Митрополит агафангел. Высокопреосвященнейший агафангел, митрополит одесский и измаильский (биография)

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу

Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский (Саввин Алексей Михайлович)

Постоянный член Синода Украинской Православной Церкви

Родился 2 сентября 1938 г. в с. Бурдино Тербунского района Липецкой области (Россия) в крестьянской семье.

В 1965 г. поступил в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры. 2 апреля 1965 г. принял постриг с именем Агафангел.

18 апреля 1965 г. архиепископом Минским и Белорусским Сергием (Петровым, †1990) рукоположен в иеродиакона, 22 апреля 1965 г. — в иеромонаха.

С 1966 г. — старший помощник инспектора и преподаватель Одесской духовной семинарии, одновременно делопроизводитель Одесского епархиального управления.

7 апреля 1967 г. возведен в сан игумена.

С 29 мая 1967 г. по ноябрь 1975 г. — ректор ОДС.

1 июня 1967 г. возведен в сан архимандрита. С января 1968 г. — член епархиального совета Одесской епархии.

Активно участвовал во многих международных форумах; в июле 1969 г. — член делегации Русской Православной Церкви на конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами.

В сентябре 1969 г. участвовал в четырех собеседованиях богословов Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии (ФРГ). В 1987 и в 1989 гг. — член делегации в международных «Круизах мира по Днепру». В 1988 г. — член делегации в «Круизе мира» по р. Миссисипи (США). В 1992 г. — член международной встречи «Люди и религия» в Лювене, Бельгия, под девизом «Европа и религия».

В 1971 г. — член Поместного Собора Русской Православной Церкви. Член Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1988, 1990, 1991, 1992, 1994 и 1996 гг., на последних двух был избран председателем Мандатной комиссии.

11 ноября 1975 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви избран епископом Винницким и Брацлавским. Хиротонисан 16 ноября 1975 г.

С 1975 г. по 1992 г. — управляющий Хмельницкой епархией.

7 сентября 1981 г. возведен в сан архиепископа.

10 марта 1989 г. возведен в сан митрополита.

В 1998 г. удостоен права ношения второй панагии.

С миссией мира во главе делегаций религиозных деятелей СССР посетил Канаду, а также в составе делегации Советского комитета защиты мира и Украинского фонда культуры трижды посетил США, Италию, Бельгию, дважды — ФРГ, Францию, Болгарию, Швейцарию. Во главе паломнической делегации посетил Святую Гору Афон, трижды Иерусалим, Кипр.

Народный депутат Украины 1-го созыва (1990-1994 гг.). Член правления и президиума Украинского республиканского фонда мира, член Винницкого областного комитета защиты мира, член правления и президиума Украинского республиканского фонда культуры, член президиума Одесского областного совета мира, член Ассоциации народных депутатов Украины.

В 1991 г. встал в оппозицию сепаратистскому курсу митр. Киевского Филарета (Денисенко, впосл. анафематствован), что закончилось конфликтом, в результате которого 7 августа 1991 г. архиепископ Агафангел был переведен на Ивано-Франковскую и Коломыйскую кафедру. Не принял назначения и 7 сентября 1991 г. был почислен на покой.

После Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 31 марта — 5 апреля 1992 г. был возвращен на Винницкую и Брацлавскую кафедру.

Решением Синода УПЦ от 20 июня 1992 г. переведен на Одесскую и Измаильскую кафедру, назначен постоянным членом Синода Украинской Православной Церкви.

В 1993-1998 гг. — ректор Одесской духовной семинарии.

С 27 августа 1995 г. по 8 мая 2008 г. — председатель Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.

Награжден многочисленными орденами Русской Православной Церкви, других Поместных Православных Церквей, имеет государственные награды.

Ученым советом Киевской духовной академии от 27 декабря 1999 г. митрополиту Агафангелу присвоена степень доктора богословия. Ученым советом Одесской национальной юридической академии 2 сентября 2003 г. митрополиту Агафангелу присвоено звание почетного доктора.

За период пребывания митрополита Агафангела на Одесской кафедре открыты: Свято-Пантелеимоновский, Свято-Ильинский, Свято-Иверский, Свято-Константино-Еленинский, Свято-Николаевский мужские монастыри, а также Свято-Архангело-Михайловский и Спасо-Преображенский женские монастыри. В епархии открыто более 300 храмов, построено около 20 новых храмов в Одессе и Одесской области и строятся новые храмовые сооружения.

Одесской митрополии возвращено трехэтажное здание Свято-Андреевского Афонского подворья в Одессе, восстановлены все ранее разрушенные колокольни на городских храмах, восстановлен Спасо-Преображенский кафедральный собор.

В 1995-1997 гг. по представлению митрополита Агафангела решением Священного Синода УПЦ причислены к лику святых преподобный Кукша Одесский, преподобный Гавриил Афонский, праведный Иона Одесский, архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов), священномученик Анатолий Одесский (Грисюк).

Митрополит Агафангел — почетный гражданин гг. Гринвилль (Миссисипи) и Батон Руж (Луизиана), США. В июне 2004 г. на сессии Одесского городского совета избран почетным гражданином г. Одессы.

С 2001 г. в составе делегации Русской Православной Церкви, по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Владимира, представляет Украинскую Православную Церковь на переговорах с представителями Константинопольской Православной Церкви по уврачеванию церковных расколов и нестроений на Украине.

Участник двух международных церковных конференций, посвященных 2000-летию Рождества Христова, проходивших в 1997 и 1998 гг. в Симферополе и Почаевской лавре.

Под патронатом митрополита Агафангела 20-23 января 1999 г. в Одессе проходила международная конференция Фонда единства православных народов «Православие и угроза системного кризиса мирового постиндустриального общества, глобальной экономики и государственных институтов власти».

Большое внимание митрополит Агафангел уделяет подготовке кадров священнослужителей для Украинской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения.

Все масштабнее становится благотворительная деятельность Одесской митрополии. Одесская духовная семинария, монастыри и приходы опекают детей-сирот, стариков, инвалидов, бездомных. Совместно с государственными больничными учреждениями в Киевском и Приморском районах г. Одессы созданы отделения милосердия, устроены приюты. Имеются хорошие контакты с военнослужащими. Духовенство митрополии, насельники монастырей и преподаватели семинарии присутствуют при принятии присяг в войсковых частях, посещают тюрьмы и больницы.

По благословению митрополита Агафангела в Одесской митрополии возрождается миссионерская деятельность. В теле- и радиоэфире еженедельно звучит пастырское слово. Во многих храмах и монастырях действуют воскресные школы для взрослых и детей. В Свято-Успенском Патриаршем мужском монастыре вошло в традицию проведение внебогослужебных бесед с прихожанами.

Имя митрополита Агафангела внесено в информационный биографический справочник «Украина: 10 лет независимости. 500 влиятельных личностей».

  • 1968 г. — орден св. кн. Владимира III ст.;
  • 1969 г. — орден св. ап. и евангелиста Марка Александрийской Православной Церкви II ст.;
  • 1969 г. — орден св. кн. Владимира II ст.;
  • 1985 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 1981 г. — орден св. ап. и ев. Марка Александрийской Православной Церкви I ст.;
  • 1981 г. — орден св. равноап. Нины Грузинской Православной Церкви II ст.;
  • 1981 г. — орден Святого Креста Иерусалимской Православной Церкви;
  • 1988 г. — орден св. кн. Владимира I ст.;
  • 1998 г. — орден св. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2000 г. — юбилейный орден «Рождество Христово — 2000» I ст.;
  • 2000 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2001 г. — орден прп. Нестора Летописца УПЦ II ст.;
  • 2003 г. — орден прп. Нестора Летописца УПЦ I ст.;
  • 2008 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
  • 2013 г. — орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2015 г. — орден прп. Серафима Саровского I ст.;
  • 2018 г. — орден свт. Иннокентия Московского I ст.;
  • орден Стефана Великого Молдавской митрополии II ст.;
  • орден Антиохийской Церкви и медали других Церквей.
Читать еще:  Почему божья коровка защитник леса. Интересные факты о божьих коровках

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Мы готовы пройти этот путь до конца»

– Владыко, благословите! Спасибо, что согласились дать интервью.

Мы в России внимательно следим за ситуацией, которая складывается в Украинской Православной Церкви в последнее время. Расскажите, пожалуйста, читателям нашего журнала о положении Православия на Украине.

– Я думаю, читателям хорошо известно, что УПЦ МП – самая многочисленная конфессия в Украине, количество приходов которой (11000) намного превосходит число общин так называемых «УПЦ КП» («Киевский Патриархат» – прим. ред.) или «УАПЦ». Те, кто сегодня находятся у власти, стремятся окончательно уничтожить духовное единство братских народов – русского и украинского, единство Святой Руси. Они прекрасно понимают, что создать из Украины враждебное России государство невозможно, не разорвав связь Украинской Православной Церкви, являющейся душой народа, душой культуры и истории Украины, с Московским Патриархатом. Поэтому в последнее время особенно активизировались попытки государственного аппарата Украины вмешаться в жизнь канонической Церкви, навязать ей разрыв с Матерью – Русской Православной Церковью. Если раньше такие попытки предпринимались путём создания параллельных УПЦ раскольнических лжецерквей, то сегодня мы имеем дело с совершенно новым, невиданным по масштабу и дерзости, сценарием – навязыванием самой УПЦ т. н. «канонической автокефалии». Отделение от всей полноты РПЦ должно привести, по их планам, к разрыву тысячелетней общей церковной судьбы двух братских православных народов. Из УПЦ хотят сделать карманную, политическую Церковь, которая послушно будет проводить в жизнь русофобскую, антиправославную политическую линию тех, кто навязал ей пагубное обособление.

– Ваше мнение об этом «новом курсе» политического руководства страны.

– Нынешним государственным руководством Украины поставлена задача: любой ценой добиться «автокефалии», отрыва УПЦ от Московского Патриархата уже в 2008 году. Местным администрациям дана команда продавливать курс на автокефалию УПЦ. Оказывается сильнейшее давление на священноначалие УПЦ МП, на епископат. В ход идут как щедрые посулы, так и угрозы, шантаж. Готовится расправа над наиболее активными сторонниками церковного единства, как среди духовенства, так и среди мирян. Делается всё, чтобы не допустить нормального функционирования тех общественных организаций, которые открыто противостоят угрозе нового раскола. В то же время, нам пытаются навязать «диалог» с раскольниками из т. н. «киевского патриархата», «автокефальной церкви». Они обратились к Архиерейскому Собору нашей Церкви с «посланиями», в которых смеют ещё ставить условия такого «диалога» – отделение от ненавидимого ими Московского Патриархата. Это люди, совершенно лишенные Духа Христова, Духа Евангелия, одержимые ненавистью к Москве, ко всему русскому, в корне всех их воззрений лежит ересь этнофилитизма. И нас пытаются заставить «считаться» с такими воззрениями раскольников? А в перспективе, грубо сломив всякое сопротивление, объединиться с ними в лоне некоей «единой соборной поместной украинской церкви». Нас уже сейчас пытаются заставить подвергнуть ревизии всю церковную историю, тысячелетнюю традицию Русской Православной Церкви. Последний пример – то невероятное давление, которое оказывается на священноначалие УПЦ МП с целью заставить пересмотреть наложенную РПЦ анафему на клятвопреступника и изменника Мазепу. И это приурочивается к государственным торжествам по случаю 300-летия заключения новоизобретенного «украино-шведского» союза. Частью этих торжеств и является создание официального культа Мазепы.

– Как Вы прокомментируете стремление отдельных иерархов УПЦ к автокефалии?

– Не могу охарактеризовать это иначе, чем сервилизм («прислужничество» – прим. ред.). Если такое стремление у некоторых епископов УПЦ действительно имеется – то это пагубное явление, это не понимание того, что таким образом разрываются тысячелетние узы единства, разрывается сохраненная нашими предками в условиях страшных гонений единая духовная традиция. Те, кто говорят, что автокефалия приведёт к объединению с раскольниками, к уврачеванию раскола, обманывают себя и других, совершая страшную подмену. Ведь они говорят о единстве, а, на самом деле, проповедуют разрыв с Матерью-Церковью. Никакого «объединения» с «УПЦ КП» или «УАПЦ», согласно святым канонам, не может быть. Может быть лишь присоединение раскольников к канонической Церкви. И для этого не Украинской Православной Церкви следует выполнять условия схизматиков и националистических политиканов, разрывая священное богозаповеданное единство с Русской Православной Церковью, а самим раскольникам необходимо со смирением принять учение, практику и церковное устройство Матери-Церкви. В результате «автокефалии» произойдёт не уврачевание раскола на Украине, но создание нового раскола, ибо народ Божий, воспитанный на святоотеческой традиции, неповреждённой хранительницей которой является РПЦ, никогда не примет никакого отделения от неё. Все епископы и духовенство УПЦ должны помнить, что они приняли благодать хиротонии от РПЦ, что в ней они принесли архиерейскую или священническую присягу.

– Владыко, мы подошли к очень важному вопросу: почему автокефалия Украинской Православной Церкви, её отделение от Русской Православной Церкви неприемлема для народа Божия?

– В Православной Церкви всё основывается не на воле политиков, не на государственной или политической целесообразности, одним словом, не на стихиях мира сего, а на основе Священного Писания и святых канонов, на учении святых отцов и их традиции. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе», – такова молитва самого Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. В унисон им звучат золотые слова Предстоятеля УПЦ МП Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, которые я часто вспоминаю: «Разделяющий всегда теряет». Нельзя забывать и тот важнейший для нас, православных христиан, факт, что все, без исключения, святые угодники Божии и подвижники благочестия, когда-либо высказывавшиеся по «украинскому» вопросу, всегда выступали не только категорически против отделения Церкви на Украине от РПЦ, но и против самого разделения двух единокровных и единоверных народов, неразрывно связанных единой церковной и цивилизационной миссией. В этом контексте сразу можно вспомнить свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, сщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, сщмч. Прокопия, архиепископа Одесского и Херсонского, прп Кукшу Одесского, прп Лаврентия Черниговского, почитаемого всем православным Донбассом схиархимандрита Зосиму (Сокура), блаженной памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), выдающегося богослова и старца Русской Зарубежной Церкви архимандрита Константина (Зайцева). Единство РПЦ обильно полито кровью Новомучеников и Исповедников Российских, память которых мы недавно совершали. А ведь согласие святых – это уже явный глас Божий, часть Священного Предания. С точки зрения церковно-практической автокефалия УПЦ принесёт только беду и новые нестроения. Вместо «единой Поместной Церкви» тело Украинского Православия будет разодрано на множество мелких лоскутов, что приведёт к полной потере украинским народом православной идентичности. Большая часть приходов выразит законное желание сохранить исконное каноническое устройство и остаться под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Вновь созданную «автокефальную» УПЦ, волю которой уже раз удалось переломить через колено, заставят пойти и на следующее требование власти – объединение с раскольниками. Такое искусственное объединение не сможет продержаться вечно и неминуемо следует ожидать распада «единой Поместной» на несколько церквей. Румынская Церковь уже заявила об открытии своих епархий на территории Украины. Её пока удаётся сдержать, благодаря мощи и весу Московского Патриархата в православном мире. Но вряд ли Румынская Церковь станет считаться с автокефальной Украинской Церковью. Таким образом на Украине возникнет ещё одна православная юрисдикция – румынская. Неизбежно подключится к ситуации и Константинополь, уже принявший в свою юрисдикцию украинских раскольников-автокефалитов в Америке (что, кстати, до сих пор не признано Московским Патриархатом). Таким образом, мы видим всю вредоносность и душепагубность отделения УПЦ от Московского Патриархата. Это отделение будет ударом по твердыне неповреждённого святоотеческого Православия, которого так ждут враги Церкви и православной цивилизации. Выступать за автокефалию УПЦ означает быть на стороне врагов и недоброжелателей Православия. Поэтому необходимо чётко заявить: единство УПЦ с Матерью – РПЦ является непреложной истиной, не терпящей никаких изменений. Всякая же попытка отделения от РПЦ всегда будет богопротивным расколом.

Читать еще:  Есть ли доказательства существования. Существует ли Бог? Наука отвечает утвердительно

– Вы упомянули Константинополь. Какова, по Вашему мнению, будет реакция и роль Вселенского Патриарха в этом процессе?

– Считается, что Константинопольский Патриархат не будет вмешиваться в ситуацию, ему достаточно существующих проблем с Московским Патриархатом, а потому он не захочет создавать себе ещё одну головную боль в виде раздираемой внутренними противоречиями, непредсказуемой, подобно государству, во внешней политике автокефальной Украинской Церкви. Однако не следует забывать, что поддержка Константинопольского Патриархата уже давно включена в официальную политику Конгресса и правительства США. Поэтому, есть большая вероятность того, что Константинопольский Патриархат будет проводить не ту политику, которая выгодна ему, а ту, которая будет предписана Вашингтоном. А каково отношение США к церковному единству Украины и России, всем, я думаю, прекрасно известно со слов г-на Бжезинского и ему подобных. Поэтому в этом вопросе не следует питать иллюзий.

– Насколько вероятно в дальнейшем объединение на компромиссной основе самостоятельной национальной украинской церкви с церковью униатской?

– Оно не только вероятно. Уния является логическим продолжением возможной автокефалии УПЦ. Для того столько усилий и тратится прозападными политическими силами и их спонсорами, чтобы полностью уничтожить православное самосознание украинского народа. Никогда православный народ Украины не сможет смириться с «положительным образом» НАТО, бомбардировавшего на Пасху православные храмы сербской столицы и поощряющего уничтожение православных святынь и сербского населения Косовского края. Никогда истинно православный украинец не посчитает чужой Россию с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью, а своим и родным – Евросоюз, легализующий мужеложство, эвтаназию, отказывающийся от христианства даже в проекте преамбулы своей Конституции. Украина уже имеет опыт отдельного от РПЦ существования Киевской Митрополии. Это было в XV-XVII вв. То, к чему привёл подобный опыт, мы должны помнить как самый страшный урок и грозное предупреждение истории – позорная Брестская уния и полное уничтожение православного епископата. Не случайно, уже сейчас на некоторых сайтах, декларирующих свою принадлежность к УПЦ МП и пытающихся «изнутри» проводить идею автокефалии, появляются статьи, авторы которых явно симпатизируют Украинской Греко-католической церкви, называя её наиболее соответствующей реальностям современной Украины и «искренне» ищущей церковного единства. Упаси нас Господь от такого «единства».

– Ваш прогноз, как будут развиваться события дальше?

– Прогнозы я давать не могу, на всё воля Божия, благая и совершенная. Могу лишь сделать вывод из того, что происходит сегодня. Курс на автокефалию, провозглашённый правителями Украины, будет набирать обороты. Мы все, православные епископы, духовенство и верующие УПЦ МП, преданные единству с РПЦ, верим, что наш мудрый Предстоятель, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, перед подвигом которого мы преклоняемся, как и во все годы возглавления им УПЦ, будет твёрдо вести церковный корабль путём единства с Матерью-Церковью. Мы готовы пройти этот путь до конца и всегда, как и наши предки, будем с РПЦ. Народ Божий никогда не отречётся от РПЦ, какие бы новые расколы не пытались спровоцировать политики. Наша цель – оправдать надежды церковного народа, консолидировать перед лицом нависшей реальной угрозы все силы Церкви и общества, нацеленные на священное единство Русского Православия.

– Какой помощи Украинская Православная Церковь ждёт от Русской Православной Церкви?

– Нам известна позиция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноначалия Русской Православной Церкви, которая состоит в решительном утверждении православного единства на Украине в лоне РПЦ и неприятии никакой «автокефалии» и любых форм церковного сепаратизма. Мы очень дорожим этой позицией, как и молитвенной поддержкой Святейшего Патриарха и миллионов наших сопастырей, братьев и сестёр – верных чад РПЦ. Конечно же, очень важно информационное освящение, причём как можно более широкое и открытое, событий церковной жизни Украины, особенно происходящих попыток отторжения УПЦ от Московского Патриархата. Неоценимое значение в сложившейся ситуации будут иметь публичные заявления официальных представителей Московской Патриархии о том, что священноначалию РПЦ известно о раскольнических поползновениях и что оно не приемлет никаких попыток разрыва единства УПЦ с Матерью-Церковью. Это бы особенно укрепило и вдохновило поборников единства РПЦ на Украине, а по тем силам, которые жаждут разорвать последнюю нить, связывающую наши братские народы, нанесло бы тяжелейший удар. Больше всего они боятся чёткой и недвусмысленной реакции на свои действия со стороны Высшей Церковной Власти. Ведь тогда им невозможно уже будет прикрывать своей пропаганды и своих действий некоей тенью возможного канонического признания. Нависшая над единством нашей РПЦ угроза не терпит более никакой комплиментарности, но требует от всех нас бескомпромиссной борьбы за Истину.

АГАФАНГЕЛ (САВВИН)

В миру Алексей Михайлович Саввин, родился 2 сентября 1938 года в селе Бурдино Тербунского района Курской области [1] в крестьянской семье.

В 1956 году окончил среднюю школу.

В 1958-1960 годах учился в Киевской духовной семинарии, в 1960-1962 годах – в Одесской, а между 1962-1966 и годом – в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение “Идея искупления у древних языческих народов и в ветхозаветной религии”. Впоследствии учёным советом Киевской духовной академии от 27 декабря 1999 года ему была присвоена учёная степень доктора богословия.

В 1965 году он поступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры. 2 апреля 1965 года принял постриг с именем Агафангел.

18 апреля 1965 года архиепископом Минским и Белорусским Сергием (Петровым) был рукоположен в иеродиакона, а 22 апреля 1965 года – в иеромонаха.

С 1966 года – старший помощник инспектора и преподаватель Одесской духовной семинарии. Одновременно делопроизводитель Одесского епархиального управления.

7 апреля 1967 года возведен в сан игумена.

С 29 мая 1967 года по ноябрь 1975 года – ректор Одесской духовной семинарии. 1 июня 1967 года возведен в сан архимандрита.

С января 1968 года – член епархиального совета Одесской епархии.

В 1971 году был членом Поместного Собора Русской Церкви от Одесской духовной семинарии. 11 ноября 1975 года на заседании Священного Синода определено быть епископом Винницким и Брацлавским. Хиротонисан 16 ноября 1975 году.

С 16 ноября 1975 по 1990 год – управляющий Хмельницкой епархией.

7 сентября 1981 года был возведен в сан архиепископа, а 10 марта 1989 года – митрополита.

Народный депутат Украины 12-го созыва (1990-1994 годы). Член правления и президиума Украинского республиканского фонда мира, член Винницкого областного комитета защиты мира, член правления и президиума Украинского республиканского фонда культуры, член правления Одесского областного совета мира.

Читать еще:  Значение имени светлана козерог. Что означает имя Светлана: судьба, характер, совместимость

7 августа 1991 года был переведен на Ивано-Франковскую и Коломыйскую кафедру, но отказался ехать в результате беззаконных действий тогдашнего предстоятеля Украинской Православной Церкви Филарета (Денисенко).

7 сентября 1991 года был уволен на покой согласно поданному прошению, но в апреле 1992 года восстановлен на Винницкой кафедре.

С 1993 по 1998 годы вновь состоял ректором Одесской духовной семинарии.

В эти переломные годы владыка был неизменным участником Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви – в 1988, 1990, 1991, 1992, 1994 и 1996 годах.

С 27 августа 1995 года по 8 мая 2008 года был председателем Учебного Комитета при Священном Синоде Украинской Церкви.

Еще до принятия архиерейского сана активно участвовал во многих международных форумах: в июле 1969 года – член делегации Русской Православной Церкви на Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами. В сентябре 1969 года участвовал в четырех собеседованиях богословов Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии (ФРГ). В 1987 и в 1989 годах – член советской делегации в международных “Круизах мира по Днепру”. В 1988 году – член советской делегации в “Круизе мира” по реке Миссисипи (США). В 1992 году – член международной встречи “Люди и религия”, имевшей место в Лювене, Бельгия, под девизом “Европа и религия”.

С миссией мира во главе делегаций религиозных деятелей СССР посетил Канаду, а также в составе делегации Советского Комитета защиты мира Украинского фонда культуры трижды посетил США, Италию, Бельгию, дважды – ФРГ, Францию, Болгарию, Швейцарию. Во главе паломнической делегации посетил Святую Гору Афон, трижды Иерусалим, Кипр.

За период пребывания митрополита Агафангела на Одесской кафедре, открыты Свято-Пантелеимоновский, Свято-Ильинский, Свято-Иверский, Свято-Константино-Еленинский мужские монастыри, а также Свято-Михайловская и Свято-Преображенская женские обители. В епархии открыто более 300 храмов, построено около 20 новых храмов в Одессе и Одесской области и строятся новые, Одесской митрополии возвращено 3-этажное здание Свято-Андреевского подворья в Одессе, восстановлены все ранее разрушенные колокольни на городских храмах, восстановлен Спасо-Преображенский кафедральный собор.

В 1995-1997 годах по представлению митрополита Агафангела решением Украинского Священного Синода причислены к лику святых преподобные Кукша Одесский, Гавриил Афонский, Иона Одесский, святитель архиепископ Иннокентий (Борисов), священномученик и исповедник Анатолий (Грисюк), митрополит Херсонский и Одесский.

В 1992 году в Житомире под председательством митрополита Агафангела состоялось совещание архиереев, духовенства, монашествующих, представителей церковных братств и мирян Украинской Православной Церкви, осудившее антиправославные раскольнические замыслы и деяния тогдашнего Киевского митрополита Филарета (Денисенко).

Почетный гражданин городов Гринвилль (Миссисипи) и Батон Руж (Луизиана), США.

С 2000 года, по поручению Священного Синода Украинской Православной Церкви, митрополит Агафангел представляет Украинскую Церковь на переговорах Русской и Константинопольской Православных Церквей по уврачеванию раскола на Украине.

С 23 декабря 2011 по 8 мая 2012 года, на основании п. 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви, как старейший по хиротонии постоянный член Священного Синода УПЦ, был председательствующим в заседаниях Священного Синода Украинской Православной Церкви (председательствовал 23 декабря 2011, 26 января и 21 февраля 2012 года) на период болезни митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) [2]. 24 февраля 2014 года вновь председательствовал на заседании Синода УПЦ, на котором ввиду невозможности по состоянию здоровья митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) управлять Украинской Православной Церковью, тайным голосованием был избран местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры – митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский).

С 15 октября 2018 года включён в состав членов комиссии по церковному праву Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви [3].

Митрополит Агафангел имеет 4-томные печатные труды: праздничные пасхальные и рождественские послания, обращения, приветствия, доклады, на различные темы слова, речи, проповеди, рефераты и др., многие из которых помещены на страницах “Журнала Московской Патриархии”, в “Богословских Трудах” и “Православном Вестнике”.

Награды

  • Церковные:
    • орден св. блгв. кн. Владимира 3-й степени (1968)
    • орден св. блгв. кн. Владимира 2-й степени (1969)
    • орден св. ап. и евангелиста Марка 2-й степени (от Александрийской Православной Церкви, 1969)
    • орден св. ап. и евангелиста Марка 1-й степени (от Александрийской Православной Церкви, 1981)
    • орден Святого Креста (от Иерусалимской Православной Церкви, 1981)
    • орден св. равноап. Нины 2-й степени (от Грузинской Православной Церкви, 1981)
    • орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1985)
    • орден св. блгв. кн. Владимира 1-й степени (1988)
    • орден св. князя Даниила Московского 2-й степени (1998)
    • право на ношение второй панагии (1998)
    • орден святителя Московского Иннокентия 2-й степени (2000)
    • юбилейный орден «Рождество Христово — 2000» 1-й степени (2000)
    • орден свт. Иннокентия Московского 2-й степени (2000)
    • орден прп. Нестора Летописца 2-й степени (2001, УПЦ)
    • орден прп. Нестора Летописца 1-й степени (2003, УПЦ)
    • орден свт. Алексия, митр. Московского 2-й степени (2008, в связи с 70-летием со дня рождения) [4]
    • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (2013, в связи с 75-летием со дня рождения) [5]
    • почетный знак Предстоятеля Украинской Православной Церкви (2013, за особые заслуги перед УПЦ и в связи с 75-летием со дня рождения) [6]
    • орден «За церковные заслуги» (2013, Молдавская митрополия)
    • орден Стефана Великого 2-й степени (Молдавская митрополия)
    • орден Антиохийской Церкви и медали других Церквей
  • Светские:
    • медаль мира ООН (1988)
    • Почетная Грамота Президиума Верховного Совета УССР (1988)
    • Почетная грамота Президиума Верховного Совета Грузинской ССР (1989)
    • знак отличия Одесской областной госадминистрации и Почетная грамота (1990)
    • Почетная Грамота и Медаль Кабинета Министров Украины (1998)
    • орден «За заслуги» 2-й степени – знак отличия Президента Украины (1999)
    • орден Почета (2000, Приднестровская Молдавская Республика)
    • орден «За заслуги» 1-й степени – знак отличия Президента Украины (2003)
    • орден Дружбы Российской Федерации (2003)
    • орден «Чернобыльский крест» (2003, награда Всеукраинской общественной организации «Союз чернобыльцев Украины»)
    • орден Суворова (2003, Приднестровская Молдавская Республика)
    • орден св. Георгия Победоносца 1-й степени (2004, награда Российской Палаты личности при Президенте РФ)
    • Почетная грамота Президента Российской Федерации (11.07.2013, Российская Федерация, за заслуги в укреплении духовных связей народов России и Украины) [7]
    • орден князя Ярослава Мудрого 4-й степени (2013, Украина)
    • «За духовное подвижничество» (2013, награда Украинского фонда культуры)
    • Почетный знак Одесского городского головы им. Г.Г.Маразли 1-й степени (2013)
    • памятный знак Национального университета «Одесская юридическая академия» (2013)
    • почетный гражданин г.Одесса, г. Ильичевск (2013), г. Белгород-Днестровск (2013)
    • орденский знак “Слава на верность Отчизне” 3-й степени, за высокие трудовые достижения и заслуги перед украинским народом
    • серебряная медаль “10 лет независимости Украины” 2-й степени
    • орден “Казацкая слава” 1-й степени
    • памятная медаль Президиума Верховного Совета Армянской ССР
    • почетная медаль “Борцу за мир” Советского комитета защиты мира
    • золотая медаль Советского фонда мира
    • почетная медаль Советского комитета защиты мира
    • почетная грамота, почетная медаль и почетный знак Советского фонда мира
    • шесть Почетных грамот Украинского Совета мира с вручением памятных медалей
    • почетная грамота общества “Украина”
    • почетные грамоты Винницкого и Хмельницкого областных отделений фонда мира
    • почетные грамоты Винницкой и Хмельницкой областных организаций Украинского общества охраны памятников истории и культуры
    • орден Г. Маразли 3-й степени (награда Одесской городской мэрии)
    • знак отличия Министра внутренних дел Украины

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/53998.html
http://pravoslavie.ru/36424.html
http://drevo-info.ru/articles/2945.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: