Монастырь и церковь сан марко. Истории о путешествиях кошака

Музей Сан-Марко во Флоренции

Архитектурный комплекс Сан-Марко (San Marco) имеет довольно древнее происхождение. По некоторым сведениям, здания Церкви Святого Марка (Basilica di San Marco) и монастыря появились в центре Флоренции в 13 столетии. В свое время к реставрации построек приложил руку талантливейший архитектор Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo). А во второй половине 19 века помещение монастыря было превращено в Национальный музей Сан Марко (Museo Nazionale di San Marco). Среди экспонатов музея числится литературное и художественное наследие великих мастеров итальянского Ренессанса.

Этот музей является не просто хранилищем средневековой итальянской культуры, вплоть до самого мельчайшего экспоната он пропитан духовностью и католической верой.

Историческое прошлое

Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале 12 века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта. Этот католический орден имел большое влияние на землях Тосканы и Умбрии вплоть до окончания 14 столетия.

Князь Козимо умудрился не только ущемить права знати, переиначив распределение капелл внутри церкви. По его велению святой заступник Ордена святого Доминика, Фома Аквинский был выведен на второй план по сравнению с покровителями дома Медичи – святыми Дамианом, Косьмой и Марком.

В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко получил кров самый неоднозначный из служителей католической церкви 15 столетия, Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola). Ревностный блюститель чистоты католической веры, этот священник регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко. Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Скрупулезно следуя догматам священных книг, приор насаждал благочестие среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши и даже необходимых вещей. Начиная с 1493 года, с молотка ушла большая часть земель, принадлежащих монастырю. Вслед за ними были реализованы личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции. Аскетичные кельи послушников, в том числе и самого Джироламо Савонаролы, сохранились до наших дней. На них можно посмотреть в рамках экскурсии по Музею Сан Марко.

Превращение монастыря в Музей Сан Марко

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен.

Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия.

В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с Рафаэлем Санти (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.

Не менее значимый экспонат в стенах музея – икона с ликом Святого Максима Грека, выполненная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), мастером кватроченто (quattrocento). У этой картины есть целая история. Послушник Михаил Триволис, грек по происхождению являлся пламенным поклонником учений Джироламо Савонаролы. Долгое время Триволис провел в стенах монастыря, исполняя свой долг и укрепляя веру. Впоследствии, монах попал на святую гору Афон, где обрел свое новое имя – Максим. Постриженный в католическую веру, Максим Грек много путешествовал по делам церкви. Одним из пунктов назначения монаха была средневековая Москва, где его ждал теплый прием со стороны образованной прослойки населения.

Еще одна знаковая работа Гирландайо «Тайная вечеря» размещена в помещении, ранее служившей трапезной комнатой для монахов Сан-Марко.

Читать еще:  Главные недостатки знаков зодиака. Скрытые достоинства разных знаков зодиака: Весы гениальные стратеги, а Стрельцы - лучшие любовники

Флоренция. Монастырь и церковь Сан Марко. Осень 2014 г.

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен. Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия. фреска кисти Фра Анджелико В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с Рафаэлем Санти (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.

Галерея внутреннего дворика первого этажа монастыря Сан Марко:

“. документы говорят, что в 1429 году несколько монахов из Фьезоле были вызваны во Флоренцию, чтобы заново расписать отстроенный монастырь. И как раз Фра Беато Анджелико возглавляет эту бригаду. Т.е. вполне возможно, что, сидя во Фьезоле, вряд ли он тесно общался с Козимо Медичи до этой работы. Если его Медичи и полюбил, то, скорее, уже после этой работы.

Итак, здесь работала целая группа художников. И понятно, потому что – мне приходилось бывать в этом монастыре – там действительно в каждой келье, куда ни входишь, находятся шедевры. Это удивительно, что монахи жили в этих кельях, созерцая эти прекрасные образы. В XIX в., конечно, монастырь уже был упразднен, и здесь сейчас музей, как я сказала. Только несколько росписей в кельях точно считаются произведениями самого Анджелико.

Вот такой замечательный монастырь, как всегда, с внутренним двором, с клуатром, т.е. с галереей, по которой ходили монахи, молились по четкам. Кстати, четки считаются изобретением святого Бенедикта. Он любил ходить и молиться, и как раз чтобы не сбиться со счета, взял четки. Даже есть такая легенда, что сама Божия Матерь вручила ему эти четки. И он придумал вот такую молитву в честь Божией Матери – молиться по четкам. На Востоке больше принято молиться по четкам Иисусовой молитвой, а на Западе – так называемый «Розарий». Опять же, розарий очень часто был… Розы сажали внутри вот этих внутренних двориков монастырей, и глядя на эти розы, как приношение Божией Матери, монахи, перебирая четки, возносили молитвы Мадонне, святой Деве Марии. ” – Ирина Языкова

«Фрески в клуатре». Программа росписей клуатра Сан Марко существенно отличается от аналогичных росписей в других флорентийских монастырях Там это были, как правило, повествовательные циклы, иллюстрирующие жития орденских святых, учреждения орденов и некоторые эпизоды из их истории (тому примеры- Кьостро Верде в монастыре Санта Мария Новелла, Апельсиновый дворик во флорентийской Бадии) Всему этому клуатр Сан Марко –

явный контраст, фрески предназначались только для внутреннего использования, их утилитарное воздействие не предполагало занимательной повествовательности и яркой, проповеднической риторики

Все принадлежащие мастерской фра Анджелико фрески, расположенные в люнетах – св Петр Мученик, св Фома Аквинский, Христос в образе паломника с двумя доминиканцами, Муж скорбей, – можно объединить одной темой – доминиканский устав. Их задача – напоминать монахам о правилах монастырской жизни.

Мне захотелось показать фрески в люнетах галерей клостеров. Некоторые сюжеты мне не знакомы. Друзья, подскажите.

Петр Мученик предписывает молчание. Фреска. 108 х 145 см. Люнет в галерее дворика:

Святой Доминик, преклоняющийся распятию. 1450. Фреска. Галерея дворика 1-го этажа, Монастырь Сан Марко:

В галерее дворика над входом в зал Капитула находилась фреска-люнет “Святой Доминик с Уставом ордена Доминиканцев”. Она очень плохо сохранилось – была сильно испорчена. Ныне она удалена со своего исторического места и перемещена внутрь помещения вместе со своей синопией (подготовительным рисунком). Изображенный на этой фреске Святой Доминик держит в одной руке Правила (Устав ордена), а в другой руке – жезл, символ дисциплины:

Читать еще:  Изречение диогена. Диоген: изречения, цитаты, притчи и шутки

Распятие и Святые. Фрагмент:

Накануне во Флоренции был сильнейший ветер. В результате – это сломанное дерево (по-моему, кипарис). Оно удивительно красиво на распиле.


Христос в милосердии. Ок. 1442. Фреска. Люнет, Монастырь Сан Марко:






Два доминиканца принимают Христа в образе паломника. 1442. Фреска. Галерея дворика, Монастырь Сан Марко:





Святой Фома Аквинский. Фреска. Люнет, Монастырь Сан Марко:

Из музея я добавила это изображение:


Страшный суд был написан Фра Анджелико в начале 1430-х гг. для церкви Санта Мария делла Анджели во Флоренции. Перспектива двух рядов пустых могил, уходящих в темное небо, создает драматический эффект пространства и дурного предчувствия. В центре, в окружении ангелов, мы видим Христа в роли судьи, Святую Деву и св. Иоанна на своих традиционных местах — по обе стороны от него. Под ними две толпы — блаженных и проклятых — уже заняли свои места. Ангелы собрались, чтобы отвести души блаженных на небеса, это символизирует их хоровод на фоне райского пейзажа. Напротив них изображены проклятые, в ужасе отбивающиеся от бесов, влекущих их на вечные муки Ада.

Сан-Марко – собор в Венеции. Описание, история и интересные факты

Сказочная Италия, достопримечательности которой молчаливо свидетельствуют о богатой истории, вызывает огромный интерес у путешественников. Очаровательная Венеция занимает отдельное место среди других городов страны, а ее архитектурные шедевры известны на весь мир.

Средневековый памятник Basilica di San Marco

Древний Сан-Марко – собор в Венеции, который по праву признан выдающимся памятником искусства Средневековья. Красивейшее здание, появившееся в IX веке, волнует людские сердца, заставляя их биться сильнее при виде редчайшего примера византийской архитектуры в Европе. В 1987 году достопримечательность была внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Жители города и иностранные гости любуются старинным собором, занимающим почетное место в мировой сокровищнице архитектурных произведений.

Собор Святого Марка на площади Сан-Марко

Главная религиозная достопримечательность Венеции находится в районе Sestiere San Marco, на одноименной центральной площади (Piazza San Marco), которая является визитной карточкой города. Большинство туристов спешат, чтобы познакомиться со значимыми памятниками страны, на знаменитую Сан-Марко в Венеции (площадь).

Собор, история которого насчитывает несколько веков, показывал мощь и величие Венецианской республики. Изначально планировалось, что в базилике будут находиться мощи святого Марка, которые в 829 году были спасены итальянскими торговцами от осквернения мусульман и привезены в город на воде из Александрии. Как свидетельствует легенда, странствующему апостолу пришел во сне ангел, объявивший, что после смерти он обретет покой в Венеции, и купцы выполнили его последнюю волю. Когда святыня прибыла в город, апостол получил статус его покровителя.

В 832 году появился первый вариант собора, который через 150 лет был серьезно разрушен пожаром, однако останки святого не пострадали. Позднее базилику отреставрировали, и она вновь радовала прихожан. Ее первоначальный архитектурный облик был достаточно аскетичен.

Современный собор Сан-Марко: описание, история, точный адрес

Строительство современной базилики, расположенной по адресу San Marco, 328, 30124 Venezia, началось в 1063 году, и уже в конце столетия здание было освящено. Но еще несколько веков продолжалось оформление сказочно красивого храма Сан-Марко. Собор в Венеции – необычная достопримечательность, ведь его украшали новые поколения венецианцев, придававших облику религиозного памятника самобытность. И в результате достопримечательность, ставшая местом паломничества туристов, превратилась в музей искусства Средневековья.

В архитектурном облике базилики, сложенной из кирпича, присутствуют элементы всех видов стилей. Мрамор отличного качества, греческие барельефы, готические капители составили чудесный цельный ансамбль. Благодаря уникальному таланту строителей в мире нет подобного шедевра, способного конкурировать по красоте и величию с Сан-Марко.

Собор в Венеции, вошедший в историю как базилика Святого Марка, в Средние века официально не считался кафедральным, и до начала XIX века этот статус принадлежал городской церкви San Pietro di Castello.

Мировой шедевр превратился в центр городской общественной жизни: здесь проходили отпевания героев, посвящения дожей и другие важные церемонии, сюда отправлялись местные жители в поисках утешения. Не будет преувеличением сказать, что собор Святого Марка стал религиозным и гражданским символом города.

Реликвии, привезенные из других стран

Роскошное убранство собор в Венеции на площади Сан-Марко получил в период между XII и XIV веками. Элементы декора относятся к разным временам и привезены из других стран.

Форма собора представляет собой греческий крест. Строители Венеции, экономически и политически связанной с Византией, многое переняли от мастеров мощной империи, в том числе и конструкцию здания, увенчанного пятью куполами, напоминающими фонарики.

Читать еще:  Что означает имя Алина? Что означает женское имя Алина? Вы назвали бы ребенка этим именем.

Фасады из кирпича, который не был виден под мраморной облицовкой, украшают различные реликвии, привезенные в Венецию. Например, некоторые рельефы, изображающие сцены охоты, были изготовлены в Византии, а резные пилоны привезены из Сирии.

Pala d’Oro, создававшийся полвека

Величественный Сан-Марко (собор в Венеции) славится на весь мир уникальным золотым алтарем, признанным самым богатым среди тех, которые дошли до наших дней. В верхнюю часть ярчайшего элемента убранства храма вставлены миниатюрные медальоны, выполненные в технике перегородчатой эмали. Дорогие пластины были вывезены из Константинополя и являются величайшей ценностью. Украшенные драгоценными камнями и золотом, они признаны подлинным произведением искусства.

Иконостас и киворий

Алтарная часть отделена готическим иконостасом из темно-красного мрамора, привезенного из Константинополя, от центрального нефа. Его венчает огромный крест, а по обе стороны преграды расположились 14 скульптур: 12 апостолов, изваяние Девы Марии и апостола Марка.

Здесь же находится специальный навес над престолом, носящий название “киворий”. Под ним хранятся мощи апостола, перенесенные в 30-х годах XIX века из крипты, в мраморном саркофаге, который поддерживается с помощью четырех алебастровых колонн. На каждой из них высечены рельефы с изображениями Девы Марии и Иисуса Христа.

Крипта базилики

В 1094 году мощи апостола были помещены в крипту – сводчатое подземное помещение, предназначенное для хранения святынь. Через 400 лет ее закрыли для посещений. После падения Венецианской республики в крипте вновь начались богослужения.

В ее центре установлена часовня, украшенная ажурной плитой из мрамора, под которой ранее хранились мощи апостола Марка. В 1835 году их перенесли в главный алтарь храма. Крита собора Сан-Марко в Венеции представляет особый интерес, поскольку сохранившиеся фрагменты ее архитектурных деталей ученые относят еще ко временам первого собора.

Что еще находится в соборе?

В левой части базилики расположен алтарь Мадонны, а рядом с ним построена капелла Исидора, где хранится саркофаг с останками святого.

В правом крыле находится баптистерий, предназначенный для крещения младенцев. Его стены украшены мрамором, а своды – мозаичными композициями. В центре помещения установлена каменная купель с бронзовой крышкой, а рядом с ней возведен надгробный памятник самому почитаемому дожу – Андреа Дандоло.

Роскошные мозаичные работы

Мозаичные полотна на стенах и куполе вызывают чувство восхищения. Многие из них выполнены в XIII веке, а самое раннее датируется IX столетием.

Роскошные композиции созданы итальянскими мастерами, работавшими со стеклом и камнем. Считается, что венецианских художников познакомили с искусством мозаики византийцы, часто посещавшие город.

Красочные мозаики на стенах базилики рассказывают о жизни Иисуса, повествуют о святых-покровителях города. В центре купола собора расположилась композиция “Вознесение Христа”, а на арках – эпизоды из Нового Завета.

Завезенный из Константинополя мрамор

Красота мозаик на стенах удивительным образом сочетается с богатым орнаментом выполненного из натуральных мраморных плит пола.

Надо сказать, что эта горная порода в отделке собора появилась лишь в XIII веке. Добычей Четвертого крестового похода стали мраморные колонны из храмов Константинополя. Строители использовали новый материал, в результате чего получил еще большую пышность старинный собор Святого Марка в Венеции.

Собор Сан-Марко можно назвать настоящим музеем венецианского и византийского искусства, где собраны бесценные художественные произведения.

История квадриги

Над входом в базилику находится знаменитая четверка мчащихся коней, которых отлили из бронзы греческие скульпторы в IV веке до нашей эры. Квадрига сначала служила украшением триумфальной арки в Риме, позднее несколько столетий она красовалась на воротах ипподрома в Константинополе.

В XIII веке венецианский дож Энрике Дандоло, вытащивший страну из экономического кризиса, захватил столицу Византийской империи, а в качестве трофея вывез скульптуру, которую позднее, по приказу Наполеона, отправили в Париж, где она около 18 лет простояла на площади Карусели. После разгрома армии Бонапарта квадрига вернулась в Венецию, и по решению властей ее водрузили над главным входом базилики. В военные времена скульптуру с удивительной историей снимали и прятали в укрытиях.

Сегодня бронзовые кони собора Сан-Марко в Венеции находятся в музее базилики, а архитектурный памятник венчает прекрасно выполненная копия, появившаяся в 70-х годах прошлого века.

Атриум

Через центральный вход посетители попадают в атриум, стены которого отделаны мрамором и мозаикой, восхитившей до глубины души художника Сурикова. Полотна повествуют о событиях Ветхого Завета, а каждый день творения Богом мира обозначен белоснежным ангелом. Здесь же расположена украшенная каменным кружевом гробница догарессы (жены дожа) Фелиситы Микиель.

Прикоснуться к коллекции сокровищ очаровательной Венеции и получить благословение святого Марка сегодня очень просто – достаточно зайти в хранящий мощи апостола собор, представляющий собой летопись религиозной и гражданской истории.

Перед посетителями базилики предстает уникальная биография самого необычного города на воде, который вот уже несколько веков притягивает восхищенных путешественников из разных концов нашей планеты.

Источники:

http://italy4.me/toscana/florence/museo-di-san-marco.html
http://elenajakovlevna.livejournal.com/58005.html
http://fb.ru/article/286206/san-marko—sobor-v-venetsii-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: