На вопросы отвечают священники. Два самых главных дня

Содержание

Ответы священников на вопросы о жизни и вере

Здравствуйте, дорогие друзья! Очень часто мы задаемся вопросами, ответы на которые с одной стороны очевидны, но с другой – все равно оставляют место для сомнений. Особенно для людей православных, которые, как правило, не склонны доверять общепринятым мнениям, а опираются на советы священников.

В сегодняшней подборке ответы священников на жизненные вопросы о жизни и вере из сервиса сети Елицы “Вопросы батюшке”. Будем рады, если в нашей подборке вы найдете ответы в том числе и на свои вопросы!

Утоление голода и чревоугодие

– Можно ли получать удовольствие от пищи? Или это чревоугодие?

Отвечает Священник Александр Ермолин:
– Существует монашеская традиция перемешивать пищу разного вида чтобы не наслаждаться вкусом одного продукта. Но это монашеская традиция.
Если Вы мирянин и все это в меру, то никакого особого греха нет. Главное – не дать всему этому перерасти в чревоугодие.

Что делать с прочитанной церковной литературой?

– Можно ли выбрасывать прочитанные православные газеты?

Отвечает Священник Николай Каров:
– Нельзя – их лучше дать другим людям для прочтения или в крайнем случае отнесите в храм.

Внешний вид православной женщины

– Можно ли женщине не носить платок вне храма?

Отвечает Диакон Олег Рыжков:
– Можно или нельзя – это не про православие. “Все мне можно, но не все полезно” – говорит апостол Павел. Все зависит от вашего понимания православной веры. Платок на голове у женщины – это символ послушания Богу и мужу. В Священном Писании сказано, что женщина в церкви должна молиться с покрытой головой. А все остальное – это ваше личное дело. Главное, чтобы женщина, так же как и мужчина, не вызывали соблазна своей одеждой и чтобы одежда и поведение соответствовали званию – православный христианин.

Отвечает священник Александр Ермолин:
– Ношение платка в храме -это еще апостольское постановление (смотрите 11 главу 1 Послания к коринфянам). Если Ваша работа и условия жизни позволяют Вам носить платок вне храма -носите. Если не позволяют -нет в этом ничего страшного.

О татуировках

– Здравствуйте, я хотел сделать татуировку с изображением Архангела. Скажите как к этому относится Церковь?

Отвечает Священник Александр Ермолин:
– Негативно относится. Изображение архангела -это практически икона и эту икону Вы будете носить на себе постоянно. То есть она у Вас побывает во всех средах: и в грязи, и в поту, и т.д. Если хотите иметь изображение архангела, то лучше просто носите на цепочке иконку с его изображением.

Прежде чем судить…

– Здравствуйте! Как отличить осуждение от обличения греха? Например, отец Андрей Ткачев в своем выступлении призывал обличать гомосексуализм. Я на каком-то сайте пыталась вразумлять грешников и объяснять им, что с т.з. Церкви и Писания гомосексуализм – это грех. А один из них сказал, что я осуждаю.Так согрешила ли я осуждением или я правильно делала, что обличала гомосексуализм, я не могу все-таки понять.

Отвечает Священник о.Иоанн Спасск:
– Чтобы не запутаться с обличением и осуждением, пробуйте молиться о вразумлении самой себя и тех, кто ошибается

О зависти

– Как побороть в своей душе гордость? Мешает жить, не дает радоваться с другими людьми обычным вещам. У людей свадьба, у девушки красивая сумочка и туфельки, у кого то свой взгляд на вещи – всё приносит боль. Трудно и причащаться в такие моменты, как будто чирий в душе, мама со мной рядом стоит – она причастилась, а я даже не видела причастия, как будто Господь мне глаза закрывает. Как молиться, как бороться с этим?

Отвечает Диакон Олег Рыжков:
– Прежде всего нужно понять, что ничего вы сами в себе не поборите. Очищение и избавление от грехов и страстей происходит по мере приобщения к благодати Божией. А мы можем только каяться искренне и от всего сердца, молиться, причащаться и делать наперекор нашим чувствам и желаниям. Нужно разговаривать с Богом, просить Его от всего ума и сердца избавить вас от страсти зависти и гордыни, а не вычитывать разные правила и молитвословия.

То что вы описываете, больше похоже не на гордость, а на зависть. Хотя зависть, конечно, от гордости. Нужно научиться просеивать помыслы, а не останавливаться на них. Приходят помыслы зависти и гордыни, не обращайте на них внимания, а наоборот, помолитесь за того, кому завидуете, или на кого злитесь. Делайте добро людям не смотря ни на какие злые мысли, а злые мысли отвергайте и переводите ум на доброе и хорошее. Не загоняйте себя в уныние и злобу. Радуйтесь жизни, а все плохое – вон из головы. Все страсти лечатся противоположными действиями. Завидуете, подойдите и пожелайте человеку добра, помолитесь за него и подарите ему что – нибудь, например. И учитесь просеивать помыслы. Если помыслы приходят против вашей воли и они вам не нравятся, значит это не ваши мысли и не ваша зависть и гордыня, это работа бесов. Не обращайте на них внимания, делайте добро и думайте о хорошем.

Делиться ли чудом?

– Стоит ли ОТКРЫТО рассказывать своим друзья и знакомым близким и не очень о чуде, произошедшем в моей жизни по милости Божией? Ведь у христианина же есть задача свидетельствовать о Христе и о чудесах, произошедших в нашей жизни.Однако скажите, не приведут ли такие вещи к негативу со стороны моих знакомых? Или во мне говорит малодушие и боязнь быть осмеянной?

Отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш):
– Свидетельствовать надо так, чтобы доходило. Рассказы о чудесах имеют противоположный эффект. Свидетельствуйте своей жизнью о том, какое воздействие оказало на Вас это чудо – дабы друзья и знакомые убедились воочию насколько у Вас в результате прибавилось рассудительности, доброты, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.


***

Промысел божий и несправедливость

Я верю в бога и в промысел его.Все что происходит с людьми не случайно. Но не могу только понять смерть детей и смириться с этим. Очень много детей пропадает без вести и погибает.От рук злых и нечестивых людей.Страшной смертью, через боль и страдания проходят маленькие ни в чём не повинные создания.Не понимаю Бога вообще. Почему это допускается на земле? С этим невозможно смириться!

Отвечает Священник о.Иоанн Спасск:
– Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время, как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно.

Когда подвижник молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил:

– Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. И не взыскуй тайного, потому что суды Божии – бездна. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймёшь из этого опыта малую часть из судов Божиих. Познаешь тогда, что неисследимо и непостижимо окормление Божие во всём.

Услышав сие, старец спустился с предосторожностью в мир и пришёл к одному лугу, через который проходила проезжая дорога. Неподалёку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался.

Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелёк с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счёт, хотел положить его на своё место, однако не заметил, как кошелёк выпал в траву. Он поел, отдохнул, поспал и затем, сев на лошадь, уехал, не зная ничего о дукатах. Вскоре пришёл другой прохожий к источнику, нашёл кошелёк с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился и он у источника, набрал водички, вынул и хлебушка из платка, и сел есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник, разъярённый, и с изменившимся от гнева лицом, и набросился на него. С яростью кричал он, чтобы тот отдал ему его дукаты. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном гневе, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскал всю одежду бедняка, ничего не нашёл, и ушёл огорчённый.

Старец же тот всё видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о неправедном убийстве и молился Господу, говорил:
– Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу тебя, как терпит благость Твоя такую неправду. Один потерял дукаты, другой их нашёл, а иной был убит неправедно.

В то время, как старец молился со слезами, сошёл Ангел Господень и сказал ему:
– Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай: Тот, кто потерял дукаты, – сосед того, кто их нашёл. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне. Другой бедняк, утомлённый, который ничего не нашёл и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся, и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: “Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!” Конечно, Господь наш простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Тем более что он не только заботился о хранении Его заповедей по любочестию, но хотел даже заплатить за старую свою вину. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом – как тот Его просил – взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие! Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и идёт стать монахом! Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их праведно и как знает, в то время как ты считаешь их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божией, по причине, которую люди не знают. Итак, правильно говорить: “Праведен еси, Господи, и правы суды Твои” (Пс. 118, 137).

Читать еще:  День празднования памяти св дмитрия солунского. Житие и чудеса великомученика димитрия солунского

В чем смысл освящения?

– Если случайных смертей не бывает для чего тогда освещать автомобиль?

Отвечает Священник Василий Краев:
– Вопрос такой, который требует для разных людей разных вариантов ответа для лучшего понимания.

Вариант I. В Священном Писаниии сказано: “Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30, 19). Христиане освящают автомобиль не для того, чтобы продлить свою земную жизнь, а для того, чтобы благословение Божие распространялось на дом и на имущество, в том числе и автомобиль.

Вариант II. Душа человека обречена на жизнь вечную, предметы временного земного бытия, в том числе автомобиль, принадлежат тленному миру, обреченному на смерть. Автомобиль и другие вещи освящаются для того, чтобы и они несли печать Дара Духа Святого и не оказывали пагубного влияния на бессмертную душу христианина.

Принимать помощь современной медицины?

– Подскажите пожалуйста если человек осознано отказывается от медицинской помощи, зная что она может помочь – это самоубийство или свобода выбора?

Отвечает Священник о.Иоанн Спасск:
– Это членовредительство и гордыня, отрицание помощи Божией через врачей.

Об исповеди и истинном расскаянии

– Здравствуйте, сегодня прочитал такую информацию: “Разрешенные грехи и не повторенные не помянутся на Страшном Суде”. Получается что, если повторить грех, то он будет препятствовать дороге В Царствие Небесное? То есть прощаются ли на исповеди повторные грехи, ранее исповеданные?

Отвечает Диакон Олег Рыжков:
– Ни в коем случае нельзя подходить к вере как к юридически-формальным вопросам. Страшный Суд заключается в суде нашей совести над нами. Бог никого мучить не будет. Он не мучитель, не палач и не садист. Он всем желает спасения и любви. Он есть ЛЮБОВЬ. А страшный суд заключается в том, что мы сами по своей собственной воле отказываемся от Бога, живем вопреки установленным духовным законам и этим самым сами отлучаем от Бога и ввергаем себя в руки диавола и его слуг – бесов.

Бог все прощает. Но если мы сознательно идем грешить, значит настоящей исповеди, то есть искреннего и сердечного покаяния с твердым желанием больше не грешить – не было. А значит мы обманываем и Бога и себя. Грех – это рана. Как можно залечить рану, если все время резать руку. Лечить, а потом опять резать. Никак. Так же и с грехом.

Если мы искренне каемся, плачем и молим изо всех сил Бога нам помочь, очистить, и излечить от грехов и страстей, и искренне стараемся сами научиться жить по Его заповедям, то Бог обязательно нас вытащит. Он видит наше сердце и спасает по искренности, а не по результату, повторам или еще чему-то. Другого ответа нет.

Любовь: вопросы о главном. Отвечают священники

Издатель

Любовь: вопросы о главном. Отвечают священники

ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ? На этот главный вопрос отвечает нам новая книга с поэтичным названием «О любви…», изданная по материалам Международного проекта «Батюшка онлайн». Пространный ответ на этот вопрос обретается в знаменитом «гимне любви» святого апостола Павла в тринадцатой главе Первого послания к Коринфянам… А краткий приходит на ум, едва лишь наш взор упадет на горящую свечу. Распространяя вокруг себя свет и тепло, она медленно тает, как будто истощаясь в своем безмолвном труде… Такова истинная любовь, всегда жертвенная и никогда не требующая ответной благодарности.

Впечатляют меня и комнатные растения, например, обыкновенный фикус в кадке. Люди проходят мимо, дышат, кашляют, празднословят… А он, молчаливый, ни во что не вмешивается, не возмущается, печально опустив вниз свои ярко-зеленые жесткие листья.

Иногда дети надламывают их или выцарапывают на блестящей поверхности собственные имена – но и тогда фикус не нарушает привычного ему безмолвия. Как ни удивительно, в ответ на выдыхание углекислого газа и других ядовитых веществ смиренное растение вырабатывает кислород и непрестанно обогащает им атмосферу. Вот это и есть подлинная любовь! Она воистину «не мыслит зла, не раздражается, не гордится, все переносит и никогда не перестает…»

Книга дает ясный и правильный ответ на вопрос – ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЛЮБОВЬ? Источник ее – Сам Господь, возлюбивший и научивший нас любить «до конца», с готовностью отдать жизнь «за друзей своих»… Убежден, что и земная любовь должна питаться от неоскудевающего родника любви небесной. Действительно, когда чувства супругов освящены обетами верности и таинством венчания, подвигом совместной молитвы и стремлением служить друг другу ради Христа, любовь между мужем и женой не скудеет, но чудесно обновляется и возрастает со дня на день.

«Вся тайна семейной жизни, – рассуждает святитель Феофан Затворник, – состоит в том, чтобы 25 лет спустя свадьбы относиться к своей половине как в самый день венчания…»

Если я люблю Господа, под благословляющую десницу Которого некогда, вкупе с невестой, склонил свою главу, то, конечно же, сохраню ей верность даже в мыслях, буду «питать и греть ее», как Христос – Церковь, шествуя со своей избранницей рука об руку по «тропе бескорыстной любви» до победного конца…

Алмазным венцом для супругов служат взаимное доверие, нежность и предупредительность, которые, да согласятся со мной читатели, являются лучшим свидетельством готовности мужа и жены войти в вечное Царство Христовых любви и правды… Об этом и многом другом читатели смогут прочесть в книге «О любви…»

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевской женской обители в Москве, педагог, член Союза писателей России

Создатель проекта «Батюшка онлайн», член Союза журналистов России Надежда Земскова

– Могу привести много примеров, когда люди после разговора с батюшкой находят утешение и поддержку, обретают эту ни с чем не сравнимую радость жизни с Богом. И если у наших подписчиков есть такая душевная необходимость – поговорить с батюшкой, будем рады, если сможем помочь. В книге отзывов проекта – несколько сотен читательских писем о том, как им помог «Батюшка онлайн». Люди говорят, что благодаря общению со священником удалось сохранить семью, избежать аборта, суицида, найти успокоение и выход из трудной ситуации, наладить отношения с близкими. Многие крестились, начали ходить в храм, исповедоваться, причащаться, нашли духовных наставников и новых друзей.

Просим ваших святых молитв, дорогие читатели, сердечно благодарим за поддержку и такую поистине народную любовь к нашему доброму и светлому проекту!

Глава 1
Что такое любовь?

• Любовь – чувство или состояние?

• В чьих отношениях любовь выражается сильнее: жениха и невесты или мужа и жены?

• Почему колдовской «приворот» несовместим с любовью?

• В чём заключаются главные отличия любви от привязанности и страсти?

• Любовь ли соединяет людей, живущих в гражданском внебрачном сожительстве?

• Верна ли поговорка «Ревнует – значит, любит»?

Вопрос – ответ

Отвечает протоиерей Владимир Воробьев, г. Москва:

– Батюшка, а чем отличается так называемая любовь с первого взгляда от настоящей любви? Вообще, может ли влюбленность стать основой для семьи?

– Тут напрашивается сравнение с цветком. Влюбленность – это цветок, который должен принести плод. Но очень часто такие цветочки оказываются пустоцветами и плода не приносят. Бывает и так, что цветочек маленький, а плод большой. А бывает наоборот – огромный, вроде бы красивый цветок, а плода никакого или маленькое, несъедобное семечко.

Влюбленность сама по себе может быть очень хорошим, счастливым периодом жизни. Но нужно, чтобы она принесла любовь, развилась в нее. Ведь любовь – это другое. Влюбленность – это чувство, а любовь – устроение сердца человека. Чувство мимолётно, оно сегодня возникло, а завтра куда-то ушло. А сердце, когда оно познало настоящую любовь, уже не изменит ей никогда, потому что нет в этом мире ничего более прекрасного, ничего более крепкого и надёжного, более чистого и бескорыстного, более светлого и преображающего человеческую душу, чем подлинная, божественная любовь.

Отвечает протоиерей Илия Шугаев, г. Талдом Московской области:

– Подскажите, как понять, что понравившийся тебе человек – это твоя «половинка»? Как не ошибиться в выборе спутника жизни?

– Я против идеи о «половинках»: что нужно найти именно свою, а если это не твоя «половинка», то будешь несчастен. Думаю, что если Вам человек нравится, то Вы сможете стать с ним единым целым. Если Вы готовы идти на жертвы ради любви и готовы менять себя ради другого, а не его под себя, то Вы создадите крепкую семью.

А по поводу ошибок скажу так. В нашей воле не делать только грубых ошибок (аборты, измены, брак с иноверцем и т. д.), а мелкие ошибки можно постепенно исправлять.

– Батюшка, чем отличается симпатия к девушке от влюбленности?

– Симпатию можно испытывать ко многим девушкам. Даже будучи в законном браке, можно испытывать симпатию.

Влюбленность можно испытывать только к одной. В законном браке новая влюбленность будет изменой супруге в своем сердце.

– Можно ли так понимать, что сильная или, лучше сказать, дикая, необузданная влюблённость попускается нам, людям, за гордыню, а если мы будем смиренны, то будут отношения с противоположным полом проходить спокойнее, без сильных страстей влюблённости?

– Дикая – точно за гордыню. Почему-то вспомнилось: «Любовь зла – полюбишь и козла». Это, наверное, о тех случаях, когда козел/коза внутри, а снаружи красавец/красавица.

– Хотел у Вас уточнить – бывает ли так, что сильная влюблённость является не попущением за гордыню, а только временным спутником юношеского возраста?

Читать еще:  Тема: «Как человек огонь приручил. Как человек огонь приручил

– Не только спутником юношеского возраста и не только временным, но может быть в любом возрасте и надолго, если человек не умеет управлять своими чувствами.

– Скажите, пожалуйста, возможно ли у Господа вымолить любовь человека, которого я люблю? Может, для этого нужна определенная молитва?

– Молить Господа об этом можно, но вымолить… не знаю. Господь не может нас заставить любить. Господь может создать ситуацию, чтобы Ваш избранник заметил Вас, чтобы испытал некую симпатию, но полюбить – это свободное решение человека. Если будете пытаться ВЫМОЛИТЬ, то Ваша молитва ничем не будет отличаться от приворота.

– Хотела у Вас спросить, как правильно нужно молиться Богу, чтобы любимый человек проявил симпатию ко мне? Этот человек у меня самый первый во всех смыслах, но близости у нас ещё не было, я люблю его очень сильно и не представляю, что со мною будет, если его потеряю! Может, для этого заказать молитву в соборе можно? Я всё сделать готова ради любимого моего! Подскажите мне, пожалуйста! Я хожу на службу, Исповедь, Причащение! Может, я неправильно что-то делаю?

– Правильно молиться Богу – искренне. Этого достаточно, чтобы Бог услышал. Но добавляйте, когда что-то просите у Бога: «Но да будет воля Твоя».

Пугает фраза, что Вы готовы ВСЁ сделать ради любимого. Надеюсь, это только оборот речи.

Если Ваш избранник не обращает на Вас внимания, это не значит, что Вы что-то неправильно делаете. Просто заставить полюбить насильно – невозможно.

Отвечает иерей Игорь Шумилов, г. Москва:

– Чтобы любить жену по-настоящему, нужно ещё до свадьбы иметь в себе решимость пойти на смерть ради другого человека?

Если ты боишься, значит, жениться ещё рано? Значит, ещё нет в тебе настоящей любви?

– Думаю, абстрактной «решимости пойти на смерть» не может быть. Многое зависит от того, какая смерть и при каких обстоятельствах. Чтобы любить по-настоящему, нужно сердце очищать. И не задаваться абстрактными вопросами.

Отвечает протоиерей Пётр Гурьянов, г. Димитровград Ульяновской области:

– Я очень хотела причаститься, готовилась, но батюшка меня не допустил из-за того, что живу в гражданском браке. Обидно до слез. В чем же моя вина, если мой молодой человек не делает предложения? Сейчас полстраны так живёт! Почему наши отношения считаются блудом, если мы любим друг друга?

– Простите, но Вам только кажется, что вы любите друг друга. Блудные сожительства ничего общего с любовью не имеют, не обманывайте себя. Я понимаю порыв Ваших искренних ощущений и желаний, но любовь – это не просто внезапно возникшее чувство, а большой труд и ответственность, когда даже жизнь за любимого отдашь и всем пожертвуешь ради блага близкого человека. Но о чем вообще можно говорить, когда люди не то что жертвовать чем-то и умереть за ближнего, а даже узаконить свои отношения не хотят? Не то что верность в семье хранить, а даже до брака не могут уберечь друг друга от зла и сохранить чистоту и святость отношений?! Постель, материальная выгода и вопиющий эгоизм стали самым главным. Докатились! Научились блудить и только использовать друг друга для удовлетворения своих потребностей, а вот любить вообще не умеем. Оттого и страдаем.

Все без исключения хотят любви, но мало кто понимает, что это такое. В основном любовью сейчас называют химическую реакцию, которую вызывает интимная близость, и основанную на ней временную привязанность, которая очень быстро проходит. И тогда начинается песенка, что «любовь прошла», «характерами не сошлись», и – побежали новых партнёров искать для удовлетворения низменных инстинктов. Любовь не проходит, а со временем только крепнет. «Проходят» только страсть и пылкая неадекватная влюбленность. Все это условный рефлекс – животное чувство, не более того. Любовь тут рядом не стояла, как бы благовидно все ни прикрывалось. Блуд он и есть блуд. Нет воли Божией в том, чтобы человек грешил и погибал. Жить во грехе, в так называем гражданском браке – это Ваш выбор и ответственность. И греху нет никаких извинений. Если девушка и так на все согласна, зачем ее делать женой?

А что касается Причастия, то действительно до этого великого таинства не допускаются люди, живущие в смертном грехе блуда. И делается это для их же блага: известно немало случаев, когда, недостойно причащаясь, люди болели и умирали. Попробую на простом языке объяснить, почему. Допустим, к Вам в гости должен прийти сам президент, а при этом у Вас дома никто никогда не убирался – там грязь, смрад и вонь… Кто так встречает высоких гостей? Долго в таком доме вообще никто не задержится, ну разве только бомжам такое жилище подойдёт. Так же и в Причастии – к нам в душу приходит Сам Господь, и мы должны встречать Его с чистым сердцем и доброй совестью, чтобы достойно принять и надолго сохранить это благодатное единство со Христом, пребывая в любви и радости. А в душе, осквернённой смертными грехами и не знающей покаяния, селятся демоны и начинают там властвовать. Свято место пусто не бывает. Если в душе нет Бога и человек не живёт по-христиански, там будут править темные силы и всё будет по-сатанински. И не надо оправдывать свой грех тем, что, мол, все грешат. Я думаю, не нужно напоминать историю про Содом и Гоморру – там тоже все поголовно с ума сходили, и конец их известен.

И, напоследок, скажу Вам как батюшка и как мужчина. Если мужчина любит и уважает женщину, он никогда не осквернит её чистоту и уж тем более не предложит блудное сожительство. Ах, если бы девушки понимали, что их главная сила – в чистоте и целомудрии! Тогда бы за Вами в очередь по 20 человек выстраивались самых достойных, прекрасных мужчин и добивались бы Ваших руки и сердца. А что сегодня получается? Извращённые отношения. Бедные девочки сами в очереди за парнями толкаются и отчаянно сражаются за них, отдают всё, а их оскверняют, используют и предают, и даже тех, кто блудом вымогал кольцо на безымянный… Да, на блудниц тоже есть определённый спрос, только мужчины добиваются там далеко не руки и сердца, а сами знаете чего. Положа руку на сердце, ну кто захочет связать жизнь с человеком, погрязшим в грехе блудного порока, на ком и клейма уже негде ставить? Стоит ли соглашаться на гражданские сожительства и лишать себя настоящих любви и счастья? Порядочным мужчинам нужны порядочные девушки! Да, таких очень мало, но Господь не оставляет Своих, творит невероятные чудеса и помогает тем, кто Ему верен и живёт по святым заповедям и закону любви.

Беседы с батюшкой, ответы на вопросы прихожан

По своей духовной немощи и мало опытности большинство из нас не умеет молиться, не знает, как и за что славословить Бога, какими словами и о чем должно и можно Его просить; еще не испытали на собственном опыте, что значит «преклонить колена сердца» пред Господом, не научились «устраняться суетного мира, ум на небеса преложив», и, говоря словами апостола Павла, еще не нашли и не ощутили Бога, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» Этому мы можем научиться у тех, кто собственными страданиями стяжали благодать Святого Духа, вступили в непосредственное богообщение и передают нам свой опыт познания Бога.

На вопросы прихожан отвечает Иерей Георгий Боровиков, настоятель Дмитриевского прихода с. Яблоново Корочанского благочиния, Белгородской и Старооскольской Епархии. В рукоположении 4 года, до этого батюшка Георгий служил морским боевым офицером и Господь привел его своей милостью к архимандриту Ипполиту, настоятелю Свято-николаевского рыльского мужского монастыря в 2000 году. В паству многие люди не просто так попадают. Святые отцы научают, что в монашество стремиться почетно, а в священство надо только за послушание. Через это послушание о. Георгий и принял сан священника.

ВОПРОСЫ К БАТЮШКЕ ГЕОРГИЮ

Какие службы можно заказывать в храме?

служба, которая совершается в алтаре, подаются либо записки, либо список заносится в поминальную книгу. При службе вынимается частичка со служебной просфоры и опускается по окончании Божественной литургии в чашу с кровью Христа Бога нашего. Таким образом, Гоподь, прощает грехи тех, кого поминали;
Обедня – здесь для каждого имени вынимается частичка отдельной именной просфоры и тоже опускается в чашу по окончании литургии.

Молебны о здравии –

совершаются или до литургии или после. Молимся мы Господу Богу нашему и Богородице, святым угодникам божьим, просим их ходатайствовать перед Богом за наших близких живых.
Заупокойные службы совершаются как проскомидии и обедни, но еще совершаются панихида и лития – это отдельные службы, на которых мы поминаем наших умерших. Служатся они в конце службы или отдельно. Желательно на такой службе присутствовать родственникам, потому что души умерших, которых поминают, по упоминанию святых отцов, будут присутствовать.

это есть чин разлучения души от тела. Ангелы берут душу и относят ее к Богу. Но само отпевание не избавляет души от тяжести грехов. Освобождение от грехов есть покаяние, совершаемое перед Господом через исповедь священнику. Прощение упомянутых грехов Господь дает после разрешительной молитвы, которую прочитывает батюшка над исповедником. Забытые грехи, т.е. те грехи, которые не можем вспомнить, Господь прощает по совершению таинства Елеепомазывания или Соборования.

Прощение многих грехов душа человеческая получает при совершении проскомидии и обедни. В месте с этим и милостыня, розданная в поминание или во здравие имеет огромную силу. Но милостыня не такая, что дал у храма три копейки, а настоящая помощь, вещи, добрые дела, что-то нужное по-настоящему. При этом просим «помяни этого раба божьего». Человеку в ответ достаточно только сказать «Господи, упокой душу усопшего раба твоего (имя)». Это уже и есть поминание, совершение милости.

Каким образом душа карается за грехи?

Когда братия спрашивали у настоятеля рыльского монастыря батюшку Ипполита о мытарствах после смерти: «что же происходит на самом деле?», он улыбался и говорил: «отцы, мытарства у каждого свои». Есть канонически упоминания об ответе души за грехи свои, например 20 мытарств Феодоры, но это не значит, что у каждого они будут такими. Но то, что отвечать придется – это точно. Не очистив душу покаянием перед смертью, не причастившись и не пособоровавшись, мы весь груз грехов несем с собой к Богу. И Господь как судия взыскивает с нас то, что мы имеем недостойного.

А если смерть произошла внезапно, человек погиб в автокатастрофе?

Читать еще:  Когда можно читать каноны. Как читать «Правильные каноны» дома

– В православии всякое событие случайным не бывает. Фактор внезапности присущ, есть святые угодники, которые вымаливают душу у Бога тех, кто умер скоропостижно – великомученица Варвара, блаженная Ксения. К Богу мы обращаться должны не как в ларек, когда что-то случается. Православие сама по себе живая вера, подтверждение тому, что кто начинает Богу молиться, Бог устрояет ему все во благое, научает как молиться и через каких святых. Как молиться о живых, о мертвых. Кого как вымаливать. Результаты всех духовных трудов сказываются таким образом: когда благочестие в дом будет возвращаться, то и дети послушными будут, тогда Божье понимание в семье будет полным, желание ходить в храм наступит не по обязанности, а по велению сердца. К Богу тянуть будет, в роду все будет благодатно, благодать будет возвращаться. Пробелы богоборчества, неверия, будут стерты. Может Господь призовет кого-то из семьи в монашество, за род надо нести ответственность, чтобы спасти всех своих близких.

Получается, вера в Бога держится только на страхе кары за грехи?

– Мольба к Богу делится на три ступени: первая – самая низшая, как любит раб хозяина. А любит и угождает раб так, чтоб хозяин его не наказал.

Вторая ступень –– любовь наемника – за свой труд наемник ждет вознаграждения от Бога в виде даров, успехов, благополучия в жизни и спасение в жизни будущего века.

Самая высокая любовь – это любовь сыновья, когда душа любит Бога, не требуя и не ожидая от него ничего взамен совершенно, никакой благосклонности. Просто она рвется к Богу и в Боге соединяется всю свою жизнь. Святые угодники так любят Бога нашего. А Господь к такой душе приходит и претворяет все благое еще при жизни.

Что такое понятие веры? Какое значение играет вера в жизни человека?

– Само понятие веры, оно жизнеопределяющее для человека, потому что если человек живет без веры, он живет на уровне животного. Человек разумный задумывается – «Для чего я живу? Почему я живу? Как мне прожить? Что откуда всё произошло и как все заканчивается?». Мы все сейчас являемся, разумными, образованными, не только задаем себе эти вопросы, но и пытаемся найти на них ответы. Но без веры ответа никакого не будет, потому что Бог – творец всего сущего, и он открывается человеку ровно на столько, на сколько человек к нему идет. Чем сильнее человек Бога ищет, тем более Бог ему откроется. А когда человек почувствует в себе Бога, тогда и будет с радостью Бога в своей жизни исповедовать, по мере своего креста. Может совершать добрые дела во имя Бога нашего или помогать в храме будет. А может и в будущем православным сподвижником станет, монахом, как Господь покажет, как ему в жизни идти, какой у него крест.

Получается, мы живем, креста своего не зная?

– Мы наделены громаднейшей свободой и Бог человека к себе на аркане не тянет. То, что мы сподобились стать православными христианами – это заслуга наших предков, наших отцов, дедов, прадедов. Потому что они стяжали благодати духа святого, вымолили у Бога, чтоб мы родились православными. В большинстве случаев мы детей крестим еще во младенчестве и часто у неверующих возникает вопрос: «зачем? почему ребенку самому не избрать веру, когда вырастет?». Ответ здесь прост – мы являемся православным родом и живем на православной земле, которая православна 1025 лет. Потому Бог дал нам детей православных. Если бы ребенку суждено было быть иудеем, то он родился бы в Израиле, если буддистом, то в Китае. Но раз дети рождены в православной земле, то и крестим мы их в православие. Это Богом определяется, избранностью народа. Раньше избранным народом был еврейский, но по Новому Завету предав на распятие Христа-Бога, они от Бога отвернулись, потеряв свою избранность. Избранность перешла не просто на какую-то расу, а перешла на православных христиан. Когда Бога распинали на кресте, иудейский народ радовался. Бог сказал, что мира на этой земле не будет никогда, это проклятье действует поныне, они сами наложили его на себя. Как сказано в Писании: «глазами будете видеть и не увидите, ушами будете слышать и не услышите». То есть один человек может читать Библию и ничего в ней не понять, а другой по милости Божией будет Духом Святым знать все сущее… Это зависит от благодати рода, переданной по наследству от предков, называется благочестием. А благочестие рождает в человеке праведность или преподобность, если человек в монашеском постриге.

За подвиги, за благочестие открывается благодать духа. Господь дает силы на служение, ведь если почитать жития святых, какие скорби они несли, кажется что человеку это не под силу. Но это от любви к Господу. Такие люди особенные. Они с рождения носят в себе Бога. Это большая честь для всего рода – по своему благочестию семья заслуживает молитвенника, преподобного или праведного. Святые угодники вымаливают род до 14 колен назад и вперед, за их труды, за их святость.

Раньше на кладбищах ставили кресты, сейчас памятники, как правильно?

– Часто бывает, что светские имена отличаются от православных. И на памятнике пишут метрики светские, а по православному устроению кладбища, положено, чтоб на могилах кресты православные стояли. На кресте значится имя, записанное у Бога, а метрики пишут ниже. Это принято для того, чтоб усопшего поминали по-православному. Поминальные угощения оставляются на могиле не для мертвых, душа ничего не кушает, для того, чтобы малоимущий или нищий, взяв угощение, помянул усопшего: «упокой Господи душу раба или рабы твоей». Если креста на могиле нет, при поминании душа приходит в смущение.

Надо ли занавешивать зеркала, когда в доме покойник? кто-то говорит – предрассудки, кто-то боится, но мало кто знает, как правильно делать

Душа приходит в дом, когда ее поминают, отражения своего она не имеет и от этого может приходить в смущение. Канонически это нигде не прописано, но по старым поверьям, люди выполняют этот обряд. Хотя ровным счетом ничего страшного не произойдет, если его не выполнить.

Как поминать родственников, если не знаешь их имен, и были ли они крещенными?

Раньше на Руси брак для Бога считался только венчанный, остальное блуд. Поэтому если вы поминаете сродников в невенчанном браке, то отдельно надо поминать сродников мужа и жены. А если семья венчанная, то род поминается целиком. Можешь и не знать про своих предков, но Бог приоткроет, если молимся, просим, то непременно будет все открыто. Если сам не знаешь, через праведников откроется, духовника, которым Господь дает благодать Духа Святаго. Даже не зная, крещен ли сродник или нет, поминать его надо и за него молится, он все равно нашей крови, земля у нас православная.

Когда человек в храм приходит, вымаливает на четыре поколения вперед и три назад, даже если мы не знаем всех имен, заказываем службу «со сродниками». Наших умерших, мы можем вымаливать, понемногу, шаг за шагом. Есть такая молитва Чудового монастыря Архангелу Михаилу, который человек прочтет сию молитву, того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, ни лестию соблазнится сердце его. Если преставится от жития сего, то и ад душу его не примет. Очень важно эту молитву читать 19 сентября в день памяти святого Архангела Михаила и 21 ноября – Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, также – всю страстную неделю Великого Поста. По преданию, в это время Архангел Михаил находится на берегу долины огненной, и опускает свое правое крыло в геену огненную и она гаснет. Называйте в эти в два дня усопших по именам, и Архангел Михаил выведет их души из ада. Это канонически не прописано, но вера наша живая. Это монастырское откровение вселяет огромную надежду на величайшее милосердие Господа Бога нашего.

Можно молиться своими словами?

– Молиться можно и своими словами, но лучше сначала писанными. Молитвы составлены святыми отцами, теми, которые сподобились милости божьей и стали святыми. И мы, начав молиться, зажгли в себе факел духа святаго, мы как православные имеем у себя в сердце дух святый. Богу надо молиться не душою, а духом святым, а для этого его надо зажечь. Грамоте тоже можно учиться по буковке выискивая из газет, но все это долго будет. А если учиться по букварю, это гораздо быстрей и проще. На самом деле мы все младенцы в Иисусе Христе и чтобы нам это понять дух молитвы, основы православия, надо опираться на святых отцов.

Почему и молишься и в храм ходишь, а все равно болеешь?

– В Евангелии сказано: «Скорбями и болезнями спасать будете души ваши». К болезням православие относится так – немощь от многих грехов может избавить. Господь дает силы нести свою немощь всю жизнь. Бывает, человек в Бога не верит до конца, но ездит по святым местам и Господь дает ему чудо исцеления для укрепления веры. Тело не лечить нельзя – это грех. То есть скорби и болезни даются не для того, чтобы мы мучились, а для того, чтобы к Богу приходили. Чтобы мы несли покаяние. И тогда мы понимаем, какой крест у нас в жизни есть. Ведь Бог креста, которого мы понести не можем не даст, все дается по мере наших сил. Так удивительно происходит, как говорится в Евангелии «духовных трудов». Кому на 20 , кому на 40, кому на 100. Только нужно эту меру подвигов духовных не только пронести, но и стяжать, преувеличивать их два раза. Не только иметь что есть, то и есть.

«Бог есть огнь, неугосаемый» Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению. Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! И когда наказывает, как благоутробно наказывает! Отцы написали, когда их спрашивали: ищи Господа, но не испытуй, где живет». Наставления преподобного Серафима Саровского. Надо нам в жизни жить так, чтобы мы стяжали прежде Царствие Божие. А все остальное нам приложится. Аминь.

Источники:

http://media.elitsy.ru/otvety/otvety-svjashhennikov-na-voprosy-o-zhizni/
http://mybook.ru/author/neustanovlennyj-avtor-2/lyubov-voprosy-o-glavnom-otvechayut-svyashenniki/read/?page=1
http://www.proza.ru/2015/06/03/378

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: