, проверенная информация и простые маршруты. Пригласите друзей – у нас тут рады всем любителям путешествовать.

Кстати, если вы только собираетесь во Флоренцию, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

А я во Флоренции воспользовалась сервисом airbnb и остановилась в квартире (комнате) — так оказалось намного дешевле и удобнее. Если тоже хотите выбрать квартиру, а не отель, обязательно воспользуйтесь нашей ссылкой — так вы получите бонус (около 30 евро) и сможете сэкономить уже на первом бронировании.

Италия 7: день 7, часть 2: Флоренция (Санта-Мария-Новелла)

Читая свой старый отчет, я осознаю, что писал тогда больше о впечатлениях в целом, чем о каких-то частностях: типичный случай «синдрома Стендаля» — два абзаца, и то больше о перспективе. Давайте в этот раз рассмотрим хотя бы кое-что.

Начнем с хитрой детали. Если вспоминать художников, работавших в церкви, первым делом назовут Гирландайо, потом, может быть, Филиппино Липпи, Нардо ди Чоне и Мазаччо. Но сколько из тех, кто сюда входит, знают о контрфасадном люнете «Поклонение младенцу» работы Боттичелли? А о том, что он написан в подражание тому же сюжету учителя, Филиппо Липпи, в Сполето?

Читать еще:  Увидеть во сне много нательных крестиков. Магия чисел

На левой стене невозможно не заметить «Троицу» Мазаччо (wiki), произведение революционное во многих планах: так, это первый опыт интеграции нарисованной архитектурно-скульптурной композиции внутрь настоящей и яркий пример «возрожденческой» перспективы.

Нижнюю часть, с гробницей, в свое время прикрыли настоящим алтарем, да так, что никто не заметил подмены. Потом верхнюю часть перенесли на другую стену, а нижнюю забыли — пришлось возвращать.

Редкие лица у Богоматери и Св. Иоанна.

Донатор, одетый как гонфалоньер справедливости (государственная должность Флорентийской республики), изображен вровень со святыми — вероятно, это тоже первый раз.

Среди боковых капелл моя любимая — капелла мантуанских Строцци (Cappella Strozzi di Mantova, wiki), оплаченная Томмазо Строцци во искупление греха ростовщичества (представьте себе). На стенах изображены «Страшный суд», «Ад» и «Рай», соответственно, все три — работы Нардо ди Чоне. Вероятно, это первое в истории (капелла расписана около 1360 года) использование для такого цикла больших площадей. Алтарный образ Андреа Орканьи, брата Нардо ди Чоне.

К сожалению, «Ад» сильно пострадал от времени и влажности. С цветами здесь произошло то же, что с цветами фресок Чимабуэ в верхней базилике Ассизи: темные тона выцвели, а светлые — потемнели, превращая композицию в негатив. Интересно, что «Ад» у Нардо ди Чоне структурирован по Данте.

«Рай» представлен в виде сюжета «все святые»: редкая версия, которую можно встретить, например, в Санта-Мария-ди-Кастелло в Генуе.

Алтарная капелла (или капелла Торнабуони, wiki) расписана Доменико Гирландайо, учителем Микеланджело (возможно, сам Микеланджело тоже поучаствовал: в его ранних записях есть эскизы одной из местных фресок). Здесь, пожалуй, самые известные росписи, изображающие житие Богоматери и житие Св. Иоанна Крестителя.

Как и положено, фрески читаются снизу вверх, в сторону центра: «Обручение Богоматери», «Избиение младенцев», «Успение».

«Рождество Богоматери»: в отличие от других фрагментов, где действие происходит на воздухе или в абстрактной галерее, здесь показан настоящий флорентийский дом и настоящие родовые хлопоты зажиточного флорентийского семейства, причем присутствуют не только роженица с повитухой, но и явившаяся в сопровождении служанок и компаньонок Лукреция Торнабуони, дочь донатора.

А вот сам алтарь сделан только в XIX веке, что абсолютно понятно по облицовке, имитирующей собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

Капелла Филиппо Строцци (Cappella di Filippo Strozzi, wiki) расписана представителем младшего поколения флорентийских живописцев Возрождения, Филиппино Липпи и посвящена Св. Филиппу (тезке донатора) и Св. Иоанну Евангелисту. Центральное место тут занимают два сюжета из «Золотой легенды»: «Воскрешение Св. Иоанном Друзианы».

. и «Изгнание Св. Филиппом дракона из храма в Иераполисе». О последнем подробнее.
Однажды язычники захватили Св. Филиппа и решили принести его в жертву в храме Марса (вот он, на пьедестале, вместе со своими священными животными, волчицей и дятлом).

Но в тот момент, когда жрец стал разжигать огонь, из-под алтаря выбрался дракон (в православном каноне ехидна).

Своим зловонным дыханием он сразил сына жреца и многих других присутствующих.

Но Св. Филипп прогнал его, а затем воскресил погибших и исцелил отравленных. Жители были довольны и разрешали Св. Филиппу проповедовать, пока он не исцелил и не обратил в христианство жену градоначальника Никанора, укушенную змеей. Может, змея ее укусила не просто так, но Никанор вместо радости проявил неблагодарность и приказал распять Филиппа вверх ногами, что и было сделано.

Капелла Барди (Cappella Bardi, wiki) посвящена Св. Григорию Великому. В люнетах здесь есть практически побелевшие фрески Дуччо, а основной цикл выполнен «псевдо-Далмазио», художником XIV века, последователем Джотто и болонца Далмазио.

Когда мы были здесь в прошлый раз, музей (а здесь есть еще музей) почему-то был закрыт — то ли были мы слишком рано, то ли что-то еще. Поэтому фрески Испанской капеллы (Cappellone degli Spagnoli, wiki) работы Андреа ди Бонайути стали для меня откровением, так что остановлюсь чуть подробнее.
«Страсти Христовы»: «Крестный путь», «Распятие» и «Сошествие в Ад».

«Триумф Фомы Аквинского»: священные науки и их воплощения

«Спасение апостола Петра».

«Церковь воинствующая и побеждающая». Праведники слева, грешники (всякие там музыканты) — справа, под ними внизу Св. Доминик, Св. Петр Мученик и Св. Фома Аквинский.

Возле собора Санта-Мария-дель-Фьоре собрались лучшие: римский папа и император Священной римской империи (у ног которых свернулись «псы господни», domini canes), Джотто и Чимабуэ, Данте, Петрарка и Бокаччо в сопровождении Беатриче, Лауры и Фьяметты

Св. Петр пропускает в рай души дев, отринувших мирские искушения.

«Зеленый клуатр» (Chiostro Verde, wiki).

Фрески отсюда принадлежат кисти Паоло Учелло с дополнениями Вазари. Сейчас они перенесены в дальний корпус и восстановлены, но, пожалуй, это самое слабое, что представлено в музее. Учелло известен как проповедник перспективы (взгляните на горы, например) в ущерб фигурам и колориту, но здесь ни фигур, ни колорита, ни реальной перспективы (кроме «Страшного суда», да и то).
«Первородный грех».

«Изгнание из рая» и «Труды прародителей».

Но все равно, общее впечатление настолько сильное, что уподобляешься вот этому ягненку, летящему на облаке.

Естественно, это не все, чем может похвастаться Санта-Мария-Новелла: здесь есть работы Джотто, Брунеллески, Гиберти, Джамболоньи, Бронзино, Вазари и т.д., но все это надо ходить и рассматривать самостоятельно (желательно с применением хорошей оптики). Я бы сказал, что по-хорошему на это нужно не меньше часа, а при грамотном подходе — и двух. Мы уложились в полтора, и я считаю, что после этого нужен большой перерыв. Но для этого надо жить во Флоренции хотя бы недельку, у нас же был только один день.

Источники:

http://italy4.me/toscana/florence/basilica-di-santa-maria-novella.html
http://allcantrip.ru/bazilika-santa-mariya-novella-vo-florencii-pochemu-stoit-posetit/
http://j-j-j.livejournal.com/348068.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector