Клод Леви-Стросс: ключевая фигура этносоциологии. Концепция культуры К

Клод Леви-Стросс: ключевая фигура этносоциологии

Леви-Стросс использовал метод структурной лингвистики применительно к примитивным архаическим обществам. Приоритетно он занимался индейцами Северной и Южной Америки.

Равенство культур: структурная антропология. Леви-Стросс проводил идею о принципиальном равенстве культур между собой и настаивал на невозможности и неадекватности проецирования критериев одной культуры на другую.

Общество можно понять только в его собственном культурном и цивилизационном контексте, но погружение в контекст исследуемого общества требует отказа от приверженности контексту того общества, к которому принадлежит сам исследователь.

Любое утверждение, содержащее прямой или косвенный намек на то, что один тип общества, одна культура или один социальный уклад лучше другого, является заведомо ненаучным, идеологическим и расистским. Некорректно даже говорить, что одно общество более или менее развито, чем другое, так как термин «развитие» есть ценностный концепт западноевропейской цивилизации. Общество не развивается, а живет. Живет так, как считает нужным.

Основы такого подхода Клод Леви-Стросс сформулировал в своей программной книге «Структурная антропология».

Методологически «структурная антропология» сводится к исследованию структуры общества, которая может быть представлена в форме бинарных оппозиций. Архаические общества имеют более нюансированные пары: сырое/приготовленное, обработка земли/охота за дичью и т.д. При этом одна из классических форм архаической культуры состоит в снятии жесткости бинарных оппозиций и введении нового, примиряющего, опосредывающего термина. Таким опосредующим началом Леви-Стросс считал исследованную Полом Радином фигуру трикстера (койота или ворона) в многочисленных индейских мифах.

Выявление бинарных оппозиций позволяет, по Леви-Строссу, корректно интерпретировать миф, выделив в нем наименьший структурный семантический элемент – мифему. Основная идея Леви-Стросса состоит в следующем: миф есть законченная интеллектуальная матрица, которая должна быть изучена через особые операции на основе мифологики (специальной логики мифа).

Элементарные структуры родства. В работе «Элементарные структуры родства» Леви-Стросс доказывает, что для изначальных социальных систем обмен женщинами между кланами, фратриями и другими группами служил основой социального структурирования и был главной коммуникационной матрицей – как обмен словами в языке.

В качестве основы построения соц.структуры общества Клод Леви-Стросс рассматривал не семью и не род, но отношения между семьями и родами. Согласно его концепциям, в основе общества лежит операция обмена, которая направлена к установлению равновесия: отдающий должен получать эквивалент своему дару. Операция обмена может быть уподоблена ссуде: один дает другому нечто в долг, что тот должен вернуть.Приоритетными объектами обмена в простых обществах выступают слова и женщины.

Леви-Стросс развил идею «дара», а также механизма обмена дарами (дар/отдаривание) как соц. основы общества, но только применительно к обмену женщинами, которые являются обобщением «дара» как такового, так как концентрируют в себе другие формы обмена – в том числе обмена предметами или словами. Структура родства, основанная на гендерном обмене, таким образом, может быть рассмотрена как «универсальная грамматика общества».

Ограниченный обмен. К. Леви-Стросс выделяет в примитивных обществах два типа обмена женщинами, то есть два типа социального языка брака: «ограниченный обмен» и «обобщенный обмен».

Ограниченный обмен представляет собой классический случай дуального или кратного двум членения общества на экзогамные фратрии. Простейший случай: племя, разделенное на две половины, которые проживают либо на общей территории (например, в разных концах поселения), либо на некотором расстоянии. Между двумя фратриями А и В происходит обмен женщинами.

В такой модели организации брака соблюдается принцип равноценности. Фратрия А отдает фратрии В столько же женщин, сколько и получает взамен. Женщиной, которая может стать женой, является не всякая молодая женщина в детородном возрасте, а только женщина-«нао» («нао» противоположно «табу»), то есть принадлежащая к определенной фратрии, разрешенной для брачного союза.

Обобщенный обмен. Вторую форму обмена женщинами Леви-Стросс называет «обобщенной». Здесь равновесие между даром и отдариванием достигается не прямым образом, а опосредованным. Если в первой модели может быть только четное число экзогамных фратрий, обменивающих женщин строго «одна на другую», то в обобщенных системах может участвовать теоретически любое – неограниченное – количество фратрий. При этом обобщенные системы ничем принципиально не отличаются от прямых, так как жесткая упорядоченность женщин-«нао» и основные социальные табу сохраняются.

Атомарная структура гендерных отношений и их шкала. К.Леви-Стросс выделяет ту минимальную структуру, которая сохраняется постоянной при всех социальных моделях гендерного обмена. Он описывает ее через группу из четырех членов: супруг (отец) – супруга (мать) – сын – брат супруги (дядя). Между ними теоретически возможно шесть осей связи: муж-жена; мать-сын; отец-сын; сестра-брат; дядя (уй) -племянник; муж-шурин (швагер).

Для изучения и систематизации этих связей Леви-Стросс предлагает разделить их на две категории: интимность/дистанция. Интимность включает нежность, спонтанность, близость. Дистанция – авторитет, уважение, сдержанность, настороженность, иногда враждебность. Обществ, в которых доминировал бы только один тип отношений, не существует.

Материнское и отцовское в социуме. Общества, основанного на промискуитете никогда не существовало, если не брать во внимание специальные и всегда строго ритуализированные оргиастические ритуалы, которые встречаются не только в примитивных племенах, но и в высокоразвитых культурах.

Читать еще:  Сатурн в деве натальной карте. Астрологическая энциклопедия

Леви-Стросс предложил структурную классификацию родственных связей, основанных на фундаментальном начале: определения принадлежности ребенка к тому или иному роду и местонахождения ребенка в пространстве одной из двух фратрий.

К.Леви-Стросс делит все варианты определения родства на четыре группы: матрилинейное, патрилинейное, матрилокальное и патрилокальное. Первые два типа относятся к определению принадлежности ребенка к роду матери или отца, а вторые два – к местонахождению ребенка на территории рода матери или отца.

Огромное значение в системе родства имеют отношения с двоюродными братьями и сестрами. Их пример показывает, что запрет на инцест имеет не физиологический или гигиенический, но сугубо социальный характер. Это выражается в делении кузин и кузенов на перекрестных и параллельных. Параллельные кузены (кузины) – это дети братьев отца или сестер матери. Кросскузены (кросскузины) – дети сестер отца и братьев матери. При любых формах определения принадлежности к роду – и по патрилинейной и по матрилинейной – кросскузены и кросскузины оказываются членами противоположного рода по отношению к сыну (дочери) данных родителей.

Структурализм К. Леви-Строса.

Французского этнолога, культуролога и философа К. Леви-Строса нередко именуют “отцом структурализма”. В 2008 г. Леви-Стросу исполнилось 100 лет. Он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. В этом же году Библиотека Плеяды [1] приступила к публикации его работ (обычно при жизни автора это не делается).

Клод Леви-Строс (1908 2009) изучал право и философию в Сорбонне. Посещал семинары антрополога М. Мосса. Его научные взгляды формировались под влиянием учений Э. Дюркгейма и Ф. де Соссюра. В 1935—1939 гг. — профессор социологии в Сан-Паулу (Бразилия), участвовал в полевых исследованиях бразильских индейцев. В 1942—1945 гг. — профессор в Нью-Йорке, с 1946 г. преподает во Франции. В 1959 г. возглавил кафедру социальной антропологии в Коллеж де Франс. Член Французской и многих иностранных академий. Главный предмет интересов – сравнительное изучение мифологии отсталых этнических групп, а также тотемических и других верований. Этим вопросам посвящены его основные работы: “Раса и история” (1952), “Печальные тропики” (1955), “Структурная антропология” (1958), “Мышление дикарей” (1962), “Тотемизм сегодня” (1962), “Ревнивая горшечница” (1985), “История рыси” (1991), “Видеть, слышать, читать” (1993) и др. Его фундаментальный четырехтомник “Мифологикн” (1964—1971) считается классическим трудом всей современной культурологии и культурной антропологии.

Леви-Строс обстоятельно разъясняет сущность используемого метода и основные категории, употребляемые в процессе его применения. Он выделяет четыре условия, необходимых для того, “чтобы модели заслужили название структуры”:

  • 1) “структура есть некая система, состоящая из таких элементов, что изменение одного из этих элементов влечет за собой изменение всех других”;
  • 2) каждая модель принадлежит “группе преобразований, каждое из которых соответствует модели одного и того же типа, так что множество этих преобразований образует группу моделей”;
  • 3) отмеченные свойства “позволяют предусмотреть, каким образом будет реагировать модель на изменение одного из составляющих ее элементов”;
  • 4) модель должна быть построена так, “чтобы ее применение охватывало все наблюдаемые явления” [2] .

Леви-Строс подчеркивал человеческий аспект своей концепции и даже назвал ее структурной антропологией. Современный человек, считает Леви-Строс, живет в ситуации глубокого раскола между культурой и природой, и именно это делает его несчастным. Французский исследователь предпринял попытку преодоления этого раскола.

В качестве главной задачи исследований Леви-Строс рассматривал доказательство нескольких основных тезисов:

  • – все многообразные явления человеческого общества есть модификации некой исходной единой модели, ее раскрытие;
  • — поэтому все эти явления могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы;
  • — между этими явлениями можно установить связи и соответствия, показывающие их положение по отношению и друг к другу и к исходной модели.

А. Б. Островский, известный исследователь творчества К. Леви-Строса, выделяет принципы, в совокупности составляющие суть метода структурной антропологии: 1) явление культуры рассматривается в синхронном срезе общества, в единстве его внутренних и внешних связей; 2) явление культуры анализируется как многоуровневое целостное образование, а связи между его уровнями истолковываются в семиотическом ключе; 3) исследование явления производится с учетом его вариативности — в рамках конкретной культуры. Конечный результат исследования — моделирование “структуры”, которая определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления, так и переходам от одного варианта к другому [3] .

По мнению Леви-Строса, для понимания сути культуры важно знать, как выглядит окружающий мир в восприятии людей, принадлежащих к различным культурам; человеческие ощущения не столько отражают, сколько кодируют окружающий человека мир, а все явления и процессы выражаются в виде символов.

По Леви-Стросу, первоначальная связь между “самими вещами” и символами сознания, которая существовала еще в эпоху неолита, в процессе исторического развития человечества вытесняется в сферу бессознательного. Поэтому прямой путь к окружающему человека миру в процессе истории все больше загромождается различного рода символическими структурами.

К счастью, по его мнению, еще сохранились традиционные общества, которым удастся ускользать от принципа изменения, — “холодные” общества. Их Леви-Строс противопоставляет “горячим” обществам, которые с эпохи неолита находятся в процессе постоянных изменений. В “холодных” обществах первоначальная связь между окружающим человека миром и символами его сознания еще не нарушена и не вытесняется в сферу бессознательного. Поэтому перед исследователем открываются уникальные возможности: первобытный человек выступает в качестве особого зеркала, позволяющего современному человеку увидеть свою сферу бессознательного и перебросить мост от природы к культуре.

Читать еще:  Храм, который построил фидель.

В четырехтомном труде “Мифологики” (1964) Леви-Строс использовал структурный анализ для сравнительного исследования мифов, которые он рассматривал как фундаментальное содержание коллективного сознания, основу устойчивых социальных структур. В “Мифологиках” воссоздастся канва мышления коллективного субъекта — творца мифов. Она реконструируется применительно не к отдельному мифу, а к “метагруппе” мифов. Коды, скрепляющие собой большие семантические подразделы в мифологическом поле, играют роль категорий мифологического мышления. Так, в большой группе южноамериканских мифов о происхождении кухни (огня кухни), мяса диких свиней, культурных растений, а также меда и табака (как “окрестностей кухни”) сообщения передаются посредством четырех кодов: кулинарного и сопряженного с ним техно-экономического, акустического, социологического и космологического.

По мнению Леви-Строса, люди всегда думали одинаково, различны лишь объекты их мышления. Конкретные исследовательские модели, при помощи которых исследуется менталитет людей первобытного общества, Леви-Строс описывает в работе “Неприрученная мысль”.

Модель “наука конкретного” показывает, что внимание туземцев к конкретному сочетается с их одновременным стремлением к символизации. При этом символы выступают в качестве единиц мышления. Их статус промежуточен между конкретно-чувственными образами и абстрактными понятиями.

Одна из моделей названа “бриколаж”. Этот термин означает все, что ремесленник кладет вместе из вещей, попадающихся ему под руку и нужных для его работы. “Бриколаж” в первобытном мышлении проявляется в том, что первобытный человек объединяет в одну сложную цепь ассоциаций самые разнородные знаки. Содержание мысли определяется рекомбинацией образов-символов, сформировавшихся в результате прошлой деятельности, “ибо ничего другого нет под руками” [4] . Такая рекомбинация похожа на смену картин в калейдоскопе.

Модель “тотализующего мышления” демонстрирует, что в мышлении туземцев, реализующем операции классификации, существуют определенные формы их взаимной логической обусловленности: переходы одних в другие, а также дополнительность.

Исследования К. Леви-Строса опровергли концепцию Л. Леви-Брюля (сформулированную в 1910—1920-х гг.), согласно которой людям традиционных обществ якобы присуще дологическое мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и управляемое мистическими переживаниями. В работах Леви-Строса впервые в истории социокультурной антропологии на материалах тотемизма и мифов была продемонстрирована логическая рациональность мышления туземцев, их способность к совершению логических операций, аналогичных мышлению человека технически продвинутой цивилизации.

Главные идеи структурализма:

  • — культура выступает как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии и т.п.);
  • — существуют универсальные принципы и способы культурной организации человеческого опыта, совместной жизни и деятельности; в свою очередь социальный опыт и социальная деятельность выступают как процессы построения знаковых и символических систем;
  • — существуют культуроорганизующие универсалии во всех сферах человеческой деятельности;
  • — в процессе создания устойчивых символов культуры в качестве первичных выступают психические принципы;
  • — функционирование и развитие культуры определяется взаимодействием внешних и внутренних символических стимулов культурной деятельности, установлением их иерархий, сравнением их с другими символическими формами.
  • [1] “Библиотека Плеяды” — наиболее престижная французская книжная серия. Выпускается с начала 1930-х гг. Книги серии издаются в изысканном оформлении: кожаный переплет, золотое тиснение на корешке, две матерчатые закладки. Тончайшая папиросная бумага позволяет томам, средний объем которых намного превышает тысячу страниц, быть удобными для чтения. Факт публикации в “Библиотеке Плеяды” означает для писателя самую высокую степень признания. Очень редки случаи, когда сочинения автора выходят в этой серии прижизненно (Андре Жид, Андре Мальро, Натали Саррот, Рене Шар, Клод Левн- Строс и др.).
  • [2]Леви-Строс К. Структурная антропология. С. 321.
  • [3] См.: Островский Л. Б. Этнологический структуризм Клода Леви-Строса // Леви- Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА — Книжный клуб ; Республика, 1999. С. 10.
  • [4]Леви-Строс К. Неприрученная мысль //Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРЛ — Книжный клуб ; Республика, 1999. С. 126.

Леви-Строс Клод. Книги онлайн

Клод Леви-Стросс (фр. Claude Lévi-Strauss, 28 ноября 1908, Брюссель — 30 октября 2009, Париж) — французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии (т. н. структурной антропологии), теории «инцеста» (одной из теорий происхождения права и государства), исследователь систем родства, мифологии и фольклора.

Родился в Брюсселе. В парижском университете изучал философию и юриспруденцию, затем в течение нескольких лет преподавал в школе. В 1934 году отправился в Бразилию, участвовал в полевых экспедициях. В 1941-1945 гг.работал в Нью-йоркском университете, гдепознакомился с лингвистом Р. О. Якобсоном. После войны Леви-Стросс вернулся во Францию; в 1959 году он стал профессором социальной антропологии в Коллеж-де-Франс, а в Парижском университете вплоть до 1974 года возглавлял исследовательский отдел Практической школы.

Первый из крупных трудов Леви-Стросса, «Элементарные структуры родства», был опубликован в 1949 году. В 1955 году вышли в свет «Печальные тропики», принесшие автору известность и вне профессионального круга. Главным же трудом Леви-Стросса по праву считается работа «Структурная антропология» (1961, 1973 —2-йтом), а также четырехтомные «Мифологические»(1964-1971).

Читать еще:  Если приснился бывший муж. К чему снится что бывший муж вернулся? Мужчина приснился с другой

Книги (10)

Леви-Строс Клод — французский философ, этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований.

Ключевое место в творчестве Леви-Строса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Строс совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики.

Леви-Строс К. — французский философ, этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований.

Ключевое место в творчестве Леви-Строса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Строс совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики.

Леви-Строс К. — французский философ, этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований.

Ключевое место в творчестве Леви-Строса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Строс совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики.

Леви-Строс К. — французский философ, этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований.

Ключевое место в творчестве Леви-Строса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Строс совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики.

Исследуя особенности мышления, мифологии и ритуального поведения людей “первобытных” обществ с позиций структурной антропологии, автор раскрывает закономерности познания и психики человека в различных социальных, прежде всего традиционных, системах, в культурной жизни народов.

Книга адресуется философам, психологам, историкам, этнографам, а также всем интересующимся вопросам культуры и религиоведения.

Клод Леви-Стросс — выдающийся французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии, исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Автор таких всемирноизвестньгх работ как: «Раса и история», «Структурная антропология», «Тотемизм сегодня», «Человек голый».

«Печальные тропики» — рассказ очевидца и глубокое размышление о судьбах народов и культур, о направлении развития цивилизации, о тех проблемах, которые и в XXI веке не утратили актуальности.

В настоящее издание включены работы выдающегося французского ученого-этнолога, члена Французской академии, создателя структурно-семиотического метода изучения мифов и верований Клода Леви-Строса.

Книги «Путь масок» и «Ревнивая горшечница» созданыв поздний период творчества ученого, когда его метод и концепция мифологического мышления уже обрели зрелость и прозаичность. Все вошедшие в настоящее издание произведения публикуются на русском языке впервые.

Книга адресована всем, кто интересуется этнологией, психологией, культурологией, философией.

Книга «Структурная антропология» из числа тех, которые, будучи написанными талантливыми и разносторонне образованными людьми, вызывают широкий резонанс и интерес далеко за пределами того научного направления, в русле которого созданы.

Произведение известного этнографа и философа Клода Леви-Строса изучают и анализируют не только коллеги по цеху, но и социологи, лингвисты, психологи, литературоведы. Его имя ставят в один ряд с такими выдающимися мыслителями, как Фрейд, Камю, Хомской, и относят к ряду «властителей дум современности». Он популярен не только в научных кругах, но и в мире искусства.

Соавтор: Островский А.Б.

Эти две книги дают представление об интеллектуальном инструментарии, которым располагали люди в традиционных бесписьменных обществах, об их способах классификации и обобщения.

Написанные одна за другой и опубликованные в течение одного и того же года (1962), эти произведения, в совокупности, отодвигают ложную завесу мистических «сопричастий», которые прежде приписывались т. н. первобытному мышлению, отчетливо демонстрируют его логические, семиотические возможности, а также общие и специфические черты сравнительно с современным типом мышления.

Три лекции крупнейшего этнографа и культуролога XX века Клода Леви-Стросса (1908-2009), составляющие эту книгу, посвящены фундаментальным проблемам, стоящим перед современным человечеством.

Подчеркивая важное значение антропологии как нового, «демократического» гуманизма, Клод Леви-Стросс ставит вопрос о «конце культурного верховенства Запада», о связях между культурным релятивизмом и нравственными суждениями. Рассматривая проблемы глобализованного общества, Леви-Стросс касается и экономики, и искусственного оплодотворения, и связей между научным мышлением и мифологическим.

Он высказывает наконец свои опасения относительно тех узловых проблем, с которыми мир столкнулся в преддверии ХХI века, в том числе по поводу общей природы разного рода «идеологических вспышек» и набирающих силу фундаменталистских течений.

Источники:

http://studopedia.ru/9_222518_klod-levi-stross-klyuchevaya-figura-etnosotsiologii.html
http://studme.org/82043/filosofiya/strukturalizm_levi-strosa
http://www.koob.ru/levi_stros/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: