Тема: «Как человек огонь приручил. Как человек огонь приручил

“Как человек огонь приручил”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

конспект познавательного занятия для детей старшего возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Как человек огонь приручил».

Образовательные: Познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности

человека; показать значимость его открытия в современной жизни; акцентировать

внимание на то, что именно человек «приручил» огонь, сделал его необходимым

Воспитательные: Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,

учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение,

доказывать свою правоту.

Развивающие: Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными

и глаголами по теме занятия.

Материал: блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба; колосок или горстка злаковых зерен; пинцет и

шприц; кусочек кирпича и гранитный камешек; стеклянный стакан и цветные бусы;

столовая ложка и ваза для цветов; игрушечные паровоз и ракета.

В начале занятия детям предлагается внимательно рассмотреть разложенные предметы и подумать, какое же великое открытие древнего человека объединяет все эти вещи.

Воспитатель ( показывает блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба)— Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь? ( ответы детей).

–Оказывается, огонь можно назвать поваром. Многое из того, что мы едим, приходится варить, жарить, печь. Огонь готовит нам пищу и занимается этим уже сотни тысяч лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали а большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья, а чтобы вода не остывала, бросали в неё небольшие камешки, раскаленные на костре,— так варили первый суп. А потом зарывали в золу завернутое в листья мясо—получалось первое жаркое. Нанизывали на прутик кусочки мяса, держали их над костром—так и сейчас делают шашлыки. Чтобы огонь не погас, человек постоянно подбрасывал в костер прутья. Так человек «кормил» огонь, о огонь «кормил» человека!

Воспитатель (показывает колосок): — А как огонь может помочь колоску вырасти? (ответы детей).

— Оказывается, он может быть и земледельцем. Когда человек стал выращивать хлеб, ему понадобились поля. Как убрать траву, кустарник, лес? Вместе с первым земледельцем вышел на работу и огонь. Вырубленный лес сжигали, и получалось поле. И сейчас огнем иногда борются с сорняками. Весной, когда сорняки идут в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки дыма и огня.

Воспитатель (обращает внимание детей на пинцет и шприц) — Как вы думаете, а для чего нужен огонь этим предметам? (ответы детей).

–Оказывается, он может быть и врачом. У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костер. Потому что хозяева верили: огонь прогоняет зло, если под злом понимать вредные микробы. Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Сейчас на пакетиках с молоком печатают: «пастеризованное». Значит, прогретое так, что микробы в молоке погибли. Когда же люди узнали о вредных микробах, медики стали свои инструменты стерилизовать. Много уже найдено лекарственных средств, которые убивают микробов, но и сейчас еще огонь часто заботится о нашем здоровье!

Далее дети рассматривают кусочек кирпича и гранитный камешек.

Воспитатель —Как вы думаете, нужен огонь для изготовления этих предметов? (ответы детей).

–Оказывается, огонь может быть стеклоделом. Однажды путешественники развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось первое стекло. В него превратился песок, спекшийся с содой. Прозрачным оно стало не сразу, зато было красивым. Сначала из него делали украшения, затем догадались делать посуду, очки, телескопы, аквариумы…

Воспитатель предлагает обратить внимание на столовую ложку и вазу для цветов, задает детям вопрос:

–Как огонь может помочь сделать эти вещи? (ответы детей).

Воспитатель: Оказывается, всё, что сделано из металла, тоже встречалось с огнем. В жарких печах из руды выплавляют металл. Затем в других печах варят, превращая металл в сталь. И ее расплавляют на огне, потому что, горячая, она лучше слушается человека, лучше принимает нужную форму. Вот такой огонь—металлург!

Воспитатель: Оказывается, огонь может быть хозяином дорог. В паровозе огонь нагревал воду в котле, превращал её в пар, пар вертел колеса. Теперь мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое- нибудь горючее. Горючим оно называется потому, что горит. И в небо человека тоже поднял огонь. Первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты…

Воспитатель (показывает альбом для рисования) — А зачем огонь необходим бумаге? (ответы детей).

–Огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на изначальные. На что ни посмотри, всюду огонь хоть немного да поработал. Вот бумага (альбом для рисования): уж она-то, кажется, огня боится, но без огня и самой бумаги бы не было. Ведь делают её из измельченного дерева, из крошечных волоконец, и их приходится нагревать. Бумагу варят, как и стекло, как и сталь. Вот как многому огонь научился у человека! Человек сделал огонь своим помощником! Все, о чем мы говорили, придумывал сначала какой-то человек—изобретатель. Он пробовал, ошибался, исправлял свои ошибки и , наконец, добивался результата. И становился примером для многих других людей, которые тоже использовали эту технику.

Читать еще:  Во многих европейских странах эпоха просвещения ознаменовалась. Эпоха Просвещения (Европа)

Воспитатель (раздает детям картинки)— По этим картинкам вы расскажите о дружбе человека с огнем. А в уголке изобразительной деятельности можете взять карандаши, краски и бумагу и нарисовать, где еще человек использует огонь. Потом мы сделаем выставку ваших работ.

Конспект занятия «Как человек огонь приручил»

Елена Макарова
Конспект занятия «Как человек огонь приручил»

Название: конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по познавательном развитию в старшей группе.

Форма проведения: занятие

Тема: «Как человек огонь приручил»

Цель: дать детям представление об истории открытия огня древним человеком.

1. Познакомить детей с историей освоения огня.

2. Показать детям значение огня в жизни человека.

3. Формировать знания детей о пользе и разрушительной силе огня.

4. Формировать знания правил пожарной безопасности.

1. Развивать познавательные способности, речь, добиваться ответов детей на поставленные вопросы.

1. Воспитывать осторожное обращение с огнем.

Формы и методы: словесные: беседа, стихи; наглядные: иллюстрации, показ воспитателя; практические: выполнение упражнений.

Используемое оборудование: свеча, спички, зажигалка, металлический поднос, по 2 камня на каждого ребенка, карандаши с гранями, султанчики красного и оранжевого цвета на каждого ребенка, музыка спокойная и в быстром темпе. Раздаточный материал: картинки с изображением огонь – помощник и огонь-враг, картинки с изображением этапов освоения и добычи огня. Мультимедийная презентация.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом.

Воспитатель загадывает загадку:

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта загадка? (Об огне.)

Воспитатель ставит на стол перед детьми металлический поднос, на него безопасный подсвечник и зажигает свечу зажигалкой.

Воспитатель. На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далеких предков. Но раньше люди очень боялись огня, они долго к нему привыкали. Потоки вулканической лавы, а также молнии, ударявшие в деревья и поджигавшие их, пугали и обращали в бегство как животных, так и людей (Изображение № 1).

Найдя на пожарище останки животного и попробовав его, люди обнаруживали, что жареное мясо вкуснее сырого и легче отделяется от костей. Добавляя в огонь сухие ветки, они понимали, что так можно продлевать его горение (Изображение № 2).

Ребята, я вам предлагаю сейчас превратиться в маленькое пламя костра. Возьмите в руки султанчики.

Цели: Побуждать «смоделировать» игру огня в костре. Развивать внимание, координацию движений, воображение.

Оборудование: оранжевые и красные султанчики.

Ход игры: Ребята сидят на корточках по кругу, в руках у них ленты оранжевого и красного цветов на палочках. Слушая музыку, которая подсказывает, каким должен быть огонь, дети взмахивают лентами.

Сначала костер едва тлеет (музыка тихая). Огонь начинает разгораться (меняются темп и характер музыки) и превращается в бушующее пламя (музыка громкая, в быстром темпе). Постепенно пламя гаснет (движения передают угасание).

Воспитатель в ходе игры комментирует моделирование движений пламени костра.

Избавившись от страха перед огнем, люди стали его осваивать, использовать для защиты от холода, для приготовления еды и для создания оружия. У огня люди могли согреться, когда становилось очень холодно (изображение № 3). Пучки зажженных веток помогали отпугивать диких животных (Изображение № 4). Постепенно люди учились готовить на костре еду: коптить ее в дыму, жарить на огне, запекать в золе. Так же они поняли, что огонь делает острие копья крепче и оно лучше пробивает звериную шкуру (изображение № 5).

Долгое время люди умели лишь поддерживать огонь. По ночам они по очереди подбрасывали сухие ветки в костер, не давая ему потухнуть. Но случалось и такое, что огонь потухал, и тогда старейшины выгоняли из своего племени такого дежурного. Во время кочевок (переход с одного места обитания на другой) первобытные люди носили с собой тлеющие угли в горшочках из высохшей глины (изображение № 6).

Прибывая на место новой стоянки, люди с помощью имевшихся у них углей разжигали костер. Если он вдруг потухал, то огонь приходилось красть у соседей, часто при этом рискуя жизнью (изображение № 7). Таким образом они пытались сохранить свой огонь.

Спустя сотни, а может быть, даже тысячи лет после того, как люди «приручили» огонь, они научились его разводить. Люди заметили, что при ударе друг о друга кусков кремня возникают искры, которые поджигают сухую траву и веточки-лучинки. Такого же результата можно было добиться, если потереть одной сухой деревяшкой о другую (изображение № 8).

У меня на подносе есть камни, я предлагаю вам самим попробовать добыть огонь с помощью камней. Нужно взять два камня в обе руки и ударять одним камнем о другой.

Упражнение «Выбей искру».

А теперь давайте попробуем трением развести костер.

Массаж рук с помощью карандаша «Добывание огня»

Положить карандаш на одну ладонь, прикрыть его другой. Прокатывать карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Читать еще:  Поклоны в храме. Зачем делать земные поклоны и как их правильно совершать

Легко ли так добывать огонь? Иногда приходилось часами тереть деревяшку или выбивать искру камнями. Долгое время огонь добывали, ударяя кремнем по железному кресалу или огниву (Изображение 9). Затем для добывания огня изобрели спички – палочки с головками из горючего вещества (показать спички). После спичек придумали зажигалки с «кремнем» из особого сплава, дающие искру при трении (показать зажигалку).

С помощью такого приспособления мы легко смогли зажечь нашу свечу.

Пламя этой свечи напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спа-сали людей. Давайте аккуратно поднесем руку к свече и почувствуем тепло пламени, но, если слишком близко поднести руку к огню, можно обжечься.

Опыт: показать детям, что есть невидимое пламя и оно также опасно. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: нельзя близко подходить к огню – можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню — они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причи-ной пожара.

Воспитатель. Огонь стал помощником людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становится бешеным врагом, уничтожающим все на своем пути.

Воспитатель. Кто из вас может назвать сказки или другие произведения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства? (Дети размышляют, вспоминают, высказывают предположения: «Кошкин дом», «Путаница»).

Огонь — помощник или огонь — враг? Как ответить на этот вопрос? (Высказывания детей.)

Нужно помнить всегда:

Огонь требует бережного обращения.

• Баловство с огнем может привести к беде.

Мы выяснили с вами, что огонь приносит огромную пользу человеку, но при небрежном обращении может нанести и вред. Давайте сейчас с вами найдем изображения, где огонь приносит пользу человеку (в печи пекут пироги, выдувают из стекла фигуры, зажигают свечку, греются у костра, а где вред (лесные пожары, горит дом, дети играют спичками, вспыхнуло масло на плите).

Упражнение «Огонь друг и враг»

Дети выполняют задание, комментируют свои действия.

Молодцы ребята, вы справились с заданием.

Посмотрите ребята, наша свечка уже почти догорела, что может случиться, если мы сейчас уйдем и оставим ее горящей в группе?

Дети: может случиться пожар.

Воспитатель: правильно, а чтобы этого не случилось, нам надо свечку потушить. Давайте все вместе дружно подуем на нее, чтоб пламя свечи погасло.

Дети дуют на свечу.

Ребята, давайте с вами вспомним, как люди пришли к изобретению таких предметов как зажигалка и спички. У меня есть картинки, которые относятся к одному из четырех этапов истории развития огня. Привыкание к огню, освоение огня, сохранение огня, добывание огня. Подберите к ним соответствующие картинки.

Дети выполняют задание.

Какой первый был этап? Какие картинки к ним относятся?

Какой этап был после привыкания огня? Какие картинки к нему относятся? И т. д.

Молодцы ребята, вы все правильно подобрали, а наше занятие уже подошло к концу давайте еще раз закрепим правила обращения с огнем:

• Нельзя близко подходить к огню: можно обжечься.

• Нельзя близко подносить предметы к огню: они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

• Баловство с огнем может привести к беде.

Огонь требует бережного обращения.

Список используемых источников:

1. Справочное издание для среднего дошкольного возраста. Твоя первая энциклопедия. Пожарные и спасатели. Издание на русском языке, перевод на русский язык. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2017, Махаон, 128 с., с ил.

Конспект занятия в старшей группе «Как человек приручил огонь?»

Юлия Евстигнеева
Конспект занятия в старшей группе «Как человек приручил огонь?»

– Расширять и уточнять знание детей о истории возникновения огня.

– Дать детям понятие, какой бывает огонь, как человек приручил огонь, как человек заставил работать огонь.

– Развивать речевую активность, поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение.

– Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.

– Иллюстрации к беседе первобытные люди, вулканов, грозы.

– Набор картинок с изображением плит, посуды.

– Бумага для рисования, цветные карандаши.

– Чтение рассказов Е. Пермяка «От костра до котла»

Ход занятия:

Воспитатель. Давным-давно) когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днём людей согревало солнце, а по ночам они дрожали от холода. Боги скрывали от людей тайну огня. Но нашёлся среди богов один, пожалевший людей. Звали его Прометей. Однажды он похитил божественный огонь и принёс его людям. Рассердился за это на Прометея самый главный бог Зевс и велел приковать виновного к скале в горном ущелье. Долгие годы страдал в горах прикованный Прометей. По приказу Зевса его терзал огромный орёл, а цепи не позволяли узнику отогнать злую птицу. Лишь через много лет его освободил из плена богатырь Геракл, убив орла и разорвав цепи. А люди в благодарность за то добро, что принёс им Прометей, сложили о нём эту легенду.

– Как древние люди согревались?

Игра «Прошлое и современное»

Во время этой игры дети должны называть похожие по назначению предметы и объекты, которые заменили устаревшие.

Воспитатель. Какой бывает огонь?

Мир, который ты видишь вокруг, питает и поддерживает огонь. Солнце согревает нашу землю, – это огонь. «Огнедышащие горы» – вулкан, из которых время от времени выползает раскалённая лава, – это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Молнии, сверкающие во время грозы, – это тоже огонь.

Читать еще:  Часто снится мальчик который мне нравится. Приснился парень, который очень нравится! Что это значит?! Почему каждый день снится парень, который нравится

Огонь даёт тепло и свет всему живому на нашей планете. Посмотри, как на землю посеяли зерна; под лучами Солнца из них выросли хлебные колосья; из этого урожая испекли хлеб; потом ты съел кусочек хлеба. Выходит, что ты съел кусочек Солнца и к тебе, перешла часть его силы!

Вот почему в древности люди поклонялись Солнцу, считали огонь священным и почитали его наравне с водой, землёй и воздухом.

– Почему древни люди поклонялись огню?

Дети. Огонь даёт тепло всему живому на нашей земле.

Воспитатель. Как человек огонь приручил?

Кто-то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два кусочка дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться и наконец, вспыхивает пламя. Значит, огонь можно добывать своими руками! Не нужно дожидаться, когда молния зажжёт дерево или случится пожар в лесу.

Стали люди разные приспособления делать, чтобы легче и быстрее огонь добывать. Сначала придумали деревянную палочку на обрубке дерева руками крутить – получилось! Потом изобрели маленький лук для этой палочки – дело быстрее пошло. Наконец догадались из камней огонь извлекать: стукать камень об камень – выскочит искра. Упадёт она на сухой мох, вот и костёр готов. Это способ и сейчас живёт – в кремневых зажигалках.

Много лет назад изобрёл человек спички: удобно, легкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане приручённый огонь.

– Ребята, а как древний человек добывал огонь?

Дети. При помощи палочек, камня.

Пантомима «Покажи пословицу»

Из маленькой искры большой огонь бывает. От жара и камень треснет. С огнем не шути, обожжешься! Не подкладывай к огню соломы. Не хочу возле пламени ставать: может дунуть так, что обгоришь. Огонь не вода – охватит, не выплывешь. Огня огнем не затушишь, надо воды.

Воспитатель. Как человек огонь работать заставил?

– А в чём мама готовит еду?

Воспитатель. Хорошей посуды у людей долго не было. Пищу готовили на плоских камнях, потом научились лепить горшки из глины. Только что это было за горшки? Чуть стукнешь по нему он и расколется. Стали готовые горшки после сушки на огне обжигать: они получались крепкими, звонкими. Через много-много лет люди научились делать красивые белые тарелки, чашки, вазы. Они хоть и не похожи на тёмный горшок, а тоже сделаны из глины, только белой. Ещё из обожженной глины стали делать кирпичи и строить большие дома. Даже книги когда-то писали на глиняных плитках, обжигали их для прочности на гоне и складывали в ящики. Каждая плитка это листок, а ящик – целая книга. Некоторые глиняные книги сохранились до наших дней, а веди им по пять-шесть тысяч лет. Из обыкновенного песка с помощью огня люди научились делать прозрачное стекло, из камней добывать металлы: медь, олово, железо. Шли годы, а человек всё думал, где ещё можно заставить работать огонь? Думал-думал и придумал. Решил он подружить самых непримиримых врагов: воду и огонь, а потом использовать их силу. Сделал человек хитроумную машину и стал в ней огнём нагревать воду. Когда вода нагреется, из неё появиться пар. Вот этот могучий сын воды и огня и стал делать, а человека самую тяжелую работу: откачивал воду из шахты, поднимал грузы. А вскоре даже стал возить эти грузы и людей по железной дороге и по морю. Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах, тепловых электростанциях, в автомобилях и теплоходах, выводит в космос спутники Земли.

Воспитатель. Сейчас я загадаю вам загадку:

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины —

До завтра солнца не нужны.

Чтение рассказа Е. Пермяка «От костра до котла»

Упражнение «Опиши свою плиту»

Воспитатель предлагает описать по памяти все плиты, которые есть в доме, на даче (где стоит, форма, цвет, сколько конфорок.).

Выберете те картинки, на которых изображены различные пожароопасные ситуации. Воспитатель. Молодцы. Рефлексия. Воспитатель раздаёт различные игры по теме.

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность., СПб, «Детство – пресс», 2002 г.

2. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности., Москва, Дрофа, 1998 г

3. Попок Е. Л. Чтобы не было пожара, Москва, Просвещение, 1985 г.

4. Пидручная С. Огонь – наш друг, огонь – наш враг // Дошкольное воспитание №5, 2006г.

5. Шорыгина Т. А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет», М., Творческий центр, 2005 г.

6. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М., Книголюб, 2004 г.

Сказка «Как человек огонь приручил» «Жил-был огонь. Был он весёлым и горючим. Гулял, где хотел, что хотел, то и делал. Никого е щадил, сжигал всё подряд и стал злейшим врагом.

Сказка «Две стихии» (пожарная безопасность) Две стихии. Давным-давно жили две стихии: Огонь и Вода. С давних времён они были злейшими врагами. Не могли они решить – кто из них на Земле.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/03/14/kak-chelovek-ogon-priruchil
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-kak-chelovek-ogon-priruchil.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-kak-chelovek-priruchil-ogon.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: