Краткое сообщение об обрядовом фольклоре. Что такое обрядовый фольклор? Русский обрядовый фольклор

Содержание

Устное народное творчество — источник вековой мудрости

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Некоторые примеры погодных примет:

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Читать еще:  От матфея гл 11 толкование. Новый дословный перевод от IMBF

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

  • Сшит колпак, везен колпак, да не по колпаковски.
  • Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
  • Тур туп, тупогуб.
  • У быка губа тупа.
  • Сыворотка из-под простокваши.

Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»

В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке.

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Читать еще:  Определение ангела хранителя по дате рождения. Как узнать своего ангела хранителя по дате рождения и имени - покровители в православии и их способности

Литература

Календарно-обрядовый фольклор

План урока:

Фольклор в литературе

С английского «folk» обозначает «народ», а «lora» – мудрость, то есть «мудрость народа».

Фольклор – это УНТ (устное народное творчество), отражающее весь богатый опыт старшего поколения.

У фольклора есть ряд отличительных особенностей:

  1. Устное творчество. Фольклор появился задолго до письменности. Сказки, предания, былички передавались из уст в уста;
  2. Отсутствие автора (анонимность). Так как произведения фольклора не записывались, а пересказывались друг другу, то невозможно назвать человека, который их придумал;
  3. Коллективное творчество. Каждый человек добавлял в произведение что-то свое;
  4. Вариативность. У одной и той же истории несколько вариантов развития сюжета;
  5. Синкритизм фольклора. В фольклорном произведении сочетаются разные виды жанров, искусств. Например, девушки пели песни и водили хоровод (песня + танец).

Фольклор – очень важный этап в истории развития литературы. Он послужил основой для возникновения письменной литературы. Более того, благодаря устному народному творчеству мы знаем историю своей Родины, мировоззрение своих прадедов и даже отголоски славянской религии прослеживаются в этом многообразномколлективном творчестве.

Разновидности жанров фольклора

Всё богатство фольклорных жанров можно разделить на несколько групп:

  1. Трудовые песни. Эти произведения исполнялись крестьянами, когда те работали в поле, либо крестьянки напевали их, выполняя работу по дому;
  2. Свадебный фольклор. Молодые люди вступали во взрослую жизнь. Их надо было подготовить к этому важному моменту. Родные делали все для того, чтобы жизнь новой семьи складывалась благополучно;

Особое внимание уделялось невесте. Девушка покидала отчий дом и переходила в чужую семью.

  1. Похоронные причитания. Переход человека в иной мир сопровождался особыми обрядовыми действиями и причитаниями;
  2. Необрядовый фольклор. К нему относятся малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы). Вся мудрость народа заключается в этих небольших жанрах УНТ;
  3. Устная проза. Люди рассказывали необычные истории (бывалщины и былички), которые часто носили мистический, а иной раз и фантастический характер;
  4. Детский фольклор. Пестушками, потешки, прибаутки, колыбельные песни – все это предназначалось для того, чтобы развлечь и успокоить ребенка;
  5. Героический эпос. Стихи, песни (военные, духовные, героические), легенды, повествующие о жизни, подвигах богатырей и великих людей;
  6. Художественное творчество. Сказки, романсы, частушки и многие похожие жанры фольклора. В них люди выражали свое творчества;
  7. Фольклорный театр;
  8. Календарно-обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовый фольклор

Устное народное творчество являлось важнейшей частью быта. Фольклор сопровождал все важнейшие стороны крестьянской жизни: полевую работу, свадьбы, троица, колядки, крестины.

Люди считали, что если все обрядовые песни и действия не будут исполнены, то в доме можно не ждать счастья, урожай не созреет, а в семье согласия не будет. Поэтому точное исполнение обряда – дело для народа очень серьезное.

Обряд – определенная последовательность традиционных действий, которыми передается мировоззрение и обычаи.

Календарно-обрядовые песни получили свое названия из-за связи с распорядком полевых работ по годовому циклу.

Жанровые разновидности календарно-обрядового фольклора

Календарно-обрядовые песни, относительно их жанровой разновидности, объединяются в несколько групп:

  • рождественские песни (Рождество,Колядки, Святки);
  • песни, исполняемые на Масленицу;
  • песни, исполняемые весной (Весняник);
  • песни, исполняемые летом (день Ивана Купала, Троица);
  • жнивные песни (уборка урожая).

А теперь давайте немного подробнее поговорим про каждую группу календарно-фольклорных песен.

Рождественские песни

Рождественские праздники являлись значимыми днями для многих людей. Они продолжались с 24.12 по 6.01. Это время зимнего солнцестояния, которое разделяло календарные циклы между собой.


(Источник)

В сочельник (24.12) крестьяне приходили к соседям в гости и исполняли своеобразные песни-заклинания. Их называли колядками. Колядующие пели хозяевам домов песни, в которых были пожелания им здоровья, благополучия, счастья, добра и богатства. Колядки имели «заклинательный», магический характер.

Можно заметить, что эти песни простые. В них колядующие обращаются к хозяевам дома и желают им всяческих благ. А вот концовка колядок отличается. Иногда в финале присутствует просьба о вкусном гостинце, а иногда угроза.

В ответ добродушные хозяева одаривали своих гостей своим «богатством»: калачами, кренделями, конфетами и другими вкусностями. Радостное настроение всеобщей щедрости царило на протяжении всех святочных дней. Так начинался новый календарный цикл и заряжал народ радостью и добрым отношением к ближнему.

Масленичные песни

После Рождества наступала Масленица. Это был очень веселый и радостный праздник, но он играл важную роль в жизни русского народа. Обрядовые песни, исполняемые на Масленицу, помогали солнышку продвинуться по кругу. Тем самым люди прогоняли зиму и весело встречали весну.

(Источник)

Солнце и огонь – являлись главными символами этого праздника. И его символичные изображения входили во все атрибуты этого шумного праздника! Все обрядовые действия совершались с одной целью – поскорее прогнать зиму и встретить красавицу-весну. Вот ключевые обряды, совершаемые на Масленицу:

  1. На Масленицу по селу крестьяне устраивали катание на лошадях (подгоняли приход весны). Такие катания до сих пор устраиваются во многих городах. Особенно детки не прочь прокатиться на ухоженных лошадках;
  2. Люди носили горящие колеса на длинных шестах, которые напоминали пылающее солнце;
  3. Русские женщины пекли вкусные румяные блины. Блины – любимое угощение в масленичную неделю;
  4. Сжигали соломенное чучело на костре.

Проводы зимы сопровождались играми, народными забавами, шутками и смехом. Считали, что если обряд совершен неверно, то обильного урожая в будущий год можно не ждать.

А также можно заметить, у календарно-обрядовых песен довольно простая форма. Они легко запоминаются. Песни построены на повторах. В масленичных песнях, которые поются во время праздника, Масленица упоминается в сатирическом тоне. Никто не грустил – все счастливы и рады приходу весны. Люди старались побыстрее прогнать морозную зиму.

Во время изготовления соломенного чучела поются более ласковые и душевные песни. Масленицу ласково называют Авдотьюшкой и рядят ее в чистые одежды, украшают яркими лентами и платками.

Весенние песни (веснянки)

Еще одной жанровой разновидностью календарно-обрядового фольклора являются весенне-летние песни. В теплые дни Великого поста было принято «закликать» весну. Крестьянские ребятишки поднимались на пригорочки или на крыши и начинали кликать.

(Источник)

Это были уже не песни, а кликанья. Маленькие четверостишия были довольно просты и легко запоминались. В них было очень много повторений и обращений.

Детки кричали, из-за всех сил звали весну. Накричавшись вволю, ребятишки довольные возвращались домой, либо приступали к своим обычным забавам и играм.

Читать еще:  Профессиональное гадание по руке. Линии Брака и Детей

Летние песни

Летние праздники начинались с Троицы. Молодые девушки убегали в рощицу и «завивали» белые березки. После этого «завитое» деревце срубали, ходили с ним по деревне и распевали веселые песни.

Эти обрядовые действия и душевные песни обеспечивали русский народ богатым урожаем на весь следующий год. Обратите внимание на то, что в этих песнях много обращаются к березоньке. Летние песни пропитаны теплом, нежностью и любовью к родной природе.

(Источник)

Кульминация годичного цикла приходится на ночь 25 июля. Это День Ивана Купала. Считалось, что в эту ночь начинают безобразничить русалки. Цель этого праздника – отогнать нечистые силы, пока они не уничтожили зреющий урожай, а также подготовить поле для жатвы.

Песни на день Ивана Купала напевные, лирического характера. Они напевны и изобилуют обращениями к Купале. Причем, из песен невозможно понять, какого пола был Купала.

Жнивные песни

Календарно-обрядовые песни не только сопровождали людей во время праздников, но и помогали выполнить тяжелые трудовые работы. Существует большое количество жнивных песен. Их исполняют в период жатвы, уборки урожая, сенокоса. Такие песни разделяются исходя от работы, которую выполняют крестьяне.

Жатва начиналась с благодарности за первый «именинный» сноп. Его вязали «всем миром» (люди всей семьи, деревни были включены в этот процесс). «Именинный» сноп украшали, переносили в деревню и хранили до следующего года. Ему пели обрядовые песни. Очень сильно почитали «живую матку» (колосья с особо крупными зернами).

Обратите внимание на то, что житные песни изобилуют уменьшительно-ласкательными суффиксами. Это показывает, что к зерну в народе относились с большим уважением! Благодаря хорошему урожаю, люди были сыты весь год.

(Источник)

Очень важным моментом являлось «завивание козлу бороды». Конечно, ни о каком животном здесь речи не идет. Все крестьяне, участвовавшие в жатве, собирались вместе и на корню завязывали последний сноп. Это делалось для того, чтобы почва оставалось плодородной и дарила богатые урожаи в последующие годы.

Крестьянам было важно восстановить силы Земле-Матушке, но и о себе они не забывали. Чтобы поддержать собственные силы, жнецы ложились на последний сноп, катались по нему и пели обрядовые песни.

Наличие жанрового разнообразия календарно-обрядовых песен указывает на то, что к каждому событию годичного цикла на русской земле было особое отношение. Обрядовый фольклор был чрезвычайно важен для русского народа. Без него не обходилось ни одно важное событие. По содержанию и поэтическим особенностям календарно-обрядовых песен можно понять мировоззрение крестьян и их отношение к жизни.

Обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор это произведения устного народного творчества, которые, в отличие от фольклора внеобрядового, являлись органической частью традиционных народных обрядов и в обрядах исполнялись. В жизни народа обряды занимали важное место: они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений.

Обряды имели ритуальномагическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде.

Русские обряды

Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях П.В.Киреевского, Е.В.Барсова, П.В.Шейна, А.И.Соболевского.

Виды обрядов

Обряды принято делить на производственные и семейные. Уже в древности славяне-земледельцы отмечали особыми праздниками зимний и летний солнцеворот и связанные с этим изменения в природе. Наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, которая была закреплена годовым (календарным) циклом аграрных обрядовых праздников и сопровождающего их обрядовым фольклором.

Сложный симбиоз образовали годовые церковные народные аграрные праздники, что отчасти нашло отображение в обрядовом фольклоре. В ночь перед Рождеством и под Новый год во время обхода дворов пели обходные песни, имевшие разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). В течение всей рождественской недели специальными песнями славили Христа, его рождение изображали в народном кукольном театре — вертепе.

На Святки (от Рождества до Крещения) были распространены подблюдные гадания с песнями, разыгрывались веселые драматические сценки. Песни, заговоры, причитания, приговоры исполняли и во время других календарных обрядов. Семейные обряды сложились на общей основе с календарными и генетически с ними связаны, однако в центре семейных обрядов был конкретный реальный человек.

Обряды и события жизни

Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшие — рождение, вступление в брак и смерть. Следы древних родильных песенпожеланий сохранились в колыбельных песнях. Основным жанром похоронного и поминальных обрядов были причитания. Причитания включались в рекрутский обряд и в свадьбу севернорусского типа, где были особенно развиты. Свадебная поэзия отличалась богатством и разнообразием. На свадьбе исполняли также приговоры, разыгрывали драматические сценки.

В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: по представлениям народа, устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию; но постепенно они начали играть иную роль — церемониальную и эстетическую. Жанровый состав обрядового фольклора разнообразен: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические произведения. Особенно важны обрядовые песни—древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.

Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди (жених, невеста) или мифологические образы (Коляда, Масленица). Противоположны величальным корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые и хороводные песни исполнялись во время различных молодежных игр, в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сценки (например: сватов ство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

К обрядовому фольклору относятся так же заговоры, заклинания, некоторые былички, поверья, приметы, пословицы, поговорки, загадки, в 20 в. появились обрядовые частушки. В состав обрядового комплекса могли стихийно включаться произведения внеобрядового фольклора.

Народные обряды и обрядовый фольклор получили глубокое и многогранное отображение в русской литературе («Евгений Онегин», 1823-31, А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831-32, Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «Снегурочка», 1873, А.Н.Островского, «Война и мир», 1863-69, Л.Н.Толстого, лирика С.А.Есенина и др.).

Источники:

http://moyamamma.ru/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-istochnik-vekovoj-mudrosti
http://100urokov.ru/predmety/kalendarno-obryadovyj-folklor
http://www.litdic.ru/obryadovyj-folklor/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: