Климент охридский биография. Климент Охридский: кто создал русскую азбуку? Полное житие святителя Климента, архиепископа Охридского

Равноапостольный Кли ́ мент Охридский , Величский (Болгарский), архиепископ

День памяти

Житие

Краткое житие святителя Климента, архиепископа Охридского

Свя­ти­тель Кли­мент был уче­ни­ком свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. По­сле кон­чи­ны свя­то­го Ме­фо­дия под дав­ле­ни­ем гер­ман­ских епи­ско­пов он пе­ре­шел в Охрид­скую об­ласть, ос­но­вав здесь мо­на­стырь в Бе­ли­це, его первую епи­скоп­скую ка­фед­ру. Поз­же пе­ре­се­лил­ся в го­род Охрид, став­ший цен­тром его неустан­ных ар­хи­пас­тыр­ских и учи­тель­ских тру­дов. В Охри­де он вы­стро­ил цер­ковь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на. Вме­сте со свя­ти­те­лем На­у­мом устро­ил скрип­то­ри­ум, где мно­гие его уче­ни­ки тру­ди­лись над пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем книг в сла­вян­ской гра­фи­ке для сла­вян­ских на­ро­дов. Он со­вер­шал чу­де­са и при жиз­ни, и по­сле кон­чи­ны, и со­вер­ша­ет их до­ныне. Его мо­щи на­хо­дят­ся в церк­ви, ко­то­рая пер­во­на­чаль­но бы­ла по­свя­ще­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, а впо­след­ствии ста­ла но­сить его имя.

Полное житие святителя Климента, архиепископа Охридского

По про­ис­хож­де­нию сла­вя­нин, был уче­ни­ком св. рав­ноап­о­столь­ных Ме­фо­дия († 885 г.; па­мять 11/24 мая) и Ки­рил­ла († 869 г.; па­мять 11/24 мая) и по­мо­гал свя­тым бра­тьям в де­ле про­све­ще­ния сла­вян­ско­го на­ро­да и в их борь­бе за чи­сто­ту пра­во­сла­вия в Мо­ра­вии. По­сле из­гна­ния из Мо­ра­вии сла­вян­ские ис­по­вед­ни­ки свв. Ан­ге­ляр, Кли­мент и На­ум при­бы­ли в Бол­га­рию, где их встре­ти­ли с по­че­том и про­си­ли вве­сти бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке. Про­све­ти­те­ли сра­зу же при­сту­пи­ли к изу­че­нию сла­вян­ских книг, со­бран­ных бол­гар­ской зна­тью.

Вско­ре св. Ан­ге­ляр скон­чал­ся, а св. Кли­мент по­лу­чил на­зна­че­ние учи­тель­ство­вать в Кут­ми­чи­ви­це – об­ла­сти в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии. В Во­сточ­ной Церк­ви на долж­ность учи­те­ля из­би­рал­ся че­ло­век до­стой­ный, из­вест­ный сво­ей бла­го­че­сти­вой жиз­нью и об­ла­дав­ший да­ром сло­ва. Св. Кли­мент еще в Мо­ра­вии был в чине «сто­яв­ших на сте­пе­ни учи­те­лей».

В Бол­га­рии св. Кли­мент ис­пол­нял долж­ность учи­те­ля до 893 г. Он ор­га­ни­зо­вал в первую оче­редь шко­лу при кня­же­ском дво­ре, до­стиг­шую вы­со­ко­го уров­ня в цар­ство­ва­ние Си­мео­на, а в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии со­здал шко­лы от­дель­но для взрос­лых и де­тей. Св. Кли­мент обу­чал де­тей гра­мо­те. Об­щее ко­ли­че­ство его уче­ни­ков бы­ло огром­ным: толь­ко из­бран­ных, при­над­ле­жав­ших к кли­ру, из­вест­но 3500 че­ло­век. В 893 г. св. Кли­мент был воз­ве­ден в сан епи­ско­па Дрем­ви­цы, или Ве­ли­цы, а его ме­сто за­нял св. На­ум.

Свя­ти­тель Кли­мент пер­вым из бол­гар­ских иерар­хов стал слу­жить, про­по­ве­до­вать и пи­сать на сла­вян­ском язы­ке. Тру­дил­ся свя­ти­тель во сла­ву Бо­жию до глу­бо­кой ста­ро­сти, ис­пол­няя и епи­скоп­ское слу­же­ние, и про­дол­жая пе­ре­вод­че­скую де­я­тель­ность. Он мир­но ото­шел ко Гос­по­ду в 916 г. Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в ос­но­ван­ном им Охрид­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре.

Свя­ти­тель Кли­мент счи­та­ет­ся пер­вым сла­вян­ским пи­са­те­лем. Он не толь­ко про­дол­жил пе­ре­вод­че­ское де­ло, на­ча­тое свв. Ки­рил­лом и Ме­фо­ди­ем, но и оста­вил свои пи­са­тель­ские тру­ды – пер­вые об­раз­цы сла­вян­ской ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры.

Жизнеописания равноапостольных Климента, архиепископа Охридского, Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра

Свя­тые рав­ноап­о­столь­ные Кли­мент, епи­скоп Охрид­ский, На­ум, Сав­ва, Го­разд и Ан­ге­ляр бы­ли сла­вяне, уче­ни­ки свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия (па­мять 11 мая). Вна­ча­ле они под­ви­за­лись на ни­ве про­све­ще­ния в Мо­ра­вии, где по­сле свя­ти­те­ля Ме­фо­дия епи­ско­пом был свя­той Го­разд, пре­крас­но знав­ший сла­вян­ский, гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки. Свя­тые Кли­мент, На­ум, Ан­ге­ляр и Сав­ва бы­ли пре­сви­те­ра­ми.

Читать еще:  Актуальная бесконечность. Актуальная и потенциальная бесконечность

Про­све­ти­те­лям-сла­вя­нам про­ти­во­сто­я­ла силь­ная ла­ти­но-немец­кая груп­па мис­си­о­не­ров, опи­рав­ших­ся на под­держ­ку па­пы и по­кро­ви­тель­ство мо­рав­ско­го кня­зя Свя­то­пол­ка. Борь­ба раз­вер­ну­лась во­круг во­про­сов о необ­хо­ди­мо­сти бо­го­слу­же­ния на сла­вян­ском язы­ке, Filioque и суб­бот­нем по­сте. Па­па Сте­фан VI за­пре­тил бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке.

Сто­рон­ни­ки трехъ­языч­ной ере­си, об­ре­кав­шей сла­вян­ский на­род на за­бве­ние язы­ка пред­ков, с по­мо­щью кня­же­ской вла­сти пре­да­ли су­ду уче­ни­ков свя­то­го Ме­фо­дия, в том чис­ле и свя­то­го Кли­мен­та. Их под­верг­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям: на­ги­ми вла­чи­ли по тер­нов­ни­ку, дол­го дер­жа­ли в тюрь­ме, как и ра­нее их ду­хов­но­го от­ца свя­то­го Ме­фо­дия. Впо­след­ствии (в 886 го­ду) од­них из уз­ни­ков – мо­ло­дых – про­да­ли ра­бо­тор­гов­цам-ев­ре­ям, и они ока­за­лись на ве­не­ци­ан­ском рын­ке. Вы­куп сла­вян­ских про­све­ти­те­лей и до­став­ку их в Кон­стан­ти­но­поль осу­ще­ствил по­сол ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра в Ве­не­ции Ва­си­лий Ма­ке­до­ня­нин. Дру­гих сла­вян­ских ис­по­вед­ни­ков, по­жи­лых по воз­рас­ту, под­верг­ли из­гна­нию. Неиз­вест­но, ку­да на­пра­вил­ся свя­той Го­разд и где на­шел се­бе при­ют свя­той Сав­ва. На­ум и Ан­ге­ляр ушли в Бол­га­рию.

В 907 го­ду под уда­ра­ми мадь­яр па­ла Мо­ра­вия, и мо­рав­ские бе­жен­цы по­тя­ну­лись в Бол­га­рию по тем же до­ро­гам, ко­то­ры­ми ко­гда-то шли из­гнан­ные ими свя­тые про­све­ти­те­ли.

Сла­вян­ских ис­по­вед­ни­ков бол­га­ры встре­ти­ли с по­че­том и про­си­ли вве­сти бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке. Бол­гар­ский князь Бо­рис “с ве­ли­ким усер­ди­ем ис­кал” та­ких лю­дей, как уче­ни­ки свя­то­го Ме­фо­дия, ибо при­ла­гал боль­шое усер­дие к про­све­ще­нию сво­е­го на­ро­да. Про­све­ти­те­ли сра­зу же при­сту­пи­ли к изу­че­нию сла­вян­ских книг, со­бран­ных бол­гар­ской зна­тью.

Вско­ре свя­той Ан­ге­ляр скон­чал­ся, а свя­той Кли­мент по­лу­чил на­зна­че­ние учи­тель­ство­вать в Кут­ми­чи­ви­це – об­ла­сти в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии. В Во­сточ­ной Церк­ви на долж­ность учи­те­ля из­би­рал­ся че­ло­век до­стой­ный, из­вест­ный сво­ей бла­го­че­сти­вой жиз­нью и об­ла­дав­ший да­ром сло­ва. Свя­той Кли­мент еще в Мо­ра­вии был в чине “сто­яв­ших на сте­пе­ни учи­те­лей”. В Бол­га­рии свя­той Кли­мент ис­пол­нял долж­ность учи­те­ля до 893 го­да. Он ор­га­ни­зо­вал в первую оче­редь шко­лу при кня­же­ском дво­ре, до­стиг­шую вы­со­ко­го уров­ня в цар­ство­ва­ние Си­мео­на, а в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии со­здал шко­лы от­дель­но для взрос­лых и де­тей. Свя­той Кли­мент обу­чал де­тей гра­мо­те. Об­щее ко­ли­че­ство его уче­ни­ков бы­ло огром­ным: толь­ко из­бран­ных, при­над­ле­жав­ших к кли­ру, из­вест­но 3500 че­ло­век. В 893 го­ду свя­той Кли­мент был воз­ве­ден в сан епи­ско­па Дрем­ви­цы или Ве­ли­цы, а его ме­сто за­нял свя­той На­ум.

Свя­ти­тель Кли­мент пер­вым из бол­гар­ских иерар­хов стал слу­жить, про­по­ве­до­вать и пи­сать на сла­вян­ском язы­ке. К то­му же он си­сте­ма­ти­че­ски го­то­вил кли­ри­ков из сла­вян. Тру­дил­ся свя­ти­тель во сла­ву Бо­жию до глу­бо­кой ста­ро­сти. Обес­силев на­столь­ко, что уже не мог за­ни­мать­ся де­ла­ми ка­фед­ры, свя­ти­тель об­ра­тил­ся к ца­рю Си­мео­ну с прось­бой об уволь­не­нии. Царь убе­дил свя­ти­те­ля не остав­лять ка­фед­ры, и свя­той Кли­мент ре­шил про­дол­жить епи­скоп­ское слу­же­ние. По­сле этой бе­се­ды он от­пра­вил­ся на от­дых в Охри­ду, в со­здан­ный им мо­на­стырь. Там свя­ти­тель про­дол­жил пе­ре­вод­че­скую де­я­тель­ность и пе­ре­вел зна­чи­тель­ную часть Цвет­ной Три­о­ди. Вско­ре свя­той епи­скоп тя­же­ло за­бо­лел и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду в 916 го­ду. Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­ло­же­но в гроб, сде­лан­ный его соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми, и по­гре­бе­но в Охрид­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре.

Свя­ти­тель Кли­мент счи­та­ет­ся пер­вым сла­вян­ским пи­са­те­лем: он не толь­ко про­дол­жил пе­ре­вод­че­ское де­ло, на­ча­тое свя­ты­ми Ки­рил­лом и Ме­фо­ди­ем, но и оста­вил свои пи­са­тель­ские тру­ды – пер­вые об­раз­цы сла­вян­ской ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры.

Мно­гие сло­ва и по­уче­ния рав­ноап­о­столь­но­го Кли­мен­та пе­ре­шли на Русь, где с лю­бо­вью чи­та­лись и пе­ре­пи­сы­ва­лись рус­ски­ми бла­го­че­сти­вы­ми хри­сти­а­на­ми.

Мо­щи свя­тых Го­раз­да и Ан­ге­ля­ра по­чи­ва­ют близ Бе­ра­та в Ал­ба­нии, остан­ки свя­то­го На­у­ма – в мо­на­сты­ре его име­ни око­ло Охрид­ско­го озе­ра.

Читать еще:  К чему снится ночевать в чужой квартире. К чему снится квартира

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Климент Охридский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православная Церковь 27 июля и 25 ноября чтит память святого мученика Климента. Он был ранним писателем болгарского Средневековья и учеником Мефодия, составил описание жития первоучителя Кирилла.

Житие Климента Охридского

О детстве и юности осталось мало сведений. Но одни источники утверждают, что он был сыном болгарского аристократа и получил хорошее образование. Предполагается, что родился приблизительно в 840 году. «Охридская легенда», которая составлена в тринадцатом веке Димитрием Хоматианом, говорит о том, что родом юноша был из Македонии. Этот факт подтверждает то, что он хорошо знал греческий язык. Македония входила в состав Болгарского царства.

Климент познакомился с Мефодием в монастыре Полихрон, который находился в Малой Азии. Вместе они трудились над созданием славянской письменности, переводили книги с греческого на славянский язык. Когда в обитель прибыл брат Мефодия Кирилл, то встреча с ним произвела огромное впечатление. Позже в изложении жития он называет Кирилла своим учителем.

Затем он сопровождал в поездке к папе Римскому двух братьев с останками Климента Святого. Папа Римский Адриан Второй узаконил славянский язык для проведения церковных служб и отправил Климента папским посланником в Венгрию, которая входила в состав Великой Моравии. Священники встретили его враждебно, так как боялись утратить свое положение. В результате двести учеников Мефодия подверглись преследованиям. Молодых продали в рабство, кто был постарше, убиты или изгнаны.

Климент и его товарищи отправился в Белград, который был столицей Болгарского царства. Царь Борис радушно встретил славянских проповедников и принял как особых вельмож в своем дворце. Затем Климент отправился проповедовать в Македонию, где способствовал культурной ассимиляции:

  • он развернул просветительскую деятельность;
  • проповедовал Евангелие;
  • обучал детей грамоте, и многие из них становились избранными учениками;
  • в Охриде основал обитель святого Пантелеймона.

В дальнейшем был направлен епископом в Драгвисту, где он прожил 23 года. Его главной целью была подготовка местного духовенства для осуществления церковных служб на славянском языке.

В возрасте преклонных лет он хотел отказаться от епископства, но болгарский царь Симеон стал возражать. Тогда он поселился в обители святого Пантелеймона. Здесь он умер в 916 году на восьмидесятом году жизни.

Климент Охридский

в Православных церквях

27 июля и 25 ноября (по юлианскому календарю)

Кли́мент О́хридский (греч. Κλήμεντος , болг. и макед. Климент Охридски ) ок. 840 — 17 июля 916) — болгарский и всеславянский просветитель, святой, жил в городе Охрид, в Македония. Один из учеников Кирилла и Мефодия.

Содержание

Жизнеописание

Участник Моравской миссии Кирилла и Мефодия. До смерти Мефодия бежал от преследования латинян в Болгарию. Болгарский царь Борис послал Климента для проповеди в западную часть Первого Болгарского царства, в частности в Кутмичевицу (ныне на территории Албании) и в район Охрида (современная Республика Македония). Там Климент Охридский основал Охридскую книжную школу, ставшую одним из древнейших культурных центров Македонии.

Болгарский царь Симеон сделал его епископом Величским. Его литературное наследие насчитывает довольно много сочинений: похвальные слова Богоматери (на все Богородичные праздники) и Предтече, жития святых, перевод «цветной Триоди».

В настоящее время в науке преобладает теория о том, что Кирилл и Мефодий создали глаголицу, а кириллица была создана позднее, возможно — их учениками; существует точка зрения, что кириллицу создал именно Климент Охридский, в число сторонников этой точки зрения входят И. В. Ягич, В. Н. Щепкин, А. М. Селищев и др.

Читать еще:  Человек с головой слона. Бог Ганеша — слон, исполняющий желания

В Республике Болгария и в республике Македония в честь святого названы многие школы, улицы и государственные учреждения. Самая большая церковь в Скопье носит имя святого Климента. В честь Климента Охридского назван Софийский государственный университет, а также прилегающая к ним станция метро. Также именем святого названа болгарская антарктическая станция «Святой Климент Охридский».

См. также

Примечания

Литература

  • Истрин В. А. История письма. — М ., 1965.
  • Горшков А. И. Старославянский язык. — М .: Астрель, 2002.
  • Милев А.Гръцките жития на Климент Охридски. — София: Издателство на Българската академия на науките, 1966. — переводы на болгарский двух греческих житий Климента
  • Туницкий Н.Л. Св. Климент, епископ словенский: Его жизнь и просветительная деятельность. — Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1913. — 290 с.
  • Ундольский В. М., Лавров П. А. Климент, епископ словенский. — М ., 1895.

Ссылки

  • Похвальное слово Кирилла Философа (макед.)
  • Похвальное слово святого Димитрия (болг.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Климент Охридский” в других словарях:

Климент Охридский — (Величский или Словенский) (около 840‒916), славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы. Как ученик и ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия участвовал вместе с ними в Моравской миссии (863). После изгнания из… … Большая советская энциклопедия

КЛИМЕНТ Охридский — (Величский или Словенский) (ок. 840 916), славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы; создал охридскую литературную школу, занимавшуюся переводами. Религиозно дидактические сочинения с элементами гражданской и … Энциклопедический словарь

КЛИМЕНТ Охридский — (Величский или Словенский) (ок. 840 916) славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы; создал охридскую литературную школу, занимавшуюся переводами. Религиозно дидактические сочинения с элементами гражданской и… … Большой Энциклопедический словарь

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ — (Величский, Словенский) [ок. 840 27.7.916, Охрид], первый слав. писатель, просветитель, ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия, с 863 участвовал вместе с ними в Моравской миссии. После изгнания из Моравии нем. духовенством (886) был послан болг.… … Российская педагогическая энциклопедия

Климент Охридский — (Величский, Словенский) (ок. 840 916) первый славянский писатель, просветитель, ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия. Создавал в Охриде школы для детей, а также училища для взрослых с преподаванием на славянском языке, готовившие… … Педагогический терминологический словарь

Климент Охридский — (ок. 840 916) слав. просветитель, один из наиб. близких учеников и сподвижников Кирилла и Мефодия, участник Моравской миссии, а после смерти своих учителей ревностный продолжатель дела утверждения слав. письменности и христ. культуры. К. О. много … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Святой Климент Охридский (антарктическая станция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Святой Климент Охридский. Болгария в Антарктике Святой Климент Охридский Лагерь Академия Экспедиция Тангра 2004/05 … Википедия

Святой Климент Охридский — Святой Климент Охридский: Святой Климент Охридский (840 916) первый епископ Болгарии, признан святым. Святой Климент Охридский болгарская полярная станция в Антарктике … Википедия

Климент — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка <<Имя>>. Вы можете помочь проекту, добавив его. Климент (в православной традиции Климент) мужское имя древнеримского происх … Википедия

Климент — Охридский (Величский или Словенский) (около 840 916), славянский просветитель, один из основоположников древней болгарской литературы. Как ученик и ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия (См. Кирилл и Мефодий) участвовал вместе с ними в… … Большая советская энциклопедия

Источники:

http://azbyka.ru/days/sv-kliment-ohridskij-velichskij-bolgarskij
http://ikona-i-molitva.info/svyatoj-kliment-oxridskij/
http://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/116183

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: